Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Жена лешего и домового

Представляя героиню рассказа, стоит начать с множества имен, которыми она нарекалась в суевериях наших предков: кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, суседка, мара. Этот домашний дух в ряде мест считали супругой домового (которого звали суседушкой, а ее, стало быть, суседкой).

Кто становился кикиморой? По довольно распространенным поверьям, в кикимору обращалась девочка, умершая до крещения или проклятая еще в утробе, т.е. если был сделан аборт. Сколько абортов – столько кикимор, которые перед смертью своей матери будут караулить ее душу, чтобы утащить в ад.

Считалось, что кикиморой могла стать девочка, украденная или обмененная нечистой силой, или та, что родилась у женщины от огненного змея. Верили, что она может появляться в домах, поставленных на плохих местах: близких к погребению самоубийцы, неотпетого покойника и т.п., а также возле болот. Кроме того, кикимору могли «напустить» колдуны или злоумышленники-мастеровые (плотники, печники).

Чем занималась кикимора? Считалось, что она устраивает беспорядки, досаждает хозяевам: мешает спать (или, подобно Маре, наводит кошмары), бьет горшки, путает пряжу, стучит, швыряется луковицами из подполья и подушками с полатей. Причем, что характерно, главным объектом пакостей объявлялся глава дома. Она будто бы даже могла выдирать у него волосы. Впрочем, пристрастие суседки к шерстистому материалу проявлялось и во дворе, где она выщипывала перья у кур и стригла овец, отчего те плешивели впоследствии. Но вот что любопытно: приобретенная шерсть не пропадала, а обнаруживалась в хлеву в виде подстилки для скота.

Эта невидимка аттестовалась как любительница верховой езды: поутру хозяин мог найти свою лошадь загнанной, в мыле. Забавная деталь: поверья о том, что кикимора причиняет вред скоту путем его пересчитывания, оговаривают скромность ее математических способностей, утверждая, что она умеет считать только до трех. Все свои «подвиги» деятельная кроха творила по ночам, а днем отсыпалась за печкой (ну, точно супружница домового), на чердаке или в подполе. Порой, правда, могла и нарушить привычный режим дня, пробежавшись поросенком по лавкам.

В триллеровских сценариях с участием кикиморы предполагалось, что она способна погубить человека, выжить из дома. Право слово, а над кем ей тогда насмехаться? Вроде бы, невыгодно. Однако, это объясняет версия, согласно которой кикимора, если поселилась в пустом доме, то уж никого туда не захочет впускать: начнет кидаться чем попало: мусором, например, а то и камнями. Так что может быть, она просто была противницей коммуналок и претендовала на собственное жилище?

Страшноватым существом была кикимора болотная. Ей, жене лешего, приписывалось похищение детей, заманивание заблудившихся путников в трясину и т.п. С другой стороны, невидимка была трудолюбивой, а более всего увлекалась прядением, шитьем и плетением кружев, – эти занятия у кикимор были наследственным ремеслом (а ведь и великая Макошь пряла, как известно, нити судьбы). Если оказывалась рукодельницей, то могла допрясть за хозяйку, а коли таланта или мастерства не хватало, то недовольная результатами своей работы, либо осерчав на хозяйку, замусоливала шерсть и жгла куделю. Чтобы этого не произошло, полагалось на ночь благословлять средства предпочитаемого кикиморой труда. Благодаря проделкам неумех из этого рода в народе сложили поговорку: «От кикиморы рубахи не дождешься».

А еще она была очень ответственной сторожихой. На русском Севере считалось, что в летнюю пору она ходит по полям с большущей раскаленной сковородкой в руках, припасенной на случай обнаружения там вора: «кого поймает на чужом поле, того и изжарит». Говаривали также, что эта своевольница способна помогать и покровительствовать семье, но только в том случае, если хозяйка в ней сноровистая, старательная и умелая. Тогда она возьмется и малышей убаюкать, и крынки перемыть, и хорошую выпечку обеспечить.

Кикимору считали предсказательницей, верили, что плач ее или бряцание коклюшками предсказывает беду, а появление – смерть кого-то из обитателей дома. Загадочным для нас образом определяемое местоположение невидимки означало – к худу или к добру. Кое-где даже принято было спрашивать у нее о судьбе и получать ответы в виде стука (но ведь за судьбу отвечала Макошь!).

Как избавлялись от кикимор? От буйствующей кикиморы избавиться было крайне трудно. Лучшим оберегом от нее считался «куриный бог» – камешек с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, который вешали над насестом, на балках в хлеву, носили при себе и т. д. Под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток – клок медвежьей или верблюжьей шерсти с ладаном. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а найдя – сжигали. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь.

В арсенале знахарских методов были специальные заговоры и ритуалы. Например, на Герасима Грачевника (17 марта по н. ст.), обметали все углы в избе и печь, которую окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». В числе мер встречались и совсем странные. В частности, накинуть на нее крест (это на невидимку-то!), и она застынет на месте, т.е. обездвижится. Или такой: поймать и выстричь на темени волосы (тоже в виде креста), тогда она превратится в человека, правда, на всю жизнь сохранит какой-либо физиологический недостаток (слабоумие, заикание и т.д.).

Когда у кикиморы именины? В литературе по памятным датам о дне 2 марта, когда православный мир наряду с памятью о Феодоре Тироне чтит Мариамну Праведницу, как правило, выражается удивление: «каким образом праведница Маремьяна (Мариамна) церковного календаря превратилась в народном месяцеслове в Меремьяну-Кикимору, сказать трудно». На самом деле, удивляться здесь нечему. В дохристианскую пору этот день был посвящен богине Морене (Море, Маре), так сказать, прощание с ней по случаю наступления нового года и окончания зимы, правительницей которой она являлась. А поскольку наша героиня состояла в свите этой небожительницы, то Меремьяна Кикимора являет собой отголосок древнейших верований.

В этот день домашнюю утварь перемывали раствором с настойкой из корней папоротника, полагая таким образом доставить имениннице удовольствие, которая, как считалось, имела пристрастие к этому растению. Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду, обходили дом с факелами. Согласитесь, эти обряды имеют явную новогоднюю подоплеку. Именно благодаря им вскоре, на Герасима Грачевника, кикиморы единственный раз в году становились кроткими и смирными. Знали, видно, что как раз в этот день их могут выставить из дома.

Как видим, в образе кикиморы прослеживается связь с другими мифологическими персонажами, порой даже наложение их аспектов (может, просто путаница?). Но зачем вообще этот рассказ? Ведь время движется неумолимо, и суеверия отступают в глубину веков. А почему бы не воспользоваться поводом и, следуя обычаям предков, взять, да и выбросить старые, ненужные вещи для большей просторности в доме (или хотя бы освободить место для нового складирования им подобных…)?

История кикимор и биография рода берет начало в дремучих временах. Кикимора олицетворяет дух ночных кошмаров. Происхождение восточнославянского персонажа объясняется мифологией. По народным поверьям, это существо обитает в жилищах у славян и приносит всевозможный вред. Существует две вариации появления имени героини. По первому она звалась «шишимора». «Шиш» соответствовало нечисти, а «мора» – богине Морене. В другом объяснении «кики» расшифровывается как «горбатая».

Олицетворение нечистой силы, кикимора не имела друзей и ни с кем не общалась. У нее не было своего жилья, поэтому существо обитало в доме, где живет простой крестьянин. Кикимора не имела родственников и была неприкаянной. Сказки на вопрос, где живет существо в доме, отвечают, что она предпочитала располагаться за печкой. О своем присутствии она сообщала стуком, свистом, падением предметов и другими неприятными выходками.

Бытовало мнение, что в кикимор превращаются нелюбимые дети, а также маленькие некрещеные утопленницы. Кикиморы появлялись в результате романтического союза вдов и дев с огненным змием в обличии прекрасного царевича.

Древние славяне верили, что плотники и печники призывали кикимору, используя специальную куклу. Запрятав ее между стенами домов, мастера могли произнести заклинание, тем самым призвав бестию в дом. Поэтому мастерам всегда исправно платили за работу.

Жители Урала верили, что дети, пропавшие на болотах, были украдены кикиморами болотными. Они якобы обвивали ребенка веревками, затягивая в топи. Большинство деревенских легенд и баек, связанных с пропажей детей на болотах, повествовали о кикиморах. Мистические персонажи лишали своих жертв памяти и здравого сознания.

Мифология предлагает множество объяснений появления образа болотной кикиморы. Самым правдоподобным является изображение невинных девиц, утонувших в грязной трясине болота. Некоторые байки описывали кикимору как жену Домового. Выйдя замуж за этого персонажа, странное существо обретало возможность проживания в человеческих домах. Если же ее избранником становился леший, то болото навеки оставалось ее родным домом.

По легендам и преданиям кикимора была отрицательным персонажем с негативной энергетикой, направляемой на хозяйку жилища. Мифическое создание мешало вести домашнюю работу и налаживать быт. Кикиморы плели нити в обратную сторону и постоянно находились в движении, поэтому путали любую женскую работу. Помимо жилого пространства, существа избирали для поселения другие места. Им нравились хлева и бани, курятники и кабаки. Главным ориентиром для кикимор становились места скопления негатива. Поэтому чудовища выбирали грязные углы, где лежали старые ненужные вещи.

Изображение кикиморы было составлено благодаря народным поверьям, описывавшим внешность существа. Обычно ее представляли старой и страшной женщиной, горбатой, с всклокоченными волосами. Костюм был собран из старых обносков и лохмотьев. Голову венчал кокошник. У героини было худощавое телосложение. Ветер легко переносил бы ее с места на место.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. Считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетают из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отождествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, безобразной, неряшливой, смешной, одетой в лохмотья старушкой. Имеются описания старух, ряженых «кикиморами» – те одевшись в рваную одежду, с длинной заострённой палкой, садились на палати прясть, свесив ноги с бруса. Девушки смеялись над такой шишиморой, и за это она била их палкой. Редко кикимора описывалась как девушка, женщина, мужик, девочка. В восточносибирских иногда предстаёт в образе животного: утка, заяц, собака, свинья, хомяк (в сказке).

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище – тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви – это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка – в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы – неравномерные, неровные.

Согласно славянским поверьям, появление кикимор связано с «нечистой», неправильной смертью, что это дух неупокоенного мертвеца или проделки нечистой силы на месте такой смерти. Например, под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или не отпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

В других случаях считается, что причиной является порча. В частности, описывается порча строителями дома из мести его хозяевам, для чего матицу (потолочную балку) или между брёвен подкладывается кукла, сделанная из щепок и тряпочек.

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Универсальным оберегом от кикиморы считался «куриный бог» – чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым». 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Считалось, что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Выглядит кикимора практически всегда в образе очень страшной старушки. В некоторых поверьях говориться, что кикимора могла предстать и молодой девушкой, женщиной. У кикиморы очень худое тело и длинные конечности, лапы мохнатые, а глаза выпученные, нос длинный. Могут присутствовать хвост и рожки, а тело покрыто либо же перьями, либо шерстью. На лице ее или даже на всем теле могут быть бородавки.

Иногда кикимора встречалась человеку совершенно беззубой – если показывалась в образе старухи. Также на спине старухи мог быть небольшой горб, из-за чего та казалась еще ниже. Кикимора также имела силы превращаться в животных, а поэтому встретить ее человеку в истинном образе практически невозможно. Кроме того, по желанию, кикимора может становиться невидимой и очень быстро передвигается. Способна также она говорить на человеческом языке.

Кикимору болотную также изображают как старушку, поросшую мхом, в волосах у нее растения. Одевалась кикимора-старушка всегда в рваную одежду. Если кикимора была образе молодой девушки, то могла вообще ходить без одежды или во рваном платье. В образе не взрослеющей девочки также ходила в рваных обносках.

Жила кикимора на болоте, любила заниматься прядением по ночам. Вот только делала работу кикимора всегда некачественно, из-за чего после нее следовало все переделывать. Дружила с лешим.

Заманивала человека на болото, чтобы затем затащить его в трясину и утопить. Иногда просто сбивает путника с дороги своим пением, но более всего любит похищать детей. Взрослые пугали своих детей кикиморами, дабы не ходили без разрешения на болото, иначе они уже не вернутся домой, а станут навсегда пленниками и слугами кикиморы.

Болотная кикимора способна покидать свое болото и отправляться, к примеру, к своей сестре – домашней кикиморе. Вместе со своей сестрой кикимора болотная очень любит творить всякие пакости по хозяйству: вредит скоту, портят коровье молоко. Но самое страшное, на что способна болотная кикимора в доме – это похитить ребенка и отнести его на болото. После похищения детей более никто и никогда не видел.

Может превращаться в животного, чаще всего в свинью или в собаку. Подобное может говорить о том, что кикимора могла быть могущественным оборотнем. Чтобы более успешно замечать и приманивать одиноких путников, она способна видеть на огромное расстояние. Одолеть кикимору можно с помощью специального обряда-ритуала. Помогают напугать кикимору такие предметы, как чеснок, соль, серебро, полынь. Чтобы не стать жертвой кикиморы следует носить с собой на шее большой серебряный крест или же рассечь огонь, если чувствуешь, что кикимора совсем рядом.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (12.03.2022)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz