
Кто из нас не хотел бы оказаться в самом романтичном, волшебном и прекрасном городе на земле – Париже?! Здесь можно прогуляться по Елисейским полям, полюбоваться самой узнаваемой достопримечательностью Парижа на Марсовом поле – Эйфелевой башней, воздушной решетчатой красавицей, стоящей на левом берегу Сены.
Эйфелева башня, которую сам автор проекта называл просто «трехсотметровая башня», задумывалась как временное сооружение к Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Французской революции. Власти города объявили конкурс на лучшее архитектурное сооружение, которое могло бы стать гордостью Франции. Одновременно постройка должна была принести доход и легко демонтироваться впоследствии за ненадобностью.
Инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение комиссии свой проект 300-метровой железной башни, который был одобрен властями Парижа. Для строительства требовалось 7,8 миллионов франков. Государство выделило Эйфелю лишь 1,5 млн. Недостающую сумму инженер согласился внести из личных средств, при условии аренды сооруженной им башни на 25 лет. Соглашение было заключено, и в 1887 году началось строительство, которое необходимо было завершить за 2 года, ко времени открытия выставки.
Башня была построена в максимально сжатые сроки. Через 2 года 2 месяца и 5 дней усилиями трех сотен рабочих ее сооружение было закончено. «Железную леди», как называли ее парижане, собрали, словно детский конструктор. Вначале строили опоры, а потом их соединяли с помощью платформ.
Быстрые темпы строительства объясняются прекрасно выполненными чертежами, в которых указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей. До сих пор чертежи Эйфеля считаются идеальными, по ним и теперь можно соорудить точную копию железной красавицы. На сборку ушло 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. По высоте башня равна 80-этажному дому. Несмотря на огромные габариты, она получилась легкой и изящной, будто сотканной из кружев, хотя вся конструкция весит 10 тысяч тонн. Вес покрывающей краски 57 тонн.
Строительство велось очень тщательно. Был вырыт огромный котлован, в который установили 4 десятиметровых блока под каждую ножку башни. Специальный гидравлический домкрат обеспечил идеальный горизонтальный уровень блоков. Все детали из кованого железа изготовляли на собственном заводе Эйфеля. Несколько деталей на земле собирались в единые блоки, в них заранее сверлились гнезда для заклепок. Каждый из таких блоков весил не более 3 тонн, что облегчало установку на высоте.
Возводя башню, Эйфель применял такие необычные строительные хитрости, что бульварная пресса прочила ему заключение в психиатрическую клинику. Он установил небольшой ползучий кран, двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов. Это ускорило подъем конструкций на высоту и исключило возможность несчастных случаев во время такого высотного строительства.
31 марта 1889 года Эйфель пригласил желающих чиновников для первого подъема. Для этого надо было преодолеть 1710 ступенек. Башню назвали в честь построившего ее инженера. В то время он и подумать не мог, что она прославит и увековечит его имя.
Основание Эйфелевой башни – пирамида с четырьмя опорами, которые, на высоте 60 метров соединяются аркой. На ней – квадратная площадка со сторонами в 65 метров. Это 1-й этаж. От этой платформы поднимаются следующие 4 опоры. На высоте 116 метров они образуют очередной свод. На нем расположилась вторая площадка – квадрат в 2 раза меньше первого. Это 2-й этаж.
Взметнувшиеся вверх опоры со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположена третья квадратная площадка со сторонами 16,5 метра. Здесь находится маяк, увенчанный куполом. А над ним, на 300-метровой высоте, – небольшая полутораметровая площадка – 3-й этаж башни.
Высота Эйфелевой башни в наши дни 324 метра, благодаря установленной на ней телевизионной антенне. Для того чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры камнем, связать их с площадкой первого этажа узорчатыми арками. А также разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке округлую форму, а для ее украшения использовать различные декоративные элементы.
На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве «железной леди».
Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни. Но так было не всегда. После постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан. Парижская богема с негодованием требовала убрать «смехотворную башню, этот неуклюжий скелет». Называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, уличным фонарем и дырявым канделябром. Многих возмущала тень башни, раздражало и то, что ее видно из любой точки города.
Известный французский писатель Ги де Мопассан, постоянно приходивший обедать в ресторан, открытый на первом этаже, отвечая на вопрос, почему он обедает именно здесь, категорично ответил: «Это единственное место в городе, откуда не видно Эйфелеву башню». А вот посетителям выставки и гостям столицы необычное строение очень понравилось. Успех был оглушительным: только за 6 месяцев ее посетили 2 миллиона человек. За это же время она почти полностью окупила расходы на строительство.
Сооружение планировали разобрать в 1909 году, через 20 лет после возведения, но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку». Эксплуатация своего детища принесла Эйфелю немало денег. Время шло и доказало, что все протесты были напрасны. А Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Неслыханную рекламу башне принес концерт оперного композитора Шарля Гуно, который согласился сыграть здесь «Концерт в облаках», приняв необычное приглашение Эйфеля. Бригада рабочих доставила на высоту 376 метров рояль композитора, и концерт прозвучал, изумляя озадаченную публику.
Сам Эйфель, чтобы окончательно сразить скептиков, устроил на верхнем ярусе свой личный кабинет. От демонтажа окончательно отказались, когда Эйфелева башня перешла в собственность столицы. Ее активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. С 1935 года регулярно начали передавать и телевизионные программы.
Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.
Эйфелева башня едва ли не самый знаменитый памятник Парижа. Она же и самый молодой среди них. История ее создания необычна. В 1884 году французское правительство приняло решение о проведении Всемирной выставки 1889 года, а в мае 1886 года первый комиссар выставки Эдуар Локруа включил в программу особый пункт: конкурсанты должны были представить проекты металлической башни на Марсовом поле.
Ни в одном из 700 предъявленных проектов не нашлось ничего привлекшего внимания. Возможно, никакого сооружения так и не построили бы, не вспомни редакция газеты «Энтрасижан» о том, что в 1885 году в прессе промелькнули сообщения о проекте металлической башни известного инженера Густава Эйфеля. Он выступил в Обществе гражданских инженеров с докладом о 1000-футовой башне, которую назвал «произведением искусства... века науки и техники».
Как только с проектом ознакомились члены жюри, Эйфелю сделали официальный заказ. Что, впрочем, неудивительно. К моменту объявления конкурса 53-летний Эйфель был в зените славы. Восторженная пресса называла его «инженером Вселенной», специалисты считали первым инженером Франции, даже всего мира. Имя этого человека ассоциировалось с высочайшим профессионализмом, дерзкой и безукоризненной инженерной логикой, безошибочной интуицией.
Эйфель разработал каркас и инженерное обеспечение отливки статуи Свободы (скульптор Бартольди) в Нью-Йорке. В возрасте 25 лет он стал известен благодаря применению мало тогда известного метода пневматической забивки оснований железнодорожных мостов. Эйфель работал в Египте, Перу, Чили, Боливии, Румынии, Испании, Венгрии, на Филиппинских островах, участвовал в конкурсе на постройку Троицкого моста в Санкт-Петербурге. Среди его работ были заводы, вокзалы, банки, школы, театр, католическая церковь, синагога, обсерватории, казино.
Вместе с архитектором Буало Эйфель создал здание из стекла и металла – магазин «О бон Марше» в Париже, заложив основы новой эстетики конструктивизма. Башня вполне закономерно стала вершиной его творчества.
Башня была возведена в неправдоподобно короткий срок даже по современным представлениям. Закладка фундамента началась 2 июня 1887 года, а открытие башни состоялось уже 31 марта 1889 года. Высокая скорость была следствием незаурядного таланта Эйфеля и как инженера, и как организатора. В своем распоряжении он имел лишь конструкторское бюро, в котором работало около четырех десятков чертежников и расчетчиков. Тем не менее точность расчетов, качество проекта, заводского производства и монтажа были безупречны. Ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не пришлось сверлить заново, ни одна из 18 тысяч балок не потребовала замены.
Башню установили на четырех огромных пилонах из железобетона. Ее высота составила 312 метров – ровно 1000 футов. На ней располагались три платформы: первая – на высоте 57 метров, вторая – 115 метров, третья – 274 метра. На третьем ярусе соорудили террасу с четырехзальным коттеджем, одно из помещений стало квартирой Эйфеля, а три других он отвел для научных исследований. Стоимость башни составила 78 млн. франков.
В воскресенье 31 марта 1889 года при огромном стечении народа под звуки «Марсельезы» Эйфель поднял на вершине башни французский флаг. Публика буквально осаждала башню. Архитектор лично разработал гидравлические лифты, которые за семь минут поднимали посетителей на верхний ярус.
Желающих увидеть Париж с высоты птичьего полета было столько, что за первый же год башня окупила все затраты. К необыкновенному сооружению стали привыкать, более того, его оценили. По словам самого Эйфеля, форма башни обусловлена исключительно инженерными расчетами. Однако ее контур оказался удивительно изящным, а декоративные параболические арки между опорами и ажурная структура делали башню устойчивой, легкой и устремленной в небеса подобно готическим соборам Средневековья.
Нельзя не упомянуть и о курьезе, вошедшем в историю башни. Вскоре после решения о строительстве многие журналы опубликовали гравюры с проекта. Вид гравюр был малопривлекательный, если не сказать чудовищный, и в феврале 1887 года генеральному комиссару выставки Альфану направили гневную петицию, подписанную 300 крупными деятелями французской культуры, в том числе Гиде Мопассаном, А. Дюма-сыном, Ш. Гуно, Ш. Леконтде Лиллем, П. Верленом, Ш. Гарнье. В документе говорилось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор еще нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории.... Неужели Париж... подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя? ...Для того чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую черную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой... все эти наши униженные и оскорбленные памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении».
Письмо попало к министру торговли Локруа, бывшему ранее первым комиссаром выставки. Вскоре он вернул письмо Альфану с припиской: «Я прошу Вас принять протест и сохранить письмо. Оно должно фигурировать на витринах выставки. Столь прекрасная и благородная проза, подписанная именами, известными всему миру, непременно привлечет публику и, может быть, удивит ее».
После Всемирной выставки 1900 года возникло движение за снос башни под лозунгом «восстановления исторического облика Марсова поля». Оно не сумело завоевать общественной поддержки. Одним из решающих аргументов в пользу башни стало мнение французского военного ведомства, которому как раз понадобилась антенна для входившей тогда в обиход дальней радиосвязи. В 1937 году, перед очередной Парижской выставкой, правительство попыталось снести шедевр, чтобы очистить территорию. Но на защиту Эйфелевой башни встали широкие общественные круги. Во время оккупации Парижа немцами в годы Второй мировой войны Геббельс высказал предложение уничтожить башню как символ «якобинского дерева французской нации, которое необходимо вырвать с корнем». Однако его идея не получила поддержки у Гитлера.
Впоследствии историки архитектуры увидели в ней «взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства», искусствоведы – «резюме эстетического содержания металлической архитектуры XIX века». И в самом деле, башню можно считать своеобразной квинтэссенцией духа XIX столетия с его фанатичной верой в науку и прогресс, века паровых двигателей и дирижаблей. Башня быстро получила признание даже у своих бывших противников. Ее рисовали Пикассо и Шагал. Знаменитый французский поэт Аполлинер назвал ее «лестницей в Бесконечность». Рене Клер создал лирико-философский фильм «Башня», а Шарль Гуно, превратившись из врага в почитателя, сочинил на квартире Эйфеля на третьем ярусе «Концерт в облаках».
Качество Эйфелевой башни удивляет своей надежностью. Серьезная реконструкция потребовалась ей лишь в начале 90-х годов XX века. Тогда замененные детали были распроданы как сувениры.
Металлическая конструкция весит 7300 тонн с фундаментом из бетона. Всего имеется три этажа: нижний – пирамида с 4 колоннами и арочным сводом, вторая – такая же, но больше сужается кверху, а третья завершается куполом с маяком. Продуманность до мелочей не позволяет сильно деформироваться сооружению во время ветра, но от жары оно расширяется и становится чуть выше. Под первым балконом можно заметить гравировку с 72 именами видных французских деятелей науки и инженерии.
Отдельно стоит сказать об искусственном освещение. Впервые оно появилось уже в 1889 году. Состояло из 10000 газовых фонарей. В 1925 году, в рамках рекламной акции автомобилей Ситроен, здесь заиграли светом 125000 электрических лампочек. Они изображали знаки Зодиака, полёт комет и другое. В 2003 году поставлено привычное нам освещение из 20000 ламп с жёлтым оттенком.
Вход внутрь доступен для любого посетителя за отдельную плату. На выбор предлагается подъём на второй или третий этаж на лифте или по лестницам. На каждой площадке вас ждёт смотровая на город, рестораны и несколько музейных экспонатов.
Вершина
Ещё в годы жизни Эйфеля тут был устроен его кабинет-квартира, в котором он часто бывал и приглашал гостей. Сегодня это небольшой музей, изображающий сцену встречи создателя с Томасом Эдисоном. Вторая вещь, на которую стоит обратить внимание – панорамные карты. В интерактивном виде вы оцените высоту зданий в сравнении с Эйфелевой башней и увидите расстояния до разных географических точек. Недалеко от этого выставлена миниатюрная модель того, как проект должен был выглядеть изначально. Для романтиков открыт бар шампанского, который позволяет выпить бокал игристого напитка на фоне Парижа.
Второй этаж
На этом уровне находится два магазина с сувенирной продукцией, буфет и изысканный ресторан. Отсюда открывается красивый вид на все главные достопримечательности: собор Парижской Богоматери, Лувр, Монмарта и т.д. Отлично видно реку Сену.
Первый этаж
Тут устроено интересное пространство со стеклянными стенами и полом в 57 м над землёй. В одном из павильонов показывается иммерсионное шоу с проекцией на три стены. На них показывают красивые виды Франции. Ещё одно новшество – возможность познакомиться с историей строительства и фактами о знаменитом объекте. Стенды и интерактивные предметы установлены во внешнем коридоре. Оставлена винтовая лестница, по которой с начала открытия до 1983 года проходили подъёмы наверх. Целая зона выделена для отдыха и питания. Рядом работает знаменитый ресторан местной кухни – 58 TOUR EIFFEL.
Эспланада
Эта часть под постройкой. Здесь вы сможете увидеть первый лифтовый механизм 1899 года и бюст создателя рук скульптура Бурделла. Ещё есть информационная стойка, минимаркет, сувенирные лавки и буфеты. Купить билеты внутрь лучше заранее, чтобы не стоять в очереди
Цифры и факты:
Первоначальная высота – 300,65 м, с новой антенной – 324 м.
Гюстав Эйфель называл её «300-метровая башня», а «Эйфелева» прозвали в народе, так название и осталось. Ещё одно прозвище – «Железная дама».
В 1887 году свой протест о строительстве объекта высказали 300 художников и писателей, которые отправили официальную бумагу в правительство. Среди них был Ги де Мопассан и Александр Дюма-сын.
Для создания конструкции было изготовлено 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклёпок для них.
Собрать архитектурный шедевр удалось в краткий срок, это было возможно благодаря детальным чертежам инженера с точность в 0,1 мм.
Даже в наши дни строение является самым высоким в Париже.
Считается наиболее посещаемым монументом в мире. Каждый день сюда приходит около 20000 человек.
Эйфелева башня – самая узнаваемая достопримечательность Парижа, названная в честь своего создателя и принимающая более 6 миллионов посетителей ежегодно. Башня находится в 7-м округе французской столицы, в северо-западной части Марсова поля.
Задуманная изначально как временная постройка, Эйфелева башня стала символом Франции и объектом восхищения. Однако история создания и строительства впечатляющего сооружения была драматичной. У многих парижан башня вызывала только негативные эмоции, – горожане полагали, что такая высокая конструкция не впишется в облик их любимой столицы или вообще разрушится. Но со временем французы оценили Эйфелеву башню и полюбили её. Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюблённые, чтобы провести незабываемые мгновения. Каждая девушка, которой назначили свидание на Эйфелевой башне, надеется, что именно там, взяв в свидетели весь Париж, любимый сделает ей предложение руки и сердца.
Эйфель не мог вообразить, что его творение станет туристическим магнитом наряду с другими «чудесами света». Инженер называл её просто «300-метровой башней», не предполагая, что она прославит и увековечит его имя. Сегодня ажурная металлическая конструкция, возвышающаяся над французской столицей, признана самой фотографируемой и посещаемой достопримечательностью мира.
Реплики Эйфелевой башни можно встретить более чем в 30 городах: Токио, Берлине, Лас-Вегасе, Праге, Ханчжоу, Лондоне, Сиднее, Алма-Ате, Москве и других.
За время своего существования башня была и жёлтой, и красно-коричневой. Сегодня бронзовый цвет сооружения является официально запатентованным и называется «коричнево-эйфелевым». Косметический ремонт Эйфелевой башни осуществляется каждые 7 лет, на этот процесс уходит полтора года. Перед нанесением свежей краски старый слой удаляется с помощью пара под высоким давлением. Затем вся конструкция внимательно осматривается, негодные детали заменяются на новые. После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется на эту процедуру 57 тонн. Но цвет башни не везде однороден, она окрашивается в разные тона бронзового – от тёмного у основания конструкции до более светлого на самом верху. Такой способ покраски применяется для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Что интересно, даже в наши дни краска наносится кистями.
В 80-е годы прошлого века была произведена реконструкция башни – часть деталей заменили на более прочные и лёгкие.
Эйфель сконструировал своё детище таким образом, что ему не страшны бури – во время самого сильного ветра башня отклоняется от своей оси максимум на 12 сантиметров. Гораздо более восприимчива железная конструкция к солнцу – железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть башни иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.
Посетители впервые увидели башню освещенной в 1889 году, в день открытия Всемирной промышленной выставки. Конструкцию подсвечивали 10000 газовых ламп, два больших прожектора и маяк, чьи синие, белые и красные лучи символизировали национальные цвета страны. В 1900 году башню оборудовали электрическими лампочками. В 1925 году владелец компании Ситроен разместил на конструкции грандиозную рекламу – с помощью 125000 лампочек на ней появлялись изображения башни, зодиакальных созвездий и продукции знаменитого французского автомобильного концерна. Это световое представление продолжалось 9 лет.
В XXI веке освещение Эйфелевой башни модернизировали несколько раз. В 2008 году, когда Франция была председателем ЕС, конструкция была озарена синим цветом, олицетворявшим флаг Европы. В наши дни освещение башни – золотистое. Оно включается на 10 минут, в начале каждого часа, в тёмное время суток.
В 2015 году электрические лампочки башни заменили на светодиодные в целях экономии энергии и финансовых затрат. Кроме этого, на конструкции разместили тепловые панели, две ветряных мельницы и систему сбора дождевой воды.
Строительство башни вызвало переполох среди парижан и ещё долго после её открытия эти пересуды не утихали. Склонные к апокалиптическим настроениями видели в ней новую Вавилонскую башню, городские власти были завалены письмами протеста. Эйфелеву башню называли "срамом Парижа", "железным чудовищем", "фонарным столбом", "фабричной трубой", "грилем в виде колокольни" и даже "писающим жирафом". К производству иносказательных выражений подключились деятели культуры. Писатель Леон Блуа называл Эйфелеву башню "трагическим фонарём", Поль Верлен – "скелетом колокольни", Ги де Мопассан – "грозным киклопским монументом", а поэт Франсуа Коппе – "деформированной мачтой". Все ожидали, что башня рухнет и прикидывали, какие части Парижа она накроет в случае падения в ту или иную сторону.
"Спросите кого-нибудь из ваших знакомых, до чего могла бы достать вершина башни, если бы она упала? – пишет в книге "Научные забавы" популярный парижский писатель Фердинанд Фэдо. – Одни склонны думать, что верхушка её пришлась бы на середину сада Трокадерского дворца. Вы выиграли бы пари, утверждая, что если бы она свалилась вся целиком, упав на землю своим северным и западным устоем, то она достала бы немного дальше Йенского моста. Если бы движение имело осью устои восточный и южный, то гигантская статуя Республики увидела бы упавшую верхушку в саженях десяти от своих ног".
Тем не менее, прогрессивные умы осознавали масштаб события в мире архитектуры и называли башню не иначе как "победой XIX столетия над всеми предшествовавшими".
"Эйфелева башня произведёт переворот в строительном искусстве, – сообщает петербургский путеводитель "О Франции и французах". – Весьма возможно, что по этому примеру при будущих постройках камень и кирпич будут совершенно удалены и заменены исключительно железом".
Эйфелева башня – безусловно, революционный проект для столицы Франции и для своего времени и, кроме того, очень яркий пример революционного иконического объекта, – рассказывает Metro главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Её появление стало большим шагом к высотному строительству, к очень серьёзному влиянию инженерных решений на архитектуру и их доминированию. До этого архитектура долго развивалась в очень узком пространстве выбора инженерных решений.
Сама по себе инженерная тема в архитектуре – высотность, консольность, большепролётность – всё это было ещё в строениях времён Римской империи, но в очень ограниченном масштабе. А то, что инженерия может стать главным творческим игроком на этапе архитектурного проектирования зданий – это во многом принёс Эйфель своей башней. Нельзя сказать, что Эйфелева башня была единственным проектом такого рода – был ещё, например, Crystal Palace из металла и стекла в Лондоне, который был построен ко Всемирной выставке 1851 года и который уничтожил пожар в 1936 году. Но, безусловно, Эйфелева башня стала одним из самых значимых проектов на стыке инженерии и архитектуры. Кроме того, она стала одним из ярких воплощений идеи знакового объекта, как мы её сейчас понимаем в архитектуре.
|