![](/_pu/11/24761686.jpg)
Описанный ниже эксперимент с обезьянами и бананами известен очень давно. Его суть довольно проста, однако мало кто серьезно задумывается об этом. В противном случае наше общество формировалось бы несколько иначе. Но мы не будем вдаваться в философию, а просто расскажем вам про этот удивительный эксперимент с обезьянами.
В прошлом веке ученые, изучающие общественное поведение, провели интересный эксперимент. Они поместили 10 шимпанзе в просторный вольер и обеспечили их всем необходимым. Ну кроме свободы, естественно. Поилки и кормушки были всегда полны холодной водой и вкусной едой, в вольере хватало места для игр и уединения. И был особый стол, на котором лежал особый банан.
В общем-то, тот банан был вполне обычным, кроме одного – его нельзя было брать. Очень нельзя. И потому он так назывался – Особый Банан (далее ОБ).
А чтоб шимпанзе точно усвоили, что это именно ОБ и в чем его особенность, при попытке его все-таки взять весь вольер окатывали холодной водой. То есть потянулась какая любопытная мартышка к ОБ, а оператор за стеклом уже напрягся и занес руку над кнопкой. И ка-а-ак только кончик пальца обезьяны коснулся ОБ! Нна на!!!
Весь вольер мокрый и холодный. И все остальные шимпанзе мокрые и расстроенные.
Шимпанзе зверюги сообразительные, связь между событиями уловили четко. К тому же зачем хватать ОБ, когда таких же в кормушке навалом? И наступил в вольере мир и идиллия. Только операторы периодически меняли сгнивший ОБ на новый – лежал он на столе и никого не интересовал. Таким образом, эти 10 шимпанзе стали Обученными Шимпанзе (далее ОШ).
Но так продолжалось недолго, ибо это была только первая фаза эксперимента. Одну из ОШ заменили на новичка, который был не в курсе местных порядков. И опять встал оператор в напряжении готовности за стекло. И его твердая рука недолго была занесена над кнопкой – любопытство новичка оказалось сильным. И вот, кончик пальца новичка коснулся ОБ, кнопка, весь вольер мокрый, замерзший и расстроенный. А! Еще и разгневанны – новичку прописали по первое число!
Такие педагогические методы быстро возымели эффект, и новичок быстро влился в коллектив ОШ.
Но коварные ученые на этом не остановились! Они заменили еще одну ОШ на новичка. Коллектив ОШ, памятуя неосторожность и любопытство прошлого новичка, выписал люлей новичку прям сразу! Ну и как мог объяснил, чё, как и за что. И на всякий случай стали присматривать и за новичком, и за ОБ. И при малейшем косом взгляде новичка на ОБ ему сразу же выписывали люлей. На всякий случай. Так и новая обезьяна получила статус ОШ, но с одним нюансом – она ни разу не испытывала на себе холодный душ, а только лишь не очень педагогичные методы воздействия от своих коллег по вольеру. Но поведенческий итог был тем же самым – никто даже не смотрел в сторону ОБ.
Думаете, всё? Не-е-е-е, коварство ученых не имеет границ. Заменили еще одну обезьяну из «первого призыва» на новичка. Обезьяний коллектив, уже по отработанной схеме, через люли и пристальный пригляд, быстро приучили новичка к тому, что ОБ трогать нельзя. А то побьют. больно. Всей кучей на одного. А вот про холодный душ уже две обезьяны были вообще не в курсе, им было достаточно мотивации через люли. А потом так же и три обезьяны из десяти знали, что ОБ трогать нельзя, а то бить будут. А потом четыре… Пять. Шесть.
В какой-то момент в вольере не осталось ни одной особи, которая испытала на себе ледяной душ. То есть 10 обезьян точно знали, что трогать ОБ нельзя ни в коем случае, а то свои же будут бить. Об истинной причине того «нельзя» не знал уже никто, но тем не менее ОБ оставался неприкосновенным.
Думаете, это успокоило ученых? За это Нобелевку им не дали, и они начали измываться над животными дальше.
Однажды ОБ исчез! То есть его стол остался стоять на месте, а ОБ и след простыл. Это вызвало необычайную панику в вольере, истерию всеобщей подозрительности и массовые драки по схеме «каждый сам за себя» с непродолжительными тактическими союзами. Так бы, наверное, и поубивали бы друг друга шимпанзе, если бы один из них не совершил подвиг, спасший всех: он взял из кормушки первый попавшийся банан и положил его на стол!
Все, идиллия, порядок и закон вернулись в вольер и успокоили общество. С тех пор обезьяны стали сами менять банан на столе, позволив оператору пуститься во все тяжкие и не появляться на работе.
Но и это еще не всё! Из числа ОШ были отобраны самые крепкие, сильные и отважные в количестве пяти че... особей. Отобраны и пересажены в вольер к другим пятерым шимпанзе, комплекцией и ростом пожиже. Первым делом ОШ раздали ознакомительных люлей коренным жителям. Потом из говна и палок было собрано подобие стола, на который торжественно водрузили обычный банан, объявив его ОБ. И настал черед терапевтических, назидательных, разъяснительных и прочих люлей, нацеленных на формирование прочного табу на прикосновения к ОБ.
Так они и жили. И даже когда ученые урезали пайку для жителей вольера, к ОБ так никто и не притрагивался. И даже когда обезьяны откровенно голодали. Вернее как голодали. Самые сильные забирали себе все, пока не нажрутся, крохи перепадали слабым… И те же сильные неуклонно следили за исполнением Главного Закона – никогда не трогать ОБ. Так что рядовая обезьяна оказывалась перед выбором: тихонько угаснуть от голода в углу вольера или погибнуть (на все 100%) под кулаками сытых и сильных сородичей. И тем не менее тихое угасание давало надежду. Вдруг пайку поднимут и будет хватать всем. Вдруг сильные сородичи сжалятся и будут делиться большим количеством еды. Вдруг, может быть. Вариант же бунта не давал ни времени, ни надежды…
Это все сейчас было про шимпанзе, ученых и оператора. А про холодный душ, который изначально был причиной всей движухи, даже вы забыли, не говоря уж про шимпанзе, многие из которых про него и знать не знали. А про людей сами додумаете?
Смысл описанного эксперимента куда шире, чем наука этология (наука о поведении животных). Его значение вполне можно распространить и на социологию. По сути, нам в максимально упрощенном виде продемонстрирована технология, как можно – без всякой генетики – достичь требуемого устойчивого (!) и воспроизводимого поведения в достаточно большой группе.
Можно этот эксперимент слегка мысленно продолжить: к примеру, предположить, что у описанных обезьян в этой же клетке родились дети, подросли, сами стали взрослыми обезьянами – и все они точно так же «знали» бы, что соблазнительные фрукты трогать «низзя!!» Можно ли было бы сказать в этом случае, что данное «знание» у этих обезьян «в генах»? Очевидно, что нет.
Это «знание» закреплено не в генах, а социально – в том обществе, которое составляют данные 6 особей.
В настоящее время человечество достигло немалых высот развития в различных областях науки. Мало кто над этим задумывается, но многие их этих открытий были сделаны благодаря животным. В качестве подопытных на протяжении многих веков ученые используют крыс, собак, дельфинов и, конечно же, обезьян.
Доказано – у шимпанзе рабочая память лучше человеческой. Под рабочей памятью понимается такая форма краткосрочной памяти, при которой мозг способен обрабатывать одновременно несколько мыслей. Чаще всего такой способностью обладают люди, страдающие тяжелыми психическими расстройствами, а нормальный человек, к сожалению, с таким заданием справиться не сможет.
Японскими исследователями было представлено видео, свидетельствующее об удивительных способностях шимпанзе, которая обладает феноменальной памятью. Она не только знает все числа от 1 до 19, но и прикасается к каждому из них в порядке возрастания и определяет те, которые ей не показали.
Ученые полагают, что такие способности необходимы шимпанзе для выживания в дикой природе, ведь зачастую этим животным требуется моментально принимать быстрое решение, чтобы спастись от внезапно появившегося хищника.
Зоологи британского университета сделали интересное открытие. Они выяснили, что обезьяны отличают плохие поступки от хороших и делают свои собственные выводы о людях или своих сородичах.
Британцами были проведены такие опыты над обезьянами: им давали наблюдать за различными моделями поведения людей. Один человек обращался к другим людям с просьбой о помощи в каком-либо несложном деле, к примеру, просил помочь открыть коробку. Некоторые люди соглашались помочь, а некоторые демонстративно отказывали. После участники эксперимента предлагали обезьянам угощение.
Выяснилось, что животные брали угощение из рук всех людей, за исключением тех, которые отказывались помочь. При этом воспроизводились различные ситуации. Так, если человек, к которому обращались за помощью, был занят каким-либо другим делом и не мог помочь, поскольку был занят сам, то обезьянки не отказывались брать корм из его рук. Но если же человек имел возможность оказать помощь, но не сделал этого, обезьяны держались от него подальше.
Ученые выяснили, что способностями отличать плохие поступки от хороших наделены шимпанзе и капуцины. Они считают, что такая способность оценивать поведение других существ исходя из собственных поступков развилась у обезьян в процессе эволюции.
Эксперимент Уинтропа Келлогга
Уинтроп Келлогг – американский психолог (1898-1972), снискавший славу одиозного экспериментатора. Дело в том, что он проводил эксперименты в области сравнительной психологии приматов, а если конкретнее, то Келлог пытался воспитать шимпанзе как человека в условиях нормальной среднестатистической семьи.
Идея возникла у него еще во времена учебы в Колумбии, когда Келлогг столкнулся с журналистскими статьями о «волчьих детях» в Индии. Больше всего Уинтропа заинтересовал тот факт, что возвращённые в лоно цивилизации «маугли» так до конца и не могли социализироваться и часто проявляли повадки своих «родителей».
Однако исследователь полагал, что эти дети рождаются с нормальными интеллектуальными способностями, так как прекрасно адаптируется к окружающим их условиям.
Уинтроп Келлогг верил – главная проблема при социализации детей, выращенных дикими животными, состояла не в их принципиальной недоразвитости, а в исключительном влиянии раннего опыта и существовании особого, критического психического опыта, пережитого в младенчестве и детстве.
Вдохновившись историями о детях «маугли», Уинтроп Келлогг решает проверить сформулированные им в статье «Гуманизация Обезьяны» («Humanizing of ape») тезисы. Сама же статья была опубликована в журнале Psychological Review №38. Психолога интересовало «относительное влияние природы и воспитания на поведение».
В силу того, что проводить эксперимент, в котором испытуемым стал бы ребенок, значило нарушить те немногие этические нормы, существовавшие в научно-психологической среде того времени, от этого варианта решили отказаться.
Поэтому Келлогг и его жена Люэлла создали проект эксперимента, в котором условия воспитания были бы обратными. То есть, дикое животное помещалось бы в человеческую социальную среду и воспитывалось бы в ней. Подобный эксперимент уже проводили за год до Келлогов Карлайл Джейкобсен (1930), но его результаты были отрицательными.
К тому же Уинтроп Келлогг раскритиковал неудачный эксперимент. Ученый аргументировал это так: Карлайл выбрал уже годовалого шимпанзе, который, к тому же, некоторое время жил в зоопарке, а значит у него сформировалось отношение к людям, как к хозяевам, а к себе – как к животному. В противовес этому, ключевое положение своего проекта Уинтроп сформулировал так:
В итоге, было решено воспитывать обезьяну в домашней среде, вместе с их девятимесячным ребёнком – малышом Дональдом. Первоначальный план эксперимента предполагал переезд в Западную Африку, но банальное отсутствие средств чуть было не уничтожило перспективу исследования. Спас Келлоггов Роберт Йеркс, у которого Уинтроп в 1931 году взял на попечение семимесячную самку шимпанзе Гуа.
Дональда и Гуа воспитывали наравне, не делая между ними разницы. Их обоих одевали, сажали на детский стульчик, во время еды, кормили с ложки, мыли и обучали. Не удивительно, что шимпанзе и ребёнок быстро сошлись и стали неразлучны.
Через несколько месяцев Уинтроп и Люэлла приступили к тестам на сообразительность, быстроту реакции и умение определять направление звука. Один из тестов выглядел так: посреди комнаты подвешивали на нитке печенье, а Дональду и Гуа выдали палки, наблюдая, кто быстрее сообразит, как достать лакомство.
Во время другого теста шимпанзе и ребёнку завязали глаза и звали по имени. Обоим подопытным давали одинаковые предметы (ложку, карандаши и бумагу, подобие велосипеда) и сравнивали скорость освоения предметов.
Было несколько тестов на реакцию: на громкий звук, на долгое воздействие (ребёнка и шимпанзе крутили на стуле вокруг своей оси продолжительное время), на отложенную реакцию (мама или папа прятались за ширмой, а подопытные должны были пойти за ними).
Гуа проявляла большую смекалку во всём, что касалось подвижности и способов добычи пропитания, в то время как Дональд в разы лучше осваивал привычные нам предметы: ложку, тарелку, карандаши и бумагу.
Всего обезьяна и человеческий детёныш провели вместе 9 месяцев: начался эксперимент в 1931, а закончился 28 марта 1932. Предполагалось что эксперимент продлиться 5 лет. Из выше сказанного не трудно догадаться, что исследование не завершилось, ведь Келлогам не удалось сделать из шимпанзе человека.
Самые крупные их успехи – это обучение Гуа прямохождению и использованию ложки во время еды. Шимпанзе немного понимала человеческую речь, но сама говорить не могла, даже самых простых слов. Обезьяна не смогла освоить даже такую простую человеческую игру как «ладушки», в отличие от Дональда.
И все-таки, почему же эксперимент прервали так рано? Дело в том, что Уинтропа и Люэллу напугало отставание в развитии их сына Дональда. В 19 месяцев мальчик знал и использовал только три слова, просил еду, ухая и подражая обезьяньему лаю. Мальчик стал слишком сильно подражать своей «сестрёнке», и Келлоги закончили опыт.
Нельзя сказать, чтобы гипотеза Уинтропа Келлога о влиянии естественной среды и воспитания на формирование поведенческих паттернов была полностью опровергнута, но, очевидно, что общей воспитательной среды оказывается недостаточно, чтобы направлять психическое развитие в нужное русло.
К сожалению, судьба Дональда так и осталась неизвестной, в то время как о Гуа известно чуть больше. Жизнь испытуемой сложилась трагично: её вернули в центр исследования приматов, где она умерла через несколько лет. Больше подобных экспериментов не проводилось.
Как не удивительно, но довольно странный эксперимент Уинтропа Келлога относительно благосклонно приняли в научной среде. Хотя такая лояльность легко объяснима тенденциями американской психологической науки начала XX века – радикальный бихевиоризм и научный позитивизм давали свои плоды. В статье в Time (Baby & Ape) исследователь написал: В конце концов материалы эксперимента легли в основу книги Келлога «The Ape and The Child», выпущенной в 1933 году. Впрочем, была и критика.
Так несколько психологов высказали неодобрение в связи с тем, что в качестве объекта исследования был выбран младенец. Это показалось им неэтичным.
Другие критиковали Келлога за отлучение шимпанзе от матери и животного социума, что автоматически делало дальнейшую жизнь Гуа крайне трудной, даже в условиях исследовательского центра.
Похоже, что попытка очеловечить животных, даже родственных нам приматов не может увенчаться успехом. Воздействие среды, на которое надеялись чета Уинтроп, оказалось недостаточно сильным, в то время как общение с кусочком живой природы отрицательно повлияло на их сына.
Если же смотреть на результаты исследования с позиции Келлога, то все выглядит немного иначе. Исследование показало границы влияния наследственности, не зависящей от окружающей среды, и позволило выявить преимущества психического развития, обусловленные обогащенной средой.
Как говорилось выше, Гуа так никогда и не оправдала ожидания Келлога в отношении освоения человеческого языка, так как она не смогла имитировать человеческую речь. Напротив, этого нельзя сказать о Дональде, который имитировал некоторые звуки Гуа.
Кажется, подобный эксперимент должен лишний раз убедить научное сообщество в несостоятельности надстройки, в виде высокоорганизованного и переусложнённого социума, но этого не происходит. Так, частный случай неудачных исследователей. Впрочем, все как обычно, кому-то это может и не понравиться.
3 интересных эксперимента с обезьянами
1. Рыночные отношения
Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае обезьян шимпанзе. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных шимпанзе. Это для них настоящий малоприятный труд. За каждый качок рычага обезьяна получала ветку винограда. Как только шимпанзе усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда шимпанзе стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее. Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы, что и в человеческом стаде. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то из шимпанзе предпочитал не работать, а отнимать у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу. В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений. Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась,когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства, обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом. Типичное поведение людей в универмагах во время распродаж. В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка». Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики.
2. Как подавляется личность
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и из шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия с вашей стороны. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему? Потому что тут так принято…
3. Равенство
Представьте себе, в клетках рядом сидят обезьяны. У каждой обезьяны в клетке есть рычаг. И если двинуть этот рычаг взад-вперёд (а это довольно тяжело), обезьяна получает кусочек огурца. Обезьяны любят огурцы. Поэтому они иногда подходили к рычагу, двигали его, получали "зарплату" и были счастливы. А потом подлые экспериментаторы одной из обезьян стали давать не унылый огурец, а сладкий виноград. А виноград обезьяны любят гораздо сильнее... И что же остальные обезьяны? Они устроили бунт, глядя как их коллега за те же движения рычага получает больше (то есть, вкуснее) их. Они стали орать, трясти решётки, совсем перестали двигать тяжёлые рычаги, а кое-кто даже в знак протеста обмазал свой рычаг своим же помётом. Обезьяны отказались от заработанного огурца, который был вкусным, пока мажор рядом не стал жрать виноград...
|