Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Рукотворные пещеры Барабар

Еще одни индийские пещеры, которые считаются ярким примером использования уникальных, неразгаданных технологий цивилизациями прошлого, расположены в Макхдампер-Блок в округе Джеханабад индийского штата Бихар, в 24 километрах к северу от города Гайи. Этот комплекс считается одним из наиболее древних среди сохранившихся до наших дней: исследователи датируют их примерно III веком до нашей эры, то есть, на время эпохи империи Маурьев.

Это трудно представить, но Барабарские пещеры являются полностью рукотворными, то есть, они были в прямом смысле вырублены в скальной породе с нуля. Всего их было создано семь: четыре пещеры расположены в Барабарских, а три – в Нагарджунских скалистых возвышенностях. Практически все они имеют одинаковое внутреннее устройство – состоят из двух помещений, первое из которых представляет собой зал прямоугольной формы, в котором собирались служители, а второе было меньше по размеру и было круглым, куполообразным, где, скорее всего, отправляли сакральные обряды и богослужения.

Однако главной загадкой, как и основной достопримечательностью Барабарских пещер являются особенности обработки стен их помещений. Все дело в том, что они поразительно профессионально отполированы. Тщательная шлифовка оказалась практически зеркальной, и, вместе с точнейшей геометрией самих помещений, создают уникальную акустику. Каким образом древним инженерам более двух тысяч лет назад удалось так идеально отполировать огромные площади примитивными инструментами, исследователи так и не могут понять.

Пещеры Барабар находятся примерно в 40 км к северо-востоку от г. Гая. Барабарские холмы представляют собой скалистые образования в виде нагромождения огромных валунов. Пишут, что порода их слагающая – гнейс, метаморфическая порода родственная граниту. Три из четырех пещер вырублены в одной скале, ориентированной с запада на восток.

Во времена Каннингема здесь проводились ежегодные крупные ярмарки, на которые собирались тысячи паломников. Для них возводились навесы, временные помещения, и, как следствие, собиралась огромная куча мусора. По свидетельству Каннингема пещера Каран Чаупар была на 3 фута засыпана мусором, керамическими обломками, кирпичами и т.п. Также примерно на метр пещера была залита водой. Впоследствии англичане прокопали траншею для отвода воды, в ходе работ были найдены обломки каменных колонн. Видимо ранее существовали, какие-то сооружения, пристроенные к пещерам.

Пещера Каран Чаупар расположена с северной стороны скалы. Датируется примерно 244 г. до н.э. Надпись на стене входа гласит, что она была дарована секте адживиков на 19 году правления Ашоки. Пещера представляет собой прямоугольное в плане помещение длиной 10,2 м, шириной 4,2 м, высотой 3,2 м. При этом высота стены от пола 1,4 м, а высота свода 1,8 м. Вход смещен от центра вправо и имеет трапециевидную форму. Возле правой стены имеется небольшая платформа размером 2,2х0,7х0,3 м. Каннингем считал, что она являлась постаментом для статуи, но, учитывая ее длину она вполне могла служить ложем какого-нибудь отшельника.

На стенах кое-где видны вкрапления диорита, который срезан и отполирован заподлицо с основной породой. Стены поднимаются перпендикулярно полу, затем идет поребрик, выше которого выполнен арочный свод. При макросъемке поребрика видны следы высокотехнологичного инструмента. Стены пещеры отполированы. Полировка выполнена очень тщательно и с большим мастерством. Если посмотреть на вход из глубины пещеры, то можно оценить качество полировки. В пещере очень темно, т.к. присутствует только один источник света – вход, и в отполированных стенах портала окружающий пейзаж виден как в зеркале.

С правой стороны портала высечена надпись, причем надпись выполнена, поверх полировки. Буквы не полированы. Надпись вполне могла быть нанесена гораздо позднее строительства пещеры.

С южной стороны скалы расположены две пещеры. Западная – Судама. Датируется надписью Ашоки, в которой говорится, что пещера была подарена на 12 году его правления, приблизительно в 261 г. до н.э. В отличие от первой пещеры Судама разделена на две части: прямоугольную камеру и круглое помещение. Длина камеры 10 м, ширина 5,8 м, высота 3,6 м. Диаметр круглого помещения 5,8 м.

Вход трапециевидный, смещен вправо от центра. Пещера полностью завершена. Стены, полы и потолок отполированы с большим мастерством. В правом торце камеры выбито небольшое овальное углубление неправильной формы, видимо, результат позднего вмешательства. С левого торца пещера имеет форму полукруга с куполом, посередине прорублен трапециевидный вход в круглое помещение. Официальные историки утверждают, что круглое помещение выполнено в виде соломенной хижины, в которой первые буддисты устраивали свои собрания. И, таким образом, прототип хижины воплотили в камне.

Не хотелось бы называть это помещение “резонаторной”, т.к. прямых доказательств использования его в качестве резонатора пока нет. Поверхности этого помещения также отполированы. При близком рассмотрении на стыке стен камеры и круглого помещения наблюдаем мастерски выполненный внутренний трехгранный угол, причем поверхности сходятся не под прямым, а под острым углом.

Третья пещера группы Барабар – Ломас Риши. Единственная, которая имеет резной вход. Датируется довольно большим временным промежутком – от 450 до 300 года до н.э. Дарственной надписи Ашоки либо его преемника нет, но предполагается, что она была уничтожена при оформлении архитрава. Над входом имеется надпись, но она относится к 3-4 векам н.э. Поскольку Ломас Риши полностью повторяет планировку Судамы предполагается, что такая надпись существовала и обе пещеры вырубались по единому плану с той лишь разницей, что Ломас Риши так и не была закончена. Длина 10 м, ширина 5,2 м, из за недоделок круглое помещение имеет вид эллипса размером 5,2х4,2 м.

Обработка проводилась от внешней стены через верх к противоположной. Законченные поверхности были отполированы, т.е. технологические этапы обработки проводились параллельно. Полы также грубо вырублены.

Ломас Риши ценна тем, что можно наглядно видеть этапы обработки поверхностей. И наряду с видимой ручной обработкой видны следы обработки высокотехнологичным инструментом. Параллельные борозды на полу напоминают следы прохода механизма по выборке старого асфальта. При ручной обработке нет смысла выдерживать параллельность хода инструмента. Особенно наглядно это видно возле полукруглой стены.

Последняя пещера из барабарской группы – Вишваджопри (Хижина Вишвы). Находится в полукилометре на восток от Каран Чаупар. Пещера недовырублена, вернее немного начата. Хотя вход полностью оформлен и полирован. В отличие от остальных пещер имеет широкий и глубокий портал. Размеры портала: длина – 4,26 м., ширина – 2,54 м. Камера округлой формы диаметром 3,35 м. Датирована 12-м годом правления Ашоки (261 г до н.э.), о чем говорит надпись на правой стене портала.

Было бы интересно провести исследование поверхности на стыке технологий между полированным порталом и грубо обработанной камерой, с целью проверки гипотезы о полировке, как следствия работы инструмента.

Пещеры Нагарджуни находятся на одноименных холмах в полутора километрах на восток от пещер Барабар. Также датируются эпохой Маурьев.

Первая пещера из группы Нагарджуни – Гопи-ка-Кубха, самая большая из семи пещер. Ее длина 14 м, ширина 5,2 м, высота 3,2 м. Датирована надписью Дашаратхи 214 г. до н.э. Полностью закончена. Торцевые стены закруглены. Во времена посещения Каннингемом у ее входа были развалины кирпичных стен и деревянных построек, оставшиеся после использования ее мусульманами. В 1817 году пещеру посетил майор Китток, но она уже никем не использовалась. Внутри была сложена небольшая кирпичная платформа возле одного из торцов, в настоящее время она отсутствует.

Еще две пещеры находятся с обратной северной стороны холма и располагаются в непосредственной близости друг от друга. Вадитхи-ка-Кубха расположена в глубине расщелины. На полу и потолке входа имеются четыре отверстия, вероятно, для крепления двери.

В 19 веке пещера была разделена на 2 части грубой кирпичной стеной с очень маленьким входом, в который можно было просунуть только поднос с едой, видимо для передачи пищи какому-нибудь аскету. На правой стене входа надпись Ашоки. Название пещеры переводят как “пещера уединенных нищих”. Пещера небольшая, длина 4,97 м, ширина 1,3 м. В отличие от ранее описанных пещер вход расположен с торца камеры, противоположный торец закруглен. Полностью отполирована.

Вапийя-ка-кубха или “Пещера колодца”, расположена рядом с пещерой Вадитхи. Недалеко от нее находится небольшой деревенский колодец. Датируется 214 г. до н.э. Длина камеры 5 м, ширина 3,4 м, высота 3,2 м. Трапецеидальный вход также расположен с торца, противоположный торец в отличие от Вадитхи – прямой. Идеально отполирована.

Вокруг этих двух пещер Каннингем обнаружил большое количество обломков гранитных колонн и квадратных камней. По его мнению, основанному на рассказах местных жителей, здесь был буддийский монастырь, разрушенный многочисленными “хозяевами”. Постройки располагались не только вокруг пещер, но и над ними. В один из периодов рядом с пещерами располагалось мусульманское кладбище.

Пещеры Сон Бхандар расположены на северо-западе штата Бихар, недалеко от г. Раджгир. Пещер две, расположены рядом друг с другом. Созданы по тому же плану, что и “барабарские”.

Западная пещера сохранилась в целости. Длина камеры 10,4 м, ширина 5,2 м, общая высота 3,5 м, свод 1,5 м. Свод немного заострен. Про эту пещеру ходит легенда о несметных сокровищах, спрятанных за нарисованной дверью на стене пещеры. Англичане, пытавшиеся добраться до сокровищ при помощи пушки, пробили переднюю стену камеры, после чего пещера обзавелась окном. На фасаде имеется ряд квадратных отверстий. Это следы от постройки навесов при проведении собраний буддийских монахов. Внутреннее пространство пещеры ограничено и, чтобы расширить его строили деревянные навесы, способные вместить большое количество монахов.

Восточная пещера частично разрушена в передней части, причем уже давно. К моменту описания ее в 19 веке она уже была разрушена. На одной из стен сохранились небольшие барельефы.

Порода скалы, в которой вырублены пещеры, имеет слоистую структуру. Поверхности камер и внешних стен сильно эродированы. В общем, пещеры явно вырубались по проекту барабарских пещер, но на несравненно более низком уровне технологий.

Пещера Сита Мархи – эту пещеру обнаружил Джеймс Беглар во время своего путешествия по провинциям Бенгалии в 14 милях к югу от Раджгира и на 24 мили восточнее г. Гая, примерно в миле на запад от деревни Расулпура. Александр Каннингем не упоминает о ней в своем отчете, т.к. его маршрут прошел в стороне от этой местности.

Беглар описывает пещеру, вырубленную в изолированном гранитном валуне. В плане она похожа на Вапийя-ка-Кубху, однако в разрезе представляет собой заостренную арку без перпендикулярных сторон. Внутри камера отполирована, за исключением дальней торцевой стены, на которой полировка отслоилась. Пещера была обитаема, в ней находилось несколько скульптур индуистских богов и пара “наглых и жирных” брахманов, совершающих обряды. Тем не менее, Беглару удалось измерить пещеру. Длина камеры 4,8 м, ширина 3,4 м, высота 2м. Вход трапециевидный с отношением сторон 3 к 4 (высота входа – 4 фута 4 дюйма, ширина у основания – 2 фута 1 дюйм, ширина вверху – 1 фут 1 дюйм).

По мнению Дж. Фергюссона пещера Сита Мархи является самой старой пещерой подобного типа. В настоящее время данная пещера нигде не упоминается и ее точное местонахождение неизвестно. Недалеко от этого места построена железная дорога и может быть, гранитный валун был использован при ее постройке или вокруг пещеры выстроили индуистский храм и визуально она не видна.

Имеется еще одна пещера подобного вида. Пещера за № 9 в пещерном монастыре Кондивте или Махакали, расположенном на острове Сальсет близ Мумбаи. Монастырские пещеры вырублены в базальтовой толще.

По аналогии с барабарскими пещера № 9 также имеет прямоугольный зал и круглое помещение, оформленное снаружи как соломенная хижина. В стенах круглого помещения вырезаны решетчатые окна, вход прямоугольный. Внутри камеры находится каменная ступа. Потолок прямоугольного зала прямой. Вход в пещеру обозначен несколькими колоннами.

Длина камеры 7,6 м, ширина 5,3 м, высота 2,7 м. Высота круглого помещения 4,2 м, высота ступы 2,3 м. Ни о какой машинной обработке и речи нет. Все довольно грубо выдолблено. На стене зала имеется барельеф, также невысокого качества.

Данный монастырь считается самым ранним известным буддийским монастырем и датируется периодом 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Несмотря на то, что “барабарские” пещеры старше не на одну сотню лет, пещеру Кондивте приводят как прототип для пещер Бихара. Налицо простое копирование без сохранения смысла истинного предназначения.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на “барабарские” пещеры, это трапециевидный вход. Просто прямая аналогия с сооружениями в Перу. Вторая особенность – это потрясающее качество полировки.

Непонятно, какая культура или цивилизация достигла таких успехов в технологии обработки твердых пород камня. Пещеры расположены в довольно “глухом углу”, никаких следов особо выдающихся, в техническом плане, культур не найдено на этой территории.

Предположений о возможном применении “барабарских” пещер несколько:
• бомбоубежища. Но, в герметичном помещении, при отсутствии вентиляционных отверстий и источников воды, не выживет, ни одно живое существо;
• хранилище химически активных веществ. Гранит достаточно устойчив к химическим воздействиям, но, пещеры имеют весьма внушительные трещины. Удивительно, что создатели пещер упустили такой факт, как склонность гнейса к образованию трещин;
• винный подвал. Прямоугольная камера с полукруглым сводом такая же, как и на фотографии строительства винного подвала французскими рабочими.

Но, все же, сама арочная форма свода, идеально отполированные стены наводят на мысль об использовании звуковых волн. Может быть и для медитаций, истинного предназначения мы не знаем, по крайней мере, пока. Но использование звука, звуковых технологий очевидно.

Интересно, что при всей своей схожести каждая пещера немного отличается от остальных. Торцы полукруглые или прямые, варьируются высота и ширина, наличие дополнительных помещений. Возникает естественная мысль, что каждая из пещер настроена на определенный диапазон волн, который они могут, например, переизлучать, если поставить усилитель или фокусировать в определенной точке, т.е. из всего спектра излучений, которые идут из-под земли, каждая пещера настроена на свою волну.

Сама по себе арочная форма ассоциируется с колоколом. Колокол, как известно, фокусирует звук. Применяя известный закон “угол падения равен углу отражения” можно реально определить точку, где фокусируется звуковая волна. Зная линейные размеры камеры и, прочертив “лучики” можно промоделировать ситуацию и выяснить расположение “датчиков”.

Например, если внизу поставить излучатель перпендикулярно пола, то по центру дуги образуется стоячая волна, так называемый “звуковой жгут”. При достаточной напряженности может возникнуть эффект левитации небольших предметов вдоль “жгута”. Это из области фантазий на тему, но и такую вероятность надо учитывать.

Арочная форма также напоминает камертон, только перевернутый. Чтобы камертон зазвучал его надо поместить на резонирующую поверхность. В нашем случае, над пещерами должен был быть некий резонатор. А ведь Каннингем утверждал, что над пещерами были надстроены некие помещения, в основном из дерева и камня.

Также арочная форма свода применяется при использовании ультразвука. Но, тут необходимо обеспечить максимальную отражающую способность поверхностей, другими словами, отполировать их до зеркального блеска.

Есть нечто общее между “барабарскими” пещерами и пирамидами на плато Гиза. Не в плане формы, а в плане уникальности. Подобных пещер нет больше не только в Индии, но и на всем земном шаре. И те и другие объекты абсолютно уникальны в своем роде. Имеют явно техническое предназначение, непонятное современным людям. Сконцентрированы на ограниченной территории. При явной схожести в технологии изготовления нет абсолютно одинаковых пещер или пирамид (размеры разные, внутреннее устройство разное).

Усилия, затраченные на строительство пирамид или отделку пещер, не соответствуют уровню примитивного использования их в качестве мест погребения или отправки ритуалов. На ум приходит только одно предположение – что мы видим детали, какого-то уникального эксперимента с неизвестным результатом, и в одном случае, и в другом случае.

Наиболее удивительным на этих пещерах является не их возраст, а невиданная геометрическая точность, с какой они были выкопаны, совершенная зеркальная полировка гранитных стен и сводов, и, прежде всего, факт, что они были созданы для медитации и вызова трансцендентных переживаний. Каким способом это было достигнуто, каждый поймет на месте.

С абсолютной равнины 35 км северо-восточнее от города Гая возвышается низкий гранитный хребет длиной 3 км. В его центральной части расположена группа высших скал под названием Барабар. Похожее место можно найти еще в полутора километрах восточнее – холм Нагарджуни. И что у них общего? В гранитном массиве выкопаны пещеры, свидетельствующие об искусстве империи Маурьев, и наряду с двумя пещерами Сон Бхандар в Раджгире они являются самыми старыми пещерными храмами в Индии. Пещеры Барабара – единственное сооружение, связанное с вымершей религиозной и философской культурой вымершей религиозной и философской культурой – шраманской сектой философов-ашивов.

Гранитный массив, напоминающий огромную подводную лодку, имеет регулярный вход с одной стороны, а над ним надпись, что пещера была высечена через 19 лет после вступления императора Ашоки на престол. Каждая из пещер Барабар имеет свое имя. Первая из них – это Каран Чаупар.

В пещере тускло, почти темно, только через входное отверстие сюда слабо проникает свет. Ваш проводник вам устроит неожиданные впечатления: дойдет до конца пещеры и закричит несколько слов. Невиданное эхо почти не заглушает, несколько раз его возвращает, а несколько секунд спустя звуки смешиваются, усиливаются и, наконец, четко слышны слова, которые вообще никак не связаны с тем, что было сказано. Это просто завораживает. Посетители тоже экспериментируют с различными звуками, хлопками, интонацией.

Наконец, вы слышите звуки, которые никто не издавал: приглушенный разговор, уличный шум, звуки из близлежащей деревни, мычанье коров и т.д., что вызывает ощущение, что у вас галюцинации. Вы только что поняли суть переживаний древних медитирующих. Насколько завораживающими, должно быть, здесь было пение монахов!

Другие пещеры Судама и Ломас Риши имеют похожие размеры, но они всегда представляют собой два соединенных помещения. Отполированные стены являются причиной тех же акустических свойств, которые были основой психоделического опыта тогдашних строителей. Пещера Ломас Риши осталась незаконченной, работа над четвертой пещерой, Вишвакарма, только началась. Самый интересный портал имеет пещера Ломас Риши. Он украшен резной линией слонов.

В настоящее время ученые не имеют представления о технологии, которую люди использовали для обработки гранитных стен с такой удивительной точностью и совершенством за 300 лет до нашей эры в древней Индии.

Окружение пещер почти так же примечательно, как и сами пещеры. Лестницы, высеченные в гранитной скале, и ловко построенные подходы к пещерам, скальные рельефы, а между всем этим пасущийся скот деревенских жителей, помет, который сушится на валунах, и вездесущие любопытные дети.

Интересно, что пещеры Барабар изначально не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне секте философов–аскетов – адживиков, которая во времена правления царя Ашоки была основным конкурентом буддизма. Четыре пещеры Барабар были подарены царем Ашокой секте адживиков. Об этом свидетельствует надпись на одной из стен. Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией.

Но самое удивительное в пещерах Барабар – это не их уникальная древность, не принадлежность к давно исчезнувшей загадочной секте адживиков, а геометрия помещений и поражающее качество идеально отполированных гранитных стен и сводов правильной полукруглой формы.

С какой целью в древней Индии были построены эти огромные пещеры? Официальная наука не дает этому внятного объяснения. Одна из версий – пещеры Барабара были специально спроектированы и построены как акустические залы для медитаций.

Альтернативные историки считают, что Барабар – своего рода бомбоубежище, в котором люди спасались во время «ядерной войны». В текстах шумерских, индийских легенд и преданий говорится о том, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть над отдельными городами и целыми странами. Тексты «Махабхараты» указывают на то, что за всеми ядерными войнами стояли боги, воевавшие между собой за верховную власть среди богов.

Индия богата всевозможными храмовыми комплексами, построенными в разные периоды ее истории. Многие из них украшают сувенирные открытки или памятные магнитики, предназначенные для туристов. Однако есть в этой части света такие уголки, до которых добираются далеко не все путешественники.

Речь идет о пещерах, высеченных в округлых монолитных скалах; эти объекты, чем-то напоминают спины огромных китов. Всего на территории страны обнаружено более тысячи таких объектов и большинство из них являются буддистскими святынями.

В списке этих великолепных религиозных сооружений самыми древними являются так называемые Барабарские пещеры. Они находятся неподалеку от города Гайя, но, чтобы добраться туда, необходимо потратить несколько часов в пути, трясясь по каменистой и пыльной дороге под палящим индийским солнцем; хотя расстояние до них чуть менее тридцати километров.

Пещеры Барабар принадлежат давно забытой религиозной секте – адживики. Это движение возникло одновременно с Буддизмом и Джайнизмом и наравне с ними боролось за влияние. Результат известен – Буддизм стал одной из основных религий на планете, а об адживиках почти никто не помнит. Одно из редких доказательств их существования – эти пещеры (4 на холмах Барабар и 3 на холме Нагарджуни).

Пещерный комплекс расположен внутри изолированного гранитного массива на левом берегу р. Пхалгу. Всего исследователи насчитали семь подобных сооружений, имеющих между собой схожую конструкцию. Археологи относят все их к одному времени.

По мнению специалистов, они были вырублены спустя несколько десятилетий после посещения Индии Александром Македонским; и на их создание ушло порядка трех десятилетий. Самая древняя датируется примерно 260-м г. до н.э. (Ломас Риши). Самая «новая» создана, по мнению археологов, в 230 г. до н.э. (Пещера Гопи или Доярки).

Пожалуй, главная отличительная черта этих объектов в том, что их куполообразные гранитные стены отполированы до зеркального блеска. Каким образом более 2000 лет назад удалось достичь такого эффекта – до конца не ясно.

Практически в каждой пещере встречаются скупые надписи на древнем языке. И лишь в Ломас Риши подобные письмена отсутствуют, их попросту стерли, чтобы украсить помещение особым образом и использовать для брахманских богослужений.

Каждая из пещер делится на две части. Первая сделана в виде продольной половины цилиндра, а вторая выполнена в форме сферы и располагается внутри этого цилиндра у дальней от входа стены. Размер внутренних помещений имеет среднюю длину 10 метров, ширину 6 метров и высоту 3,5 метра. Вторая камера выгляди как правильная полусфера с диаметром, равным ширине главного зала.

Учения адживиков в древности получили распространение в этой части страны. И по предположению историков и археологов, пещеры были сооружены именно для ритуальных целей.

А зеркальная внутренняя поверхность куполообразных сводов создана для особых целей – она дает любопытный звуковой эффект. Эхо задерживается внутри помещения в течение трех секунд, что позволяет создавать многоголосый хор всего лишь одному человеку.

Позже эту уникальную особенность использовали буддисты, джайны и индуисты, когда заняли некоторые помещения после исчезновения адептов адживики.

Пещеры продолжают изучать; и вполне возможно, что в будущем мы получим новые сведения о том, какие инструменты использовали их строители, чтобы добиться зеркального эффекта.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (25.05.2023)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz