Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Сассо-дель-Предикаторе: жертвенный камень или что-то другое?

Древняя история Европы часто окутана туманом тайны. Загадочные народы, разнообразные культуры, странные легенды прошлого будоражат воображение, но не так уж много дошло до наших дней, чтобы можно было собрать полноценный рассказ. Одна из таких загадочных культур относится к древним этрускам. Некогда богатая и разросшаяся этрусская цивилизация встретила свой конец в тени зарождающейся Римской республики. Но, несомненно, эта важная культура оставила множество следов на итальянском полуострове – следов, которые обнаруживаются и сегодня. Один из них – уникальный археологический объект, загадочный памятник, который говорит о блестящем захватывающем прошлом этрусской цивилизации и о далеких уголках истории, покрытых тайной. Давайте исследуем пирамиду этрусков!

Бомарцоо – маленький город в провинции Витербо, Лацио, Италия. Район Бомарцо был когда-то частью более обширного региона Этрурии, в котором загадочные этруски доминировали примерно с 700 года до н.э. до 400 года до н.э. За это время они построили любопытное сооружение из вулканической породы в густом лесном массиве Бомарцо в соседней долине. Сегодня люди называют это этрусской пирамидой Бомарцо. Крутые ступени, множество платформ, прямоугольные ячейки и каналы, проходящие под необычными углами, украшают переднюю стенку. Эксперты предполагают, что пирамида была построена примерно в 7 веке до нашей эры, как жертвенный храмовый алтарь. Если так, то это был самый большой скальный алтарь, обнаруженный в Европе.

Этрусская пирамида в Бомарцо – это относительно новое открытие. Два местных археолога по имени Джованни Ламоратта и Джузеппе Майорано наткнулись на неё весной 1991 года. Но известие об его открытии получило малый резонанс и оставалось неизвестным миру. Затем в 2008 году Сальваторе Фоски, местный житель Бомарцо со страстью к местной истории, решил, что он откроет этрусскую пирамиду. Когда дедушка Фоски служил своего рода хранителем этих лесов, они называли его Сассо дель Предикаторе («Камень проповедника»), или просто «Камень со ступенями». Истории, которые его дед и отец рассказывали о камне, вдохновили Сальваторе на поиск. Таким образом, он решил сделать эту удивительную часть их истории доступной для всего мира.

На первый взгляд, наклонный этрусский каменный памятник напоминает артефакты майя из джунглей Белиза и Мексики. Хотя его название предполагает форму пирамиды, такой как египетская, технически это не пирамида. Камень обратно триангулирован только с одной стороны, в то время как остальная часть алтаря имеет квази-прямые углы.

Этрусские строители вырезали таинственный мегалит из огромной серой скалы вулканического туфа, или «пеперино». Его длина составляет около 17 метров, 8 метров в самом широком месте и 10 метров в высоту. Три крутые лестницы покрывают переднюю поверхность. На нижней лестнице 20 ступеней, которые ведут к двум второстепенным алтарям. Две другие лестницы начинаются выше и имеют девять и десять ступеней соответственно. Они ведут к главному алтарю на вершине скалы. Вдоль углового края также есть отчетливый канал, который разделяется на два канала, ведущий на дно скалы. Определенно, это одна из самых необычных пирамид мира.

Кем были этруски? Вилланова предшествовали этрускам и были основателями этрусской культуры. Примерно с 1000 года до н.э. они, по-видимому, получили заметное присутствие на итальянском полуострове. Эта группа предпочитала высокие холмы для своих деревень, и многие из этих деревень впоследствии стали сильными этрусскими городами.

Этруски вели активную торговлю вокруг Средиземного моря благодаря своим навыкам мореплавания. Они были искусными и жестокими воинами, и даже римляне переняли некоторые этрусские боевые техники. Кроме того, прекрасное искусство, керамика, архитектура и высокотехнологичные металлоконструкции были товарными знаками этрусской культуры. Они покорили большую часть итальянского полуострова от северо-центральной части до южной Италии вплоть до Салерно. Однако их величие не будет длиться долго. В конце концов, к 1-му веку до н.э. римляне завоевали и поглотили этрусков, и почти все следы их культуры.

Пирамида Бомарсо, возможно, выполняла различные функции с течением времени. Точная цель не ясна. Однако многие эксперты считают, что мегалит служил алтарем языческих религиозных обрядов. По этой причине достопримечательность получила прозвище «Камень проповедника». Марк Картрайт из энциклопедии древней истории объясняет в своей статье об этрусской цивилизации, что все аспекты жизни вращаются вокруг большого пантеона богов. Среди них был бог подземного мира, бог Солнца и бог растительности. С таким множеством богов почитание и религиозные церемонии были работой на полную ставку. Этрусская жизнь была наполнена ритуалами, включая жертвоприношения как животных, так и людей.

Этот древний алтарь выходит из густых лесов, чтобы раскрыть тайны жертвенных ритуалов этрусков. В 2008 году местный житель по имени Сальваторе Фоски заново открыл монументальный этрусский алтарь в форме пирамиды, недалеко от знаменитого Парка дей Мостри (Парк Монстров) в Бомарцо.

Огромная этрусская пирамида была спрятана растительностью на склонах глубокого каньона и была открыта впервые только в 1990-х годах двумя местными археологами. Считается, что пирамида является алтарем и датируется 7–6 веками до нашей эры. Этот алтарь использовался этрусскими предсказателями. Они практиковали гадание, осматривая внутренности жертвенных животных. Это искусство гадания было ключевым элементом "Этруска Дисциплина" (этрусских религиозных писаний), которое оказало значительное влияние на римскую культуру.

Алтарь расположен к северо-западу, лицом к направлению этрусских богов подземного мира. В период расцвета этрусской цивилизации он, должно быть, представлял собой очень важное священное место, хотя об этом известно очень мало. Ступени и желоба для облегчения потока крови жертвенных животных были вырезаны на алтаре, который также известен под названием Сассо дель Предикаторе (Камень проповедника). Ступеньки крутые, а отверстия по обеим сторонам ступеней и на промежуточных уровнях, возможно, когда-то поддерживали деревянные стойки и опоры.

Вокруг пирамиды находится кладезь этрусских надписей, гробниц, средневековых руин и таинственной башни, связанной с итальянским писателем и режиссером Пьером Паоло Пазолини. Походные тропы соединяют все места в течение четырехчасового похода. Пешеходные тропы без опознавательных знаков ведут к пирамиде. Большинство трасс начинаются со спортивных площадок Бомарцо.

Археология, что логично, часто подразумевает раскопки – выкапывание из земли остатков давно ушедшего прошлого. Но как насчет тех древних памятников, которые находятся в целости и сохранности над поверхностью земли – выветренные временем и природой? Их должно быть легко обнаружить, верно? Ну… не совсем. Даже если они находятся на поверхности, не все артефакты древнего прошлого так легко узнать и обнаружить. Природа тщательно скрывает их. Именно такова история пирамиды Бомарцо.

В окрестностях городка Бомарцо, расположенного в полутора часах езды к северу от Рима, находится густо заросшая лесом долина Таккиоло (Tacchiolo) – та самая часть Тосканы, которая была сформирована вулканической деятельностью на заре истории. В свою очередь, Таккиоло – это райский уголок густой природы, наполненный озерами, валунами и лесными массивами.

В 1991 году два итальянских исследователя сообщили об обнаружении глубоко в лесу большой пирамидоподобной структуры, которая очень напоминала ступенчатую пирамиду. Это открытие не вызвало резонанса в научных кругах Рима – им просто не заинтересовались и быстро забыли.

Лишь в 2008 году пирамида Бомарцо вновь оказалась в центре внимания – с помощью Сальваторе Фоски, агронома, который вновь обнаружил этот необычный артефакт и провел детальную расчистку густых зарослей вокруг него. На этот раз открытие нашло отклик и быстро вызвало интерес общества.

Объект, который “раскопал” сеньор Фоски, не был типичным для итальянского полуострова. Более уместно он смотрелся бы где-нибудь в Южной Америке. Несмотря на то, что его почти сразу окрестили “Пирамидой Бомарцо”, сооружение не совсем пирамидальной формы. На самом деле это большой валун из вулканического серого туфа примерно треугольной, конической формы, размером 8 на 16 метров и высотой около 10 метров.

Местные жители уже давно называли его Сассо-дель-Предикаторе – “Камень проповедника”, и один взгляд на высеченные в нем ступени может сказать вам, почему. Ступенчатая пирамида сильно напоминает творения майя, которые жили на другом конце планеты. Передняя часть пирамиды разделена на два уровня. Первая лестница состоит из 20 ступеней и ведет к небольшому алтарю. Оттуда две лестницы поменьше, с 9 и 10 ступенями соответственно, ведут к верхнему, главному алтарю на вершине. Правая передняя сторона очень угловатая и имеет заметные глубокие желобки и каналы, идущие от вершины до самого основания пирамиды – это говорит о жертвенной роли этих алтарей. Между ступенями сохранилось несколько квадратных отверстий, которые, по-видимому, использовались для крепления столбов или других подобных конструктивных элементов.

Мастерство, с которым ступени и пазы были вырезаны из вулканического туфа, говорит о работе развитой культуры и возможной связи ритуальной роли с этрусским пантеоном, который играл важную роль в их обществе. После обнаружения пирамиды эксперты сошлись во мнении, что она была построена примерно в 7 веке до нашей эры как этрусский храмовый алтарь. Но есть ли еще секреты у этого, казалось бы, простого сооружения?

Возникнув из культуры Вилланова железного века примерно в 700 году до н.э., этрусская цивилизация стала одной из важнейших в древней истории и одним из самых выдающихся италийских народов. С самого начала этруски сформировали уникальную идентичность и вели постоянную торговлю с кельтами на севере и греками на востоке. На этрусков значительно влияние оказал древнегреческая мифология, искусство и архитектура. А возможно, и религия. Среди кельтских народов этрусские предметы роскоши пользовались большим спросом, а постоянная торговля между двумя народами сделала этрусскую элиту очень богатой и влиятельной, что позволило ей больше сосредоточиться на литературе, искусстве и культуре.

На итальянском полуострове этруски стали свидетелями возвышения новой и все более грозной державы – Рима. С ростом мощи и влияния Рима политическая картина в Средиземноморье изменилась, и влияние этрусков стало ослабевать.

А с IV века до н.э. начались римско-этрусские войны, в ходе которых происходило постепенное присоединение этрусских городов к Риму. Последний город, Вольсиния, пал в 264 году до н.э. – и этруски были окончательно ассимилированы в римской культуре. По правде говоря, они оказали большое влияние на развитие римской идентичности, но в конце концов не смогли противостоять растущей экспансии этого могущественного города-государства.

Этрусский язык сохранялся еще около трех веков, пока окончательно не исчез, а вместе с ним и остатки некогда могущественной этрусской цивилизации.

Этрусская религия, которая сформировалась из практик железного века культуры Вилланован, находилась под сильным влиянием греческой мифологии, а также имела общие черты с зарождающейся римской культурой. Это была политеистическая религия, и большое внимание уделялось силе божеств. Этруски верили, что все наблюдаемые в мире явления являются божественными проявлениями.

Их пантеон не слишком отличался от пантеона их соседей. Боги, которые на этрусском языке назывались “ais“, были разделены на три уровня. Самый нижний уровень был предназначен для обычных, местных божеств – бога Солнца Усила, бога Луны Тивра, бога войны Ларана и его супруги Туран – богини любви и плодородия.

На втором уровне располагались божества, явно перенятые под греческим влиянием: Пача, Аритими, Менрва – этрусские эквиваленты Вакха, Артемиды и Минервы. Высшим уровнем этрусского пантеона была троица, которая управляла всеми и всем: Тинс – бог неба, его жена Уни и богиня земли – Кель.

Из этой иерархии возникла сложная система жрецов и чиновников. Самыми важными религиозными фигурами этрусского общества были нецви (netsvis), так называемые гаруспики (haruspex), они занимали центральное место в повседневной жизни и общественных событиях.

Наиболее заметной формой религиозной практики было гадание по печени. Жрецы приносили в жертву овец и изучали бугорки на печени, чтобы предугадывать важные события. И, возможно, именно этот обычай жертвоприношения животных связан с природой происхождения пирамиды Бомарцо.

Открытие пирамиды Бомарцо породило множество догадок и новых теорий, которые стали предметом многочисленных споров в научных кругах. Поскольку этот ступенчатый алтарь является несколько необычной находкой для этрусской культуры, еще многое предстоит понять о его возможном использовании. Но одна подсказка дает нам важную подсказку – длинные желобки и каналы, которые спускаются вниз по переднему склону пирамиды.

Наиболее распространенное объяснение каналов связано с ритуальными жертвоприношениями. Этруски, если это они ее сделали, были известны тем, что в своей религиозной практике приносили в жертву животных. Это прекрасно сочетается со всем обликом пирамиды Бомарцо, а кровь, стекающая по желобкам, могла играть и какую-нибудь другую роль, неизвестную нам.

Еще одна деталь подчеркивает религиозный характер объекта. Алтарь ориентирован на северо-запад – предположительно в сторону этрусского подземного мира и темных богов. Все эти детали могут свидетельствовать об очень важном для этрусков месте и, возможно, о каком-то религиозном центре.

Но пирамида Бомарцо – не единственное чудо в этом районе. Здесь повсюду находят этрусские надписи и резьбу. Рядом с пирамидой, слева от приближающейся тропы, находится еще одна реликвия – странное жилище, датируемое тем же периодом, что и пирамида – 7 веком до нашей эры.

Это сооружение похоже на гробницу, грубое жилище с могилой внутри. Местные жители называют его Финестрачча, или Окна, из-за непропорциональных и грубо вырезанных отверстий в передней части. Эта гробница может дать важные подсказки о роли близлежащей пирамиды Бомарцо и придает дополнительное значимость этому месту.

Существует большая вероятность того, что гробница была местом упокоения какого-то важного этрусского жреца или чиновника, непосредственно связанного с жертвенным алтарем, расположенным рядом. Такое богатство этрусских надписей и археологических объектов, окружающих это место в Бомарцо, безусловно, снимают все сомнения в том, какой культуре принадлежат эти артефакты.

Пирамида в Бомарцо была обнаружена относительно недавно, и нам еще многое предстоит узнать, а о некоторых вещах мы вообще можем только строить догадки. Но что, если это место является гораздо более древним? Какой-то древний ритуальный объект, который был просто найден этрусками и адаптирован к их религиозной практике? Ведь пирамида – это очень несвойственно этрусской цивилизации.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно поразмышлять о культурах, предшествовавших этрускам, и углубиться в бронзовый век в поисках возможного происхождения пирамиды Бомарцо.

Террамаре – это далеко не примитивная культура бронзового века, датируемая 1700-1150 годами до нашей эры. Она процветала в регионе Эмилия, где было раскопано около шестидесяти поселений Террамаре. Такое богатство находок определенно указывает на значимость Террамаре и, возможно, дает нам представление о культурных и религиозных особенностях этой части итальянского полуострова.

Когда Террамаре распалась около 1150 года до н.э., на ее месте возникла новая – протовиллановская культура, которая часто упоминается как самая ранняя возможная форма этрусской цивилизации. Но Луиджи Пигорини, один из известных итальянских археологов и палеонтологов XIX века, предположил, что остатки Террамаре были основным компонентом культуры Вилланована, которая сформировалась позже – и, возможно, представляет собой связь вплоть до этрусков.

А что, если эта уникальная и загадочная пирамида Бомарцо уходит корнями в архаичную историю полуострова? Может быть эти объекты появились здесь еще до заселения территории индоевропейцами? Вопросов много, но ответов на них мало.

Этрусская цивилизация населяла в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова и была постепенно вытеснена римлянами. Но отголоски её древнейшей культуры периодически дают о себе знать.

Детальное исследование сооружения, которое назвали пирамидой Бомарцо в честь города, показало, то построена она была примерно в 7 веке нашей эры и использовалась как храмовый алтарь. О чём свидетельствует негласное название, используемое в народе – Камень проповедника. С течением времени функциональное назначение объекта могло быть изменено.

Отсутствие интереса и, соответственно, активного изучения и исследования пирамиды объясняется тем, что она нарушает классическую хорошо отлаженную историю Италии в древности. Поэтому официально было принято решение отнести сооружение к этрусской эпохе, хотя истинное происхождение пирамиды Бомарцо остаётся под вопросом.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (12.05.2024)
Просмотров: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
laf2304

Copyright ARA © 2025
uCoz