Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Скальные храмы Лалибэлы

Среди многих африканских стран, где колоритные местные племена до сих пор исповедуют свои древние культы, Эфиопия выделяется повсеместной христианизацией, а один из её городов гордо носит звание «Нового Иерусалима». Лалибэла получила такое название неслучайно, ведь именно здесь располагается одна из наиболее известных архитектурных святынь православного мира – восхитительный храмовый комплекс, вырубленный в скалах. Паломники с различных уголков мира съезжаются в Эфиопию, чтобы воочию полюбоваться уникальными скальными церквями Лалибэлы.

Город с этим православными святынями обладает богатой историей. Возник он ещё в XII веке, а своё изначальное название в итоге сменил на имя царя, при котором и наступил расцвет христианской религии в Эфиопии. Царь Лалибэла мечтал превратить своё царство в подобие величественного Иерусалима, который ему посчастливилось посетить в юности. Даже расположение храмов в архитектурном комплексе Лалибэлы является точной копией плана расположения главных святынь «земли обетованной», вплоть до созвучного наименования реки, возле которой располагается это архитектурное чудо Эфиопии.

Когда любуешься скальными церквями Лалибэлы, невольно напрашивается мысль, что людям в их возведении поспособствовали ангелы. Не зря многие паломники называют этот архитектурный шедевр «истинным чудом Божьим». Создание комплекса требовало просто нечеловеческих усилий. Каждый храм здесь – истинный архитектурный шедевр, впечатляющий своей красотой и величием. Наиболее впечатляет своей грандиозностью величественный Храм Спасителя, который высечен в одной цельной скале и украшен роскошными колоннами. Возвышающийся почти на 12 метров, этот храм Лалибэлы считают одним из наиболее масштабных среди аналогичных сооружений во всём мире.

Не менее впечатляет своей грандиозностью храм Девы Марии. Но главным его сокровищем является внутреннее оформление. Взор завораживают изумительные барельефы и сохранившиеся в некоторых частях храма настенные фрески. Церковь Святого Георгия в Лалибэле считается наиболее изысканным по архитектурной форме храмом, который при этом ещё и лучше всего сохранился, фактически не утратив своей первоначальной красоты. Она представляет собой крестообразную башню, расположенную на большей глубине по сравнению с иными скальными церквями Лалибэлы. Именно поэтому попасть в церковь Святого Георгия можно лишь через туннель. При этом посетителям стоит учитывать, что в любой из храмов комплекса допускают лишь босиком – настолько священными считаются эти места.

Лалибэла – уникальный комплекс сооружений, представляющих собой восхитительную мозаику из различных архитектурных стилей, в которых пересекаются традиции христианских и мусульманских стран, а также заметны отголоски языческого мировоззрения. В этом перекрёстке различных культур и верований Лалибэла и впрямь подобна Иерусалиму, который именуют «городом всех религий».

Король Эфиопии сделал всё возможное и невероятное для воплощения своей мечты. По своему значению скальные церкви Лалибэлы как точка пересечения всех религий нисколько не уступают Святой Земле. От века к веку, из года в год этот уникальный уголок Эфиопии притягивает к себе из разных уголков мира паломников и обычных путешественников, желающих соприкоснуться с православными святынями на территории Африки.

Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмов были высечены в вулканическом туфе в конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года!

Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку.

Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью – ангелы. По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения.

Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри. Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и трудоустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам.

В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»…

Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок.

Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них – храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела.

Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима – и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.

Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, – не в счет.

А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что церкви – все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все они построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.

Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!). Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница. Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII – начале XIII века, отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы. Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для сооружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.

Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы.

Дом Медхане Алема (Спасителя мира) – крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы – вместилище гроба Лалибелы. Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов. Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, что когда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы.

Храмовый комплекс Лалибелы – это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них – это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем – самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки – это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.

Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, – еще до начала всех работ.

Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь – здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами.

Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным – поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

Храм Бета Мариам – один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах…Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко – и святыни не подвергались лишней угрозе.

Храмы нередко становились надежным убежищем – система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.

Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения – сохранить эти поразительные храмы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

Одно из преданий гласит, что желающий достичь небес должен подниматься наверх. Все великие храмы мира соответствуют этому утверждению, величественно возвышая над землёй свои купола, шпили и минареты, чтобы сократить пропасть между земным и божественным началом. Но в Эфиопии, в стране, где даже в календаре 13 месяцев в году, всё совершенно иначе.

Эта африканская страна уникальна тем, что издавна основной религией в ней является христианство, которое развивалось в изоляции от Рима и Константинополя. Согласно христианским верованиям эфиопов, все цари страны произошли непосредственно от Соломона и царицы Савской.

Ну а что касается храмов, то жители Эфиопии никогда не видели острой необходимости в возведении высоких сводчатых соборов или колоколен головокружительной высоты. Эфиопские храмы высечены в скалах и являются своеобразным продолжением самой природы.

Нагляднее всего это иллюстрируют церкви Лалибэлы. В этом эфиопском городе насчитывается 11 храмов, высеченных в скалах, на которых и было основано поселение. Со стороны даже невозможно догадаться, что они здесь есть. Увидеть церкви Лалибэлы можно только, если подняться на сами скалы с уходящими в их глубины резными отверстиями. До сих пор остаётся загадкой, как были созданы эти уникальные подземные храмы.

Древние легенды гласят, что видение с церквями в скалах снизошло в сон царя Лалибэла, который правил страной в XII веке. Именно это и побудило его воздвигнуть «Новый Иерусалим» в скалах, на которых возвышался город. Нигде не задокументировано, когда именно началось строительство скальных церквей Лалибэла. Поскольку их создание кажется истинным чудом, невольно вспоминается сказание о том, что эти храмы были возведены с помощью ангелов всего за одну ночь.

Добираться до Лалибэла не так уж просто, но оно стоит того. Сначала не знаешь, куда податься, но затем понимаешь, что и как смотреть. Заметно, что храмы здесь расположились двумя группами. Северо-западная группа состоит из семи церквей, в число которых входит и Бет Медхане Алем – самая большая в мире монолитная церковь.

Это потрясающее строение. Его высота на взгляд жителя мегаполиса невелика – всего 12 метров. Но в пустыне такое сооружение выглядит величественно, и это подчеркивают 72 мощных колонны, вырубленные в скалах. Отсюда по узкому тоннелю можно пройти к скрытой от чужих глаз церкви Бете-Марьям, посвященной Деве Марии. Здесь очень запоминаются великолепные резные кресты. Иные церкви напоминают темные кельи, эффект таинственной атмосферы которых лишь усиливается священниками в светлых одеждах, сидящими в укромных уголках и читающими Библию.

Юго-восточная группа включает несколько церквей (вероятнее всего, старейших в Лалибэла), которые были изначально высечены в сводах существующих здесь пещер. Глубокие туннели объединяют сеть этих подземных сооружений, центром которых является Бет Амануэль. Считается, что здесь молились цари, поскольку этот храм отличается наличием окон и колонн. Вырезаны они с имитацией под дерево, и создается впечатление, будто они вырастают прямо из земли.

Но все же наиболее впечатляющей церковью Лалибэла является возвышающийся в гордом одиночестве храм Бет Гиоргис. Он сохранился лучше иных строений и поражает своей странной изящностью, представляя собой симметричную 15-метровую башню в форме креста среди естественных скалистых стен. Все его оформление как внутри, так и снаружи кажется идеальным, вплоть до самых мелких деталей. Церковь посвящена Святому Георгию – покровителю Эфиопии.

При входе в этот храм есть причудливое углубление в скале. По легенде, это следы копыт коня Святого Георгия. Стоя на данном месте, конь ударил копытом, оставил эту отметину, и тут царь Лалибэла возвел храм. Выбоина действительно напоминает след от конского копыта.

Мистика, да и только. Но, находясь здесь, можно поверить в любые мистические истории. Ведь эфиопская Лалибэла – удивительное место, которое разрушает все стереотипы о христианстве. Порой происки высших сил в создании этого архитектурного шедевра могут показаться самым лучшим пояснением, как возникли столь впечатляющие скальные храмы.

В те далекие времена, когда христиане и мусульмане яростно сражались за Иерусалим, а на Святой земле делами заправляли храмовники и госпитальеры, в Эфиопии правил император Гебри Мескель Лалибэла из династии Загве. Страна эта была христианской, причем приняли Крест эфиопы раньше многих – еще в начале IV века, когда в Римской империя еще вовсю славили Юпитера Всеблагого Величайшего и других старых богов.

Сегодня о той, древней Эфиопии, об императоре Лалибэле напоминают уникальные церкви, которые называют восьмым чудом света. И неспроста, потому что похожи они на творения рук древней исчезнувшей цивилизации – эти церкви не построены по кирпичику, а буквально высечены в толще красного вулканического туфа. Причем находятся храмы, как правило, ниже уровня земли, на глубине 10-12 метров, и попасть в них можно лишь по узкому тоннелю.

"По-моему, во всем мире нет ничего подобного, не существует таких искусно вырезанных из живого камня церквей", – писал в XV веке посетивший Эфиопию португальский миссионер Франсишку Альвареш. И добавлял чуть ниже: "Пожалуй, я больше не буду говорить об этих впечатляющих зданиях, потому что уверен – многие мне не поверят и подумают, что я преувеличил". Альвареш и правда больше не писал, зато оставил несколько рисунков, которые, можно представить, поразили воображение его современников.

Технология возведения церквей доподлинно неизвестна. Предполагается, что в толще вулканической породы вырубался вместительный колодец, в центре которого оставалась скала. Шаг за шагом эта скала превращалась в храм, имеющий форму креста: в ней прорубались залы, коридоры, окна. Затем мастера приступали к наведению красоты: украшали стены замысловатой резьбой, декорировали внутренние помещения.

Город на севере Эфиопии, где находится в общей сложности 11 скальных церквей, носит имя древнего эфиопского императора – Лалибэлы. Историки предполагают, что большая часть храмов была создана во время его правления. Мол, после того, как Саладин в 1187 году отобрал у крестоносцев Иерусалим и паломничество к святым местам стало делом очень сложным и опасным, Лалибэла затеял масштабный проект создания собственного Иерусалима. Как говорится, чтобы далеко не ходить. Историки определили, что большая часть скальных храмов датируется XIII веком, и окончились работы, по всей видимости, через несколько десятилетий после того, как умер Лалибэла. Всей красоты император так и не увидел.

Однако есть нюанс. Он заключается в том, что, как минимум, три храма из 11 (кстати, наименее презентабельные и впечатляющие) построены приблизительно за 500 лет до того, как Лалибэла пришел к власти. Такова, например, скромная по масштабам и по убранству и к тому же сильно разрушенная церковь святого Меркурия (Бьет Меркореос), которая до того, как стать храмом, видимо, была то ли казармой, то ли крепостью. Это позволяет осторожно предположить, что император Лалибэла лишь продолжил грандиозное начинание своих предков, правда, у него получилось довести его до совершенства.

Кстати, существует красивая легенда, что строителями скальных храмов были вовсе не эфиопы, не подданные Лалибэлы, а изгнанные со Святой земли тамплиеры. Мол, после бегства в 1291 году из разрушенной мамлюками Акры – последнего оплота христиан на Востоке – часть храмовников отправилась не в Европу, а в Африку и попыталась среди красных скал построить новый Иерусалим. Однако никакими научными данными эта версия не подтверждается.

Размеры отдельных церквей ошеломляют. Так, самый большой и почитаемый храм Христа Спасителя (Бет Медхане Алеем) – в длину 33,7, в ширину 23,7 и в высоту 11,6 метра.

Тут пребывает одна из главных христианских святынь Эфиопии – Золотой Крест. Он действительно изготовлен из золота и весит 7 килограммов, длина его составляет 60 см. Имеет необычную форму, отличную от других христианских крестов, в частности, подковообразный ореол, увенчанный небольшим крестом на вершине и 12 лучами. Все эти нетрадиционные детали – не просто декор, а элементы, несущие сложную христианскую символику.

Пожалуй, самый выдающийся по красоте храм Лалибэлы – Девы Марии (Бетэ Мариам). Окна его имеют форму римских и греческих крестов, а одна из центральных колонн обернута тканью. Это связано с еще одной легендой, которая утверждает, что однажды Лалибэле явился в видении Христос и коснулся этой колонны. На камне явились письмена с откровениями о прошлом и будущем. Именно по этой причине колонну скрыли от посторонних глаз – не каждому смертному будут на пользу подобные знания.

Также комплекс включает церковь Креста (Бетэ Мескель); храм Богородицы, посвященный мукам Пресвятой Девы; церковь святого Георгия, покровителя эфиопов, грузин и англичан, что стоит в большом углублении, и потому войти туда можно только по специальному тоннелю.

Высокогорная Лалибэла – блестящее достижение инженерной мысли средневековой Эфиопии. Ведь возле храмов расположены колодцы с родниковой водой, которые наполняются с помощью сложной системы водопровода, использующей сеть артезианских скважин.

Камни на улицах Лалибэлы сверкают так, будто отшлифованы рукой искусного мастера. Но отполированы они стопами паломников, столетие за столетием приходящих в это святое место. Благочестивые эфиопы босиком проходят сотни километров из своих отдаленных селений, чтобы прикоснуться к святыням древнего города.

Любопытные факты:
• Согласно легенде, при рождении Лалибэлу окружил рой пчел, и мать посчитала это знаком свыше: предзнаменованием того, что он станет царем Эфиопии.
• По преданию, Лалибэла впервые увидел Иерусалим в том вещем сне, где Бог поручил ему строительство храмов. Однако царь наверняка посещал священный город в юности, во время своего изгнания из-за происков дяди и брата (тогда престол переходил не от отца к сыну, а от брата к брату). К слову, с родней Лалибэла не ладил: двоюродная сестра, говорят, чуть не отравила его до смерти, да и сам он сел на трон, свергнув предшественника-брата не без помощи военных...
• По мнению ряда историков, упоминавшиеся в житии царя-праведника помощники-«ангелы» могли оказаться тамплиерами, которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета, однако никаких подтверждений тому не обнаружено.
• Очевидец эфиопского архитектурного чуда священник Франсишку Альвареш в 1520-е гг. составил подробное описание места, которое заканчивается словами: «Мне наскучило писать еще об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше... Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что все написанное мной – истинная правда».
• Эфиопский литературный памятник «Кебра Нагаст» («Слава царей») пересказывает известную легенду, согласно которой после встречи царя Соломона и царицы Савской (Македы) у них родился сын Байна-Легкем, ставший впоследствии царем Менеликом. Якобы он тайно перенес Ковчег Завета в Эфиопию и поместил его в одном из храмов Аксума. Соответственно, когда столица была перенесена в Лалибэлу, туда же перенесли и реликвии. На самом деле о перемещениях Ковчега существует много разных легенд. Не исключено, что эфиопский Ковчег – действительно «тот самый».
• В одной из церквей находится каменный столб, закрытый тканью. На нем написано то, что поведали царю ангелы. А не каждый смертный должен знать о таких вещах.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (10.12.2023)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz