
Наряду с мегалитическими храмами, Мальта известна и самыми древними подземными сооружениями. Одним из наиболее знаменитых среди них является Хал-Сафлиени, расположенный неподалеку от храма Таршиен. Хал-Сафлиени – древнейший подземный храм в мире. Этому объекту, находящемуся под городом Паола, учёные дали определение гипогей – мегалитическое подземное святилище.
Хал-Сафлиени представляет собой 34 помещения, вырубленных в толще известняка и расположенных на трех уровнях. Они соединены переходами-туннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться. Большинство исследователей считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти.
Начало сооружения Хал-Сафлиени относится к 4000 г. до н. э., либо несколько более раннему периоду, так как в сооружении была обнаружена керамика периода Гхар-Далам. Несмотря на сходство в устройстве с расположенными на поверхности мегалитическими храмами Мальты, предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Общая площадь подземного комплекса составляет 480 кв. метров, в древние времена здесь могло быть похоронено 6-7 тысяч человек.
Гипогей был случайно обнаружен строителями при проведении работ по сооружению канализации в 1902 году. Первоначально находка не получила огласки, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил, который первым и начал раскопки. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные останки людей и жертвенных животных. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях.
После смерти отца Эммануила исследованиями гипогея руководил мальтийский археолог Теми Заммит – первый директор Национального Музея археологии Мальты в городе Ла-Валлетта. Теми Заммит считал, что Мальта в древние века была определена местом нахождения Оракула, который привлекал на Мальту паломников со всего Средиземноморского региона. Археолог Мария Гимбутас связала Хал-Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе. В качестве подтверждения того, что в Хал-Сафлиени процветал культ плодородия Матери-Земли, она указала на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена каменная статуэтка спящей тучной женщины, которую историки отнесли к периоду неолита.
Самым таинственным в Хал-Сафлиени является помещение на третьем уровне. Именно в последнем зале гипогея, на уровне пола находятся так называемые «погребальные камеры». Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть – только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный тоннель, который теряется в глубоких не исследованных пустотах острова.
Впервые о таинственном тоннеле узнали еще в 1940 году, спустя десять лет, в подземном лабиринте исчезли 30 школьников с учителями. Этот «последний», третий, уровень в гипогее был, по мнению археологов, построен в том промежутке времени, когда цивилизация, создавшая храмы Мальты, таинственным образом исчезла с острова. Исследователи считают, что именно в гипогее начинается сеть подземных катакомб, которые тянутся через весь остров и даже под водой.
Исследователи полагают, что паломники стремились в гипогей, чтобы увидеть Оракула. В пользу этой версии говорит один из гротов, названый «комнатой оракула». Грот примечателен тем, что звуки, произнесённые низким мужским голосом, резонируют по всем помещениям гипогея, а все другие не слышны даже в соседних гротах. В отношение такой удивительной акустики существует любопытная версия о том, что строители гипогея преднамеренно использовали это явление, чтобы создать особую частоту резонанса, приводящую к измененному состоянию сознания во время религиозных ритуалов.
Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в «комнате оракула» резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности в ирландском Ньюгрейндже.
Множество подземных ходов и тоннелей, включая доисторические катакомбы, позже было включено мальтийскими рыцарями в систему фортификационных укреплений. В некоторых ходах и пещерах хранили продовольствие, в других укрывались во время битвы. Под Ла-Валлеттой разросся огромный подземный город.
Некоторые источники указывают на то, что сеть древних катакомб под Мальтой разветвлялась не только под поверхностью острова, ходы шли вглубь и продолжались под морем, якобы даже до Италии. Несколько десятилетий назад можно было пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. В настоящее время все известные входы в подземелье перекрыты.
Загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых. Какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный лабиринт? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени? Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может.
Возможно, Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядерной атаки и прочих опасностей? Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Возможно, и ниша в «комнате оракула» – средство оповещения обитателей этого самого древнего защитного бункера?
Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд. Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. А подземным святилищем Хал-Сафлиени стал позже, в античные времена. Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но над загадками Хал-Сафлиени археологи по-прежнему «ломают» головы.
Историки и археологи продолжают строить догадки относительно того, кто же создал в толще известняка «город мертвых», много позже получивший название Хал-Сафлиени. Лабиринт создавало не одно поколение жителей Мальты.
Около шести тысяч лет назад на острове Мальта в известняковой толще люди создали целый лабиринт коридоров и залов. Древние греки назвали такие сооружения гипогей, что означает «подземный». Позднее оно было названо Хал-Сафлиени, с 1980 г. включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Считается, что Хал-Сафлиени – древнейший подземный храм в мире, хотя находятся и противники такой точки зрения, считая его подземным некрополем.
Обнаружила гипогей в 1902 году бригада строителей занималась сооружением котлована для нового дома и наткнулась на большие подземные пустоты. Они разрушили часть сооружения, и теперь она утеряна навсегда. Но зато уцелел внушительный главный вход, который вел внутрь лабиринта. Строители пощадили его, так как использовали гроты и ниши для свалки строительного мусора.
Возможно, помещения просто засыпали бы, но находка вызвала большой интерес отца-иезуита Эммануэля Магри (1851-1907) – ректора семинарии на острове Гоцо, что входит в Мальтийский архипелаг и является территорией государства Мальта. Отец Эммануэль был очень образованным человеком – этнографом, писателем и пионером мальтийской археологии.
Он первым начал раскопки и обнаружил многочисленные кости – людей и жертвенных животных, а также открыл геометрические узоры и следы охры. Отец Эммануэль вел раскопки с 1902 по 1906 год.
В 1907 году отец Эммануэль скончался, и его труд продолжил светский ученый Темистоклес Заммит (1864-1935) – мальтийский археолог, историк, позднее ставший первым директором Национального археологического музея Мальты в Ла-Валетте. Именно он выдвинул гипотезу о том, что в гипогее находился оракул, к которому устремлялись за советом паломники со всего Средиземноморья.
Дальнейшие раскопки показали, что в период использования гипогея над ним был построен храм, обозначавший вход в него. Когда же со временем храм разрушился, его обломки загромоздили вход, и он на протяжении многих веков был скрыт от глаз людей.
Также было выяснено, что основой для создания гипогея послужила природная пещера, которую постепенно расширяли и видоизменяли. При этом древние строители использовали такие грубые инструменты, как зубила и скребки из рога оленя, кремня, рогового камня (кремнистого сланца) и обсидиана.
Время использования гипогея (4000-2500 гг. до н. э.) было установлено после изучения керамических черепков и остатков человеческих костей. Большая часть костей была утеряна ранее, но сохранившиеся черепа ныне выставлены в Национальном археологическом музее Мальты. Было обнаружено еще множество различных предметов: глиняные горшки с загадочными орнаментами, каменные и глиняные бусы, перламутровые пуговицы из морских раковин, различные амулеты, каменные топоры и резные фигурки людей и животных, в том числе знаменитая «Спящая женщина». Фигурки были как абстрактными, так и приближенными к натуре, и все имели прямое отношение к культу предков и духовной трансформации.
В стенах палат были выдолблены могильные ниши, а в них хранились останки большого количества людей. По предположению археологов, в Хал-Сафлиени было захоронено около семи тысяч человек. Тут же были найдены и останки животных, предположительно жертвенных.
Строители подземного комплекса, судя по его структуре, не стремилась углубляться в толщу известняка. Сооружение скорее представляет прообраз крипты средневекового христианского храма, построенной под наземным храмом и заметно раздавшейся вширь.
Сооружение располагается на глубине 11 м и состоит из 34 помещений. Они находятся на трех уровнях, соединяясь между собой лестницами и переходами.
Верхний уровень погружается под землю на 10 м. Здешние помещения очень похожи на те, что были в надземных храмах на берегу мальтийской бухты Св. Павла. Некоторые помещения были природного происхождения, которым придали более правильные очертания. Камер тут много, назначение их неясно. Одно известно точно, что часть из них использовалась для погребения. Средний уровень появился позднее верхнего.
Самое большое помещение было названо Главной палатой. У него весьма необычная яйцеобразная форма. Историки считают, что она была придана ей, когда на Мальте царил культ плодородия Матери-Земли. А овальная форма должна была, вероятно, олицетворять женское чрево.
В камере есть несколько входов, выполненных в виде трилитона: из трех камней – два вертикальных, один уложен на них горизонтально. Через трилитоны проходы либо ведут в другие палаты, либо это «слепые» входы.
Прочие палаты разных форм и размеров, никакой системы создатели этого небольшого «подземного мира» не придерживались. В облике некоторых палат заметно влияние архитектуры мальтийских наземных храмов.
Раскопки в гипогее помогли раскрыть процесс захоронения, проходивший в несколько этапов. Сначала покойника помещали в одну из ниш в подземной палате, где он находился до тех пор, пока плоть не отойдет от костей. Затем кости и предметы, которыми покойный был снабжен в последний путь, собирали и хоронили внутри лабиринта, пересыпая красной охрой. Предположительно, охра должна была символизировать цвет крови, придавая костям «жизненную силу». Так как покойных было много, их не хоронили по отдельности, а складывали друг на друга.
Погребальные камеры очень малы: чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Некоторым удается протиснуться в них ползком. Все камеры глухие, кроме одной, что продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется в глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Рассказывают о том, что некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.
На среднем уровне имеются помещения, что предположительно использовались для проведения ритуалов. Например, загадочное прямоугольное помещение, названное Палатой оракула. У него необычный звуковой резонанс: если издать в этом месте какие-то звуки, эхо прокатится по всему трехуровневому комплексу. Такой эффект образуется благодаря резонансной нише, с большим искусством выдолбленной в стене палаты. На стенах археологи обнаружили спиральные рисунки, выполненные минеральной краской – красной охрой.
Рядом находится еще одно помещение с раскрашенными стенами и углубленным отпечатком человеческой ладони. Рядом с ним – двухметровой глубины помещение, прозванное Змеиной ямой. Она могла служить и для содержания ритуальных змей (на Мальте они водятся, но все – неядовитые), и для сбора пожертвований, и выступать в роли священного колодца.
Последнее помещение на среднем уровне именуется Святая святых, но, вероятно, оно же было и самым главным во всем сооружении. Оказывается, оно создано так, чтобы солнце освещало его во время зимнего солнцестояния через отверстие в утраченной крыше. На нижнем уровне не найдено было ничего, даже костей, только вода. Эти камеры вполне могли служить, например, складом зерна.
Любопытные факты:
• Название археологическому памятнику дала улица города Паола, на которой его обнаружили в 1902 году.
• При раскопках в гипогее была найдена каменная статуэтка, изображающая дородную спящую женщину, и хранящаяся сейчас в Национальном археологическом музее Мальты. Считается, что эта находка подтверждает связь между формой Главной палаты и культом женского плодородия.
• В 1992-1996 гг. гипогей находился на реставрации, его закрыли для посещения. Сегодня в него пропускают не более 80 туристов в сутки, и желающим приходится заранее заказывать место в экскурсионной группе из не более 10 человек.
• В гипогее установлена система искусственного климата, способствующая сохранности рисунков на стенах и самих стен.
• Незначительное количество черепов, обнаруженных в погребальных камерах гипогея, обладали удлиненной формой, схожей с черепами жрецов из захоронений в Древнем Египте. Эта находка породила массу самых невероятных гипотез о людях, похороненных в гипогее, о их происхождении и религии.
• Возможно, загадки мальтийского гипогея могла бы раскрыть последняя рукопись отца Эммануэля, подводившая итог его изысканиям. Самым ценным в той работе было описание выброшенного строителями наружу содержимого захоронений, которое быстро погибло под солнцем и дождем. Однако отец Эммануэль скончался в 1907 году, когда находился с миссией в Тунисе, и рукопись была утеряна.
• Гипогей был открыт для общественного посещения в 1908 году, когда раскопки все еще продолжались.
• Некоторые находки в гипогее указывают на то, что он служил еще и местом, где обучали жриц, «работавших» оракулом.
• Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в Палате оракула резонирует на частоте 110 Гц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружениях, в частности в ирландском Ньюгрейндже.
Первые поселенцы перебрались на Мальту с соседней Сицилии в конце VI тыс. до н.э. С 4100 г. до н.э. в истории острова начинается т.н. эпоха мегалитических храмов, продлившаяся 16 веков. В этот период распространение получили подземные захоронения и мегалитические храмовые комплексы – Скорба, Хаджар-Ким, Таршиен и др. Храмы создавались из необработанных или слабо отделанных огромных каменных глыб (мегалитов) весом несколько тонн и предназначались для погребений и культовых мистерий. Возведение подобных циклопических сооружений при отсутствии специальной техники требовало неимоверных усилий строителей и большого их числа.
Предположительно, тогда же появились на Мальте более 40 дорог, проложенных к храмам, по которым на телегах, санях или волокушах возили каменные глыбы. Пока нет однозначного объяснения V-образным парным колеям, оставленным огромными колесами или полозьями в твердом известняке – их глубина доходит до 67,5 см, ширина в верхней части до 53 см, а у дна до 14 см. При этом отпечатков ног людей, копыт лошадей или быков нет. Похоже, в строительстве участвовало всё население небольшого острова. Но ведь строителей еще надо было чем-то кормить. Кто возделывал поля, ловил рыбу, охотился? Загадок добавляют и колеи, уходящие под воду и далее под ил и песок. Версий масса – от атлантов до инопланетян.
Настоящей гордостью жителей Мальты является древний мегалитический храм Хал Сафлиени, построенный примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. В свое время информация о присутствии этого исторического памятника на территории Мальтийского архипелага стала настоящей сенсацией. До сих пор ученые мужи, занимающиеся археологией и историей, настаивают на признании мегалитического храма восьмым чудом света.
На самом деле точный возраст Гипогея Мальты назвать сложно. Некоторые ученые считают, что его построили в пятом тысячелетии до нашей эры, другие уверяют, что храм был высечен в скале в четвертом тысячелетии. Самой молодой оценкой возраста Хал Сафлиени является 2400 год до нашей эры. Само собой, мегалит в городе Паола не мог быть построен за короткий промежуток времени.
Самая распространенная версия о возрасте храма выглядит следующим образом: мегалитический Гипогей был возведен в 3600 году до н.э. Верхний уровень Хал Сафлиени был «выдолблен» в 3600-3300 годах до н.э., средний уровень – в 3300-3000 году до н.э., и самый молодой, нижний уровень – в 3150- 2500 году до н.э.
В 1980 году знаменитая организация ЮНЕСКО внесла Хал Сафлиени в список Всемирного наследия как культурный объект. Мальтийская достопримечательность стала 130 номером в известном списке.
В конце прошлого века главный мегалит Мальты был отреставрирован. Внутри появились железные поручни, были ликвидированы опасные участки, пребывавшие в аварийном состоянии, появилось освещение, кафетерий, видеозал и многое другое.
Гипогей Мальты является подземным мегалитическим храмом, расположенным на острове Мальта в городе Паола. Многие справочники для туристов переименовали труднопроизносимое мальтийское название Хал Сафлиени на более простое английское слово Hypogeum (произносится Хайподжиум). Название храму было дано в честь улицы, на которой он был обнаружен.
Мегалитический мальтийский храм занимает площадь, равную 500 квадратных метров. Его помещения были выдолблены в толще известняка на разных уровнях. Всего в Гипогее обнаружено 34 «комнаты», к которым относятся помещение с оракулом, яйцеобразная палата главной Матери, многочисленные туннели с проходами, залы и дверные проемы, лестницы, могильные ниши и др. Специалисты отметили, что помещения Хал Салфиени имеют сходства с наземными мальтийскими храмами. Главный зал Матери имеет изогнутые стены – это говорит о том, что древняя цивилизация поклонялась Матери-Земли. Подтверждают эти догадки и артефакты, найденные в помещениях Гипогея (статуэтки, вазы, амулеты и др.).
Самой старой частью Хал Сафлиени является верхний уровень. Исследователи считают, что древние мальтийцы на первых порах строительства увеличивали естественную пещеру. Со второго уровня Гипогея начинаются основные залы и помещения, а также появляется художественное оформление стен святилища. Рядом с залом Матери была обнаружена небольшая пещера, которая, скорее всего, предназначалась для содержания жертвенных животных. Знаменитая статуэтка крупной женщины (палеолитической венеры) была обнаружена в этой каверне.
В самой нижней секции храма имеется комната, ступени которой резко обрываются – дальше следует ничем не обозначающий себя тоннель, ведущий вниз (правильнее сказать обрыв). Специалисты считают, что это помещение использовалось как склад, т.к. во время раскопок здесь не оказалось ни одних останков человека или животного. Данный уровень Гипогея строился как раз в то время, когда таинственная цивилизация исчезла с острова.
Еще одним примечательным помещением святилища является так называемая палата «Holy of Holies». В ее внутренней архитектуре присутствует изящный фасад с привычным для нас проемом двери, который был вырезан древними умельцами в известняковой скале. Такие входы в помещения можно увидеть во многих наземных храмах Мальты.
Однако самым известным феноменом Гипогея является уникальная комната «Оракула», расположенная на втором уровне храма. Внутри этого помещения находится небольшая ниша в форме овала, расположенная на уровне лица взрослого человека. Если в эту нишу сказать что-нибудь низким (мужским) голосом, то речь разнесется по всем помещениям Хал Сафлиени. Также в комнате Оракула есть ниша, на которой сохранились следы красной охры. Потолок помещения украшен спиралевидным орнаментом, нарисованным той же охрой.
Специалисты считают, что эти художества являются символом Древа Жизни. Второй исследовать Гипогея Теми Заммит высказал свою точку зрения. По мнению ученого, святилище в далеком прошлом служило местом пребывания Оракула, который стремились посетить многие люди из Средиземноморья.
На третьем уровне Гипогея, недалеко от пола последнего помещения, вырезано немного камер, предназначенных для погребения. Эти ниши имеют совсем маленький размер, для изучения внутреннего «мира» камеры необходимо опуститься на колени. Исследователи заметили, что одна из этих ниш не является тупиком, а ведет дальше в неизведанные пустоты таинственного Хал Сафлиени.
Ученые, изучающие мальтийский Гипогей, сходятся во мнении, что храм построили люди, владевшие математикой. Построенные ими могильники, храмы, дольмены и пр. предназначались для культовых мероприятий – ритуалов, и служили местами проведения религиозных служб и жертвоприношений.
Древнее святилище окутано множеством необычных событий, тайн и загадок. О некоторых мы написали ниже.
1. В 1940 году в британском посольстве на Мальте работала исследовательница Луиза Джеззап. Она решила осмотреть Гипогей и отправилась на прогулку по храму вместе с экскурсионной группой и гидом. В тот день англичанку явно потянуло на приключения. Она решила заглянуть в таинственную пещеру, недоступную для осмотра. Гид ее отговаривал, но, в конце концов, леди убедила экскурсовода. Луиза подожгла свечу и для страховки обтянула себя длинным шарфом как веревкой. Протиснувшись в узкий проход, женщина поняла, что стоит над пропастью на небольшом выступе. Немногим ниже был вырезан такой же выступ, от которого начиналась неизвестная пещера. Повернувшись, мисс Джеззап оторопела: с другой стороны тоннеля стояли страшные существа, покрытые шерстью. Они пытались задуть свечу, находящуюся в руках у Луизы. После тщетных попыток неизвестные жители Гипогея метнули в англичанку что-то влажное и мягкое. Все экскурсанты в ужасе отпрянули назад к тому месту, где стоял гид. Увидев испуганные лица, работник Хал Сафлиени не был удивлен и дал понять, что прекрасно знает о таинственных обитателях храма.
2. В том же году, через неделю после описанных выше событий, в Хал Сафлиени прибыла группа школьников с учителями (в общей сложности тридцать человек). Проходя по пещерам Гипогея, любопытные экскурсанты захотели заглянуть в неисследованный туннель. Протиснувшись в узкое отверстие, группа исчезла навсегда. Многие жители Мальты уверяли, что слышали в своих домах, расположенных на разных частях острова, детский плач и крик. Поисковые операции, проводимые в храме после того случая, оказались безрезультатными. Все, что смогли найти спасатели, это кусок веревки, который был аккуратно отрезан острым предметом.
3. Мисс Джеззап вновь посетила Гипогей после случая с пропажей школьников. Найти прежнего гида ей не удалось. Более того, работающие в святилище сотрудники уверяли ее, что не знают, кого она ищет. Англичанка пошла к месту, где пропали дети. Им оказалась та самая пещера, где она видела волосатых существ. Через некоторое время этот тоннель осыпался.
4. Современный исследовать Анатолий Иванов выдвинул свою точку зрения, объясняющую нетипичное для того времени строительство выдающегося мегалита Мальты. По его мнению, земляне не могли иметь технологий, знаний и оборудование, способное вырезать из камня фигуры, прокладывать подземные тоннели и создавать масштабные храмы. Астрофизик считает, что это дело рук пришельцев.
5. Согласно античным источникам, подземные ходы под островом на самом деле выходили далеко за его пределы. Они продвигались в разные стороны, и по некоторым слухам, могли привести даже в Италию. Проверить это пока не удалось. В связи с большим количеством пропавших людей власти Мальты закрыли все неохраняемые ходы, ведущие под землю.
6. Во время правления на островах Мальтийского ордена подземные ходы были использованы как фортификационные сооружения. Многие помещения под землей были переоборудованы в склады и служили людям в качестве надежного убежища от нападений. Также известно, что в подземных храмах и катакомбах Мальты жили бедняки, не имеющие своей крыши над головой.
Мальтийский Гипогей Хал Сафлиени – это уникальное древнее сооружение, построенное таинственным образом неизвестной науке цивилизацией. Оказавшись на Мальте, не откажите себе в удовольствии посетить непризнанное восьмое чудо света – мегалитический подземный храм, находящийся в городе Паола.
Много загадок и тайн хранит в себе гипогей (подземный храм) Хал-Сафлиени, расположенный в городе Паола на Мальте. По мнению ученых, он был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. То есть Хал-Сафлиени на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе, которые считались самыми древними памятниками архитектуры в мире. какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный лабиринт? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени, точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может.
|