
В экваториальной Индонезии, среди пышных ландшафтов, скрываются самые впечатляющие древние сооружения в мире. Индуистские и буддийские культовые сооружения построены из камня, чтобы они могли стоять вечно.
Бали – один из 17 тысяч островов, из которых состоит Индонезия. Остров индуистский, хотя большая часть архипелага – мусульманская. Бали – «Остров богов» – цитадель индуизма – «Остров тысячи храмов». Здесь святилища находятся буквально повсюду – от небольших семейных алтарей во дворах балийских домов до огромных храмовых комплексов.
Такого количества обрядов, церемоний и ритуалов, как на Бали, видимо нет ни в одной стране. Местные верования и традиции являются смесью индийского индуизма, буддизма, малайских ритуалов и древнеяванского культа.
Эта статья о храме Пура Улун Дану Братан (Пура Братан), который также поражаeт воображение как Боробудур и Прамбанан. Пура Улун Дану – второй по важности на Бали храм после Пура Бесаких. Он был построен в 1633 году и посвящен богине балийских индуистов Деви Дану – повелительнице водной стихии. Название храма буквально переводится как «голова озера». Улун Дану входит в число священных храмов Бали. Они расположены по всему острову и призваны защитить жителей от злых духов.
Про Пура Улун Дану на Бали часто можно услышать историю, будто после завершения строительства храма, он так понравился повелительнице озер и рек Деви Дану, что та решила забрать его часть себе, подняв уровень воды в озере. Неподвижная водная гладь озера, которая подступает к большинству построек, создает эффект плавучести храма.
Легенда гласит, что храм был возведен мастерами-оружейниками, которые изготавливали мечи и кинжалы «крисы» для короля Менгви и его войска, наделяя оружие магической силой. В награду оружейникам разрешили проживать на территории храма и заниматься своим ремеслом. Спустя некоторое время мастера были изгнаны захватчиками, прибывшими с острова Ява.
Улун Дану почитается местными жителями как одно из самых священных мест острова. Храмовый комплекс включает в себя несколько сооружений, разбросанных по берегу озера и по близлежащим маленьким островам.
Классические многоярусные пагоды (меру), покрытые черной соломой из листьев сахарной пальмы, отражаются в чистых водах озера Братан. Пагоды храмовых сооружений имеют 3, 5, 7, 9 или 11 сводов крыши, их количество говорит о принадлежности к определенным богам.
Стены храма возведены из вулканических пород. Для сцепки камней древние строители использовали серый раствор. Только в прошлом веке храм подвергался воздействию нескольких стихийных бедствий, но верующие утверждают, что его оберегает сама хозяйка озера Деви Дану. И действительно, за века храм не получил существенных повреждений.
Главное святилище комплекса, расположенное на небольшом островке, имеет 11 ярусов и посвящено Шиве и его супруге Парвати. К нему можно добраться по маленькому деревянному мостику. Основная часть храмовых построек находится на берегу озера в окружении живописного сада.
Озеро Братан расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. Этот район Бали покрыт вулканическими массивами и зелёными экзотическими лесами. Глубина озера в некоторых местах достигает 35 метров. Существует легенда, что если окунуться в чистые воды озера Братан, то оно подарит крепкое здоровье и долголетие.
Пура Улун Дану Братан отличается изысканностью и утонченностью исполнения. Он посвящен богине воды – Деви Дану, ответственной за процветание и благополучие. Храм пользуется большой популярностью у местных жителей. Они регулярно приходят сюда, приносят дары богине и молятся о плодородии своих земель. Небольшие корзиночки, плетённые из пальмовых листьев находятся повсюду: у любого дома, магазина, в такси, у мостов, на перекрёстках дорог и на пляже.
Эта традиция несёт в себе красивую идею о гармонии и мирном сосуществовании. Балийцы не осуждают, не отрицают и не изгоняют «злых» сил, принимая факт их существования в себе и в мире, и более того, пытаются наладить с ними добрые отношения. Подношения задабривают всех духов: и добрых, и злых, только добрым духам подношения устанавливаются на небольших постаментах, а злым – прямо на земле. Добрые духи получают записки с молитвами и благовония, а злые – воду и еду.
Подношения недолговечны – на утро их сменяют новые, но главное в балийском индуизме даже не само подношение, а процесс его изготовления – та добрая энергия, которую вкладывают женщины, и которая, по поверью, превратится в светлую ауру, защищающую их дом, развеется ветром по рисовым полям и даст плодородие и процветание…
Пура Улун Дану не похож на типичные азиатские культовые сооружения. Величественные темные пагоды «вырастают» из озерных вод и отражаются в них. Центральный храм похож на старинный каменный дворец, потемневший от времени.
Кроме причудливой резной архитектуры, Пура Улун Дану отличается особой аурой и весьма интересным расположением. Увидеть его можно, взяв в руки индонезийскую купюру достоинством в пятьсот рупий.
Среди многообразия культовых объектов на Бали храмовый комплекс Пура Улун Дану Братан является одним из самых впечатляющих религиозных сооружений, призванных защитить остров и его жителей от злых духов. Его история началась еще до нашей эры, точнее сказать, озеро, где он расположен, стало сакральным местом. Считается, что территория вокруг храма была местом поклонения и центром религиозных ритуалов со времен мегалита. Об этом свидетельствуют сохранившийся саркофаг и остатки культового объекта, построенного из сланца. Эти находки датируются примерно 500 годом до нашей эры. Существование самого же храма было документально зафиксировано еще в 1556 году, а вот тот архитектурный комплекс, который мы можем увидеть сейчас, появился в 1633 году, во времена правления короля Менгви, приказавшего перестроить святыню.
Ни один храм не обходится без легенд, зарождающихся на протяжении всей истории существования, особенно такого ранга. Так что неудивительно, что связано с ним множество поверий и мифов, раскрывающих как причину строительства, так и подчеркивающих его значимость в жизни островитян.
Балийцы наперебой рассказывают историю о строительстве храма. Легенда гласит, что все сооружения возводили лучшие кузнецы-оружейники в округе, ковавшие мечи, ритуальные кинжалы (крисы), любое другое холодное оружие для богатых слоев населения, жрецов и монахов. И строили они по приказу короля Менгви, который пообещал, что все, кто возводил храм сможет поселиться на его территории и продолжать заниматься своим ремеслом. Правитель свое слово сдержал, но спустя некоторое время храм захватили пришельцы из острова Ява и вынудили покинуть святое место.
Не менее впечатляет и повествование о том, как повелительница рек и водоемов Дану так возрадовалась величию и непревзойденной красоте храма, посвященному ее добродетели, что решила не расставаться с его частью, подняв уровень воды настолько, что берега озера подошли к большинству построек. Именно это обстоятельство делает храмовый комплекс настолько завораживающим, ведь отражаясь в неподвижной водной глади, создается эффект плавучести храма. А когда туман окутывает Пура Улун Дану Братан, кажется, что храм парит над землей и озером, особенно если смотреть во время подъема на плато, где он и находятся.
Благодаря тому, что храмовый комплекс был построен из вулканических пород камня, скрепленного специальным связующим раствором, все сооружения, разбросанные по берегу озера и на близлежащих островках, прекрасно сохранились до наших дней. Единственное, что постоянно меняется и поддерживается местными жителями в надлежащем виде, так это многоярусные крыши, точнее сказать их покрытие. Классическим кровельным материалом в Индонезии является черная солома из листьев сахарной пальмы, которая хоть и недолговечна, зато прекрасно поддерживает благоприятный микроклимат внутри помещений.
Стоит отметить, что каменные стены, несмотря на небольшую наземную площадь и достаточную высоту пагод, выдержали не одно землетрясение и наводнение, доказав, что древние зодчие и строители были мастерами экстракласса. Хотя местные жители упорно верят, что храм оберегает сама покровительница озера – Деви Дану.
Что касается архитектурных и дизайнерских особенностей, то стиль и форма зданий соответствует вере Тримурти – три священных цвета, символизирующих трех богов: Шиву, Брахму и Вишну. Первый цвет – красный, посвященный Господу Брахме (Творцу); черный – символ бога Вишну, являющегося балансом и хранителем Вселенной, а белый – олицетворяет бога Шиву, известного как Разрушитель.
При этом храмовый комплекс Пура Улун Дану Братан состоит из основных четырех сакральных зданий: Пура Тератай Банг – главный храм, посвящен Брахме и состоит из семи ярусов; Линга Пура – возвышается на три уровня и является местом поклонения богу Шиве и Парвати; Пура Пунчак Мангу – имеет 11 уровней и был построен в честь бога Вишну; Пура Далем Пурва – посвящен великому Санг Хьянг Видхи, где каждый может помолиться о процветании, благополучии и плодородии земли.
Как ни странно это выглядит, но на территории храмового комплекса можно увидеть не только множество сакральных сооружений индуистов. Перед комплексом расположены ухоженные сады, справа у входа растет великолепный баньян, а вот слева, казалось бы, неуместная в этом индуистском комплексе …буддийская ступа, которую окружают статуи Будды в мантиях. Они привлекают не только удивленных туристов, но и местных брачующихся, которые охотно устраивают фотосессии на их фоне.
Если же оглянуться назад, то на холме можно увидеть даже мечеть (стилизованную версию, конечно же), которая напоминает о способности балийцев уживаться с религиозным разнообразием, а комплекс делает мультикультурным центром религии и культуры.
Это не единственный храмовый комплекс на островах Индонезии, поражающий своей красотой и величием. На острове Ява, например, восстановили буддийский храмовый комплекс Боробудур, который 800 лет был потерян для мира.
Храмы Бали – визитная карточка острова. Изначально острова Ява и Бали были связаны единой культурой и религией: своеобразным индуизмом, который представлял собой смесь шиваизма, буддизма и более древних языческих верований. Но в 14 веке на Яве стал распространяться ислам, изгоняя индуистов на соседний остров, маленький Бали, не представлявший для мусульман стратегической важности. На Бали религия подверглась влиянию местных языческих традиций и некоторым изменениям, которые перебравшиеся сюда яванские брахманы внесли в ходе её реформирования. Так сложилась современная форма балийского индуизма «Агама Хинду Дхарма».
Бали неслучайно называют Островом богов: на его небольшой территории расположено не менее 20 тысяч храмов, посвященных огромного количеству богов и духов. Тем не менее, все храмы Бали олицетворяют собой разные ипостаси единого всемогущего балийского бога – Санхъянг Види Васы. Его главными проявлениями являются Брахма, Вишну и Шива, поддерживающие жизненный цикл (рождение, жизнь и смерть). О храмах Бали можно написать несколько томов и всё равно останется много вопросов и загадок.
Обычно при слове «храм» мы представляем себе здание, в которое нужно зайти, чтобы увидеть атрибуты религии, её красоту и смысл. Храмы Бали имеют свою особенность: как такового здания у него нет. Каждый храм представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженные друг от друга. Первый двор (jaba pisan) – самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота» чанди бентар (candi bentar): они символизируют гору, разделённую на две основополагающие части вселенной – добро и зло. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду, подношения и т.д., поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (bale) для кухни и подсобных помещений. В следующие два двора ведут соединённые сверху ворота kori agung в форме священной горы.
Второй двор (jaba tengah) – «пограничная зона» между мирами богов и людей: именно здесь производится большинство церемоний. Здесь расположены башня с набатом kul-kul, бале для гамелана (оркестр из традиционных музыкальных инструментов), а также другие павильоны для церемониальных нужд. И, наконец, третий двор (jero) – самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний.
Здесь есть бале для приношений и для хранения реликвий, здесь расположены жертвенники богам в виде трона (padmasana), среди которых выделяется самый высокий и богато украшенный жертвенник Верховному богу. Также во внутреннем дворе возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни meru. Они символизируют священную в индуизме гору Меру – место обитания богов, балийским воплощением которой является Агунг. Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов в зависимости от того, каким богам они посвящены. Самый высокий меру принадлежит Верховному богу.
Иногда можно встретить храмы, где первые два двора объединены в один, есть также и совсем маленькие храмы, состоящие всего из одного двора: просто жертвенники, обнесённые изгородью. Храмы Бали украшены резьбой и статуями мифических существ, охраняющих их от злых духов. На стенах, воротах, жертвенниках так много деталей, что практически вся индуистская система мироздания отражена в их декоре.
Также в храмах встречаются своеобразные разноцветные «зонтики» (tedung) и ткани или саронги, которыми обёрнуты отдельные элементы. Здесь каждый цвет имеет своё значение: красный – символ Брахмы, чёрный – Вишну, белый и жёлтый – Шивы. А клетчатые чёрно-белые тедунги и саронги означают природную гармонию, баланс добра и зла: в этот цвет часто облачены, например, статуи-стражники, охраняющие храм. Внешний вид храма зависит также от его функций и назначения, поэтому все храмы на Бали очень разные.
Считается, что храмов на острове больше, чем домов: и это действительно так. Ведь в каждом доме есть свой «домашний» храм (sanggah), в котором семья общается с духами предков. Он всегда расположен в том углу двора, который ближе всего к Агунгу. Затем, по три храма есть в каждой деревне: они посвящены Триаде богов (Trimurti): творцу Брахме (Pura desa), богу процветания Вишну (Pura puseh) и богу-разрушителю Шиве (Pura dalem).
Поскольку место обитания богов – горы, то на склонах гор и у их подножия тоже есть храмы (Pura bukit). В океане же живут демоны, которых задабривают храмы, стоящие на берегу (Pura segara). Есть также храмы у рисовых полей, источников, в пещерах, на перекрёстках дорог, на рынках, у мостов, у древних деревьев и камней… Потому что везде обитают духи, с которыми нужно жить в мире и гармонии, и именно храм становится связующим звеном между мирами духов и людей.
Причём в храмах проводятся церемонии и делаются подношения как для добрых духов, так и для злых: чтобы первые помогали, а вторые не трогали. Но, тем не менее, на Бали существует несколько десятков наиболее крупных и значимых храмов, построенных на самых священных местах. Среди них особенно выделяются «шесть храмов мира» (Sad kahyangan): Pura Besakih, Pura Luhur Lempuyang, Pura Goa Lawah, Pura Luhur Uluwatu, Pura Batukaru и Pura Pusering Jagat.
Pura Besakih – это целый комплекс, состоящий из 86 храмов на склоне священного вулкана Агунг на высоте более 1000 м. Это самый древний и большой, а также главный храм острова, ведь он находится ближе всего к богам. Поэтому его называют также Матерью храмов. Он был основан примерно в 8 веке и изначально состоял из трёх храмов, посвящённых Триаде богов (Брахме, Вишну и Шиве). Постепенно он стал разрастаться десятками храмов, жертвенников и святилищ поменьше, принадлежащих отдельным кастам, кланам и знатным семьям. Комплекс расположен на 7 уровнях: от самого низшего храма до самого верхнего идти около получаса. Сердцем комплекса является Pura Penetaran Agung – самый большой храм в центре Бесаких, посвящённый Шиве.
Также один из древнейших храмов острова, Лемпуянг представляет собой комплекс из 10 храмов, расположенный на востоке острова в Карангасеме, на склоне горы Лемпуянг. Он тоже находится на 7 уровнях: главный храм комплекса (Luhur Lempuyang) возвышается на самом верхнем уровне, куда ведут 1700 ступеней! Само слово Luhur означает «небесный»: храм посвящён Верховному богу. Обязательно стоит подняться на самую вершину, тем более, что оттуда открывается божественный вид на океан и вулкан Агунг, и кажется, что сразу становится понятно, почему древние построили храм именно в этом месте.
Храм находится на побережье восточной части острова, в районе Клункунг. В переводе его название звучит как Пещера Летучих мышей: он расположен перед пещерой, в которой действительно обитают сотни летучих мышей, который считаются на Бали священными животными. Он был основан в начале 11 века индуистским священником Мпу Кутурамой. Храм символизирует голову змея Басуки, которого, по легенде, Шива отправил спасать мир. Хвост же змея превратился в гору Агунг. Есть поверье, что пещера тянулась на 25 км в сторону Агунга и выходила на поверхность в храме Бесаких, но в результате землетрясения 1917 года проход был засыпан. Так или иначе, вход в пещеру строго запрещён: не только потому, что она священна, но и потому, что помимо летучих мышей он кишит змеями, пауками и другими насекомыми.
Ещё один «небесный» храм расположен на западном побережье полуострова Букит, на юге острова. Его название переводится как «голова скалы»: он стоит на 90-метровой скале, возвышаясь над океаном. Существует легенда, что храм и скала, на которой он стоит, – это окаменевший корабль, застрявший на вершине каменного трезубца, вонзившегося в океан. Поэтому Улувату особенно почитаем среди рыбаков, которые приходят сюда молиться богине моря Деви Лаут. На самом деле, храм был тоже основан Мпу Кутурамой в 11 веке. Он относится к храмам типа Pura segara, призванным защищать остров от морских демонов. Дорога к нему проходит через небольшой парк, в котором свободно бегают обезьяны, докучая туристам, поэтому всё самое ценное здесь лучше прятать. А на закате, на специально построенной сцене, каждый день проводится необычное и яркое представление – традиционный танец кечак.
Говоря про храмы Бали, нельзя не упомнять Танах Лот. Этот храм также защищает западное побережье острова от злых морских духов, но только он находится севернее – в Табанане. Танах Лот не входит в шестёрку самых священных храмов острова, вероятно, потому, что он не такой древний: он был основан яванским брахманом Нирартхой в 16 веке. По легенде, брахмана привёл к этому месту божественный свет из источника, бьющего из скалистого берега. Местный вождь хотел прогнать чужеземца и тот ушёл… вместе со скалой, на которой стоял.
Здесь и был заложен храм, название которого в переводе означает «Земля в море». Источник также сохранился и по сей день, его вода считается целебной. Подойти к храму можно только во время отлива, т.к., когда воды много, Танах Лот представляет собой остров. Правда, подняться в сам храм могут только индуисты, туристы же могут любоваться им только снаружи. Тем не менее, своим необычным расположением и красивыми видами он завоевал одно из первых мест в списке достопримечательностей Бали.
Озёра на Бали, как и реки и любые источники пресной воды, священны. В них живёт богиня воды Деви Дану, поэтому на берегах озёр обязательно есть храм в её честь. Всего на Бали 4 храма, посвящённые Деви Дану и носящих её имя: они находятся, соответственно, на 4 озёрах острова: Батуре, Братане, Буяне и Тамблинане. Самым известным же среди них стал «храм на воде» на берегу озера Братан в Бедугуле, построенный князем Менгви в 1633 году. Это комплекс, состоящий из нескольких храмов и буддийской ступы, расположенный на берегу озера. И лишь главный храм с 11-ярусным меру находится на небольшом островке, к которому ведёт мост. Комплекс посвящен не только Деви Дану, но и Триаде богов с Санхъянг Види Васой во главе, ведь озёра служат источником питьевой воды и орошают рисовые поля, а значит, они дарят жизнь.
Храмы Бали – это целый мир, полный тайн и загадок. При этом, он абсолютно открыт для каждого: у храмов нет потолков и очень высоких стен, чтобы они что-то от нас скрывали. К тому же, мы не можем попасть в священную зону храма, но можем наблюдать многочисленные церемонии, которые проводятся и за её пределами.
Самое поразительное здесь то, что Индонезия – крупнейшая мусульманская страна в мире, и только Бали сохранил яванско-балийскую культуру и религию в том виде, в котором она была в 15-16 веках. Поэтому каждый храм, насколько бы древним он не был, – не только священное место для балийцев, но и живое свидетельство древней цивилизации, исчезнувшей на Яве, но каким-то чудесным образом сохранившейся на Бали.
|