Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Дворец на вёслах

2200 лет назад, во времена правления египетского фараона Птолемея IV, построили огромный военный корабль. Его даже сравнивают с современными авианосцами. Не зря один внешний вид такого великана мог привести врагов в ужас. Корабль насчитывал 130 метров в длину и 18 метров в ширину. А высота строения была такой же, как у современного шестиэтажного дома.

Называлось судно Тессераконтера. Корабль вмещал больше всего солдат, был крупнейшим катамараном и стал самым огромным весельным судном в истории. На нем работали более 4 тысяч гребцов и 400 матросов, а на палубе могло разместиться 2850 воинов. Как же приводили в движение такого гиганта?

Историки много спорят о том, каким образом столько гребцов могли организовать слаженную работу. По одной из версий, весла были разной длины и размещались под разным углом. Но представьте, каково было гребцам? Каждый из них был зажат в тесном отсеке. То есть это был очень тяжелый, изнуряющий труд.

Раньше историки были уверенны, что корабль требовался только для транспортировки воинов. Но недавние исследования показали возможность использования судна как могущественного оружия. На носу строения располагалось семь массивных брусьев с металлическими наконечниками, которые могли послужить мощными таранами. Также предполагают, что на палубу могли ставить огромные катапульты.

Тессераконтера имела «необычайно красивые пропорции» и отличалась богатым убранством: на корме и на носу были установлены фигуры не менее двенадцати локтей (5,5 м) высотой, корпус был раскрашен восковыми красками, а часть борта с отверстиями для вёсел до самого киля была украшена резьбой – листвой плюща и тирсами. «Очень красивы» были и снасти. Экипаж включал более 4000 гребцов и 400 матросов, а на палубе размещалась пехота в количестве 2850 воинов. Кроме этого под скамьями гребцов помещалось ещё «много людей и немало продовольствия».

Для спуска на воду этого гиганта пришлось построить помост, на который пошло столько же дерева, сколько на 50 пентер, и задействовать целую «толпу». Но затем «один финикиец» предложил оригинальное инженерное решение: рядом с гаванью был выкопан ров, длиной равный кораблю и выложенный камнем на глубину пяти локтей, в котором были расставлены поперечные катки во всю ширину рва, оставлявшие пространство глубиной в четыре локтя. Соединив ров с морем, его заполнили водой и ввели туда корабль, а затем вновь отгородили ров от моря и откачали воду. После этого корабль оказался прочно посаженным на катки, с помощью которых его доставили в гавань.

Плутарх, повторяя сведения Калликсена о параметрах тессераконтеры, скептически отмечает, что это судно «годилось лишь для показа, а не для дела и почти ничем не отличалось от неподвижных сооружений, ибо стронуть его с места было и небезопасно и чрезвычайно трудно».

Попытки реконструкции тессераконтеры сталкиваются с проблемой толкования понятия «ряд» в античном кораблестроении. По преобладающему сегодня мнению количество вертикальных рядов вёсел даже на наиболее крупных судах (полиремах) никогда не превышало трёх, а числа в названиях классов кораблей означали общее количество гребцов, приходившихся на одну вертикальную группу вёсел. При этом практика применения гребных судов в XVII-XVIII веках доказывает, что использование более восьми гребцов на одно весло неэффективно. Таким образом, наибольшее античное гребное судно теоретически не могло быть более чем «двадцатичетырёхрядным».

Калликсен Родосский в изложении Афинея употребляет термин «траниты» (др.-греч. θρανῖται), имеющий значение «гребцы третьего (верхнего) ряда», из чего можно сделать вывод, что тессераконтера была трёхъярусной. В сочетании с информацией о том, что у корабля было два носа и две кормы, это позволяет сделать предположение, что тессераконтера представляла собой гигантский катамаран из двух «двадцатирядных», перекрытых общей палубой. Гребцы могли располагаться по следующей схеме: восемь на верхнем ярусе, семь на среднем и пять на нижнем.

Отдельную проблему представляет схема размещения гребцов по горизонтали. Поскольку общее их число составляло 4000, на каждый борт приходилось по 1000 человек. В длину 130 метров вполне может уложиться 50 секций с тремя вёслами по вертикали в каждой, итого 150 вёсел с одного борта. Однако неизвестно, были ли оснащены вёслами обращённые внутрь борта катамарана (гребцы, размещённые там, могли выступать в качестве резервного экипажа), поэтому общее количество вёсел тессераконтеры могло варьироваться от 300 до 600.

В пользу версии катамарана говорит и тот факт, что на «обычном» корабле указанных габаритов физически невозможно расположить 2850 человек, не считая гребцов и матросов. Другое дело, если между двумя корпусами располагалась широкая платформа, на которой можно было бы размещать воинов и метательные машины.

На самом большом известном корабле древнего мира «Тессераконтере» было 4000 мест для гребцов. Большинство исследователей считает, что судно было таким большим, что просто-напросто не могло использоваться. Вероятно, древние греки построили его для престижа, а не как реальный военный корабль.

Чем же ответили египтяне на этот своеобразный вызов? При царе Птолемее IV Филопаторе (221–204 года до н. э.) они построили еще больший корабль.

Вот как об этом рассказывает Каликсен: «Филопатор построил тессараконтеру, которая имела 38 локтей от борта до борта, а в вышину до акропостеля (носовое украшение) – 48 локтей. От конца афласта (кормовое украшение) до уровня воды было 53 локтя. Корабль имел четыре руля по 30 локтей и транитские весла – самые большие – по 38 локтей, так как в их рукоятках находился свинец и они во внутренней части были очень тяжелыми, то, находясь в равновесии, оказывались весьма удобными для гребли. Имел он два носа и две кормы, и семь бивней, из них один передний, а другие отступающие несколько, некоторые на скулах корабля. Скрепляющих поясьев он имел двенадцать, каждый в 600 локтей (?). Корабль был очень пропорционален... При испытании корабль получил свыше 4 тысяч гребцов и 400 человек обслуживающей команды; на палубе поместилась пехота в числе 3 тысяч без 150. Кроме того, под скамьями гребцов – еще много людей и немало продовольствия. Спущен он был с помоста, сколоченного, как говорят, из материала, достаточного для 50 пентер, и толпа стаскивала его с криками и трубными звуками...»

Такими словами описано многоярусное судно длиной 128 метров с 4 тысячами гребцов. Его ширина достигала 17 метров, высота носа и кормы над водой – 22 метра, а водоизмещение – 3 тысячи тонн. Мачта имела высоту около 40 метров, длина весел верхнего яруса доходила до 19 метров.

Этого гиганта гребного флота и деревянного судостроения удалось превзойти по длине только через 16 столетий, когда в далекой Тянь Ся (Поднебесная) – Китае – была построена джонка «Чжэн Хэ» длиной 164 метра!

В 332 году до н .э. Александр Великий покорил Египет. Один из его полководцев, Птолемей, унаследовал египетские владе¬ния, а впоследствии принял царский титул и основал династию Птолемеев, которая правила до покорения страны римлянами (332-330 годы до н.э.) Все цари элли¬нистической династии получали имя Птолемей, к кото¬рому добавлялось второе имя, например – Эвергет, Сотер или Филопатр. Поскольку династия являлась эллинистической, тессераконтера представлена здесь именно как греческий корабль.

Корабли более чем с десятью комплектами весел упоминаются в нескольких источниках: Плутарх говорит о «шестнадцатке» Демет¬рия Македонского, а Диодор и Полибий описывают «двадцатку» Гиерона Сиракузского. Согласно Плутар¬ху, Птолемей II Филадельф, царь Египетский (285-246 годы до н.э.), построил один корабль с двадцатью ряда¬ми весел и два с тридцатью, а позднее Птолемей IV Филопатр – один корабль с сорока командами греб¬цов. Такой корабль должен был иметь 407,87 фута (124,32 метров) в длину, 55,34 фута (16,87 метров) в ширину, самые длинные весла, которые держали траниты име¬ли длину 55,34 фута (16,87 метров). Ненагруженный. ко-рабль имел осадку примерно 5,2 фута (1,6 метра), а пол¬ностью нагруженный – примерно 11,8 фута (3,6 метра).

На нем находилось 4000 гребцов и 2850 солдат, он должен был иметь 7 таранов, 2 носа и 2 форштевня. Реконструкция американца Кэссона представляет такое судно в виде большого катамарана с тремя рядами весел, в двух верхних, предназначенных для транитов и зигитов, их по четырнадцать, гребцы сидят друг против друга, семеро налегают на весла, семеро отталкивают¬ся; в команде таламитов – двенадцать гребцов.

Такие корабли следует считать скорее легендарными, нежели подлинными, фактически же описание тессераконтеры, данное более древними историками (возможно, Кал¬лисфеном), было позаимствовано Плутархом и Атене¬ем, историками, жившими в I и II веках до н.э., которые, хотя и являются серьезными авторами, описали ко¬рабль четыре столетия спустя и не имели возможнос¬ти проверить факты. Мы, таким образом, можем пред¬положить, что слухи, передававшиеся из уст в уста и записанные впоследствии историками, были приняты за реальные факты. По этой причине многие специалисты, изучающие военно-морское дело, прилагали немалые усилия, чтобы перевести измерения, данные этими авторами в локтях, в футы и интерпретировать их описания логическим, а порою и не особенно логи¬ческим образом.

Чтобы привести корабль в движение, требовалось четыре тысячи гребцов! Египетскую баржу-гигант тянули на буксире гребные лодки, на судне были только рулевые вёсла на корме. На этом корабле возвышались деревянные крепостные стены с 24 боевыми башнями. Нос тессераконтеры был раздвоенный и имел семь таранов. Нос и корму египтяне расписывали для устрашения противника различными изображениями огромных крокодилов и множества неведомых страшилищ.

Внутренние помещения корабля представляли собой роскошный дворец. В многочисленных залах были установлены скульптуры фараонов. Были залы для торжеств, библиотека и даже... конюшня. Нос корабля украшала огромная фигура божества Эола в виде лебедя. Управлялась тессераконтера рулевыми вёслами длиной 15 метров, а удерживалась на месте восемью железными и четырьмя деревянными якорями. Во время длительных стоянок корабль, вероятно, помещали в специальный бассейн у берега реки. Вне всякого сомнения, тессераконтера была самым грандиозным кораблём, который когда-либо был построен на Земле, и именно поэтому среди современных учёных существуют сомнения: а мог ли он вообще плавать и для чего его построили?

В Египте же было построено еще одно «длинное» судно. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90–21 годы до н. э.) упоминает о речном корабле длиной около 130 метров, построенном для фараона Сезосториса.

Не вымысел ли это? Могли ли в древности строить такие суда? Ведь других свидетельств, кроме литературных источников, нет. Можно ли им верить? Но вспомним, как, опираясь на письменные источники, немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал в 1870 году легендарную Трою – город на северо-западе Малой Азии (Трою ли?), а английский археолог Артур Эванс в 1900 году – Кносс (город в центре северной части о. Крит.

Существовала тессераконтера или или нет – вопрос риторический. Машины времени у нас нет, достоверно узнать не можем, но источники есть. Судим по источникам с теми допущениями что описаны выше. Возможно это миф. А может это просто утрирование какого-то реально существовавшего судна. Или оно реально существовало, но кто то чего то не понял. Так что было/не было конкретно этого корабля, не будем об этом спорить.

Построил этого монстра Птолемей IV Филопатор. Зачем? А потому что мог! Вот зачем сейчас олигархам и шейхам строить яхты и мериться у кого длиннее? Потому что они очень любят море и им не хватает места на палубе/трюме?.. Тоже вопрос риторический и не требует ответа.

Вообще-то конкретно тут совпало пара факторов, которые собственно говоря и позволили постройку такого судна. Во-первых, предшественники Птолемея IV были довольно неплохими царями и весьма удачливыми. Первый основал династию и построил единственное стабильное государство из всех осколков империи Александра Македонского. Была построена Александрия Египетская, которая стала важным портовым городом на всём средиземноморском бассейне, уступая только Карфагену. Египет всегда был важнейшим торговым узлом, а если ему дать спокойствие, то богатства стекались туда со всего тогдашнего мира. Второй Птолемей сумел сохранить и приумножить богатство, увеличивая благосостояние населения, третий же вообще ограбил Селевкидов по полной программе и у него вообще не было соперников, после чего спокойно доживал свой век на лаврах победителя, и на него косо боялись взглянуть все прочие цари.

Таким образом, торговля и успешные военные походы обогатили Египет до такой степени, что дохода как там не было даже близко вообще нигде. Экономика могла поспорить (за исключением наверно Карфагена) со всеми прочими вместе взятыми. Читаешь о ежегодных доходах того времени и диву даёшься.

И самый важный фактор: Птолемей IV был чудовищно расточителен! Он тратил колоссальные деньги на всевозможные развлечения.

Достаточно только сказать, что для того чтобы подготовить постройку корабля ушло леса столько, что можно было бы построить целый флот квинквирем, этих античных дредноутов и снарядить их по полной программе (к примеру лучшими моряками – финикийцами и лучшими воинами – спартанцами). А напомним, что лес в Египте сам по себе был редкий и очень дорогой, добывался в основном в Сирии. Так что вместо того, чтобы сделать жизнь своих подданных лучше, или раз уж на море потянуло, то построить флот, от одного вида которого содрогнулся бы даже Карфаген вместе с Римом, царь Египта построил плавучий дворец-галеру для увеселения, которого не видел мир ни до ни после.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (21.02.2025)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [347]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz