Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Утраченная святыня

Ковчег Завета – культовая библейская реликвия, благодаря которой древние евреи прошли много испытаний: от 40-летнего перехода через пустыню до различных войн. По преданию, это была система из нескольких сундуков, которые хранили великую святыню – Десять Заповедей Божьих. Официально считается, что реликвия исчезла после разрушения Иерусалимского храма и дальнейшая судьба Ковчега окутана тайной.

По преданию, сын царя Соломона и царицы Савской Менелик однажды пришел к отцу и попросил отдать ему Ковчег, на что царь ответил ему отказом. Тогда Менелик создал точную копию реликвии и сменил оригинал. Ковчег сын Соломона вывез в город Аксум, который стал столицей его собственного новообразованного государства.

По Ветхому Завету, это сундук, в котором хранились каменные Скрижали Завета с десятью заповедями. Помимо скрижалей, по данным Послания к Евреям (а это уже книга Нового Завета), в Ковчеге хранился сосуд с манной (пищей, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний) и посох Аарона (ещё одна реликвия времён странствования евреев). Кроме того, согласно Торе, Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля.

Ковчег Завета – материальное свидетельство договора между Всевышним и людьми. Уникальный мост, связавший мироздание с человеком, небесный Абсолют с земным Хаосом.

В Ветхом Завете сказано, что смастерить Ковчег наказал Моисею сам Господь. Более того, Бог дал пророку чёткие указания по материалам для Ковчега и по особенностям его конструкции. Вот пример инструкций Моисею из книги Исход: «… и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе».

Больше трёх тысяч лет назад пророк Моисей увёл свой народ из Египта и на вершине горы Синай заключил с Всевышним договор, который называют иногда Ветхим Заветом. Условиями Завета стали десять заповедей: пять обязанностей человека перед Всевышним и пять обязанностей людей друг перед другом. Эти заповеди Всевышний занёс на скрижали – два объёмистых куба из материала, подобного сапфиру. Скрижали поместили в специальное хранилище, которое стали называть Ковчегом Завета.

Ковчег Завета выглядел как ларец. Он был сделан из дерева «ситтим» – акации. Снаружи и внутри ящик был покрыт золотом. В переводе на метрическую систему его размеры – примерно 67x67x112 см. На крышке из чистого золота были изображены два херувима, распростершие над Ковчегом крылья. Ларец переносили с помощью двух шестов из акации, покрытых золотом. Шесты вдевали в специальные золотые кольца на боковых стенках. По подсчётам современных учёных, весил Ковчег около 300 кг.

По данным Ветхого Завета, кроме Скрижалей в Ковчеге ничего не было. Но рядом (!) с ним хранили свиток Торы, написанный Моисеем, сосуд с манной и расцветший жезл Аарона. А вот в Послании к Евреям написано, что манна и жезл были в Ковчеге вместе со Скрижалями (не рядом, а именно в одном ларце). Единой точки зрения на этот вопрос нет.

Считалось, что неподготовленным людям нельзя было без опасности для жизни смотреть или касаться Ковчега. Поэтому его завешивали покрывалами.

Ковчег Завета прошёл с евреями долгий путь – сначала в походном храме, потом хранился в Святая святых Иерусалимского храма. Последнее упоминание о его нахождении в Храме относится к периоду правления царя Иосии (622 год до н.э.).

В 586 году до н.э. Иерусалимский храм был разрушен Навуходоносором. Однако Ковчега в нём не было. Никаких упоминаний о его судьбе в документах того времени – тоже. Дальнейшая судьба Ковчега с тех пор – загадка, над которой бьются тысячи учёных. Пока безуспешно.

Есть несколько основных версий – куда мог деться Ковчег Завета. Одна из них – Ковчег спрятан под Храмовой горой в Иерусалиме. Но поиски там затруднены из-за мусульманских мечетей.

Вторая – но не менее популярная – версия гласит, что Ковчег хранится в Эфиопии. А конкретнее, в Аксуме – бывшей столице восточноафриканской страны, в церкви Марии Сионской. Сторонники этого варианта ссылаются на эфиопскую книгу «Кебра Негаст» («Слава царей»). В ней говорится, что у царя Соломона и царицы Савской случился роман, и в результате этой любви на свет появился сын – Байна-Легкем. В будущем он стал царём Менеликом. И якобы это именно он тайно перенёс Ковчег Завета в Эфиопию.

Четыреста лет народ Моисея перевозил Ковчег со скрижалями с места на место, пока царь Давид не установил святыню в Иерусалиме. Сын Давида, мудрый Соломон, строил вокруг Ковчега гигантский храм, единственный и неповторимый – поскольку единственно и неповторимо было то, что хранилось в Святая Святых этого храма… … А три века спустя Ковчег Завета исчез.

Считается, что Ковчег Завета обладает сверхъестественной силой. И даже наделяет того, кто им обладает, практически безграничными возможностями.

В древности за ним охотились, его вожделели, за него воевали. Он позволял напрямую обратиться к Всевышнему и получить ответ в сиянии между крыльями херувимов на крышке. С помощью Ковчега Завета выигрывали битвы, его теряли в сражениях и обретали вновь. Он допускал к себе только избранных и убивал любого другого, кто коснулся его рукой или нескромным взглядом.

Это невероятная духовная ценность, при помощи которой можно манипулировать целыми странами и народами. Это колоссальная материальная ценность, которую и сравнить-то не с чем. Наконец, Ковчег Завета обладает сказочной научной ценностью, поскольку открывает путь к бездонным энергетическим ресурсам Вселенной.

Это, пожалуй, главная святыня евреев. Ее вручил сам Господь – на горе Синай. Моисей спустился к своему народу с двумя каменными скрижалями, на которых был высечен договор между Богом и людьми. Те самые десять заповедей.

Всевышний также повелел создать для табличек хранилище. В Библии оно подробно описано. "И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акации, широко распространенной в те времена на побережье Красного моря, где в итоге и изготовили ковчег): два локтя с половиною (115-125 сантиметров) длина его, полтора локтя ширина (65-75 сантиметров) и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом", – гласит Писание.

Священный ящик переносили божьи служители на шестах. А сверху была массивная крышка из чистого золота. Реликвия сопровождала еврейский народ как во время сорокалетнего блуждания по пустыне, так и в процессе отвоевания Ханаана. Ради нее соорудили скинию – походный храм, в котором примерно 300 лет совершали богослужения.

Лишь в IX веке до нашей эры, при царе Давиде, святыня обрела постоянное место. Правитель поставил молельню на горе Сион в Иерусалиме. А его сын – Соломон – воздвиг полноценный храм. Там ковчег хранили в особом сакральном месте, которое называлось "Святая святых".

Заходить туда мог только первосвященник, да и то раз в год. Поэтому в библейских книгах, охватывающих историю еврейского народа после Соломона, о скрижалях говорится мало.

Последнее упоминание о святыне относится к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия сказал храмовым служителям, что не надо носить ковчег на плечах. Видимо, его периодически все же выставляли напоказ.

Что было потом – письменные источники умалчивают. Видимо, строжайшие запреты сыграли с артефактом злую шутку. Известно лишь, что в 586-м Иерусалим разрушил вавилонский царь Навуходоносор. От храма тоже ничего не осталось.

Евреи же с 597-го находились в столице империи в плену. Там они провели долгие годы. За это время о главной святыне – ни слова. Нет ее, как ни странно, и в знаменитом списке персидского царя Кира, который в 538-м доставил иудейские реликвии в Иерусалим.

Прославленный правитель позволил евреям вернуться домой. Те заново отстроили храм – благо в Библии указаны точные параметры. Но святая святых, видимо, оставалась пустой.

Самая большая в мире модель Ковчега Завета, созданная художниками по специальному заказу. "На месте ковчега был камень вышиной в три пальца", – писал историк I века Иосиф Флавий.

А что стало с реликвией – непонятно. Споры идут уже 2500 лет. Еще в древности некоторые иудейские учителя утверждали, что вавилоняне уничтожили ее вместе с храмом. Другие парировали: охочие до золота воины забрали его с собой. Третьи возражали – святыню спрятали, причем задолго до нападения Навуходоносора.

Библия четко связывает разрушение Иерусалимского храма с "грехопадением народа": в стране отказались поклоняться истинному Богу. А все из-за полувекового правления царя Манассии (Менашше), насадившего культ финикийского божества Ваала и вавилонской богини Иштар.

"И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его", – гласит Четвертая книга Царств.

Грех обличал пророк Иеремия. Согласно Книге Маккавеев, которая не входит в состав библейских, Ковчег Завета, "не выдержав мерзости греха", чудесным образом последовал за этим человеком.

Старец отправился к горе Нево, что за рекой Иордан. Там, по преданию, умер Моисей. "Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его", – повествует маккавейская книга.

Из контекста следует, что святыня не вернулась в Иерусалим. Эти строки уже в XX веке побудили археологов искать реликвию к востоку от Мертвого моря. Последние масштабные раскопки провели в 1930-х. "Исследователи – преимущественно францисканские монахи – искали и могилу пророка Моисея, и Ковчег Завета, но безуспешно. Вместо этого раскопали несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками", – говорит иорданский археолог Рустом Мджян.

Неудачу объяснили библеисты. Все дело в том, что рассказ о Иеремии составили не раньше II века до нашей эры. Поэтому Ковчег Завета нужно искать в другом месте.

Так как доступ к святыне был только у первосвященников, вполне возможно, что именно они спрятали ее. По одной из версий, служители храма во время осады Иерусалима Навуходоносором воспользовались системой тоннелей под горой Сион. О разветвленной сети ходов узнали недавно: наиболее "молодые" относятся к I веку нашей эры, самые древние – к эпохе Соломона.

"Еще в начале XX столетия группа археологов нашла под Храмовой горой ходы, ведущие к Силоамской купели – большой микве (бассейну для ритуального очищения) в восточной части города. По всей видимости, там был водопровод. В этом тоннеле исследователи искали ковчег", – поясняет американский историк Грэм Аддисон.

Тогда экспедиция ничего не обнаружила. А спустя десятилетия полноценно исследовать подземную сеть невозможно – из-за сложного правового статуса горы.

"Тема деликатная, потому что вся территория, в том числе по периметру, имеет статус вакуфной земли – то есть принадлежащей религиозной общине. То, что на горе, сейчас контролирует палестинская организация "Вакф", а внизу – в частности, Стену Плача – израильские власти", – рассказывает историк-востоковед Михаил Якушев.

Однако скептики приводят весомый аргумент: если Ковчег Завета спрятали под горой в VI веке до нашей эры, почему его не вернули на место в I столетии, когда царь Ирод возвел Второй Иерусалимский храм? Некоторые ученые предлагают искать реликвию в другом месте.

Израильские археологи, например, три года назад обнаружили в местечке Бет-Шемеш развалины святилища с необычной архитектурой. В центре строения, которому не меньше трех тысяч лет, – огромный каменный стол. Исследователи предположили, что именно на него ставили массивный ящик со Скрижалями Завета.

"Планировка очень похожа на описание, данное в библейской книге Самуила: еще при царе Давиде для ковчега возвели специальный временный храм, чтобы спрятать от филистимлян, с которыми тогда воевали евреи", – отмечает археолог Тель-Авивского университета Цви Ледерман.

Вполне возможно, что спустя пару столетий его привезли сюда вновь. Правда, как указывают исследователи, это событие нигде не зафиксировано, что заставляет усомниться в гипотезе.

Впрочем, о Ковчеге Завета довольно много сведений в… Африке. Доподлинно известно, что еще в V веке до нашей эры иудаизм исповедовали в Эфиопии, на востоке континента.

"Эфиопы верят, что эта религия пришла на их землю благодаря царю Менелику. Он был сыном Соломона и царицы Савской. Спустя 20 лет после визита матери в Иерусалим (это описано в Библии) тот отправляется в Иудею за "новой верой". И вместе со священнослужителями привозит с собой ковчег", – говорит эфиопский историк Сисэй Энар.

Святыня хранилась в столице царства Аксуме. Эту версию ученые считали от начала до конца выдумкой, пока в 2008-м немецкие археологи не нашли косвенное подтверждение подлинности описываемых в легенде событий.

"В X веке до нашей эры тут возвели дворец, – говорит историк. – Строение поистине грандиозное: большой зал приемов, несколько колодцев внутри здания, комнаты для прислуги. То есть правитель, живший здесь, был очень богатым".

Эфиопы считают, что реликвия до сих пор у них – в храме Девы Марии Сионской. Туда ее перенесли в IV веке, с принятием христианства. Ныне это большой комплекс. Главное здание, где находится ковчег, огорожено колючей проволокой. Внутрь может заходить только один священник, которого пожизненно избирают смотрителем.

"Когда-то святыню демонстрировали верующим раз в год, но прекратили во время оккупации фашистской Италией в конце 30-х годов XX века – тогда захватчики осквернили многие наши религиозные здания", – рассказывает служитель храма Марии Сионской Годефа Мерха.

По той же причине местные жители не хотят, чтобы ученые обследовали ковчег, – нельзя установить даже его возраст. Поэтому у научного сообщества нет уверенности, что важнейшая библейская реликвия хранится в Эфиопии.

В десятом веке до Рождества Христова главным соперником Израильского царства были филистимляне. Одно из сражений евреев с этим воинственным народом подробно описано в нескольких главах Первой библейской книги Царств. Филистимляне одержали тогда сокрушительную победу. Их ликование усиливалось тем, что в качестве трофея они вынесли из боя главную святыню израильтян – Ковчег Завета. Этот золочёный ларец не только служил хранилищем скрижалей с заповедями и других иудейских реликвий, но по откровению Бога считался местом Его присутствия. Филистимляне поместили Ковчег в языческом храме Дагона.

У современного читателя Ветхого Завета здесь может возникнуть вопрос – а с какой целью филистимляне завладели реликвией? Их прельщала материальная ценность трофея, или его духовное достоинство? Почему они, не веря в Единого Бога, поместили свидетельство о Нём в пространство, которое сами считали сакральным?

Группа американских ученых из Чикаго, Миссури и Висконсина дала ответы эти вопросы, проанализировав отрывок из Первой книги Царств в свете археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка Джон Уолтон, религиовед Виктор Мэтьюз и профессор истории Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместной работе под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта: В древности на Ближнем Востоке всякая война носила характер священной – то есть, считалось, что противостояние происходит не только между народами, но и между их покровителями из потустороннего мира. В языческих племенах роль воителя отводилась одному из идолов пантеона – так, ассирийцы «царём битвы» считали бога Нергала, хананеи – Ваала, вавилоняне – Мардука. Присутствие богов в войске олицетворяли особые штандарты или статуи – эти реликвии упоминаются в анналах ассирийского царя Салманасара Третьего и текстах государства Мари.

Переносные идолы не только сопровождали войско, но и могли быть захвачены в плен – о такой практике сообщает в своих хрониках другой ассирийский правитель, царь Асархаддон. Филистимляне не выделяли Ковчег Завета из бесконечного ряда идольских изображений. Помещение иудейской реликвии в храм Дагона означало для них, что Яхве, Бог Израиля, оказался в плену у более могущественного духа.

Однако, на этом история с пленением Ковчега не закончилась. На следующий день после сражения филистимляне нашли статую Дагона низвергнутой с пьедестала – она лежала лицом вниз перед иудейской святыней. Идола водрузили на место, но на следующий день он вновь оказался на земле – на этот раз еще и разбитый.

В городе, где находился храм Дагона, расплодились мыши, а жителей селения поразила кожная болезнь – их тела покрылись наростами. Филистимляне призвали жрецов и гадателей, чтобы те сказали – что делать с Ковчегом Завета?

Служители культа распорядились выполнить целый ряд ритуалов. Они велели изготовить из золота мышей, поместить эти фигурки вместе с Ковчегом на повозку, запряженную коровами, которые недавно в первый раз отелились и никогда прежде не ходили в упряжи, и отпустить в свободное странствие. Что могли означать столь странные манипуляции? Ответ дали американские ученые в своей книге «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта: Изготовление золотых мышей было магическим действом, в основе которого лежала идея, что изображения способны замещать реальные предметы и явления. Отсылая вместе с Ковчегом символы постигших их бедствий, филистимляне надеялись от них избавиться. Мыши во все времена были переносчиками различных заболеваний, а упоминание о наростах подсказывает, что филистимский город постигла передаваемая грызунами бубонная чума. По всей вероятности, нашествие грызунов было распространенной напастью на Ближнем Востоке – ритуальные изображения мышей в этом регионе повсеместно находят при раскопках.

Фигурки из драгоценного металла также являлись жертвой, которой филистимляне решили умилостивить неведомого им Бога израильтян. Язычники не имели опыта молитвы, как богообщения, отношения с духовным миром у них целиком и полностью состояли из магических ритуалов, в которых важны не нравственные обязательства и чистота намерений, а точность выполняемых манипуляций.

По представлениям идолопоклонников неправильно совершенные обряды могли оказаться бесполезными или разгневать божество еще больше. Чтобы убедиться в том, верно ли они поступают, язычники использовали недавно отелившихся коров в роли оракула. Голод, полное вымя и мычание телят в обычных обстоятельствах должны были направить животных домой. Однако, в этот раз коровы, вопреки естественным потребностям, выбрали дорогу, тянущуюся в гору и ведущую к израильскому городу Вефсамису. Творец Вселенной объяснил язычникам на понятном им языке символов, что ни в какой священной войне идолы не могут быть соперниками Единому Богу.

Книги Ветхого Завета, рассказывая Священную историю, раскрывают обычаи ближневосточных племён. Многие подробности взаимоотношений иудеев, верующих в Единого Бога и их соседей-язычников часто оказываются непонятными современному читателю Библии. Постигнуть суть событий, происходящих в древности в Палестине, помогает кропотливая исследовательская работа археологов, историков и религиоведов.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (27.02.2023)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz