Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Тассилин-Адджер в Алжире

В пределах восточной части Алжира и бесконечной пустыни дикая местность скрывает другое волшебное место с наскальными рисунками, которое выглядит, словно уникальная машина времени. Во время поездки, или пешего похода к пещере Тассилин-Алджер, Вы можете также столкнуться с широким числом внушительных горных формирований и уникальных разновидностей дикой природы, но как только Вы увидите доисторические рисунки, то фактически погрузитесь на 10000 лет назад в Неолитическую эру. Некоторые картины включают рогатый скот, другие являют собой человеческие фигуры, в то время как есть также картины, которые изображают различные процессы.

Плато Тассилин-Адджер – дважды памятник, природы и искусства. Сначала его сформировали кристаллические породы земной коры при поднятии Сахарской, северо-западной, части древней Африканской платформы в докембрийский период, то есть более 500 млн лет назад. Примерно между VIII-VII тысячелетиями до н. э. и концом I тысячелетия н. э. люди наполнили песчаниковые горы и пещеры плато своими творениями – монохромными и цветными, рельефными и плоскими. А когда они покинули эти места, превратившиеся в пустыню, пески, ветер и зной сформировали пейзаж в том виде, в каком он существует сегодня: причудливый, напоминающий руины величественных строений. Группы выветренных в процессе эрозии останцов принято называть «каменным лесом».

Глядя на него, трудно представить, что восемь-шесть тысяч лет назад, в конце верхнего плейстоцена, здесь цвели и плодоносили наполненные пением птиц рощи цитрусовых, оливковых деревьев, дубов, сосен; текли реки, сбегавшие с нагорья Ахаггар, было много озер. Об этом же говорит и перевод с языка туарегов слова «Тассили», оно означает «плато рек». «Адджер» – туарегский этноним самоназвания.

Самый влажный период на плато геологи определяют рамками от 4000 гг. до н. э. до 2000 гг. до н. э. Выжившие свидетели былого растительного богатства плато – сахарский кипарис, эндемик плато Тассилин-Адджер, и кустарник сахарский мирт – примеры исключительной жизнестойкости пустынных растений.

Тем экземплярам кипарисов, которые можно увидеть в национальном парке Тассилин-Адджер, около 3000-2000 лет. Нельзя сказать, что они чувствуют себя прекрасно, но семена дают. Благодаря своей очень глубокой корневой системе они достигают сети подземных потоков. Разветвленной сети, что лишний раз доказывает: некогда такой была здесь и наземная речная сеть. Плюс потому, что песчаник имеет свойство удерживать минимальный уровень влаги, благодаря чему вегетационный период растений на плато длится несколько дольше, чем в окружающих его песках.

Определить, какие именно народности жили здесь в древности, сложно, но это были, как доказано археологами, определенно уроженцы Африки. Сегодня люди на плато постоянно не живут, здесь можно встретить лишь вечных странников пустыни туарегов, и то лишь изредка. Среди животных национального парка числятся лошадиная и саблерогая антилопы, гепард, баран гривистый, гунди, каракал, кот камышовый, даман скалистый, кошка барханная, различные виды мышей; птицы – беркут, лысуха, овсянка камышовая, выпь обыкновенная и малая, дубровник, кваква, курганник, камышница, камышовка дроздовидная. А также ящерицы, змеи, в том числе ядовитые, членистоногие, в том числе скорпионы.

До 2008 года считалось, что суровый пустынный климат воцарился в Сахаре 5500 лет назад. Но международной группой ученых во главе с немецким археологом С. Крёплином, профессором Института доисторической геологии Университета Кёльна, было доказано, что произошло это значительно позже – 2700 лет назад, и процесс шел очень медленно, постепенно, а не ускоренно, в течение всего лишь нескольких веков, как считалось ранее. Эти выводы ученые сделали, изучив геологические слои озера Йоа в Чаде.

Плато Тассилин-Адджер может предоставить на этот счет не менее убедительные доказательства. Здесь археологами было найдено множество следов активной жизни человека в благоприятном климате, относящихся к этому и более раннему времени: костяные наконечники стрел, орудия труда – каменные жернова, ступы для растирания зерна, сосуды для его хранения, серпы, а также кости крупных животных – диких буйволов, гиппопотамов, жирафов, свидетельствующие о том, что здесь шла охота на них.

Каменистое ступенчатое плато Тассилин-Адджер относится к северной части нагорья Ахаггар Caxapcкой платформы. Территориально находится на юго-востоке североафриканского государства Алжир, в 1500 км от столицы страны – города Алжира, вблизи границ с Ливией, Нигером и Мали. Рельеф формируют как отдельно стоящие песчаниковые скалы-останцы, так и их группы в виде стен, естественных «арок» и сочетаний «арок» и стен, с пещерами в них. Плато покрывают сеть вади – высохших русел древних рек и сухие ущелья.

Наскальные рисунки, обнаруженные на плато Тассилин-Адджер в начале XX века, – наследие цивилизации, существовавшей в Северной Африке в доисторический период. Вернее, нескольких последовательно сменявших друг друга цивилизаций или их ответвлений, тут согласия у ученых нет. Одно несомненно: жизнь этих людей, к какой бы цивилизации, к какому бы племени они ни принадлежали, была насыщенной, и наскальные петроглифы Тассилин-Адджера – яркое тому подтверждение.

Это больше, чем изображения – настоящая летопись жизни, некогда бившей ключом в долинах плато. Жители его в самые древние времена занимались собирательством, затем земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, ходили, вероятнее всего с целью обмена товарами, в соседние и далекие от их местожительства края Африки. Иногда они воевали, но оставались свободны и телом, и духом.

В пользу этого говорит, прежде всего, тот факт, что у них было время, чтобы подробно и тщательно изображать свой быт и заботы, богатый растительный и животный окружающий мир, а также имевшиеся у них мечты, фантазии, представления о прекрасном и сакральном.

Обнаружены эти великолепные произведения древнего искусства были с исторической точки зрения недавно – в 1909 году – французом по фамилии Картье, хотя есть косвенные свидетельства того, что путешественники-европейцы видели тассилинские петроглифы лет на двадцать раньше.

Французский офицер по фамилии Бренан, служивший в Алжире, в 1932 году скопировал немало петроглифов (занимался этим до 1940 года), а в 1933 году передал свои зарисовки аббату Анри Брейлю, специалисту по истории первобытного искусства, археологу, палеонтологу и этнологу. Тот немедленно издал рисунки, вполне осознавая, что получил лишь бледные копии того, что хранит в себе пустыня Сахара на плато Тассилин-Адджер.

Затем было несколько попыток классифицировать находки, но самый большой вклад в их изучение внес Анри Лот, ученик Брейля, впервые побывавший на месте в 1933 году, а позже (помешала Вторая мировая война) предпринявший большую экспедицию, в 1956-1957 годах. Уже по результатам этого исследования петроглифы, рисунки, фрески (называют их по-разному) Тассилин-Адджера, или Тассили, были отнесены к нескольким периодам.

Самый ранний («охотников») датируется VIII-VI тысячелетиями до н. э. В нем преобладают эпизоды охоты на слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, буйволов, антилоп. Эти рисунки покрыты слоем темной патины. Второй период («пастухов») определяется от 3500 гг. до н. э. до 1000 гг. до н. э. В изображениях этого времени появляются уже краски, присутствуют фигуры домашних животных и воинов, в масках, с луками и стрелами. Изображенных людей Лот отнес к бушменскому антропологическому типу, дав ему собственное определение – «круглоголовые». Третий период («лошади», 1000 гг. до н. э. – начало нашей эры) иногда называют также «египетским».

В изображениях этого времени присутствуют колесницы и животные с солнечным диском на голове, однако некоторые археологи усматривают здесь не влияние Египта, а напротив, влияние культуры жителей Сахары на культ бога Амона-Ра, ссылаясь на то, что культ солнца возник на территории Ливии раньше, чем в Древнем Египте. Но последнее мнение, как часто бывает в научных спорах, считается лишь частным, субъективным.

Четвертый период («верблюда») с изображениями дромадера ученые соотносят с III-VIII вв. н. э. Хотя изображения разных периодов на скалах и стенах пещер Тассили выдержаны в разных манерах, у них есть то, что их объединяет. И выражено общее между ними в большей степени, чем отличия, это отчетливо экспрессивный характер линий, изысканно-сдержанный, в основном охристый колорит, когда появляется цвет. Художественная традиция и послужила поводом для мирового признания изображений Тассили памятниками доисторического искусства.

Исследователям удалось обнаружить изображения человекоподобных фигур, в странных одеждах часто похожих на скафандры. Были найдены изображения где эти существа вели себя враждебно по отношению к людям.

Все изображения странных существ в скафандрах объединяет одна общая деталь: они нарисованы примерно в одно и то же время. Разница в их появлении на скалах составляет не более 50 лет, что соизмеримо с погрешностью самого анализа.

Появилась гипотеза о том что Сахарская цивилизация исчезла не в результате естественных причин, а могла быть уничтожена таинственными пришельцами в загадочных костюмах. Согласно гипотезе , около пяти тысяч лет до нашей эры на Землю прилетали пришельцы из космоса, с которыми у наших далёких предков был конфликт. В результате этого конфликта весьма развитая цивилизация, существовавшая на нашей планете, была уничтожена. А на месте её существования в настоящее время располагается самая большая пустыня планеты – Сахара.

Место, которое занимает площадь больше 70 тысяч квадратных километров, является африканским национальным парком и биосферным заповедником. Начиная с 1982 года Тассилин-Аджер признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здешний песчаник способен удерживать влагу и в этом районе есть растительность, которая сильно контрастирует с окружающей пустыней. Тут можно встретить виды деревьев, которые являются весьма редкими и самыми древними в мире. Это сахарские кипарисы и мирты, которым грозит исчезновение.

Вся поверхность песков покрыта образовавшимися в результате эрозии скальными образованиями. Они венчают внушительные дюны и издалека походят на руины древних величественных городов. Эти огромные каменистые равнины, которые иногда сменяются монолитным каменным лесом.

Рельеф украшают как отдельно стоящие песчаниковые скалы-останцы, так и их группы в виде стен, естественных «арок» и сочетаний того и другого. В них спрятано множество пещер. Плато покрывает целая сеть высохших давно русел рек и сухих ущелий. Многочисленные каньоны и разломы довершают картину сказочного ландшафта.

Всё плато и горный массив заселены туарегами. Ближайший отсюда город – это оазис на западной окраине региона под названием Джанет.

В 1910 году здесь были обнаружены свидетельства существования доисторической цивилизации – самая большая и древняя коллекция наскального искусства в мире. Здешние пещеры украшают разнообразнейшие изобразительные творения рук человеческих – монохромные и цветные, рельефные и плоские. Первые образцы этого искусства датируются примерно 12000 лет назад, между 10 и 9 тысячелетиями до нашей эры. Это период начала неолита и времени ближе к концу последнего ледникового периода. В то далёкое время Сахара была обитаемой саванной, а не пустыней.

Сюжеты большинства древних шедевров свидетельствуют о том, что в эпоху неолита в Сахаре был весьма влажный климат, чрезвычайно богатый и разнообразный растительный и животный мир. Фрески Тассилин-Аджер запечатлели всю эволюцию Сахары от некогда цветущей саванны к безжизненной пустыне. Некогда тут произрастали разные породы лиственных и хвойных деревьев, дубы, олеандр и мирт, цитрусы и оливы. Многочисленные долины, сейчас засыпанные песком, были в то время такими же полноводными реками, как Нил и Нигер.

К настоящему времени было идентифицировано около 15000 наскальных изображений. На них нарисованы крупные дикие животные, такие как антилопы и крокодилы, стада крупного рогатого скота и люди, которые охотятся и танцуют. Самые древние из них соответствуют животным, обитавшим в Сахаре в начале голоцена. Люди, создавшие их, были скорее всего охотниками-собирателями и обитали здесь более 10 тысяч лет назад.

Создали все картины Тассилин-Аджер многие поколения людей, доселе населявших эти некогда благодатные земли. Это были в основном охотники, земледельцы и скотоводы. Прошло время и Сахара стала безводной пустыней. За прошедшие тысячелетия безжалостный ветер и зной сформировали пейзаж в том виде, в каком он существует сегодня.

Эти картины являются одними из старейших и самых больших во всей Африке, причём некоторые рисунки достигают высоты 5 метров. Для некоторых картин характерно изображение фигур, которые как бы парят на поверхности скалы, с круглыми головами и без отличительных черт. Считается, что места, где они появляются, были местами, посвящёнными религиозным ритуалам и церемониям.

С одомашниванием крупного рогатого скота в этом районе около 4500 лет назад, на рисунках стали появляться овцы, коровы, козы и собаки. Рядом с ними изображали охотников с луками, женщин и детишек. Ещё чуть позже на фресках появились лошади и колесницы со всадниками. Стала присутствовать письменность в виде древних ливийско-берберских иероглифов, смысл которых до сих пор не расшифрован.

Примерно 3000 лет назад, когда Сахара окончательно превратилась в бесплодную пустыню, на рисунках появились фигуры верблюдов. Они сменили ранее изображаемых людьми ослов и крупный рогатый скот. По времени это совпадает с развитием дальних торговых путей, по которым караваны перевозили соль и другие товары.

Среди самых известных картин – так называемая «Рогатая богиня». Она была создана в эпоху неолита и изображает идущую женщину с рогами на голове. Руки и ноги её украшают браслеты, одежду – бахрома. Женщина, возможно, является богиней плодородия.

Есть в Тассилин-Аджер картины, которые даже породили у учёных гипотезу о том, что людям в те времена были знакомы галлюциногенные вещества. Скорее всего грибы. Дело в том, что фрески изображают несколько человек в масках, которые танцуют. Танцоров окружают длинные и разноцветные гирлянды геометрических узоров различных видов. Каждый из них держит в правой руке предмет, похожий на гриб, от него отходят две параллельные линии, которые идут прямо к темени танцора. Некоторые исследователи считают, что это может отражать влияние грибов на человеческий разум.

Одним из основных рисунков, подтверждающих эту теорию, является фигура шамана, всё тело которого покрыто грибами. Возможно, конечно, что это связано с погребальным ритуалом. Большинство же исследователей считают, что эти представления не соответствуют действительности.

Огромное, иссушенное жгучим солнцем пустынное плато Тассилин-Аджер площадью 72 тысяч кв.км расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Протяженность плато составляет 700 км, ширина – 100 км. Выровненную поверхность Тассилин-Аджера с поднимающимися кое-где остроконечными вершинами пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили (так называют плато берберы) имеется множество гротов и пещер, есть здесь и горячие вулканические источники. Повсеместно встречаются геологические образования из эродированного песчаника, образующие так называемые скальные леса.

Этот «марсианский пейзаж» – один из древнейших центров обитания человека в Северной Африке. Древние обитатели Тассилин-Аджера оставили свыше 15 тысяч наскальных рисунков и рельефов, охватывающих огромный период времени – от VI тысячелетия до н. э. до наших дней включительно. Эти изображения животных, людей, колесниц, сцен охоты, войны, перегона стад и т. д. – настоящая летопись Северной Африки.

Крупнейшие ансамбли наскального искусства в Сахаре расположены главным образом в нагорьях Тассилин-Аджер, Тассилин-Ахаггар, Тибести и в прилегающих к ним районах: Феццане, Адрар Ифорасе, Аире, Борку, Эннеди и т. д. Нигде в мире наскальные рисунки не достигают такой высокой плотности. Сюжеты множества из них свидетельствуют о том, что в эпоху неолита в Сахаре были более влажный климат, богатый растительный и животный мир. Фрески Тассили запечатлели всю эволюцию Сахары от некогда цветущей саванны к безжизненной пустыне.

Создателями наскальных фресок Тассили стали многие поколения охотничьих и скотоводческих племен, населявших теперешнюю пустыню в те далекие времена, когда она была страной с благодатным климатом, пышной растительностью и богатым животным миром. Как установили исследователи, Сахара пережила два влажных периода: первый закончился в эпоху нижнего палеолита, второй продолжался около шести тысяч лет, примерно до II тысячелетия до н. э.

В эпоху неолита в этой богатой водой местности произрастали разные породы лиственных и хвойных деревьев, дубы, олеандр и мирт, цитрусовые и оливковые деревья. Многочисленные долины, сейчас засыпанные песком были в то время такими же полноводными реками, как Нил и Нигер. Они изобиловали рыбой и крупными речными животными – бегемотами, крокодилами, кости которых сохранились в местах древних поселений.

Сегодня ученые выделяют четыре больших периода развития наскального искусства Сахары, связанных с климатическими изменениями в этом районе:
I. Период древнего буйвола (VIII–VI тысячелетия до н. э.) – «эпоха охотников».
II. Период домашних быков (около 3500 лет до н. э.) – «эпоха пастухов».
III. Период лошади (около 1500 лет до н. э.).
IV. Период верблюда (около II века н. э.).

Живопись и петроглифы трех последних периодов встречаются на территории Сахары повсеместно, но древние памятники, относящиеся к «эпохе охотников», сохранились лишь в нескольких местах – главным образом в феццане и в горах Сахарского Атласа.

Петроглифы Феццана по праву считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. По обеим сторонам сухой долины Матенду высятся темно-оранжевые, растрескавшиеся от зноя скалы, на которых ясно различимы изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. наскальные изображения крупных толстокожих исчезают. Из диких животных остаются жирафы, страусы, антилопы. Зато появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.

Эта тенденция достигает своего апогея примерно в середине IV тысячелетия до н. э., когда в Тассили обосновываются скотоводческие племена. В этот период наряду с жанровыми сценками из повседневной жизни появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков. Многие картины на мифологические темы – например посвященные культу плодородия – отличаются неприкрытой откровенностью.

Древние художники высекали свои произведения в скалах либо писали их минеральными красками, в которых доминируют желтые, коричневые, голубые и красноватые тона. В качестве вяжущего материала они использовали яичный белок. Краски наносили рукой, кистями и перьями.

Примерно в середине II тысячелетия до н. э. в Тассили появляются изображения боевых колесниц, запряженных лошадьми. По рисункам на скалах их путь прослеживается от побережья Средиземного моря до верхней излучины Нигера. Рядом с колесницами на рисунках изображены люди, по облику, цвету кожи и одежде явно отличающиеся от всех типов местного населения. Это светлокожие, рослые воины, вооруженные мечами, копьями и дротиками, с круглыми щитами в руках. Кто они?

Об обитателях Сахары, использовавших запряженные лошадьми боевые колесницы, писал еще древнегреческий историк Геродот. В античные времена этот народ назывался гарамантами. Римский историк Тацит описывает гарамантов «свирепым племенем, наводившим ужас на соседей». Как установили современные ученые, основу этого этнически пестрого народа составили потомки древних ливийцев. В последующие века гараманты смешались с местными племенами и образовали современные народности туарегов и теда, живущих в Сахаре.

Наскальное искусство Тассилин-Аджера завершается «периодом верблюда», когда это животное, вытеснившее лошадь, стало безраздельно царствовать в Сахаре. Но, несмотря на то, что к середине II тысячелетия нашей эры Тассилин-Аджер окончательно превратился в иссушенную пустыню, населенную лишь змеями, ящерицами и пауками, традиции наскальной росписи сохранились у здешних кочевников-туарегов вплоть до середины XX века. Об этом свидетельствуют схематические рисунки, обнаруженные на стенах французских фортов, построенных здесь в начале XX века, и даже на обломках самолета, разбившегося в Сахаре в период Второй мировой войны.

Первооткрывателем и исследователем наскальной живописи в Сахаре был французский ученый Анри Лот, который в начале 1950-х годов обнаружил в Тассилин-Аджере более 10 тысяч рисунков. В результате раскопок были открыты захоронения, найдены осколки горшков, каменных инструментов, а также острия стрел и копий, кости разнообразных животных. Собранный в Сахаре за последнее столетие и ежегодно пополняемый археологический материал свидетельствует о том, что именно здесь следует искать разгадку многих тайн древней истории народов Африки.

В 1972 году, в целях сохранения крупнейшего в мире комплекса доисторического искусства, представляющего культурную и природную ценность, в Тассилин-Аджере был создан национальный парк. Сегодня его площадь составляет 1000 кв. км.

Включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году, этот объект, представляющий огромный геологический интерес, является домом для одной из крупнейших в мире коллекций доисторического наскального искусства.

Более 15000 рисунков и гравюр отражают климатические изменения, а также эволюцию животного мира и человека, происходившие в Сахаре в период с 6-го тысячелетия до н.э. вплоть до первых веков нашей эры. Здешний рельеф, образованный эродированным песчаником (так называемый «каменный лес»), очень живописен.

Здесь находятся петроглифы, начиная от VII тысячелетия до н. э. и вплоть до VII века н. э. С 1982 года это объект культурного наследия ЮНЕСКО. Причём их более… ну просто очень много! В одних источниках говорится о 15 000, в других – о сотнях тысяч. В любом случае, глядя на них, мы понимаем, что безжизненная сегодня пустыня когда-то была плодородной землёй, по которой текли реки и бродили огромные стада травоядных, а по берегам озёр селились племена людей, промышлявших охотой, рыбной ловлей и собирательством. Сегодня здесь пустыня, но изображения эти сохранились, вот сегодня и отправимся на них посмотреть!

Рисунки Тассилин-Аджер выполнены в разных стилях, что доказывает, что нарисованы они были в разное время. Самые среди них ранние – это петроглифы, что покрыты тёмным слоем накопившейся за тысячелетия патины – датируются 6000-2000 лет до н. э. и отличаются тем, что выполнены в натуралистическом стиле. На них мы видим главным образом сцены охоты, а животные относятся к «эфиопской фауне»: это слоны, носороги, жирафы, страусы и антилопы, а также буйвол вымершего вида. Как и в эпоху палеолита, изображения животных на этих рисунках очень реалистичны.

Рисунки более позднего времени от них сильно отличаются. Кроме животных на них много людей так называемого «бушменского типа». Это прежде всего рисунки людей в масках, и с луками в руках. За характерный внешний вид французский исследователь Анри Лот, изучавший «картины» Тассилин-Аджер в 1956-1957 гг., дал им прозвище «круглоголовые люди».

Период конца 3000-1000 лет до н. э. характеризуется тем, что рисунки этого времени сделаны красками, и изображают в основном уже домашних животных – овец, коз, круторогих быков. А ещё здесь мы можем увидеть лошадей и собак, слонов, муфлонов и жирафов, хотя последних и немного. Изображения выполнены более условно, нежели предыдущие. Люди опять-таки в масках, с луками и стрелами в руках. Кроме того, их оружием являются также дротики и топоры. Одежды мужчин – короткие и широкие плащи, одежда женщин – юбки в форме колокола. Многие женщины, изображённые на рисунках, имеют ярко выраженную стеатопигию или… повышенное содержание подкожного жира на ягодицах, от чего они очень напоминают фото Микель Руффинелли из Лос-Анджелеса, тогда как мужчины, напротив, почему-то изображены с вытянутыми и тонкими телами современных андрогинов. Вне всякого сомнения, что оставили эти изображения племена скотоводов, которые также охотились и занимались собирательством.

На изображениях, относящихся к середине 2 тысячелетия до н. э. – началу нашей эры, мы видим уже лошадей, запряжённых в повозки, то есть это практически те же самые колесницы, что можно увидеть и на петроглифах в нашей Сибири…

К этому же времени относятся и изображения быков или баранов с диском на голове, очень похожим на солнечный. Раз баран и солнечный диск, то это вроде бы явно египетское влияние, не так ли? Однако есть мнение, что культ солнца был распространён по всей Ливии. И очень может быть, что в долину Нила он проник именно с запада, а не наоборот, поскольку рисунки Тассилин-Аджер древнее, чем культ бога Амона-Ра в Египте. А ещё изображение верблюда и… множество каменных ножей…

Время 200-700 гг. н. э. по принятой периодизации – это четвёртый период – или «период верблюда». Тут мы видим их изображения, и, очевидно, они связаны с начавшимся опустыниванием этого региона.

Рисунки – рисунками, но и для археологов Тассилин-Аджер – место очень привлекательное и богатое на находки. Здесь среди скал нашли большое количество наконечников стрел, много скребков, каменных ножей и зернотёрок – словом, целый «универмаг» изделий людей разных исторических периодов. Ну а находки органических останков позволили провести их радиоуглеродный анализ и определить здесь время пребывания человека, пусть даже и с определённой долей погрешности.

Как здесь уже отмечалось, рисунки на плато Тассилин-Адджер впервые заметили в 1909 году. Изучать их принялся французский офицер Бренан, который занимался ими с 1932 по 1940 год, и сделал с них множество зарисовок. Тут в планы исследователя вмешалась Вторая мировая война. Поэтому опубликованы эти зарисовки были лишь после её окончания, причём целый ряд из них получил в высшей степени произвольное толкование. Так, одна из них получила название: «Жозефина, продаваемая своими сёстрами». Почему? Да потому, что на этой сцене видна группа женщин, и вот одну из них – «Жозефину» (ну так захотелось назвать её первооткрывателю!) – её сёстры вроде бы насильно тащат к группе мужчин. Но о том, что на этом рисунке изображено на самом деле, мы можем лишь только гадать.

В 1933 году другой исследователь – Л. Жолео дал периодизацию рисунков Тассилин-Аджер, которая состояла из четырех временных периодов:
1. «эпоха буйвола» с рисунками животных и людей «бушменского типа»;
2. «эпоха африканского слона» с изображениями домашних животных, и барана с солнечным диском на голове, а также «солнечного быка»;
3. «эпоха лошади» с лошадьми, и изображениями колес и колесниц;
4. «эпоха верблюда» – самый последний период, ближайший к современности.

Данная периодизация, равно как и датировки рисунков, нуждались в дополнительной корректировке. Поэтому в 1956-1957 гг. сюда вновь была отправлена экспедиция Анри Лота, который здесь бывал уже в 1934 году, и хорошо разбирался в наскальных изображениях.

Экспедиция Лота провела в Сахаре полтора года и изучила рисунки Тассилин-Аджер очень внимательно. Датировку в четыре эпохи Лот подтвердил, а по возвращении ещё и издал книгу «В поисках фресок Тассилин-Аджера», написанную живым и понятным языком, что вызвало к ней интерес широких масс общественности. Но… ряд учёных посчитал его работу слишком уж «популярной», а многие предположения, высказанные им на её страницах, притянутыми за уши!

Вот почему один из участников этой экспедиции, фотограф Жан-Доминик Лажу, спустя некоторое время вновь туда отправился, 10 месяцев работал в очень тяжёлых условиях, но смог-таки заново перефотографировать все рисунки, которые сфотографировал Лот, и издал свою книгу, сопроводив её очень скупыми, но очень даже дельными комментариями.

Например, он говорил о том, что определение возраста по стилю – вещь весьма затруднительная. Рисунки, по его мнению, не позволяют точно определить вид тех или иных животных или расовую принадлежность людей. Нужно, как он считал, изучать костные останки и только на основе их анализа делать выводы. Но особенно ему не понравились «люди в скафандрах» – изображения фигур в странных костюмах, одну из которых Лот именно так и назвал: «Великий бог марсиан». По мнению Лажу, нам сложно понять духовный мир и рождённые им образы в воображении у древних. И вряд ли стоит считать, что они всегда рисовали только с натуры…

Затем изучением рисунков в Сахаре занялся итальянец Фабрицио Мори. Его исследования позволили установить возраст наскальных изображений в Тассилин-Аджер более точно. Выяснилось, что они древнее, чем считали раньше. Так, оказалось, что неолит здесь, а также ряда других сопутствующих районов, древнее, чем неолит Южной Европы и Киренаики, причём керамика в Сахаре появилась в одно и то же время с появлением керамики в Передней Азии. Что же касается знаменитых гаплогрупп, по которым сегодня определяется очень многое, то генетики обнаружили, что носители субклада R1b1a2-V88 Y-хромосомной гаплогруппы R1b пришли на берега озера Чад с территории… Евразии 5700-7300 лет тому назад. То есть это были азиаты, а почернели они, значит, уже здесь, на месте!

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (11.10.2025)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [346]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
laf2304

Copyright ARA © 2025
uCoz