Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Одежда для вакуума

Открытый космос – малоподходящее место для таких нежных существ, как люди. В отличие от каких-нибудь тихоходок или лишайника, мы не переносим отсутствие кислорода, почти нулевое давление вакуума, температуру, которая поднимается на сотни градусов, стоит только Солнцу выйти из тени, и, конечно, потоков солнечных и космических лучей и частиц. Но, как когда-то, осваивая северные широты, люди научились «брать юг с собой» и заворачиваться в теплую одежду, так и здесь людьми была сконструирована одежда, которая защищает от опасных факторов космической среды, воссоздавая на орбите «микроскопическую Землю».

Каждый скафандр – это, по сути, индивидуальный, защищенный от радиации космический корабль, в котором поддерживаются нужное давление и температура, стабилизируется состав дыхательной смеси и работают десятки других систем жизнеобеспечения и защиты, энергии и связи. И все это втиснуто в минимальный объем, формы и материалы, позволяющие человеку двигаться, работать и общаться.

Создать в скафандре нужное давление можно двумя способами, и оба они используются. Легкие компенсационные костюмы нужны военным летчикам и космонавтам на этапах взлета и посадки. В них тело человека оплетают ленточные кольца, связанные с системой резиновых трубок. По команде в трубки быстро нагнетается воздух, они увеличиваются в объеме и сжимают тело. Однако таким способом вряд ли можно создать равномерное давление, это лишь временная мера, и во «включенном» компенсационном скафандре провести можно считанные минуты.

Скафандры водолазов-глубоководников или космонавтов, проводящих в открытом космосе целый рабочий день, делают герметичными, поддерживая в них нужное давление самой дыхательной смесью. Как правило, это давление равно 1 атм, хотя, например, в скафандрах астронавтов американских кораблей Space Shuttle использовалось всего 0,29 атм.

Космонавты находятся в них, как внутри плотно надутой шины, что, кстати, серьезно затрудняет их движения. Для поддержания нормального давления в глубоком вакууме космоса скафандры обязательно имеют две оболочки. И если уж продолжать аналогию с надутым колесом, то роль шины здесь играет герметичный внутренний слой из высококачественной резины, а защитную роль покрышки – слой нейлона или капрона.

Система жизнеобеспечения первых скафандров была незамкнутой и негерметичной: отработанный воздух, наполненный паром и углекислым газом, просто выводился наружу. Однако уже вскоре на смену им пришли скафандры с замкнутой регенерационной системой, в которой наряду с поддержанием нужной концентрации кислорода работают встроенные средства для удаления лишней воды, связывания углекислоты и регулирования температуры.

Удаление накопившегося углекислого газа производится химически, при прокачке дыхательной смеси через гидроксид лития (с образованием углекислого лития). Кислород подается из запасов, хранящихся в баллонах под большим давлением. Почти всегда в скафандре поддерживается атмосфера с повышенным содержанием кислорода. Чтобы не испытать опасное опьянение, космонавты, надев специальную маску, предварительно дышат кислородом, насыщая им кровь.

Для поддержания комфортной температуры современные скафандры изолируют от космической среды с помощью многих слоев ультрасовременных материалов, включая неопрен, Gore-Tex. Несколько слоев тонкой терефталатной пленки с алюминиевым напылением практически полностью блокируют теплообмен. Кроме того, внешний слой (например, майларовый) белого цвета эффективно отражает солнечные лучи, не давая скафандру перегреваться.

Впрочем, человеческое тело само достаточно нагревает внутренние объемы, и температура внутри скафандра во время работы стоит вполне тропическая. Охлаждение и выведение влаги, которая появляется с потом космонавта и быстро наполняет внутренний объем, – главная проблема скафандров. Для этого через него проходит густая система наполненных жидкостью трубочек, которые отводят излишки тепла прямо в космос.

Для защиты от микрометеоритов остается добавить еще один прочный слой – например, кевларовый, – и в целом наш скафандр будет готов. При этом мы уже набрали изрядное количество слоев, которые сами по себе служат неплохим экраном и от радиации, так что дополнительные меры защиты не понадобятся. Стоит лишь запомнить, что при особенно мощных потоках – например, во время солнечной вспышки – они не помогут, и в космос все-таки лучше не выходить.

Осталось дополнить скафандр небольшими, но важными деталями. Прозрачным куполом шлема из сверхпрочного поликарбоната – «бронестекла». Сдвижной полупрозрачной «шторкой» с густым отражающим напылением из золота, которое задержит больше трети солнечных лучей и позволит не ослепнуть под их светом. С внутренней стороны шлема не забыть нанести на стекло покрытие, препятствующее осаждению пара. Добавим лишь наушники и микрофон, связанные с радиоприемником, и можно выходить в открытый космос. Главное – не забыть привязаться к кораблю.

Работать в условиях микрогравитации – совсем не то, что на Земле. Многие наши привычные движения и полезные рефлексы здесь только мешают. Не весящий ничего космонавт, пытаясь закрутить небольшую гайку, сам начнет вращаться в противоположном направлении. Первые люди, работавшие в открытом космосе, сообщали, что немало усилий уходит просто на поддержание своего положения в пространстве. Поэтому уже много лет у космонавтов и астронавтов вырабатывают специальные навыки работы в таких условиях, а на внешней обшивке МКС проложены целые «тропинки» из рукоятей и поручней, за которые можно удерживаться.

В остальном же человек, заключенный в многослойную, плотно надутую оболочку, оказывается почти беспомощен. Существовали проекты создания реактивных систем, которые обеспечивали бы скафандры хотя бы минимальной самостоятельностью и маневренностью на орбите. В космосе был даже испытан американский модуль MMU, похожий на стул с небольшими реактивными двигателями, управляющимися джойстиком. Скафандры астронавтов, работавших на Space Shuttle, оснащались спасательным модулем SAFER (Simplified Aid For EVA Rescue): 1400 г сжатого азота позволяли развить скорость до 3 м/с и вернуться в случае аварийной потери контакта с космическим кораблем.

Однако главной защитой космонавтов остается… обычная привязь. Если не считать испытаний модуля MMU в 1984 году и модуля SAFET в 1994-м, все до сих пор прошедшие выходы в открытый космос производятся со страховкой. Кадры Евгения Леонова – первого человека, вышедшего за пределы космического корабля, – парящего на 15-метровой ленте, как на фантастической пуповине, облетели весь мир. Во времена Леонова эта «пуповина» также включала трубки для перекачки воздуха, провода и другие элементы. Сегодня это простая, легкая и прочная лента с карабинами, но именно она остается лучшим другом и защитником космонавта.

С развитием реактивной авиации всерьез встали проблемы защиты и спасения экипажа при высотных полетах. С падением давления человеческому организму становится все труднее усваивать кислород, обычный человек без особых проблем может находиться на высоте не более 4−5 км. На больших высотах необходимо добавление кислорода во вдыхаемый воздух, а с 7−8 км человек вообще должен дышать чистым кислородом. Выше 12 км легкие и вовсе теряют возможность усваивать кислород – для поднятия на большую высоту требуется компенсация давления.

На сегодняшний день существует всего два типа компенсации давления: механическая и создание вокруг человека газовой среды с избыточным давлением. Типичным примером решения первого типа служат высотные компенсационные летные костюмы – например, ВКК-6, применяемые пилотами «МиГ-31». В случае разгерметизации кабины такой костюм создает давление, сдавливая тело механическим путем.

В основе такого костюма лежит довольно остроумная идея. Тело пилота опутывают ленточки, напоминающие восьмерку. В меньшее отверстие пропущена резиновая камера. В случае разгерметизации в камеру подается сжатый воздух, она увеличивается в диаметре, сокращая, соответственно, диаметр кольца, опутывающего пилота. Однако такой метод компенсации давления является экстремальным: тренированный летчик в компенсирующем костюме может провести в разгерметизированной кабине на высоте не более 20 минут. Да и создать равномерное давление на все тело таким костюмом невозможно: некоторые участки тела оказываются перетянутыми, некоторые – вообще несдавленными.

Другое дело – скафандр, по сути, представляющий собой герметичный мешок, в котором создано избыточное давление. Время пребывания человека в скафандре практически не ограничено. Но и он имеет свои недостатки – ограничение подвижности летчика или космонавта.

Что такое рукав скафандра? Практически это аэробалка, в которой создано избыточное давление (в скафандрах обычно поддерживается давление в 0,4 атмосферы, что соответствует высоте 7 км). Попробуйте согнуть накачанную автомобильную камеру. Трудновато? Поэтому один из самых охраняемых секретов производства скафандров – технология производства специальных «мягких» шарниров. Но обо всем по порядку.

Скафандры состоят из двух основных оболочек: внутренней герметичной и внешней силовой. В первых советских скафандрах внутренняя оболочка изготавливалась из листовой резины методом элементарного склеивания. Резина, правда, была специальной, для ее производства применялся высококачественный натуральный каучук. Начиная со спасательных скафандров «Сокол» герметичная оболочка стала резинотканевой, однако в скафандрах, предназначенных для выхода в открытый космос, альтернативы листовой резине пока не предвидится.

Внешняя оболочка – тканевая. Американцы для нее используют нейлон, мы – отечественный аналог, капрон. Она защищает резиновую оболочку от повреждений и держит форму. Лучшей аналогии, чем футбольный мяч, придумать сложно: кожаный внешний чехол защищает внутреннюю резиновую камеру от бутс футболистов и обеспечивает неизменные геометрические размеры мяча.

Провести продолжительное время в резиновом мешке никакой человек не сможет (кто имеет армейский опыт марш-бросков в прорезиненном общевойсковом защитном комплекте, поймет это особенно хорошо). Поэтому в каждом скафандре в обязательном порядке присутствует система вентиляции: по одним каналам подводится ко всему телу кондиционированный воздух, по другим – отсасывается.

По методу работы системы жизнеобеспечения скафандры делятся на два вида – вентиляционные и регенерационные. В первых, более простых по конструкции, использованный воздух выбрасывается наружу, аналогично современным аквалангам. По такому принципу были устроены первые скафандры СК-1, скафандр Леонова для выхода в открытый космос «Беркут» и легкие спасательные скафандры «Сокол».

Для длительного пребывания в космосе и на поверхности Луны потребовались регенерационные скафандры длительного пребывания. В них выдыхаемый газ регенерируется, из него отбирается влага, воздух донасыщается кислородом и охлаждается. По сути, такой скафандр в миниатюре копирует систему жизнеобеспечения целого космического корабля. Под скафандр космонавт одевает специальный сетчатый костюм водяного охлаждения, весь пронизанный пластиковыми трубками с охлаждающей жидкостью.

Проблемы обогрева в выходных скафандрах (предназначенных для выхода в открытый космос) не возникала никогда, даже если космонавт работал в тени, где температура стремительно падает до -1000С. Дело в том, что наружный комбинезон идеально выполняет функции теплозащитной одежды. Для этого впервые была применена экранно-вакуумная изоляция, работающая по принципу термоса. Под внешней защитной оболочкой комбинезона расположены пять-шесть слоев специальной пленки из особого полиэтилена, терифталата, с двух сторон которой напылен алюминий.

В вакууме между слоями пленки теплообмен возможен только за счет излучения, которое переотражается обратно зеркальной алюминиевой поверхностью. Внешний теплообмен в вакууме в таком скафандре настолько мал, что считается равным нулю, и при расчете учитывается только внутренний теплообмен.

Помимо всего этого на космонавтов надевается хлопчатобумажное белье со специальной антибактериальной пропиткой, под которым расположен последний элемент – специальный нагрудник с закрепленными на нем телеметрическими датчиками, передающими информацию о состоянии организма космонавта.

В целях облегчения конструкции и увеличения подвижности внешних скафандров существовало целое направление (прежде всего в США), изучавшее возможность создания цельнометаллических жестких скафандров, напоминающих глубоководные водолазные. Однако частичное воплощение идея нашла только в СССР. Советские скафандры «Кречет» и «Орлан» получили комбинированную оболочку – жесткий корпус и мягкие ноги и руки. Сам корпус, который конструкторы называют кирасой, сваривается из отдельных элементов из алюминиевого сплава типа АМГ. Такая комбинированная схема оказалась на редкость удачной и сейчас копируется американцами. А возникла она по необходимости.

Американский лунный скафандр был сделан по классической схеме. Вся система жизнеобеспечения располагалась в негерметичном ранце на спине астронавта. Советские конструкторы, возможно, также пошли бы по этой схеме, если бы не одно «но». Мощность советской лунной ракеты Н-1 позволяла доставить на Луну только одного космонавта, в отличие от двух американских, а облачиться в одиночку в классический скафандр не представлялось возможным. Поэтому и была выдвинута идея жесткой кирасы с дверцей на спине для входа внутрь.

Специальная система тросиков и боковой рычаг позволяли надежно закрыть за собой крышку. Вся система жизнеобеспечения располагалась в откидной дверце и работала не в вакууме, как у американцев, а в нормальной атмосфере, что упрощало конструкцию. Правда, шлем пришлось делать не поворотным, как в ранних моделях, а монолитным с корпусом. Обзор же компенсировался гораздо большей площадью остекления.

Шлем – важнейшая часть скафандра. Еще в «авиационном» периоде скафандры делились на два типа – масочные и безмасочные. В первом – летчик использовал кислородную маску, по которой подавалась воздушная смесь для дыхания. Во втором – шлем отделялся от остального объема скафандра своеобразным воротничком, шейной герметичной шторкой. Такой шлем играл роль большой кислородной маски с непрерывной подачей дыхательной смеси. В итоге победила безмасочная концепция, которая обеспечивала лучшую эргономику, хотя и требовала большего расхода кислорода для дыхания. Такие шлемы и перекочевали в космос.

Космические шлемы также делились на два типа – съемные и несъемные. Присоединялись они специальным герморазъемом с гермоподшипником, что давало возможность космонавту вертеть головой. Механизм поворота был довольно интересен. Так вот, выпуклые наушники шлемофона входили в специальные пазы жесткого шлема, и при повороте головы шлем начинал вращение вместе с головой, как башня танка. Конструкция была довольно громоздкой, и от нее в дальнейшем отказались. На современных скафандрах шлемы несъемные. Обязательный элемент шлема для выхода в космос – светофильтр.

15 секретов дизайна скафандров

1. Разработка космического скафандра требует определенного набора навыков

И они могут быть совсем не тем, о чем вы подумали. В этой работе одинаково важны критическое мышление и креативность. Вы должны быть ориентированы на детали и соблюдать крайне точный план испытаний. Когда вы работаете с околочеловеческими объектами, вам нужно разработать тест, в ходе которого вы получите конструктивный фидбек о таких субъективных вещах, как удобство, например. Как бы вы определили удобство? Вам нужно подумать об этом и с инженерной точки зрения, и с точки зрения удобства.

2. Скафандры создаются для миссий

При создании нового скафандра инженеры должны ответить на два вопроса, которые помогут определить структуру костюма: куда вы собираетесь и что будете делать? Инженеры начинают с того, куда собираются астронавты, что, в свою очередь, делится на две категории: условия невесомости или планетарная среда, чтобы определить необходимую мобильность скафандра. Также инженеры учитывают такие вещи, как возможное наличие высокого уровня радиации, колебаний температуры и риски попадания микрометеоритов. Затем инженерам нужно подумать о том, что будут делать астронавты в ходе своей миссии. Будут ли они ходить на своих ногах в условиях невесомости или же по планете? Будут ли они оснащены дополнительным инструментарием или же все инструменты будут крепиться к поясу? Нужно ли им быть автономными? Если вы находитесь на поверхности планеты, которая довольно далеко от Земли, вам понадобится автономный скафандр для работы в открытом космосе. В то же время на космической станции у вас есть постоянный контакт с центром управления полетами, поэтому часть работы с информацией можно возложить и на него.

3. Новые костюмы требуют новой обуви

Скафандр, с которым знакомы многие люди, это Extravehicular Mobility Unit. Поскольку он предназначен для использования в условиях невесомости (когда астронавты используют руки для перемещения) для починки и усовершенствования Международной космической станции, телескопов и других процессов с выходом в открытый космос, ему нужна мобильность в плечах, руках и кистях. Однако новые скафандры, в том числе новый Z-2, разрабатываются и для выхода в условия планетарной среды, поэтому инженеры проводят много времени, проектируя талию, таз и обувь костюма. В таких условиях астронавтам необходима стабильная нижняя часть костюма. Впервые со времен «Аполлона» нужна обувь для прогулки, а когда вы ходите в разных гравитационных условиях, способ вашего передвижения меняется.

4. Новые костюмы должны быть легче

Вес EMU составляет около 136 килограммов (астронавты этого, конечно, не ощущают в условиях невесомости). Костюм «Аполлон», включая рюкзаки, весил 80 килограммов на Земле и всего 13 на Луне, но особой мобильностью не отличался. Цель дизайнеров – сделать новые костюмы легкими и мобильными.

5. Дизайн начинается с рассмотрения старых прототипов

После того как определяются «куда» и «что», начинается, собственно, проектирование. Какой тип плеч лучше работает с какими задачами, разные дизайны бедер и обуви, и общий стиль. Нужна ли молния? И так далее. Работа с этими функциями позволяет инженерам набросать план того, как разные элементы костюмов работают в конкретных условиях».

6. Ученые NASA проектируют костюмы, но делают их частные компании

Испытание костюмов и наброски дизайна делаются силами ученых. Но когда речь заходит о создании, NASA отдает дизайны частным компаниям.

7. Определенные части костюма сшиты вручную

В эпоху «Аполлона» космические костюмы сшивались вручную. Вы могли бы подумать, что с развитием технологий эта практику постигла участь птицы Додо, но нет. Немного анатомии скафандра: внутренний слой скафандра, который называют пузырем – «представьте его себе как шар, в котором держится воздух» – герметизируют и сваривают машинным путем. Над ним находится сдерживающий слой, который придает пузырю силу и форму. Он предотвращает чрезмерную нагрузку на пузырь, когда вы сгибаете руку в локте или ногу в колене, там ведь все под давлением. Сдерживающий слой костюма все еще шьется вручную.

8. Но они все еще на острие технологий

Инженеры использовали лазерные 3D-сканеры и 3D-принтеры для разработки костюма Z-2 – и это впервые.

9. Костюмам свойственны утечки

Но не сильные. В костюме допускается утечка максимум в 100 СКСМ (стандартных кубических сантиметров в минуту). Чтобы убедиться, что костюм не протекает и отвечает требованиям, отдельные части подвергаются ужасным пыткам в процессе создания. Образцы и целые части уничтожаются. Испытатели смотрят, сколько потребуется сил, чтобы сорвать швы или разорвать ткань. Когда дизайнеры получают весь костюм, они также занимаются экспериментами. Проводят структурные испытания и проверяют связь, надувая костюм до полуторного объема, чтобы убедиться, что его структура прочна, утечек нет, а швы крепки.

10. Скафандров на заказ не бывает

Весьма неэффективно по бюджету создавать скафандр под каждого отдельного члена команды. Напротив, костюмы создаются с использованием модульной системы, что частично определяет их громоздкость. Сегодня на космической станции достаточно компонентов для четырех полных комплектов EMU, каждой детали которых найдется замена. Модульная система также упрощает починку вещей: если одна часть сломается, инженеры просто могут заменить ее вместо того, чтобы создавать новый скафандр.

11. Дизайнеры сосредоточены на одном костюме одновременно

Учитывая все требования и эксперименты с дизайном, неудивительно, что инженеры делают только один костюм за раз. От разработки концепции к прототипу и тестированию «проходит много времени, чтобы сделать новый костюм». Больше года.

12. Астронавты надевают несколько слоев, прежде чем облачаются в скафандры

В фильме «Гравитация» Сандра Буллок надевает свой EMU прямо на майку и белье. Но это чушь. Настоящие астронавты надевают несколько слоев одежды перед скафандром. Сначала идет одежда с максимальной впитываемостью (MAG), которая представляет собой своеобразные пеленки. Это система управления отходами. На эти пеленки надеваются облегающие кальсоны, которые сохраняют комфорт, пока астронавт носит одежду с жидким охлаждением. Этот слой обеспечивает охлаждение кожи, когда вы находитесь в костюме и тяжело трудитесь. Чтобы космонавт не доходил до седьмого пота, холодная вода постоянно ходит по трубам по всему телу, охлаждая его, забирая тепло у кожи и возвращая его космосу.

13. Существуют способы сделать костюм под давлением

Любой космонавт должен испытывать давление на тело, которое помогает ему функционировать нормально. Для этого астронавту нужен либо костюм под давлением газа (что и использует NASA), либо костюм, который использует механический счетчик давления (MCP), разработанный в MIT. Вы можете представить MCP как очень плотный мокрый костюм. Он создает такое же давление, как и газ вокруг нас, просто сдавливая кожу при помощи самого костюма. NASA рассматривало костюм с механическим давлением, разработанный доктором Полом Уэббом в 1970-х годах; назывался он Space Activity Suit. Хотя работал он хорошо, чтобы его надеть – при помощи нескольких человек – нужно было несколько часов. И это не единственный его недостаток. Сложно было убедиться в том, что давление одинаково приходится на все частички вашего тела. На ладонях, лопатках, в коленях и паху при перемещении оно могло измениться. Нужны были материалы, которые точно повторяют контуры тела и изменяются при движении. Костюмы с газовым давлением все же посчитали более удобными.

14. Скафандр Z-2 будет довольно небольшим

Скорее всего, этот скафандр будет самым небольшим из всех. Предыдущая его версия, Z-1, обладала большим 13-дюймовым куполом. Для больших мужчин – самое то, но для небольших женщин – не очень. Ученые наблюдают за современным поколением астронавтов и пытаются спроектировать костюм, который подойдет 5% женщин и 99% мужчин – и это довольно большой диапазон. Также он на 40% уменьшит привычные размеры скафандров.

15. За внешний вид скафандра можно будет проголосовать

Последний скафандр NASA, Z-1, сделан по образу и подобию скафандра Базза Лайтера из «Истории игрушек», хотя говорят, что это совпадение. Однако когда люди заговорили об этой «случайной» связи, NASA намеренно использовала известный образ Базза. Но для внешнего вида следующего скафандра было учреждено интернет-голосование. Инженеры работали со студентами из области моды Филадельфийского университета, пытаясь придумать разные варианты костюма, что было не совсем обычной практикой.

13 самых необычных скафандров NASA

На протяжении последних 50 лет люди выходят в открытый космос, чтобы полетать вокруг своей ракеты, протестировать ракетные ранцы, отремонтировать МКС, пройтись по поверхности Луны. Все мы видели множество фотографий отважных астронавтов и космонавтов в привычных нам защитных скафандрах. Однако космическая мода не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть. Предлагаем вам подборку из 13 самых необычных скафандров, побывавших на рассмотрении NASA за последние полвека.

1. Republic Aviation

В 1961 году корпорация Republic Aviation предложила свой прототип костюма для пилотируемого полёта на Луну. Он выглядел… немного более громоздко, чем то, что в итоге носили астронавты миссии «Аполлон». Скафандр имел твёрдые стенки и специальную треногу, на которую астронавт мог опираться во время отдыха. Внутри было так много места, что участник лунной экспедиции мог бы питаться, не снимая скафандра.

2. Grumman

В 1982 году астронавты NASA тестировали прототип скафандра для выхода на поверхность Луны, созданный компанией Gruman. Скафандр не имел собственной системы жизнеобеспечения и получал энергию и воздух для дыхания из посадочного модуля.

3. Litton RX 2

В 1963 году NASA в сотрудничестве с Litton Industries создало очень научно-фантастический скафандр. К сожалению, в результате было принято решение отказаться от него в пользу более совершенных моделей.

4. Прототип «Аполлона»

Перед полётом на Луну предлагалось множество вариантов скафандра, самым необычным из которых был данный прототип. Его ключевой особенностью являлось очень узкое поле зрения для астронавта, что должно было защитить его глаза от яркого солнечного света.

5. Пилотируемая военная орбитальная станция

Пока NASA готовилось к пилотируемому полёту на Луну, ВВС США набирали собственных астронавтов для работы на секретной орбитальной станции. Хотя работа над самой станцией завершилась ещё на стадии прототипа, инженеры успели разработать специальный скафандр синего цвета с необычным шлемом.

6. Скафандр AX

С 1966 по 1990-е команда NASA Ames работала над созданием мобильного скафандра для работы в открытом космосе. На фотографии – один из ранних прототипов, созданных в 1966 году.

7. AX-3

Дальнейшее развитие скафандра AX, представленное в 1977 году.

8. AX-5

Скафандр AX-5 был создан в 1988 году. Хотя он выглядел значительно более неуклюже, чем его предшественники AX и AX-3, он давал астронавту гораздо больше свободы движения.

9. Спасательный костюм со Space Shuttle

Первые пассажиры «Space Shuttle» летали на абсолютно новом виде космического аппарата. Поэтому NASA, волнуясь об их безопасности, заставляла экипажи первых четырёх миссий надевать такие спасательные костюмы. Они не были предназначены для работы в космосе, но могли спасти астронавтов в случае аварии на начальной стадии полёта – в таком случае астронавты просто катапультировались бы из кабины «спейс-шаттла».

10. «Constellation»

В 2005 году президент США Джордж Буш объявил о запуске программы «Созвездие» («Constellation»), включавшую в себя возвращение на Луну и пилотируемый полёт на Марс. Хотя администрация следующего президента – Обамы – очень сильно порезала программу, сохранив лишь работу над капсулой «Orion» и ракетой SLS, NASA успело создать и протестировать новый скафандр для выхода на лунную поверхность.

11. Z-1

Вариация такого скафандра будет протестирована на МКС в 2017 году. Z-1 разработан так, что астронавтам понадобится гораздо меньше времени, чтобы одеть или снять его, в отличие от других современных скафандров.

12. Z-2

Дальнейшее развитие Z-1, выполнен из более прочных материалов. Первые тесты в вакууме состоятся в 2020 году.

13. BioSuit

Дава Ньюман, прежде чем стать заместителем руководителя NASA, создала свой собственный скафандр BioSuit. Прототип скафандра был создан в Массачусетском технологическом институте.

За 45 лет «мода» на космическую одежду неоднократно менялась. Скафандр, в котором Гагарин совершил первый в мире виток вокруг Земли, должен был спасти ему жизнь в случае аварии и помочь продержаться до появления спасателей. Скафандры последних поколений – это уже нечто среднее между костюмом и домом. В такой оболочке космонавт может свыше десяти часов находиться в открытом космосе. Теперь внутри скафандра есть даже запас питьевой воды, чтобы во время работы вне станции у человека была возможность утолить жажду, не возвращаясь на борт.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (27.03.2020)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [349]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz