Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Храм чистой воды на горе Отова

Если вы не побываете в древней столице Японии – городе Киото, вы не сможете до конца прочувствовать всю красоту и величие Японии. В Киото почти за 1200 лет сформировалась своя уникальная атмосфера, в которой до сих пор живут многовековые традиции Японии, изящно вписываясь в современную реальность.

Киото – один из самых древних городов Японии. Когда-то это была небольшая деревня Уда. Но после того, как это место в 794 году стало резиденцией и местом жительства императора Японии, новый город получил название Хэйан-кё – столица спокойствия и мира, потому что «спокойствием» была названа эпоха Хэйан, длившаяся с VIII по XII века. Спустя время, город получил новое название – Киото (столица).

В течение четырех веков Киото был культурным, деловым и политическим центром страны. Здесь зарождалась самобытная японская культура. В древний Киото стекались таланты со всей страны, процветали литература и живопись, появилась японская азбука хирагана.

В период Асигава (1338-1573) в городе были построены красивейшие сады, парки и храмы, некоторые из которых сохранились до наших дней. Мирная жизнь Киото прерывается в 1467 году началом войны Онин. До этого междоусобные войны происходили на территории Японии, обходя стороной Киото. Гражданская война годов Онин (период воюющих феодальных государств), длившаяся в течение 10 лет, затронула непосредственно столицу – город сильно пострадал от разрушений. И фактически война продолжалась до 1568 года, когда Ода Нобунага, выступавший за объединение страны, захватил и укрепил власть в центральной Японии. В 1590 году власть перешла к Тоётоми Хидэёси (сторонника и продолжателя идей Нобунаги), и Киото почти полностью был перестроен. В 1603 году сёгуном Японии становится Иэясу Токугава, и столица переносится в Эдо (нынешний Токио).

Во время Второй мировой войны городу «повезло». Первоначально он попал в список городов для нанесения атомной бомбардировки США, но эта страшная участь постигла Хиросиму и Нагасаки. Поэтому в Киото сохранились довоенные исторические постройки. Сегодня, среди современных безликих бетонных построек, в Киото можно видеть национальные сокровища и достояния Японии в виде огромного количества храмов, парков и садов.

Сегодня очень хотелось рассказать Вам об одной из главных достопримечательностей города Киото. Храм чистой воды, Киёмидзу-дэра, буддийский храмовый комплекс в Японии, полное название которого – Отовасан Киёмидзу-дэра.

Киемидзу-дэра – буддийский храм в восточной части Киото. Свое название он получил от прозрачности вод, струящихся по склону. Три хрустальные струи являются одной из достопримечательностей храма Киёмидзу и, по преданию, обладают чудотворной силой.

Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.

Еще одно примечательное место храма – открытая площадка для ритуальных танцев Бутай. Она нависает на высоте 13 метров над крутым склоном. Раньше многие храбрецы, несмотря на смертельную опасность, рисковали и прыгали с нее вниз. Оставшемуся в живых, согласно легенде, было гарантировано исполнение желания. В период с 1603 по 1868 год (эпоха Эдо) в рискованном эксперименте приняли участие 234 человека. Сейчас испытывать судьбу запрещено.

Киемидзу-дэра – обширный храмовый комплекс, одно из наиболее популярных среди буддистов Японии место паломничества. Находится Храм чистой воды (так переводится его название) в Киото, на склоне горы Отова. Он был основан в 778 году.

Киемидзу-дэра является символом Киото. Он посвящен богине удачи Каннон. Туристов привлекает как сам храм, так и вид, который с его территории открывается на город. В 1994 году он был внесен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По приданию, Энтину, монаху обители Кодзима-дэра, во сне явилась бодхисатва Каннон и приказала создать монастырь на склонах горы Отова, около одноименного водопада. Энтин создал небольшое поселение.

А после того, как монах излечил тяжелобольную жену сёгуна Саканоуэ, тот в честь чудесного исцеления, а также в честь победы, которую он одержал над народом эмиси (в чем ему, несомненно, тоже помогла Тысячерукая Каннон), построил большой храм в честь бодхисатвы около поселения монахов. Это произошло либо в 780, либо в 789 году.

Изначально монастырь считался частной собственностью рода Саканоуэ, в 805 году он перешел под протекторат Императорского дома. В 810 году обитель обрела особый статус (стала официальным местом проведения молебнов о здравии членов Императорского дома) и название, которое носит и поныне.

Среди буддистов храм известен тем, что именно здесь было сформировано особое направление буддизма – Кита Хоссо.

Строения, которые сохранились до наших дней, датируются 1633 годом. На территорию комплекса ведут несколько ворот: Нио, от которых пролегает дорога к Главному храму, Западные ворота.

Помимо Главного храма, на территории комплекса располагаются:
• трехъярусная пагода;
• Храм основателя;
• Асакурский храм;
• храм Амиды;
• колокольня;
• библиотека сутр;
• храм Шакьямуни;
• Внутренний павильон;
• павильон свершений.

Главные здания располагаются на средней части склона Отовы, имеют каменные фундаменты. Три ручья водопада Отова протекают южнее Главного храма; за ними находится Долина парчовых облаков, за которой располагается Тайсан-дзи – «дочерний» монастырь, предназначенный для того, чтобы в нем молились за успешное окончание родов.

Храм Киемидзу-дэра славится своей деревянной площадкой, которая имеет уникальную конструкцию. Она построена без применения гвоздей и располагается на высоте 13 метров над землей. С площадки открывается потрясающе красивый вид на склоны горы. Особенно красиво они выглядят весной, когда цветут покрывающие склон сакуры, и осенью, когда листва кленов, которых здесь не меньше, полыхает всеми оттенками красного и золотого. Посвящен Главный храм, как уже упоминалось, бодхисатве Каннон.

Ворота Нио украшены четырехметровыми каменными статуями, которые «охраняют» вход. Трехъярусная пагода – одна из самых больших в Японии.

Очень популярны у туристов «камни любви». Они расположены на расстоянии около 20 метров друг от друга, и считается, что тот, кто сумеет с закрытыми глазами пройти от одного камня до другого, обретет удачу в любви. Духи позволяют использовать помощь посредника-проводника в этом путешествии, которое является достаточно сложным, только вот и удачей придется поделиться с проводником.

С этой веранды, что сооружена над обрывом, открывается панорама окрестностей горы Отова. Некогда дикое место, где монах Энтин обнаружил священный водопад, теперь этот уголок ухоженного леса со всех сторон окруженный районами города Киото.

Буддийский храм Киёмидзу-дэра – один из самых почитаемых в Японии. Храм построен к востоку от Киото, на месте водопада Отова, сверкающего на поросшем густым лесом склоне одноименной горы. Полное название храмового комплекса – Отован-сан Киёмидзу-дэра, или Храм чистой воды на горе Отова.

Еще в древние времена местные жители считали водопад чудотворным, а его воду – обладающей целебной силой. Киёмидзу-дэра не единственный храм горы Отова, но считается самым выдающимся.

Основание храма в VIII веке связывают с именем монаха Энтина. Легенда утверждает, что, погруженный в благочестивые размышления, Энтин блуждал по лесу, пока не наткнулся на ручей, и был поражен чистотой и свежестью его воды. Сочтя хорошую воду за указание свыше, монах отправился вверх по течению в поисках истока. А когда вышел на поляну, на которую опустился густой туман, то и обнаружил на ней водопад.

Блуждания по склону горы утомили Энтина, и он заночевал прямо у водопада. Во сне ему было видение тысячерукой Каннон – верной подруги будды Амитабхи, почитаемой как богиня милосердия, всегда приходящая на помощь человеку в беде. Каннон повелела монаху поселиться рядом с водопадом и не оставлять его. Энтин не только выполнил ее волю, но еще и соорудил тут же небольшое бамбуковое святилище во славу богини.

Слава священного водопада росла, росло и число паломников. Требовался храм вместительнее бамбуковой хижины. Как и кем он был построен – неясно. Известно, что строительство велось на средства, выделенные из казны сёгуном Саканоуэ-но Тамурамаро (758-811). Согласно легенде, молитвы Энтина, обращенные к богине Каннон, излечили больную жену сёгуна, а ему помогли разгромить племя эдзо, постоянно угрожавшее безопасности страны с севера. В 798 году благодарный Саканоуэ-но Тамурамаро повелел построить храм на горе Отова.

С самого начала своего существования Киёмидзу-дэра принадлежал к Хоссо – старейшей школе японского буддизма. Со временем в храме сформировалось собственное религиозное мировоззрение – Кита-Хоссо, официально принятое храмом в 1965 году.

Первое письменное упоминание о храме относится к 811 году, когда храм Киёмидзу-дэра перешел под покровительство властей, да и впоследствии весьма почитался императорским домом.

За свою долгую историю храм пережил множество войн, нападений грабителей и пожаров. Когда Киёмидзу-дэра находился под управлением одного из крупнейших буддистских монастырей Кофуку-дзи, тот враждовал с монастырем Энряку-дзи. Вооруженные столкновения между ними происходили часто, сильнее всего Киёмидзу-дэра пострадал в 1165 году: монахи Энряку-дзи сожгли главный храм и прочие постройки.

Лишь в 1633 году часть храмовых построек восстановили по повелению сёгуна Токугавы Иэмицу – человека жестокого и скорого на расправу. Может быть, зловещая слава сёгуна так подействовала на строителей, но постройки оказались удивительно крепкими и сохранились до наших дней. Этому сопутствовало еще и то обстоятельство, что заново отстроенный храм больше ни разу не пережил разрушение.

У храма своеобразная планировка: он уступами спускается с вершины горы Отова, словно повторяя каскад священного водопада. Перед входом на территорию храма находится коновязь в национальном стиле – одна из нескольких уцелевших построек того времени, потому считающаяся национальной реликвией. В прошлом конные паломники, прежде чем пройди и отдать дань уважения богине Каннон, оставляли здесь лошадей.

Комплекс Киёмидзу-дэра состоит из нескольких храмов, ворот, пагоды и прочих построек, в кажущемся беспорядке расставленных вокруг водопада. В реальности план храма – еще одна из моделей мира в представлении буддизма.

Согласно буддийским текстам, богиня Каннон обладает способностью принимать 33 образа для спасения людей. Поэтому число храмов, посвященных ей, – 33, в каждом установлен свой образ богини. Каждый храм имеет свой номер: Киёмидзу-дэра – 16-й по счету.

Чтобы попасть в храм, нужно пройти через ворота Ниомон с пугающего вида статуями. Четырехметровой высоты стражи ворот, или каменные воины, стоят по обе стороны Ниомон. Их появление в храме связывают с периодом увлечения японцев индийской мифологией, откуда и появились эти дэвы.

Прямо за воротами – трехъярусная пагода, одна из самых высоких в Японии. В алтаре пагоды установлена статуя Дайнити-Нёрай – «Будды Великое Сияющее Солнце», одного из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны.

Рядом с пагодой – зал Сутр, представляющий собой здание для их хранения. Самое впечатляющее в нем – потолочная роспись, изображающая свернувшегося кольцами дракона.

Воплощенное в камне напоминание о вдохновителе и основателе монастыря – храм Кайсандо. В нем обитают духи горного отшельника Гёэй и монаха Энтина. Сёгун Саканоуэ-но Тамурамаро перевез сюда это здание из города Нагаока и подарил его комплексу Киёмидзу-дэра в ознаменование победы над племенами эдзо, или, как их презрительно именовали японцы, «жабами-варварами с Востока».

Восточнее храма Кайсандо высятся Центральные ворота комплекса под черной черепичной крышей, покоящейся на восьми колоннах. Утомленный ходьбой паломник может здесь выпить воды из родника в виде бронзового дракона.

И прямо за воротами – Хондо, главный храм комплекса. Его главный алтарь украшает изображение одиннадцатиликой и тысячерукой богини милосердия Каннон. Справа от нее – Бисямонтэн, один из семи богов удачи в синтоизме и один из четырех небесных царей в буддизме. Японцы верят, что Бисямонтэн хранит несметные богатства и способствует их приумножению. Паломники, мечтающие разбогатеть, осыпают его дарами. Слева от изображения Каннон – Дзидзо Босацу – божество-покровитель детей и путников. По преданию, обе фигурки вырезал монах Энтин, когда трудился над статуей Каннон.

К храму Хондо примыкает обширная терраса. На 8 метров она выступает над обрывом на высоте 13 метров, а держится на 139 столбах, скрепленных без единого гвоздя. В старину на террасе устраивали ритуальные танцы.

В наши дни сюда приходят, чтобы полюбоваться великолепной панорамой окрестностей. Терраса также была частью дворца в Нагаока. В 794 году столицу перенесли в Киото, дворец переехал вслед за монархом и был подарен храму, как и Кайсандо. Над террасой – крыша необычных очертаний, покрытая дранкой из дерева хиноки (вид кипариса).

Восточнее Хондо расположен зал Будды Шакьямуни, или Сякадо, внешне довольно непримечательный. Но знатокам японской культуры он известен тем, что со времен эпохи Камакура (1185-1333) в нем сохранился алтарь Сякадо с тремя фигурами будд: милосердного будды Амитабхи, а также Никко ботхисатвы и Гэкко ботхисатвы – Будды солнечного света и Будды света лунного.

Главная святыня комплекса – каменная статуя богини Каннон – стоит в Сокровенном храме в центре зала в наполненном водой углублении.

Водопад, найденный монахом Энтином, заключен в три деревянные трубы и ниспадает тремя струями так, чтобы было удобно зачерпнуть священной воды, обретя покой и умиротворение. По преданию, водопад охраняет божество огня Фудо-мёо, чей безобразный вид отпугивает злых духов.

И в наши дни буддийские паломники, как и более десяти веков назад, все так же поднимаются вверх по склону горы Отова, чтобы помолиться у изваяния богини Каннон и припасть к одной из трех хрустальных струй священного ручья.

В 1994 году храмовый комплекс был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любопытные факты:
• По данным на 2010 года: 79,2% японцев исповедуют синтоизм и 66,8% – буддизм. Обе религии сосуществуют в японском менталитете вполне мирно, и поэтому храм храма Киёмидзу-дэра в равной степени для всех японцев является национальным достоянием.
• Богиню Каннон в других странах, где распространен буддизм, называют по-своему: в Китае – Гуаньинь, в Корее – Квансеым, во Вьетнаме – Куан Ам. В большинстве храмов, где есть ее изображение, она предстает с четырьмя, восемью или тысячью руками. Крайне редко (из-за технической сложности воплощения образа в камне и красками) встречаются изображения богини с 84000 руками. Такое количество рук богине необходимо, чтобы одновременно прийти на помощь как можно большему количеству жаждущих участия. Найти их богине помогают глаза, изображенные на каждой ладони.
• В японском языке существует устойчивое выражение «спрыгнуть с террасы Киёмидзу-дэра», что означает «бесповоротно решиться на что-либо».
• Сёгун Токугава Иэмицу (1604-1651), по чьему повелению был восстановлен храм Киёмидзу-дэра, правил Японией с 1623 года до самой своей смерти в 1651 году. Почти тридцатилетний период правления в годы, когда прочие сёгуны сменялись едва ли не ежегодно (отравленные, повешенные, утопленные или убитые во время мятежей), объяснялось суровостью, с которой Токугава Иэмицу пресекал любую попытку поднять оружие против него. Под страхом смерти он запретил самураям менять хозяев по собственному усмотрению, вырезал банды «свободных» самураев (разбойников с большой дороги), а у крестьян отобрал все, что могло бы походить на оружие. Инвентарь для работы в полях им выдавали по спискам. И даже ввел нечто вроде «прописки», повелев всем жителям страны явиться в ближайший монастырь и зарегистрироваться. Христианство, как «будоражащую умы» религию, он запретил. Японцам, находившимся в его правление за границей, закрыл въезд на родину, чтобы они не занесли «разлагающие» идеи.
• Старое предание рассказывает, что один из каменных стражей ворот Ниомон произносит первую букву санскритского алфавита – «ка», а другой – последнюю – «хам». То есть дикие дэвы, находясь в священном месте, постигли всеобъемлющее учение Будды.
• Легенду об основании монастыря рассказывают по-разному. Говорят, например, что когда монах Энтин обнаружил лесной ручей, то услышал внутренний голос: «Найди источник, прозрачные воды которого впадают в реку Ёдо». Когда же источник был найден, Энтин встретил буддийского отшельника Гёэя, находившегося здесь уже двести лет в молитвах богине Каннон. Старец вручил Энтину кусок дерева, в котором был заключен дух богини милосердия Каннон. Монах сообразил, что отшельник был одной из ипостасей богини Каннон, вернувшейся на небеса. Он вырезал изображение Каннон и поместил в построенную собственноручно бамбуковую хижину. Она и стала предшественницей храма.
• Храм Хондо – место хранения ритуальных табличек эма. Их преподносят храму паломники, вымаливающие у богини избавление от недуга и удачи в делах. Эма есть практически во всех храмах Японии, но собрание храма Хондо – уникальное. Пять табличек из коллекции объявлены правительством страны важной культурной ценностью и помещены в сокровищницу храма. В их числе – средневековые произведения искусства «Лошадь и обезьяна» и «Могучий рыцарь Асахина меряется силой с демоном». Самая крупная эма размерами 2,67x3,60 м – с изображением танцовщицы, окруженной зрителями.
• Воду из трех потоков водопада Отова зачерпывают чашкой, привязанной к длинному шесту. Принято считать, что один поток дарит долголетие, второй – успех в учебе, третий – счастье в любви. Пить из всех трех потоков в один визит японцы считают проявлением вопиющей жадности. Но даже они не могут объяснить, почему охранять воду доверено божеству огня.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (22.04.2025)
Просмотров: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [349]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz