Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов – сказки Баюна целебны.
Среди всех героев славянской мифологии кот Баюн считается самым загадочным. Встречается он в сказках нечасто, известно про него крайне мало и однозначно описать его как отрицательного или положительного героя нельзя.
Одна из легенд гласит, что кота Баюна создал сам Велес, чтобы защитить свои запасы зерна от обнаглевших мышей. Застав грызуна за порчей продуктов, бог пришел в ярость и бросил в них свою рукавицу. Именно она и превратилась в большого и опасного кота со сложным характером и страстью к уединению.
По преданиям кот Баюн жил в лесах, вдали от людей и не слишком любил гостей. Зверь сидел на железном столбе и когда видел приближающегося путника, начинал мурлыкать и заговаривать его. Усыпив бдительность человека, кот бросался на него, убивал и съедал.
Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» – болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» – усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь.
Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.
Несмотря на репутацию хищного колдовского зверя, кот Баюн не был полностью отрицательным персонажем. Герои могли найти с ним общий язык и тогда он становился незаменимым помощником и даже спасителем.
В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.
Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.
Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос: «А почему этот кот – Баюн?». Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.
Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.
Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги.
Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь мы хотим обратить внимание на символы.
Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.
В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.
Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.
Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.
Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.
Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.
Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.
Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.
Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.
Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.
Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.
Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.
Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.
Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.
Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.
Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.
В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.
Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.
Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.
Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Коты известные спутники колдунов и ведьм. Во многих сказках чёрный кот встречается в избе Бабы-Яги. Народное суеверие приписывает необычную силу удивительной способности видеть в темноте, будто бы она пришла к ним из мира тьмы. Кот Баюн окутан ореолом таинственности, его пытаются узнать и в том самом коте учёном, что ходит по цепи кругом.
Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из них, кот порой предстает неким проводником между миром живых и миром мёртвых. Отдельно отмечается, что хозяина у этого мифического зверя никогда не было.
Кот Баюн не всегда выступает исключительно отрицательным героем. В чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны. Так же кота зовут баюкать малых деток. За пирог и вино приглашали Баюна в дом, позднее вино было заменено на «кринку молока», по мере того как образ Баюна забывался и приближался к домашнему.
Правда, кот Баюн не только сказочник, он обладает способностью заглядывать в будущее, и если герой сумеет одержать победу, Баюн поможет, расскажет, направит. Но и тут нужно держать ухо востро. Направить то кисуля может на верную смерть, не предупредив о подводных камнях путешествия. Ну, например, что на перепутье трех дорог Змей Горыныч притаился, или Соловей Разбойник в засаде сидит. Или умолчит, что из единственного на всю округу родника пить не следует, иначе дальше на подвиги поскачешь горным козликом. Но если сумеешь завоевать уважение Баюна, поможет без подвоха, всем, чем сможет.
Есть и еще кое-что: сказки Баюна целебны. Сумевший их выслушать и не заснуть, получает исцеление от всех болезней, телесных и душевных. Неудивительно, ведь он – посредник между миром мертвых и миром живых.
Так почему же часто в быличках кот Баюн изображен ласковым, добрым зверьком? Фольклор – явление живое, он меняется, происходит смешение, взаимозамещение. Вот и тут в одном коте слился образ двух духов: Баюна и Баюнка.
Кот Баюнок – полная противоположность Баюну. Это ласковый, нежный кот, любимец в семье. Добрый дух, который своими песнями успокаивает даже самых капризных детей и навевает добрый, спокойные сны. Кстати, считалось, что «завести» кота Баюнка самому невозможно. Он всегда приходит сам. Приходит и остается в доме. Если хозяева его не прогоняют, то лад в семье обеспечен.
Но и это еще не все котодухи славянской мифологии. Есть такие существа – коргоруши. Это помощники дворового, и появляются они в виде черных юрких котов. Если хозяин добр с дворовым и не забывает о его помощниках, то частенько коргоруши таскают на его двор соседские припасы (особенно, если там дворовой нерадив). Принесут и сено для скота, и денежки, закопанные во дворе на черный день. Из-за этого разгорается между дворовыми вражда, до драки, в которых коргоруши принимают активное участие. И тогда бьются вывешенные на плетень крынки, ломаются вещи, да и вообще, все переворачивается с ног на голову.
Кроме домашних есть и «дикие» духи. Например, Земляная Кошка. Она – охранительница подземных богатств и зарытых кладов. Бродит под землей, охраняя подземные сокровища. Особенно много легенд о Земляной Кошке на Урале. Там считают, что она добра к людям и может открыть доброму человеку золотую жилу.
Размеры кошки впечатляют, она просто огромная. И есть у неё особая примета – светящиеся зеленоватым светом уши. По сказам, если встать между ними, то никакой волк тебе не страшен. Говорят, многих застигнутых голодной стаей спасла Земляная Кошка: боятся её волки и, завидев огоньки её ушей, убегают.
В некоторых районах образ Земляной Кошки слился с другим охранителем кладов – большим рыжим котом. Но это уже совсем другая история.
Кот Баюн и его коллеги: коты в сказках народов мира
В мифах и легендах по всему миру можно встретить кошачьих. В русских сказках есть знаменитый Кот Баюн. У него есть «коллеги» из других стран.
Йельский кот
Этот персонаж родом из Исландии. Черный кот имеет размер с быка. Он обитает в горах. У кота есть хозяйка – великанша Грила, которой пугают исландских детей. Йельский кот бродит по селениям в канун Йоля (праздника середины зимы, который был искоренен с распространением христианства) и ищет людей, которые не подготовились к зиме. Если он находит человека, у которого нет новых шерстяных вещей, то набрасывается на него и съедает. В более поздних версиях сказок кот похищает только праздничное угощение.
Кошка Палуга
Огромная кошка из валлийских и французских легенд. Ее можно встретить и в цикле преданий о легендарном короле Артуре. Палуга считается потомком свиньи Хенвен. Она была готова родить, но от этого не ждали ничего хорошего для Британских островов. Так и вышло. Появившаяся на свет Палуга сеяла хаос на островах, пока ее не убили. По разным версиям, это сделал или сэр Кей, или король Артур. Сегодня легенды о кошке Палуге более популярны во Франции, чем в Великобритании.
Кат Ши
Кот размером с собаку – герой шотландской и ирландской мифологии. Шерсть Кат Ши черного цвета, только на груди есть небольшое белое пятно. Он обитает в горах. Кат Ши считается воплощением ведьминского духа, который может оборачиваться котом. Некоторым колдунам и колдуньям известны заклинания, с помощью которых можно призвать Кат Ши для исполнения желаний.
Земляная кошка
Писатель Павел Бажов известен написанием «Уральских сказов», в которых встречается Земляная кошка. Ее отличают мерцающие уши. Она является персонификацией сернистого газа. Как рассказывал сам автор, образ кошки возник благодаря природному явлению – огонек появляется там, где на поверхность выходит сернистый газ. Именно его принимают за уши Земляной кошки.
|