
Примерно в шести километрах от центра г. Бубанешвар (Bhubaneshwar, Odisha (бывш. Orissa) на двух, находящихся друг напротив друга, зеленых холмах расположены два древнейших джайнских пещерных монастырских комплекса по названием Удаягири (Udayagiri) и Кхандагири (Khandagiri).
Частично природные и частично искусственные пещеры археологического, исторического и религиозного значения вблизи города Бхубанесвар в индийском штате Одиша. Пещеры расположены на двух близлежащих холмах Удаягири и Кхандагири, которые в надписи Хатигумфа упоминаются как Кумари Парват. У них есть ряд резных пещер.
Считается, что большинство из этих пещер были высечены как жилые кварталы для джайнских монахов во время правления Харавеллы. Удайагири означает «гору восходящего солнца» и имеет 18 пещер, а у Кхандагири – 15. Пещеры Удаягири и Кхандагири были в основном созданы во время правления Харавеллы для размещения джаинских аске. Самая главная группа из них – это Ранигумпфа в Удаягири, двухэтажный монастырь.
Оба комплекса с давних времен наследуют название холмов, на которых они расположены: в древности эти холмы носили название Kumari parvati и Kumara parvata (что-то типа Девушка-горянка и Юноша-горец), а сейчас, соответственно – Удаягири и Кхандагири.
Так же в течении долгого времени предметом споров между учеными была датировка пещер Удаягири и Кхандагири: назывались периоды от 3-го в. до н.э. до 1-го в. до н.э. Сейчас кажется возобладала точка зрения, что оба комплекса были сооружены в начале 1-ого века до н.э. Холмы Удаягири и Кхандагири разделены узкой долиной, по которой идет дорога.
Пещерный комплекс Удаягири расположен на двух уровнях, каждый из которых является небольшой подковообразной скалистой возвышенностью. Горная порода – плотный и прочный песчаник. В древности верхний уровень венчался апсидальным (с закругленной задней стеной) храмом, от которого сохранился только фундамент.
Напротив, через узкую зелёную долину, возвышается холм Кхандагири (он на 4 м выше Удаягири) с действующим джайнским храмом начала 19-го века.
Кхандагири и Удайягири входят в «Список охраняемых государством исторических объектов, подвергшихся незаконному вторжению», но Кхандагири находится в гораздо более худшем положении, чем Удайягири.
Пещерные храмы Удаягири и Кхандагири расположены на двух невысоких скалистых холмах возле реки Бетва, на берегу её притока. Горы, состоящие из горизонтальных пластов белого песчаника, представляют собой изолированную гряду высотой 110 метров и длиной около 2,5 км. Пещерные храмы находятся в 6 км к западу от города Видиша в штате Мадхья-Прадеш.
Более двух тысяч лет назад в пещерах, вырубленных в желтом песчанике, проживала община джайнских монахов. В настоящее время они практически заброшены, по ним лишь карабкаются полчища чернолицых обезьян лангуров и случайные группы туристов.
Хотя пещеры Удайгири и Кхандагири не могут сравниться с пещерами Эллоры и Аджанты, тем не менее, они входят в число основных исторических памятников Ориссы. В течении долгого времени предметом споров между учеными была датировка пещер Удаягири и Кхандагири: назывались периоды от III века до н.э. до I века до н.э. Надписи показывают, что основная часть работ была выполнена династией Чеди, которая правила в древней Калинге с I века до н. э.
Проблема датировки Удаягири и Кхандагири связана с тем, что они создавались в период расцвета государства Калинга, которое стало независимым после смерти Ашоки и распада его великой империи.
История Калинги – самого северного дравидского государства древней Индии является одной из самых туманных страниц в индийской истории. По сути, основная часть того, что знают ученые о древней Калинге почерпнуто из знаменитой, вырезанной на скале надписи Хатигумфа.
Храмы Удаягири – комплекс из двадцати пещерных индуистских храмов, расположенных на двух уровнях, каждый из которых является небольшой подковообразной скалистой возвышенностью. Горная порода – плотный и прочный песчаник. Напротив, через узкую зеленую долину, возвышается холм Кхандагири с действующим джайнским храмом начала XIX века, посвященным 23-ему тиртханкару Паршванатху.
В пещерных храмах Удаягири представлены основные направления индуизма: вайшнавизм (Вишну), шактизм (Дурга) и шиваизм (Шива).
Пещеры Удаягири расположены на двух условных уровнях. Каждая пещера имеет название, которое чаще всего связанно с легендами, либо с характерными особенностями данного сооружения. Номера пещер – это нумерация, которую дает своим объектам Археологическая служба Индии.
Самым большим и самым впечатляющим сооружением Удаягири является пещера 1 – Рани Гумпха – «Пещера Рани» («рани» женская форма титула, соответствующая мужскому «раджа» – «королева»).
Пещера 1 представляет собой высеченный в скале двухэтажный монастырь, обращенный фасадом на юго-восток. Вероятно, этот монастырь и храм на вершине холма были главными сооружениям религиозного комплекса Удаягири. Габаритные размеры первого этажа монастыря составляют по ширине 26 метров.
В комплексе пещер есть монашеские кельи для медитации, а также королевские палаты, в которых залы, веранды и фасады украшены великолепными барельефами с изображениями придворных сцен, пышных процессий, охоты, битв, танцев и множества бытовых сцен из жизни аристократии Калинги.
Самым знаменитым сооружением Удаягири является пещера 14 – Хати Гумпха (Слоновья пещера). В самой высокой точке этой пещеры, под скальным козырьком высечена знаменитая надпись Хатигумфа – основной источник информации о Калинге, правителе Харавела. Надпись, состоящая из 17 строк, была вырезана в I веке до н.э. В наше время для предотвращения обрушения скалы и сохранения надписи перед пещерой сооружена конструкция из 6 колонн.
Одной из самых популярных пещер комплекса является пещера 12 – Багха Гумпха – визитная карточка Удаягири. Пещера вырублена в огромном валуне, который стилизован под голову разинувшего пасть тигра. Внутри пещера относительно просторная – 2,1х2,2 метра.
Туристов привлекает пещера 10 – Ганеша Гумпха, которая обязана своим названием фигурам добродушных слонов, изображенных держащими ветви дерева манго поверх цветка лотоса. Когда и кем были созданы скульптуры слонов, не известно.
Символом пещерных храмов Удаягири стала монументальная 4-х метровая панель с образом аватара Вишну – Варахи в пещере 5. Она повествует об истории Вишну, воплотившегося в теле Варахи для спасения земли, представленной в образе Притхиви, богини земли.
Второй по значимости и масштабу является панель Ананташаяна Название панели происходит от имени Ананта-Шеша – тысячеголового змея, царя всех нагов – символа вечного времени, на котором возлежит Вишну.
Помимо пещерных храмов комплекс Удаягири известен скальными гротами и петроглифами, руинами древних зданий, системы водоснабжения, оборонительных укреплений и других исторических достопримечательностей, которые продолжают оставаться предметом археологических исследований.
Впервые пещеры были подробно изучены основателем индийской археологии Александром Каннингемом в 1870-х годах. По результатам исследования его рисунки были опубликованы Археологическим управлением Индии в 1880 году.
Пещерные храмы Удаягири считаются древнейшими сохранившимся индуистскими храмами Индии и находятся под контролем Археологического управления Индии.
Каждый год Удайгири и Кхандагири становятся местом проведения съезда садху. На неделю в конце января пещеры и окрестные леса заполняются десятками странствующих святых в шафрановых одеяниях и со скрученными косичками, которые собираются на склоне холма, чтобы читать нараспев стихи из Гиты.
Пещеры Удаягири (Удайгири) и Кхандагири являются одними из самых ранних джайнских пещерных храмов, они расположены на 2 соседних холмах разделенных дорогой на расстоянии около 6 км от Бхубанешвара На холме Удайгири , что в переводе значит Гора рассвета, высотой 135 футов находится 18 пещер и на холме Кхандагири (Расколотая гора) высотой 118 футов еще 15. Эти пещеры использовались как монастыри жившими здесь джайнскими монахами.
Интерьер пещер довольно аскетичный, но их фасады покрыты резьбой и скульптурой, изображающие благоприятных существ и бытовые сцены джайнской общины. В настоящее время все важные пещеры были пронумерованы, а некоторые из них имеют еще и собственные названия. Удаягири Холм Удаягири находится с правой стороны от Бхубанешвара.
Самой большой и самый красивой пещерой, считается пещера № 1, называемая Рани Гумпха (Rani Gumpha) или пещера Королева, Это 2-х этажная пещера. Правое крыло нижнего этажа состоит из одной камеры с тремя входами и колоннами. Двери окружают традиционные хранители – дварапала, пилястры украшают резными животными. Центральное крыло состоит из четырех камер, украшенных рельефами королевской процессии. Здесь также встречаются сюжеты фруктовых деревьев, диких животных, и лотосов. На верхнем этаже шесть комнат, по одному в левом и правом крыльях и четыре в задней части. Входы в 4 центральных комнаты украшены пилястрами и резными торанами (арками) с благоприятным джайнскими символами (змея, цветок) и фризами, изображающими танцевальное представление и т.д.
Пещера 2 называется Чота Халти Гумпха (Chota Hathi Gumpha) или пещера Маленького слона и ее фасад и вход с виртуозной резьбой украшен изображениями слонов.
Пещера 4 – Алакапури гумпа (Alakapuri Gumpha), содержат скульптуры львов, и колонны, украшенные животными и пптицами
Пешера 5, Джая виджая (Jaya Vijaya Gumpha) – двухэтажная, в центральной части высечено дерево бодхи, святость деревa символизирует зонтик над ним и поклоняющиеся с обеих сторон.
Пещера 9 – Manchapuri и Swargapuri рассказывает о джайнских ритуалах поклонения религиозным символам. Cправа группа из четырех человек стоит, сложа руки, джайны одеты в длинные дхоти, шарфы и тяжелые серьги. Здесь также расположена скульптура королевы династии Чеди Вакрадевы, чьи дарственные надписи видны на фасаде.
Пещера 10 – Ганеша гупмха (Ganesh Gumpha) находится на высоте около 50 метров от верхней ступеньки, свое название она получила от фигуры Ганеши, вырезанной в правой камере. Резьба также рассказывает о побеге принцессы Удджаини (Ujjayini) с королем Уддаяном (Udayan).
Продолжая путь вверх посетители приходят к развалинам структуры, найденным в 1958 году, этот зал чайтьи, места поклонения монахов и, по всей вероятности, здесь некогда располагались легендарная святыня Калинга-джина.
Ниже лежит пещера № 12 или тигровая пещера, которая называется так потому, что вход в нее высечет в форме пасти тигра, полной зубов.
Пещера 14, Hathi Gumpha или Пещера слонов похожа на пещеру природного характера, здесь нет никаких архитектурных изысков, только надписи на ее стенах повествуют об истории царя Кхаравела и его ратных подвигах.
Кхандагири Пещера 1 и 2, известны как Tatowa Gumpha или пещера попугаев, поскольку изображения попугаев вырезанны на арках дверей. Охраняют вход в пещеры каменные часовые в дхоти, вооруженные мечами. Пещера 2 просторнее и имеет более сложное внутреннее убранство, на задней стенке сохранились надпись на алфавите брахми сделанные красной краской очевидно в первом веке до н.э.
Далее вверх по лестнице тропа ведет к пещере 3, Ананта гумпха или Змеиная пещера, название пещере дают змеи-близнецов, охраняющие дверь. Это одна из самых важных пещер на горе Кхандагири из-за уникальных мотивов в оформлении – здесь есть фигуры мальчиков, животных, включая львов и быков, гусей с распростертыми крыльями, королевский слон, женская фигура в колеснице, запряженной четверкой лошадей и Лакшми с лотосами.
Пещера 7 – Navamuni Gumpha, названа в честь фигуры 9 (Nava) тиртханкара, вырезанного на задней стене правой пещеры.
Пещера № 8 – Barabhuji Gumpha названа из-за 12 вооруженных (12- бара) фигур, высеченных на боковых стенах веранды.
B течении долгого времени предметом споров между учеными была датировка пещер Удаягири и Кхандагири: назывались периоды от 3-го века до н.э. до 1-го века до н.э. Сейчас кажется возобладала точка зрения, что оба комплекса были сооружены в начале 1-ого века до н.э..
Проблема датировки Удаягири и Кхандагири связана с тем, что они создавались в период расцвета государства Калинга при династии Чета, которое стала независимым после смерти Ашоки и распада его великой империи и о котором до настоящего времени даже ученым мало что известно.
История Калинги – самого северного дравидского государства древней Индии – является одной из самых туманных страниц в индийской истории. По сути, основная часть того, что знают ученые о древней Калинге почерпнуто из знаменитой Хатхигумпхаской надписи.
Кхандагири, как и Удайягири, входит в в «Список охраняемых государством исторических объектов, подвергшихся незаконному вторжению», но находится он в гораздо более худшем положении, чем Удайягири.
Если основной причиной включения Удаягири в «Список …» послужила самодеятельность местных чиновников от туризма, то в Кхандагири имеет место религиозный захват археологического объекта и строительства на нем шиваитского храма. Тема для Индии весьма щекотливая, поэтому перспективы разрешения этой проблемы выглядят довольно туманно.
|