
Ледоколы бывают разных видов: низкоосадочные, сильные линейные атомные, дизельные, а также дизель-электрические. Каждый отдельный вид выполняет свою собственную функцию, например, низкоосадочные работают у грузовых портов на устьях рек, а мощные дизельные пробивают путь сквозь лёд для других грузовых кораблей.
Конструкция атомного ледокола не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам, которые выталкивают лёд наверх во время движения судна. Скошенный нос ледокола направляет лёд вверх, где он ломается под тяжестью машины. Также преимуществом является возможность продолжительного курсирования в океане без дозаправки топлива. В северных холодных водах это огромный плюс.
В Арктике ни одна продолжительная экспедиция не возможна без атомного ледокола.
Первый в мире атомный ледокол несёт громкое имя «Ленин». Он был построен для обслуживания Северного морского пути, а спущен на воду 5 декабря 1957 года. В 1971 году ледокол «Ленин» первым прошёл севернее Северной Земли, благодаря чему стала возможным экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.
О покорении арктических вод были мысли и намного раньше, ещё в конце XIX века адмирал С.О. Макаров (командующий первым в мире ледоколом арктического класса – "Ермак", на котором он совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа), говорил об идее подойти к Северному полюсу на ледоколе, но такая поездка требовала серьёзной и многолетней подготовки, в первую очередь из-за опасности.
Ледокол отправился на Северный полюс из Мурманского порта 9 августа 1977 года, экспедиция на Северный полюс была посвящена 60-летию Великого Октября. На борту были не только моряки, но и учёные, всего участников экспедиции – 207 человек.
Капитан ледокола Ю. С. Кучиев по мере возможности старался корректировать маршрут таким образом, чтобы миновать наиболее сложные участки пути с толстым слоем ледяного покрова. Утром 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса, а участники экспедиции, установив флаг, прошли «кругосветный маршрут», пересекая все меридианы диаметром окружности не более, 40 метров.
По возвращению участников экспедиции наградили орденами и медалями, званиями Героев Социалистического Труда. Орденом был награждён и сам ледокол. Он был на ходу до августа 2008 года, пока у него не истёк срок действия документов, разрешающих плавание. По мнению экспертов, продолжение эксплуатации ледокола было бы нецелесообразным и 3 октября 2008 года в 10:35 ядерная энергетическая установка ледокола «Арктика» прекратила работу. А на замену ему 21 октября 2020 года бы введён в эксплуатацию ледокол «Арктика» уже другой серии, перед которым стоят не менее, а может и даже более амбициозные задачи.
Атомный ледокол – морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу мощности на гребные винты.
Советский Союз был единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов, после его распада такой единственной страной является Россия. Все атомные ледоколы базируются в порту города Мурманск.
Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути – Диксон, Тикси и Певек.
Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач» (названы в честь одноименных исследовательских судов Российского Императорского флота), были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.
В 2014 году на ледоколе «50 лет Победы» состоялась передача эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014.
Атомные ледоколы часто используются в научных целях. В 1977 г. ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном – к Северному полюсу.
Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны ходить в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах – до 45 км/ч (до 25 узлов).
Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза.
Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.
С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот.
Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор ежегодно проводилось не меньше четырёх туров. С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал». На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция. С момента спуска ледокола на воду походы на Северный полюс совершаются только на его борту.
Обычно за сезон совершается 5 рейсов к Северному полюсу. Путешествие в среднем длится 12 дней: 5 дней судно идёт к «макушке» Земли, пару дней стоит в точке с координатами 90°00′00″ северной широты (долготы там нет), а затем отправляется обратно, в Мурманск. Круиз, длящийся три недели, стоит около $ 40000. За последние 20 лет в точке пересечения всех меридианов побывало порядка 9 тысяч человек.
Ледоколы класса «Арктика»
Ледоколы класса «Арктика» – основа российского атомного ледокольного флота: к этому классу относятся 6 из 11 атомных ледоколов. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требуют для эксплуатации экипажи меньшей численности. Ледоколы этого класса имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда – 48 мм, в других местах – 25 мм. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее чем 50-процентной мощности). Обычно на ледоколах класса «Арктика» имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка. Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов. В проект заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.
Ледоколы класса «Таймыр»
В 1989-1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина – 151 м, ширина – 29 м.
Ледоколы класса ЛК-60Я
ЛК-60Я (проект 22220) – новый класс универсальных двухосадочных (способных менять осадку в процессе эксплуатации) атомных ледоколов. Предназначены для замены ледоколов классов «Арктика» и «Таймыр» по мере их вывода из эксплуатации из-за исчерпания ресурса. Один ледокол класса ЛК-60Я позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр». На сентябрь 2019 года на Балтийском заводе спущены на воду три корабля этого проекта: «Арктика» (2016), «Сибирь» (2017) и «Урал» (2019).
Ледоколы класса ЛК-110Я
Проектируемый класс атомных ледоколов. Предназначены для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. За счёт увеличенной ширины будут обеспечивать проведение крупнотоннажных грузовых судов.
В 1953 году академики А. П. Александров и И. В. Курчатов вместе с руководителями различных отраслей промышленности и морского флота обратились к правительству СССР с предложением создать ледокол с атомной энергетической установкой, который мог бы вести прочие суда через льды Арктики и по Северному морскому пути, а также участвовать в экспедиционных плаваньях. Осуществление этого проекта не только облегчило бы путь по важнейшей морской магистрали страны, но и продемонстрировало бы всему миру, что СССР прекрасно использует атомную энергию и в мирных целях.
Инициатива была одобрена Советом министров СССР, и к августу 1954 года, когда были обозначены сроки, этапы работы и основные исполнительные заводы и цеха, все было готово для начала постройки первого в мире атомного ледокола. Главном конструктором самого судна был назначен инженер В. И. Неганов.
Атомная паропроизводящая установка была поручена ОКБ Горьковского завода №92 под руководством И. И. Африкантова, ядерный реактор – И. В. Курчатову, а позднее – А. П. Александрову, который был научным руководителем проекта. К изготовлению отдельных деталей и механизмов было привлечено колоссальное количество разнообразных заводов, строительство атомного ледокола было поручено ленинградскому Адмиралтейскому заводу.
27 июля 1956 года атомный ледокол «Ленин» был заложен на верфи завода, а уже 5 декабря 1957 года благополучно спущен на воду и передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству ММФ СССР. Оставалось только оснастить его атомную установку, монтаж которой закончился только к 1959 году. Ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном, несущим атомную энергетическую установку. Долгое время он не имел себе равных по мощности среди ледоколов всего мира.
За первые свои шесть навигаций ледокол с атомной установкой ОК-150 провел 457 судов и прошел свыше 62000 миль. Атомная энергетическая установка, в дальнейшем замененная в силу износа, показала прекрасный результат даже в самых трудных условиях (при порывистой качке, ударах судна о лед и т. п.).
Вначале «Ленин» работал в Арктике и проводил суда через наиболее трудные участки Северного морского пути, позднее стал одним из первых участников проводки судов, нагруженных лесом, на магистрали «устье реки Енисей-Баренцево море». Ему без особого труда удавалось пробиваться сквозь пролив Вилькицкого, даже летом покрытый толстыми тяжелыми льдами, от которых он освобождается лишь ненадолго, если повезет с благоприятными ветрами. Именно с ледокола «Ленин» высадилась экспедиция научно-исследовательской станции «Северный полюс-10». С него были расставлены многочисленные автоматические радиометеостанции на границах паковых льдов. Благодаря ледоколу стали возможны и прочие научно значимые экспедиции.
Важно еще и то, что своим примером атомный ледокол «Ленин» подтвердил возможность использования атомных энергоустановок на судах, а также безопасность и эффективность такой эксплуатации. Кроме того, ядерные установки позволили создавать в дальнейшем мощнейшие линейные ледоколы, демонстрирующие значительные преимущества перед прочими аналогичными судами с такой функцией.
Атомный ледокол «Ленин» вышел из эксплуатации лишь в 1989 году: атомное оборудование работало безотказно, но износились корпусные и судовые конструкции.
10 фактов из истории первого атомного ледокола мира
1. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.
2. В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.
3. Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
4. Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.
5. Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.
6. Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» – первого в мире ледокола арктического класса.
7. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
8. 4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
9. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
10. После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.
7 фактов о легендарном ледоколе «Арктика»
17 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» стал первым из надводных кораблей, достигших Северного полюса Земли. В честь этого события мы приводим семь самых интересных фактов о судне-рекордсмене и его походе.
1. Ледокол «Арктика», принятый в эксплуатацию 25 апреля 1975 года, – второй в мире атомный ледокол. Первым был атомоход «Ленин» (1959). Примечательно, что все десять существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России.
2. В 4 часа утра по московскому времени 17 августа 1977 года ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Судно провело на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции осуществили запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Интересно, что ажурные винты диаметром 5,7 метра, приводившие судно в движение, поначалу не вызывали доверия у команды. Однако винты судна отработали нормально.
3. «Арктика» – самый первый ледокол в мире, которому пришлось преодолевать ледяные поля толщиной в несколько метров. Поход на Северный полюс показал, что по многолетним льдам можно плавать, и весьма быстро. Между тем, нельзя сказать, что все шло гладко: эту самую сложную часть похода руководитель рейса Тимофей Гуженко назвал «камнедробилкой». По его словам, в наиболее мощных льдах «Арктика» шла, «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».
4. За время похода к Северному полюсу, продолжавшегося с 9 по 22 августа 1977 года, судно преодолело 3852 морских мили, в том числе 1200 миль – через многолетний лед. Цель экспедиции была достигнута – доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
5. С 1982-го до 1986 год ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев» в честь генсека, умершего 10 ноября 1982 года, а затем был переименован обратно.
6. Атомоход «Арктика» участвовал в нескольких полярных экспедициях. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению некоторых руководителей, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствовала, запас ядерного топлива в реакторах требовал замены. 3 октября 2008 года была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011 году экипаж с «Арктики» сняли, ледокол был выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов судно исключено с 31 июля 2012 года.
7. С технической точки зрения ледокол оказался настолько удачным, что по тому же проекту было построено еще пять атомоходов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (1993). Все они относятся к ледоколам типа «Арктика».
|