![](/_pu/4/s82721490.jpg)
Джетпак (или реактивный ранец) – устройство, которое при небольших размерах обеспечивает вертикальные взлет и посадку без дополнительного оборудования и свободное маневрирование на большой высоте в течение достаточно продолжительного времени.
Джетпаки нашли свое применение только сейчас, однако изобретение это отнюдь не новое. Первые реактивные ранцы начали разрабатываться компанией Bell Aerosystems еще в 60-х годах прошлого века для нужд армии США. Результатом этого стал сенсационный полет «человека-ракеты» Билла Сьютора на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году.
Однако для армейских нужд джетпаки, конечно, оказались непригодными и вряд ли в ближайшее время таковыми станут. Для военных важно минимизировать человеческие потери, а пилот джетпака представляет собой легкую мишень. Военные технологии движутся в сторону замены людей дронами.
Наиболее вероятным применением реактивных ранцев станут сферы, где требуется доставить человека в труднодоступные места и где дроны не смогут справиться самостоятельно. Именно поэтому власти Дубая закупают для тушения пожаров в небоскребах как джетпаки, так и дроны.
Уже в ближайшем будущем у реактивных ранцев есть шанс занять свое место в деле спасения людей в чрезвычайных ситуациях, от техногенных катастроф до природных стихийных бедствий.
Реактивный ранец (или ракетный ранец; англ. jet pack, rocket pack, rocket belt и др.) – персональный летательный аппарат, носимый на спине, позволяющий человеку подниматься в воздух посредством реактивной тяги. Тяга создаётся за счёт выбрасываемой двигателем вертикально вниз реактивной струи.
Различают два основных типа реактивных ранцев:
• ранец с ракетным двигателем (ракетный ранец, rocket pack или rocket belt).
• ранец с турбореактивным двигателем (собственно реактивный ранец, jet pack или jet belt);
Ракетные ранцы весьма просты по конструкции, поэтому именно они получили распространение. Классический ракетный ранец конструкции Венделла Мура может быть изготовлен в условиях частной мастерской, хотя для этого требуются хорошая инженерная подготовка и высокий уровень слесарного мастерства. Главный недостаток ракетного ранца – малая продолжительность полёта (до 30 секунд) и большой расход дефицитного топлива – пероксида водорода. Эти обстоятельства ограничивают сферу применения ракетных ранцев весьма эффектными публичными демонстрационными полётами. Полёты на ракетных ранцах всегда захватывают внимание зрителей и имеют большой успех.
Ранцы с турбореактивным двигателем работают на традиционном керосине, имеют более высокий КПД, бо́льшую высоту и продолжительность полёта, но они сложны по конструкции и очень дороги. Изготовить такой ранец в кустарных условиях невозможно. В 1960-х годах был создан лишь один образец такого ранца и задокументированных фактов, подтверждающих функциональность конструкции, не существует.
Ещё во время Второй мировой войны Германия широко применяла двигатели, работающие на перекиси водорода: в торпедах, подводных лодках,самолётах и ракетах. Например, истребитель-перехватчик Me-163 имел жидкостный ракетный двигатель, в который подавалась 80-процентная перекись водорода и жидкий катализатор (раствор перманганата калия либо смесь метанола, гидразин-гидрата и воды). В камере сгорания, в процессе горения, перекись водорода разлагалась с образованием большого объёма перегретой парогазовой смеси, создавая мощную реактивную тягу. Серийный самолёт имел скорость до 960 км/час, мог подниматься на высоту 12000 метров за 3 минуты, с продолжительностью полёта до 8 минут. Перекись водорода также применялась в ракетах Фау-2, но в качестве вспомогательного топлива – на ней работали турбонасосы, подававшие горючее и окислитель в камеру сгорания главного ракетного двигателя.
После окончания войны немецкие ракетные технологии вместе со знаменитым конструктором Вернером фон Брауном попали в США. Один из работавших с Брауном американских инженеров, Томас Мур (Thomas Moore), придумал индивидуальный летательный аппарат, который он назвал «реактивным жилетом» (англ. «Jet Vest»). «Реактивный жилет» работал на перекиси водорода. В 1952 году Мур сумел получить грант в 25 тысяч долларов от армии США на создание и опробование своего устройства. «Реактивный жилет» был изготовлен и на стендовых испытаниях сумел на несколько секунд приподнять пилота над землёй.
Однако «жилет» Мура имел крайне неудобную систему управления. На груди пилота размещалась коробочка, от которой шли тросики к регулятору тяги и двум управляемым соплам ранца. Справа и слева коробочка имела маховички: правый маховичок управлял тягой, а слева два соосных рулевых маховичка управляли левым и правым соплами. Каждое сопло могло отклоняться вперёд или назад. Если требовалось повернуть в сторону, пилот вращал один из маховичков, отклоняя одно сопло. Для того, чтобы лететь вперёд или назад, пилот вращал оба маховичка одновременно. Так это выглядело в теории. «Реактивный жилет» Томаса Мура так и не смог совершить самостоятельный полет, армия прекратила финансирование, и работы были свёрнуты.
В 1958 году Гарри Бурдетт и Александер Бор, инженеры компании «Тиокол» («Thiokol Corp.»), создали «прыжковый пояс» («Jump Belt»), которому они дали название «Кузнечик» (англ. Project Grasshopper). Тяга создавалась сжатым азотом высокого давления. На «поясе» были закреплены два небольших сопла, направленных вертикально вниз. Носитель «пояса» мог открывать регулирующий клапан, выпуская из баллона сжатый азот через сопла, при этом его подбрасывало вверх на высоту до 7 метров. Наклонившись вперёд, можно было при помощи создаваемой «прыжковым поясом» тяги бежать со скоростью 45-50 км/час. Затем Бурдетт и Бор опробовали и перекись водорода. «Прыжковый пояс» был продемонстрирован военным в действии, но финансирования не было, и дальше пробных экспериментов дело снова не пошло.
Тем не менее, американские военные не утратили интереса к переносному летательному аппарату. Управление транспортных исследований армии США (U.S. Army Transportation Research Command, TRECOM) предполагало, что персональные реактивные аппараты могут найти самое разнообразное применение: для разведки, форсирования рек, высадки морских десантов, подъёма на крутые горные склоны, преодоления минных полей, тактического маневрирования и так далее. Концепция получила название «Малое ракетное подъёмное устройство» (Small Rocket Lift Device, SRLD).
В рамках этой концепции Управление в 1959 году заключило с компанией «Аэроджет» («Aerojet-General») контракт на исследовательские работы по возможности создания SRLD, пригодного для армейских целей. «Аэроджет» пришла к выводу, что наиболее подходящим является вариант с двигателем на перекиси водорода. Однако вскоре военным стало известно, что инженер Венделл Мур из компании «Белл Аэросистемс» («Bell Aerosystems») уже несколько лет проводит эксперименты по созданию персонального реактивного устройства. Ознакомившись с его работами, военные в августе 1960 года решили передать заказ на разработку SLRD компании «Белл». Венделл Мур был назначен ведущим инженером проекта.
Венделл Мур (Wendell F. Moore) работал в «Белл Аэросистемс» инженером-ракетчиком. Он начал работать над созданием реактивного ранца ещё в 1953 году (возможно, узнав о работах своего однофамильца Томаса Мура). Эксперименты начались в середине 1950-х годов («Белл» проводила эти исследования за свой счёт). Создание двигателя не представляло трудностей – применение перекиси водорода было хорошо отработано ракетчиками. Проблема состояла в достижении стабильного и устойчивого полёта, а для этого требовалось разработать надёжную и удобную систему управления ранцем в воздухе.
Была изготовлена экспериментальная «сборка» (англ. «the rig»), работавшая на сжатом азоте. Она имела раму из стальных труб, в которой был «подвешен» испытатель. На раме шарнирно устанавливались два сопла. К соплам гибким шлангом был подведён азот давлением 35 атмосфер (он подавался из цистерны). Инженер-оператор на земле регулировал вентилем подачу азота, а испытатель подплечными рычагами наклонял сопла вперёд-назад, пытаясь добиться стабильного зависания на небольшой высоте. Снизу был привязан страховочный трос, дабы «сборка» с испытателем не улетела слишком высоко.
Первые же испытания показали, что человек является весьма неустойчивым летающим объектом. Опытным путём было определено наилучшее расположение реактивных сопел относительно центра тяжести, их направление, способы управления ими в полёте. В испытательных «полётах» участвовал сам Венделл Мур и другие члены его группы. Первые полёты были больше похожи на короткие и резкие прыжки, но дальнейшие эксперименты оказались весьма успешными – в 1958 году на «сборке» удалось добиться стабильного полёта на высоте до 5 метров в течение трёх минут. Именно эти успехи впечатлили военных, предопределив выбор в пользу компании «Белл». Контракт с Управлением транспортных исследований предусматривал изготовление, полётные испытания и демонстрацию готового SRLD.
Для ранца изготовили ракетный двигатель с тягой 280 фунтов. Общий вес ранца вместе с топливом составлял 57 кг. Ранец имел твёрдый стеклопластиковый корсет, изготовленный по форме тела. К корсету жёстко крепились баллоны с топливом и азотом. Двигательная установка крепилась шарнирно и управлялась подплечными рычагами. Тяга двигателя изменялась регулятором, соединённым с рукояткой на правом рычаге. Рукоятка на левом рычаге управляла отклоняемыми соплами (jetavators). Пилот был пристёгнут к корсету ремнями.
Испытания созданного ранца начались в конце 1960 года. Полёты осуществлялись в большом ангаре, «на привязи» (то есть со страховочным тросом). Первые двадцать «привязных» взлётов совершил лично Венделл Мур, проверяя функционирование систем управления, обнаруживая недостатки и совершенствуя конструкцию ранца. 17 февраля 1961 года из-за страховочного троса произошла авария. Во время полёта ранец резко пошёл в сторону, выбрал длину троса, и тот лопнул. Пилот вместе с ранцем упал на левый бок с высоты примерно два с половиной метра. В результате у Мура была сломана коленная чашечка, и летать ему больше не пришлось. После этого функции лётчика-испытателя принял на себя коллега Мура, инженер Гарольд Грэм (Harold Graham). 1 марта полёты были возобновлены. Грэм выполнил ещё 36 «привязных» испытательных взлётов, осваивая управление ранцем в воздухе. Наконец, ранец и пилот были готовы к настоящему полёту.
20 апреля 1961 года на пустыре около аэропорта городка Ниагара Фоллс был совершён первый в истории свободный полёт на ракетном ранце (на открытом пространстве и без привязи). Пилот Гарольд Грэм поднялся на высоту примерно 4 футов (1,2 метра) и плавно полетел вперёд со скоростью примерно 10 км/час. Он пролетел по прямой 108 футов (меньше 35 метров) и приземлился. Весь полет продолжался 13 секунд. Реактивный ранец перестал быть фантастикой.
В последующих полётах Грэм отрабатывал технику управления ранцем и осваивал более сложные приёмы пилотирования. Он научился летать по кругу и разворачиваться на месте, перелетал через ручьи, автомобили, десятиметровые холмы, летал между деревьями. Всего с апреля по май было совершено 28 полётов. Венделл Мур добивался абсолютно надёжной работы от ранца и уверенного пилотирования от Грэма, чтобы затем не оплошать перед публикой. В ходе испытаний были достигнуты следующие максимальные показатели:
• продолжительность полёта – 21 секунда;
• дальность полёта – 120 метров;
• высота – 10 метров;
• скорость – 55 км/час.
8 июня 1961 года ранец был впервые продемонстрирован публично – перед несколькими сотнями офицеров на военной базе Форт-Юстис (Fort Eustis). Затем последовали другие публичные показы, в том числе знаменитый полёт во дворе Пентагона перед тремя тысячами сотрудников военного ведомства, которые с восторгом наблюдали, как Гарольд Грэм перелетает через легковую машину.
11 октября 1961 года (по другим данным – 12 октября) ранец был продемонстрирован лично президенту Кеннеди в ходе показательных манёвров на военной базе Форт-Брагг (Fort Bragg). Грэм взлетел с амфибии LST, перелетел через полосу воды, приземлился в нескольких метрах перед президентом и лихо отдал честь Главнокомандующему армии США. По свидетельству очевидцев, президент наблюдал за полётом, открыв рот от изумления.
Гарольд Грэм с обслуживающей командой объездили многие города США, побывали в Канаде, Мексике, Аргентине, Германии, Франции и других странах, каждый раз с огромным успехом демонстрируя ракетный ранец в действии перед широкой публикой.
Армия же была разочарована. Максимальная продолжительность полёта ракетного ранца составляла 21 секунду, дальность 120 метров. При этом ранец сопровождала целая команда обслуживающего персонала. За один двадцатисекундный полет расходовалось до 5 галлонов (19 литров) дефицитной перекиси водорода. По мнению военных, «Bell Rocket Belt» был скорее эффектной игрушкой, нежели эффективным транспортным средством. Расходы армии по контракту с «Белл Аэросистемс» составили 150000 долларов, ещё 50000 долларов потратила сама «Белл». От дальнейшего финансирования программы SRLD военные отказались, контракт был закончен.
Все существующие ракетные ранцы основаны на конструкции ранца «Bell Rocket Belt», разработанной в 1960-1969 годах Венделлом Муром. Ранец Мура конструктивно состоит из двух основных частей:
• Жёсткий стеклопластиковый корсет, закреплённый на теле пилота системой ремней. Корсет имеет сзади металлическую трубчатую раму, на которой установлены три баллона: два с жидкой перекисью водорода и один со сжатым азотом. Когда пилот находится на земле, корсет распределяет вес ранца на спину и поясницу пилота.
• Ракетный двигатель, подвижно установленный на шаровом шарнире в верхней части корсета. Сам ракетный двигатель состоит из газогенератора и двух жёстко соединённых с ним труб, которые заканчиваются реактивными соплами с управляемыми наконечниками. Двигатель жёстко соединён с двумя рычагами, которые проходят под руками пилота. Этими рычагами пилот наклоняет двигатель вперёд или назад, а также в стороны. На правом рычаге установлена поворотная рукоятка управления тягой, связанная тросиком с клапаном-регулятором подачи топлива в двигатель. На левом рычаге установлена рулевая рукоятка, которая гибкими тягами связана с управляемыми наконечниками реактивных сопел.
Действие ракетного двигателя основано на реакции разложения перекиси водорода. Используется перекись водорода 90-процентной концентрации (это бесцветная жидкость плотностью 1,35 г/см³). Перекись водорода в чистом виде относительно устойчива, но при контакте с катализатором (например, с серебром) стремительно разлагается на воду и кислород, менее чем за 1/10 миллисекунды увеличиваясь в объёме в 5000 раз.
Реакция протекает экзотермически, то есть с выделением большого количества теплоты (~2500 кДж/кг). Образующаяся при этом парогазовая смесь имеет температуру 740°C.
Пилот поворачивает рукоятку управления тягой двигателя, и клапан-регулятор открывается. Сжатый азот вытесняет жидкую перекись водорода, которая по трубкам поступает в газогенератор. Там она вступает в контакт с катализатором (тонкие серебряные пластины, покрытые слоем нитрата самария) и разлагается. Образовавшаяся парогазовая смесь высокого давления и температуры поступает в две трубы, выходящие из газогенератора (трубы покрыты слоем теплоизолятора, чтобы сократить потери тепла). Затем горячие газы поступают в реактивные сопла (сопло Лаваля), где сначала ускоряются, а затем расширяются, приобретая сверхзвуковую скорость и создавая реактивную тягу. Вся конструкция проста и надёжна, ракетный двигатель имеет минимум подвижных частей.
Ранец имеет два рычага, жёстко связанных с двигательной установкой. Нажимая на эти рычаги, пилот заставляет сопла отклониться назад, и ранец летит вперёд. Соответственно, поднятие рычагов заставляет ранец двигаться назад. Можно наклонять двигательную установку и в стороны (благодаря шаровому шарниру), чтобы лететь боком.
Управление с помощью рычагов – довольно грубое, для более тонкого управления пилот использует рукоятку на левом рычаге. Эта рукоятка управляет наконечниками реактивных сопел. Наконечники (jetavators) подпружинены и могут с помощью гибких тяг отклоняться вперёд или назад. Наклоняя рукоятку вперёд или назад, пилот отклоняет синхронно наконечники обоих сопел, чтобы лететь прямолинейно. Если пилоту нужно выполнить поворот, он поворачивает рукоятку, при этом сопла отклоняются в противоположных направлениях, одно вперёд, другое назад, разворачивая пилота и ранец вокруг оси. Сочетанием различных движений рукоятки и рычагов пилот может лететь в любую сторону, даже боком, выполнять повороты, вращение на месте и т.п.
Управлять полётом ранца можно и по-другому – изменяя положение центра тяжести тела. Например, если согнуть ноги и поднять их к животу, центр тяжести сместится вперёд, ранец наклонится и тоже полетит вперёд. Такое управление ранцем, при помощи собственного тела, считается неверным и характерно для новичков. Опытнейший пилот Билл Сьютор утверждает, что во время полёта необходимо держать ноги вместе и прямо, а управлять полётом следует с помощью рычагов и рукояток ранца. Только так можно научиться грамотно пилотировать ранец и уверенно выполнять сложные маневры в воздухе.
На правом рычаге установлена поворотная «рукоятка газа». В неподвижном состоянии она полностью закрывает регулятор подачи топлива в двигатель. Поворачивая рукоятку против часовой стрелки, пилот увеличивает тягу двигателя. Во время заправки ранца сжатым азотом рукоятка фиксируется в запертом положении предохранительной чекой.
На этой же рукоятке расположен таймер. Поскольку ранец имеет запас топлива лишь на 21 секунду полёта, пилоту необходимо знать, что у него заканчивается топливо, чтобы не оказаться с пустыми баками на высоте в 10 метров. Перед полётом таймер взводится на 21 секунду. Когда пилот поворачивает рукоятку для взлёта, таймер начинает отсчёт и подаёт ежесекундные сигналы на зуммер в шлеме пилота. Через пятнадцать секунд сигнал становится непрерывным, сообщая пилоту, что пора идти на посадку.
Пилот ранца облачён в защитный комбинезон из термостойкого материала, поскольку и реактивная струя, и трубы двигателя имеют очень высокую температуру. На голову в обязательном порядке надевается защитный шлем (он также имеет внутри сигнальный зуммер).
При работе ракетного двигателя сверхзвуковая реактивная струя издаёт оглушительно громкий звук (силой до 130 дБ). Как правило, выходящая реактивная струя прозрачна и в воздухе не видна. Но в холодную погоду водяной пар, составляющий большую часть парогазовой смеси, конденсируется вскоре после выхода из сопл, и тогда пилота окутывает целое облако водяного тумана. Именно по этой причине самые первые «привязные» полёты ранца «Bell Rocket Belt» выполнялись в ангаре – дело было зимой. Также реактивная струя бывает видна, если топливо в газогенераторе разлагается не полностью, что случается, например, при плохой работе катализатора или при загрязнении перекиси водорода примесями.
В 1995 году конструкция ранца была усовершенствована. Трое инженеров из Техаса, Брэд Баркер, Джо Райт и Ларри Стэнли, пригласив профессионального изобретателя Дуга Малевики (Doug Malewicki), построили новую версию ракетного ранца, который они назвали «RB 2000 Rocket Belt». Ранец «RB 2000» в основном повторяет конструкцию Венделла Мура, но сделан из лёгких сплавов (титан, алюминий) и композитных материалов, имеет увеличенный запас топлива и повышенную мощность. В результате максимальная продолжительность полёта увеличена до 30 секунд.
В 1965 году «Белл Аэросистемс» заключила новый контракт с военным агентством ARPA – на разработку ранца, который по полному праву назывался бы реактивным, – ранца с настоящим турбореактивным двигателем. Проект получил название «Jet Flying Belt», или просто «Jet Belt». Над проектом нового, турбореактивного ранца работали Венделл Мур и Джон Налберт (John K. Hulbert), специалист по газовым турбинам. Специально для нового ранца компания «Williams Research Corp.» по заказу «Белл» спроектировала и изготовила турбореактивный двигатель WR-19, с силой тяги 195 кгс и весом 31 кг. К 1969 году новый ранец был создан.
7 апреля 1969 года на аэродроме Ниагара Фоллз состоялся первый свободный полет турбореактивного ранца «Jet Belt». Пилот Роберт Куртер (Robert Courter) пролетел около 100 метров по кругу на высоте 7 метров, достигнув скорости 45 км/час. Следующие полёты были более продолжительными, до 5 минут. Теоретически новый ранец мог находиться в воздухе до 25 минут и развивать скорость до 135 км/час.
Несмотря на успешные испытания, армия снова не проявила заинтересованности. Ранец был сложным в обращении и слишком тяжёлым. Приземление пилота с таким грузом на плечах было небезопасным. Кроме того, при повреждении двигателя лопатки турбин могли разлетаться с высокими скоростями, угрожая жизни пилота.
Ранец «Bell Jet Flying Belt» так и остался экспериментальным образцом. 29 мая 1969 года Венделл Мур умер от болезни, и работы по турбореактивному ранцу были свёрнуты. Единственный экземпляр ранца «Белл» продала компании «Williams» вместе с патентами и технической документацией. Этот ранец в настоящее время находится в музее «Williams Research Corp.»
Ранец «Jet Belt» имеет двухконтурный турбореактивный двигатель WR-19. Масса двигателя 31 кг, тяга 195 кг, диаметр 30 см. Двигатель установлен вертикально, воздухозаборником вниз. Входящий воздух сжимается компрессором и разделяется на два потока. Один поток идёт в камеру сгорания. Второй поток проходит между двойными стенками двигателя, затем смешивается с потоком выходящих горячих газов, охлаждая их и защищая пилота от высокой температуры. В верхней части двигателя смешанный поток разделяется и поступает в две трубы, ведущие к реактивным соплам. Конструкция сопел позволяет отклонять реактивную струю в любую сторону. Топливо (керосин) находится в баках по бокам двигателя.
Управление турбореактивным ранцем похоже на управление ракетного ранца, но пилот уже не может наклонять всю двигательную установку. Маневрирование выполняется только отклонением управляемых сопел. Наклоняя рычаги, пилот отклоняет реактивную струю обоих сопел вперёд, назад или в стороны. Поворотом левой рукоятки пилот поворачивает ранец. Правая рукоятка, как обычно, управляет тягой двигателя.
Запуск реактивного двигателя осуществляется с помощью порохового пиропатрона. На испытаниях для запуска использовали передвижной стартер на специальной тележке. Имеются приборы для контроля работы двигателя и рация для связи и передачи телеметрической информации наземным инженерам.
Сверху на ранце установлен парашют (используется стандартный десантный запасной парашют). Он эффективен только при открытии на высоте более 30 метров.
В последние годы ракетный ранец становится популярен у энтузиастов, которые строят его своими силами. Конструкция ранца довольно проста, но секрет пригодного для полётов ранца заключается в двух ключевых узлах: газогенераторе и клапане-регуляторе тяги. Именно их когда-то доводил до ума Венделл Мур в ходе долгих испытаний.
Распространение ранцев сдерживается и дефицитом концентрированной перекиси водорода, которая уже не производится крупными химическими компаниями. Ракетчики-любители строят собственные установки по её производству методом электролиза.
Как часто произносились нарекания на ученых за их неспособность на протяжении столь долгого времени изобрести джетпак. Сотни комиксов, отправлявших человека в воздух. Сотни человек, прыгающих в костюме белки, готовых испытать эту прекрасную разработку. Всё это постоянно возвращало нас к вопросу об отсутствии этой технологии.
Причиной, по которой мы не видели их до сейчас была необходимость решить так много проблем, таких как тип используемого пропеллента (химические вещества, с помощью которых в баллонах создается избыточное давление), экономическая эффективность упомянутого пропеллента, преодоление гравитации и веса топлива, поддержание стабильности, интуитивно понятный контроль и многое другое. И вот решение были найдено, и даже не одно. Предлагаем вам ТОП 8 Джетпаков современности
JB-9 World’s First True «Jetpack» / Первый в мире настоящий «Jetpack»
Такой лозунг является официальным для компании JetPack Aviation. Создания JetPack Aviation способны к вертикальному взлету и посадке, именно по этой причине компания считает себя первым по-настоящему реактивным ранцем. JB-9 компании может летать более 160 км в час (100 миль), может парить выше 3048 метров (10000 футов) и может длиться 10 минут. Основатели Jetpack Aviation работают над своим продуктом уже 40 лет. У него есть ручное управление для регулировки тяги и наклона двигателей. Пилот может также использовать свое тело для наклона направления, наклоняясь влево и вправо. Конечно до того, как его можно будет запустить в массовое производство предстоит еще много работы, но в настоящее время компания работает над аварийной системой парашюта, симулятором виртуальной реальности для более быстрого обучения потенциальных пилотов и потенциального отлаженная версия технологии.
Martin Jetpack
Хотя представители компании выше и утверждают, что данное изобретение является скорее вертолетом нежели джетпаком, но, после 35 лет разработки первый в мире коммерчески доступный реактивный пакет от новозеландской компании. Реактивный пакет Martin может нести полезную нагрузку 120 килограммов в течение 30 минут, достигая максимальной высоты 3000 футов, а также потому, что у нее нет большой системы роторного вертолета или громоздких размеров, а реактивный пакет может попасть в другие места, где нет других транспортных средств. Полетная компьютерная система позволяет пилоту указать конечную точку желаемого приземления, куда летит джетпак, что означает, что, в отличие от вертолета, если руки пилота сошли с контролей, джетпак просто полетит согласно указанной инструкции. Martin Jetpack изготовлен из углеродного волокна и алюминия. В нем не используются взрывоопасные турбины из фантастических рассказов, и вместо этого используются подобия обычных фенов. Двухлитровый бензиновый двигатель заводит два вентилятора с каждой стороны пилота, чтобы поднять в джетпаке до 120 килограммов. Присутствует и низкорамный парашют. Он может летать до 30 минут со скоростью до 74 километров в час. Пилоты смогут достичь высот в 1000 метров. А еще он взлетает и приземляется вертикально, то есть крыши, сады и автостоянки – все жизнеспособные пусковые площадки могут послужить местом парковки.
Gravity Industries Jet Suit
Этот костюм является детищем британского изобретателя Ричарда Браунинга. Костюм Gravity Industries, составленный из пяти миниатюрных реактивных двигателей, установленных на руках и спине пилота, а также электроники и 3D-печатных деталей, напоминает тот самый супергеройский джетпак Железного человека от Marvel. Находясь на реактивном топливе или дизельном топливе, скорость его составляет 51 км/час (32 мили в час) и максимальный предел в 3658 метров (12000 футов). За пару последних лет в дизайне проекта произошло огромное количество изменений. Были объединены два задних двигателя в один большой, улучшили эффективность и мощность, сделали его меньше и изменили геометрию крепления кронштейна таким образом, чтобы добиться существенной разницы в стабильности». Браунинг принял иск на демонстрации по всему миру и совсем недавно на закрытой улице за пределами Selfridges, которая продает индивидуальные версии костюма. Стоит отметить, что клиенты, совершившие покупку, получат обучение по безопасному пилотированию. Теперь Gravity Industries хочет коммерциализировать свой реактивный костюм и предлагает его на продажу в универмаге Лондона. И если вы не можете позволить себе купить его, вы можете заплатить 39000 долларов, чтобы научиться летать на нем.
Tecaeromex – еще один «единственный джетпак»
Tecnologia Aeroespacial Mexicana (TAM) утверждает, что Rake Belt Tecaeromex является единственным поясом такого типа, а также сообщает, что она создала больше ракетных ремней, чем кто-либо другой. Кто постарше или полюбознательнее, вспомнят Олимпийские игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Тогда сразу после того, как Рафер Джонсон (американский легкоатлет) зажег вечный огонь, человек, привязанный к джетпаку, запустил себя через арену, изящно приземлившись на трассе перед телевизионной аудиторией в 2,5 миллиарда. Tecnologia Aeroespacial Mexicana (TAM) – единственная компания в мире, которая производит полный пакет «под ключ» летательного ракетного пояса, выполненный по индивидуальному заказу с весом и размером тела пилота до 136 кг (300 фунтов). Они используем передовые технологии и аэрокосмические материалы, в том числе:
1. Полностью испытанный, изготовленный на заказ летающий ракетный пояс.
2. Специальная машина для создания собственных неограниченных запасов ракетного топлива.
3. Практическое обучение в процессе и оборудовании.
4. Лётная подготовка 10 полетов в вашем собственном ракетном поясе.
5. Обучение обслуживанию и настройке.
6. Круглосуточная экспертная піддержка.
7. Жилье и питание включены во время обучения.
Интересно что современные модели джетпака по-прежнему имитируют оригинальный дизайн 1984 года. К сожалению, шум, затраты, трудности с пилотированием и короткая продолжительность полета продолжают ограничивать возможности роли в рекламе, фильмах и развлечениях.
JetLev-Flyer – не совсем джетпак, но принцип тот же
Jetlev Flyer продвигает своих пользователей по воздуху с реактивным пакетом, привязанным к спине, из которого две струи воды взрываются от плеч пилота. Лучший трюк, который вы можете выполнить с Jetlev, – использовать его, чтобы бегать по поверхности воды. В зависимости от веса пилота стандарт Jetlev может достигать высоты 10 метров, максимальная скорость 65 км/час. Для специальных применений будущие конструкции могут достигать более высоких высот и максимальных скоростей, расширенного диапазона до 300 километров и даже перемещения как выше, так и ниже поверхности воды. В отличие от обычных самолетов и джетпаков, инновационная концепция Jetlev значительно улучшает отношение тяги к весу, размещая двигатель так, чтобы использовать воду в качестве реактивной двигательной среды. Продаваемый набор Jetlev включает в себя:
1. Полная спинка из углеродного волокна.
2. 5-контактный ремень безопасности.
3. Студенческий пилотный ключ и профессиональный пилотный ключ.
4. Регулируемые фиксаторы для рук.
5. Регулируемое сиденье.
Но, как и любой джетпак, данное устройство ограничено в правах на перемещение. Интересно еще и то, что его передвижение регламентируется законами, которые регламентируют передвижение водных судов. JetLev Flyer не подходит для регистрации и общего использования и считается «небезопасным судном» в соответствии с разделом 44 «Закона о морской безопасности 1998 года» правительства Нового Южного Уэльса (Government of New South Wales).
JetCat P400 jetpack «Jetman»
Yves Rossy (Ив Росси) – швейцарский лётчик и изобретатель разработал и построил систему крылатого костюма, состоящую из рюкзака, оборудованного полужесткими крыльями из углеродного волокна самолета, с пролетом около 2,4 метра (7,9 фута), оснащенными четырьмя реактивными двигателямиJetcat P400, модифицированными из большого двигателя на керосине. Джетпак имел максимальную скорость 304 км/час (189 миль в час), но был усилен ветром и другими факторами. С топливом, хранящимся на крыльях, этот реактивный пакет весит около 150 килограмм. (330 фунтов), имеет два двигателя JetCat P400 (обычно используется для моделей самолетов). В зависимости от условий он может достигать 257-305 км/час. (160-190 миль в час). К сожалению, этот летающий кусок техники недоступен. На самом деле, вы даже не можете его попробовать. Но с более успешными испытаниями, подобными этому, это может быть не всегда так.
Apollo Jetpack
Компания Apollo Gum активный участник движения по изменению того, как люди потребляют энергию. В главном офисе Apollo Gum предоставляет чистый, здоровый, портативный и доступный источник энергии для спортсменов, бизнес-профессионалов и всех, кому нужен дополнительный импульс. Одна из лабораторий Apollo Gum – Jet P.I. LLC Jet P.I. LLC была создана для исследования, разработки и создания того, что когда-то было детской мечтой. Цель Jet P.I. заключался в создании более легкого, более быстрого, экономичного и долголетнего реактивного самолета, чем оригинальная конструкция Bell Aerosystems в 1960-х годах. Используя новейшие технологии, материалы и технику, а также невероятную страсть, решительность и экстремальный объем работы, Jet P.I. разработал передовой персональный летательный аппарат. 23 августа Эрик Скотт, самый опытный пилот Apollo Jetpack в мире, в буквальном смысле вынырнул из воды озера Сан-Кристобаль и полетел прямо в небо. Он преодолел расстояние 155 метров (510 футов) и приземлился на небольшой участок земли, все время привязанный к ракете мощностью 800 лошадиных сил. Трюк является первым в своем роде.
CUDA jetpack
Студент университета разработал футуристический подводный джетпак, который может легко тянуть вас за собой в бассеине. Арчи О’Брайен, студент Университета Лафборо в Великобритании, начал строить его в рамках студенческого проекта. О’Брайен работал с 3D-компанией 3D Hub для создания CUDA, которая содержит примерно 45 3D-печатных деталей. CUDA – это реактивный рюкзак, управляемый двигателем, который пользователь надевает. Первоначальная идея состояла в том, чтобы минимизировать гидроцикл и использовать его, но он не совсем вписывался в конфигурацию рюкзака. После тщательного прочтения «Численного анализа гидроагрегата» Норберта Виллема Германа Бултена О’Брайен был убежден, что, несмотря на трудности, он может придумать то, что лучше подходит для конфигурации рюкзака. Джетпак CUDA был распечатан 3D-принтером в течение нескольких месяцев в рамках подготовки к сдаче учебных проектов последнего года обучения курсу «Product Design» в Университете Лафборо. Трехмерные печатные части покрыты тонким слоем эпоксидной смолы, которая медленно высушивается. Между тем двери для доступа к батареям и электронике имеют силиконовые уплотнения для удержания воды. При испытаниях части оставляли в воде в течение нескольких месяцев и в условиях, близких к замораживанию. Для управления скоростью пользователь держит ручную спусковую систему. Подводный реактивный снаряд CUDA был задуман только в 2017 году, но может быть продан только в 2019 году.
|