Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Необъятный объем

Некогда маркетолог Джеффри Мур обосновал феномен пропасти, разделяющей ранний и зрелый этапы жизненного цикла технологического рынка. По Муру, массового потребителя интересуют не новые возможности, которые дает инновационный продукт, а удобство пользования им. Более 100 лет 3D-рынок пребывал на ранней стадии: добиться высокого качества воспроизведения не удавалось, и стереокино было областью интересов чудаковатых новаторов. Так, принятое Серболюбом Хетлеровичем в 2004 году решение бросить телеанимацию и заняться стереографикой выглядело странным – он ухудшил свое финансовое положение. «Несколько лет я сидел на небольших деньгах, но верил, что передовой формат пробьет себе дорогу», – говорит дизайнер. С тех пор Хетлерович превратился в бизнес-кочевника – его студия несколько раз меняла название и переходила от одного работодателя к другому.

Уверенность была основана на том, что условия для прорыва уже существовали. Линзовые растры давали гораздо более качественное изображение, чем использовавшийся ранее анаглиф, а технология Dolby 3D позволяла показывать фильмы на обычном киноэкране. Нужно было убедить кинопрокатчиков, что стереокинематограф ожидает успех у массового зрителя.

С экономической точки зрения дистрибуция 3D- и обычных фильмов отличаются, как продажи разливного пива и бутылочного: дополнительные расходы на производство компенсируются готовностью покупателя платить вдвое большую цену. Причем в отличие от пива 3D-фильм – продукт не скоропортящийся, и его пока невозможно подделать. Неудивительно, что сейчас вырастает настоящий 3D-рынок.

Все, что можно увидеть на экране, провайдеры контента стремятся преобразовать в 3D. FIFA и Sony обещают записать в стереоформате 25 матчей чемпионата мира по футболу, студия PassmoreLab планирует конвертировать в 3D «План 9», «худшую картину в истории кино», а Тинто Брасс – снять 3D-порнофильм.

3D-революция – это ответ Голливуда на спад интереса к кинозалам, вызванный распространением домашнего видео. Но производители бытовой электроники уже готовят свой ход. Выпуск 3D-мониторов наладили Samsung, Sony, Panasonic и LG. По прогнозу компании Display Search, к 2018 году мировой рынок 3D-дисплеев вырастет до $22 миллиардов. Стереоконтент начинают транслировать телеканалы. «Вымпелком» и «Акадо» уже заявили о технической готовности начать кабельное вещание в формате 3D. Обе стороны сталкиваются с одной проблемой – нехваткой контента. Хороший способ пополнить 3D-копилку – преобразование вновь создаваемого и старого «плоского» контента в 3D. Но конвертация может испортить контент. 

Перевод фильма в 3D осуществляется так. Сначала команда подсчитывает число планов в фильме (обычно их несколько тысяч) и распределяет их по дизайнерам. Для каждого плана дизайнер вручную создает «карту глубины» (на это может уйти от одного до нескольких часов), которую посредством графического редактора преобразует в стереопару. Затем с помощью специального софта планы склеивают обратно.

Себестоимость перевода в 3D-формат зависит от времени работы команды. Сейчас провайдеры пытаются поднять цены, поскольку конвертация в России слишком дешевая. Западные студии, такие как In-Three и Prime Focus, берут за одну минуту $50-100 тысяч, российские – ту же сумму, но в рублях. 

Отличаются и сроки выполнения работы. Не собравшая ожидаемых денег «Битва титанов» была конвертирована Prime Focus в течение 10 недель, что сочли рекордно коротким сроком. В России работают быстрее. Серболюб Хетлерович со своей студией произвел конвертацию мультфильма «Белка и Стрелка» всего за 26 дней. Фильм был снят студией «ЦНФ» Вадима Сотскова к 7 февраля, а представить его на закрытом показе нужно было уже 3 марта. Первый вариант конвертации не понравился заказчику, и 3D-эффект пришлось перенастраивать заново. Но конвертация себя оправдала – при производственном бюджете $3,5 миллионов картина собрала около $6 миллионов, а планируемое продолжение Сотсков решил делать в 3D. Хетлерович и его команда справились, но риск провала при таких темпах работы высок. А чем больше плохой стереоконвертации, тем темнее будущее 3D-индустрии.

600 килограмм – столько весил комплект пленок для демонстрации «Аватара» в формате IMAX. Цифровая 3D-копия не весит практически ничего, но дает изображение худшего качества.

«Ожидаем ли мы, что через некоторое время начнется спад? – говорит Кэндзи Ясухара, курирующий в Panasonic маркетинг телевизоров. – Нет, мы думаем, что 3D-рынок будет только расти». Но возможны и другие сценарии.

Первый – откат индустрии. «Массовый переход Голливуда на 3D суицидален», – написал в журнале Newsweek кинокритик Роджер Эберт. Он считает, что стереотехнологии не усиливают драматического эффекта, и их можно использовать только в созданном на компьютере «детском» кино. По Эберту, «выбирая 3D, Голливуд безрассудно мчится по направлению к детскому рынку», а это – нарушение баланса аудитории, которое будет скорректировано.

Второй сценарий – постепенная утрата 3D самостоятельной ценности. Стереокинематограф стал козырем кинотеатров в борьбе с домашним видео. Но уже сегодня 3D шагает далеко за пределы кино, и киностудиям придется придумывать новое технологическое оружие.

С тем, что стереокино перестанет быть золотой жилой, согласны и некоторые участники российского рынка. «Люди уже не ходят просто на 3D, – говорит Злата Полищук, исполнительный директор «Централ партнер шип». – Об этом говорят сборы на копию 3D-фильмов: у «Аватара» этот показатель составлял $193,3 тысяч, сейчас есть фильмы, собирающие $6 тысяч на копию». «Стереокинематограф – это временный формат», – считает Серболюб Хетлерович. Следующий этап – голографическое кино, в котором все недостатки 3D будут устранены. Но на сегодня уровень развития киноголографии не дотягивает даже до первой стадии классификации Джеффри Мура. 

Чем больше выпускается фильмов и анимационных лент в формате 3D, тем громче раздаются голоса критиков, утверждающих, что закат стереокинематографа не за горами. Тому находится немало подтверждений. Все чаще трехмерные картины рискуют с треском провалиться в прокате, особенно, если добавление «3D» к названию – их единственное достоинство. Сторонники трехмерных фильмов утверждают, что провалы обусловлены плохим качеством технологии, которая сама по себе есть лишь средство, не заменяющее сюжета и даже другие спецэффекты. И трудно не признать их правоту: среди громких провалов абсолютное большинство – плохие фильмы с дешевым 3D. Что же такое современный этап развития стереокинематографа – очередное кратковременное возрождение или подлинная технологическая революция?

3D фильм был впервые продемонстрирован публике в кинотеатре в 1922 году, причем эксперименты с объемным изображением уходят корнями еще в конец XIX века, когда сам кинематограф был в новинку. Что характерно, первый патент в этой области был выдан англичанину, однако усовершенствовать технологию до такой степени, чтобы стало возможным ее коммерциализировать, удалось только американцам.

Справедливости ради, речь идет о нескольких технологиях. В 1920-1930-х годах применялись анаглифический и затворный методы. Первый – хорошо известные сегодня красно-синие очки и цветовое кодирование изображения. Второй – тоже очки, но с затемненной только левой или правой частью и синхронизацией быстрой смены кадров на экране, которая позволяет получить единую объемную картинку. К концу 1930-х годов распространение получил метод, основанный на эффекте поляризации света – кадры, пропущенные через особые фильтры в проекторах, накладывались друг на друга на одном экране. С помощью очков, в которых устанавливались подобные фильтры создавался 3D-эффект.

В 1950-х годах коммерческий стереокинематограф получил достаточно широкое распространение. Способствовали этому и совершенствование технологии, и рост числа кинотеатров, и многое другое, причем к популярности фантастики, самого естественного для использования 3D жанра, это отношения не имело. В стереоформате снимались неожиданные по тематике картины – например, Dial «M» for Murder Альфреда Хичкока (1954). Практически все действие этого классического детектива происходило в одной квартире. Неудивительно, что 3D-формат не оказал никакого влияния на прокатную судьбу ленты.

А самым прибыльным стереофильмом той эпохи оказалась эротическая комедия «Стюардессы» (1969). Применение новой технологии Stereovision позволило уменьшить бюджет до $100 тысяч. Фильм окупился почти в 300 раз. Правда, это впечатляющее достижение проложило дорогу более привычным, а не только эротическим, фильмам лишь в начале 1980-х годов. Впрочем, даже появление формата IMAX не помогло стереоэффектам стать мейнстримом – в 3D демонстрировались, как правило, документальные картины.

Главное отличие современного 3D от 3D прошлого века – сочетание с цифровыми технологиями, развитой компьютерной графикой и простота в эксплуатации необходимого оборудования. Если раньше изобретения в стереокинематографе совершали одиночки, то теперь это дело огромных компаний, таких, как Walt Disney Company.

Пионером этого направления по праву можно назвать Роберта Земекиса, который едва ли не первым оценил возможности 3D в кинофантастике. Его «Полярный экспресс» (2004) был первым 3D-мультфильмом. Последняя работа студии Земекиса, «Тайна красной планеты», тоже выполнена в стереоформате и является представителем весьма широкого и успешного направления в 3D-кинематографе – трехмерной анимации. Сегодня мультфильмы, созданные в этом формате на равных конкурируют с игровым кино; причем как по сборам, там и по престижным кинопремиям. И «Тайна красной планеты» занимает в списке этих мультфильмов далеко не последнее место.

Впечатляющие технологические и коммерческие достижения современного 3D, далеко превосходящие все мечты XX века, связаны с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Самая успешная картина на планете, «Аватар» перевернул представления о реальности у миллионов людей – во многом, благодаря новаторству в 3D-эффектах. Так что сегодня вряд ли стоит бояться спада интереса к стереокинематографу. Формат нашел свою нишу – им стала полнометражная анимация и хорошая фантастика. Выйдет ли 3D за пределы этих жанров – покажет время, но пока его ждет бурное развитие именно в рамках зрелищного, развлекательно кино.

Еще в 1838 году англичанин Чарльз Уитстоун придумал демонстрационный прибор, основанный на разнице восприятия изображения левым и правым глазом, который теоретически позволял видеть разные предметы не плоскими, а в объеме. Через 15 лет Лондонская стереоскопическая компания поразила зрителей трехмерными видами Ниагарского водопада, а к середине 30-х годов XX века стереоэффект стал доступен и движущимся изображениям. Но пик киношного стереобума пришелся на 50-е годы, когда кинематограф изыскивал любые средства, чтобы выиграть жестокую конкурентную борьбу с телевидением.

Обычным делом стало для кинозрителей получать вместе с входным билетом специальные красно-синие очки: на экраны выходили десятки трехмерных хитов: «Дьявол Бвана» (1952) Арча Оболера, в котором герои сражались со стереоскопическими львами-людоедами, «Музей восковых фігур» (1953) Андре де Тота, классический ужастик «Чудовище из Черной Лагуны» (1954) и триллер Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте «М» (1954). Но тогда трехмерное изображение не получило широкого распространения из-за бедности большинства кинотеатров и сложного оборудования, необходимого для демонстрации объемного кино (серебряные экраны, поляризованные стекла, двойные синхронизированные проекторы, специальные линзы).

В 80-е годы в этом формате было снято несколько научно-популярных фильмов. Однако, несмотря на новую волну вспыхнувшего интереса к объемному изображению, несовершенство и неудобство просмотра при помощи картонных очков привели к забытью 3D-формата в очередной раз. И только после того, как в 70-е годы маленькой группой канадских ученых был разработан новый трехмерный формат IMAX, объемное кино получило реальный шанс стать действительно популярным.

Формат IMAX впервые был показан на выставке «Экспо'70» в Осаке. А первый кинотеатр «Киносфера» был построен уже через год в Торонто. Однако вплоть до конца XX века этот формат не мог похвастаться широким распространением из-за своей дороговизны, но сегодня насчитывается уже около 300 постоянных кинотеатров, работающих именно в формате IMAX.

Секрет объемного изображения, прежде всего, заключен в огромном, высотой с семиэтажный дом, экране, размерами 24 на 30 метров и массой до полутора тонн. Его металлизированное покрытие имеет коэффициент отражения, превышающий этот параметр обычного латексного экрана в несколько раз. Это необходимо для получения высокого качества изображения, которое зрители видят через линзы очков при проекции 3D.

Вторая составляющая секрета – в пленке. Известно, что чем больше площадь кадра на кинопленке, тем лучше качество изображения. Кадр технологии IMAX в 20 раз превышает классическую 16-миллиметровую пленку, в 10 раз – 35-миллиметровую и в 3 раза – стандартную 70-миллиметровую, поскольку при одинаковой с последней ширине кадры на IMAX-пленке расположены не поперечно, а продольно. Поэтому изображение может проецироваться на гигантский экран и при этом поддерживать исключительное разрешение, яркость и контрастность изображения.

Кстати, для фильмов 3D используются две копии кинопленки, которые демонстрируются синхронно: одна – для левого экрана очков, другая – для правого. Но самое главное в трехмерном кинематографе – это, разумеется, очки. В них используется технология на жидких кристаллах, максимально приближающая зрителя к происходящему на экране. Инфракрасные сигналы управляют жидкокристаллическими линзами очков, обеспечивая чередование открытия и закрытия поляризационных линз на каждом из окуляров, создающих таким образом трехмерный эффект. Завершает картину шестиканальная звуковая система общей мощностью 18 киловатт.

Фильмы в технологии 3D производятся тремя способами. Первый: созданный в технике компьютерной анимации фильм переводится в формат 3D. Второй способ: фильмы снимаются самой корпорацией IMAX на специальную камеру сразу на две пленки. Третий способ: перевод 2D изображения в 3D, пока только в виде фрагментов голливудских хитов-блокбастеров. Технология запатентована, работа продолжается.

3D-кино страдает двумя недостатками. Первый и главный – нарушение восприятия размеров тел и предметов: истинную величину того или иного нового объекта понять невозможно до тех пор, пока рядом с ним не появляется легко определимая фигура – скажем, человек рядом с китом. Второй недочет – мертвенность фонов при активном действии на самом, если можно так выразиться, первом плане. Очевидно, с развитием технологии эти недостатки будут устранены.

Сегодня 3D выбирают 55% зрителей. На 3D эпический фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» возлагаются огромные надежды относительно вывода 3D формата в кино на качественно новый уровень. Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» только за первый уик-энда собрал 75 миллионов долларов. Но аналитикам этого мало, они говорят, что в мире надо собрать более 800 миллионов долларов. Вот тогда можно будет объявлять об установке новых правил игры, чтобы очень серьезно расширить 3D аудиторию.

Мы решили разобраться в том, чем 4D отличается от уже привычного нам 3D, и все еще экзотичного 5D и 7D. И насколько вся эта выпукло-объемная картинка опасна для нашего с вами здоровья (зрения, вестибулярного аппарата и нервной системы).

Не все, что выпукло – 3D. Картины, снятые с применением специальных камер (тех, на которые снимал Кэмерон), можно пересчитать по пальцам. Помимо того, что их аренда обходится в целое состояние, они еще и крайне громоздки в обращении. Потому проще и дешевле снять обычное кино, которое после оцифровывают (примеры – «Алиса в Стране чудес» Бартона и «Пираты Карибского моря-4»).

Аромоскоп – просто эдакая картоночка, на которой под защитной краской находится 8 полей (в точности как в лотереях). Каждое такое поле – пронумеровано. И когда на экране начинает «мерцать» цифра, ну, скажем, «1», то в аромоскопе надо стереть поле «1». Ногтями это делать неудобно – нужно монеткой. И вот, в сумерках кинозала, беззлобно ругаясь, люди начинают рыться в карманах в поисках пресловутой монетки. Гул стоит, как в метро. После того как поле наконец-то стерто – его надо понюхать. Под каждым полем спрятан свой аромат. Суть этого действа в чем: мол, нюхнув тот же аромат, что и герой фильма, ты больше проникаешься происходящим.

Прикол в том, что 4D-кино – это всего лишь маркетинговый термин, описывающий комбинацию 3D-кино и физических эффектов, синхронизированных с фильмом. С реальным четвертым измерением не имеет ничего общего... Пока это – банальный развод на деньги.

И снова зритель, который соблазнился 5D, лоб в лоб сталкивается с таким расчетливым и циничным явлением, как маркетинг. Ибо перед нами все тот же 3D, но с дополнительными прибамбасами. То есть к объемной картинке добавляют «сопроводиловку»: зрителей усаживают на специальные кресла с двигателями, форсунками, дополнительными акустическими системами. Также в зале могут быть установлены отдельные генераторы запаха (привет, 4D!), света (для имитации молний) и других спецэффектов. Цель – дать зрителю прочувствовать пятое измерение.

Вы будете смеяться, но кино в формате 7D – это все то же 5D (а строго говоря, оно же и 4D и 3D – обертка разная, начинка, по сути, одинаковая). Все различия – в мелочах: в степени подвижности платформы, качестве и количестве эффектов. Что забавно – в США еще в 30-х годах на полную катушку использовали и 5-7D форматы. К примеру, во время показа фильма ужасов, когда на экране брызгала кровь, на зрителей брызгали теплой водой.

Фильмы в 5D формате длятся обычно не больше 40 минут (в среднем – 25). Подумайте сами – если вас будут крутить в кресле дольше (имитируя полет в космическом челноке), то у вас вполне может возникнуть желание потянуться за «блювательными» пакетиками.

А не наносит ли 3D-эффекты вред нашему здоровью? У вас болят глаза после фильма? Но это еще «цветочки». А «ягодки» – это слезотечения, резь, тошнота и головная боль. Все от того, что во время просмотра 3D-фильма вы получаете куда большую нагрузку, чем при 2D. Эффект сродни тому, если бы вы 8 часов работали за компьютером, припав к самому монитору. А по сути именно это вы и делаете в зале. Как можно минимизировать вред? Врачи рекомендуют давать глазам 10-15 минутный отдых после каждого часового 3D-сеанса. И ходить на подобные фильмы не чаще раза в неделю. Не рекомендуется смотреть подобное кино людям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и беременным. Некоторые специалисты считают, что 3D может привести к кинетозу (укачиванию) и дезориентации. Зритель может даже потерять равновесие и упасть. Не рекомендуется смотреть 3D-кино детям до шести лет, так как это может негативно сказаться на их развитии вообще и на зрении в частности. А вот американские врачи считают, что 3D строго противопоказано тем, у кого уже есть проблемы со зрением.

Голливудские киностудии долгое время пытались убедить нас, что 3D-очки улучшают восприятие фильма. Однако новое исследование показало, что покупка 3D-телевизора – это пустая трата денег. Фильмы в 3D и 2D оказывают на нас практически одинаковый эмоциональный эффект. Производители кинопродукции с использованием 3D уверяют, что зрители получают более яркую и живую картинку по сравнению с 2D. Они объясняют это высокой приближенностью технологии к реальной жизни. Исследователи из Университета штата Юта решили проверить, насколько это соответствует действительности.

Мы решили узнать, действительно ли 3D усиливает эмоциональный эффект, особенно у молодых людей, которым приходится ощущать на себе влияние высоких технологий, – говорит автор исследования Шейла Кроуэлл. Результаты исследования, опубликованные в журнале PLOS ONE, дали основание предположить, что в контексте развлечений форматы 2D и 3D вызывают одинаковые эмоции у зрителя. Это может быть хорошей новостью для тех, кто не хотел бы переплачивать за просмотр фильма в очках, – говорит исследователь.

Целью исследования было проверить преимущество 3D-фильмов над 2D, которые широко используется в качестве исследовательского инструмента. С их помощью проводятся эксперименты в области психологии и неврологии. Такой метод является менее инвазивным и особенно эффективен при изучении эмоциональности молодых людей.

Ученые регистрировали параметры, которые обычно используются для оценки эмоциональных реакций человека: выделение пота на ладонях, дыхание и сердечно-сосудистая активность. Испытуемым давали смотреть 5-минутные отрывки из четырех фильмов в разных форматах. Для исследования были выбраны фильмы «Мой кровавый Валентин» (оценка страха), «Рапунцель: Запутанная история» (печаль), «Гадкий Я» (веселье) и «Полярный экспресс» (волнение).

Участники исследования были распределены так, чтобы сбалансировать порядок показа эпизодов и формат. Сложные конфигурации позволили сравнить не только эмоциональные реакции, но и другие последствия просмотра. В целом ученые не нашли существенной разницы между реакциями на фильмы. Единственная разница, которая была замечена – это количество выделенного пота при просмотре 3D-сцены из «Полярного экспресса». Однако исследователи объясняют это высоким качеством фильма и обильными спецэффектами.

Интересный факт: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи названа первым 3D-изображением в истории.

Технология 3D – это самый передовой способ воспроизведения визуального и звукового сигнала в мире. Действие выходит из привычной плоскости и разворачивается прямо перед зрителем с помощью специальных 3D-очков и проекторов. Формат 3D – новый тип кино, который воздействует на зрителя не только на эмоциональном, но и на физическом уровне, представляя собой не только фильм, но и захватывающий аттракцион. Зрители настолько погружаются в фильм, что становятся непосредственными участниками событий.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (03.12.2017)
Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz