Египет полон чудес и монументальных сооружений, среди которых значится поистине огромный храм эпохи Древнего Египта расположенный в Карнаке. Каждый, кто посвятил своё время посещению этого колоссального сооружения с удивлением отмечал не только величие зодчества древних египтян, но и время, которое словно здесь для путешественника останавливается.
Храмовый комплекс в Карнаке включает в себя несколько храмов построенных во время правления таких фараонов как Рамзес III, Аменхотеп II, Хонсу и еще много других правителей Среднего царства. Точкой отсчёта основания комплекса считается 2200 год до нашей эры (но это не точно).
Площадь всего храмового комплекса равняется 123 гектарам и таким образом на его территории могли бы поместится такие соборы как Миланский и Нотр-Дам одновременно. Вся территория насыщена сооружения религиозного характера и чтобы обойти всё это и просто вскользь осмотреть необходимо несколько часов.
Необходимо выделить основные достопримечательности данного объекта всемирного наследия:
1. Главный пилон. Мимо него пройти невозможно, потому что это и есть главный вход в храмовой комплекс. Параметры пилона поражают: 113 метров в ширину и 44 метра в высоту;
2. Колонный зала фараона Сети I (или гипостильный зал). Длина колонного зала 102 метра, ширина 53 метра. Колонн насчитывается 134, из них 12 центральных высотой около 20 метров, остальные около 15 метров высотой;
3. Священный пруд. Этот древний бассейн для омовения жрецов никого не оставляет равнодушным. Практически в первозданном виде. Сейчас он немного заполнен водой, к которой ведут крутые ступеньки. На эту красоту лучше лицезреть ранним утром с сидений напротив расположенного открытого театра;
4. Гранитный обелиск Аменхотепа III. Виднеется из гипостильного зала. Изначально было два обелиска, но один увезли в Константинополь (Стамбул) и установили на ипподроме (сейчас ипподрома нет в Стамбуле, но обелиск сохранился напротив храма Святой Софии). Второй обелиск оставили в родном храме. Весит н не малые 320 тонн и достигает высоты 28 метров.
Карнак – это поселения, располагающееся рядом с Луксором, тем самым городом, возле которого находится знаменитые Долина царей и Долина цариц. Вообще городом, где сосредоточено множество памятников Древнего Египта. Несмотря на то, что отдельное от Луксора поселение, тем не менее, составляет с ним один сплошной населённый пункт, агломерацию. Поэтому от ж.д. вокзала или автовокзала к храму можно пройтись за 20 минут пешком.
Карнакский храм – крупнейший ритуальный комплекс эпохи Нового царства, располагающийся на восточном берегу Нила на территории древних Фив, где находится современный посёлок Карнак.
Строительство храмового комплекса было начато в местности, которая называлось по-египетски Ипет-сут, что в переводе означает «избранное место». В состав величественного ансамбля входит три храма, посвящённых верховному богу египтян Амону-Ра, а также располагающиеся к северу и югу от них храмы в честь его супруги богини Мут и их сына Монту.
В планировочном аспекте Карнакские храмы – это комплекс сооружений, состоящих из многочисленных залов и дворов, имеющих разную площадь и расположенных по продольной оси. В этих помещениях в разные периоды истории размещались святилища и часовни, обелиски и пилоны. Карнакский храм Амона не зря называют «каменным архивом», поскольку на его стенах запечатлена многовековая история Египта. Снаружи храм окружала массивная стена.
Аллеи сфинксов соединяли храм Амона-Ра с берегом Нила, а также с храмом богини Мут и Луксорским храмом Амона. Часть сохранившихся до наших дней сфинксов относится ко времени правления Аменхотепа III (около 1388-1351 годы до н. э.), но большинство из них датируется более поздним периодом. <еp>
Исследования на территории Карнакских храмов ведутся с конца XIX века, а начиная с 1967 года изучением этого уникального памятника и вопросами его воссоздания занимается специально созданный франко-египетский Центр исследования и реставрации.
Строительство храмового комплекса Амона-Ра заняло длительное время – приблизительно с ХХ по I века до н. э., т. е. почти 2000 лет. В течение этого периода первоначальный объём неоднократно перестраивался, обрастая новыми элементами, – при разных правителях появлялись новые пилоны, гипостили, дворы, часовни. Общая площадь комплекса, достигающая 123 га, не имеет аналогов по масштабу среди культовых построек Египта.
Помимо главного храма Амона-Ра, включающего в себя десять пилонов, большой гипостильный зал и четыре обелиска, в комплекс входит ещё целый ряд святилищ в честь богов Хонсу, Птаха, Осириса-Хекаджета, Ипет, а также хеб-седные храмы царей Тутмоса III (1479-1425 годы до н. э.), Аменхотепа II (1428-1397 годы до н. э.) и храм Рамсеса III (1185-1153 годы до н. э.).
Первую перестройку небольшого храма Амона, возведенного в начале эпохи Нового царства, осуществил фараон Яхмос I (1550-1525 годы до н. э.). При нём в храме появились колонны из кедра и разнообразная утварь, выполненная из розового гранита, малахита, золота и серебра. В правление Тутмоса I (1504-1493 годы до н. э.) началось масштабное строительство огромного колонного зала под руководством прославленного архитектора Инени. К сожалению, творение выдающегося древнеегипетского зодчего не пережило последующих переделок.
Строительство Карнакского храма продолжалось и при преемниках Тутмоса I. Первоначальная площадь существенно расширилась при его дочери царице Хатшепсут, повелевшей возвести обелиски высотой 30 м на месте предварительно разобранного для этой цели колонного зала. Обелиски Хатшепсут были вырублены из асуанского гранита и украшены навершиями, выполненными из электра. Возведение пилонов производилось под руководством придворного архитектора Сенмута, но просуществовали они недолго. Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III (1479-1425 годы до н. э.) приказал разрушить все постройки времён правления своей мачехи, а на их месте был возведен новый храм.
Наиболее пышно оформленной частью новой постройки стал так называемый «Зал Анналов», расположенный на главной оси храма Амона. Колонны этого зала венчают цветки лотоса и цветки папируса. Это не просто декоративные элементы – лотос и папирус являются геральдическими эмблемами Древнего Египта, символизируя Верхний и Нижний Египет.
Колонны покрыты надписями и изображениями, запечатлевшими важные события в истории государства, военные победы фараонов, ритуальные сюжеты. Многочисленные рельефы прославляют историю завоеваний Тутмоса III и его талант полководца. Именно с Карнакского храма началась традиция увековечивания военных триумфов в монументальных композициях, которой неизменно следовали все последующие фараоны.
Высота центрального пилона достигает 44 м, а его ширина составляет 113 м, он имеет мощные стены 15-метровой толщины, защищающие просторный внутренний двор с колоннадой по всему периметру.
Сохранились остатки вестибюля у входа в храм, когда-то украшенного статуей Тутмоса III внушительных размеров. Четырнадцать 20-метровых колонн, располагавшихся в два ряда, вели от вестибюля в направлении Нила. Капители колонн были выполнены в виде цветков папируса. Две колонны не сохранились, поскольку во времена фараона Хоремхеба (между 1319 и 1292 годы до н. э.) на их месте построили ещё один пилон.
В правление Сети I (1290-1279 годы до н. э.) началось строительство Большого гипостильного зала, в который можно было попасть через пилон с массивными статуями фараонов, открывавший проход в святилище Амона. Возведение Большого гипостильного зала осуществлялось в несколько этапов, и свой окончательный облик он приобрёл уже при фараонах XIX династии. Работы над украшением зала продолжались и в правление Рамсеса II (1279-1213 годы до н. э.).
Зал поражает своим масштабом и великолепием убранства. Над созданием Большого гипостильного зала трудились зодчий Иуп и его сын Хатиаи, упомянутые в хрониках и вошедшие в историю благодаря своему творению. Хатиаи упоминается как строитель «великих колонн».
Площадь Большого гипостильного зала достигает 5 тыяч кв. м, а высота – 24 м. Крышу поддерживали 134 колонны высотой от 19,2 до 20,4 м, установленные в 16 рядов. Капители колонн центрального нефа были выполнены в виде цветков папируса, а капители более низких колонн боковых проходов – в виде бутонов папирусов.
Помимо колонн Большой гипостильный зал украшали монументальные статуи египетских царей, в том числе и Рамсеса II вместе с его супругой Нефертари. На стенах храма сохранились сцены, повествующие о великих деяниях Рамсеса II, о благосклонном отношении к нему богов, о совершённых фараоном жертвоприношениях.
Потолок и перекрытия храма некогда покрывали цветные росписи, имитировавшие небо со звездами, рельефы на стенах и колоннах также были выполнены в цвете, а их общая площадь превышала 24 тысячи кв. м. Некоторые элементы колонн и рельефов покрывала золотая фольга. Прежде ни один египетский храм не украшали настолько пышно.
При Рамсесе II появилась также аллея сфинксов с бараньими головами (баран считался одним из воплощений верховного бога Амона).
В правление Сети II (1200-1194 годы до н. э.) рядом с храмом Амона была возведена часовня в честь богов, составлявших Фиванскую триаду (Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу). В планы фараона также входило расширение храма в сторону реки, поэтому на набережной был установлен обелиск Сети II.
При XIX династии Карнакский храм продолжил обрастать новыми элементами. При фараоне Мернептахе (1213-1203 годы до н. э.) на восточной стене северного двора за VII пилоном появились рельефы с изображением битвы народами моря и ливийцами.
Среди представителей XX династии фараонов наибольший вклад в обустройство Карнакского храмового комплекса внёс Рамсес III (1185-1153 годы до н. э.), построивший рядом со II пилоном храма Амона святилище, украшенное статуями. Фараон изображён на них в образе Осириса. Второе возведенное при Рамсесе III святилище, более скромное в плане декоративного убранства, располагалось севернее, близ III пилона, а третье – за Священным озером.
В период правления XXI и XXII династий храм в Карнаке не расширялся, а свои имена цари того времени увековечивали на стенах более древних строений. Только Херихор (1091-1084 годы до н. э.) отметился строительством двора с колоннами в храме Хонсу, а Осоркон II (872-837 годы до н. э.) приказал построить на берегу Священного озера небольшую часовню. Позже Осоркон IV (733-715 годы до н. э.) начал возводить святилище в честь Осириса в северо-восточной части храмового комплекса, которое уже в более позднее время достраивали его преемники.
Попытки умилостивить верховного бога египетского пантеона предпринимали и нубийские правители, желавшие узаконить свою династию (XXV династия). При фараоне Шабаке (716-701 годы до н. э.) на берегу Священного озера появился храм-киоск, а у храма Птаха – портал. Оставил свой след и фараон Тахарка (690-664/663 годы до н. э.), построивший просторный храм-киоск, от которого во дворе храма Амона сохранилась колонна высотой 21 м. При Тахарке в разных частях храмового комплекса также были возведены святилище, колоннада и часовня.
В 60-х годах VII века до н. э. храм Амона претерпел сильные разрушения в результате вторжения армии ассирийского царя Ашшурбанапала, захватившего и разрушившего Фивы. Поэтому последующие правители Египта, представители XXVI-XXIX династий, занимались лишь небольшой реставрацией древних памятников, на стенах которых они и высекали надписи с упоминаниями о своих деяниях.
Серьёзная реконструкция храмового комплекса началась только с приходом к власти царя Нектанеба I (380-362 годы до н. э.), который восстановил Фивы и построил вокруг храма Амона мощную кирпичную стену, украшенную входным порталом с востока. Временем правления Нектанеба I также датируется I пилон и аллея сфинксов, шедшая в направлении Луксорского храма и, судя по всему, восстановленная на прежнем месте после разрушения. Фактически Нектанеб I начал первую масштабную реставрацию древнего комплекса, продолженную Тахосом (362-360 годы до н. э.) и Нектанебом II (360-343 годы до н. э.).
В греко-римскую эпоху в Карнакском храме также производились строительные работы, строились новые часовни, пилоны, ворота.
Северные ворота храма Амона ведут в сторону небольшого храмового комплекса Монту, который включает в себя три храма. Для строительства храма Монту Аменхотеп III (1428-1397 годы до н. э.) выбрал место, где находилась другая постройка, датированная началом правления XVIII династии. Её элементы использовались при строительстве храма Монту.
Храм возвышался на каменном основании высотой 1,15 м и был украшен двенадцатью колоннами, располагавшимися в два ряда. Основное пространство храма представляет собой зал с четырьмя колоннами и святилище для священной барки Монту. Спустя некоторое время по приказу Аменхотепа III были произведены работы по расширению храма – перед ним появилась лестница, обрамлённая обелисками, а также несколько часовен позади святилища.
На протяжении своей истории храм Монту разрастался – при фараоне Тахарке (690-664/663 годы до н. э.) перед ним возвели небольшой храм-киоск, затем при Нектанебе I (380-362 годы до н. э.) его обнесли стеной, в северной части которой при Птолемеях III и IV (в 246/245-205/204/203 годы до н. э.) построили большие ворота. Аллея сфинксов, начинавшаяся от этих ворот, соединяла два храма Монту – в Карнаке и Медамуде.
Во времена Тутмоса I (1504-1493 годы до н. э.) восточнее храма Монту находилось сооружение, именуемое сокровищницей, что может свидетельствовать о расположении неподалёку административного квартала. Судя по находкам элементов богатого убранства, это сооружение было весьма роскошным.
К югу от храма Амона расположен храмовый комплекс Мут, в состав которого также входит несколько храмов. Один из них – это святилище богини Мут, которое существовало на этом месте ещё во времена Среднего царства, но затем было перестроено кем-то из правителей XVIII династии. Новый храм Мут состоял из святилища и небольшого зала с колоннами.
При Аменхотепе III (1428-1397 годы до н. э.) была произведена реконструкция, в результате которой в храме Мут появились многочисленные статуи сидящей львицеголовой богини Сохмет, общим количеством более 600.
В правление Сети I (1290-1279 годы до н. э.) был построен второй пилон, а спустя несколько столетий во дворе за этим пилоном возвели небольшую колоннаду. Восстановление разрушенных статуй относится к временам реконструкции Нектанеба I (380-362 годы до н. э.) и более поздним строительным работам при Птолемеях.
Помимо главного храма Мут малый комплекс включает в себя храм Хонсупахереда, расположенный в северо-восточном углу и имеющий три небольших пилона. Время его строительства относится к правлению Рамсеса II (1279-1213 годы до н. э.), а при фараонах XXV династии производились работы по его расширению. Остатки ещё одного храма находятся на западном берегу Священного озера, где прежде располагался храм Рамсеса III (1185-1153 годы до н. э.).
К сожалению, большая часть храмового комплекса Мут не сохранилась, поскольку в 40-е годы XIX века древние постройки использовались для добычи строительного камня.
Карнак – это древний египетский храм, расположенный на восточном берегу реки Нил в Фивах (современный Луксор). Он охватывает более 100 гектаров, занимая площадь больше, чем некоторые древние города. Храм Карнак был известен древним египтянам как Ипет-су, что в переводе с египетского означает «наиболее избранные места». Это город храмов, построенных более 2000 лет назад и посвященных фиванской триаде – верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.
Большой, смело спроектированный комплекс в Карнаке – воплощение амбиций многих фараонов – является одним из величайших строительных проектов Древнего Египта. Во время своего правления каждый фараон, который хотел увековечить свое имя, вносил свои изменения. Приложить руку к строительству в Карнаке, все равно что поставить свою печать на самом почитаемом религиозном святилище королевства. Ибо Карнак был домом богов, и его славу должны были превозносить все.
Место для строительства комплекса в Карнаке было выбрано не случайно. В Древнем Египте считали, что Карнак (в то время город назывался Фивы) был первым городом, основанным на “исконном кургане”, который поднялся из вод хаоса в начале мира. В то время бог-создатель Атум (в некоторых источниках Птах) стоял на кургане, чтобы начать сотворять мир. Место храма, как думали египтяне, было этим оригинальным основанием, и храм был заложен здесь именно по этой причине.
Храм Амона – ключевая часть Карнакского храма – является самым большим религиозным сооружением в мире и почитает не только Амона, но и других богов: Осириса, Монту, Исиду, Птаха и некоторых египетских правителей.
Нет точной даты постройки Карнакского храма, он строился постепенно на протяжении многих веков. Сооружения регулярно ремонтировались или расширялись в течение долгой истории храма. Комплекс продолжал расти с каждым последующим правителем, и сейчас его руины занимают более 200 акров земли. Подсчитано, что в главном храме можно было бы разместить три сооружения размером с собор Нотр-Дам.
Храм Амона постоянно использовался и рос в течение более 2000 лет и считался одним из самых священных мест в Египте. Священники Амона, которые следили за управлением храмом, становились все более богатыми и могущественными. Однажды они достигли такой власти, что смогли взять под контроль правительство Фив.
К 4 веку н. э. Египет был частью Римской империи, в результате чего христианство стало единой истинной верой. Храм был покинут на долгое время. Он был вновь открыт в 7 веке во время арабского вторжения в Египет, тогда его называли Ka-ranak, что означает «укрепленная деревня». Арабы назвали его так из-за огромного количества архитектуры, сконцентрированного в одном месте. Когда европейские исследователи впервые начали путешествовать по Египту в 17 веке, им сказали, что великие руины в Фивах принадлежат Карнаку, с тех пор и осталось название.
Великий Храм Амона, центральный храм Карнакского комплекса, был эпицентром фиванской жизни. Этот “дом богов” гигантских размеров был одним из самых амбициозных проектов Древнего Египта в эпоху фараонов. Комплекс включает в себя 10 гигантских пилонов, храмовые помещения, капеллы и аллею сфинксов. Колоссальные колонны и статуи, залы и пилоны, и все эти огромные каменные строения содержат огромное количество замысловатых фигур.
Одна из самых интересных достопримечательностей Карнакского Храма – Аллея Сфинксов. Это широкая дорога, по обеим сторонам которой стоят сфинксы с головами баранов. Когда-то аллея вела до Карнака от Луксорского храма (в центре современного Луксора). Во время древнеегипетского ежегодного Фестиваля Опета статуи Амона, Мута и Хонсу были выставлены напоказ – их можно было увидеть именно на этой аллее.
Интересные факты:
• К югу от храма Амона находится Священное озеро. Вода в нем солоноватая, а на краю озера находится большой гранитный скарабей, посвященный богу солнца Атум-Хепри, который был изображен в форме скарабея.
• Любимое время фотографов для посещения Карнакского храмового комплекса – 5 часов вечера. Это время считается лучшим для того, чтобы увидеть сияние каменной кладки на солнце и величественные тени скульптур, нависающие над стенами.
• За Вторым Пилоном находится Гипостильный зал, который по праву считается одним из чудес света. Имея размеры 103 на 52 метра, он занимает площадь более 5000 квадратных метров.
• Храм Ком Омбо в Карнаке, вероятно, является первым местом в мире, где были изобретены хирургические инструменты – во время раскопок исследователи обнаружили щипцы, скальпели, стульчики для родов и емкости с лекарствами.
• Более 420000 животных содержались на территории храма в Карнаке, поскольку они считались священными для Амона. При этом людей незнатного происхождения даже не пускали внутрь храма.
Несмотря на то, что храм в Карнаке был разграблен армиями, исследователями и путешественниками, которые похитили статуи и каменную кладку, в мире осталось не так много храмовых комплексов, которые до сих пор так величественны сегодня. Царства Фараонов могут уйти, но их сила живет в этом триумфальном каменном завещании.
С помощью геоархеологических исследований ученые реконструировали ранние стадии существования важнейшего религиозно-политического центра Древнего Египта – Карнакского храмового комплекса. История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением нильского русла к западу. По мере того как река освобождала новые участки, небольшое поселение, возникшее на одном из островов, расширялось и при правителях XI династии, начавших здесь монументальное храмовое строительство, превратилось в главную часть новой столицы Египта – города Фивы. О результатах исследований сообщает статья в журнале Antiquity.
Современный Карнак – это небольшой городок в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, лежащий примерно на 2,5 километра севернее Луксора. В древности здесь располагался крупнейший храмовый комплекс – Ипет-Исут («Совершеннейшее место»), – главную роль в котором играл культ Амона-Ра, а также действовали святилища некоторых других божеств. Карнакское святилище, сделавшись частью непрерывно растущего города.
Фивы, расширялось на протяжении многих веков, с конца III тысячелетия до нашей эры (рождение Среднего царства) и вплоть до завершения Птолемеевской эпохи в I веке до нашей эры. Почти все это время оно было средоточием главного государственного религиозного культа и центром политической консолидации страны.
Поскольку Карнакский комплекс многократно обновлялся и дополнялся новыми храмами, от первоначальной застройки, которая существовала здесь в последние века III тысячелетия до нашей эры, мало что сохранилось. Самое древнее сакральное сооружение на территории Карнака предположительно было воздвигнуто фиванским правителем XI династии Иниотефом (Интефом, или Антефом) II – дедом основателя Среднего царства Ментухотепа II, объединившего страну после кризиса Первого переходного периода. От него в восточной части комплекса сохранился лишь фрагмент восьмиугольной колонны из песчаника с упоминанием бога Амона. Эта постройка датируется приблизительно первой половиной XXI века до нашей эры.
По-видимому, уже в ранний период своего существования в религиозных представлениях египтян район Карнака был связан с сакральным пространством западного берега Нила, так как находился прямо напротив скалистой долины Дейр-эль-Бахри, с глубокой древности служившей местом почитания Хатхор – одной из ипостасей Богини-матери. В середине XXI века до нашей эры в Дейр-эль-Бахри воздвиг свой заупокойный храм Ментухотеп II, а шестью столетиями позднее его примеру последовали фараоны XVIII династии Хатшепсут и Тутмос III.
Главная часть комплекса в Карнаке – святилище Амона-Ра – возникло еще в эпоху Среднего царства при Сенусерте I (XX век до нашей эры) и изначально стояло на оси, проходящей через центр священной долины, расположенной по другую сторону реки. Но самые древние храмы, по-видимому, были посвящены другим местным божествам, почитавшимся задолго до Амона, – Мут (еще одному проявлению Богини-матери) и Монту связанному с солнечным культом богу войны.
Следы небольшого поселения, с которым, возможно, были связаны эти первые святилища, археологи идентифицировали на холме к югу – юго-востоку от храма Амона-Ра, рядом со священным озером. Это поселение существовало уже в XXIII–XXII веках до нашей эры, во время Первого переходного периода, и, возможно, в конце эпохи Древнего царства. Геофизические исследования и анализ фрагментов керамики, обнаруженных в отобранных при бурении кернах, показали, что заселенный холм в это время, по-видимому, представлял собой остров, как и некоторые другие участки Карнакского комплекса, например в районе храма Опет на юго-западе.
Комплексные геоархеологические раскопки, предпринятые группой французских и египетских ученых во главе с Гийомом Шарлу из Национального центра научных исследований во Франции, помогли установить, когда и как началось расширение Карнака, и сопоставить этот процесс с ходом исторических событий.
Исследования проводились в районе небольшого храма «мемфисской триады» (богов Птаха, Сехмет и Нефертума), расположенном к северу от главного святилища. Раскопки выявили в слое мощностью около пяти метров 30 различных археологических фаз, включая самую раннюю, ниже которой следов человеческого присутствия нет. Строение подстилающего горизонта, который отличается общим уклоном к северо-западу, было изучено с помощью бурения.
Ученые построили стратиграфический разрез, демонстрирующий распределение слоев субстрата рядом с храмом Птаха на глубину до 10 метров. Самый нижний слой образован отложениями речного песка, которые перекрывает намывной вал, сформировавшийся из илистых наносов при разливах Нила. В этом илистом слое археологи нашли первое свидетельство человеческого присутствия – остатки очага, датируемые по радиоуглероду и типологии керамики временем между 2274 и 1977 годами до нашей эры (вероятнее всего – серединой XXII века до нашей эры, то есть эпохой Первого переходного периода, предшествовавшей становлению Среднего царства). На следующем уровне в ветровых песчаных наносах были найдены осколки чаш, датируемые поздним периодом Древнего царства (приблизительно XXIII век до нашей эры). Они происходят из открытого ранее местонахождения в юго-восточной части комплекса.
Первое свидетельство постоянного пребывания людей в районе будущего храма Птаха – остатки строения из сырцового кирпича – относится ко второй половине ΧΧΙ – первой половине ΧΧ века до нашей эры, то есть ко времени, когда фараоны поздней XI и ранней XII династий уже распространяли свою власть на объединенный Египет.
Ученые выделили в истории этой постройки семь последовательных архитектурных фаз общей продолжительностью около 100 лет и предположили, что сооружение было одним из древнейших храмов Карнака. Для того чтобы приступить к его возведению на невысоком острове, строители должны были иметь основания если не для уверенности, то хотя бы для надежды на то, что ежегодный разлив Нила не уничтожит их творение. Следовательно, берег реки к этому времени отступил.
Объединив результаты своих раскопок с данными предыдущих исследований, Шарлу и его коллеги реконструировали историю изменений ландшафта в Карнаке и освоения его людьми в конце III тысячелетия до нашей эры. Естественный холм в юго-восточной части комплекса, по-видимому, представлял собой остров, тянувшийся по оси юго-запад – северо-восток. В середине XXIII века до нашей эры здесь могло появиться поселение, и его развитию благоприятствовало постепенное отступление реки. Спустя столетие от воды уже освободилась значительная территория. Она включала участок, на котором позднее выросли храм Птаха и главный храм Амона-Ра (за исключением западной части, где в XIII веке до нашей эры, при Сети I и Рамсесе II, был построен Большой гипостильный зал). К этому времени восходит появление первого очага в районе храма Птаха.
Очевидно, люди стремились занять освобождаемые рекой земли, но на первых порах они должны были сильно страдать от наводнений при разливах, так как высота острова была невелика. Расчеты показывают, что она превышала средний уровень воды в Ниле всего на 0,70 метра. Это задерживало освоение острова, о чем говорят перекрытые песком илистые отложения поверх очага. Вероятно, по причине наводнений оставался необитаемым островок в районе храма Опет.
Тем не менее, берег продолжал отступать, и еще примерно через сто лет, в середине XXI века до нашей эры, около будущего святилища Птаха велось строительство из кирпича-сырца, а в восточной части комплекса уже была воздвигнута колонна Иниотефа II. Исследователи полагают, что приток населения в Карнак был связан с представлениями об особой святости места, и фиванские правители XI династии поощряли и даже направляли этот процесс, разворачивая храмовое строительство по мере своего усиления. Этому способствовала неуклонная миграция нильского русла к западу. Позднее, когда фараоны XII династии переселились на север, построив в районе Файюма новую столицу Ити-Тауи, Карнак не только сохранил статус важного религиозного центра, на который опиралась верховная власть, но и продолжал развиваться, превратившись в итоге в главное святилище Египта.
Ранее археологи сообщили об обнаружении в одном из погребений эпохи XI династии текстов «Книги двух путей» – заупокойного произведения, предшествовавшего появлению широко известной «Книги мертвых», а также рассказали об обнаружении близ Асуана гробницы, принадлежавшей брату могущественного номарха Саренпута II, управлявшего Элефантиной во времена правления XII династии.
Интересные факты о Карнакском храме
️Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая – царице Мут, жене Амона-Ра, а третья – сыну царицы Мут и бога Амона-Ра – Хонусу, – который считался лунным божеством.
️Карнак – музей под открытым небом. Он считается самым большим религиозным сооружением в мире. Более восьмидесяти тысяч слуг и рабов было поручено служить Амону-Ра в Карнаке, что свидетельствует о его силе и важности в то время, также в его честь было установлено 5000 статуй.
️Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.
️Во времена Нового царства Карнакский храм был центром древней веры, а власть была сосредоточена в Фивах (современный Луксор). Помимо религиозного значения, он также служил сокровищницей, административным центром и дворцом фараонов Нового Царства.
️Большой Гипостильный зал вмещает 134 массивных колонны. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.
️Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 веке до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий.
На территории Карнакского храма есть священное озеро, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси – священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.
А вы уже были в Карнакском храме? Может быть знаете какие-то ещё интересные факты?
|