![](/_pu/14/s94895073.jpg)
В Японии сохранилось немало старинных сооружений, представляющих особый интерес у туристов. Одним из таких сооружений является монастырь Хорю-дзи в префектуре Нара – древнейшее деревянное строение Японии.
Дерево – традиционный строительный материал, который, увы, не столь прочен и долговечен, как камень. Бесспорно, деревянное зодчество – культурное достояние и гордость нашей страны. Однако и жителям других стран удалось сохранить деревянные постройки ушедших времен.
Самое старое из сохранившихся деревянных зданий можно увидеть в Японии. Хорю Гакумон-дзи был основан в 607 году принцем Сётоку – значимой фигурой в истории японского буддизма. Именно он утвердил буддизм как официальное вероучение в родной стране и построил множество храмов – хотя сохранился из них всего один, к тому же Сётоку долгое время считали первым японским писателем, чье имя осталось в памяти потомков.
В 670 году храм, возможно, был полностью сожжен и отстроен заново – впрочем, вопрос о пожаре остается дискуссионным. Пагода возле храма была построена в 700 году. Все постройки на территории наследуют приемы старинного китайского архитектурного стиля, чаще называемого стилем династии Тан. Для основателя храм играл важную роль, именно здесь он любил погружаться в изучение текстов, медитировать, отдыхать. Поэтому считается, что именно в храме в Хорю-дзи обитает душа принца Сётоку.
Обычно, здания в Японии строились из дерева с использованием фусума (раздвижные двери) вместо стен, что позволяло изменять внутреннее пространство в соответствии с его назначением. К примерам ранних японских строений относятся синтоистские храмы (с III века), сделанные из кипарисового дерева и внешне похожие на амбары. С шестого века, после внедрения буддизма, началось активное строительство больших деревянных храмов, где главный акцент делался на простоту, при этом архитектурные решения часто заимствовались из Китая и других азиатских культур.
В отличие от западных зданий, в этих сооружениях редко применялся камень, за исключением особых элементов, таких как основания. Деревянные столбы и балки использовались для поддержки больших, слегка изогнутых крыш с выступами, под которыми располагались веранды. Легкие и тонкие стены в этих зданиях никогда не несли нагрузку, вместо этого они были мобильными. Ранние храмы имели широкие дворы и были симметричны в плане.
В эпоху Адзути-Момояма (1568-1600) в Японии было построено множество замков. В большинстве из них была центральная башня, или тэнсю («небесная защита»), окруженная садами и несколькими рядами укреплений. Замок был окружен каменной стеной и обнесен рвами с водой. Внутреннее пространство разделялось на отдельные помещения с помощью сдвижных фусума и бёбу (складные ширмы).
В конце девятнадцатого века в Японию проникли традиционные западные стили, но с 1920-х годов уже заметно было влияние модернизма. В 1960-е годы появилось радикальное архитектурное движение под названием метаболизм, или «Школа ясеневого пепла». Его сторонники стремились к модульной структуре, призывая к обновлению и модернизации.
Комплекс Хорю-дзи (VII век), известный также как Икаругадэра, был сооружен как личный храм наследника престола, принца Сётоку (574-622). Он включает в себя 41 здание, среди которых главный зал для молитв, Кон-до (Золотой зал), и пятиярусная пагода, расположенная в середине открытой площади, окаймленной крытым переходом или кайро. Золотой зал украшен крышей иримоя с кровлей из обожженной глины.
Порядка 600 года н.э. принц Шотоку, регент императрицы Суйко Суйко, отдал приказ о постройке ряда буддийских памятников. Эти строения включали в себя дворцы и храмы, выполненные в стиле китайской буддийской архитектуры. Первоначальный храм Хорю был воздвигнут между 601 и 607 годами. В 670 году пожар уничтожил это место, однако позднее оно было восстановлено и расширено.
Некоторые здания – пятиярусная пагода, тюмон (средние ворота), часть окружающего прямоугольного коридора и кондо (Золотой зал) – уцелели после реконструкции и являются одними из древнейших сохранившихся деревянных сооружений в мире. Большинство из 45 зданий храма Хорю сегодня являются национальными сокровищами Японии. Так как строительство продолжалось с VII по XIX век, памятники на территории храма Хорю отражают развитие буддизма в Японии.
На протяжении столетий комплекс Хорю собрал обширную коллекцию как буддийского, так и светского искусства. Большая часть этого храма была посвящена Сетоку после его смерти в 622 году. Множество этих предметов были перенесены в 1880-х годах в сокровищницу Хорю-дзи, расположенную в Токийском национальном музее. В 1941 году, в честь 1350-й годовщины смерти Шотоку, в Икаруге был сооружен музей для хранения других произведений искусства, религиозных объектов и артефактов, найденных в памятниках региона.
В начале периода Эдо (1603-1868), была построена вилла, которая служила летним домом для Токугавы Ёринобу, первого феодального лидера клана Кии Токугава. Изначально, эта вилла находилась в городе Иваде у реки Кинокава, но в 1915 году она была перемещена в сады Санкэйэн в Иокогаме и переименована в Ринсюнкаку.
Вилла построена в архитектурном стиле сукия-дзукури, который зародился в конце XVI века и продолжал существовать до XIX века. Сначала этот стиль использовался для строительства чайных домиков, а затем и для частных резиденций. Ринсюнкаку состоит из трех частей: двух одноэтажных зданий с двускатными крышами из коры кипариса и одного двухэтажного здания с четырехскатной вальмовой крышей из той же коры и более низкой гонтовой крышей.
В периоды Адзути-Момояма (1568/1573-1600/1603) и Токугава, или Эдо (1603-1868), развился архитектурный стиль сукия-дзукури, основанный на эстетике чайного домика. Строительство зданий в этом стиле предполагало их максимальное естественное и гармоничное вписывание в окружающую среду. Большинство зданий имеют внутри раздвижные перегородки фусума и снаружи – цукимидай (веранды для созерцания луны).
Архитектор, очевидно, старался максимально гармонизировать виллу с окружающим ландшафтом. Основной акцент был сделан на простоте, а дерево использовалось в строительстве с минимальной обработкой.
В трех зданиях находится 12 комнат, включая хикае-но-ма (приемную для гостей), секкен-но-ма (комнату, где феодал встречал гостей) и окугата (личные комнаты феодала и его семьи). Внутри на фусума (раздвижные внутренние панели) можно увидеть рисунки тушью известных художников XVII века школы Кано. Балки над дверями в первом здании украшены резными волнами, во втором – бумагой с записанными на ней стихами, а в третьем – деревянными духовыми инструментами.
Полное название храмового комплекса – Хорю Гакумон-дзи, что в дословном переводе означает «храм изучения процветающей дхармы». Строительство Хорю-дзи началось в далеком 587 году по приказу императора Йомея. Окончено в 607 году (после смерти императора) императрицей Суйко и принцем Сётоку.
Храмовый комплекс условно делится на 2 части: западную (Sai-in) и восточную (To-in), составляющие единый ансамбль Хорю-дзи. В состав западной части входят:
• Gonujo-to – пятиярусная пагода Хондзю, одна из древнейших построек в целом мире. Известно, что древесину для строительства заготавливали еще в 594 году. Пагода Хорю-дзи имеет высоту 32,45 м;
• Кондо, или золотой зал – двухэтажное деревянное сооружение с размерами 15,2х18,5 м. Углы зала имеют изогнутые формы. Зал Кондо серьезно пострадал во время пожара в 1949 году, особый урон был нанесен 1 этажу постройке и фрескам. В 1954 году Золотой зал реконструировали с помощью оригинальных материалов.
В 122 м от построек западной части расположено строение с названием Юмэдоно. В его состав входят несколько залов (главный и лекционные), библиотека, монашеское общежитие, комнаты для приема пищи. Главный зал (Зал снов) храма Хорю-дзи в префектуре Японии Нара украшен статуями Будды, также здесь хранятся и другие предметы, относящиеся к национальным сокровищам.
Храм Хорюдзи в Нара – один из самых старейших храмов Японии, основателем которого считается принц Сетоку – прародитель буддизма в Японии. Ее главный зал, пять легендарных пагод и центральные ворота датируются 7 столетием и являются самыми древними сохранившимися деревянными строениями в мире. Главная привлекательность Восточной Зоны храма Юмедоно – зал Видений. В 1993 году храм Хорюдзи был внесен в участки Мирового Наследия ЮНЕСКО.
Храм Хорюдзи является единственным сохранившимся буддийским монастырем периода Асука в своём оригинальном виде. Храмовый комплекс состоит из 48 самых старых деревянных строений в Японии, включая 5-этажную пагоду. Внутри зданий много древних буддийских скульптур, в том числе одни из древнейших бронзовые и деревянные фигуры, изготовленные японскими и корейскими скульпторами.
История храма началась в период правления легендарного принца Сотоку (594-622 гг.н.э.), в 593 году он становится регентом императрицы Суйко и способствует распространению буддизма по всей Японии, который пришёл из Кореи в середине 6 века н.э..
В годы его правления буддизм приобретает статус государственной религии. Он курировал строительство многих буддийских храмов, но единственный храм который сохранился это Хорюдзи. История упоминает о пожаре в 670 году н.э и пострадавших нескольких строений, но уже к 710 году н.э. они были восстановлены и обрели свой прежний облик.
Территория храмового комплекса разделена на два соединенных участка: «Сай-ин» (западный) и чуть позже образовался «To-ин» (восточный), они покрыты белым песком, и заключены в стенах, что символично отделяет место божьей благодати от бренного мира.
Деревянные строения Хорюдзи – редкие примеры ранней восточной азиатской архитектуры, характерной для периода Асука (538-710 гг. н. э.). Особенности архитектуры того времени – это платформа с двойными балками, на которых стоит строение, они имеют лёгкий изгиб и покрыты деревянными плитами, что позволяет им нести тяжелый вес черепичных крыш. Храмовый комплекс претерпел крупные реставрационные работы в 1374 году н.э., 1603 году н.э., и в середине 20-го века н.э.
Если рассматривать храм детально, то можно начать с главного зала Кондо (он же Золотой зал) комплекса, который состоит из двухэтажного деревянного здания с двускатной черепичной крышей на Западном участке (Саи-ин). Внешняя отделка зала из дерева украшена крылатыми драконами. Издревле драконы считались божеством воды, они управляли водными стихиями и защищали от пожаров. Перила на втором уровне выполнены с применением декора, они соединяют перевернутые V-образные опорные стойки, это типичные черты перил архитектуры периода Асука.
Интерьер зала подчёркивает буддийское воплощение рая через ярко окрашенные фрески на четырех стенах. На 12 отдельных панелях, каждая размером 3 метра на 2.6 изображена сцены с Буддой и Бодхисаттвами. Стиль можно сравнить с фресками в пещере Аджанты в Индии. Но оригинальные настенные росписи 8-го века были разрушены огнем в 1949 году н.э., были проведены ювелирные реставрационные работы с точным восстановлением панелей. Полы выполнены из уплотненной глины, а потолок украшен изображениями лотосов. Здесь также находятся четыре небесных хранителя, бронзовые буддийские скульптуры, а самым важным объекте для поклонения является скульптура Шака Триада.
Шака Триада – это литая бронзовая с позолотой скульптура сидящего Будды, созданная знаменитым скульптором Тори Бусси, о чем свидетельствует его подпись в центре. Задняя часть скульптуры датирована 623 годом н.э., здесь выгравирована длинная молитва о здоровье и загробной жизни в Стране Блаженства для принца Сотоку и его семьи. По обе стороны от этой Шака Триада две буддийские скульптуры одного размера, одна на левой стороне датируется 607 годом н.э. и представляет Якуши, Будду исцеления. Все три скульптуры установлены под сложными резными деревянными навесами, а за ними стоит древняя деревянная скульптура Бодхисаттвы Каннон и бронзовая статуя Амида Будды.
Интерес представляет и пятиярусная пагода, она стоит рядом с Главным залом и была построена для размещения ценных реликвий этого места. Центральная колонна высотой более 35 метров. Внутри и снаружи пагода покрыта красным оксидом свинца. На первом этаже можно увидеть глиняные скульптуры, которые относятся к 711 году н.э. и изображают четыре сцены из жизни Будды. Около пятидесяти оригинальных фигур, считающихся национальными сокровищами Японии, были заменены на копии.
К востоку от Главного Зала стоит Казначейство или Дайхозоден, в котором хранятся не менее ценные сокровища, такие как портреты принца Сотоку, знаменитая статуя Кудары Каннон и группа маленьких Будд из слоновой кости.
Также на Западном участке находится одноэтажный лекционный зал или Дайкодо, он представляет собой длинное прямоугольное здание, которое было построено в 990 году н.э. после того, как оригинал был разрушен пожаром. Внутри находятся две статуи Бодхисаттвы – Никко и Гекко – с обеих сторон фигуры Якуси Нерай – Будды исцеления.
Между лекционным залом и Главным залом стоит колокольня Шоро. Структура имеет уникальную форму и содержит колокол периода Нары (710-794 гг. н.э.).
Зал сновидений или Юмедоно расположен на Восточной территории (То-ин). Он был построен в 739 году н.э. на месте дворца Сотоку. Отличительное восьмиугольное здание находится на каменной основе и хранит своё сокровище, деревянную покрытую сусальным золотом статую Каннон. В Зале также хранится «скрытый Будда», известный как «Гузе Каннон». На протяжении веков статуя была обернута в шелковую ткань, чтобы скрыть ее от взглядов и сохранить её особые силы. Только в 1884 году н.э. покрывало сняли с позолоченной скульптуры, в изваянии отображались черты принца Сотоку. В Юмедоно также хранится портрет принца Сотоку, который экспонируется в течение одного месяца весной и осенью.
Древнейший храм Хорю-дзи, расположенный в японской префектуре Нара, до недавнего времени хранил странные артефакты. К сожалению, изваяния богов со змеиными или ящероподобными головами, которым поклонялись японцы, сейчас увидеть невозможно. Коллекция древних статуй приобретена неизвестным лицом и отправлена в закрытый частный музей.
Если артефакты или статуи в антропоморфном стиле изготавливали в основном лишь в очень древние времена, то подобному факту можно найти не так много логических объяснений, чтобы все складно сложилось.
В определенный промежуток времени, причем далеко не малый, у всех людей на Земле проявился схожий стиль искусства или даже некого культа, который заключался в создании различных антропоморфных образов.
Честно говоря, очень сложно представить логически, как у совсем не связанных между собой культур с разницей в тысячелетия могли сложиться схожие желания изображать антропоморфных человекоподобных существ.
К примеру, статуэтки на фото выше с загадочными существами относят к культуре Убейд, которая зародилась в Месопотамии где-то 7-8 тысяч лет назад. Если подумать, то именно потомки этой культуры позже основали самую первую более или менее развитую шумерскую цивилизацию.
Более того, некоторые из подобных артефактов были обнаружены в Ираке, а как вы знаете, это очень интересная страна в плане различных загадок.
Ладно еще убейдцы, но какая муха укусила японцев в древности? Даже если вы внимательно присмотритесь к статуэткам из Ирака и Японии, то сможете заметить поразительные сходства. Неужели лишь совпадение?!
Но в Японии не обошлись лишь одной подобной статуей. Начиная где-то с 13 тысячелетия до нашей эры в Японии стали создавать фигурки догу. По версиям историков люди тогда были еще слишком глупы, а большая часть их жизни составляла в выживание и добыче пропитания. Как им могло прийти в голову начать создавать антропоморфные фигурки?
В данном случае мы можем либо строить предположения, которые не будут основаны на фактах, но будут соответствовать версиям историков, либо же представить логическую версию, способную многое объяснить.
Кто на самом деле изображен на древних артефактах? На наш взгляд, артефакты в подобном стиле появились не просто так, а их зависимость от времени появления напрямую связана с определенными фактами, а не вымыслами людей. Чем древнее была культура людей, тем больше они знали информации о более глубоких периодах истории.
А что если до нашей цивилизации уже были другие формы жизни с развитым уровнем сознания, а древние люди еще помнили про их существование и изображали на артефактах? Так как цивилизация этих существ могла быть хорошо развита, то ее видели люди во многих местах, поэтому и артефакты или изображения имеют много общих сходств.
То есть это не просто фантазия или замысел художника, а отголоски реальной древней истории, которую мы утеряли со временем, ну или же кто-то усиленно старается помочь человечеству забыть о тех временах.
Данная версия звучит более фантастично, чем предлагаемые историками, но зато она способна объяснить множество загадок с логической стороны.
|