Одной из тем, которую мы стараемся регулярно освещать исходя из имеющейся информации, является тема сохранившихся до наших дней древних сооружений, когда-то игравших значительную роль в истории. Сегодня мы хотим вспомнить об Мес Айнаке – древнем памятнике на территории современного Афганистана.
Комплекс Мес Айнак (в переводе – "маленький медный источник") расположен недалеко от Кабула, на высоте более 2000 метров над уровнем моря. С третьего по пятое столетие новой эры этот комплекс был процветающим духовным центром, местом пересечения нескольких мировых религий и философий – буддизма, индуизма, зороастризма. На его территории находилось не менее семи многоэтажных буддийских монастырей, которые были защищены высокими стенами и сторожевыми башнями. Также внутри комплекса сохранились несколько буддийских ступ – реликвариев.
Во время раскопок были найдены святилища со статуями Будды, тайники с золотыми украшениями, остатки древних манускриптов.
Многие из обнаруженных находок древности сегодня хранятся в Национальном музее Афганистана. К счастью, не смотря на экономические и политические трудности, местные археологи продолжают исследования этого исторического места, в котором когда-то кипела бурная жизнь, собирались толпы паломников, а ныне незаслуженно забытом.
Примерно в часе езды от Кабула на юг, в сторону Гардеза, где нет магазинов, не видно ослиных повозок и не пахнет выхлопными газами грузовиков, дорога круто сворачивает влево на проселок. Этот район провинции Логар. Дорога вьется вдоль сухого русла, минуя деревушки, укрепленные заставы и блокпосты, огибая россыпь заброшенных зданий с голубыми крышами, обнесенных колючей проволокой. Чуть дальше расстилается долина с восставшими из-под земли древними стенами.
Интернациональная команда археологов раскопала тысячи буддийских статуй, манускриптов, монет. На свет явились целые монастыри и оборонительные сооружения, древнейшие из которых датируются третьим веком новой эры.
С III по VIII век новой эры, в относительно мирные времена, Мес-Айнак был процветающим духовным центром. На территории археологического памятника дугой растянулось по меньшей мере семь многоэтажных буддийских монастырей; каждый из них защищали древние сторожевые башни и высокие стены. Внутри этих укреплений и жилищ археологи обнаружили почти сотню сланцевых и глиняных ступ самого разного размера – буддийских реликвариев, чтимых как святыни.
Мес-Айнак был и одним из главных экономических центров Гандхары – области, лежавшей на востоке современного Афганистана и северо-западе нынешнего Пакистана. Гандхара была перекрестком цивилизаций, где сходились великие религии – индуизм, буддизм и зороастризм – и сплетались древние культуры Греции, Персии, Средней Азии и Индии. По словам афганского археолога Абдула Кадира Темори, это был «центр мира».
В первые столетия новой эры гандхарские буддисты совершили настоящую революцию в искусстве региона. Их усилиями следы чужих культур – веками здесь завоеватели сменяли друг друга – соединились в самобытный сплав. Так, одними из первых в мире гандхарцы стали изображать Будду в реалистичном человеческом облике, поддавшись эллинистическим веяниям эпохи Александра Македонского, чья армия впервые прошествовала через Афганистан в 330 году до новой эры.
В Мес-Айнаке археологи раскопали святилища со статуями Будды; среди других важнейших находок – тайники с золотыми украшениями, фрагменты древних манускриптов и фресок. В одной из ниш была обнаружена статуя из глинистого сланца, представляющая собой редкое изображение Сиддхартхи Гаутамы еще до того, как он стал Буддой.
Помимо всех сокровищ на археологов пролился дождь из медных монет III-VII вв.еков новой эры. Монеты находили на полу жилищ и в тайниках, где те хранились сотнями. На многих из них отчеканен образ Канишки Великого – правителя Кушанского царства, возникшего на обломках восточной, Греко-Бактрийской, части империи Александра Македонского после захвата ее кочевниками юэджами. Неизвестно, исповедовал ли Канишка буддизм, но во всяком случае проявлял к нему благосклонность. При нем по всему царству распространялись и другие религиозные традиции и обряды, особенно почитание огня, связанное с зороастризмом, зародившимся в древних Хорезме и Иране.
На многих монетах, обнаруженных в Мес-Айнаке, отчеканены одни и те же изображения – на одной стороне Канишка, на другой – либо сидящий Будда, либо некое зороастрийское божество, например Ардохша, богиня плодородия и процветания.
О связях древнего буддизма с торговлей и коммерцией мы знаем достаточно, о его взаимодействии с промышленным производством – очень мало. Быть может, Мес-Айнак заполнит важные пробелы, очертив контуры более сложной, чем считалось прежде, буддийской экономической системы. Пока же во всем мире куда лучше знают Бамиан – древнее место буддийских паломничеств и торговый узел на Великом шелковом пути в двух сотнях километров к северо-западу от Мес-Айнака, где некогда возвышались две гигантские статуи Будды, вырубленные в скале в VI веке новой эры и разрушенные талибами в 2001 году. Судя по всему, Бамиан и Мес-Айнак были как в наши дни Нью-Йорк и Питтсбург или Москва и Магнитогорск.
В отличие от Бамиана Мес-Айнак был обязан своим процветанием главным образом добыче медной руды и выплавке меди. Священные комплексы монастырей возвели прямо на меднорудном месторождении. История не знает других столь тесных взаимосвязей между буддийскими монастырями и промышленной или коммерческой эксплуатацией природных ресурсов. Чтобы в деталях восстановить жизнь Мес-Айнака, потребуется не один десяток лет – и новое поколение археологов.
Сегодня ландшафт Мес-Айнака полностью лишен лесного покрова, и не исключено, что древняя технология выплавки меди сыграла роль в исчезновении лесов – которое, в свою очередь, могло положить конец металлургическому производству. Для получения древесного угля нужно было сжигать огромные массивы древесины, а для того, чтобы выплавить из руды всего лишь полкилограмма меди, могло потребоваться до 10 килограммов угля. Немало древесины уходило на то, чтобы разжечь костер почти до 1100 градусов по Цельсию и несколько дней питать небольшой очаг.
Помимо всего прочего, для переработки сырья в таких объемах был необходим надежный источник воды. Вода нужна была, чтобы промывать руду и охлаждать раскаленные слитки. Вода могла поступать из горных источников, мелких речек и древних подземных оросительных каналов – карезов, которые до сих пор используются в некоторых уголках Афганистана. Такой девятиметровый карез был обнаружен в северной части Мес-Айнака – вероятно, он входил в целую сеть каналов. Видимо, постепенное обезлесение обернулось сокращением осадков, что еще больше уменьшило и без того скудные запасы воды.
Нехватка воды в этом засушливом регионе остается проблемой и сегодня – это серьезное препятствие для разработки месторождения. Но, вопреки всему, творения рук человеческих, дошедшие до наших дней из далекого прошлого, пробуждают в людях восхищение.
Некоторые археологи считают, что Мес Айнак является важным объектом исторического наследия. В данном месте обнаружено 19 археологических памятников, включая два небольших форта, цитадель, четыре монастыря, несколько буддийских ступ, зороастрийский храм огня, древние медные выработки, плавильные мастерские и жилища шахтеров. Здесь найдены стекло, монеты и инструменты для их изготовления.
Также помимо буддийских монастырей и других структур из буддийской эпохи, Мес Айнак имеет остатки строений предыдущих, более древних цивилизаций. Историки заинтересованы перспективой побольше узнать о ранней металлургии и горнодобывающей промышленности в данном месте.
|