
Индия всегда отличалась потрясающей архитектурой, в особенности зданиями храмов. Одним из таких поразительных храмов, безусловно, является храм Минакши, расположенный в центре древнего города Мадурай и посвященный богине Парвати, известной также под именем Минакши, и ее супругу – богу Шиве. Уникальность храма заключается в том, что его стены созданы из бесчисленного количества красочных скульптур индуистских богов, героев, апсар и ракшасов.
Храмовый комплекс очень впечатляющий и большой, здесь проходят все праздники. Он украшен 14 гопурами – башнями высотой до 50 метров. Самая высокая (51,8 метров) – южная башня, построенная в 1559 году. А самая древняя башня – восточная – появилась в 1216 году.
Все его стены состоят из огромного количества каменных скульптур животных, богов и демонов индуистской религии. И это не просто так: такое изобилие и многообразие символизирует богатство, величие и щедрость древней религии и культуры Индии. Все фигуры высекались из камня и раскрашивались вручную на протяжении многих сотен лет.
Башни Минакши – самые высокие строения в городе, их видно над всеми крышами. По ночам они освещены яркими огнями. Среди бесчисленных статуй легко затеряться человеку.
В храме есть внутренний дворик с бассейном, где можно отдохнуть. Согласно легенде, в бассейне любой писатель может проверить насколько хорошая книга у него получилась, стоит только опустить листы рукописи в воду. Если они останутся на поверхности – творение можно считать практически шедевром, если же они пойдут на дно – лучше потрудиться над ним еще.
Индия – одна из самых загадочных стран в мире. Она изобилует огромным количеством памятников архитектуры и восхитительными элементами дикой природы. Не зря ее называют страной тысячи чудес. Это страна, где сияющие золотом храмы и дворцы существуют рядом с жалкими хибарами и трущобами. Но, одно остается неизменным: Индия одна из самых древних стран в мире. Поездка сюда изменит мировоззрение и взгляд на путешествия каждого человека. Это огромная страна с бесконечным культурным опытом, фестивалями и развлечениями.
На первый взгляд, может случиться культурный шок. Однако со временем можно научиться воспринимать разнообразную культуру, потому что это очень интересно. Храмовый комплекс Минакши является одним из крупнейших в своем роде в Индии и, несомненно, одним из старейших. Исторический Мадурайский храм Минакши Амман является сердцем и спасательным кругом 2500-летнего города Мадурай. Знаменитый индуистский святой, упоминает этот храм еще в 7 веке. Этот храм также упоминался в древней тамильской литературе. Он был разрушен печально известным мусульманским захватчиком в 1310 году и позже восстановлен великим правителем Мадурая в период с 1623 по 1655 годы.
Считается, что Господь Шива принял форму человека и женился на Парвати (Минакши) на месте, где в настоящее время находится храм. Храм Минакши, известный своей удивительной архитектурой, был объявлен одним из чудес света, но не смог попасть в список «Семи чудес света». Это также одна из главных достопримечательностей Южной Индии, куда съезжаются тысячи туристов ежедневно. Храм занимает огромную площадь в центре Мадурая, он расстилается на 14 акров. Храм окружен огромными стенами, которые были построены в ответ на вторжения. Вся структура, если смотреть сверху, представляет собой мандалу. Мандала – это структура, построенная по законам симметрии. В храмовом комплексе есть различные святыни.
Помимо двух главных святынь, которые посвящены Сундаресварару и Минакши, в храме есть святыни, посвященные различным другим божествам, таким как Ганеша и Муруган. В храме также находятся богини Лакшми, Рукмини и Сарасвати. В храме также есть освященный пруд под названием «Porthamarai Kulam». Термин «Potramarai Kulam» является буквальным переводом «пруд с золотым лотосом». Структура золотого лотоса расположена в центре пруда. Говорят, что Господь Шива благословил этот пруд и объявил, что в нем не будет морской флоры и фауны.
Храм имеет четыре главных возвышающихся ворот (гопурама), которые выглядят одинаково. Помимо четырех “гопурам”, в храме также есть много других, которые служат входами к ряду святынь. Храм имеет в общей сложности 14 гопурам. Каждый из них представляет собой многоэтажную структуру и отображает тысячи мифологических историй. В храме также есть многочисленные залы с колоннами под названием «Мандапамы». Эти залы были построены различными королями и императорами и служат местами отдыха для паломников.
Поскольку Минакши является главным божеством храма, храм подчеркивает важность женщины в семье тамильских индусов. Храм также изображает отношения между шиваизмом, вайшнавизмом и шактизмом. Поклонение в основном включает в себя ритуалы и шествия.
Один из ритуалов включает в себя размещение изображения Сундаресварара внутри паланкина, который затем перемещается в храм Минакши. Паланкин каждый вечер принимается в святилище, и каждое утро возвращается в святилище Сундаресварар. Преданные обычно сначала поклоняются Минакши, а только потом возносят свои молитвы к Сундаресварару. Храм Шри Минакши также известен фестивалем Минакши.
Тирукалянам, который является ежегодным фестивалем, отмечаемым в течение 10 дней и посещаемым почти 1 миллионом посетителей. Помимо основного праздника, который является в основном свадебной церемонией божеств, в храме отмечается ряд других праздников. Каждый из этих фестивалей имеет свое значение и отмечается в разные месяцы года. В храме также отмечается «праздник Наваратри». Во время «Наваратри» в храме представлены красочные куклы, которые в совокупности называются «голлу». «Голлу» часто передают истории из мифов.
Храм Минакши Амман, также известный как храм Минакши-Сундарешвара, является одним из старейших и наиболее важных храмов Индии. Расположенный в городе Мадурай храм имеет большое мифологическое и историческое значение.
Характерная особенность святилища заключается в том, что его многочисленные башни, достигающие в высоту порядка 5 метров, украшены скульптурными изображениями богов и мифологических сюжетов. Количество скульптур превышает 33 тысячи, но ни одна из них не повторяется дважды.
Считается, что Господь Шива принял облик Сундарешвара (красавца) и женился на Парвати (Минакши) на том месте, где сейчас находится храм. Храм Минакши, известный своей удивительной архитектурой, был номинирован как одно из чудес света, но не смог попасть в список «Семи чудес света». Тем не менее храм определенно стал одним из «Чудес Индии». Он также является одной из главных достопримечательностей Южной Индии, тысячи верующих приходят сюда каждый день.
Согласно легенде, Минакши вышла из «яджны» (священного огня) трехлетней девочкой. «Яджна» была проведена царем по имени Малаядваджа Пандья вместе со своей женой Канчанамалай. Поскольку у королевской четы не было ребенка, король вознес молитвы Господу Шиве, прося его даровать им сына. Но, к их ужасу, из священного огня вышла трехгрудая девушка. Когда Малаядваджа и его жена выразили беспокойство по поводу ненормальной внешности девушки, божественный голос приказал им не беспокоиться об этом. Им также сообщили, что третья грудь девочки исчезнет, как только она встретит своего будущего мужа. Успокоенный царь назвал ее Минакши и со временем короновал как свою преемницу.
Минакши правила древним городом Мадурай, а также захватывала соседние царства. Легенда гласит, что она даже собиралась захватить Кайлаш, обитель Господа Шивы. Когда Шива появился перед ней, третья грудь Минакши исчезла, и она поняла, что встретила свою лучшую половину. Шива и Минакши вернулись в Мадурай, где состоялась их свадьба. Говорят, что на свадьбе присутствовали все боги.
Храм Минакши – одна из интереснейших индийских достопримечательностей. Он был основан в 12 веке и назван в честь богини Минакши, одной из жен Шивы. Характерная особенность святилища в том, что его многочисленные башни, достигающие в высоту порядка 50 м, украшены скульптурными изображениями богов и мифологических сюжет. Количество скульптур превышает 33 тысячи, но ни одна не повторяется дважды.
Индийский эпос сохранил сведения о том, что Минакши имела довольно специфическую внешность: ее глаза напоминали рыбьи, а на теле у нее было три груди. Мудрец предрекли, что третья грудь исчезнет тогда, когда Минакши познакомиться со своим будущим мужем. И действительно, после встречи с Шивой она вновь обрела нормальный вид, а в память о ее свадьбе местные жители возвели храм.
Храм Минакши расположен в древнем городе Мадурай, штат Тамил-Наду. Согласно историческим свидетельствам, он был полностью разрушен в 1310 году мусульманами, однако в конце 14 века восстановлен. Изначально скульптуры не были раскрашены, но позже архитекторы привнесли вот такую изюминку, и теперь храм выглядит ярко и нарядно.
Храмовый комплекс расположен на площади в 45 акров и включает 12 башен. Тысячи каменных изваяний мифических животных, воинов, богов, богинь и демонов, раскрашенные во все цвета радуги, радуют взор паломников. Маковки башен украшены позолотой, они видны издали и буквально горят на солнце. Внутри храм находятся скульптуры самой Минакши, ее супруга Шивы и их сына, бога-слона Ганеши. На территории храмового комплекса находится искусственный пруд, где производится обряд священного омовения.
К расписным скульптурам сегодня относятся по-разному: несмотря на то, что оригинальный вид храма привлекает туристов, искусствоведы бьют тревогу и говорят о необходимости восстановить его первоначальный вид. Периодически проводятся реставрационные работы, нацеленные на то, чтобы отчистить каменные скульптуры от многочисленных слоев эмалевой краски, но процесс этот очень длительный.
Храм Минакши входит в число величайших храмов мира. Он был построен в XVII веке по приказу царя Тирумалайя из династии Наяков и посвящен Шиве и Минакши («Богине с рыбьими глазами») – одному из воплощений богини Парвати.
Храм Минакши настолько огромен, что окинуть взглядом его можно только с высоты отрогов Западных Гат. Он занимает площадь 6 га. Внутри храма множество галерей, залов и святилищ. Самые главные – святилище Минакши Амман и Шивы Сундарешвары.
Святилище Минакши окружено огромным «Прудом Золотого Лотоса», предназначенным для обряда омовения, который наполняется водой только на время празднования церемонии бракосочетания Шивы и Минакши. По легенде, здесь было найдено изображение бога Ганеша с головой слона, которое сейчас стоит около святилища Шивы.
Храм Минакши имеет 258 метров в ширину и 223 метра в длину. Высота – 51,9 метров. Храмовый комплекс окружают 6-метровые стены с 14-ю гопурами – башнями высотой до 50 метров. Пять башен расположены внутри храма, остальные снаружи. Все они полностью покрыты множеством разрисованных скульптур. Это многорукие Шивы, многоликие богини, жрецы и музыканты, мифические животные… Десятки тысяч фигур, ни одна не похожа на другую.
Архитектурная композиция храма Минакши выполнена в стиле, типичном для индийских храмов и отвечает основным положениям индуизма. Сердцем этого религиозного центра является храм Шивы, он ориентирован восток-запад, внутри храма располагается святилище бога Шивы-Сундарешвары и его скульптурное изображение. По торжественным религиозным дням, статую бога сажают в позолоченную коляску и вывозят из храма, впрягают в неё слона и совершают шествие вокруг храма.
Центральной идеей индуизма является положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о перевоплощении душ. Всякое новое воплощение считается звеном в длинной цепи рождений – человек умирает, но его душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор, пока душа – Атман не сольется с вселенским Абсолютом – Брахманом.
Место человека в каждом новом воплощении, его положение в обществе и судьба, зависят от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых воплощениях (прошлой жизни) – кармы. Возмездие за грехи определяется законом кармы. Нормы праведной жизни устанавливает дхарма – правила поведения, указывающие, что есть добро, а что зло. Путем, ведущим к конечному «освобождению» от пут кармы и спасению, считается высшая абстрактная мудрость – «путь знания».
Поражает богатство украшенных фигурами башен, колонн, коридоров, залов и святилищ Минакши. Здесь своя гармония, каждая композиция, как небольшой рассказ, повествующий о событиях давно минувших дней.
Здесь проводились литературные конференции, называемые сангамы. Якобы Шива посетил одну из них под именем поэта Сундарешвары. По легенде, здесь была возрождена в земной жизни богиня Парвати, как Минакши – «богиня с глазами рыбы».
Храм Минакши был почти полностью разрушен в 1310 году мусульманскими завоевателями, не отличавшимися терпимостью к другим религиям. В конце XIV века, когда индийские цари снова пришли к власти в Мадурае, храм был полностью восстановлен в первозданном виде.
В храме Минакши каждый год проводится ритуальная свадьба Сундарешвара (Шивы) и Минакши (Парвати). На свадебных вратах – одном из входов на территорию храма изображена свадьба Шивы и Парвати. На время празднования церемонии бракосочетания Шивы и Минакши наполняется водой «Пруд Золотого Лотоса».
По поверью, вода из «Пруда Золотого Лотоса» очищают души грешников. Здесь очень оригинально определяли художественный уровень литературного произведения: рукопись бросали в водоем, и если она была «качественной», то парила над водой, а все «бездарные» тонули.
В храмовом комплексе находятся часовни, дворцы, святилища, водоемы. Стены украшают миллионы барельефов. Главный зал храма – «Зал тысячи колонн» окружен четырьмя стенами, над которыми поднимается 12 башен, украшенных несколькими рядами цветных скульптур.
Более двух тысяч колонн зала украшены каменной резьбой, они оформлены с необычайной щедростью, некоторые являются музыкальными – на них можно играть, как на ксилофоне. Резьба по камню и роспись потолков Минакши поражают воображение. С восхищением об этом архитектурном творении отзывался путешественник Марко Поло.
По вечерам в храме проходит пуджа (молитва-ритуал), когда торжественная процессия переносит статую Шивы в опочивальню супруги. В храме есть даже барельефы, посвященные первой брачной ночи. Во время службы Шиву омывают, переодевают и переносят в спальню его жены Парвати вместе с дарами. Именно такими ритуалами в древние времена учили индийцев обращению с женой и супружеской жизни.
Храм Минакши-Сундарешвар называют восьмым чудом света, ежедневно его посещают до 25 тысяч человек.
Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае располагается в южноиндийском штате Тамилнаду, приблизительно в 520 километрах от Мадраса.
Храмовый комплекс Минакши занимает площадь 258 х 223 метра. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот, другие четыре, меньших размеров – на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама составляет 50 метров. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.
Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее – в середине XVI века.
В облике главного святилища храма Минакши можно увидеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни-шикхары.
Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями. Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн.
Считается, что здесь невозможно найти двух похожих колонн. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранство многих колонн выглядит даже перегруженным, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно.
Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять много месяцев. Среди них – боги, богини, эпические герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии.
В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес, которые Шива якобы свершил в храме Минакши.
Перед входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.
Храм открыт для паломников и днем и ночью. Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами – от крошечных фигурок Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста – ее приносят в дар богам для умащения священных статуй.
Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным. Центральная ось храма и святилища Сун-дарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход для торжественной процессии – пуджа, ведущий вокруг святилища, что позволяет обойти вокруг него по часовой стрелке.
По особым праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницу впряжен слон – в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого бога тоже часто встречается в храме.
В храме Минакши часто организуются приуроченные к праздникам торжественные процессии, сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе-феврале в Мадурае отмечается праздник Теппам – "праздник на плотах", который всегда привлекает множество паломников.
Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в то же самое время, что храм Минакши.
Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой эпоху традиционной индийской храмовой архитектуры. В период начавшийся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии прекратилось.
|