Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Мост Васко да Гама

Вантовый мост Васко да Гама через реку Тежу открылся недалеко от Лиссабона 29 марта 1998 года. Его длина составляет 17,2 км, в том числе 0,829 км основного моста, 11,5 км виадук, и 4,8 км подъездных дорог. Через мост организовано шестиполосное автомобильное движение, в часы пик добавляются ещё две разгрузочные полосы.

В 1998 году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гама морского пути из Европы в Индию. Задача построить мост к юбилею великого мореплавателя изначально казалась нереальной, так как проект отводил на работу всего полтора года. Однако строительство было окончено в срок, в основном благодаря тому, что до этого тщательная проработка проекта заняла еще полтора года. Всего возведением моста занималось 3300 рабочих из четырех строительных фирм.

Сегодня мост Васко да Гама в состоянии выдерживать силу ветра до 250 км/ч и землетрясения, в 4,5 раза сильнее знаменитого 8,7-балльного Лиссабонского землетрясения 1755 года. При строительстве моста пришлось учесть даже шарообразную форму планеты, так как иначе разница в высоте между северной и южной оконечностями строения составила бы 80 см.

Для минимизации вмешательства в естественную среду реки Тежу виадук строился максимально далеко от второго берега, а ночное освещение моста спроектировали таким образом, чтобы направленный свет мощных ламп не попадал на реку.

Но история – историей. Сегодня сакральный аспект исчез, однако сохранилась важность данной сферы, которая и в наше время требует участия в мостостроении многих специалистов, плодотворного сотрудничества между экспертами различных профессиональных групп и, прежде всего, между архитекторами и инженерами. Задача архитекторов – создать «имидж» объекта и впечатление, которое он производит с помощью технических приемов и визуальных эффектов.

Задача инженеров – решить конструктивные вопросы. Общее между «лириками» и «физиками» при создании мостов, как считает Эрик Рейцель, профессор Копенгагенского университета архитектуры, – решение проблем, которые еще Леонардо да Винчи назвал «бесконечной геометрией человеческой мысли». Только креативный диалог между всеми вовлеченными в процесс сторонами может быть залогом успешности проекта, создания настоящего шедевра, который будет не только «памятником архитектору», но и сможет выполнять все предъявляемые к нему требования по функциональности и стать удачным решением с экономической точки зрения.

Если же говорить о мировых практиках, то дальше всего в мостостроении и его технологиях пошли те государства, которые в силу своей географии просто вынуждены решать проблемы инфраструктуры и соединения различных частей, в основном островных, между собой. Не даром именно островные государства – Дания и Япония – являются сегодня лидерами мирового мостостроения и двумя странами, в которых в пересчете на душу населения приходится наибольшее количество мостов.

Мост Васко да Гама в Лиссабоне – одна из самых впечатляющих достопримечательностей столицы Португалии, поражает сочетанием функциональности с красотой и изяществом архитектуры. По нему проходит шестиполосная автомобильная магистраль с пропускной способностью до 52000 грузовых и легковых автомобилей в сутки. Еще две полосы предусмотрены для периодов, когда транспортная нагрузка возрастает в несколько раз. Гигантская железобетонная конструкция протяженностью 17.2 км и шириной 30 метров, состоит из вантового моста, виадука и подъездных дорог. Ее возвели для снижения интенсивности движения по первому мосту Лиссабона, известному под названием «Мост 25 апреля».

Мост Васко да Гама через реку Тежу в Лиссабоне соединяет новый район Экспо 98 в северо-восточной части города с южным берегом в районе городов Монтижу и Алкушет. Грандиозное сооружение возвышается над самой широкой частью Тежу в нижнем течении, напоминающей морской залив. Открытие, состоявшееся 29 марта 1998 года, было приурочено к началу Лиссабонской всемирной выставки Экспо 98. Ее организовали в столице Португалии в честь пятисотлетия открытия морского пути из Европы в Индию великим португальским мореплавателем Васко да Гама, имя которого и получили мост и башня в новом современном районе Экспо 98 в Лиссабоне.

Под гигантскими пролетами с северной стороны находится парк с живописной зеленой зоной, пешеходными и велодорожками, зонами отдыха, площадками для занятий спортом и активными играми. Водная часть в эстуарии, раскинувшаяся под виадуком, представляет собой обширную заповедную зону с богатой водной фауной и флорой. Сверху просматриваются заболоченные участки, где зимует несколько десятков тысяч видов мигрирующих птиц, таких как утки, гуси, фламинго.

Необходимость в строительстве новой транспортной артерии через реку Тижу в Лиссабоне назрела в начале 90-х годов прошлого века, когда пробки превратились в транспортный коллапс, парализующий жизнь города на много часов. В 1994 году для разгрузки Моста 25 апреля был открыт тендер на строительство нового моста. Его выиграл международный консорциум Lusoponte. Подготовительные работы, включая проектирование, начались в феврале 1995 года и велись в течение примерно полутора лет. Приблизительно в тот же срок было проведено строительство.

При проектировании учли комплекс факторов, способных повлиять на эксплуатационные характеристики, безопасность и продолжительность службы конструкции. Это особенность рельефа дна, ландшафтов северного и южного берегов Тежу. Климатические условий Португалии, включая сейсмическую активность. А так же до шарообразную формы планеты, экологические и эстетические аспекты. Автором проекта стал французский инженер Мишель Вирложо. Которому удалось предусмотреть все нюансы строительства грандиозного сооружения и идеально вписать его в ландшафт, не нарушив экологический баланс окружающей среды.

Осуществлением проекта, разделенного на четыре части, занимались разные строительные компании, работавшие под контролем консорциума Lusoponte. Масштабное строительство, в котором было задействовано более 3300 рабочих, завершили спустя 18 месяцев. После чего состоялось торжественное открытие с народными гуляниями и масштабным банкетом.

Конструкция состоит из секций:
• северных подъездных дорог;
• северного виадука длиной 488 м;
• виадука Экспо длиной 672 м, включающего в себя 12 секций;
• главного моста с боковыми участками общей протяженностью 829 м;
• центрального виадука протяженностью 6531 м, состоящего из 80 секций длиной по 78 м;
• южного виадука протяженностью 3825 м, состоящего из 84 секций длиной 45 м;
• южных подъездных дорог общей протяженностью 3895 м.

Сооружение опирается на железобетонные сваи диаметром более 2 метров, погруженные в дно на глубину до 100 метров. Это позволяет конструкции выдерживать высокие нагрузки и предохранит от разрушения в случае землетрясения.

При возведении сооружения использовали 730000 куб.м бетона и 100000 куб.м стали.

Часть вантовой конструкции со стороны Лиссабона усилили двумя H-образными пилонами высотой 155 метров. На них закреплены веерообразные стальные тросы.

Скорость движения на разных участках ограничена до 100-120 км/ч в ясную погоду. При плохой видимости в туманную, дождливую, ветреную погоду скорость ограничивается до 90 км/ч на всем протяжении моста.

Высота сооружения над рекой составляет 47 метров. Это позволит беспрепятственно проходить под ним гигантским океанским лайнерам.

Для сохранения уникальной экологической среды освещение направлено таким образом, чтобы свет не падал на воду. Сооружение идеально вписалось в окружающие ландшафты, значительно изменив облик столицы Португалии.

Минимальный срок эксплуатации сооружения – 120 лет. Конструкция способна выдержать порывы ветра скоростью до 250 км/ч. и подземные толчки, мощностью в 4,5 раз превышающие известные до настоящего времени землетрясения.

Все подготовительные и строительные работы производились на средства консорциума Lusoponte. Что в итоге составило 1.1 миллиард долларов. Бюджетные средства не привлекались. А застройщик получил право в течение 40 лет взимать оплату за проезд по обоим мостам Лиссабона. Плата производится только в сторону Лиссабона, в обратную сторону проезд бесплатный.

В зависимости от габаритов автомобиля стоимость проезда составляет от 2.70-6 евро для легкового автотранспорта. До 11.70 евро для грузовых автомобилей.

Мост Васко да Гама в Лиссабоне признан настоящим чудом современной инженерной мысли. Он производит неизгладимое впечатление на зрителей. Вид на потрясающее сооружение открывается с набережной Лиссабона, из парка Наций, из кабинок фуникулеров, с параплана. На фоне гигантской конструкции получаются замечательные фото и видео.

На протяжении двух десятилетий, пока не был сдан в эксплуатацию Крымский мост, он занимал первое место в рейтинге самых длинных мостов Европы.

При въезде противоположная сторона не просматривается, создавая иллюзию бесконечности. Часть сооружения проходит над Парком Наций – одной из самых ярких достопримечательностей столицы Португалии. Конструкция производит особое впечатление по ночам. Когда над погруженной в непроглядную тьму рекой вспыхивает воздушная дорожка мягких светящихся точек.

При соблюдении всех условий движение безопасно, однако трасса часто используется местными стритрейсерами, которые становятся причиной масштабных автокатастроф. По всей протяженности трассы через каждые 400 метров установили аварийные телефонные станции, соединенные с диспетчерской.

Отдыхая в Лиссабоне стоит посвятить несколько часов или даже день чуду инженерного гения. Увидеть его во всем великолепии с разных ракурсов. Проехать по идеально ровному дорожному полотну, любуясь бирюзовой гладью Тежу. Мимо утопающих в зелени берегами и открывающейся вдали панорамой столицы Португалии.

Мост Васко да Гама – одна из важнейших транспортных артерий Лиссабона. Входит в число самых масштабных и значимых сооружений конца XX столетия, не имеющих аналогов ни в одном городе мира.

Своеобразная форма сооружения создавалась для максимальной сохранности окружающей среды и поддержания экологического баланса. Её часть расположена перпендикулярно берегу, в то время как противоположная лежит параллельно береговой линии.

Гигантские опоры моста с веерами тросов, изогнутое дорожное полотно, растворяющее в водной глади Тежу – это о самом длинном вантовом мосте в Европе, с романтичным названием мост Васко да Гама (произносится как Ва́шку да Га́ма). Протяженностью 17,2 км он соединяет современный район столицы Экспо с городами Алкушет и Монтижу, расположившимся на другой стороне реки.

К всемирной выставке Экспо-98, приуроченной к 500-летию открытия Васко да Гамой морского пути в Индию, в промышленной зоне, которая даже не считалась Лиссабоном, появился квартал современной архитектуры.

Сейчас трудно себе представить, что рядом с мостом, вместо элитной недвижимости и уютной зеленой набережной были портовые склады, заброшенные фабрики, в общем и целом, было место совсем не для семейных прогулок, неспешных пробежек и романтичных свиданий.

Интересные факты о строительстве:
• Общая протяженность моста 17,2 км, из которых 10 – проходят над рекой;
• Было использовано 100000 тонн стали 730000 тонн бетона;
• Самый высокий пролёт находится на 50 метрах от уровня реки;
• К работам было привлечено 3300 человек;
• Во время строительства погибло 11 человек, когда строительная люлька сорвалась с высоты 45 метров (10 апреля 1997).

Возведение моста состояло из двух этапов: подготовка и строительство. Каждый из которых составил всего по 1,5 года. Мост построили всего за 3 с небольшим года.

При скрупулёзном проектировании учли множество факторов: от сейсмологической устойчивости конструкции, до шарообразной формы поверхности Земли.

Благодаря всем расчетам, мост Васко да Гама способен выдержать силу ветра в 250 км/ч и землетрясение по силе в несколько раз превышающее ныне известные.

Эстуарий реки Тежу в районе, где монументальный мост пересекает водную гладь, является заповедной зоной. Сюда ежегодно прилетает на зимовье около 50 тысяч птиц (фламинго, утки и др.), поэтому при проектировании учли и экологические нюансы. Например, ночное освещение моста сделано таким образом, чтобы направленный свет ламп минимально попадал на реку.

Грандиозное строительство завершилось не менее грандиозным празднованием, которое попало в книгу Рекордов Гиннеса целых три раза:
• 22 марта 1998 года на мосту был накрыт стол длиной 5050 м, за которым уместилось 15 тысяч человек;
• На угощение португальские повара приготовили самую большую в мире фейжоаду (блюдо из фасоли и различных видов мяса);
• После чего 1 литром моющего средства было отмыто 15 тысяч тарелок.

Официальное движение по мосту началось спустя неделю, после массового гулянья – 29 марта 1998 года.

Сегодня ежедневно по мосту проезжает около 52-х тысяч автомобилей. Максимально разрешенная скорость – 120 км/ч.

С самого открытия мост облюбовали португальские стритрейсеры. Любители адреналина и высоких скоростей, по максимуму выжимают из своих «прокаченных» тачек.

Рев моторов, и полицейских мигалок, порой нарушают спокойный ритм движения. Забывая о физике и погоде, рейсеры часто становятся причиной страшных аварий, попадая в сводку дорожных новостей.

Строительство моста и района Экспо сильно изменили городское очертание. Сегодня под мостом зеленый парк со стрижеными лужайками, различными деревьями, велодорожки, кафе, скейт-спот, и мостки, с которых открывается панорамный вид на опоры моста.

Этот удивительной красоты мост, которому не видно ни конца, ни края, является на сегодняшний день самым длинным мостом Европы. Длина моста Васко да Гама составляет 17,2 километра!

Конечно же, 17,2 километра кажутся несерьёзными по-сравнению с 36-ю километрами китайского моста Ханчжоу, но, на наш взгляд, лиссабонский мост Васко да Гама выглядит как-то более органично и не так серо.

Возможно такой эффект складывается благодаря намного более чистой реке Тежу, через которую он проложен, но мы всё-таки склоняемся к тому, что архитекторы моста при его создании думали не только о практической, но и об эстетической стороне проекта, в отличие от своих китайских коллег/

Мост – это уникальное изобретение человечества. Он позволяет соединять нужные объекты, организовывать транспортное движение и осуществлять связь отдаленных участков с материками. Очень часто мост поражает своим внешним исполнением. Именно таким строением является мост Васко да Гама.

Эта конструкция является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Португалии. Мост выделяется среди других строений удивительной красотой и неимоверной протяженностью. Создается такое впечатление, что у этой конструкции нет конца и края. Осматривая это строение, понимаешь, что архитекторы не забывали и об эстетической направленности. Внешне конструкция отличается легкостью, воздушностью исполнения. Кроме того, этот мост не имеет классической формы.

Если говорить о функциональной направленности строения, то смысл создания заключался в соединении двух отдаленных участков Лиссабона. Постройка моста позволила наладить транспортное сообщение и обеспечить беспрепятственный доступ к объектам. Конструкция моста представляет собой сочетание двух инженерных решений – вантовое строение постепенно переходит в виадук. Именно поэтому мост имеет не традиционную форму: вантовое строение расположено перпендикулярно берегу, а виадук – примерно параллельно.

Таким образом, мост Васко де Гама представляет собой гармоничное сочетание красоты и функционала. Он упрощает жизнь жителям и гостям города и дарит прекрасное эстетическое наслаждение от его созерцания. Для каждого, кто собирается в Португалию, этот мост должен быть обязательно включен в график маршрута. Туман, ночь, рассвет – он сможет потрясти воображение при любых погодных условиях.

Мост Васко да Гама – это не только техническое чудо, но и символ смелости и дерзости португальских мореплавателей, которые открыли новые морские пути и расширили границы известного мира.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (28.06.2023)
Просмотров: 1368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz