Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

На краю земли

На южной оконечности острова Сахалин, у самого стыка двух морей – Охотского и Японского – есть загадочное место, куда, несмотря на всю его внешнюю суровость и нерадушие, пытаются попасть сотни туристов со всего мира. Здешние каменистые скалы, о которые бьется высокая волна, так не похожи на знаменитые курортные пляжи, а колючие ветра имеют мало общего с освежающим океанским бризом. Зато тут царит дух приключений и романтики! Те, кому сегодня посчастливилось добраться до мыса Анива и одноименного маяка на нем, могут смело вообразить себя настоящим морским волком!

От центральной России эту точку на карте разделяют 10 тысяч километров и семь часовых поясов. Но и это ещё не всё: всем, кто отважится добраться до маяка Анива, предстоит ещё плыть морем либо шагать труднодоступными горными тропами с рюкзаком за плечами. Казалось бы, чего ради? Неужто, из-за полуразрушенной башни?!

Маяк Анива был построен в 1939 году недалеко от побережья острова Сахалин. Примерно в 1990 году персонал маяка был полностью снят из-за тяжелых условий жизни и быта, а сам маяк был переоборудован в атомный, путем установки автономных изотопных элементов питания (РИТЭГ). С этого момента маяк стал полностью «безлюдным».

По-видимому, такое вмешательство в работу маяка привело к тому, что он мог стать радиоактивным – кроме того, на самом здании есть много знаков, которые предупреждают об этом. Некоторые местные журналисты даже считают, что ныне заброшенное место все еще используется как секретный объект, на котором иногда «появляются люди». Наконец, среди местных бытуют и мрачные легенды о том, что в здании находятся призраки тех, кто погиб в море; их души привлек свет маяка, и теперь они находятся в ловушке, поскольку боятся вернуться обратно в море. Или.. что-то держит их там.

Загадочный маяк-призрак на Сахалине манит путешественников со всего мира. Заброшенный. Одинокий. На стыке двух водных стихий – Японского и Охотского морей. Он заставляет романтиков преодолевать километры по воде, чтобы найти себя на краю света.

В последние годы маяк Анива стал визитной карточкой Сахалина. Хотя это уникальное сооружение является одним из самых труднодоступных маяков России, это не останавливает путешественников. Наоборот, его неприступность, как магнит, притягивает всех любителей приключений.

Маяк Анива и по сей день считается выдающимся мировым достижением в практике маячного строительства. Это очень сложная техническая постройка: одна часть маяка состоит из скалы, а другая – рукотворная. Работникам пришлось срезать выпирающую часть скалы, а в дальнейшем наращивать ее, используя бетон.

Когда Сахалин стал советским, маяк начали использовать в военных целях. В 1968 году сооружение укрепили. Вплоть до 1990 года маяк работал на дизельных генераторах и резервных аккумуляторах. Затем его заменили на атомный, а навигационное сооружение перевели в автоматический режим. В 2006 году все изотопные установки вывезли с маяка, и он опустел. Сейчас сооружение заброшено и медленно разрушается суровым климатом и временем...

Самый известный маяк российского Дальнего Востока по праву считается визитной карточкой острова – ничего подобного на свете просто нет.

Чудо инженерной техники, стоящее на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота и по документам проходящее как имущество Министерства обороны, с 2006 года заброшено хозяевами. За ним никто не следит, уникальный объект методично добивают тайфуны, вандалы и беспощадное время. За что военные казнят Анивский маяк, понять трудно.

Разграбленный и потухший, Анивский маяк и сегодня манит любителей экстрима. К жемчужине трудно подступиться – маяк построен на небольшой скале Сивучья в суровом проливе Лаперуза, добраться к нему можно только водой – посуху просто не получится. Да и на лодке подойти не просто: течения здесь сильные, дно изобилует каменистыми банками и отмелями. Но захватывающие виды, а также встречающиеся по пути косатки и дельфины окупают все сложности маршрута.

Маяк на мысе Анива был построен в период губернаторства Карафуто, когда после Русско-японской войны южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта стал инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагаве. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

Сложность состояла в том, что все строительные материалы приходилось доставлять кораблем в условиях неспокойного моря. Ни причала, ни склада на скале построить не удалось. Рабочим также негде было жить. Поэтому весь материал необходимо было сразу же встраивать в конструкцию маяка. Источника воды на Сивучьей скале также не было, и строителям приходилось надеяться на милость моря, которое в одночасье могло отрезать их от цивилизации на несколько дней. После окончания строительства уменьшенная копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито как символ преодоления невероятных трудностей, с которыми пришлось столкнуться строителям.

Маяк встал на вахту в 1939 году: бетонная башня в цвет окружающих скал поднялась на 31 метр, а огонь расположился на высоте в 40 метров над уровнем моря. Круглая, с эркером, девятиэтажная башня вписана в овальное основание, которое будто вырастает из прибрежных камней.

Цокольный этаж был оборудован дизельными двигателями и аккумуляторами. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. Жилые комнаты, способные вместить 12 человек, были на третьем, четвертом и пятом – по одной на этаж. Круглые окошки-иллюминаторы, две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей – вот и все внутренне убранство этих комнатушек. Шестой этаж был отдан под кладовую. На седьмом находились механизмы пневматической сирены: ее рупор был установлен прямо на крыше эркера. Выше – склад горючего. На последнем, девятом этаже был вращательный механизм оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути — она использовалась в качестве подшипника. Его приводил в движение механизм наподобие часового. Внутри винтовой лестницы, ведущей до самого верха башни, проходит труба. Там была подвешена 270-килограммовая гиря, которая опускалась за три часа, вращая тем самым осветительный прибор. После этого маячник должен был заводить систему заново.

С окончанием Второй мировой войны в Тоёхару (Южно-Сахалинск) вошли советские войска, и вся инфраструктура, созданная на островах японцами, подверглась жесткой инспекции. Значительную часть в целях безопасности взорвали или разрушили, но Аниву оставили. И уже советские вахтенные несли службу на удивительном маяке, который служил исправно и улучшений не требовал: единственная перемена за несколько десятилетий – японские оконные рамы, пришедшие в негодность, заменили на отечественные.

Новый этап наступил в 90-е: военные приняли решение установить на маяке автономную компьютеризированную радиоизотопную систему питания и снять с вахты постоянный персонал (система могла работать без вмешательства человека до 30 лет). Но в 2006 году все ценное оборудование с объекта было вывезено, а маяк потух. Без контроля и заботы объект быстро пришел в запустение: волны разбивали нижние окна, ветер вышибал двери, соленые туманы потворствовали коррозии, а остатки оборудования растащили вандалы, которым на бесхозном брошенном маяке никто не мешал. Сегодня Анива – суровый символ Сахалина – представляет собой печальное зрелище, разграбленный и пустой. «Осторожно, не спугните птенцов чаек, – говорит гид. – Мы здесь на час, а они теперь тут как дома».

Формально маяк принадлежит гидрографической службе Тихоокеанского флота. Активисты Сахалина много раз обращались к военным, просили спасти Аниву. Когда в 2014 году прошла новость о том, что ТОФ выделяет более 200 млн рублей на восстановление маяков Тихоокеанского побережья России, возникла надежда – все переменится, визитная карточка Сахалина предстанет вскоре во всем своем суровом величии. Увы, ожидания не сбылись: в 2019 году следов обещанного финансирования на объекте обнаружить не удалось.

Маяк был возведен в 1939 году, когда в результате проигранной царской Россией русско-японской войны южная часть Сахалина и мыс отошли к территории Японской империи. С 1905 по 1945 годы здесь существовало губернаторство Карафуто. Усилиями его властей и был построен знаменитый маяк.

Первое название маяка – Нака-Сиретоко мисаки в переводе означает «на краю земли». В эти гиблые места предпочитали не соваться даже местные аборигены – айны, будучи уверенными в том, что мыс в Анивском заливе обогнуть по морю нет никакой возможности. Кораблей здесь действительно из года в год разбивалось немало, – туманы, сильные течения, подводные камни… И вот, наконец, было принято решение о строительстве маяка, автором проекта которого выступил выпускник колледжа в Канагаве Миура Синобу. Впоследствии его детище назовут чудом инженерной техники, а самого мастера – гениальным, поскольку возводить подобные высотные башни в столь труднодоступных, крохотных уголках суши еще никому не удавалось.

Дальность действия осветительного прибора, установленного на 31-метровой башне, распространялась на более чем 28 километров, что сразу же помогло наладить безопасное движение судов. Вдобавок композиционно маяк необычайным образом вписался в окружающий природный ландшафт, их совместный вид до сих пор считается визитной карточкой Сахалина.

В советское время сооружением пользовались военные. В 1968 году часть постройки укрепили. В 1990-м дизельное топливо, на котором работал маяк, заменили атомным, и в людях, обслуживающих маяк, нужда отпала. В таком автономном режиме Анива продержалась до 2006 года, пока с ее вершины не были сняты изотопные установки. Так уникальный объект оказался заброшенным и разрушаемым стихией и людьми.

Интересные факты:
— Существует версия, что в начале постройки зодчие срезали часть скалы, а затем восстановили ее с помощью бетона.
— За 40 лет губернаторства Карафуто на южном Сахалине было построено 25 маяков и иных навигационных сооружений, но лишь Анива стал уникальным объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и во всем Дальневосточном регионе.
— В апреле 1971 года в результате несчастного случая на маяке погибли люди — старший техник и начальник навигационного сооружения.
— В 2020 году, в честь 75-летия Победы, жители Владивостока оживили потухший маяк: на одну ночь зажгли свет на его вершине.
— Маяк Анива является объектом Министерства обороны и находится на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота.
— Из-за локации и окружающих природных красот башня на скале Сивучья включена National Geographic в ТОП-5 самых красивых маяков в мире.

Его уже давно захватила природа: этажи и комнаты маяка облюбовали чайки, фасад полуразрушен от сильных ветров и штормов, а металл изъеден ржавчиной. Но как раз это и привлекает туристов.

А тем временем маяк Анива продолжает гибнуть – и кто знает, сколько штормов он еще сможет пережить.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (21.08.2023)
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [349]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz