Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Парфенон – храм богини Афины

Говорим архитектура – подразумеваем Парфенон. Этот величественный храм построен почти две с половиной тысячи лет назад. Он был и остается главной жемчужиной афинского Акрополя, символом мастерства древних зодчих.

Каждый год достопримечательность привлекает миллионы посетителей. Уже почти полвека длится реставрация памятника. И хотя его лучшие дни давно миновали, он по-прежнему притягивает и своей красотой, и своей историей.

Инициатором строительства Парфенона стал правитель Афин – Перикл. С этим государственным деятелем связывают период высшего расцвета города – "периклов век". К этому времени греко-персидские войны закончились как нельзя лучше для эллинов, Афины по сути стали империей и распоряжались деньгами Афинского союза, созданного для борьбы с персами. К тому же у Перикла были амбиции превратить город в крупнейший религиозный и культурный центр Эллады.

А на Акрополе – скале, возвышавшейся над полисом и служившей крепостью и резиденцией властей, уже имелась подходящая площадка: в начале V века до нашей эры там попытались воздвигнуть храм в честь богини-покровительницы города, но у вторгшихся в Грецию персов были другие планы. Теперь, когда началась мирная эпоха, самое время было вспомнить о былых замыслах. Но масштаб был уже совсем другой – такого великолепия страна еще не знала.

К проекту привлекли выдающихся архитекторов и скульпторов того времени. Во-первых, это зодчий-"суперзвезда" Фидий, который, как считается, и стал автором ключевой идеи Парфенона. Позднее этот мастер создаст одно из семи чудес света – статую Зевса в Олимпии. Во-вторых, это Калликрат, которого считают главным архитектором Афин. Он занимался организационной стороной вопроса. Наконец, детальное архитектурное решение было поручено Иктину. По некоторым данным, на тот момент он уже работал над таким известным культовым сооружением как храм Аполлона Эпикурия в Бассах.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. Храм посвящался богине мудрости, войны, покровительнице искусств, наук, ремесел, а заодно и главного греческого города – Афине. Слово Парфенон происходит от "парфенос" – девственный, а официальное название сооружения было Храм Афины Девы. Это качество как бы символизировало для жителей города его неприступность.

Основные работы были закончены за какие-то 9 лет, еще 6 лет ушло на то, чтобы завершить убранство храма. Примечательно, что строили Парфенон не рабы, а свободные (хоть и небогатые) горожане, для которых Перикл организовал программу общественных работ. На сооружение потратили огромные деньги – по разным данным от 450 до 700 талантов. Для сравнения, боевой корабль стоил 1 талант. Перикла даже критиковали за такие расходы, но тот оправдался тем, что храм будет гордостью города на века, и оказался прав. К тому же налоги на горожан не поднимали. Беднота получила хороший источник дохода, а политик – дополнительную поддержку.

Основной статьей расходов оказалась доставка главного строительного материала – мрамора с горы Пенделикон, расположенной в паре десятков километров от Афин. Кроме этого со всей Греции туда свозили драгоценные металлы, черное дерево и слоновую кость.

Главным украшением храма стала статуя богини работы Фидия. Скульптура была сделана из дерева, слоновой кости и золота. Именно на этот благородный металл и позарился через 134 года тиран Лахар, снявший золотые листы со статуи, чтобы расплатиться со своими войсками. Этот эпизод можно назвать первым зафиксированным случаем нанесения ущерба храму. В III веке статуя исчезает, что именно с ней произошло неизвестно.

В III веке нашей эры храм горел в результате вторжения варваров. Тогда он лишился обеих дверей, крыши, внутренних перекрытий. В V веке сокровища храма вывезли в Константинополь. А столетие спустя Парфенон начинают превращать в христианский храм. Во-первых, это сопровождалось перепланировками, а во-вторых, большую часть скульптур особо духовные люди посчитали неприемлемыми для своих ценностей – из-за наготы персонажей или их принадлежности к язычеству. Церемониться не стали, изваяния уничтожили или испортили.

В середине XV века пришли турки. Они превратили Парфенон в мечеть, но это не беда, беда в том, что Османская империя постоянно воевала, и в результате одной из операций храму был нанесен уже непоправимый ущерб.

В 1687 году город осаждали венецианцы. Тогдашние его хозяева не придумали ничего лучше, как устроить в Парфеноне пороховой склад в расчете на то, что нападавшие не посмеют стрелять по сокровищу мировой культуры. Но тех это обстоятельство не смутило. Одно из ядер угодило прямиком в склад, и вся средняя часть храма взлетела на воздух.

Восстанавливать Парфенон после этого никто не стал, и местные жители начали его потихоньку растаскивать, в результате исчезла примерно половина скульптур. А турецкие хозяева разбирали сооружение, чтобы добыть из него свинец, использовавшийся для скрепления кладки между собой, из него отливали пули. Храм окончательно превращается в руины. Многие люди смотрели на все это с ужасом и пытались что-то спасти, из-за чего фрагменты некогда богатого скульптурного убранства оказывались в разных европейских городах и оседали в музеях или у коллекционеров.

Больше всего на этом поприще преуспел британский лорд Элгин, который в начале XIX века с разрешения турецких властителей вывез в Великобританию примерно половину остававшихся на тот момент скульптур Парфенона. Кто-то называет это воровством, а кто-то – спасением культурного наследия для будущих поколений. К слову, сам аристократ на этой операции не то что рук не нагрел, а даже оказался в убытке: залез в долги и скрывался от кредиторов.

Коллекция же была продана Британскому музею, от которого Эллада до сих пор безуспешно пытается получить "мраморы Элгина" назад, хотя некоторые другие европейские города понемногу идут навстречу и передают спасенное в прошлом греческим властям.

Первые попытки реставрации Парфенона начались сразу после обретения Грецией независимости в 1832 году, впрочем, масштаб их был невелик. Свой современный вид Парфенон обрел в результате работы инженера Николаоса Баланоса, который взялся за дело уже в начале прошлого века. С одной стороны, были восстановлены колоннады, соединяющие фасады. С другой – делалось это без учета первоначального расположения мраморных блоков. А скрепляли их железом, которое ржавело и деформировалось, элементы сооружения растрескивались.

В 1975 году начали все делать по уму, с учетом того, где какие фрагменты были изначально, а скрепляли их уже титаном. Уже этому этапу работ исполнилось более полвека, а Парфенон и отдаленно не напоминает то, чем он некогда являлся. С другой стороны, прогресс, хоть медленный, но есть, Акрополь и Парфенон постепенно преображаются.

Сейчас Парфенон – это периптер (прямоугольное сооружение) с 8 десятиметровыми колоннами на торцах (примерно 31 метр в длину каждый) и 17 по бокам (почти 70 метров), стоящий на трех мраморных ступенях. Частично восстановлен западный фасад.

В наши дни реставраторы работают над одной из стен внутреннего помещения. Для реконструкции применяется больше 350 камней оригинальной постройки, плюс около сотни новых. Эта программа рассчитана минимум на 15 лет.

Так что пока туристу, со стороны глядящему на Парфенон, должно помочь воображение и трехмерные реконструкции сооружения. И наше описание.

Одна из главных особенностей архитектуры Парфенона – ее искривления, сделанные нарочно для того, чтобы несмотря на искажения зрения, здание выглядело бы "стройным". Для этого: основание, на котором стоят колонны, немного повышается к центру; угловые колонны торцевых фасадов имеют небольшой уклон опять-таки к центру; все колонны сделаны с небольшим утолщением посередине и сужением кверху; угловые колонны были чуть больше остальных в диаметре. То, что древние зодчие использовали эти приемы, выяснилось только в XIX веке.

Кладка была сухой, без использования растворов, элементы соединялись железными скрепами и штырями, для заливки крепежа использовался свинец. Колонны состояли из барабанов, скреплявшихся деревянными стержнями.

У здания были и стены, и ворота, и двускатная черепичная крыша. Многие его детали были раскрашены красным, синим и золотым цветами. Высота всего сооружения составляла почти 20 метров.

Главным культовым предметом храма была огромная (11-13 метров в высоту) статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она располагалась ближе к восточному входу в так называемой целле. На изваяние ушло около тонны золота. Автора даже обвиняли в его воровстве, но тот сумел оправдаться. Перед статуей располагался небольшой бассейн – для поддержания необходимой для статуи влажности.

Известно, что Афина была облачена в длинный хитон, в одной руке держала изображение богини победы Ники, в другой – копье, на груди у покровительницы города была голова Медузы Горгоны, в ногах лежал щит, а рядом свернулась змея.

Также Фидий работал над некоторыми из многих других скульптур храма. Их можно разделить на 3 большие группы. Во-первых, это изваяния фронтонов, стоявшие под самой кровлей над входами в храм с торцов здания. Над восточным была запечатлена сцена рождения Афины, над западным – ссора Афины с Посейдоном. Сохранилось 30 статуй богов и героев: 19 в Британском музее, остальные в Афинах.

Во-вторых, это метопы (всего их было 92) – прямоугольные панели, располагавшиеся по периметру всего сооружения уровнем ниже фронтонных скульптур. Здесь были горельефы с изображением сцен из борьбы богов и гигантов, кентавров и мифического племени великанов – лапифов, битва греков с амазонками и Троянская война. До наших дней дошло 57 метоп: 42 в Афинах, остальные в Британском музее.

Наконец, это фриз, сверху опоясывавший целлу. На нем – барельефы с изображением ежегодной Панафинейской процессии, когда Афине подносилось новое одеяние – пеплос. Барельефная полоса составляет 160 метров, на ней 500 изображений – музыканты, жрецы, животные, всадники и колесницы. Сохранилось около ста пластин фриза, большая часть – в Британском музее.

В американском Нэшвилле в конце XIX – начале XX века была построена полномасштабная копия Парфенона. Ее возвели, основываясь на научных данных того времени об оригинале.

По некоторым данным, на одном из пальцев статуи Афины (по другим версиям – на Зевсе Олимпийском или Афродите Урании) зодчий Фидий увековечил имя своего возлюбленного – "прекрасного Пантарка".

Фидий не избежал тюрьмы в Греции. Его обвинили в оскорблении божества за то, что на щите Афины он изобразил себя и Перикла. По одним данным, скульптор умер в заточении, по другим – в изгнании.

Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине – покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона – многое пришлось ему повидать.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий. Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве.

Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу». И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.

В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение – величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями, используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.

Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей – колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.

Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.

Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, – лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.

С точки зрения геометрии – Парфенон это уникальнейшее здание. Если в один конец ступени положить предмет в 10-15 см высотой, то с противоположной стороны этот предмет будет невидим. Это явление говорит о том, что в кажущихся на первый взгляд плоских конструкциях имеется кривизна. Также отсутствует строгая параллель в колоннах Парфенона Афин – они все немного наклонены во внутрь. На высоте нескольких километров оси колон сходятся в одной точке.

Современные сейсмологи утверждают, что такая конструкция придает зданию большую устойчивость во время землетрясения. Также колонны Парфенона в Афинах различны по размеру, то есть угловые колонны в отличие от остальных более объемны. На них приходиться больше света, который зрительно делает их меньше. Архитектор, проектирующий храм, был превосходным мастером перспективы. Он смог точно рассчитать пропорции сооружения таким образом, чтобы они были приятны взору человека, смотрящего на храм снизу.

Парфенон (Афины) был выстроен в период между 447 и 432 годами до нашей эры Для того чтобы его украсить, было создано три набора скульптур: фронтоны, фризы и метопы. Фризы и метопы были частью храмового сооружения, интересно то, что в период возведения Парфенона в Афинах они не были заложены в камни и уже после завершения строительства их установили на высоте стен храма.

Метопы были сделаны в форме отдельно стоящих фигур и имели заметный рельеф. Общее количество метопов составляло 92 штуки, по 14 из них располагалось на фронтонах и по 32 на длинных сторонах. Между метопами была простая декорация – триглиаф, которая разделяла их. Они были размещены над открытым рядом колонн по периметру здания и на них можно было лицезреть исторические битвы, о которых рассказывалось в греческих мифах: западная сторона – события Амазономахии, восточная – воспевание храбрости Олимпийцев, ведущих бои с Гигантами, южная – битва греков с Кентаврами, северная – сцены Троянской войны.

Длинный 160-метровый фриз архитекторы расположили поверх внутреннего ряда колонн, поэтому публика не могла его рассмотреть так же хорошо, как метопы внешнего ряда колонн. Эта композиция с небольшим выступающим рельефом изображала процессию Панафинейского фестиваля, идущую к Храму.

На внешних концах храма Парфенона в Афинах в промежутке между колоннадой и крышей образовалось огромное треугольное пространство, в которое поместили фронтонные статуи. Их создавали с таким расчетом, чтобы вся выделенная для них непрямоугольная площадь была занята равномерно, поэтому статуи, расположенные в центре, были прилично крупными.

На эти фронтонные скульптурные группы очень большое негативное влияние оказало время и различные события, произошедшие на этом месте, поэтому все наши знания о них, получены из сведений, оставленых путешественником и греческим писателем Павсанием, работавшим в этом месте примерно в 150 году до нашей эры Согласно этим сведениям, скульптуры на восточном фронтоне несли на себе изображения рождения Афины из головы ее отца Зевса, а на западном фронтоне сцены битвы Посейдона и Афины за землю греческой Аттики.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 года до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон. Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V столетии сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 метров, а ширина 14 метров.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III столетии до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV столетии Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Парфенон посвящен главной покровительнице города и всей Аттики богине-воительнице Афине. С момента его строительства прошло почти 2500 тысячи лет. Но и сегодня уникальный храм Афинского акрополя остается основной достопримечательностью. Это визитная карточка как греческой столицы так и всей страны, воплощение свободы, демократии, гармонии.

За прошедшие века Парфенон оказался разрушен, а его сокровища разграблены. Долгое время уцелевшие статуи хранились в лондонских музеях, но на рубеже второго тысячелетия возвращены на родину.

Сегодня продолжается кропотливая реконструкционная работа древнего святилища. Археологи и сегодня находят фрагменты отделки, ранее считавшиеся утерянными. Сегодня то немногое, что сохранилось можно увидеть в Акропольском Новом музее.

Парфенон находится под охраной ЮНЕСКО, которая своей эмблемой выбрала этот храм и занесла в список всемирного наследия. Это уникальный древний памятник постепенно возвращает свой первозданный, величественный вид гениальный образчик архитектуры античности.

В Парфеноне продумано все до малейших подробностей, каждая скульптура или фриз имеет свой уникальный размер, форму и предназначение.

Оформлением Парфенона занимался Фидий, он не только руководил процессом, но и собственноручно высекал многочисленные скульптуры, фризы и композиции. Именно он сотворил главную святыню – тринадцати метровая статую богини Афины. При ее изготовление Фидий использовал больше тонны золота.

Статуя предстает перед зрителями, одетой в длинный хитон. На ее груди расположилась голова Медузы – Горгоны из слоновой кости, в одной руке изображение Ники, богини победы, в другой руке – копье, со свернувшейся рядом змеей. В ногах у нее щит. Зодчий пожелал отдать дань почтения инициатору строительства храма, на щите богини изображен Перикл.

Сегодня невозможно насладиться зрелищем легендарной статуи богини, авторства Фидия. Сохранились лишь позднии копии, оригинал утрачен навсегда.

Здания украшают скульптуры, фронтон, карнизы, по периметру на высоте 12 метров внешних стен, их окаймляет знаменитый парфенонский дорический фриз. К сожалению детали фриза невооруженным взглядом практически не видны.

Фриз изначально был расписан сценами из единоборств. На восточной стороне сражались лапифы и кентавры, на северной боги и гиганты, южной греки с амазонками. Западный фриз – батальные сцены Троянской войны.

Восточный фронтон посвящен мифическому рождению богини Афины, западный изображает спор Посейдона и Афины за обладание Аттикой. Что более ценно для жителей Греции морская вода или масличное дерево – подарок Афины.

На десятиметровой высоте идет ионический фриз со сценами рождения Афины. Фигуры людей с дарами и жертвенными животными, музыканты играющие на инструментах, всадники на колесницах. На восточной стороне здания, где завершается процессия, жрец принимает от афинянки пеплос – сотканная специально для богини одежда.

Скульптуры Парфенона неразделимы с архитектурными особенностями храма, в этом ценность памятника древнего зодчества, который был не только символом славы богини Афины, но и выполнял, в те давние времена, роль музея, художественной галереи и даже сокровищницы. В нем хранилась деньги казначейства морского союза Афин.

Архитектурное решение Парфенона классическое для древнегреческих зодчих – периптер, что значит окруженный колоннами. По кругу здания расположено 50 колонн, 8 на торцевых частях и 17 по бокам. Высота у колонн 19,4 метра, диаметр 1,9 метра. Святилище Афины было общей длинной 30,9 метров.

Основание строения трехступенчатое 1,5 метра в высоту. У храма есть еще две, почти метровые, которые находятся за внешними колоннами храма. Предполагалось, что на них будут сидеть, например, во время празднеств и процессий. Вместе с тем размеры Парфенона слишком велики. Например ступени (крепиды) имеют высоту 50 см. По таким ступеням довольно неудобно подниматься, они слишком высоки.

Портики предназначались для людей, которые по ним шли, так же они укрывали их от солнца и дождя. Все в Парфеноне предназначено для того, чтобы человек пользовался его архитектурными формами, однако масштаб строения в разы превышает необходимый для человека. Античные греки представляли себе богов в виде людей, отсюда и размеры храма богини Афины.

По задумке архитекторов Парфенон надо смотреть со средней точки, не отдаляясь и не приближаясь к храму. Зритель видит пейзаж современных и маленьких древних домов одновременно с монументальным строением, тогда на контрасте Храм богини предстает еще более впечатляющим.

Акрополь и Парфенон – это две самые известные древнегреческие достопримечательности, и легко понять, почему многие могут их путать. Акрополь – это большой холм в самом центре Афин, который с древности использовался в качестве крепости и места поклонения. На Акрополе находится несколько важных зданий, самым известным из которых является Парфенон – храм, посвященный богине Афине.

С холма Акрополя открывается панорамный вид на город и окрестности Аттики, а здания на его плато отражают архитектурное и инженерное мастерство древних греков. Крупное развитие цитадели произошло в V веке до н. э., после Персидских войн.

Посетители могут пройтись по древней дороге, ведущей на вершину холма, и войти в комплекс со стороны Пропилеи (что в переводе с древнегреческого означает "главный вход"). Отсюда открывается вид на Эрехтейон – храм, посвященный мифическому афинскому царю Эрехтею; храм Афины Ники, посвященный богине Победы, и жемчужину Акрополя – Парфенон.

На протяжении долгих веков учёные ломали голову над тем, каким образом древние греки устроили освещение Парфенона. Как освещалась подлинная архитектурная жемчужина Афинского Акрополя? Особенно научные умы занимала мысль о том, как огромная статуя Афины, согласно историческим записям, стояла, залитая светом, в относительно тёмном храме. Наконец археологи разгадали эту захватывающую тайну и смогли объяснить, каким хитрым образом были спроектированы древнегреческие храмы, что их скульптуры светились.

Команда археологов из Великобритании применила современные средства и методы в виде компьютерных 3D-моделей для изучения того, как освещался Парфенон, а особенно статуя богини. Специалисты в точности воссоздали геометрию храма и 12-метровую фигуру Афины, а потом нанесли на карту положение солнца в течение четырёх сезонов, используя данные того времени, когда храм был построен.

Результат ошеломил учёных. В моменты проведения самых важных ритуалов и церемоний, а также великих древнегреческих религиозных празднеств, свет солнца проникал в храм сквозь его большие двери и отражался от хризоэлефантинной статуи Афины. Эффект был просто невероятным. Фигура богини ослепительно сияла, как будто горела изнутри. Сотворило это чудо особое архитектурное решение. В чём же был секрет Парфенона?

Изначально Парфенон был задуман именно с целью производить впечатление. Это был подлинный архитектурный шедевр из мрамора, воплощение идеальной симметрии. Здание было спроектировано таким хитроумным образом, что солнечный свет перенаправлялся в нужные места. Благодаря этому тёмный интерьер в моменты важных церемоний или празднеств словно оживал, лучи солнца пронзали мрак и богиня Афина начинала ослепительно сиять, приводя всех присутствующих в священный трепет.

Подобный эффект использовался почти во всех древнегреческих храмах. Архитекторы искусно использовали естественное освещение, чтобы придать происходящему особую атмосферу, многократно усилить благоговейный трепет присутствующих. Архитекторами Парфенона были учтены и использованы по максимуму все аспекты: геометрия здания, времена года и суток, использованные при строительстве материалы. Причём не только в самом здании храмов, но и в его колоннах, а особенно в скульптурах. Например, статуя Афины в Парфеноне была создана из слоновой кости и золота. Такие материалы были выбраны совсем не случайно, не только из-за их роскоши и редкости, но и из-за своих великолепных светоотражающих свойств.

Каждый храм в Древней Греции был уникален и строился с учётом характера божества, которому посвящался. Несмотря на то, что эти сооружения могут быть похожими внешне, внутреннее их устройство и убранство кардинально отличались. Это зависело и от личности конкретного божества, в честь которого возводился данный храм, и от географического положения, и от местных обычаев. Каждый раз это была полная чувственности и глубокого символизма настоящая духовная «хореография» – чётко спланированное сочетание пространства, света и формы. Древние греки в полной мере передавали своё религиозное благоговение через свою изощрённую архитектуру.

Хотя статуя Афины Парфенонской не существует уже более 20 столетий, известно, что она была сделана из хризоэлефантина. Это особый материал, который является смесью золота и слоновой кости. Лицо богини и её руки были сделаны из слоновой кости. При этом древние греки использовали особую технику, когда тонкие листы этого материала при помощи тепла делали мягкими, а потом приклеивали к деревянной основе.

Материалы выбирались не только в соответствии с тем, насколько они способны отражать свет и насколько они роскошны, главными критериями были красота и долговечность. После создания все поверхности статуи были тщательно отполированы и стало казаться, что они не просто отражают свет, а излучают его. Естественное освещение таким образом было многократно усилено, Афина вся светилась, превращая тёмный храм в действительно одухотворённое пространство.

Оптические инновации древних греков несут в себе глубокий сакральный смысл, подчёркивая философские и культурные особенности. В этом было коренное отличие этого народа, например, от древних египтян, которые считали свет солнца божественной сущностью. В Древней Греции же свет был скорее мостиком, соединяющим физическую и духовную сферы. Древнегреческие храмы были уникальными архитектурными шедеврами своего времени.

Вопросы о том, как именно освещались внутренние помещения подобных сооружений, изучаются уже много лет. Например, внутри египетских пирамид имеются многочисленные фрески, но не обнаружены следы от копоти, которые должны были оставить факелы. При каком освещении рисовали свои творения древние художники – до сих пор загадка.

Вот и с Парфеноном то же самое. Первым об этом еще в XVIII веке задумался французский архитектор Антуан-Хризостом Катрмер де Кенси. Он выдвинул гипотезу о том, что в крыше имелись специальные отверстия, через которые дневной свет проникал внутрь. Спустя столетие британский архитектор Джеймс Фергюссон выдвинул альтернативную версию, согласно которой на уровне крыши храма располагались специальные окна.

В новом исследовании Хуан Де Лара использовал технологии, которые были недоступны его предшественникам. Он создал трехмерные модели Парфенона и произвел расчеты при помощи компьютерного моделирования. Изученные им сценарии были основаны на физических свойствах света. Ученый варьировал углы падения и отражения солнечных лучей на различных поверхностях. Это помогло точно реконструировать процессы взаимодействия естественного и искусственного освещения с разными элементами здания и внутренней статуей.

Оказалось, что в этом процессе были задействованы многочисленные элементы. Отверстия в крыше Парфенона действительно играли едва ли не главную роль, так как они пропускали внутрь солнечные лучи. Внутри самого храма находились бассейны с водой, которые отражали свет, направляя его в определенные стороны. Прав оказался и Джеймс Фергюссон, поскольку в процессе внутреннего освещения важную роль играли окна, о чем он говорил в прошлом столетии. Участие в процессе принимал и тщательно отполированный мрамор.

Как пишет исследователь, все это вместе представляло собой своего рода механизм, создававший приглушенную атмосферу, "в которой богиня Афина, казалось, появлялась из темноты совершенно ослепительным образом".

"Парфенон был не только архитектурным подвигом, но и оптическим. Этот храм, почти как театральная сцена, был тщательно спроектирован, чтобы перенаправлять свет, создавать священную атмосферу и связывать посетителя с божественным посредством спецэффектов – хотя следует подчеркнуть, что храм был довольно темным", – отмечает Де Лара.

Используя новейшие цифровые технологии, ему удалось воссоздать структуру храма с погрешностью всего в 2 сантиметра, включая статую богини Афины. Затем он выполнил расчеты положения солнца в разное время года и дня, начиная со значений V века до нашей эры.

Это помогло установить, что солнце восходило над горизонтом, когда у храма проходила Панафинейская процессия. Солнечный свет проникал через большую дверь храма и отражался от статуи, что создавало впечатляющий визуальный эффект естественного освещения, создавая магическую и неповторимую ауру.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (12.12.2025)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [345]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz