Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Абу-Симбел – храм, который строили дважды

Среди известнейших достопримечательностей Египта Абу-Симбел занимает одно из первых мест, уступая лидерство только пирамидам и сфинксу. Ценность храма подчёркивается организацией ЮНЕСКО, включившей достопримечательность Египта в список Всемирного наследия. Этот уникальный памятник культуры был высечен прямо в скале высотой 100 метров. Добраться до него не так просто, ведь Абу-Симбел строился глубоко в пустыне, вблизи берега реки Нил.

Стройка была завершена в 1244 году до н. э. и напрямую связана с именем Рамзеса II. Фараон, одержав победу в битве при Кадеше, приказал возвести в честь этого события величественный храм. 20 лет рабочие обрабатывали камни, превращая обычную скалу в непревзойдённый шедевр. Кстати говоря, за 66-летнее правление Рамзеса II было построено как минимум пять святилищ, однако вишенкой на вершине торта заслуженно стал Абу-Симбел.

Комплекс включает в себя два храма: большой и малый. Малый храм возведён во имя любимой жены фараона – царицы Нефертари Меренмут. Большой храм предназначался для правителя Египта (Рамзеса II), а также для некоторых египетских богов. Здесь прекрасно сохранились настенные изображения, письмена. Самым известным, пожалуй, считается тот, где Рамзес II поклоняется своему божественному образу. Вход в храм охраняют четверо двадцатиметровых колоссов. Изваяния, высеченные в скале, являются идентичными копиями Рамзеса II. Точность, с которой выполнены статуи, не перестаёт поражать современных туристов.

До 1813 года про это великолепное место никому не было известно, так как оно было скрыто от людских глаз толстым слоем песка уже несколько столетий. Абу-Симбел нашёл путешественник Буркхардт, который случайно наткнулся на вершину строения. И только спустя несколько лет специалисты смогли полностью освободить культурный памятник от песчаного плена.

Но в середине XX века достопримечательность Египта оказалась в катастрофической опасности. Дело в том, что государство запланировало построить плотину на Ниле. Вследствие этого, согласно подсчётам, река начала бы выходить из берегов, угрожая святилищу затоплением. Случись подобное, постройка из песчаника была бы полностью разрушена. Немыслимо! Но и отказаться от плотины страна не могла, поэтому было решено перенести историческое наследие. В итоге Абу-Симбел распилили на 1036 частей, весом по 20 тонн, и собрали заново в более безопасном месте, на что было направлено большое количество финансовых средств, а также силы специалистов разных стран и направлений. Этот инженерно-археологический проект является одним из крупнейших во всём в мире.

Храм, переживший второе строительство, продолжает радовать посетителей своей величественной красотой. А после реставрации, в процессе которой было восстановлено большинство всех изображений на стенах, он стал ещё лучше. Настолько, что местные экскурсии становятся популярнее из года в год.

Абу-Симбел расположен в Нубии, в 285 км южнее города Асуан. Как и большинство достопримечательностей Египта, он находится на берегу реки Нил – главной артерии страны. Построен Абу-Симбел в XIII веке до н. э.

На самом деле храмов здесь даже два. Главный и больший по размерам построен в честь самого фараона Рамсеса II. Здание имеет узнаваемый облик: оно высечено прямо в скале песчаника, а вход предваряют четыре монументальных скульптуры. Трое из них – это божества: Амон, Птах и Ра-Хоратхи.

Четвертая скульптура олицетворяет самого Рамсеса. Впрочем, все четыре статуи выполнены так, что их облик схож с лицом фараона. Для египтян, почитавших своих правителей как воплотившихся богов, такая практика была нормой. Высота каменных колоссов почти 20 м. Три статуи сохранились хорошо, а от одной осталась только нижняя половина туловища. Скульптуры находятся в сидячем положении. Ноги их покоятся на пьедестале, покрытом иероглифами.

Вход в главный храм расположен между второй и третьей статуей. Внутренние стены покрыты рельефами, изображающими царствование Рамсеса II и его славные победы. Также внутри есть два гипостильных зала, молельня и святилище со скульптурами божеств и самого фараона.

Второй храм слегка уступает в размерах и находится рядом с первым. Он посвящен супруге фараона – Нефертари Меренмут. Его передний фасад украшают шесть величественных скульптур, изображающих фараона и его жену Нефертари.

Со временем храм Абу-Симбел пришел в упадок и все больше скрывался под египетскими песками. Однако в 1813 году его обнаружил швейцарский востоковед Иоганн Буркхардт. Он поделился находкой с итальянским исследователем Бельцони. В 1817 году тот приехал в Нубию и сумел освободить памятник архитектуры от песка.

Река Нил с древности имела огромное значение в засушливом египетском климате. Вся великая цивилизация Древнего Египта сформировалась только благодаря ежегодным нильским разливам. Но и сейчас, спустя шесть тысячелетий, Нил по-прежнему важен для экономики страны и ее хозяйства.

Население по берегам Нила росло, расширялись сельскохозяйственные угодья. Благодатные разливы реки иногда оказывались слишком сильными и наносили ущерб хозяйству и посевам. А в иные годы случалась обратная ситуация: Нил разливался слабо, приводя к засухе и опять-таки гибели урожая.

Строительство Асуанской плотины должно было решить эти проблемы, а также обеспечить страну электроэнергией. Дамбу начали возводить в 1960 году. Полное перекрытие Нила состоялось в 1964 году. В результате строительства дамбы сформировалось обширное водохранилище Насер. Плотина помогла решить проблему с разливами, обеспечила Египет электричеством. В ее окрестностях возникло несколько рыбных хозяйств. Так что со своей задачей она справилась.

Решение проблем населения, однако, создало угрозу для культурного наследия. Строительство Асуанской плотины и появление водохранилища привело к тому, что вода начала затапливать старинные архитектурные памятники. В числе жертв подтопления оказался и храм Абу-Симбел. Построенный из песчаника, он ничего не мог противопоставить наступающей стихии.

Казалось, постройка, подобно десяткам других, обречена на гибель. Однако ЮНЕСКО, включившая Абу-Симбел в список объектов мирового наследия, запустила кампанию по спасению древнего памятника. Была созвана специальная комиссия во главе с гендиректором организации и мировыми экспертами. Участники комиссии предлагали разные варианты спасения храма.

В результате победил совместный проект Швеции и Египта. Огромный храм решено было разрезать на части и по фрагментам перенести на новое место – такое, где ему не угрожала бы вода. Идея на первый взгляд кажется безумной, но ее реализация заслуживает всяких похвал.

Работы продолжались с 1964 по 1968 год. Постройки храмового комплекса были разделены на огромные каменные блоки массой 20-30 тонн. Затем блоки переправили на новое «место жительства» – скалу в 180 м от изначального местонахождения. Затем храм в прямом смысле по кирпичикам собрали заново, как конструктор. Были заботливо воссозданы и главные его украшения – огромные статуи.

Общая масса перенесенных материалов составила 250 тысяч тонн. А протяженность швов – стыков деталей храма – около 10 км. Их искусно покрыли специальным раствором, так что при взгляде на Абу-Симбел невозможно догадаться, что несколько десятилетий назад он «переехал» на новое место. Даже скала, в которой был высечен памятник, была воссоздана инженерами. Стоимость спасательной операции тоже впечатляет – 42 млн долларов.

Но главное, что теперь опасность подтопления храму не угрожает, и он снова может радовать туристов. Кстати, Абу-Симбел – не единственный памятник, спасенный от наступающих вод. Были реализованы и другие похожие проекты, в частности в отношении храма Исиды на острове Филе.

Каждая страна гордится своими уникальными достопримечательностями, но в Египте нередко использовались природные особенности для придания исключительности строениям. Это касается и большого дворца, высеченного в скале.

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Нас не интересуют споры, когда и кем он был построен. Мы направим своё внимание на дальнее помещение в большом храме, где в положении сидя, спиной к стене, находятся четыре статуи.

Утром, два раза в год, 22 февраля и 22 октября, солнечной свет проходит сквозь весь храм и поочерёдно освещает три статуи, а на четвёртую статую свет не падает никогда. Западная наука заявляет, что солнечный свет освещает три Египетских Бога, а четвёртая статуя, Бога подземного мира "мёртвых", постоянно находится в тени.

Сразу хочется пояснить следующее: данный храм перенесен с того места, где он находился, на 200 метров в другую сторону и поднят на высоту в 60 метров. Такое изменение положения, вероятнее всего, сильно изменило дату и время, когда солнечные лучи освещают статуи в храме. К тому же, если храм старее своего официального возраста, то он мог опуститься вниз или подняться вверх в результате катаклизма 9564 года до н.э. как Сахара поднялась из воды.

Основоположники теософии в один голос заявляют о двух главных датах на планете Земля, которыми являются 22 марта (весеннее равноденствие для северного полушария) и конец сентября (осеннее равноденствие для северного полушария). Вероятнее всего, вышеуказанный храм первоначально был спроектирован под эти даты, что позволяло египтянам в одно и тоже время, с тайными жрецами других стран, принимать соучастие в великом тайном церемониале.

Западная наука совершает большую ошибку полагая, что у Египта были только свои собственные уникальные праздники. Египет – это одна из цивилизаций Тольтеков, поэтому многие праздники Египта одни и те же, что и у других цивилизаций, созданных Тольтеками. Какие бы расстояния не находились между древней Индией, Вавилоном, Перу, Мексикой, странами Центральной Америки и главной столицей всех Тольтеков городом «Золотых врат» (ныне Атлантический океан), главные жрецы этих цивилизаций 2 раза в год в одни и те же дни и время совершали определённый тайный церемониал. Египтяне поступили очень грамотно, даже если календари утеряны или переписаны по военным, религиозным или политическим мотивам, храм сам подскажет, когда необходимо совершать церемониал.

О том, какое расстояние проходит луч по храму, сколько времени он задерживается в том или ином месте и под каким углом он находится, лучше спросить у масонов, так как они получили свои знания, церемониал и традиции именно из Египта. К сожалению, масоны уже с 19 века сами не обладают этими тайными знаниями (за некоторым исключением). Собственно говоря, нас интересуют четыре статуи в дальней комнате, и факт того, что солнечный свет падает только на три из них. Как уже было сказано, позиция официальной западной науки заключается в том, что статуя без света – это Бог «мёртвых» или подземного мира.

Вышеуказанная гипотеза – это попытка западной науки объяснить то, чего она сама не понимает, а когда непонятно, то можно и придумать. Для начала рассмотрим статую на которую не попадает солнечный свет. Она считается четвёртой статуей (отдельной), так как три другие объединены в группу омываемых солнечным светом. Но если принять во внимание, что храм проектировали очень умные люди, обладающие тайными знаниями, то не могли ли они спрятать информацию, которую считали (по тем временам) тайной. Западная наука считает статую в тени четвёртой, но может она вовсе не четвёртая?

Давайте взглянем на один интересный пример: фразу на Английском языке «Only 4 kids», написанную на школьном автобусе. Если её переводить дословно, то получится полная нелепица: «Только четыре ребёнка». Почему целый автобус предназначен для перевозки только 4-х детей? Это явная глупость. Вышеуказанную фразу можно перевести иначе, преобразовав цифру «4» в её буквенный эквивалент «four», который означает не только четыре, но и переводится как предлог «для» (слово омоним). Теперь фраза «Only four kids» на автобусе может быть переведена «Только для детей». Теперь всё стало на свои места, а использование цифры 4 вместо слова «для» является шуткой или некой модой. Представьте себе человека, который не знает такого подвоха, он сто лет будет смотреть на эту надпись и не поймёт её истинного смысла, пока знающий не скажет ему об этом. Можно сказать, это интересный способ спрятать некий смысл, не пряча саму вещь.

Теперь вернёмся к храму Абу-Симбел. Вероятнее всего, четвёртая статуя, на которую не падает солнечный свет, вовсе не «четвёртая», а «четверо» (анаграмма). Одна статуя символизирует четыре статуи сразу (не построенные, скрытые), на которые также не падает солнечный свет.

Что же тогда получается: в Египте было четыре Бога загробного мира «мёртвых»? Нет, в Египте не было и одного Бога «мёртвых». Как же это может быть? А вот так: откуда вообще взялся Бог «мёртвых»? Западная наука, совершенно ничего не знающая о жизни после гибели физического тела, сама придумала некоего злого Бога – правителя подземного мира «мёртвых».

Египтяне, в большей части своей истории – это тольтеки, т.е. атланты. Атланты на протяжении долгого времени имели массовую способность к экстрасенсорике и могли самолично наблюдать мир, где люди проживают после гибели плотного физического тела. В отличие от западной науки, атланты точно знали, что там есть, а чего нет. Даже если предположить, что имеется сверхчеловек или ангел, ответственный за астральный мир и помощь людям на обратном пути реинкарнации, то это вовсе не значит, что он злой огнедышащий демон, живущий под землёй во мраке, питающейся человеческими страданиями и страхами.

Но если одна статуя в тени – это не одна статуя, а четыре, то каково их значение? Это может означать большое множество вещей стразу, в зависимости от того, что учитель хотел сообщить своему ученику в этом храме. Если мы абстрагируемся от статуй, то получится 4 в тени и 3 на Солнце.

Давайте взглянем на тела человека и реинкарнацию. Первая группа тел называется временными и подлежащими «смерти» разрушению каждую реинкарнацию. В эту группу входят четыре тела:
а) плотное физическое;
б) эфирное (эфирный двойник);
в) астральное;
г) ментальное.

Вторую группу образуют постоянные или бессмертные тела, которые не разрушаются при реинкарнации: каузальное, будхическое, нижнее атмическое. Все вышестоящие тела человека будут активными и развитыми только после человеческой ступени эволюции, поэтому они не учитываются.

С другой стороны, три четвёртых (где три главная, а четыре второстепенная) – это тайна цветного зрение человека. В глазу физического тела есть рецепторы только для трёх цветов: красного, зелёного и синего. Остальные четыре цвета (оранжевый, жёлтый, голубой и фиолетовый) являются фальшивыми: они не появляются под воздействием соответствующих им световых волн. Например, когда в глаз человека попадают волны сразу двух цветов (красного и зелёного) с преобладанием красного, мини сознание (телесный элементал) физического тела показывает сознанию человека оранжевый цвет. А если из двух видов волн преобладали волны зелёного цвета, тогда сознанию человека будет показан желтый цвет.

Теософы-профессионалы могли бы привести минимум десяток объяснений пропорции три четвёртых: где три на свету, а четыре в тени. Мы не знаем, сколько конкретно законов природы египтяне пытались спрятать в храме Абу-Симбел, но уверены почти наверняка: там точно не содержится версия западной науки о Боге подземного мира «мёртвых».

Вот уже тридцать три века с западного берега Нила высокомерно взирают на окружающий их бренный мир три из четырех изваяний Рамзеса II. Когда комплекс был обнаружен, голова второй статуи слева лежала у ее подножия. Четыре фигуры фараона вырезаны в скале, скрывающей в своих глубинах знаменитый древнеегипетский храм в честь фараона. Казалось, ничто не может потревожить покой каменных изваяний. Но однажды им пришлось сменить место.

Абу-Симбел – это древнеегипетский храмовый комплекс на берегу Нила, включающий Большой храм в честь Рамзеса II слева и Малый храм в честь его жены Нефертари справа.

Фараон Рамзес II – по давней традиции всех правителей Древнего Египта – еще при жизни позаботился о том, чтобы имя его сохранилось в веках. Он приказал воздвигнуть храм, вырезанный из целой скалы. Храм был построен в 1244 году до н.э. в честь победы фараона над хеттами в битве при Кадете и обозначил южный рубеж египетского государства.

Абу-Симбел расположился в среднем течении реки Нил, где находится историческая область Нубия, протянувшаяся между первым и шестым порогами Нила на территории современных Египта и Судана.

Арабы, увидевшие высеченное на скале изображение египтянина в треугольном фартуке, нашли в этом фартуке сходство с древней хлебной мерой и назвали эту скалу Абу-Симбел, или Отец Хлеба. Позднее так стали называть и прочие скалы, и оба храма, вырубленные в скалах в XIII веке до н.э., в эпоху правления фараона Рамзеса II. Рамзес II Великий (около 1303-1213 годов до н. э.) правил приблизительно в 1279-1213 года до н. э. Это самый известный фараон Древнего Египта, в старинных папирусах упоминающийся под народным прозвищем Сесу (Сессу).

Прославился он не только многими победами в войнах с нубийцами, ливийцами, шерданами и хеттами, но и значительным количеством памятников, воздвигнутых в его честь во времена его правления и сохранившихся до наших дней. Фараон отличался редким даром предвидения и вовремя уничтожал претендентов на престол, замышлявших дворцовый переворот. Этот дар помог ему удерживать власть в своих руках на протяжении 64 лет. Рамзес II дожил до 90 лет, что является рекордом для Древнего Египта с его средней продолжительностью жизни не более 40 лет.

Абу-Симбел стал одним из шести скальных храмов, возведенных во времена правления Рамзеса II. Строительство подобных сооружений, как предполагается, было необходимо для устрашения южных соседей Древнего Египта, а также укрепления религии. Скала высотой в 100 м, в которой вырублен храм, состоит из мелкозернистого песчаника. В древнеегипетских папирусах она именовалась «Священной», а после возведения сооружений ее стали называть «Крепость Рамессополис».

Абу-Симбел – образец результатов тяжелого ручного труда. Нубийские пленные-рабы выносили породу в плетеных корзинах, а мастера работали в строительных люльках, подвешенных на веревках. Отсутствие механизмов компенсировалось массовым использованием рабского труда. Строительство храмового комплекса заняло двадцать лет.

Абу-Симбел включает Большой храм фараона Рамзеса II и Малый храм его первой супруги Нефертари. Известно, что уже в первый год правления Рамзеса II Нефертари стала главной царицей, однако история ее жизни в целом остается покрытой тайной. Перед входом в Большой храм восседают на тронах четыре 20-метровых колосса в облике фараона, устремившего взгляд на восток, навстречу восходящему солнцу. У ног статуй фараона установлены фигуры Нефертари, его матери Туйи, а также его первых детей: двух сыновей и шести дочерей.

Внутри Большого храма на стенах хорошо сохранились росписи с картинами, рассказывающими о победах фараона. В центре зала – шесть колонн, указывающих на связь Рамзеса II с богом Осирисом – царем загробного мира. Фасад малого храма украшен парными фигурами Рамзеса II, а также статуями Нефертари и ее детей.

Еще несколько веков храмы стояли на изгибе Нила, как памятник могущества Египта и предостережение врагам. Но начиная с VI века до н.э. храм стал приходить в упадок, он был засыпан песком нубийской пустыни. В XX веке комплекс… переехал.

После переноса храма его расположили точно так же, как и прежде, чтобы лучи восходящего солнца снова проникали через вход в те же дни. Ежегодно в эти дни жители Абу-Симбела устраивают для туристов праздники с музыкой, песнями и танцами.

До переноса храмов их стены обладали способностью издавать странные тягучие звуки, похожие на плач. Арабы были уверены, что через статуи богини оплакивали своих сыновей. Исследования показали, что с восходом солнца резко повышалась температура, трещины в камнях расширялись и издавали этот жалобный стон. Во время реставрации трещины были заделаны и статуи навсегда замолчали…

Наравне с пирамидами и сфинксом, храм Абу-Симбел стал символом Египта и внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня местные жители уверяют, что все внутриполитические и экономические неприятности Египта – результат переноса храма, и об этом якобы написано на его стенах.

Любопытные факты:
• За время правления фараона Рамзеса II были построены самые величественные сооружения Древнего Египта. Они не превосходили размерами пирамиды, но были куда искуснее в архитектурном отношении: скальные храмы Вади-эс-Себуа, Западной Амары, Бет-эль-Вали, Дерре, Герф-Хуссейна, колоссы в древнем городе Мемфис, двор и громадный первый пилон храма в Луксоре, Рамессеум – поминальный храм на западном берегу Нила в Фивах, храм в Абидосе.
• В древности тело фараона Рамзеса II четыре раза перезахоранивалось жрецами из-за грабителей могил.
• Для спасения памятника были предложены самые неожиданные проекты: поднять храмы при помощи гидравлических домкратов, построить под храмами бетонный плот, чтобы они могли подниматься вместе с ростом уровня воды, заключить храм в стеклянный шар и возить туристов на экскурсию под водой, срезать вместе со скальным основанием и на понтоне сплавить по реке на новое место либо же воздвигнуть гигантскую песчаную дамбу.
• Фараон Рамзес II отличался очень высоким ростом – 180 см, тогда как жители Древнего Египта в среднем едва дорастали до 160 см. Также известно, что у фараона было по разным данным около 100 детей.
• Считалось, что Рамзесу II в битве с хеттами покровительствовали боги Амон-Ра, Ра-Горахти и Птах, поэтому фараон повелел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях.
• Из всех своих многочисленных жен и наложниц Рамзес обожал одну только Нефертари Мери-эн-мут (1290-1255 года до н. э.), чье имя означало «Прекрасная возлюбленная». Она была первой женой Рамзеса, единственной из жен, кто не участвовал в заговорах против фараона. На колонне Малого храма высечена надпись: «Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
• Древнеегипетские архитекторы придумали, как сделать горные породы естественной опорой: они построили фасады Большого и Малого храма параллельно трещинам в скале.
• Над фасадом Большого храма высечен орнамент в виде 22 обезьян-бабуинов, каждая 2,5 м высотой. Они подняли лапы в знак поклонения богу Солнца.
• Осуществлявший проект шведско-франко-германо-итальянский консорциум потратил на его осуществление 90 млн долларов: не менее полумиллиарда в нынешних ценах.
• Для распиливания храма были приглашены из Италии лучшие камнерезы – мастера с мраморных карьеров.
• У одной из статуй фараона на фасаде Большого храма отвалилась голова, вероятно, еще при жизни Рамзеса в результате землетрясения. При переносе памятника восстанавливать фигуру не стали, стремясь сохранить историческую достоверность сооружения.
• В настоящее время храмы стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега Нила, чем в эпоху фараона Рамзеса II.
• В 1974 году мумию фараона Рамзеса II пришлось вывозить из Египта во Францию: она быстро портилась и нуждалась в реставрации. Для доставки самолетом мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «Король (скончавшийся)». В Парижском аэропорту мумию встречал почетный караул – как и полагается при визите главы государства.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (30.11.2024)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [348]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz