
В Сан-Франциско находится висячий мост "Золотые ворота" – самая знаменитая достопримечательность города. Об истории создания этого грандиозного сооружения и его архитектуре рассказываем в нашем сегодняшнем материале.
Мост "Золотые Ворота" (Golden Gate Bridge) в Сан-Франциско – висячий мост через пролив Золотые Ворота. Соединяет полуостров и город Сан-Франциско с северной материковой частью Калифорнии.
О необходимости строительства моста через пролив заговорили еще в XIX веке. После начала "золотой лихорадки" в Калифорнии население Сан-Франциско стремительно росло, но развитие города в значительной мере сдерживало отсутствие удобного транспортного сообщения с северными районами штата. Тогда Золотые Ворота можно было пересечь только на пароме. Тем не менее, к идее возведения моста возвращались вновь и вновь. Официальное предложение о строительстве появилось в 1916 году в статье газеты San Francisco Bulletin от имени бывшего студента инженерного факультета Джеймса Уилкинса. На него откликнулся инженер Джозеф Страусс.
С инженерной точки зрения реализовать проект было непросто. Необходимо было учитывать глубину бухты, мощные океанские течения, возникающие при приливах и отливах, а также повышенную сейсмоопасность местности. Кроме того, под мостом должны были свободно проходить океанские торговые и военные суда.
Первый проект Джозефа Страусса был отклонен. При разработке второго проекта Страусс решил использовать достижения в области металлургии и строить подвесной мост. Он пригласил для работы инженера Чарльза Элтона Эллиса, известного специалиста, одного из авторов Манхэттенского моста в Нью-Йорке Леона Моисеева и архитектора Ирвинга Морроу.
В 1928 году Джозеф Страусс представил на рассмотрение специальной комиссии свои чертежи и финансовые расчеты. Инженерный талант сочетался у Страусса с огромными организаторскими способностями. Несмотря на трудные для американской экономики времена, он сумел добиться поддержки своего проекта общественным мнением, обеспечил содействие крупнейших политиков и финансовых воротил.
В ноябре 1932 года проект был окончательно утвержден, 5 января 1933 года строительство началось. Проходило оно в очень сложных условиях. Для безопасности рабочих под возводимым полотном моста была натянута специальная проволочная сеть, тем не менее при строительстве 11 человек погибли. Огромных усилий потребовало возведение подводных фундаментов опор, так как во время приливов и отливов массы воды проходят через узкий проход с огромной скоростью.
27 мая 1937 года в 6 часов утра президент Франклин Рузвельт по телеграфу открыл пешеходное движение по мосту "Золотые Ворота", на следующий день здесь проехали первые автомобили.
На момент открытия это был самый большой подвесной мост в мире. Лишь в 1964 году рекорд перешел к мосту Верразано в штате Нью-Йорк.
Чтобы избежать коррозии металла, мост с самого начала был выкрашен оранжево-красной краской, так как в состав этих красителей входит свинцовый компонент. В 1960-х годах начались работы по улучшению защиты от коррозии, удалялась старая краска, ее заменили краской на базе силиката цинка, для наружного слоя стали использовать акриловую эмульсию.
За все время своего существования он был значительно модернизирован, в частности, было улучшено освещение, усилена сейсмостойкость конструкции моста, размещена стальная сетка в целях предотвращения самоубийств ("Золотые Ворота" получили печальную славу "моста самоубийств").
Конструкция моста выдержала не одно испытание. В декабре 1951 года, во время шторма, когда скорость ветра достигала более 110 километров в час, подвесная часть отходила от основного положения на семь с половиной метров, но мост после этого нуждался лишь в косметическом ремонте. Также в 1982 и 1983 году мост закрывали из-за сильного ветра, но опять никаких структурных повреждений у моста не было.
Уже в 1985 году по мосту проехал миллиардный автомобиль. В 1987 году в день, когда отмечалось 50-летие моста, по мосту прошли более 300 тысяч человек.
Ежедневно по мосту проезжает около 112 тысяч транспортных средств. С 1968 года проезд по мосту в направлении Сан-Франциско платный. Мост "Золотые Ворота" является не только одной из основных транспортных магистралей Калифорнии, но и одной из самых популярных достопримечательностей штата.
Golden Gate Bridge или Мост Золотые Ворота – самый узнаваемый мост в мире. Этот символ Сан-Франциско и Америки знает каждый, ведь сооружение чаще других американских достопримечательностей снимается в голливудских фильмах и популярных сериалах. Грандиозное сооружение качается в воздухе над проливом Золотые Ворота, где климатические и сейсмические условия доминируют над цивилизацией.
Мост пролегает от северной части города Сан-Франциско через пролив Золотые Ворота, в честь которого и получил свое название. Он соединен с южной частью округа Марин в Северной Калифорнии. По мосту проходят дороги U.S. Route 101 и California State Route 1.
Golden Gate Bridge считается одним из самых длинных в мире подвесных мостов из стали. А со своего основания и до 1964 считался самым длинным в мире. Некоторые характеристики моста:
• Его длина составляет около 1.7 мили (2736 м).
• Высота башен достигает 746 футов (227 м) над водой. • Ширина примерно 90 футов (27.5 м), из которых 19 метров для проезда автотранспорта и 3 метра для пешеходов.
• Вес моста составляет 887000 тонн.
• Эксплуатируемая часть сооружения возвышается над водой на 220 футов (67 метров).
В 1994 году «Золотые Ворота» был признан Американским обществом инженеров-строителей одним из семи инженерных чудес 20-го века.
Ежегодно к Golden Gate Bridge прилетают из разных стран более 13 млн туристов, что не удивительно, ведь он признан самым фотографируемым местом в мире. Многие полагают, что такую популярность ему обеспечил характерный красно-оранжевый цвет «International Orange», но архитектура в стиле Арт-деко и живописный пейзаж тоже сделали свое дело.
Нужно отметить, что мост стал звездой Голливуда. Многие режиссеры фильмов и сериалов снимали свои творения с его участием. Впервые он был запечатлен в кинокартине «Мальтийский сокол» в 1941 году. С тех пор только в полнометражных фильмах он фигурировал более 50 раз.
К сожалению, из-за того, что мир полон глупости, мост “Золотые Ворота” является одним из самых популярных у самоубийц мест в мире. В среднем, каждые две недели кто-нибудь кончает здесь жизнь самоубийством… Сегодня вдоль пролета моста установлены специальные телефоны, по которым потенциальные самоубийцы могут связаться с центром кризисного консультирования.
"Золотые ворота" (Golden Gate Bridge) – это больше, чем мост, который выполняет функцию транспортного сообщения. Это еще и самый узнаваемый символ Сан-Франциско. Грандиозное сооружение входит в число главных достопримечательностей США.
С момента открытия в 1937 году до 1964 года это был самый большой висячий мост в мире. Свое название он получил от пролива Золотые ворота, над которым он расположен и который отделяет залив Сан-Франциско от Тихого океана. Ежегодно это место посещают 10 миллионов человек. Лишь однажды увидев парящий над проливом оранжево-красный силуэт моста, вы поймете, что он по праву заслужил всеобщее внимание, и сохраните память о нем в своем сердце.
В первоначальном проекте Джозефа Страусса мост был симметричным консольно-подвесным и выглядел достаточно неприглядно. В итоге утвердили проект простого подвесного моста, который отличался элегантными линиями. Это было заслугой инженера Льва Моисеева.
Подвесной мост – оптимальный вид конструкции, не мешающей судоходству. Обычные мосты держатся на быках – опорах, которые должны отстоять друг от друга не более, чем на 250 метров. "Золотые ворота" требовали всего двух опор. Расстояние между ними – больше двух километров. Общая длина моста более 2,7 километра. Вес и другие силы, например, действие ветра отводятся в сторону по тросам на контрфорсы. Они очень мощные. Каждый из них высотой с десятиэтажный дом и состоит из 23 тысяч кубометров бетона, укрепленных в камне на берегу. Сердце "Золотых ворот" – это два гигантских быка из тысяч стальных пластин. Они возвышаются над водой на 227 метров.
В декабре 1933 года на северном берегу был возведен пилон. Его постройка была сложной задачей не только физически, но и математически, потому что нужно было провести расчеты с 33 неизвестными факторами. В компьютерный век – это сделать довольно просто, но тогда это была огромная работа. После установки опорного седла кабеля стало ясно, что пилон устойчив.
Южный пилон было строить еще сложнее. Он возводился в воде в 360 метрах от берега. Глубина бухты там составляет больше 30 метров. В шторм волны могут достигать 6 метров в высоту. Нужно было найти выход. Тогда вокруг площадки возвели барьеры из тяжелых стальных секций, заполненных бетоном. Эта конструкция тоже стала частью основания. Дальше строительные работы проводились без задержек.
Дорожное полотно моста держится на двух основных тросах длиной 2332 м и диаметром 92 см, скрученных из 27,5 тысячи жил проволоки диаметром почти 5 мм. Всего понадобилось 130 тысяч километров проволоки.
Пролет висит на 250 парах учетверенных канатов диаметром около 7 см каждый. Они подвешены к основным тросам через каждые15 метров. Высота пролета моста над водой во время прилива составляет 67 метров. Таким образом, через пролив Золотые ворота могут проходить самые большие корабли в мире.
В 1940-х годах технологию строительства подвесных мостов пришлось пересматривать. Шторм со скоростью ветра 65 км/час (примерно 18 м/сек) смог разрушить мост Такома-Нэрроуз под Сиэтлом. После этого аэродинамические характеристики имеющихся построек подвергли сомнению. Ученые работали над их укреплением. Через 11 лет ураган сильно раскачал "Золотые ворота" и сооружению тоже добавили опор. В 1980-х годах его бетонное полотно заменили легким стальным, уменьшив общий вес на 11 тысяч тонн. В 2001 году мост дополнительно укрепили. Теперь он должен выдержать даже сильное землетрясение.
Одна из особенностей висячего моста в том, что он может двигаться и сгибаться под влиянием различных нагрузок. "Золотые Ворота", построенные в месте сильных ветров, могут отклоняться вверх, вниз и в стороны, в зависимости от внешнего воздействия и температуры. Если тяжесть (например, общий вес транспорта) приходится на центр моста, то средний пролет может опуститься вниз на целых 3,3 метра. С другой стороны, если нагрузка концентрируется по краям сооружения, а центральная часть пуста, то пролет может подняться вверх на 1,77 метра. Постоянные и сильные ветры могут заставить мост отклониться вбок почти на 8,5 метра.
Кстати, "Золотые ворота" уже выдержали не одно испытание. В декабре 1951 года во время шторма, когда скорость ветра достигала 110 километров в час, подвесная часть отходила от основного положения на семь с половиной метров. Но после этого понадобился лишь косметический ремонт. В 1982 и 1983 годах мост тоже закрывали из-за сильного ветра, и опять никаких структурных повреждений не было. В 1989 году, когда Сан-Франциско пережил крупнейшее землетрясение, "Золотые ворота" снова выдержали, ущерб был незначительным.
В туманные дни можно услышать уникальный тон моста, который издают четыре трубы. Его мощность – 165 децибел. Дальность слышимости – до шести миль (около 10 километров). Он активируется вручную, когда из-за сильного тумана с корабля сложно увидеть мост. Сейчас на всех судах, конечно, установлены GPS-системы, но никто не хочет рисковать.
Дизайном моста занимался известный архитектор Ирвинг Морроу. К тому времени он уже прошел курс обучения в университетах Беркли и Beaux-Arts в Париже. Именно он сделает формы сооружения более гладкими, четкими и утонченными, следуя популярному тогда стилю ар-деко. Морроу добился некоторого сужения опор моста кверху, что зрительно делает их еще выше. Он также упростил пешеходные перила до скромных равномерных столбов, расположенных достаточно далеко друг от друга, чтобы водители могли наслаждаться пейзажем вокруг.
Световые столбы приняли изогнутую форму. Горизонтальным участкам башен Морроу добавил широкую вертикальную ребристость, чтобы солнечный свет ярче отражался от конструкции. Прямоугольные отверстия в башнях уменьшаются от нижних к верхним, что еще больше подчеркивает высоту. Также он добавил к деталям моста изящные стальные профили, которые создают светотеневую игру и увеличивают четкость всей конструкции.
Кроме того, Морроу разработал уникальную систему освещения, при которой по мере увеличения высоты опор их свечение должно было ослабевать. Это создавало иллюзию, что они исчезают в ночном небе. Правда, выполнить подсветку сразу не удалось из-за нехватки денег. План Морроу был реализован спустя 50 лет за 1,2 миллиона долларов.
Оранжево-красный цвет моста – тоже заслуга архитектора Ирвинга Морроу. Во время проработки проекта и выбора колора он решил отказаться от традиционного серо-стального цвета в пользу более яркого. И сделал так потому, что оранжевый лучше заметен в тумане с проходящих по проливу судов и отлично подходит окружающему пейзажу. Раз в два года инженеры "Золотых ворот" осматривают мост полностью и решают, что нужно перекрасить. Потом к работе приступают около 40 маляров, которые сначала удаляют старую краску, а затем наносят новую в четыре слоя.
Учитывая то, что Сан-Франциско находится на холмах, то мест, откуда открываются впечатляющие виды на "Золотые ворота", довольно много. Так, например, Golden Gate Bridge хорошо виден с городских пляжей, набережной, парома, из парка Lands End, а также с находящихся на склонах улиц Сан-Франциско. Есть и другие места вроде Национальной зоны отдыха Марин-Хедлендс или с обзорной площадки одного из небоскребов в Даунтауне.
Одной из самых лучших смотровых площадок считается Battery Spencer. Это первая смотровая площадка, если съехать с трассы 101. От парковки надо взойти на небольшой холм, с которого открывается просто великолепный вид на пролив и огромный красный мост через него. Смотровая расположена в округе Марин.
Еще один выгодный ракурс моста можно поймать, посетив городской пляж Baker Beach. Также в списке мест с лучшими видами на "Золотые ворота" – башня Койт (Coit Tower), с ее вершины открывается панорама Сан-Франциско.
Существует легенда о том, что идея построить мост, пересекающий вход в бухту Сан-Франциско, зародилась еще в 1872 году у самопровозглашенного императора США – Нортона I. Несмотря на то, что он считался "городским сумасшедшим", к нему относились с уважением. Нортон издавал различные распоряжения в газетах и их с удовольствием печатали. Якобы был опубликован и указ о том, что городу нужно возвести мост через пролив, в котором было обозначено и место его строительства. Тогда идею не восприняли всерьез, однако спустя годы построили переправу именно там, где он указал – на самом узком участке пролива.
Мост «Золотые ворота» – самый известный мост в Америке, а возможно, и в мире. Это утонченное, почти невесомое строение с очень высокими башнями – а все потому, что флоту США понадобилось, чтобы проем между самым высоким уровнем воды и проезжей частью моста был довольно большим.
Смотреть на то, как мост вырастает из густого тумана над заливом Сан-Франциско, можно бесконечно. Это незабываемое впечатление – сначала появляются башни, а потом и весь мост постепенно проступает сквозь колеблющийся туман.
Мост Золотые ворота, как и многие другие знаменитые и выдающиеся строения, вначале вызвал массу негодования еще на стадии проектирования. Люди говорили, что мост испортит всю красоту природы у залива, но больше всего их волновала стоимость строительства. Они ошибались. К концу XX века по мосту проезжал 41 миллион автомобилей в год, а это в среднем 118000 пассажиров.
Мост Золотые Ворота, открытый 27 мая 1937 года, имеет шесть полос движения и проходит как по шоссе штата Калифорния 1, так и по шоссе США 101 через пролив Золотые Ворота. Подвижный срединный барьер разделяет движение в северном и южном направлениях и может быть перемещен в зависимости от интенсивности движения. Ограничение скорости на мосту составляет 72 км / ч, чтобы уменьшить число погибших.
Ежедневно по мосту Золотые Ворота проезжает около 110000 автомобилей. Помимо транспортных средств, мостом пользуются также велосипедисты и пешеходы. У него есть пешеходные дорожки по обе стороны от шести полос движения. Восточная аллея открыта как для велосипедистов, так и для пешеходов с утра до полудня, а пешеходы – только до вечера (6:00 вечера ИЛИ 9:00 по восточному времени) и по выходным. Западная дорожка используется исключительно велосипедистами, когда им не разрешается пользоваться восточной дорожкой.
Самые интересные факты о мосте "Золотые ворота"
5 января 1933 года началась постройка одного из самых больших мостов «Золотые ворота», соединяющего Сан-Франциско и южную часть округа Марин. Мы расскажем несколько интересных фактов о знаменитой американской постройке.
1. Строительство такой огромной конструкции продолжалось всего 4 года! Джозеф Строусс – разработчик проекта, известный архитектор Ирвинг Морроу был его консультантом, а Чарльз Альтон Эллис выполнил все математические вычисления. Но имя последнего не было внесено в табличку строителей моста, поскольку он имел плохие отношения с Строуссом. Такая вот несправедливость!
2. Поэтическое название моста имеет свою предысторию. Военный топограф Джон Фримонт в 1846 году подметил сходство тихоокеанского залива с бухтой Золотой Рог в столице Турции – Стамбуле.
3. Строительство подобного сооружения требовало немалых усилий. Только представьте, какая нагрузка должна была лечь на мост длиной в 1970 метров с высотой опор 230 метров над водой и массой почти в миллион тонн! Он должен был выдерживать тихоокеанское течение 185 километров в час и порывы ветра, вызывающие колебания моста до 9 метров.
4. В первый день открытия в 6 часов утра 27 мая 1937 года мост был доступен только пешеходам. Но уже на следующий день на него выехали первые автомобили. В пятидесятилетний юбилей «Золотые ворота» посетило 300000 человек. До 1964 года он считался самым большим висячим мостом в мире!
5. Мост «Золотые ворота» популярен по нескольким причинам. Во-первых, его ярко-красный цвет делает его легкоузнаваемым. Во-вторых, он изображен на эмблеме баскетбольного клуба НБА Голден Стэйт Уорриорз и компании Cisco Systems.Ну и в-третьих, живописный пейзаж окрестности «Золотых ворот» промелькнул во многих фильмах, в частности – «Люди Икс: Последняя битва» и «Вид на убийство» – одной из частей Бондианы.
6. Нехорошую известность принесло этому мосту количество самоубийств, совершённых на нём. По статистике, каждые две недели на нём оканчивается чья-то жизнь.
7. Оплата пересечения моста в южном направлении составляет 5 долларов, а в северном – происходит совершенно бесплатно.
8. 18 мая 2004 года оленёнок, пробежавший по мосту, задержал автомобильное движение на 20 минут.
9. Поскольку наша Земля имеет форму шара, вершины опор теоретически находятся дальше друг от друга на 4,5 см, чем точки опор у поверхности воды.
|