![](/_pu/12/s74051185.jpg)
О знаменитых Египетских пирамидах знают все, и многие там уже побывали: рядом с ними и даже внутри. Но мало кто вспоминает, а может и не знает, что, кроме египетских пирамид, на свете еще существуют пирамиды древних племен Ацтеков и Майя, расположенные на территории современной Мексики.
Еще во II-I вв.еке до нашей эры на американском континенте в центре территории Мезоамерики, впоследствии ставшей Мексикой, зародился древний город Теотиуакан, который населяли разные племена, самым крупным из которых были ацтеки. Город имел стратегическое месторасположение: имелся доступ к превосходной системе озер в Мексиканской долине, по соседству находилась долина Пуэбла и был выход к побережью Веракрус.
Первоначально город занимал площадь 6 квадратных километров с населением около 10 тысяч человек. В последующие века он разрастался и к своему расцвету в IV-VI веках нашей эры имел население около 125 тысяч человек, а с прилегающими к нему поселениями почти 200 тысяч.
С архитектурной точки зрения город представлял собой грандиозный монументальный ансамбль Храмов, Дворцов, Площадей, Папертей, Помостов, широких улиц и проспектов, каменных жилых домов с высокими оградами, стены храмов были украшены настенной живописью. Венчали это творение две гигантские пирамиды – Пирамида Солнца и Пирамида Луны.
Центральный проспект города назывался Улицей Мертвых. Между пирамидами располагалась гигантская уложенная камнем Площадь Церемоний, на которой проходили религиозные обряды. Часть города представляла собой фортификационные сооружения, ей испанские конкистадоры дали название Сиудадела. Другую часть археологи прозвали «группа Викинг», так как она с огромным трудом поддавалась проведению раскопок.
Само слово Теотиуакан на языке ацтеков означало «место, где люди превращаются в богов», так как существовала вера, что данный город – это кладбище царей, которые после смерти превращались в богов. Отсюда и название центральной улицы – Улица Мертвых. Согласно мифологии, Теотиуакан был местом, где собирались боги, чтобы создать Солнце и Луну. Два божества, опустившись на Землю, сожгли себя, после чего на небе появилось Солнце и Луна. Для них-то, для их погребения и поклонения им, и были построены две громадные пирамиды – Пирамида Солнца и Пирамида Луны.
Следует отметить, что Теотиуакан и прилегающие к нему территории по тем временам представляли собой самую выдающуюся культурную цивилизацию в регионе Мезоамерики. Само появление этого народа, его существование и, наконец, неожиданный исход всего населения из города в VII веке остаются неразрешимой загадкой по сей день. Мы только знаем, что когда капитан Эрнан Кортес, рассекая лазурные воды Атлантики, высадился со своими испанскими головорезами на берегу Мексики (в XV веке), чтобы захватить новые земли, прошло уже примерно 750 лет с того времени, как жители Теотиуакана навсегда покинули этот город и больше не возвращались.
Пирамида Солнца – самое крупное сооружение города. Занимает объем 1 млн. кубических метров, её высота – 65 метров (вдвое ниже египетской пирамиды Хеопса). Она имеет четыре стороны, каждая из которых протяженностью 225 метров у основания. Стороны пирамиды Хеопса в Египте имеют 230 метров у основания каждая. Вы только вдумайтесь: почти одинаковые по периметру! И как это древние люди на разных концах Земли, не сговариваясь, строили Богам такие похожие сооружения, почти одинакового размера? Это ли не загадка?!
Главный фасад пирамиды Солнца повернут на 15 градусов 30 минут на восток от астрономического севера. Недавно в результате раскопок были обнаружены подземные туннели, которые вели к центру основания пирамиды. Перед главным фасадом этой пирамиды распростерлась Площадь Солнца шириной 70 метров, соединявшаяся с пирамидой широкой лестницей. По другим трем сторонам пирамиды – террасы шириной 350 метров каждая. Прямо на север от Площади Солнца – комплекс зданий, названный Дворец Солнца. Судя по архитектурной грандиозности и месторасположению, предполагается, что это была резиденция высшего жреца пирамиды.
Второе выдающееся сооружение Теотиуакана – Пирамида Луны, возведенная через сто лет после пирамиды Солнца. Она меньше размером – высота 46 метров, однако верхушка находится на одном уровне с верхушкой пирамиды Солнца, так как была построена на земляной насыпи. По бокам пристроены еще четыре небольшие пирамидки. С лицевой стороны высокий помост, к которому ведет широкая лестница. Общий объем пирамиды Луны около 380 тысяч кубических метров.
Перед пирамидой расположен самый впечатляющий архитектурный ансамбль Теотиуакана – Площадь Луны, благодаря удивительной симметрии расположения зданий и использования пространства между ними. На этой площади проходили самые роскошные церемонии ритуального и религиозного характера. С севера на юг площадь имеет 204 с половиной метра, а с востока на запад 137 метров. В центре возвышается алтарь в форме четырехугольника, с украшениями по бокам.
Как стало понятно после проведенных раскопок, город имел четкую планировку, что хорошо видно по Улице Мертвых, ее зданиям, открытым пространствам, второстепенным улицам, помостам и стенам. Планировка предполагала центральную ось и симметрично расположенные ансамбли зданий, как это видно по Площади Луны.
Весь город разделен на четыре зоны, имеющие главные оси: одна с севера на юг, проходящая, как уже упоминалось, под углом 15 градусов 30 минут к востоку от астрономического севера, и другая – более-менее перпендикулярно к ней (к Улице Мертвых). Она представлена двумя другими улицами, пересекающими Сиудаделу: Восточным проспектом и Западным проспектом, игравшими важную роль при планировке города. Они имели ширину 40 метров и протяженность три с половиной километра.
Самое удивительное, что по отношению к главной оси Улицы Мертвых они создавали угол не 90 градусов, а 91 градус одна и 91,5 градусов другая. Непонятно почему, но нет никаких сомнений, что эти отклонения не были случайны. Еще одна загадка заключается в расстояниях между сооружениями города, в которых неизменно присутствовало число 57 метров, или число, умноженное на 57 метров.
Так, расстояние между центральным Помостом площади Луны и Помостом, расположенной перед пирамидой Солнца по Улице Мертвых, составляет 570 метров (10×57). Между Помостом перед пирамидой Солнца и группой зданий, стоящих к югу по реке Сан Хуан, расстояние 14×57 метров. От этого же помоста до центра района Сиудадела – 21×57 метров. Наконец, внутренняя площадка Сиудаделы, идущая вдоль Улицы Мертвых имеет протяженность 399 метров (7×57), а помосты ее верхней части имеют расстояние 57 метров от центра до центра.
Интересно отметить, что количество жителей Теотиуакана подсчитано не с потолка, хотя ЖЭКов там не было, и переписи населения никто не вел. Просто археологам удалось раскопать не только величественные сооружения и дворцы, но и жилые дома, в которых удалось подсчитать количество спален, из расчета, что в каждой спальне находилось от одного до трех спальных мест.
Помимо постоянных жителей, в город приезжали многочисленные паломники, так как Теотиуакан представлял в то время сильную религиозную цивилизацию Мезоамерики. Даже после того, как город опустел, он продолжал оставаться центром поклонения Богам для ацтеков-пилигримов. Об уровне развития религиозной фантазии и представления о мироздании можно судить по сохранившимся фрескам и настенным рисункам, передававшим степень почитания и веры этого загадочного народа. Ацтеки поклонялись священной птице Кетцаль, которую изображали на своих фресках.
Из ранней истории долины древнего Мехико известно, что полукочевые племена охотников появились здесь не позднее 20 тыс. лет до н. э.; по общепринятой версии они пришли по материку с севера, до этого перебравшись через перешеек на месте Берингова пролива из Западной Сибири.
История Мезоамерики условно делится на несколько периодов: Ранний и Средний доклассический период (1200-400 гг. до н. э.) связан с культурой ольмеков, которые изобрели иероглифы и календарь, создали религию и общественную систему, повлиявшие на все последующие цивилизации. В Поздний доклассический период (400 г. до н. э. – 100 г. н. э) среди небольших поселков выделился как культурный центр Куикуилько на большом соленом озере Тескоко – с многоярусным храмом на холме и населением до 10 тыс. чел.
Примерно в то же время по соседству на северо-восточном берегу озера возник Теотиуакан, который стал преемником разрушенного извержением вулкана Куикуилько (150 г. до н. э.). Вероятно, жрецы с храма на холме перебрались на новое место и организовали сооружение грандиозного комплекса пирамид вдоль идеально ровной и широкой дороги Мертвых, окруженного жилыми кварталами с правильной прямоугольной планировкой, что ознаменовало начало Классического периода (100-750 гг.).
Жрецы были правящей элитой Теотиуакана – одного из крупнейших городов своего времени, распространившего влияние на тысячи миль вокруг. Падение Теотиуакана, когда большая часть города была сожжена и разрушена, стало началом эры междоусобиц и культурного вакуума (750-900 гг.). Но рядом постепенно набирали силу тольтеки, образовавшие Тольтекскую империю (900-1250 гг.) с центрами в Туле (40 км от Теотиуакана), позже в Чичен-Ица на полуострове Юкатан (X в.).
По основной версии, город Теотиуакан уничтожило одно из соседних племен, и не исключено, что это были тольтеки; по другой версии, причиной опустошения мог стать социальный взрыв, когда восстание, направленное против жреческой элиты, привело к разрухе и ослаблению города-государства; третьи придерживаются версии экологической катастрофы (оскудение земель вследствие вырубки лесов и т. п.). Точно неизвестно. Как писал в своих записках Диего де Ланда: «Эта страна имеет какой-то секрет, до сих пор неразгаданный и недоступный также и местным людям нашего времени».
Когда в 1325 г. ацтеки (самоназвание чичимеки, мешика) явились на занятые другими племенами берега озера Тескоко и основали на пустовавшем, полном гремучих змей острове свой город Теночтитлан, они застали на месте Теотиуакана лишь величественные руины. И дали им известное сейчас название на науатль: «Место, где люди превращаются в богов».
По легенде, после очередной глобальной катастрофы (Всемирного потопа?) боги собрались именно в этой горной долине, разложили на холме костер и стали решать, как восстановить миропорядок. Вызвались два добровольца, и первый прыгнувший в костер стал Солнцем, второй – Луной. Так началась эра Пятого Солнца (по майянско-му календарю, она длилась с 3114 г. до н. э. по 2012 г. н.э.)…
Строгая симметрия и порядок величественных руин древнего города свидетельствуют о высочайшем уровне градостроительных и инженерных технологий и точных наук. Теотиуакан явно строили по предварительно подготовленному прямоугольному плану. Знать жила во дворцах, ремесленники и прочие горожане – в кварталах из глинобитных одноэтажных домов без окон, с дверями, выходившими во внутренние дворики. Многие здания города украшали яркие фрески, в основном на религиозные или бытовые темы. Культ войны, видимо, не поощрялся, так как батальных сцен в росписях очень мало.
Трудно поверить, что столь грандиозный храмовый комплекс с руинами большого города простояли много веков, всеми забытые и никому не нужные. Но то, что мы видим сейчас, – это вторая жизнь Теотиуакана. Еще сто лет назад здесь не было ничего, кроме странных, заросших травой и кустарником холмов правильной формы, подозрительно симметрично расставленных по долине. Как будто древние постройки специально засыпали толстым слоем земли, чтобы о них никто не догадался.
И конкистадоры Эрнана Кортеса, оказавшись рядом, действительно не обратили на них внимания. Современные мексиканцы тоже, казалось, нимало не интересовались святынями предков. Но о них помнили.
Первым человеком, который озаботился судьбой ступенчатых пирамид на реке Сан-Хуан, стал мексиканский военнослужащий и пионер-археолог Леопольдо Батрес, который с 1890 г. вел раскопки на южной стороне пирамиды Луны (говорят, в паре с известным грабителем могил Антонио Гарсия Кубасом). Батресу удалось убедить генерала Порфирио Диаса, президента Мексики с 1884 до 1911 г., в необходимости финансирования раскопок. Потребовались около 45 тыс. евро в современном эквиваленте и целая армия саперов, чтобы очистить эти холмы.
К Батресу смотрители этого места испытывают смесь любви и ненависти: с одной стороны, он привел в порядок заброшенное место и основал первый музей Теотиуакана (работал с 1910 до 1964 г.), но при этом использовал служебное положение, чтобы присвоить и продать многие из древностей, которые достали во время раскопок.
В октябре 1906 г. команда Бартеса обнаружила в камерах наверху пирамиды Кецалькоатля 12 скелетов и обсидиановые фигурки Пернатого Змея, которому, очевидно, предназначались эти жертвы. Другим открытием той же осени, над которым до сих пор ломают головы ученые, был большой пласт слоистой слюды между верхними уровнями пирамиды Солнца. Слюда – редкий для тех мест материал. Было ли древним строителям известно, что это высококачественный электро- и теплоизоляционный материал, который плавится при температуре выше 1100 градусов? Из каких соображений они его использовали? Непонятно. Известно, что Бартес не стал ломать голову над этой тайной и продал слюдяную облицовку промышленникам.
Зато осталось еще одно место, которое смотрители называют «Храмом слюды» – ничего похожего на храм, только размещенные в почве пластины слюды толщиной 6 см и общей площадью 28 кв.м. Некоторые принимают их за часть примитивной первобытной технологии, древнего механизма. Химический анализ показал, что ее привезли из Бразилии, с месторождения в 3000 км отсюда. И никто не знает наверняка, зачем и как (не было шоссе, не было тяглового скота). Вот уж действительно, у этой страны есть свои тайны…
В Мексике много исторических и архитектурных загадок, в том числе и знаменитый Теотиуакан. Удивительный город-призрак, который будоражит умы ученых и многочисленных туристов не одну сотню лет. Древний город Теотиуакан, основанный во II веке до н. э., находится в 50 км на северо-востоке от Мехико, столицы современной Мексики. Покинутый город площадью 30 кв. км – самый крупный из городов доколумбовой Америки, способный вместить 250000 человек.
Город идеальной геометрической формы отлично спланирован и построен по четко продуманному плану, поражает размерами. Правильно расположенные прямые улицы сориентированы по сторонам света. Уложенные в широкие кварталы, они под прямым углом пересекаются с центральным проспектом, вдоль которого шла застройка.
В центре города расположена большая площадь – Цитадель, вмещавшая 100000 человек. Здесь горожане слушали речи правителей и важные сообщения из общественной жизни. На площади – великолепная акустика, вокруг – сооружения в виде амфитеатра.
С севера на юг по городу проходит центральный проспект – Дорога Мертвых. Такое название дали дороге ацтеки, пришедшие сюда из своих родовых мест. Пришельцы увидели город в руинах и дали ему и находящимся там строениям названия. Давая название дороге, они приняли расположенные вдоль ее пирамиды за гробницы правителей города.
Дорога длиной 5 км и шириной 40 м, выложенная из вулканического камня, неровная: разница в высоте между началом и концом – 27 м. В центральной части – углубления прямоугольной формы, отделённые друг от друга миниатюрными насыпями.
Кладка зданий уникальна: камни с четкими прямыми гранями в виде прямоугольников идеально подогнаны друг к другу – всё говорит о высоком уровне развития. Правители города и знатные горожане жили в каменных двухэтажных домах, красивых и просторных, построенных на широких улицах. Глинобитные жилища простых людей – одноэтажные, без окон, с плоской крышей, построены близко друг к другу. Единственным источником света и воздуха служила дверь, выходящая во внутренний открытый дворик. Такие строения занимали целые кварталы Теотиуакана с узкими улочками.
В городе построены водохранилища, накапливающие дождевую воду, строились зернохранилища и театры, небольшие площадки и ярмарочные площади. Полы в строениях, домах, улицы и открытые площадки покрыты бетоном.
Такое название дали Теотиуакану ацтеки, прибыв на центральное нагорье Мексики в первой половине XI века при взгляде на руины, покрытые многометровой толщей песка и пыли. На языке ацтеков «Теотиуакан» обозначает «Город, построенный Богами» или «Место, где Боги коснулись земли». Изумленные даже оставшимися руинами, они восхищались заброшенным городом.
Теотиуакан достиг расцвета в 450-600 годах нашей эры как центр обширного региона Мезоамерики – территории, простирающейся от Мексики до Гондураса и Никарагуа.
Город, устроенный на пересечении торговых путей, процветал, его называли городом славы и изобилия. Здесь жили гончары, ювелиры и ремесленники, продающие товары на всей территории Центральной Америки. Гончары изготовляли роскошные вазы и цилиндрические сосуды на трех ножках, украшенные лепниной и росписью. Из нефрита – полудрагоценного камня, считавшегося священным, – вырезали каменные маски с глазами из обсидиана – вулканического стекла.
Во главе поселения стояли строгие правители, следившие за исполнением строго организованного уклада городской жизни. Жили горожане, глубоко верующие люди, по жестким законам священнослужителей: в каждом доме находился алтарь для поклонения божествам. Жрецы, знавшие астрономию, управляли общественной жизнью. Особое место в духовном мире горожан занимали боги, которым они беспрекословно поклонялись, устраивая ритуальные жертвоприношения.
Для поклонения своим богам жители Теотиуакана и окрестных деревень собирались на городской площади – Цитадели. Огромное пространство ограничено с четырех сторон пирамидами, возвышающимися на платформах. Невдалеке – 15 пирамид меньшего размера, разбросанных по территории. В центре площади – Храм-пирамида главного бога Кецалькоатля, украшенный замысловатыми резными орнаментами в виде голов пернатых змей. Своего главного бога Пернатого Змея Кецалькоатля горожане представляли как гигантского змея, покрытого перьями. В дни религиозных праздников толпы людей приходили в храм для поклонения.
В храме Пернатого Змея археологи обнаружили следы жертвоприношения: скелеты 137 мужчин и женщин, жертвы – посторонние люди из другого народа. В центре – небольшой водоем, в отражении которого жрецы раздумывали над расположением звезд. Рядом с храмом Кецалькоатля – 100-метровый тоннель, пролегающий на глубине 14 м, Жители верили, что там, в конце тоннеля, разделились свет и тьма и возник мир, Солнце и Луна.
Особо поклонялись горожане богу дождя Тлалоку: он давал хороший урожай на полях, и люди не голодали. В честь богов и их доброй божественной воли строили храмы и пирамиды, проводили торжественные ритуалы убийства животных. Пирамиды Теотиукана Теотиукан считается священным, где совершались обряды и жертвоприношения во имя сохранения города и всех обитателей долины. В городе – огромные пирамиды.
Самая большая пирамида Солнца, построенная в 150 году до н. э., – у восточной стороны Дороги Мертвых, где проходили религиозные ритуалы. Высота – 75 метров, с основанием 220x230 метров и объемом 1200000 кубометров. Пирамида построена над пещерой шириной 100 метров и глубиной 6 м, гробницей местных правителей, состоит из 5 ярусов, с плоской вершиной, на которой стоял небольшой деревянный храм.
Выполненная из булыжника, земли и глины и облицованная камнем пирамида возвышается над городом. Между двумя верхними ярусами – толстый слой слюды, предназначение которого остается загадкой. На поверхности пирамиды найдено 1200 предметов: нефритовые маски, морские раковины и сосуды с изображением бога дождя, ножи, наконечники и бусы. В дни весеннего равноденствия сюда устремляются туристы, поднимаются по ступенькам Пирамиды Солнца наверх, поворачиваются к солнцу с раскинутыми руками. По преданию, в этот момент скрытая в пирамиде божественная энергия вырывается на волю, и люди чувствуют умиротворение, счастье и гармонию с окружающим миром.
Пирамида Луны, возвышающаяся на 42 м и состоящая из 5 ярусов, расположена у северного конца Дороги Мертвых. Центральная магистраль плавно переходит в лестницу, ведущую на вершину пирамиды, нижний ярус которой 150x130 м. Перед пирамидой Луны – главная площадь города. Пирамида Луны, меньшая по размеру, находится на одном уровне с пирамидой Солнца. Вечером жрецы Теотиуакана поднимались на вершину и, глядя на звездное небо, предсказывали будущее по расположению звезд.
Внутри обнаружены захоронения знатных мужчин и женщин, вместе с которыми погребены рабы, пумы, волки, ягуары и орлы. Здесь же – свидетельство жертвоприношений: десятки людей со связанными руками обезглавлены и хаотично разбросаны по склепу. Кто приносил жертву и кому – неизвестно.
Теотиуакан забросили в VII веке н.э. Цветущий город разрушен почти до основания. Тайники и гробницы разграблены, священные статуи разбиты. Город погиб во время расцвета. Следов насилия или восстания не обнаружено.
Ученые предполагают, что город уничтожил вулкан Илопанго, который при извержении уничтожил сельскохозяйственные угодья, и люди покинули место. Сегодня видна только тень былого величия Теотиуакана, который исследуется учеными 100 лет, но раскопано только 10% руин.
Любопытные факты:
■ Главным в пантеоне богов теотиуаканцев, вероятно, был бог дождя Тлалок. Его узнаваемые изображения (обычно с маской на лице, с обводами вокруг глаз и выступающими клыками) встречаются в керамике, скульптуре и фресках чаще всего.
■ По поводу планировки Теотиуакана ученый Бруклинского университета С. Хоган выдвинул интересное предположение, что город изначально был смоделирован как модель Солнечной системы: «Дорога Мертвых – отображение Млечного Пути (индейцы верили, что Млечный Путь – тропа, по которой душа умершего человека отправлялась в мир предков), различные сооружения и пирамиды по сторонам дороги олицетворяют конкретные планеты и звезды.
■ У мексиканских индейцев есть древняя, во многом утраченная история, полная нераскрытых тайн (в том числе предания о древней прародине ацтеков Чикомосток – «семи пещерах»), кровавых легенд и альтернативных интерпретаций. Теотиуакан – «город богов» – часть той забытой истории, о которой говорилось в рукописях майя, ацтеков и других, имевших письменность народов. Но те древние иероглифические письмена горели как минимум дважды: сначала по приказу ацтекского тлатлони Ицкоатля (правил в 1427-1440 гг.), который всвоей гордыне велел сжечь все «лживые» исторические источники, повествующие о чужих богах, мощи древних доацтекских городов-государств и их прежних правителей; позже юкатанский епископ Диего де Ланда в июле 1562 г. прикажет сжигать все кодексы, которые попадут в руки, «поскольку в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи, все сожгли, что причинило им [майя] большое горе».
■ В сохранившихся майянских кодексах среди прочего упоминается, что теотиуаканцы поддерживали с майя тесные торговые и политические отношения. В 378-379 гг. н. э. правитель Теотиуакана (майянский вариант названия – Ватинаах), женатый, кстати, на мутульской царевне, завоевал Мутуль (столица майянского царства в долине Петех, Гватемала, совр. Тикаль), посадил править своего сына и попытался привнести новые порядки (центральномексиканские боги, среди которых главный бог дождя – Тлалок, ритуалы, архитектура). Кое-что (в т. ч. священная игра в мяч) прижилось, но северяне быстро ассимилировали среди местных жителей, а нововведения растворились в культуре майя.
■ Влияние Теотиуакана (Ватинааха) обнаруживается в памятниках майяских городов Тикаль (Мутуль), Копан и Вашактун, а также во всем центральном Петене IV-V вв. Последний из открытых учеными текстов майя, связанных с Теотиуаканом, относится к началу 510 г.: надпись сообщает, что правитель города Пьедрас-Неграс получил воинский шлем от западного калоомте по имени Тахом Укаб Туун, «Факельщик – Каменная Рука», в другом месте названного «Витенаахским владыкой».
■ На одной из теотиуаканских росписей представлен Тлалокан – обитель Тлалока. Там нарисованы гора, озеро с двумя вытекающими реками, полными рыбы; по берегам – деревья сапоте и какао, кукуруза, магуэй, кусты с цветами. На берегу отдыхают люди (усопшие?): рвут цветы, играют в мяч, ловят бабочек и стрекоз. Похоже, что Тлалокан – это местное представление о рае.
■ В 2003 г. под храмом Пернатого Змея в Теотиуакане обнаружен подземный ход на глубине 15 м, предположительно длиной 120 м. Ближе к концу тоннеля стены покрыты порошком из пирита, гематита и магнетита, вероятно, чтобы имитировать приближение к загробному миру. По сообщению исследователей, существует большая вероятность, что в подземных гротах будут обнаружены останки первых правителей Города Богов.
Ученые на примере Теотиуакана показали, как люди с момента возникновения раннего урбанизма выступали главными геоморфологическими «авторами» ландшафтов и продолжают определять устройство города до сих пор.
Человек выступает основным фактором, определяющим экологические и климатические процессы на планете. Многие ученые признают, что антропогенное влияние вызывает глобальные изменения, в том числе ландшафта. И происходит это уже давно: так, исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде, Государственного университета Аризоны и Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе (США) при помощи лидарного картографирования и передовых технологий аэрофотосъемки показали, что жители древнего города Теотиуакан в Мексике, процветавшего до 550 года нашей эры, перемещали удивительное количество почвы и коренных пород для строительства. В результате они поменяли ландшафт так, что это по сей день влияет на урбанистическое устройство и пейзаж региона.
Теотиуакан – древний месоамериканский мегаполис, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от современного Мехико, столицы страны, и внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заселили его еще в 400 году до нашей эры, а примерно к 400 году нашей эры Теотиуакан стал самым могущественным и влиятельным городом в регионе. Когда ацтеки в 1400-х годах прибыли туда и дали Теотиуакану его имя, он был уже заброшен на протяжении веков. Происхождение, история и культура некогда величественного мегаполиса по большей части остаются загадкой.
Теперь каждый год миллионы туристов приезжают в Теотиуакан, чтобы увидеть его Аллею мертвых шириной в 40 метров и длиной в 2,4 километра, Пирамиду Луны, Пирамиду Солнца и Цитадель, которая окружает Пирамиду Пернатого змея (Кецалькоатля). Город располагался «по сетке», покрывающей более 20 квадратных километров. Помимо вышеупомянутых зданий, в Теотиуакане есть еще около двух тысяч одноэтажных жилых комплексов, а также различные площади, храмы, дворцы знати и священников. Пирамиды и другие сооружения сегодня возвышаются над землей, но по большей части мегаполис похоронен под современными полями и постройками.
Как оказалось, люди, возводившие этот мегаполис, выровняли землю до коренной породы, а порой использовали ее в качестве строительного материала. В одной части города примерно за 300 лет работ (150-450 годы нашей эры) накопилось около 372056 кубометров земли, добытой в других местах долины. А на месте комплексов трех пирамид ученые выявили 2 423 411 кубометров камня, земли и самана – материала из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов.
Столь серьезные изменения ландшафта, несомненно, играют роль и сегодня. Исследователи выяснили, что на 65 процентах территории Теотиуакана стоят постройки, повернутые на 15 градусов и 30 минут на восток от астрономического севера – как и Аллея мертвых, и Пирамида Солнца, и другие древние сооружения. А вдоль участков, где располагались подземные древние стены, находятся ограждения.
Помимо этого, древним инженерам пришлось изменить течение двух пересекающих город рек – Сан-Хуан и Сан-Лоренцо, – чтобы выровнять их с точками, имеющими астрономическое значение. Как показала составленная при помощи лидара карта, другие участки каналов и рек впоследствии изменили в различных точках по их течению, чтобы они совпадали с «направляющими» города. В результате почти 17 километров гидрологических систем, видимых сегодня, возникли в раннем классическом пейзаже Теотиуакана.
Ученые обнаружили 298 зданий и 5795 созданных человеком террас (ступенчатая форма рельефа), которые до сох пор не были известны. В то же время выяснилось, что более 200 известных сооружений уничтожили с 2015 года в процессе различных работ и добычи.
В июле 1520 года отряд конкистадоров, преследуемый восставшими ацтеками, достиг равнины, посреди которой возвышались несколько холмов, не похожих на творения природы. Кортесу было не до них – в отчетах королю нет ни слова о загадочных объектах. Он не ведал, что стал первым европейцем, посетившим легендарный Теотиуакан – «город богов».
Главные постройки Теотиуакана расположены вдоль почти пятикилометровой улицы, тянущейся с юга на север, – так называемого Проспекта Мертвых. С востока на запад город пересекал другой проспект, разделяя его на четыре части. На их пересечении располагался комплекс под названием Сьюдадела («Цитадель») площадью 4,5 га. В него входил знаменитый храм Кецалькоатля. Здание было выстроено на 22-метровом пирамидальном основании из шести платформ и украшено раковинами, изображениями пернатых змей и бога дождя. От храма сохранилось только основание.
Пернатый Змей считался добрым божеством, но при раскопках обнаружили зловещие находки – останки людей, принесенных в жертву при закладке храма. Тела находились как внутри, так и снаружи, в лежачем или сидячем положении, с заведенными за спину, видимо, связанными руками, и были ориентированы по сторонам света. Количество жертв поражало – 134! Причем ученые считают, что их должно было быть вдвое больше – 260, по числу дней ритуального календаря. В центре, в окружении даров и девятнадцати «спутников», был захоронен некто важный – возможно, правитель.
Храм Кецалькоатля – единственный, обнаруженный в южной части города. Исследователи считают юг «профанной», светской частью. В ней находились административный центр, дворцы правителя и знати, рынки, мастерские, жилые кварталы. Простые теотиуаканцы обитали в комплексах за стенами, которые не пропускали шум, удерживали днем прохладу, а ночью – тепло.
Комнаты без окон окружали внутренний двор, через который проникали свет и воздух. Подобным образом строились и дворцы знати, однако они были больше и пышнее, украшались колоннами и фресками, на которых изображались мифологические, бытовые, исторические сцены.
Север – сакральная часть города. Улица идет вверх, поэтому «небесная» часть выше «земной». Различаются и архитектурные постройки: на юге – горизонтальные приземистые здания, на севере – устремленные вверх пирамиды.
Главная достопримечательность Теотиуакана – пирамида Солнца. Она расположена примерно посередине Проспекта Мертвых, с восточной его стороны. Ее высота – 64 м, длины сторон основания – 211, 207, 217 и 209 м. На ее сооружение пошло около двух с половиной миллионов тонн камней и грунта. Предполагается, что стройкой занимались 15 тысяч человек в течение 30 лет!
Пирамида строилась поверх естественной пещеры. Ее обнаружили в 1971 году совершенно случайно. Смотритель археологической зоны сел в тени пирамиды покурить и заметил идущую из-под земли тягу. Считается, что не только пирамида, но и весь город был построен из-за этой природной пещеры, которая почиталась древними как вход в подземный мир, а также служила источником воды – в ней находился родник. Когда ключ пересох, пещера стала центром культа. Потом доступ к ней перекрыли, однако легенды остались – они были живы еще в XIX веке.
Подземный проход находится под западным фасадом. Он тянется примерно на 100 метров в восточном направлении и достигает центра пирамиды. Естественная пещера доработана людьми. В плане она представляет цветок с четырьмя «лепестками» и двумя симметричными «листиками» на «ножке» – седьмом элементе. Считается, что подобная структура отображает «семь пещер» ацтекских мифов.
У северного конца Проспекта Мертвых расположена пирамида Луны – почти точная, но уменьшенная на треть копия «солнечной». Ее высота составляет 42 м, основание – 150 на 130 м. При этом из-за особенностей рельефа вершины пирамид расположены на одном уровне. На постройку святилища Луны пошло около миллиона тонн материалов. Пирамиды Теотиуакана завораживают. Возникает вопрос: кто их создал?
В наше время большинство исследователей признают, что пирамиды Теотиуакана построены между 150-250 годами нашей эры. Сам город возник около 300 года до нашей эры, а расцвета достиг к середине первого тысячелетия. В то время его размеры составляли около 30 кв. км, а население – 200 тысяч человек. Ученые считают, что Теотиуакан был настоящей древней сверхдержавой, подчинившей майя. Но в конце VII века он пал – на руинах видны следы пожара.
Когда ацтеки обнаружили развалины, они решили, что подобная работа не под силу людям. Предположили, что пирамиды строили гиганты, жившие на заре мира. Однако существуют и другие версии. В древней поэме говорится, что Теотиуакан основал неведомый народ, который хоронил под пирамидами умерших. Покойники в результате «превращались в богов». Подвергались трансформациям и сами боги.
Ацтекская легенда повествует: после очередной катастрофы боги собрались в Теотиуакане, чтобы создать Солнце и Луну. Выбрали двух кандидатов: надменного и богатого Тексистекатля и бедного, больного, покрытого язвами Нанауацина. Перед обрядом первый преподнес богатые дары, а второй мог предложить лишь кровь из своих ран.
Боги должны были броситься в костер и, сгорев, превратиться в светила. Тексистекатлю прочили стать Солнцем, однако он струсил: сделал четыре попытки, но не рискнул прыгнуть. Нанауацин не колебался ни мгновения. После этого решился и Тексистекатль, но опять сжульничал: прыгнул не в бушующее пламя, а с краю, в золу. Каждый получил награду по заслугам. Бедный, но отважный бог стал ярким Солнцем, а трусливый богач – тусклой Луной.
Теотиуакан во времена ацтеков был необитаем, однако почитался как религиозный центр. Говорят, что правитель империи приходил туда для совершения обрядов. Идти было не слишком далеко – древний город расположен в 50 км от столицы государства ацтеков Теночтитлана (ныне город Мехико).
Легенда подтверждается историками. Прескотт писал, что во времена конкисты в храме на вершине пирамиды лицом к востоку стояла статуя божества Солнца, вырезанная из цельного камня. Грудь истукана украшал золотой щит, отражавший лучи восходящего солнца. Обломки статуи находили еще в XVIII веке, а золотые украшения, скорей всего, были переплавлены конкистадорами.
Когда европейцы «открыли» Теотиуакан вновь, возродились и вопросы о его создателях. Чаще всего эту честь приписывали загадочным древним народам – ольмекам и тольтекам. Вторая версия казалась предпочтительнее. Ведь тольтеки по ацтекским хроникам – легендарный народ мастеров. Теотиуакан отождествляли с Толланом – столицей легендарного Кецалькоатля – расцвет которой приходился на X век.
Но возникали и сомнения – в мифах нет ни слова о гигантских пирамидах. Историки полагают, что подобные сооружения не могли ускользнуть из легенды. Наоборот – они росли бы в устах сказителей, достигая фантастических размеров.
В 40-х годах прошлого века выяснилось, что Толлан – это Тула в штате Идальго, а Теотиуакан оставили раньше X века. Тем не менее и по сей день кое-кто из специалистов полагает, что «городом мастеров» был Теотиуакан, а не сравнительно бедная Тула. Самая известная последовательница этой теории – мексиканская исследовательница Лоретт Сежурне, которая в 50-60-х годах XX века обнаружила при раскопках Теотиуакана здания с великолепными росписями. По ее мнению, город был посвящен Кецалькоатлю, а его планировка, изображения на фресках и рельефах передают миф о Пернатом Змее.
В наше время твердо установлено, что теотиуаканцы – не тольтеки (они пришли после гибели города), но кем были строители пирамид, неизвестно. Мы не знаем, как называл себя древний народ, на каком языке он говорил, какое имя дал родному городу. Теотиуакан – ацтекское название, Хонохвиц – майяское. Как называли «мегаполис» жители – одна из многих тайн загадочного города.
Есть и те, кто относит создание города к более далеким, «допотопным» временам. Они сравнивают пирамиды Теотиуакана с египетскими, находят в них сходства и заключают: оба комплекса построены доисторической цивилизацией, которая хотела передать потомкам информацию, зашифрованную в астрономических и математических символах.
Шотландец Грэм Хэнкок утверждает, что планировка Теотиуакана представляет собой модель Солнечной системы. Кроме того, пирамида Солнца служит астрономическими часами: в дни равноденствия солнечные лучи, направленные с юга на север, вызывают в полдень постепенное исчезновение абсолютно прямой тени на одной из нижних ступеней западного фасада. Отношение периметра основания к высоте сопоставимо с параметрами пирамиды Хеопса: 4 «пи» у мексиканской пирамиды и 2 «пи» у египетской.
Хэнкок считает, что и пирамиды в Гизе, и Теотиуакан, и ряд других сооружений древности – послание «цивилизаторов», потомков неизвестной нам культуры, существовавшей десятки тысяч лет назад и уничтоженной природным катаклизмом. Автор помещает ее в Антарктиду, которая, по его словам, тогда располагалась в более теплых широтах и была лишена ледяного покрова.
Ученые относятся к таким «теориям» скептически, однако признают, что в дилетантских изысканиях есть и рациональное зерно. Астрономические и математические познания древних нельзя недооценивать. Но зацикливаться на «цифровой символике» не стоит – за века размеры сооружений изменились: их перестраивали, ломали, реставрировали люди, разрушали природа и время.
Сколько же ещё тайн и загадок хранит наша планета? Сумеем ли мы их когда-нибудь разгадать?
|