Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Галикарнасский мавзолей царя Мавсола

Знаменитый портовый город Бодрум имеет богатую и длинную историю, которая корнями уходит вглубь веков. Тысячи лет назад он назывался Галикарнас и являлся столицей Карии. А сегодня мы можем забронировать отель в Бодруме и насладиться замечательным отдыхом. В этом прекрасном городе родился знаменитый Геродот, однако Галикарнас прославился благодаря своему правителю-тирану Мавсолу.

Жестокий и алчный, он обложил все население непомерными налогами и при жизни приказал построить себе роскошную гробницу. Сегодня она является одним из семи чудес света.

Величественная гробница огромного размера, должна была затмить все строения города, и по проекту ее возведение началось в самом его центре. В строительстве принимали участие самые лучшие архитекторы и мастера того времени Сатир и Пифий, скульпторы Скопас и Леохар, создавшие большое число статуй для декора фасадов. Много лет царь следил за ходом работ, созерцая, как поднимается гробница ввысь. Однако финал стройки он так и не увидел, скончавшись за 2 года до ее завершения.

Слава о красоте и величии мавзолея разлетелась далеко за пределы не только города, но и всей страны. Сооружение простояло почти 2000 лет, пережив не одно поколение. Люди были уверены, что он будет существовать вечно, ведь мавзолей пережил даже страшное землетрясение в 13 веке. К сожалению, никто не стал реставрировать гробницу, а пришедшие в 15 веке рыцари-иоанниты окончательно разобрали строение для постройки своих храмов.

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени.

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь.

По углам располагались каменные воины, охраняющие покой внутри мавзолея. Могила была построена в виде квадратного конического блока, в высоту составлявшего треть от общей высоты мавзолея (45 метров). Могила была покрыта барельефами со знаменитыми боевыми сценами, включая битву греков с амазонками.

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк.

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных – мавзолей не был посвящен греческим богам.

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее.

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них – вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне.

Галикарнасский мавзолей – это погребальный памятник, возвышавшийся на небольшом холме с видом на гавань. Его строительство было завершено в 350 году до н.э. и окончательно он был снесен в пятнадцатом веке, после того как его камни были повторно использованы для строительства замка Святого Петра. Будучи архитектурной гордостью королевства Кария, гробница карийского сатрапа Мавсола была причислена к Семи чудесам света, но не из-за её размеров и величия, а из-за красоты внешнего вида и того, как она была украшена скульптурами и орнаментами.

Несмотря на то, что древние греки причислили его к чуду древнего мира, история Галикарнасского мавзолея начинается в Персидской империи. На рубеже четвёртого века до нашей эры Галикарнас был главным городом королевства Кария. С середины шестого века он был сатрапией (то есть провинцией) империи Ахеменидов, династии персидских правителей, в которую входили Кир Великий, Дарий и Ксеркс, и которая закончилась в 330 году до н.э., когда Дарий III был убит при попытке бежать от победоносных войск Александра Македонского.

В 377 году до н.э. умер фактический правитель Карии Гекатомн из Миласа, который был сатрапом (то есть губернатором) при царе Ахеменидов Артаксерксе II, но он также сам по себе являлся могущественной фигурой. Административные структуры Персидской империи часто полагались на использование этих выдающихся местных деятелей, а не на навязывание новых правителей. После его смерти в 377 году до н.э. власть в Карии перешла к сыну Гекатомна Мавсолу. Новый правитель приступил к осуществлению амбициозной программы по укреплению своего первенства за счёт расширения влияния Карии в западной части Малой Азии, а также за счёт возвеличивания города Галикарнас. Именно благодаря этим усилиям создать город, подходящий для его притязаний, появилось чудо, которое сохранится на века: Галикарнасский мавзолей.

Благодаря географии, город Галикарнас, расположенный на западном побережье Малой Азии (современная Турция), оказался в центре напряжённости в древнем мире. Этот город, как и многие другие в Анатолии, имел тесные политические и культурные связи как с греками на западе, так и с персами на востоке. Например, некоторые из самых ранних археологических свидетельств в этом районе относятся к микенскому периоду, включая гробницы, датируемые 1500 и 1200 годами до нашей эры.Аналогичным образом, очень ранние нумизматические свидетельства помогли историкам и археологам прийти к общему мнению о том, что город первоначально был основан как колония дорийских греков.

Согласно географу Страбону, город был основан Антасом (он же Анфас), легендарным сыном Посейдона. Однако после того, как он был включён в состав персидской империи Кира Великого, город оказался в более тесном союзе со своими новыми правителями. Со своим монархическим правительством Галикарнас оставался верен Персидской империи во время Ионийского восстания в 499 году до нашей эры. Именно во время последовавших персидских войн Артемисия, правительница города прославилась как флотоводец в битве при Саламине в 480 году до н.э., которую греки решительно выиграли.

Напряжённость между греческим и персидским влияниями сохранялась на протяжении всей классической эпохи и в эллинистический период, продолжаясь и после правления Мавсола. Город перешёл под контроль Александра Македонского. Но после его смерти город, как и большая часть его империи, подвергся раздорам между различными преемниками. Галикарнас продолжал занимать видное место и в римскую эпоху, а в 58 году до н.э. он был аннексирован и стал частью провинции Асия (Азия).

Галикарнас был родиной «Отца истории» Геродота. Родившийся в Галикарнасе в начале пятого века до нашей эры Геродот покинул свой город, потому что Лигдамис II, внук Артемисии I, приказал казнить своего родственника, поэта Паньяссиса. Несмотря на то, что многие элементы его историй кажутся сомнительными (рассказы о гигантских муравьях-золотоискателях из Индии, возможно, были одной из причин более поздней резкой критики Плутарха), работа Геродота представляет собой важное повествование о древнегреческом мире в пятом веке до нашей эры. В частности, его работа охватывает события персидских войн, и именно от него современные историки могут узнать о событиях при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях.

Геродот был не единственным известным историком древнего мира родом из Галикарнаса. Город также был родиной Дионисия, историка и преподавателя риторики, который был активен в конце первого века до нашей эры. Родившийся примерно в 60 году до н.э., Дионисий пережил травмы римских гражданских войн, которые, подстёгнутые возвышением и падением Юлия Цезаря, закончились с концом республики и воцарением Августа в качестве первого императора.

Самая важная из сохранившихся работ Дионисия – «Римские древности», которая повествует об истории Рима от его мифического начала с Ромула и Рема и до первой Пунической войны (264-241 годы до н.э.). Она бесценна как источник по истории раннего Рима, наряду с такими работами, как «Ad Urbe Condita» Ливия.

В рамках своих усилий по превращению Галикарнаса в один из самых великолепных городов древнего Средиземноморья Мавсол (и его жена Артемисия) также стремились расширить территорию, находящуюся под их контролем. Это шло рука об руку с взиманием высоких налогов и использованием мрамора и произведений искусства для прославления города. Выйдя за пределы городских стен, они распространили своё владычество на юго-западное побережье Анатолии. Частично это касалось аннексии территории Ликии. Это было важно, потому что это привело Мавзолей в непосредственный контакт с монументальными гробницами, характерными для региона, такими как гробницы в Ксантосе, включая памятник Нереиде, который сейчас находится в Британском музее, и гробницу Пайавы.

Известные художники из греческого мира были приглашены в Галикарнас, чтобы внести свой вклад в создание гробницы. Среди них был Скопас, человек, который руководил восстановлением храма Артемиды в Эфесе (ещё одно из Семи чудес Древнего мира, не путать с храмом Артемиды на Корфу).

Сама гробница была возведена на холме с видом на город Галикарнас. Сооружение располагалось внутри закрытого внутреннего двора, в центре которого на большой каменной платформе возвышался мавзолей. Посетителям мавзолея нужно было подняться по монументальной лестнице, по бокам которой стояли мраморные львы. Сама платформа была украшена статуями богов и богинь из классического мира. Гробница, расположенная в центре этой каменной платформы, представляла собой огромное мраморное сооружение.

Сужаясь к вершине, мавзолей достигал высоты сорока пяти метров. Сооружение было богато украшено барельефами и другими скульптурными произведениями. Они описаны Плинием Старшим, который отмечает, что именно художественные достоинства этих работ, а не колоссальные размеры мавзолея, сделали его чудом древнего мира.

Рельефы носили повествовательный характер и изображали ряд мифологических сцен, включая кентавромахию (битву между кентаврами и лапифами) и амазономахию (битву между греками и амазонками). Часто эти сюжеты использовались в качестве аллегорий конфликта между востоком и западом. Таким образом, они были уместны на памятнике, который был жемчужиной в короне города, воплотившего это напряжение.

На вершине мавзолея, гордо выставленного на пирамидальной крыше, стояла квадрига. Это колесница, запряженная четвёркой лошадей, часто ассоциирующаяся с триумфальным шествием в Древнем Риме. Квадригу на мавзолее тянули четыре массивных мраморных коня (которые сохранились во фрагментарном виде).

Помимо Великой пирамиды в Гизе, Галикарнасский мавзолей был самым долгоживущим из всех традиционных чудес древнего мира. Завоевание Александра Македонского в четвёртом веке до нашей эры не коснулось его, как и римская аннексия Малой Азии. Потрясения средневековья также не привели к разрушению древнего чуда.

Материалы из мавзолея были переработаны рыцарями Святого Иоанна Иерусалимского при строительстве крепости в Бодруме. Вполне вероятно, что землетрясение в четырнадцатом веке нанесло сооружению значительный ущерб, хотя некоторые скульптурные фрагменты были спасены и выставлены в Бодрумском замке.

Однако остаётся аргумент в пользу того, что наследие Мавзолея может почти соответствовать наследию Великой пирамиды. Архитектурный проект, предложенный монументальной гробницей Мавзолея, имитировался во всем мире на протяжении веков. Некоторые даже предположили, что гробница династии Кариан вдохновила мавзолей Августа в Риме. Многие города в США сегодня также свидетельствуют о наследии Галикарнасского мавзолея, не в последнюю очередь масонский дом Храма в Вашингтоне, округ Колумбия, который даёт отличное представление о форме древнего сооружения.

Термин "мавзолей" сегодня означает сооружение, построенное для хранения останков выдающейся личности или умерших членов семьи. Его происхождение можно проследить до имени Мавсола, для которого построили первый мавзолей – Мавзолей в Галикарнасе, являющийся одним из Семи чудес света.

Мавсол, второй правитель Карии из династии Гекатомнидов, умер в 353 году до нашей эры. Как человек, которому приписывают возрождение Галикарнаса, он заслуживал почтения памяти, в частности на могилу, расположенную на центральной площади его города, в соответствии с греческими обычаями. Артемизия II, скорбящая вдова Мавсола, взяла на себя ответственность за надзор за этим проектом.

Считается, что на дизайн Мавзолея повлиял Монумент Нереид из ликийского Ксанфа начала 4 века до н. э., хотя и в большем масштабе. Греческие архитекторы Сатирос и Пифей приглашены Артемисией из Греции для разработки концепции общей структуры Мавзолея, а скульпторам Байраксу, Леохарису, Тимофею и Скопасу из Пароса поручили создать орнаментику памятника. Результат проявился в виде здания, сочетающего в себе архитектурные стили трех разных культур: греческой, ликийской и египетской.

Для максимальной видимости Мавзолей стратегически расположили на вершине холма, откуда открывается вид на город. Сначала построили каменную платформу, окруженную внутренним двориком. Чтобы подняться на вершину этой платформы, нужно было пройти по лестнице, окруженной каменными львами. Внешние стены двора украсили статуями различных божеств, а на каждом углу стояли конные каменные воины.

В центре платформы стоял сам Мавзолей. Хотя сооружение построили из кирпича, его облицевали белым проконнесским мрамором, что придавало ему роскошный вид. Начальная треть Мавзолея была квадратным сужающимся блоком, украшенным рельефными скульптурами. Эти рельефы охватывали традиционные мотивы из греческого репертуара, в частности мифологические и исторические сюжеты, среди которых битва между лапитами и кентаврами и битва между греками и амазонками.

Следующая треть памятника состояла из последовательности 36 ионических колонн, каждая из которых перемежалась со статуей. Позади колонн находился сплошной блок, выдерживавший вес крыши. Последняя треть сооружения состояла из ступенчатой крыши-пирамиды с 24 уровнями, увенчанной скульптурой, изображавшей Мавсола и Артемизию на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Считается, что греческий архитектор Пифей, который участвовал в проектировании, включил в сооружение инновационные архитектурные элементы. В частности, использование оптических иллюзий придало сооружению величия и великолепия. Например, колонны в средней части Мавзолея не были расположены равномерно, а постепенно уменьшались к вершине. Этот оптический прием, известный как энтазис, создавал иллюзию прямых колонн, которые не сужаются.

Кроме того, что Галикарнасский мавзолей был величественной гробницей, он служил художественным шедевром, демонстрируя таланты и умения античного мира. Сочетание культурных влияний и огромные пропорции сделали его одним из величайших сооружений своей эпохи.

В то время как династия Гекатомнидов пришла в упадок после завоевания Александра Македонского через несколько десятилетий, Мавзолей пережил эту семью более чем на тысячелетие. В 13 веке серия землетрясений разрушила колонны и привела к падению каменной колесницы. В начале 15 века узнаваемым осталось лишь основание.

Впоследствии, в 1522 году, на фоне слухов о турецком вторжении, Рыцари Святого Иоанна использовали камни из Мавзолея для укрепления стен своего замка в Бодруме. Кроме того, большая часть оставшихся скульптур перемолота на известь для штукатурки, хотя определенные работы спасены и выставлены в Бодрумском замке. Несколько из этих статуй позже приобрел Британский музей.

Точное местонахождение Мавзолея в конце концов потеряно, и только в 19 веке его снова открыл Чарльз Томас Ньютон, связанный с Британским музеем. Ньютон успешно обнаружил части стен, лестницу и три угла фундамента.

Кроме того, найдены части рельефных скульптур, украшавших стены сооружения, фрагменты ступенчатой крыши, сломанное колесо колесницы из скульптуры на крыше, а также две статуи, которые, как полагают, были частью колесницы. Впоследствии эти артефакты перевезли в Лондон и сейчас они выставлены в Британском музее, хотя турецкие власти добиваются их репатриации.

В 2017 году Датский проект "Галикарнас" объявил о планах возрождения Мавзолея. Хотя конкретные даты реставрации не разглашаются, реконструкция этого древнего сооружения даст возможность современным наблюдателям вновь увидеть чудо античного мира.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (07.12.2025)
Просмотров: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [350]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz