![](/_pu/3/s16614912.jpg)
Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъемную силу. Неподвижное крыло отличает самолет от орнитоптера (махолета) и вертолета, а наличие двигателя – от планера. От дирижабля и аэростата самолет отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъемной силы.
Самолет – летательный аппарат для полетов в атмосфере, использующий аэродинамическую подъемную силу планера для удержания себя в воздухе и тягу силовой (двигательной) установки для маневрирования и компенсации потерь полной механической энергии на лобовое сопротивление.
Мечта человечества о полете впервые была реализована в Китае, где полет человека, привязанного (в виде наказания) к бумажным змеям был описан в VI веке н.э. Первый управляемый полет на дельтаплане совершил Аббас ибн Фарнас в Аль-Андалусе в IX веке н.э. У Леонардо да Винчи (XV в.) мечта о полете нашла выражение в нескольких проектах, которые он не пытался их реализовывать. Серьезные попытки полета человека были реализованы в Европе в конце XVIII века.
Привязанные воздушные шары, заполненные горячим воздухом, были усовершенствованы в первой половине XIX века и применялись в значительных масштабах в ряде войн середины столетия; наибольшую известность получило их применение во время Гражданской войны в США, когда воздушные шары использовались для наблюдения во время сражения у Питтерсберга. Мечта о полете встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии). Первые попытки полета также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в семнадцатом веке.
Эволюция гражданской авиации в последние несколько лет получила серьезный толчок как в технологическом, так и в экономическом плане. Количество людей, путешествующих по воздуху, стремительно растет с каждым годом, а потому конструкторы регулярно публикуют весьма интересные концепты летающего транспорта будущего, от самолетов на автопилоте до персональных авиатакси. В настоящее время большая часть этих проектов все еще проходит стадии исследования, тестирования и разработки стратегии по экономической реализации. Это неудивительно: малейшая ошибка во время проектирования может стать причиной гибели множества людей, а потому излишняя спешка весьма нежелательна.
Самый короткий авиарейс осуществляется компанией Loganair между островами Уэстрей и Папа-Уэстрей в Шотландии. Восьмиместный самолёт преодолевает данный маршрут примерно за 2 минуты, а при попутном ветре время может сократиться до 47 секунд.
Американский пилот Второй Мировой войны Луис Кёрдс подбил десять самолётов, о чём говорили нанесённые на борт его «Мустанга» знаки. Помимо символов стран гитлеровской коалиции среди этих знаков был и флаг США. Лётчик заработал его во время разведывательной миссии: заметив держащий курс на аэродром острова Батан американский транспортник, Кёрдс попытался предупредить его пилотов, что объект контролируется японцами, но те не реагировали. Зная о жестоком обращении японцев с пленными, Кёрдс аккуратно подбил оба двигателя транспортника, который упал в воду. Все находящиеся на борту сумели выбраться на спасательные плотики и были подобраны гидросамолётом.
Самым первым символом на военных самолётах США была красная пятиконечная звезда. Её можно было увидеть на аэропланах, принимавших участие в экспедиции 1916 года против войск мексиканских повстанцев под предводительством Панчо Вильи. Ко времени вступления США в Первую Мировую войну знак поменялся на белую звезду в синем круге.
В статистике существует понятие систематической ошибки выжившего, когда исследователи ищут общие черты среди «выживших», не уделяя должного внимания информации о «погибших». Классическим примером служит задача поиска места укрепления брони английских бомбардировщиков, поставленная перед математиком Абрахамом Вальдом во время Второй Мировой войны. У возвратившихся на базу самолётов пробоины были в основном на крыльях и хвосте, но Вальд рассудил, что укреплять нужно кабину и топливный бак, ведь бомбардировщики с попавшими туда снарядами не возвращаются. Тот же принцип применим к литературе с секретами успехов предпринимателей – слепое следование приведённым в них советам не означает повторение успеха, полезнее анализировать ошибки разорившихся компаний.
20 октября 1986 года самолёт Ту-134, совершавший рейс из Свердловска в Грозный, должен был произвести промежуточную посадку в Куйбышеве. Командир поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, ориентируясь только на показания приборов. Сделав ошибку в расчётах, он приземлился под неправильным углом, в результате чего самолёт проехал без шасси по взлётно-посадочной полосе, сошёл на грунт, перевернулся и загорелся. У второго пилота обзорное окно не было закрыто металлической шторкой, но он не мешал действиям первого. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24.
В деревне Талхан, что в индийском штате Пенджаб, есть храм Нихала Сингха, ставший местом паломничества для тех, кто хочет эмигрировать в Великобританию, США и другие западные страны. Посетители покупают игрушечные самолёты и оставляют их в храме с молитвой, в которой просят выдать им визу. А семьи, чьи родственники сумели эмигрировать, часто устанавливают на крышу своего дома модель самолёта с логотипом соответствующей авиакомпании.
После начала блокады Западного Берлина в 1948 году единственным путём его снабжения стал воздушный транспорт. Американский лётчик Гейл Хелворсен придумал перед заходом на посадку в аэропорт Темпельхоф сбрасывать для детей пакеты со сладостями на маленьких парашютах. Вскоре его пример подхватили другие пилоты, а сладости покупались на пожертвования жителей США и Великобритании. В пакетах обычно находились шоколад, жвачка и изюм, поэтому все доставлявшие грузы для Западного Берлина самолёты стали называть «изюмными бомбардировщиками».
Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана. Соединённые Штаты в то время не имели достаточных запасов титановых руд для постройки этих машин и организовали их закупку в СССР через сеть подставных фирм в странах третьего мира. Примечательно, что значительная часть разведывательных полётов SR-71 проходила над территорией Советского Союза на Кольском полуострове.
Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название – антимакассар. Оно происходит от масла макассар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски. По мере распространения моды на эту мазь хозяйки домов стали накрывать кресла и диваны кусками моющейся ткани, чтобы не маралась обивка мебели. Вскоре антимакассары появились в театрах, а затем и в общественном транспорте.
В 1956 году пилот американского сверхзвукового истребителя F-11 «Тайгер» Том Этридж отправился в испытательный полёт. Его заданием было набрать высоту 6 километров и начать снижение, затем дать залп из орудий на отметке 4 километра и повторить залп на высоте 2 километра. Спустя несколько секунд после второго выстрела Этридж ощутил удар, ещё через некоторое время двигатели отключились, однако пилот уже подлетал к аэродрому и сумел совершить аварийную посадку и выжить. Расследование инцидента выявило, что в самолёт попали его же пули, выпущенные в первом залпе.
3 июля 1988 года американский ракетный крейсер «Vincennes» сбил иранский пассажирский лайнер Airbus, когда тот летел над Персидским заливом в территориальных водах Ирана. Все 290 человек на борту погибли. Правительство США позже заявило, что экипаж крейсера ошибочно распознал самолёт как военный истребитель, который к тому же не отвечал на запросы, и не извинилось за инцидент. Джордж Буш-старший, бывший тогда вице-президентом и баллотировавшийся на пост президента, неоднократно говорил на встречах с избирателями: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты».
Британский самолёт Sea Harrier, в настоящее время уже снятый с вооружения армии Соединённого Королевства, обладал возможностью вертикального взлёта и посадки. В 1983 году это свойство помогло пилоту Иану Ватсону в критической ситуации. Во время учебного полёта Ватсон потерял связь с авианосцем, однако обнаружил с помощью радара другое судно. Им оказался испанский грузовой корабль, и пилот, видя почти полное исчерпание запасов горючего, удачно приземлился на контейнеры.
Вступив во Вторую Мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлёт и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому лётчиков было решено тренировать на Великих озёрах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолётов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озёр.
На бортовых самописцах, более известных как «чёрные ящики», обычно размещена надпись: «Flight Recorder; Do Not Open» («Бортовой самописец; Не открывать»). Когда в 2010 году умер австралиец Дэвид Уоррен, изобретатель этого устройства, к его гробу прикрепили табличку: «Flight Recorder Inventor; Do Not Open».
В 2010 в Демократической Республике Конго разбился самолёт Let L-410 чешского производства, 20 человек погибли. Единственный оставшийся в живых человек рассказал причину катастрофы: один из пассажиров решил провезти в большой сумке крокодила, который выбрался из неё вскоре после взлёта. Все пассажиры вместе со стюардессой в панике устремились по направлению к кабине пилота, в результате чего самолёт потерял баланс и рухнул на землю. Виновнику аварии крокодилу удалось выжить.
Когда немцы стали массово атаковать Англию крылатыми ракетами Фау-1, британская авиация пыталась активно противодействовать новому оружию. Немало ракет было сбито выстрелами истребителей, но некоторые лётчики применяли альтернативный метод, которому дали название «coup de wing». Пилот подлетал вплотную к летящей ракете, помещал крыло своего самолёта под короткое крыло Фау-1 и ловким движением переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полёта и падала вниз. Этот манёвр совершали над морем или безлюдной местностью, таким образом, взрыв ракеты не причинял никакого вреда.
В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву – самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.
Недалеко от входа в аэропорт Стокгольм-Арланда расположен хостел, который является ничем иным, как списанным лайнером Boeing-747. На борту Jumbohostel оборудованы 27 комнат по 3 кровати в каждом с удобствами «на этаже», а также более дорогой номер в бывшей кабине пилотов с удобствами внутри номера.
Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов – на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.
4 июля 1989 года 19-летний бельгиец Вим Деларе погиб после того, как на его ферму посреди белого дня упал советский истребитель. МиГ-23 взлетел с аэродрома в Польше, вскоре на борту произошла внештатная ситуация, которую лётчик воспринял как отключение двигателя и катапультировался. Сразу после этого двигатель снова начал набирать обороты, самолёт прекратил снижение, улетев в сторону ГДР и упав только в Бельгии из-за того, что закончилось топливо.
Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 километров он мог развивать скорость 3000 км/час, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых – отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.
В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/час, скорость хода под водой – 8 узлов. Правда, в конструкции не была предусмотрена возможность снова взлетать из подводного положения. По задумке военных, такие аппараты могли пригодиться в ходе возможной войны против СССР, неожиданно атакуя корабли в акваториях Чёрного, Азовского и Каспийского морей.
Авианосцы – это не только надводные морские суда. Существовали проекты авианосцев-субмарин, особенно преуспели в их создании японцы во время Второй Мировой войны – взлёт самолётов происходил из надводного положения судна. Именно с одной из таких субмарин японцы произвели единственную за время войны бомбардировку континентальной части США. Другой необычный тип – это воздушный авианосец, то есть самолёт, несущий другие самолёты. Они использовались в Первой Мировой войне немцами, во Второй Мировой – советскими и японскими войсками (у последних несомые самолёты доставляли к цели камикадзе). Кроме того, у американцев в 1930-е годы было два авианесущих дирижабля. Воздушные авианосцы утратили актуальность по мере развития самолётов-дозаправщиков.
Характерный щелчок после взмаха кнутом обусловлен тем, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Аналогичный эффект происходит, когда со скоростью больше скорости звука летит самолёт: от созданной им ударной волны наблюдатель может услышать громкий звук, похожий на взрыв. Однако именно кнут можно признать первым изобретением человека, преодолевшим звуковой барьер.
После военного конфликта 1982 года между Англией и Аргентиной появилась история о пингвинах Фолклендских островов, которые падают на спину от задирания головы на летящие низко самолёты или вертолёты и не в силах подняться обратно на ноги. С течением времени слух обрастал деталями, включая появление новой профессии под названием «переворачиватель пингвинов» – специального военнослужащего, который спасает опрокинутых птиц от умирания. Опасения общественности стали настолько высоки, что в 2001 году группа британских учёных провела долговременное исследование в Антарктиде, в течение которого не зафиксировала ни одного случая падения пингвинов при приближении вертолёта.
Бортовой самописец, который устанавливается на самолётах для записи информации о техническом состоянии всех устройств, а также действий и разговоров экипажа, нередко называют «чёрным ящиком». Хотя на самом деле это устройство имеет форму не ящика, а шара или цилиндра, да и цвет его не чёрный, а красный или оранжевый, чтобы было легче найти в случае аварии.
Главный герой фильма «Человек дождя» сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбились. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.
Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.
Рекордный размах крыльев – 98 метров – принадлежит американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Его уместнее назвать деревянной летающей лодкой, которая предназначалась для транспортировки солдат. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.
Прозвище в честь легендарного корабля-призрака «Летучий голландец» получили многие нидерландские авиаконструкторы, спортсмены, музыканты. Но известен и «нелетучий голландец» – так прозвали футболиста Денниса Бергкампа из-за его аэрофобии. Выступая за «Арсенал», он наотрез отказывался летать на самолётах, из-за чего вынужденно пропускал важные еврокубковые матчи в континентальной части Европы.
В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника, а также для определения скорости пикирования по тону звука без необходимости смотреть на приборы.
Американский самолёт-разведчик SR-71 Blackbird при обычной температуре имеет в своей обшивке зазоры. В полёте обшивка разогревается из-за трения о воздух, и зазоры исчезают, а охлаждает обшивку топливо. Но в обычном состоянии на земле самолёт теряет, пусть и в небольших количествах, топливо через эти щели. По этой причине (а также для уменьшения взлётной скорости путём экономии массы) сначала в самолёт заправляется только небольшое количество горючего, и уже в воздухе происходит дозаправка.
Слово «самолёт» существовало задолго до появлении авиации. Например, словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт – ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.
В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.
Вертолётный ротор – механизм, приобретающий подъемную силу от вращения – изобрели в Китае в 4 веке до н.э. Применялся он в игрушке, представлявшей собой специальным образом выточенную из бамбука дощечку, насаженную на ось, резкое вращение которой поднимало конструкцию в воздух. Этот вертолётик был известен в Европе эпохи Возрождения – он зафиксирован на некоторых полотнах и, в частности, рисунках Леонардо. Позднее эксперименты с игрушкой повлияли на развитие идей Джорджа Кейли, считающегося отцом современной аэронавтики.
В боевой авиации против наземных целей применялись не только бомбы и ракеты. Во время Первой Мировой войны широкое использование получили флешетты, или металлические дротики. Заострённые стрелки размером с карандаш, будучи выброшенными из специальных кассет, при подлёте к земле развивали убойную скорость и силу и эффективно поражали скопления пехоты или кавалерии, а сопутствующий их приближению свист был своего рода психической атакой на людей и лошадей. Флешетты были изобретены французами и были также приняты на вооружение в германской и российской армиях.
В 1956 году Томас Фицпатрик напился в нью-йоркском баре и побился об заклад, что сможет добраться сюда из Нью-Джерси за 15 минут. Он отправился в Нью-Джерси, угнал небольшой самолёт из лётной школы и без огней и радио аккуратно приземлился прямо напротив бара. Фицпатрик легко отделался – его лишили лицензии пилота и оштрафовали всего на 100$, так как владелец самолёта не стал выдвигать обвинения. Это не помешало ему повторить то же самое через два года, когда в другом заведении бармен отказался поверить в правдивость истории. Чтобы доказать её, Фицпатрик угнал другой самолёт из той же школы и снова удачно посадил его в Нью-Йорке, но в этот раз суд дал ему полгода тюрьмы.
Монгольский хан Хубилай, уже будучи императором государства Юань, дважды планировал вторжения в Японию, и оба раза решающим фактором в отражении атак стали сильные тайфуны. Японцы увидели в этом помощь свыше и назвали их «камикадзе», что означает «божественный ветер». А во Вторую Мировую войну этим термином стали обозначать пилотов-смертников.
Выражение «Как фанера над Парижем» встречается в литературных источниках с середины 1970-х годов. Вероятнее всего, своим появлением оно обязано фильму 1975 года «Воздухоплаватель» – биографической драме о борце и артисте цирка Иване Заикине, который решил бросить всё и стать авиатором. Он отправляется учиться в Париж, и в одном из эпизодов ему удаётся подняться в небо на фанерном аэроплане. Фильм заканчивается крушением самолёта и другими неудачами главного героя.
На просторах США, удалённых от городов, нередко можно встретить стрелки из бетона длиной 25 метров. Это остатки навигационной системы для авиапочты, сооружённой в 1920-х годах, когда в самолётах ещё не было радиосвязи. Пилотам приходилось определять координаты по наземным ориентирам, а в плохую погоду и ночью летать было вообще нельзя. Поэтому между тихоокеанским и атлантическим побережьями были построены тысячи маяков-прожекторов, снабжённых автономными генераторами. Со временем система утратила свою актуальность, вышки были разобраны, и только бетонные стрелки служат напоминанием о её существовании.
До изобретения радара обнаружением приближающихся самолётов противника занимались специальные «слухачи». Их оборудование варьировалось в разных армиях, но принцип был один: большие микрофоны, позицию которых в пространстве можно было настраивать, передавали звук в уши оператора. Другими словами, определение положения воздушных объектов велось с помощью огромных стетоскопов.
В южноафриканском королевстве Лесото есть взлётно-посадочная полоса Матекане длиной 400 метров, конец которой совпадает с обрывом в 600-метровую пропасть. При проектировании полосы предполагалось, что самолёт не отрывается при движении по ней, а добирает необходимую скорость в свободном падении. Однако в 2009 году полосу всё же закрыли для местных и международных перевозок, и ею пользуются только частные небольшие самолёты.
На заре развития авиации у пилотов не было множества приборов для отслеживания врагов, поэтому им постоянно приходилось крутить головами, высматривая самолёты противника. Чтобы шея не натиралась о воротник, в обмундирование лётчиков были введены шёлковые шарфы. Многие лётчики носят шарфы и по сей день, хотя функционального назначения они теперь не имеют.
В 1992 году американская авиакомпания Southwest Airlines начала использовать слоган «Plane Smart» («Летайте с умом»). Сервисная фирма Stevens Aviation, которая задолго до этого применяла девиз «Just Plane Smart», пригрозила засудить перевозчика. Однако вместо суда руководители компаний приняли решение пойти на спортивную арену и решить спор в бою армрестлинга. Выиграв матч, директор Stevens Aviation тут же разрешил использование слогана сопернику, и таким образом обе организации повысили свою репутацию.
В 1994 году появилась новость, что Юпитер может столкнуться с кометой и подвергнуться бомбардировке метеоров. В связи с этим городской совет небольшого американского городка Грин-Ривер в штате Вайоминг объявил частную взлётно-посадочную полосу около города Межгалактическим Космодромом, пригласив приземляться сюда беженцев с Юпитера. До настоящего времени ни один космический корабль не воспользовался этим космопортом.
Существует версия, что пираты и другие моряки надевали повязку на глаз из чисто практических соображений. Дело в том, что в трюме корабля очень темно, и при спуске туда с палубы глазам человека требуется несколько минут для адаптации. А если моряк носил повязку, он мог снять её в трюме и сразу хорошо видеть одним глазом – это сильно повышало эффективность его работы в опасные моменты, особенно в сражениях. Хотя подтверждающих её исторических сведений не существует, версия выглядит правдоподобной и была проверена тестами в наше время. Задокументировано аналогичное использование повязки пилотами на заре развития аэропланов, когда они пролетали над ярко освещёнными городами: одним глазом они могли смотреть наружу, а другим, освобождаемым из-под повязки, на карты и приборы в тусклой кабине.
На острове Барра, входящем в территорию Шотландии, расположен уникальный аэропорт с песчаными взлётно-посадочными полосами на берегу моря. Он может принимать только особые самолёты с укороченным путём взлёта и посадки, такие как Twin Otter, причём не всё время, так как во время прилива взлётно-посадочные полосы полностью скрываются под водой.
В годы Второй Мировой войны в СССР велась работа над созданием летательного аппарата на базе танка А-40. В ходе лётных испытаний танкопланер буксировался самолётом ТБ-3 и смог подняться на высоту 40 метров. Предполагалось, что после отцепления буксировочного троса танк должен самостоятельно планировать в нужную точку, сбрасывать крылья и сразу вступать в бой. Проект закрыли из-за отсутствия более мощных буксировщиков, которые были необходимы для решения более важных задач.
В аэропорту Шереметьево для поиска взрывчатки используются собаки Сулимова – гибрид собак и шакалов. Благодаря шакальим генам их обоняние более чувствительно, чем собачье.
Во время Второй Мировой войны пилотам союзников, летавшим над регионами проживания первобытных племён, рекомендовали брать с собой верёвочку на случай вынужденной посадки для облегчения контакта с аборигенами. При их приближении предполагалось как бы невзначай достать верёвочку из кармана и делать из неё фигуры типа «кошачьей колыбели». Несколько раз лётчикам пришлось прибегнуть к этому занятию, и аборигены наблюдали с дружелюбным интересом, а затем просили дать верёвочку и демонстрировали известные им фигуры.
Шведская компания SAAB была основана в 1937 году, но сначала производила только военные самолёты. После Второй Мировой войны компания решила выйти на новый рынок и наладить производство автомобилей. Первый прототип, получивший название Ursaab, был разработан группой из 16 инженеров. Из них никто раньше не занимался проектированием автомобилей, и только двое имели водительские права.
Трёхлучевая звезда на логотипе Мерседес-Бенц, разработанном в 1909 году, символизирует успех марки на суше, в воде и в воздухе. Это объясняется тем, что владелец марки компания Даймлер производила помимо автомобилей судовые и авиационные двигатели.
В 1983 году Канада переходила на метрическую систему мер, и компания Air Canada заказала новые Боинги-767, индикаторы которых были настроены на литры и килограммы вместо галлонов и фунтов. Неверное применение новых единиц измерения экипажем одного из самолётов привело к тому, что количество заправленного топлива оказалось гораздо меньше требуемого для полёта. В результате этой ошибки, а также ошибок бортового оборудования, посреди полёта на высоте 12000 метров топливо закончилось и двигатели остановились. К чести экипажа, пилотам удалось спланировать на посадочную полосу бывшей военной базы, а пассажиры отделались лишь лёгкими травмами.
В международной авиации каждый аэропорт имеет трёхбуквенный код на латинице, а в России применяется дополнительная внутренняя система трёхбуквенных кодов на кириллице. Единственным городом в мире, код которого совпадает с его названием в обеих системах, является Уфа (УФА и UFA). А Копенгаген иногда путают с Саранском, поскольку международный код первого совпадает по начертанию с внутренним кодом второго – СРН.
Логотип компании BMW унаследован от её «родителя» – компании Rapp Motorenwerke, а сегменты круга были раскрашены в белый и синий потому, что эти цвета являются символическими для Баварии, где располагается производство. Позже маркетологи BMW придумали легенду, что на логотипе изображён стилизованный белый пропеллер аэроплана, рассекающий синее небо. Дело в том, что изначально BMW была создана для производства двигателей самолётов и только через 10 лет начала выпуск автомобилей.
Индеец по имени Джеронимо в течение второй половины 19 века с небольшим отрядом воинов был постоянной проблемой для американской и мексиканской армий и прославился своими отвагой и неуловимостью. В фильме 1939 года его герой, скрываясь от погони, прыгнул с крутого обрыва в реку со своим именем на устах. Посмотревшие фильм американские десантники решили для удачи выкрикивать «Джеронимо!» в момент прыжка из самолёта, и эта традиция сохраняется до сих пор.
Томас Эдисон пытался разработать вертолёт, который должен был работать на порохе. Серия взрывов, разрушивших часть фабрики Эдисона, заставила его прекратить эксперименты.
1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».
Витамин А, содержащийся в моркови, важен для здоровых кожи, роста, зрения. Однако прямой связи между поеданием моркови и хорошим зрением нет. Начало такой вере было положено во Вторую Мировую войну. Англичане разработали новый радар, позволяющий пилотам видеть немецкие бомбардировщики ночью. Чтобы скрыть существование этой технологии, британские воздушные силы распространили публикации в прессе о том, что подобное видение – результат морковной диеты пилотов.
С конца 19 века среди аборигенов островов Меланезии стал распространяться культ карго – вера, что западные товары посланы им духами предков, а белые люди незаконно владеют ими. Культ усилился после Второй мировой войны, когда острова стали театром военных действий, и промышленные товары (карго) для снабжения американской армии перепадали и местным жителям. Когда война, а вместе с ней и поток грузов, закончились, аборигены принялись строить из дерева и соломы точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек и проводить подобие военных маршей. Однако транспортные самолёты это так и не привлекло, и постепенно культы карго в Меланезии сошли на нет.
На заре существования компании FedEx её основатель Фредерик Смит преодолевал многочисленные трудности. Однажды компании было необходимо оплатить топливные расходы в размере 24000 $, а на счету лежало только 5000 $. Смит снял все деньги, поехал в Лас-Вегас и выиграл в блэкджек 27000 $.
Самые загадочные катастрофы в истории мировой авиации
1. Рейс MH370 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшийся 8 марта 2014 года самолетом Boeing 777-200ER по маршруту Куала-Лумпур-Пекин (КНР). Пропал с радаров спустя 40 минут после вылета. На борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров). Установлено, что после исчезновения авиалайнер находился в воздухе более 7 часов, существенно изменив маршрут. Однако до настоящего момента не установлены ни причины изменения курса, ни хронология событий, происходивших на борту, ни место катастрофы.
2. Рейс AF447, авиакомпании Air France, выполнявший самолетом Airbus A330-203 по маршруту Рио-де-Жанейро-Париж 1 июня 2009 года. Крупнейшая катастрофа в истории Air France: на борту находились 228 человек – 12 членов экипажа и 216 пассажиров. Связь с лайнером была потеряна через 3 часа и 45 минут после взлета. Примерно за час до этого пилоты сообщили о турбулентности. Спустя сутки бразильские поисковые самолета обнаружили место падения аэробуса – в 650 километров к северо-востоку от бразильского архипелага Фернанду-ди-Норонья, а еще спустя несколько дней с поверхности океана были подняты первые тела погибших. Причина потери пилотами контроля над машиной пока остается загадкой.
3. Рейс 739 американской авиакомпании Flying Tiger Flight, выполнявшийся 16 марта 1962 года самолетом Lockheed L-1049H Super Constellation по маршруту авиабаза Тревис (Калифорния) – Сайгон (Южный Вьетнам). Flying Tiger Flight выполняла заказ американской армии, на борту находились 107 человек - 11 членов экипажа и 96 военных. Самолет пропал в районе Филиппинским моря, после дозаправки на острове Гуам. Сообщений о помощи не поступало. После безуспешных поисковые мероприятий все находившиеся на борту были объявлены погибшими. Самолет так и не был найден.
4. Учебно-тренировочный полет звена 19 – звена из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» – совершавшийся 5 декабря 1945 года в районе Бермудского треугольника. Завершился исчезновением всех пяти машин, а также отправленного на их поиски спасательного гидросамолета. Поиски никаких результатов не дали.
5. Рейс 4U 9525 немецкой авиакомпании Germanwings, выполнявшийся 24 марта 2015 года самолетом A320-211 по маршруту Барселона-Дюссельдорф. На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Спустя полчаса после взлёта самолёт внезапно перешел в быстрое снижение и через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах, в результате чего все находившиеся на борту погибли. В ходе расследования выяснилось, что второй пилот умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он находился в кабине один: командир экипажа ненадолго покинул кабину. Командир пытался вернуться назад, но дверь в кабину была заблокирована изнутри. До момента столкновения с землей второй пилот хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. Истинные мотивы его действий уже никогда не будут установлены.
Интересные и смешные истории об авиации и пилотах
1. Китаец, который любит бизнес-класс
Эта реальная история о мужчине из Китая недавно облетела весь мир. Такой себе Квонг Ва По часто путешествует и является постоянным клиентом одной местной авиакомпании, которую он очень умело обвел «вокруг пальца». Мужчина приобрел один билет в бизнес-класс и питался по нему почти целый год! Как такое возможно? Квонг Ва По проходил регистрацию по своему билету, вкусно обедал дорогими блюдами для бизнес-класса, а перед самым полетом отказывался от полета, придумывая какую-то причину. Китаец переоформлял билет на другой рейс, а затем снова возвращался и повторял все по кругу. Это удивительно, но сотрудники авиакомпании заметили что-то неладное только после того, как Квонг Ва По пообедал более 200 раз! Они провели служебное расследование и поняли, что их система далеко несовершенна. В результате, китаец просто сдал свой билет, и вернул себе деньги. Впечатляющая история, правда?
2. Безопасность с юмором
Если вы часто летаете, то, вероятно, что и вам надоела однообразная картина: демонстрация стюардессами мер безопасности. Это важно, однозначно. Но так однообразно! Некоторые авиакомпании даже к таким моментам подходят с юмором, чтобы немного развеселить и успокоить своих пассажиров. Вот так звучала часть рассказа о мерах безопасности на одном из американских самолетов: «У вас есть более 50 способов чтобы разорвать надоедливые отношения, но выбраться из этого самолета можно только 4-мя путями …».
3. Смешные наклейки
Часто на сиденьях можно увидеть различные наклейки. Как правило, они все рассказывают о безопасности на разных языках, или что-то об авиакомпании. Креативные авиакомпании пошли дальше: вот несколько примеров надписей на наклейках на борту пассажирских самолетов. «Если вам захотелось выкурить сигарету, свяжитесь, пожалуйста, с нами. Мы проведем вас на крыло самолета». «Не оставляйте в салоне самолета свои вещи. Все вещи, которые вы оставляете будут равномерно распределены между стюардессами. Не забывайте своих мужчин и детей». «Последний, кто выходит из самолета, убирает его».
4. Не терять юмора в сложных ситуациях
Во время полета случаются и не совсем приятные моменты. Не совсем мягкие приземления, грозы во время полета и так далее. Успокоить пассажиров после подобных вещей не просто, а что уж говорить о сохранении «лица» авиакомпании. На спасение в таких ситуация часто приходят сами пилоты, которые немного смягчают обстоятельства своим юмором. После тяжелой посадки в Солт-Лейк-Сити, стюардесса сказала: «Это было неприятно. И вы думаете, что виновата авиакомпания, или пилот. Но на самом деле здесь виноват только один … асфальт». Еще одна не очень удачная посадка. Пассажиры выходят наконец-то с самолета и одна бабушка спрашивает бортпроводника: «Сынок, а скажи: мы сами приземлились или нас сбили?».
|