Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Кносский дворец – лабиринт Минотавра

Кносс был главным городом минойской цивилизации. Он находится на острове Крит и известен тем, что в его окрестностях располагался легендарный лабиринт Дедала, в котором был заключен Минотавр. Интересные факты о Кносском дворце расскажут о сохранившихся до наших дней следах этой некогда процветавшей цивилизации.

Минойская цивилизация представляла собой государство без единого правителя, что резко выделяло ее среди других государств бронзового века в средиземноморском регионе. Основными очагами культуры у минойцев были дворцы – сложные экономико-политические комлпексы, крупнейшие из которых существовали на Кноссе и в других городах Крита – Фесте, Малии, Закросе и Тилиссе.

Самым большим и роскошным принято считать Кносский дворец. Важными считались минойские дворцы в Фесте и Малии, они также сохранились до наших дней только в виде руин. Эти дворцовые комплексы были многоэтажными, до пяти этажей. Несмотря на то что их начали строить с середины XX века до н. э., в них уже были водопроводы и канализация. Минойские дворцы также были снабжены бассейнами и ванными комнатами.

В религиозной традиции у минойцев отсутствовали храмовые постройки, их функцию выполняли дворцы, что и делало их культурными центрами. Этим объясняется и богатое украшение стен минойских дворцов живописью.

Кносские дворцы считались самыми роскошными, большими и самыми влиятельными, так как сам город Кносс был центром минойской цивилизации, пока не попал под власть ахейских греков. Первый дворец-храм здесь был построен в 2000–1700 годах до н. э., он был разрушен землетрясением. Вскоре дворец восстановили и на его месте построили в 1700–1450 годах до н. э. новый. Этот дворец разрушился вследствие сильного извержения вулкана на острове Санторин ок. 1628–1500 годов до н. э., а окончательно его разрушил пожар в 1450 году до н. э. Все же развалины и фрагменты Кносского дворца сохранились до наших дней.

Одной из самых больших загадок минойской цивилизации является уничтожение дворцов пожарами, причина которых до сих пор не установлена. Когда в 1450 году до н. э. пожар уничтожил Кносский дворец, в это же время пожары уничтожили и другие минойские дворцы в Фесте, Закросе и других критских городах.

О развалинах Кносского дворца знал немецкий археолог Генрих Шлиман (1822–1890), но ему так и не удалось начать раскопки из-за политических проблем с турецкими властями. Раскопки начались только в 1900 году. Тогда английский археолог Артур Эванс купил земли, на которых стоял дворец, но этот ученый нанес области неисправимый ущерб – археолога интересовал период только до 1450 года до н. э., поэтому все более поздние слои в процессе раскопок были уничтожены. Одновременно с раскопками Эван руководил и воссоздавал руины в их «первоначальном» виде, по своему представлению. Сегодня рядовому туристу отделить остатки древнего дворца от построек Эванса довольно трудно.

Зодчие строили здания там, где считали нужным, не обращая внимания на то, как они выглядят на общем фоне. Рядом с помещениями, просто вырубленными в скале, соседствуют изящные постройки, обложенные кирпичом. Придавая постройкам устойчивость, мастера чередовали камень прослойками из дерева. Толстые стены первого этажа сложены из камня, верхний ряд – из легких сырцовых кирпичей.

Лестницы, выполненные из цельных блоков, и колонны необычной формы, зауженные книзу, вызывают у ученых вопросы. Здания дворца – без привычных окон, свет проникал через многоуровневые отверстия в потолках. Ученые объясняют такое устройство жарким климатом острова. Помещения дворца сгруппированы вокруг большого (50x50 м) парадного четырехугольного двора, но построены без всякого плана, так запутано и хаотично, что посетители терялись и с трудом находили выход. Вот он, знаменитый лабиринт, какой построил Дедал царю, что и дало основание мифу о Минотавре и Тесее.

Во дворце много жилых комнат и мастерских, залов для приемов, комнат правителя и его семьи. Во всех помещениях устроена вентиляция через большие прямоугольные отверстия в потолке.

На верхних этажах, куда ведет широкая лестница, – приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами. Рядом – узкие продолговатые помещения и ряд квадратных ям, это кладовые, где хранилось оливковое масло. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, туалеты со смывом. Каменные лестницы не только соединяли постройки друг с другом, но имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода и наполняла бассейны и ванные. Шедшая по трубам вода подогревалась.

В западном крыле проходили религиозные церемонии, здесь приносили дары богам: вино и масло, молоко и мед. Кур, овец и быков приносили в жертву на алтарях, устроенных у западной стены дворца. Ритуальные игры с быками устраивали на центральном дворе, под которым – огромная цистерна объёмом 12000 литров, где собирали дождевую воду.

Самое роскошное помещение дворца в Кноссе – Тронный зал, посреди которого возвышается каменный трон правителя, перед троном – круглая чаша. Вдоль стен – каменные скамьи на 16 человек: здесь правитель устраивал аудиенции. Напротив трона, за колоннами, – бассейн очищения, здесь совершали священные омовения и символизировали очищение человека, ведь предстать перед царем мог только чистый душой человек.

Стены зала украшены изображением звезд и лабриса – двусторонней секиры, символа власти правителя. Повсюду – изображение лежащих среди лилий грифонов. Мифические животные с головой орла и телом льва символизируют силу Света и силу Земли. В царских покоях – хорошо сохранившиеся фрески «Игры с быками», «Принц и лилия», «Голубая обезьяна», «Бык». Мифы рассказывают о быках, фрески – увековечивают.

В покоях царицы – будуар, светлая комната украшена росписями растений и зигзагообразными узорами. Здесь же найдены драгоценности и изделия из слоновой кости. Старательно выписаны портреты элегантных дам со струящимися силуэтами и праздничными замысловатыми прическами. Черты женского лица изящны, а одежда не уступает нарядам современных модниц. Ванная комната с каменным туалетом украшена фреской «Дельфины» – символом радости. Каждая фреска дворца Кносса излучает жизнерадостность и миролюбие. Здесь нет сцен насилия или изображения воинов. Древние минойцы были открытым и спокойным народом. Могущество и влияние Кносса в период расцвета распространялось на все Средиземноморье.

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Запутанный и сложный лабиринт по сути – символизирует человеческое бытие. Смерть и Возрождение. Он защищает место, наделённое особой силой, ограничивает к нему доступ. Сие место воплощает врата между мирами.

Классические лабиринты, как правило создавались по некоему единому шаблону. С одной, очень извилистой, дорожкой, ведущей от входа – к центру. Как те, что оказались изображёнными на глиняных табличках, найденных при раскопках в Пилосе. Их возраст составил более 3000 (трёх тысяч) лет.

Однако, были среди этих сооружений и самые настоящие. Так, самый знаменитый из них находится в Кноссе, на острове Крит. Построил его мэтр из Афин – Дедал.

За свою долгую историю Критский Лабиринт не единожды разрушался и отстраивался вновь. В 1380 году до нашей эры он был, что называется, разгромлен, и заброшен памятью людской весьма надолго. Пока в 1900 году английский археолог Артур Эванс не начал раскопки на острове.

Одержимый учёный работал, не покладая рук, 30 лет. Наградой ему стала находка дворца, равного по площади целому городу. Кносский Лабиринт занимал общей площадью 22 тысячи квадратных метров, имел пять или шесть наземных этажей, соединённых проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. В нём было что-то не от мира сего. Непонятное разуму.

Попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошёл в лабиринт. Гранитный Калосс начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. О! Сколь велика была опасность длительного в нём пребывания!

По легенде в лабиринте обитал минотавр, которому афиняне приносили в откуп семерых девушек и семерых юношей, то ли ежемесячно, то ли – раз в девять лет. Тесей, осмелился бросить вызов чудовищу и покончил с ним раз и навсегда!

Эванс не нашёл следов мифической твари, но кое-что в этих стенах-ловушках говорило в пользу легенды. Один из залов украшала фреска, представляющая гиганта с головою быка. Под гранитною плитой, в этом же зале, нашлось множество человеческих костей.

К древнейшим и наиболее исследованным памятникам минойской культуры относится дворец царя Миноса в Кноссе, древней столице Кита, который греки называли Лабиринтом. Построенный на вершине невысокого холма, он занимал площадь 120 x 120 м, состоял из нескольких этажей. Как и другие дворцы на Крите, он сложен из неотесанного или слабо отесанного камня. Хорошо отесанным камнем выложены цоколи, дверные проемы, иногда углы стен. Однако связующее вещество использовалось довольно слабое. Изнутри стены обмазаны глиной и известью, перекрытия использовались деревянные.

Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Известно 4 этапа его строительства, последний этап относится к XV-XVI в. до н.э. Но уже в первоначальном виде его композиционным центром был обширный открытый внутренний двор, где происходили религиозные церемонии и ритуальные игры. Этот двор неправильной формы – самый большой в дворце, вытянутый с севера на юг, протяженностью ок. 50 м.

К двору с западной стороны примыкали «гостиные». От входа к парадным залам второго этажа вел т.н. большой коридор процессий. Многочисленные внутренние помещения дворца соединены сетью кривых коридоров неправильной формы. Дворец состоит из двух частей – ассиметричные помещения свободно расположенные вокруг главного двора, и меньшую, служебную часть дворца, состоящую из длинного прямого коридора и примыкающих к нему узких прямых помещений, расположенных параллельно друг другу. В служебных узких помещениях располагались кладовые для зерна, вина и других припасов, что подтверждается найденными в них большими сосудами-пифосами. Вероятно, там же размещались комнаты для производства и хранения керамики. Над служебными помещениями восточного крыла был возведен большой восточный зал, выходивший на центральный двор посредством ступенчатого портика.

Т.н. двухэтажный «жилой квартал», врезанный в холм, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирован, поскольку сохранился лучше всех наземных построек Крита. Главное помещение этого квартала – критский мегарон – т.н. «зал двухлезвийных секир», только его северная стена – глухая, на стене были изображены щиты в виде восьмерки. Два световых дворика освещают малый мегарон, вероятно, жилые помещения царицы, стены которого расписаны мотивами рыб. К нему примыкает ванная комната.

В северной части дворца расположен большой гипостильный зал, от него в центральный двор поднимается узкий проход. Восточная сторона главного двора украшена колоннадами разных масштабов. Перекрытие портика, ведущего в парадные залы верхних этажей, поддерживалось огромной колонной. На верхних этажах, вероятно, располагались парадные залы для приемов и торжественных трапез.

В критском дворце нет анфилад помещений, движение внутреннего пространства разворачивается для зрителя не только в стороны, но и вверх-вниз. Сложное движение внутреннего пространства создается чередованием открытых дворов, то больших, то малых затемненных комнат, коридоров и лестниц, неожиданными поворотами и закоулками, игрой светотени. Освещение внутренних помещений дворца осуществлялось посредством специально сооруженных в различных частях комплекса небольших по размеру световых дворов, словно прорезавших вертикально здание. Эти небольшие дворики ассиметрично окружены колоннадами и лестницами. С большим мастерством была устроена сложная система канализации.

После пожара в Кносском дворце фрески сильно пострадали, лишь немногие изображения удалось восстановить. Однако даже по уцелевшим фрагментам можно видеть утонченный вкус и мастерство художников, украсивших стены, потолки, порой и полы дворца яркой и красочной живописью. Яркие настенные росписи в залах Кносского дворца запечатлели красочные процессии людей, религиозные праздники, театральные представления, сцены охоты, игры с быком юношей и девушек, пиршества и танцы на лоне природы, развлечения детей. В длинном коридоре вблизи юго-западного входа на стене изображена сцена торжественного шествия юношей и девушек, несущих дары – два ряда из более чем пятисот фигур практически в натуральную величину.

На втором этаже в западном крыле дворца расположен т.н. «тронный зал», богато украшенный. В небольшом по размеру помещении с низким потолком на стене по обеим сторонам от трона правителя на фоне стилизованного пейзажа искусно изображены охраняющие трон фантастические животные – грифоны – львы с головой орла. На стенах на красном фоне с волнистыми белыми линиями изображены цветущие растения. По сторонам трона вдоль стен расположены скамьи для знатных придворных и советников. К тронному залу примыкает «очистительный бассейн» (во дворце обнаружено еще 2 бассейна – на нижнем этаже западной части дворца), углубленный на несколько ступеней.

Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами. Характерны сужающиеся вниз колонны, вероятно, заимствованные из египетской архитектуры, где они редко применялись, но на Крите получили широкое распространение. Первоначально колонны кносского замка были деревянные, со временем разрушились, однако их удалось точно восстановить способом, который использовался при раскопках Помпеи. Пустоты, оставшиеся на месте, где лежали упавшие при разрушении дворца деревянные колонны, заливали гипсом, по полученному слепку изготавливали новые колонны из дерева.

Такое же устремление ввысь характерно и для критской дворцовой мебели. В одном из внутренних помещений – тронном зале сохранился каменный трон. Как и у колонн дворца, его ножки книзу сужаются, а высокая спинка образует причудливую волнистую линию.

Во дворце более 1500 помещений, расположенных на пяти уровнях. В настоящее время осталось только 800 комнат, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Вход разрешен только в Большой Дворец, окружающие его минойские жилища и в Дом Верховного Жреца.

До сих пор неизвестно, по какой причине кносский дворец имеет настолько путанное расположение внутренних помещений. Это не по причине сложного рельефа местности, т.к. возведен на относительно ровной местности, или для защиты от захватчиков – критские дворцы не имели никаких защитных сооружений. Возможно, прообразом такой планировки дворца стал жилой египетский дом сложной планировки. Отдельные группы помещений, даже части одного и того же помещения располагаются на разных уровнях, переходы между ними снабжены лестницами или наклонными пандусами.

Двухмаршевая площадка для театрализованных и ритуальных действий располагалась изолированно, а не впритык к дворцу, как в Фесте.

В конце XV в. до н.э. Кносский дворец разрушился при пожаре. Его руины с запутанными переходами греки назвали это «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. Слово «лабиринт», вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

Кносский дворец – уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос – столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец – это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? Так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...

Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира. Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад – помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг – точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце.

Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты.

Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ – глубоких подземных помещений – находились и в западном, и восточном крыльях дворца.

Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную – мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.

Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново – наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды.

Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие – о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.

Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность – Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это – греческий язык.

Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (05.11.2022)
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [349]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz