
Наверное, каждый слышал об одном из общепризнанных чудес света – Колоссе Родосском. Гигантская статуя бога солнца украшала главный город острова Родос, лежащего в Эгейском море, в течение полувека. Почему уникальная скульптура, вошедшая в историю, как великолепный образец древнегреческого искусства, просуществовала так недолго? Что произошло с монументом, и почему до нашего времени не дошло ни одного его достоверного изображения?
Колосс Родосский – одно из семи чудес света, величественная статуя, которая возвышалась на острове Родос в Древней Греции. Этот монументальный памятник был создан в период с 292 по 280 год до нашей эры и стал символом мощи и красоты древней греческой цивилизации. Но несмотря на свою славу, судьба Колосса Родосского была неоднозначной и загадочной.
Колосс был построен на основе технологических достижений того времени и считался великим инженерным подвигом. Однако, несмотря на свою величину и красоту, Колосс Родосский простоял всего около 56 лет. В 226 году до нашей эры, остров Родос был разорен землетрясением мощностью 7 баллов по шкале Рихтера. В результате этого стихийного бедствия, статуя упала и разрушилась. Остатки Колосса остались на земле в течение нескольких столетий, пока их не продали арабским торговцам.
Современные научные исследования позволяют нам лучше понять, каким образом Колосс Родосский был создан и почему он разрушился. Специалисты считают, что статуя была построена на основе каркаса из камня и железа, а затем покрыта слоем бронзы. Это позволяло ей выдерживать ветры и землетрясения. Однако, в 226 году до нашей эры, мощность землетрясения оказалась слишком велика для Колосса, и он не смог устоять перед ним.
Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.
Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.
По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды – Родоссом.
На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии.
Скульптор Харес вполне мог бы остаться безвестным учеником великого Лисиппа, если бы не стал создателем одного из Семи чудес света. И именно это его творение сыграло в жизни Хареса роковую роль, превратив работу над колоссом одновременно в большую профессиональную удачу и личную трагедию. Скульптор совершил ошибку, которая в конечном счете стоила ему жизни, но вписал свое имя в летописи искусства на тысячелетия вперед.
Колосс Родосский простоял всего полвека, но успел за это время попасть в тот знаменитый античный список, что обеспечивал бессмертие – пусть и не в буквальном, физическом смысле слова. Что становилось чудом света в глазах древних греков? Все, что поражало воображение, чем можно было похвастаться перед чужеземцами, да и перед теми соотечественниками, что не имели возможности увидеть своими глазами такие шедевры человеческого гения.
Повод к созданию Колосса Родосского возник в связи с переделом сфер влияния в разных частях бывшей империи Александра Македонского. Остров Родос в восточной части Средиземного моря интересовал как стратегически важный объект сразу нескольких правителей. В 305 году до н.э. Деметрий Полиоркет привел на остров целую армию, чтобы взять столицу, город Родос. Началась осада, в течение года родосцы держали оборону, несмотря на использование нападавшими мощных осадных орудий. В итоге Деметрий был вынужден заключить мир, который жители острова сочли своей победой.
Тогда и возникла идея создать гигантскую статую в главной гавани Родоса – во славу доблести жителей острова и в благодарность его богу-покровителю. Именно Гелиос, бог Солнца, как считали в античности, создал Родос: так как во всей Элладе не было посвященного этому божеству места, Гелиос своими руками вынес из морских пучин новый остров. Для выполнения заказа жители выбрали скульптора Хареса, уроженца Родоса и ученика прославленного Лисиппа. А чтобы оплатить создание колосса, продали и переплавили брошенные Деметрием осадные орудия.
Харес, видимо, подошел к работе с большим воодушевлением – иначе не получился бы колосс настолько внушительным и поражающим воображение современников. Опыт работы с большими статуями у мастера уже был, а от родосцев скульптор получил не менее трехсот талантов серебра – вполне можно было создать потрясающую фигуру бога Гелиоса в десять раз выше обычного человека. Уже издалека корабли, идущие в гавань Родоса, видели бы сверкающую на солнце огромную статую, символ величия и мощи острова.
Двенадцать лет родосцы собирали деньги на строительство статуи, двенадцать шла работа по возведению Колосса. Где он был установлен и как именно был организован процесс – неизвестно. Есть версия, что Харес работал прямо на месте установки статуи, по мере увеличения ее высоты насыпая вокруг холм, который играл роль своеобразных строительных лесов. Нет сведений и о том, как именно располагалась фигура – вероятно, для большей устойчивости использовалось копье или драпировки одежды. Главное – первоначальные размеры Колосса были пересмотрены, и жители Родоса заказали скульптору фигуру вдвое выше, добавив к уже уплаченной сумме столько же, то есть удвоили гонорар.
По какой-то причине Харес, очевидно, прекрасно знавший анатомию, допустил этот глупейший промах – упустил из виду, что статуя, увеличенная в два раза, потребует вовсе не двукратного количества материала, а следовательно, окажется не в два раза дороже, а больше. В физике это называется «закон квадрата – куба». Согласившись на сделку, Харес обрек себя на разорение. За те годы, что шла работа над статуей, он потерял все, стал должником родственников и друзей, а после того, как Колосс был установлен, покончил с собой. Впрочем, есть версия, что причиной самоубийства скульптора стала замеченная им при установке трещина на ноге статуи.
Колосс Родосский – исполинская статуя, посвященная древнегреческому богу Гелиосу, олицетворявшему Солнце. Это одно из семи чудес древнего мира. Многие его тайны так и не были раскрыты и обросли мифами. Гигант, возвышающийся над гаванью греческого острова Родос, будоражил умы всех, кому посчастливилось увидеть его воочию. Даже сегодня мы были бы впечатлены величием Колосса.
Средиземноморский остров Родос имел особое значение в античной истории. В лирической оде поэта Пиндара сказано, что он был рожден в союзе бога Гелиоса и нимфы Роды: вырос из моря и расцвел, будто цветок. Однако помимо возвышенного мифологического образа остров этот имел и вполне практическое значение: с него было удобно контролировать восточный вход в Эгейское море.
Кроме того, именно в районе Родоса пересекались различные морские торговые пути, что обеспечивало процветание местным жителям. В течение V и IV веков до нашей эры за остров ожесточенно боролись Афины, Персия и Кария (древнее государство в Малой Азии), но в итоге Родос стал частью империи Александра Македонского.
После смерти Александра Великого его империя распалась, и контроль над островом ослаб. Фактически он стал независимым государством – крупным торговым и культурным центром. Родос заключил союз с египетским царством и династией Птолемеев, что позволило ему почти полностью взять под свой контроль морскую торговлю в регионе. Естественно, что такое положение дел не устраивало нового македонского правителя Антигона I. В 305 году до нашей эры он поручил своему сыну Деметрию Полиоркету взять Родос в осаду.
Деметрий был талантливым военным стратегом и инженером, а потому подошел к осаде со всей основательностью. К острову был отправлен боевой флот численностью в 200 основных и 150 вспомогательных судов. Также македонцы заручились поддержкой нескольких пиратских флотилий. Высадившись на остров, Деметрий построил гелеополиду – передвижную 40-метровую осадную башню, оснащенную катапультами и таранами.
Несмотря на колоссальный численный перевес войска македонцев (40000 против 7000 человек), блокаду и постоянны штурмы, родосцы продержались целый год. Не достигнув желаемого результата, Деметрий под давлением греческих полисов, которые называли осаду «пиратским вторжением», был вынужден заключить мирное соглашение и отступить. От продажи брошенного снаряжения Родосу удалось получить серьезные деньги, а металлическая обшивка увязшей в грязи гелеополиды была переплавлена. Вырученные средства и строительные материалы решили использовать для постройки статуи Гелиоса – бога-покровителя Родоса.
Работу над статуей поручили скульптору и архитектору Харесу из Линды – небольшого поселения на острове Родос. На тот момент сам Харес еще не был широко известен, однако его учитель Лисипп уже вошел в историю как новатор, создающий скульптуры с расчетом не только на фронтальный, но и на круговой обзор. Родосцы поставили Харесу обязательное условие: статуя должна в 10 раз превышать человеческий рост при сохранении реальных пропорций. Позднее требование к высоте было увеличено в два раза, при этом пропорционально был увеличен и гонорар создателя.
Процесс возведения статуи известен лишь приблизительно – его описание основано на обобщении трудов античных и византийских историков. Харес приступил к работе в 292 году до нашей эры. Сначала в гавани был возведен 15-метровый мраморный постамент, служивший фундаментом. Строительство осуществлялось прямо на постаменте, так как собрать статую по частям было невозможно, учитывая уровень развития технологий той эпохи. Для доступа к верхним частям использовались земляные насыпи.
Для придания устойчивости скульптору пришлось немного отступить от условий задания и сделать ступни Гелиоса непропорционально большими. Каркасом статуи служила смесь из камня из глины, внутри которой находились железные штыри. По мере строительства каркас обшивался бронзовыми листами с загнутыми краями. После 12 лет строительства итоговая высота статуи составляла от 32 до 36 метров, что с учетом постамента давало невероятный суммарный показатель около 50 метров. Статую Гелиоса начали называть словом «колоссос», что в переводе с древнегреческого означает «огромная статуя».
Колосс Родосский простоял 54 года, с 280 по 226 г.г. до нашей эры. На протяжении всего этого времени он сохранял свой двойственный статус как культового религиозного объекта, так и туристического чуда. Тысячи паломников и путешественников стремились попасть на Родос, чтобы поклониться исполинскому Гелиосу и лично увидеть эту невероятных размеров скульптуру.
В древнегреческой поэтической антологии есть строки, отражающие восприятие Колосса современниками. В них сказано, что родосцам удалось усмирить волны, создать статую, достигающую Олимпа, и зажечь факел свободы над Эгейским морем. Важно отметить, что в исторических трудах до Средневековой эпохи никаких упоминаний о факеле в руке Гелиоса не встречается.
В 226 году до нашей эры на Родосе произошло страшное землетрясение, разрушившее гавани и множество зданий. Не удалось устоять и Колоссу – статуя надломилась в области коленных стыков и упала на берег. Жители города незамедлительно начали собирать средства на восстановление, однако от жрицы Дельфийского оракула пришло пророчество, согласно которому перемещение статуи разгневает Гелиоса и навлечет на остров несчастья. Фараон Птолемей III был готов полностью покрыть расходы на восстановление Колосса, однако и его предложение было отклонено.
Дальнейшая судьба остатков статуи точно неизвестна, но считается, что Колосс пролежал на земле около 800 лет, прежде чем его разобрали арабские завоеватели. Античный историк и географ Страбон в I веке до нашей эры писал, что даже остатки разрушенной статуи производили столь сильное впечатление, что на них приезжали посмотреть из разных земель. Заметки римского историка и ученого Плиния Старшего помогли установить высоту Колосса. Он также восхищался масштабами скульптуры, упоминая о том, что немногим удавалось обхватить двумя руками большой палец статуи.
В конце IV века нашей эры остров Родос стал частью Византии, а государственной религией было принято христианство. Некоторые историки сомневаются в том, что новые власти стали бы оберегать языческую статую, облицованную бронзовыми пластинами. Однако общепринятой считается версия из «Хронографии» византийского монаха Феофана Исповедника, согласно которой окончательно погубили Колосса завоеватели. В VII веке воины арабского полководца Муавии I разграбили Родос и забрали остатки статуи в качестве добычи. Чтобы перевезти переплавленную бронзу на корабль, понадобилось 900 верблюдов. Впоследствии эти материалы были проданы купцу из Эдессы, и история Колосса Родосского завершилась.
Как ни странно, ни один из писателей античности не рассказал о том, где именно стояла статуя Гелиоса. На классических изображениях Колосс Родосский стоит сразу на двух постаментах, широко расставив ноги над входом в гавань, однако эта версия оспаривается. Историки указывают на отсутствие письменных свидетельств такого ее расположения, а инженеры подчеркивают, что даже при использовании одного постамента обеспечить скульптуре устойчивость представлялось очень сложной задачей. Кроме того, подводные исследования гаваней Родоса не выявили каких-либо следов фундамента, поэтому вполне возможно, что Колосс стоял не над водой.
Где же в действительности он мог располагаться? Вот некоторые из версий:
• В акрополе Родоса. На вершине холма Монте-Смит стоят руины древней цитадели и храма. Традиционно считается, что он был посвящен Аполлону, но есть предположение, что его построили в честь Гелиоса. Остатки каменного фундамента, сохранившиеся до наших дней, могли служить опорой для гигантской статуи. Также на холме было бы гораздо проще возводить земляные насыпи.
• В храмовом комплексе рядом с гаванью Мандраки. Сегодня здесь стоит форт Святого Николая, построенный в XV веке. В его конструкцию включен некий более ранний фрагмент – круг из мраморных блоков, вырезанных слишком уж искусно для военных целей крепости. Возможно, постамент Колосса был круглым и располагался на суше возле гавани.
• Нигде. Это менее популярная гипотеза, однако некоторые историки считают, что Колосс – это миф и статуя имела исключительно символическое воплощение. Рассказы и письменные свидетельства о гигантской скульптуре не что иное, как легенда, которая отражала мощь флота Родоса и стойкость жителей острова. Сторонники гипотезы указывают на отсутствие археологических свидетельств существования статуи и противоречивые данные ее о внешнем виде.
В 1999 году большой поклонник древнегреческой культуры инноватор Джордж Барбутис стал автором проекта «Миллениум». Он предложил использовать современные технологии, чтобы создать статую Гелиоса высотой около 150 метров. По его замыслу она могла бы стать достопримечательностью мирового уровня, чудом света нового мира и вечным символом острова Родос, связывающим разные эпохи. Проект испытывает трудности с финансированием (необходимо собрать более €250 млн), однако он до сих пор не закрыт и, возможно, будет реализован в будущем.
Еще один интересный проект в 2008 году представил немецкий художник Герт Хоф. Он также предложил создать статую высотой 150 метров, но дополнить ее динамическими световыми инсталляциями. После заката зрители смогли бы любоваться красочными шоу с историями из древнегреческих мифов. Помимо проблем с финансами, проект столкнулся с масштабным культурным сопротивлением. Жители острова считали, что высокотехнологичное сооружение станет проявлением неуважения к историческому наследию. В 2012 году Герт Хоф скончался, и спустя три года проект был закрыт.
Интересные факты и легенды о Колоссе Родосском:
• Плиний Старший писал, что Харесу предложили гонорар 300 талантов (почти 8 тонн) серебра за создание Колосса. Это вызывает сомнения, так как за один талант можно было купить престижный дом в Афинах. Чтобы получить хотя бы один талант, обычному греческому жителю пришлось бы ежедневно работать в течение 16-17 лет.
• Харес согласился увеличить высоту Колосса в два раза, однако он не учел, что расход материалов увеличивался при этом в восемь раз. Скульптору пришлось влезть в огромные долги, на протяжении всего строительства он постоянно сталкивался с дефицитом ресурсов. После окончания работы Харес был морально истощен. Не выдержав давления кредиторов, он якобы решил свести счеты с жизнью.
• Выражение «Колосс на глиняных ногах» часто связывают со статуей Гелиоса, которая как раз надломилась в коленях, однако на самом деле это фраза из Ветхого Завета. В Книге пророка Даниила описывается сон царя Навуходоносора, в котором огромный страшный истукан падает от удара в ноги. Эта история символизирует закат Нововавилонского царства.
Колосс стал символом невероятных человеческих возможностей и одновременно с этим отразил хрупкость и мимолетность бытия. На протяжении более 2000 лет это великолепное творение занимало и продолжает занимать умы деятелей искусства. Образ Колосса в своих творениях возрождали Уильям Шекспир, Франсиско Гойя, Герберт Мэрион и Сальвадор Дали. Скульптор Фредерик Бартольди, создавший статую Свободы, также вдохновлялся родосским чудом, а для сбора средств на строительство постамента поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс». И хотя Колосс простоял совсем недолго, историческая память о нем живет до сих пор.
|