Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

То, что следует распространить

Пропага́нда (подлежащее распространению) – распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников. Сходный смысл имеет термин агита́ция (приведение в движение) – устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической или другой активности. Современный синоним – публичная дипломатия.

Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году. Однако пропаганда как явление существовало задолго до возникновения самого термина. Одним из наиболее ранних образцов пропаганды можно рассматривать преамбулу к Своду законов Хаммурапи, в которой говорится, что эти законы созданы с целью установления справедливости в стране и для защиты слабых против сильных. Содержание же самих законов в основном направлено именно на защиту интересов богатых и зажиточных слоёв за счёт подавления и эксплуатации бедных и бесправных жителей.

Массовое использование пропаганды можно соотнести с годами Первой мировой войны, когда перед многими государствами мира встала проблема противоречия между потребностью в мобилизации сил общества для достижения победы – с одной стороны, и разобщённостью в сочетании с индивидуализмом – с другой стороны. Для укрепления связей между людьми и обществом, повышения лояльности и морального духа граждан активно применялись разнообразные средства, доступные для использования в соответствующий исторический период – от фотографий до радиопередач. Тогда же обозначилась роль средств массовой информации в распространении пропагандистских сообщений.

Говоря обобщённо, теории пропаганды были в том числе и первыми теориями, в рамках которых внимание оказалось сосредоточено на средствах массовой информации, их содержании, влиянии и т. д.: исследователи стремились объяснить, как масс-медиа с помощью той или иной информации могут оказать на людей воздействие, в результате которого ими будут усвоены те или иные точки зрения.

На тот момент доминирующей являлась упрощённая теория массовой коммуникации типа «стимул-реакция», согласно которой СМИ могут доставить каждому человеку определённым образом сформированные стимулы, которые будут одинаково восприняты всеми адресатами и вызовут у них схожие либо совпадающие реакции. Соответственно, первые теории пропаганды основывались на идеях бихевиоризма и фрейдизма; на их стыке возникали довольно пессимистические воззрения, в рамках которых предполагалась высокая степень уязвимости человека к внешнему психологическому влиянию и неспособность индивида к рациональному самоконтролю.

Вышеописанные представления, характерные для периода времени после Первой мировой войны, как таковые не подвергались обобщению, однако впоследствии им было присвоено совокупное наименование «теория магической пули». Эта теория характеризовалась высокой степенью соответствия существовавшим тогда психологическим и социологическим воззрениям и подкреплялась информацией о силе воздействия военной пропаганды. Позже её основные положения были отвергнуты как недостоверные.

Внимание западных исследователей к пропаганде в этот период, вплоть до конца 1930-х годов, было связано с тем, что её рассматривали как угрозу для политической системы американского типа и для демократического устройства общества как такового: существовало убеждение, что свободное распространение пропаганды будет фатальным для демократии. Однако, с другой стороны, запрет пропаганды являл бы собой ограничение свободы коммуникации – одного из ключевых принципов демократического государства. Эта дилемма, соответственно, находилась в фокусе внимания теоретиков пропаганды того времени.

Изначально предполагалось, что возможно научить граждан противостоять пропаганде как явлению, нарушающему основные принципы равноправной демократической коммуникации, путём критического оценивания информации и отвержения её в случае ложности. Однако впоследствии, по мере того, как, например, американцы начинали всё более активно усваивать определённую риторику от политических лидеров ряда стран Европы, специалисты в этой области пришли к заключению, что процесс просвещения народа может занять слишком много времени, не гарантируя при этом полного успеха – а, следовательно, с пропагандой необходимо активно бороться, и главным образом – за счёт «хорошей», «белой» контрпропаганды.

В качестве ключевых могут быть упомянуты теории пропаганды, созданные Г. Лассуэллом,У. Липпманом и Дж. Дьюи.

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Реклама по сравнению с пропагандой ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров – деловых, политических, религиозных – составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность.

Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы, пропаганда не ограничена жёсткими временными рамками и её непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды – способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды – разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды – создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевёрнутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Когда векторы интересов широких масс и конкретной группы лиц направлены в противоположные стороны, производимая этой группой пропаганда несет вред обществу. Более того, пропагандист вынужден идти на сознательный обман, чтобы скрыть реальные последствия тех действий, которые он призывает совершить людей.

Сюда можно отнести, например, табачные компании, создающие привлекательные, мужественные имиджи, которые убеждают потребителей, что сигареты такой-то марки курят только «крутые ребята». Внизу всегда есть предостерегающая надпись «Минздрав предупреждает…» (благодаря закону «О защите прав потребителей»), но «крутой» имидж все равно действует. Это не откровенный обман, но все-таки умолчание о негативных последствиях курения, давно подтвержденных исследователями.

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории. Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:
• наличие центрального тезиса;
• лёгкость для понимания целевой аудиторией;
• сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Что касается формы, можно выделить следующие критерии:
• чёткость центрального тезиса – он не должен сливаться с фоном;
• привлекательность фона.

Типы пропаганды

Белая – информация подается к объекту от официального источника.

Серая – не указывает конкретного источника.

Черная – скрывает подлинность своей информации.

Военная пропаганда

Пропаганда плена
Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена – одно из самых перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако, как считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и средства воздействия:
• не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
• сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;
• подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели – вернуться домой живым.
Результативность этого направления психологических операций можно проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам зарубежных специалистов, расходы американской армии на то, чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч долларов, в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125 долларов на человека.
Пропаганда военных успехов.
Пропаганда путем критического анализа своих ошибок.
Пропаганда путем внушения страха поражения.

В мультфильм 1954 года «Скотный двор» были внесены значительные изменения по сравнению с оригинальной повестью. Наиболее очевидно это проявляется в концовке: если в книге животные наблюдают за игрой в карты свиней с приехавшими в гости людьми и уже не могут определить, кто есть кто, то в соответствующем эпизоде мультфильма люди отсутствуют, а животные свергают свиней. Таким образом, если у Оруэлла коммунизм оказывается не лучше капитализма (изначального порядка на управляемой людьми ферме), то в картине коммунизм показан как явно худшая альтернатива. Инициатором данных поправок было ЦРУ, агенты которого обеспечили после смерти писателя выкуп прав на экранизацию и производство мультфильма нужными людьми.

Летом 1941 года в США была издана книга Теодора Кауфмана «Германия должна погибнуть!». Малоизвестный автор, еврей по национальности, высказал в ней идею стерилизовать всех немцев, а территорию Германии разделить между соседними государствами. В Третьем Рейхе брошюру тут же широко растиражировали как доказательство еврейского заговора, записав Кауфмана в советники американского президента. Многие критики отмечали, что данная книга сделала больше для мобилизации немецкого населения и оправдания уничтожения евреев, чем другие тщательно разработанные образцы нацистской пропаганды.

В противовес нацистской пропаганде в 1942 году была создана радиостанция «Голос Америки», к концу войны вещавшая на 40 языках, а затем ставшая мощным оружием уже для американской пропаганды в Холодной войне. Опасаясь того, что и рядовые американцы могут стать мишенью для заведомо искажённых новостей, в 1948 году Конгресс принял закон Смита-Мундта, который запрещал Госдепартаменту через «Голос Америки», «Радио Свобода» и любые другие СМИ напрямую вещать для жителей США. Хотя желающие американцы все равно могли слушать передачи через коротковолновый приёмник, а с недавнего времени по Интернету. Данный закон был отменён лишь в 2013 году.

Геля Маркизова прославилась тем, что запечатлена на знаменитой фотографии со Сталиным, подписанной фразой: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Через два года её отец был расстрелян, а мать вместе с Гелей отправлена в ссылку. После чего надпись на сделанных по фотографии скульптурах поменяли со «Сталин и Геля» на «Сталин и Мамлакат», сочинив, что эта девочка на самом деле – пионерка Мамлакат Нахангова.

Слово «Propaganda» с латинского переводится буквально как «то, что следует распространить». Действительно, перевод этого слова довольно точно отражает один из аспектов явления пропаганды. Но что можно распространять? Является ли реклама, например, только что открывшегося супермаркета возле вашего дома пропагандой?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо затронуть следующие части определения пропаганды. Итак, это распространение и популяризация взглядов и идей. Идеи могут быть разные – политические, философские, религиозные, научные, художественные и так далее. Распространение производится за счёт средств массовой информации, устной речи, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание.

Но вернёмся к рекламе супермаркета. Ей не даёт стать полноценной пропагандой последний аспект определения – пропаганда всегда преследует цель активизации деятельности общества согласно внедряемым идеям. Большая советская энциклопедия так же определяет пропаганду как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Теперь рассмотрим пропаганду в узком смысле этого слова. С этой стороны можно определить политическую и идеологическую пропаганду. Оба вида осуществляются с целью формирования у масс определённого политического мировоззрения. Политическую пропаганду можно расценивать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, или даже общества в целом для достижения определённого результата в области политического действия.

Хорошим примером политической пропаганды является пропаганда китайских коммунистов во время Корейской войны, направленная на пленных американских солдат. Целью китайцев было не сломить противника, их целью было изменить позиции и взгляды военнопленных. Для этого не использовались методы насилия. Китайцы постепенно воздействовали на пленных, непринуждённо заставляя их делать антиамериканские и прокоммунистические заявления, причём в письменной форме. Сами заявления не должны были быть чересчур агрессивными или резкими, они могли, например, писать о несовершенстве американского режима, преимуществах коммунизма и так далее. После такие «безобидные» заявления транслировали по радио на весь лагерь военнопленных.

Таким образом, даже те, кто отказывался их писать, слышал, что их боевые товарищи делали это и тоже постепенно оказывался под влиянием пропаганды. Китайцы использовали ещё несколько методов воздействия на психику человека, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем. Результатом такой «промывки мозгов» было то, что почти все американские солдаты по возвращению из плена ещё долгие годы придерживались мнения, что коммунизм – хорошая идеология для Азии. Даже те пленные, которые относились к китайцам с неприязнью, хвалили их за работу, проделанную в Китае. Таким образом, политические взгляды пленников значительно изменились.

Генри Сигал, руководитель нейропсихиатрической экспертизы, отмечал, что связанные с войной убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев, претерпели существенные изменения. Большинство этих людей стали верить, что Соединенные Штаты применяли бактериологическое оружие и, кроме того, сами начали войну в Корее.

Чисто технологически пропаганда – это процесс передачи аудитории определённых комплексов идей с расчётом на усвоение последних. С точки зрения социологии пропаганда полностью соответствует коммуникативной модели «Шеннона ‒ Уивера»: здесь есть и коммуникатор, и адресат, и различные шумы, как технологические, так и психологические. Специфика же состоит в том, что аудитория, так называемый объект воздействия, определяется самим коммуникатором. При этом он должен не только заботиться о том, чтобы преподнести идею в виде, удобном для восприятия адресатами, но и способствовать практическому воплощению донесённой идеи в жизнь.

Теперь поговорим об основных элементах процесса пропаганды: субъект, каналы или средства, и объект. Так же выделяют такие элементы как содержание, формы и методы пропаганды. Субъект – это социальная группа, которая выражает интересы пропаганды. Каналы или средства – это способы передачи информации (сигналов), такие как радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и так далее. Объектом является аудитория или социальные общности, на которые нацелена пропаганда.

Чтобы полностью понять процесс пропаганды, необходимо учесть социальные интересы её субъекта и соотнести их с интересами общества в целом и интересами конкретных социальных групп, к которым обращена пропаганда. Это во многом определяет содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, средств и методов ведения пропаганды.

Что же отличает пропаганду от простого обмена идеями или обычного общения? Есть две отличительных черты: преднамеренность и упор на манипуляцию. У пропагандиста всегда есть конкретные цели, которых он хочет достигнуть после проделанной работы. В то же время, например, у вашего друга, который будет рассказывать Вам про прелести капитализма – нет конкретной цели, и, следовательно, пропагандистом он не является.

Субъект пропаганды заранее тщательно отбирает различные факты, аргументы, ложь и представляет их таким образом, чтобы усилить эффект и продвинуться к конечной цели. Причём возможны специальные умалчивания или искажения тех или иных фактов, отвлечения внимания аудитории от нежелательных источников информации. Подводя итог всему вышесказанному, в пропагандистском процессе явно отслеживаются субъектно-объектные отношения, где есть ведущий игру коммуникатор и потребляющие его продукцию реципиенты.

Теперь перейдём к более масштабной пропаганде – в рамках целого общества и даже страны. Одной из самых масштабных пропаганд в истории человечества является пропаганда национал-социализма в Германии. Пропаганда нацизма была во многом основана на методах Йозефа Геббельса. Вот основные из них: простота, повторение, живая речь. Геббельс так же рассматривал прессу и даже кино как важнейший инструмент ведения пропагандистской деятельности.

В 1933 году он возглавил министерство пропаганды, созданное в Германии за два дня до назначения Й. Геббельса на должность министра. Постепенно это министерство начало отвоёвывать полномочия у других внутриполитических ведомств. Так, министерство внутренних дел лишилось права за надзором масс-медиа, министерство экономики – права контроля рекламы и проведения выставок.

Как утверждают современные специалисты, организация, возглавляемая Геббельсом, не имела аналогов в мире по масштабу и силе пропаганды. Однако его методы успешно используются и по сей день. Таким образом, приёмы масштабной пропаганды хотя и немного изменяются с течением времени, но кардинальных изменений за последние 50 ‒ 100 лет не произошло.

В этом материале мы лишь приоткрыли занавес в мир пропаганды. В мир, основанный на главной идее ‒ если хочешь править и побеждать ‒ владей технологиями влияния на людей. Из совокупности знаний и мнений можно сделать актуальный вывод ‒ современная пропаганда глубоко вторглась в такие сферы, как политика, экономика и бизнес. Она объявляет и заканчивает войны, определяет цены на нефть и курсы валют. Поэтому пропагандистский аппарат ‒ это особая категория и каста людей.

Очень важно разделять пропаганду во благо и во вред. Необходимо очень скрупулёзно относиться к тем людям, которые имеют доступ к пропагандистскому аппарату. Иначе последствия могут быть очень печальными.

Само явление пропаганды настолько себя дискредитировало в XX веке, что, кажется, ему самому нужна пропаганда. Вы, наверное, испугались, прочитав эту фразу? Но пугаться-то особо нечего. Пропаганда везде, признаёт индивид её существование или нет. Хотя, конечно, самое распространённое определение этого термина включает в себя намеренное манипулирование сознанием людей, направленное на достижение своих корыстных и эгоистических целей.

Для более точного представления приведём одно из определений пропаганды: «открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами».

Такое понимание термина вызвано политическими событиями и процессами и зачастую имеет сугубо отрицательное значение, что вполне справедливо. Однако, если немного погрузиться в историю термина «пропаганда», можно увидеть, что на протяжении своего существования это понятие получало различную окраску в зависимости от исторического и социально-политического контекста. Так, определённые проявления пропаганды можно с уверенностью назвать отрицательными или же положительными, а в отношении других требуются оговорки.

Отправляемся в XVI век, когда католическая церковь всячески боролась против уже сильно распространившейся реформации. Чуть позже, а точнее, в 1622 году, папа римский Григорий XV создаёт Congregatio de Propaganda Fide («Конгрегация распространения веры»). Если дословно перевести слово propaganda с латинского, то получится следующее: «Подлежащая распространению (вера)».

Главной целью данной организации, как можно догадаться из названия, было систематизированное распространение и укоренение католических ценностей в христианской Европе. Как мы видим, уже в это время главной функцией пропаганды является «распространение идей» и «убеждение» людей в правильности и полезности этих идей.

С изменением исторического контекста изменяются идеи, учения, воззрения, которые при помощи пропаганды доводятся до широких масс, однако само содержание и функции пропаганды претерпевают довольно незначительные изменения.

Самое значительное изменение, которое затронуло «пропаганду» – это расширение сферы её использования. Со временем она становится частью практически любой сферы, где требуется установить хоть какой-то контакт между двумя и более участниками коммуникационного процесса, будь то торговые отношения, реклама, сфера политики или культура.

Конечно, одним из главных «орудий» пропаганды является СМИ, идолы, кумиры, лидеры мнения, а в наше время – новые медиа. Останавливаться на каждом из названных источников пропаганды мы не будем. Но стоит сказать, что с появлением на медиа-арене новых СМИ и блогосферы в частности, лидерам мнения стало намного легче оперативно и красочно доводить до читателей/зрителей свои мысли, идеи, убеждения.

Ещё одним событием, которое вывело пропаганду на более системный уровень и в общем-то наполнило термин знакомым всем сегодня значением, стало 13 марта 1933 года. Это день назначения рейхсминистра народного просвещения и пропаганды. Одно из множества «достижений» пропагандистской машины Геббельса – очернение и изгнание из немецкого общества евреев в короткие сроки.

Несмотря на то, что, как было уже сказано, содержание понятия пропаганды особо не менялось со временем, однако её методы во времена Третьего Рейха обрели особый характер.

Следующим значимым лицом теории и практики пропаганды является американский учёный, «отец» современного PR – Эдвард Бернейс. В отличие от Геббельса, он предлагал использовать методы пропаганды в более гуманных и утилитарных целях, чем массовое зомбирование населения ради уничтожения другой части населения.

Бернейс предлагал использовать пропаганду в сфере экономики, рекламы и привлечения клиентуры. Используя труды известных психологов о психологии толпы, он выработал методы, благодаря которым потенциального покупателя безо всякого вреда или давления убеждают в идее необходимости покупки того или иного товара. Источником этого убеждения могут послужить различные авторитетные люди, кумиры, актёры, музыканты – люди, с чьим мнением считается обыватель.

Этот случай уже трудно расценивать так же однозначно, как пропагандистскую машину Геббельса. Но, несмотря на то, что в этой ситуации сам процесс убеждения и навязывания идей не является столь болезненным, нельзя исключать его дальнейшее отрицательное влияние на сознание человека.

Пропаганда не ограничивается попытками навязывания людям малополезных, вредных или жестоких идей. Сегодня мы видим широко распространённую практику пропаганды здорового образа жизни по телевидению, в социальных сетях и мотивирующих видеоблогах, в офлайн-акциях и флэшмобах.

Здоровый образ жизни – одна из множества тем, которые продвигаются в массы с помощью пропаганды. Сюда же можно отнести призывы к образованию, повышению интереса к культуре вообще и своей нации в частности. И в этом контексте уже можно смело утверждать, что пропаганда служит не только эгоистическим и корыстным целям того, кто её проводит, но и может сослужить добрую службу своему объекту (конечно, при условии, что субъект пропаганды желает этого).

Напоследок стоит сказать, что, как и множество других явлений, которые появились благодаря мозгу человека, пропаганда – та самая палка о двух концах, которая в одних руках оказывается орудием, а в других – оружием.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (07.05.2020)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [349]
Природа [335]
Общество [343]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz