
Пещера Альтамира, расположенная близ морского побережья в испанской провинции Кантабрия, известна сегодня всему миру как один из значимых памятников первобытного искусства, сохранившихся до наших дней.
Однако далеко не все знают о трагедии первооткрывателя удивительных росписей этой пещеры Марселино Санс де Саутуолы. В далеком 1879 году его маленькая дочь Мария, гуляя вместе с отцом по окрестностям семейной усадьбы и забежав в пещеру, обратила внимание отца на трудно различимые в пещерном мраке изображения на потолке.
За год до обнаружения живописи в Альтамире Саутуола, всегда интересовавшийся археологией, познакомился с экспозицией древних предметов (которые мы сейчас называем мелкой пластикой) на Всемирной выставке в Париже. Среди них были и гравированные изображения бизонов, очень похожие на те, что они нашли с Марией на потолке и стенах Альтамиры. Это породило у него первые догадки о принадлежности пещерной живописи к каменному веку. Он начал раскопки в пещере и пригласил на консультацию своего друга, известного специалиста по доисторической археологии, профессора университета в Мадриде Хуана Виланову, который поддержал догадку Саутуолы.
Вскоре они опубликовали первые сообщения об этом уникальном памятнике. А в 1880 году на Антропологическом конгрессе в Лиссабоне Саутуола изложил свои предположения о том, что живопись, найденная в пещере Альтамира, относится к доисторическому времени. Это вызвало всеобщий общественный интерес. Однако вскоре крупные специалисты по археологии (Рудольф Вирхов, Габриэль де Мортилье и Эмиль Картальяк) категорически отвергли доводы о палеолитическом возрасте живописи. Мало того, Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, предположив, что эти рисунки были сделаны не первобытным человеком, а его другом-художником.
Справедливость восторжествовала только спустя два десятилетия, когда были опубликованы аналогичные гравировки из других пещер на территории Европы. Подлинность росписей Альтамиры теперь была признана даже скептиками. Оппоненты Саутуолы были вынуждены публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита, но самого Марселино к тому времени уже не было в живых.
Залы Альтамиры, соединенные извилистыми коридорами, протянулись почти на 280 метров. Красочные полихромные фигуры и выполненные углем изображения на сводах и стенах пещеры объединяются в большие группы, но встречаются и одиночные образы.
Низкий потолок первого зала Альтамиры, который принято называть Большим плафоном, покрыт полихромными изображениями бизонов. Это внушительное панно является, наверно, самым узнаваемым памятником палеолитической живописи.
В самом лабиринте пещеры встречаются не только рисунки диких быков, но и лошадей, оленей, ланей и коз. Также от входа в пещеру до самого отдаленного ее участка располагается огромное количество знаков, точек и штрихов, нанесенных черной или красной краской, отдельные схематичные фигуры и прочерченные извилистые линии.
Наскальные изображения Альтамиры создавались не в одночасье, а на протяжении колоссального периода времени. И хотя ученые до сих пор спорят о точности датировок, можно сказать, что самые ранние, схематичные символы были нанесены рукой человека еще в эпоху Ориньяка, а возраст более поздних и самых знаменитых полихромных изображений, которые составляют основной массив фресок, соответствует периоду Мадленской культуры.
Сегодня рядом с пещерой открыт современный музейный комплекс – Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Сама же пещера уже много лет закрыта для массового посещения из-за угрозы утраты наскальных рисунков. Однако неподалеку от настоящей Альтамиры создана ее точная копия, уникальные экспозиции которой открыты для всех желающих.
Искусственная пещера – это результат работы огромного количества ученых, инженеров и художников, трудившихся не только над передачей аутентичной атмосферы исторического памятника, но и над созданием комфортной среды для посетителей.
Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи.
Археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году в надежде найти там первобытное оружие. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов. Марселино, увидев подобные изображения, предположил, что они могут принадлежать эпохе каменного века.
Таким образом, Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета. Он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Пещера Альтамира хранит выражения различных групп, населявших ее от 35000 до 13000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Пещера представляет собой человеческое наследие, отражение его мира и его видение, его отношения с природой через символический код, отражающий его менталитет.
Каждое произведение искусства – это культурный продукт, который показывает нам, что общество видит, думает и воображает в определенный исторический момент. Первые проявления искусства были частью общества.
Как раз и открытые росписи на стенах составляли форму памяти, увековечивали идеи и мысли людей. Представленные изображения – это истории, темы, на которых основывались жизни этих людей.
Пространство пещеры Альтамира принято делить на три части:
1. Первая включает в себя расширение, где расположен так называемый «Большой плафон» – потолок объемного зала, покрытый изображениями бизонов. Площадь «плафона» определяется примерно в 180 кв. м.
2. Далее тянется галерея, от которой отходят еще несколько коридоров поменьше. Это – вторая и центральная часть Альтамиры.
3. К третьей части пещеры относят коридор длиной около 50 метров, стены которого густо, почти сплошь разрисованы.
Альтамира – пещера с полихромной каменной живописью. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой. Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных.
Применялись инструменты – полые трубки, через которые наносились красители (аэрографы). Также был грабшти́хель – это резец для гравирования с треугольным, квадратным или ромбовидным сечением, предназначенный в основном для нанесения контурных линий различной ширины во время предварительной разметки рисунка.
Пещера Альтамира – это максимальное представление о творческом духе человека. Здесь мы уже можем наблюдать художественные приемы, обращение с формой, большие форматы, реалистичность, абстракцию и символизм. Древний человек умело использовал рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность своим изображениям. Крупнейшими изображениями являются лошади и бизоны длиной от 125 до 170 см. Также если мы посмотрим на изображения бизонов, то можем увидеть, что их живот подчеркнут черной краской. Вообще, угольный карандаш использовался для детализации волос, горба, глаз у животных.
Или, например, оленуха размером более двух метров. Сначала контур был выгравирован и нарисован черной линией с помощью угля; затем внутренняя часть была заполнена красной или желтоватой краской.
К тому же, это не просто статичные изображения, а на наскальных рисунках отображены различные ситуации из жизни животных. Поражает то, как первобытный человек с реалистичной точностью мог изобразить все изгибы тела животного.
Ясно, что при недостаточно развитом мышлении, когда в сознании первобытного человека еще не было разделения на реальность, религию, искусство, науку, а существовал единый мир для восприятия, он вряд ли думал об эстетическом эффекте своих произведений. Вероятнее всего эти рисунки служили для каких-либо ритуальных нужд первобытного человека.
В центре Большого плафона в различных позах нарисованы 15 бизонов; позади самого крупного бизона изображена оленуха, еще выше – кабан и несколько фигур лошадей, и козел.
Получается, что это не единая композиция, а три основных композиции. В изображении кабана мы можем заметить движение, которое создается с помощью прорисовки дополнительных конечностей. Примечательны фигуры бизонов: есть проработка шерсти, есть контур, видна реалистичность изображения. При этом, нет уровня земли и бизоны как будто бы парят; есть бизоны двигающиеся, стоящие и спящие. Также умело использован рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность изображениям.
Что нам известно о древних людях? Всё, что сохранилось до наших дней, в основном раскопано во время археологических экспедиций, иногда находилось при строительстве домов, но всё равно полную картину жизни и деятельности древнего человека составить до конца не удаётся. Телевидения ведь тогда не было, книг тоже. Передавали свою историю древние люди с помощью сказаний и легенд, а также с помощью рисунков, понятных всем.
В 1868 году некто Модесто Кубильяс совершил открытие – он совершенно случайно набрёл на удивительную пещеру в Кантабрийских горах в Испании. А десять лет спустя палеонтолог Марселино Санс де Саутуоло посетил эти места с исследовательскими целями, не особенно рассчитывая на ценность находки. Рисунки на стенах разглядела маленькая дочь учёного. Это были рисунки первобытного человека, обитавшего когда-то в этих пещерах – около 10-15000 лет назад. Таким образом, уникальный образец палеотического наскального искусства стал известен миру благодаря ребёнку!
Открытие альтамирской наскальной живописи было первым в своём роде, о жизни первобытного человека миру ещё доподлинно ничего не было известно, и именно поэтому учёному не поверили и сочли всё за фальсификацию. Доказать же, что рисунки подлинные, смогли только после смерти так и не признанного учёного, так как в то же время и чуть позже были открыты и другие пещеры древних людей с подобными рисунками на стенах. С 1985 года пещера Альтамира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Альтамира – это целый пещерный комплекс, находящийся в Испании, неподалёку от живописной деревушки Сантильяна дель Мар. Пещера длиной около трёх тысяч метров тянется далеко под сводами гор. Древние люди, обитавшие здесь, оставили рисунки животных, на которых охотились в ближайших лесах. На стенах и потолке воспроизведены бизоны, кабаны, зайцы, лани и другие животные, рассказывается о жизни и о повадках диких животных. Животные показаны как на отдыхе, так и во время охоты или игр. Объёмность рисункам придаёт неровность стен пещеры.
Рисунки были цветными, использовались природные красители: красный цвет придавался с помощью охры, для других цветов в распоряжении людей были марганец, каолин, гематит, с добавлением жира животных или разведённые водой.
Древние люди были поистине уникальными художниками, так как смогли создать эти великолепные шедевры, о которых Пабло Пикассо, например, был очень высокого мнения и восторженно о них отзывался. В комплексе пещер есть зал, в котором на потолках и стенах нарисованы сюжеты с полулюдьми-полузверями. Исследователи считают, что это изображения шаманов, у которых на головах надеты маски животных. Вероятнее всего, именно в таком обличье проводились всевозможные обряды, которыми изобиловал древний мир. Но могло быть и так, что в те времена водились подобные чудища!
Существуют легенды, повествующие о том, что в древности были другие виды млекопитающих, и кто знает, что это были за виды. После всевозможных землетрясений, наводнений, ураганов и других катаклизмов многие виды млекопитающих и водных животных вымирали, уступая дорогу следующим ступеням эволюции.
В наше время доступ в пещеру строго регламентирован, постоянно ведутся работы по поддержанию и сохранению уникальной наскальной живописи. В разных музеях мира на тематических выставках демонстрируются копии. А рядом с самой пещерой Альтамира в Испании построен музей – реплика оригинального места, где воспроизведены на стенах некоторые рисунки, передана атмосфера. Здесь можно послушать экскурсовода, рассказывающего (на испанском!) о возникновении и развитии человека, изучить интерактивные экспонаты.
Подобные наскальные росписи были обнаружены в разных уголках Европы и Азии. Самые известные места с древними рисунками: пещера Ласко во Франции (1940), Капова пещера на Урале (1959), грот Дель Ромито в Италии (1961), пещера Руффиньяк во Франции (1956), пещера Хоит-Цэнкер Агуй в западной Монголии (1972), и др.
Самое любопытное место в пещере – потолок одного из ее пространств, площадью в 100 кв. м. Весь он покрыт изображениями более 20 животных: быков, оленей, лошадей, бизонов… Роспись дополняют фрагменты на стенах.
В рисунках видна твердая рука художника, который наносил очертания животных едиными линиями, без поправок. Мастер использовал естественные краски: уголь, охра, гематит, и др. Но из такого небольшого выбора цветов получились удивительно многообразные оттенки. Кстати, в пещере была найдена раковина, которая, судя по всему, использовалась древними художниками в качестве палитры.
Рисунки расположены на рельефной поверхности так, что кажутся объемными. А при свете костра, с бегающими по стенам и потолку тенями, и вовсе такое ощущение, что животные двигаются!
Впервые Саутуола осмотрел расположенную в его владениях пещеру в 1876 году, спустя несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Извлекая пса из расщелины в каменном завале, охотник обнаружил заросший бурьяном вход в пещеру и, как оказалось впоследствии, – в тогда еще не познанный мир первобытного искусства. Вход находится на склоне холма; навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 тысяч лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна называли Альтамира; такое название стала носить и знаменитая пещера.
При первом ее осмотре Саутуола заметил на стенах отдельные черные знаки, но не придал этому значения. К счастью, Марселино Санс де Саутуола был, по словам его внука Эмилио, “просвещенным идальго”. Он интересовался различными направлениями научных исследований, в изобилии появлявшихся в последней трети XIX века под влиянием теории Чарльза Дарвина, выписывал многие научные журналы. Живя в горном местечке Пуэнте-де-Сан-Мигель, Саутуола в свои неполные 30 лет проводил серьезные исследовательские опыты в области энтомологии и ботаники; он собрал прекрасную коллекцию минералов и окаменелостей, делая совершенно неожиданные для своей семьи успехи на научном поприще.
Неутолимый интерес к новым открытиям привел его в 1878 году на Парижскую всемирную выставку, где он ознакомился с экспозицией древностей, коллекцией “портативного искусства” (мелкой пластики) и палеонтологическими находками из раскопок во французских пещерах. Уже имея за плечами опыт полевых исследований в нескольких испанских пещерах, он в 1879 году начал раскопки в Альтамире, надеясь и здесь обнаружить что-либо подобное. Нельзя сказать, что грядущая слава лежала у его ног, скорее она притаилась над головой любителя древностей, на сводах пещеры.
Любопытно, что внимание к росписям Альтамиры привлекла его маленькая дочь Мария: пока отец занимался раскопками, девочка бегала по подземелью, легко проникая туда, где взрослому удавалось пройти лишь наклонившись. Наконец, она задрала голову и увидела на одном из сводов красочные фигуры. На потолке небольшого низкого зала словно сгрудились, приняв разнообразные позы, бизоны. Вот как Эмилио говорит о событии, ставшем и трагедией, и триумфом их семьи: “Моя мать, дочь дона Марселино… осветив древние своды маленькой лампой, прокричала ставшую знаменитой фразу: «Папа, гляди, волы!» В некоторых работах встречается утверждение, что во фразе упоминались быки. На самом деле для девочки того времени, выросшей в деревне, именно волом называлось животное, помогающее крестьянам в полевых работах, а слово «бык» ассоциировалось тогда разве что с корридой”.
Начало великого открытия было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил профессору Мадридского университета дону Хуану Виланова-и-Пиера, автору книги “Происхождение, природа и возраст человека”. Информация о приезде этого крупнейшего испанского геолога и палеонтолога в Сантандер для осмотра росписей Альтамиры и его заключение о том, что на стенах и сводах пещеры действительно изображены представители ископаемой фауны, попали на первые страницы газет. Вся страна узнала о научной сенсации, многие устремились в Сантандер, чтобы осмотреть росписи. Даже король Испании Альфонс XII посетил Альтамиру и в память об этом визите вывел свечной копотью свой автограф при входе в пещеру.
В 1880 году Саутуола выпустил брошюру “Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер”, в которой сообщил о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры, а профессор Виланова прочитал несколько лекций на эту тему.
Казалось бы, ничто в этой истории не предвещало тех трагических коллизий, которые ожидали Саутуолу, однако научное сообщество не признавало его открытия вплоть до начала XX века. Эмилио пишет, что “с этого знаменательного момента в истории человечества мой дед терпел одни упреки и горести… ученые мужи того времени во главе с французом Мортилье набросились, как дикие звери, на гипотезу моего дедушки и объявили его шарлатаном и лжецом”. Незадолго до своей безвременной кончины Саутуола якобы произнес слова: “Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью”. История признания Альтамиры столь драматична, что нельзя не возвращаться к страницам этой летописи войны амбиций, знаний и страстей. Рядом со входом в пещеру теперь стоит простой памятник из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.
Залы Альтамиры тянутся на расстояние около 280 метров. Многофигурные скопления и отдельные изображения в недрах пещеры сочетают красочные полихромные фигуры с рисунками, выполненными углем, гравировки – с линиями, которые прочерчены пальцами. Объем пещеры можно условно разделить на три части. Первая включает пространство при входе и расположенный в 26 метров слева от него отсек с расписным сводом – Большим плафоном. Центральная часть Альтамиры состоит из длинной галереи с несколькими боковыми ответвлениями. В отсеке при входе и в галерее представлено множество изображений быков, бизонов и лошадей, нарисованных черным красителем без использования фактуры стен для придания этим фигурам объема; здесь же встречаются прямоугольные знаки, штрихи, линии, рисунки козлов, животного из семейства кошачьих и др. В самой глубине пещеры, в третьем ее отделе, находится коридор длиной около 50 метров, почти весь покрытый изображениями, среди которых олень-самец, лошади и бизон, несколько знаков четырехугольных очертаний, а также нечто напоминающее человеческие личины. От входа до самого отдаленного участка пещеры располагаются шестьдесят групп знаков, состоящих из точек и штрихов, нанесенных черной краской. В дальнем отсеке есть гравированные изображения, среди которых лошадь, мамонт, бизон. При входе в пещеру по своду пальцами прочерчены извилистые линии – так называемые макароны, а также отдельные схематичные фигуры.
Расписной потолок Альтамиры – Большой плафон – одно из самых знаменитых произведений искусства верхнего палеолита, оно выполнено с использованием охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядит полихромным. Композиция полосой протянулась в длину на 18 метров, а в ширину примерно на 9 метров. В древности сюда никогда не проникал солнечный свет. В центре Большого плафона представлены в разных позах 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел; эту группу справа вверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше, на периферии, локализуется редкий в наскальном искусстве образ – кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоскостной копии они смотрятся странновато, но эти позы реалистичны – так животные подолгу лежат на траве.
Специалисты склоняются к суждению, что росписи создавались, как минимум, в четыре этапа. В пещере есть культурный слой, тоже свидетельствующий о разновременных ее посещениях. Знаток доисторического искусства английский исследователь и замечательный популяризатор научных достижений Пол Бан приводит мнение испанских художников Педро Сауры и Матильды Мускис, которые копировали росписи Альтамиры, а предварительно долго и кропотливо изучали оригинал, сделав многочисленные фотографии изображений в разных ракурсах и при разном освещении.
Это позволило им установить, что потолок первоначально создавался в гравированной версии и лишь затем фигуры наносились в цвете. Им даже удалось выявить несколько неизвестных изображений – и это на хорошо исследованном памятнике, о котором, казалось бы, все уже известно! Самые ранние изображения, как они полагают, – это динамичные и выразительные красные лошади, затем появилась серия полихромных бизонов.
Другой рукой выполнен крупный олень и расположенная справа от него изящная голова бизона. Последними создавались гравировки и некоторые росписи. Сравнительно недавно у специалистов появилась возможность, используя аналитическую масс-спектрометрию, датировать непосредственно пигмент, которым выполнены изображения. Методом AMS14C (для которого требуется отбор лишь крошечного образца угля, не наносящий существенного вреда сохранности изображений) получена серия дат для Большого плафона Альтамиры – они варьируют от 14820 до 13130 лет назад; даты изображений, расположенных в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки – от 16480 до 14650 лет назад.
Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры шло непросто, настало время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью заботиться об их сохранности как части культурного наследия. Так, в 1973 году пещеру Альтамира посетило 177 тысяч человек, что не могло не сказаться на ее сохранности. В 1977 году Альтамиру для посещений закрыли: было установлено, что огромный туристический поток влияет на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, монеты. Поражает бесплодность подобных попыток – люди все равно не смогли бы достать сколотые кусочки из-за ограды.
Долговременные наблюдения специалистов позволили установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 году пещеру вновь открыли, но ограничили количество посетителей до 8500 в год, т.е. число потенциальных счастливчиков сократилось более чем в 20 раз!
С начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер Альтамиру-2. Расположенная неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии использовались для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части. Сами росписи создавались так же, как и тысячелетия назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол (точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала). Использование лака и эпоксидной смолы создает иллюзию, будто с потолка свисают капельки воды.
Постарались воссоздать и древний облик пещеры. Как уже упоминалось, над широким ее входом был утрачен навес; после камнепада в 1924 году в некоторых галереях Альтамиры были возведены деревянные крепи, затем дополненные подпорами из цемента и камня; вход в Альтамиру был закрыт железной дверью. Ныне навес при входе реконструирован, а сквозь стеклянные панели посетители видят пейзаж, лишенный современных построек и модификаций. Очевидцы говорят, что не ощущают ни времени, ни того факта, что находятся внутри здания, – так удачно осуществлен проект.
Впрочем, некоторые изменения все же внесены. В ущерб реалистичности, но для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это позволяет туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении были установлены кондиционеры, поддерживается постоянная 14-градусная температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.
По фотографиям семейная пара художников воспроизвела все гравировки, красочные пятна и высокохудожественные полихромные изображения Альтамиры. Подобно палеолитическим мастерам, наши современники использовали природные краски – оксид железа для красного цвета и уголь для черного; краситель они наносили пальцами, иногда используя кусочки кожи для растушевки краски, гравировки же выполняли камнем с острым краем. Как настоящие копировальщики, Саура и Мускис старались возможно более точно следовать оригиналу в последовательности и направлении нанесения линий, их интенсивности и толщине. Художники воспроизвели 70 гравировок и около 100 фигур животных, выполненных красками на 180 кв.м потолка.
По словам знаменитого исследователя древнейшего искусства Герберта Кюна, история открытия Альтамиры “походит на роман”. Рассказ о “первооткрывательнице” Альтамиры действительно его напоминает. Мария де Саутуола вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин, фонд этой семьи ныне оплатил большую часть расходов по созданию пещеры Альтамиры-2. 17 июля 2001 года пещера-копия открыла свои росписи для первых посетителей, которыми стали король и королева Испании. Потомки Дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка, который воспринимал пренебрежение ценностью своего открытия очень болезненно, как личное оскорбление. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать.
Рисунки бизонов в пещере Альтамира, Испания. Входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Древние люди расписывали эти своды в течение очень длительного периода между 33 и12 тысячелетиями до нашей эры.
Пещера имеет длину около километра и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода варьируется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений в известняковых скалах горы Виспиерес.
Археологи обнаружили на дне пещеры множество артефактов верхнего Солютрея (около 18,5 лет назад) и нижнего мадленского периода (между 16,6 и 14 тысяч лет назад). В течение двух тысячелетий пещера, очевидно, людьми не использовалась.
Местные обитатели охотились на многочисленную и богатую фауну в долинах окружающих гор и не брезговали дарами моря из близлежащих прибрежных районов. Но около 13 тысяч лет назад камнепад запечатал вход в пещеру, сохранив ее содержимое.
Наскальная живопись разбросана по всей длине пещеры, хотя жили люди только у ее входа. Доисторические художники использовали древесный уголь, охру и гематит, часто разбавляя пигменты для получения оттенков разной интенсивности и более точной передачи светотени. Естественный рельеф свода пещеры древние люди умело использовали, чтобы придать рисункам трехмерный эффект.
Сильнее всего впечатляет потолок пещеры, на котором изображено стадо степных бизонов (Bison priscus), две лошади, крупная лань и, возможно, кабан. Эти рисунки датированы мадленским периодом. К более древнему солютрейскому периоду относятся изображения лошадей, коз и отпечатки (точнее негативы) ладоней.
|