![](/_pu/10/s71843782.jpg)
Более полувека назад, 9 июля 1968 года, на мышах был проведен самый знаменитый эксперимент американского ученого-этолога Джона Кэлхуна. Он назывался «Вселенная-25». Суть опыта заключалась в создании идеальных условий, где мыши могли бы жить и размножаться, не ведая никаких забот, вдали от хищников и в отсутствие эпидемий и заболеваний.
Для этих целей ученый построил специальный загон в лаборатории на базе Национального института психического здоровья. Туда были помещены четыре пары белых мышей (самцов и самок). В распоряжении мышей всегда была чистая вода и еда в изобилии, специальные гнезда, где можно обустроить себе жилище – гнезд в загоне хватало для проживания нескольких тысяч мышей. Температура в загоне в среднем составляла около 20 градусов Цельсия и была комфортной для мышей. Животные не подвергались никаким влияниям извне и жили в идеальных условиях в свое удовольствие. А дальше началось самое интересное.
На первом этапе эксперимента мыши хорошо размножались, вели активный образ жизни, охотно играли. На следующей фазе эксперимента мыши стали есть меньше, перестали наедаться до отвала. На третьей фазе эксперимента, когда в загоне были уже сотни мышей, произошло распределение социальных ролей, стала ярко выраженной иерархия, клановость.
Появились так называемые отверженные – молодые особи, которых другие, взрослые мыши сгоняли в центр загона, не давали им вести нормальный образ жизни, причиняли физический вред. В природе такое, наверное, было бы невозможно, ведь эти мыши-агрессоры просто не дожили бы до старости: их бы съели хищники. Но в загоне Кэлхуна хищников не было, и взрослые мыши начали попросту издеваться над молодняком.
Образовались две большие группировки: самцы-одиночки и самки-одиночки. При этом самки-одиночки отказывались спариваться и отвергали ухаживания самцов. У мышей стал проявляться тотальный индивидуализм, мыши не стремились создать семью. На последней, четвертой стадии мышиная популяция стала сокращаться. Появились самцы, которых сам Кэлхун назвал «красивыми»: целыми днями напролет они лишь ухаживали за собой, чистили свою шерстку, ели и спали, не обращая никакого внимания на окружающих. Эти самцы игнорировали самок, но интересовались друг другом, однако такой интерес не мог привести к созданию потомства. У мышей стали проявляться различные формы девиантного поведения, вспышки агрессии. Самки стали умерщвлять своих детенышей, а затем окончательно отказались размножаться.
На пике эксперимента в загоне одновременно проживало чуть более двух тысяч мышей. Еды и гнезд было достаточно для дальнейшего роста популяции, но через четыре года после начала эксперимента Кэлхун остановил свой опыт, потому что в загоне осталось чуть более сотни мышей, и все они уже вышли из репродуктивного возраста.
Некоторые утверждают, что с помощью своего эксперимента Кэлхун показал, что прогресс и развитие популяции возможны только в условиях необходимости выживать, в борьбе, в то время как в райских условиях вид начинает деградировать и вымирать. Джон Кэлхун ввел в оборот понятие двойная смерть: сначала смерть духа, а затем физическая смерть.
По итогам эксперимента Кэлхун пришел к выводу, что достижение определенной плотности населения и заполнение социальных ролей в популяции приводит к распаду общества из-за появления прослойки изгоев. Мыши вынуждены конкурировать со старшими самцами, общество переживает смерть духа.
Эксперимент неоднократно подвергался критике, в частности приводился аргумент, что основателями популяции были родственные мыши, и это стало одной из причин вырождения. Критиковались также условия содержания мышей: температура в загоне (летом она могла достигать 30 градусов Цельсия), график уборки помещения, структура тоннелей и гнезд, организация пространства в целом. Споры об эксперименте «Вселенная-25» не утихают и по сей день.
Кэлхун пытался понять, что ждет человечество в будущем. Вследствие множества исследований над мышами ученый сформулировал новое понятие – «поведенческая раковина». Под данным выражением подразумевался переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности.
Эксперименты этолога вызвали большой интерес в научном мире. Особенную озабоченность проявили специалисты, проживающие в западных государствах, поскольку после окончания Второй мировой войны (1939-1945) там наблюдался настоящий бэби-бум. Ученые впервые серьезно задумались над тем, как перенаселение планеты может повлиять на образ жизни людей.
Наибольшую популярность Джону принес эксперимент «Вселенная-25», проведенный с мышами в 1972 году. Цель заключалась в том, чтобы изучить и понять то, насколько плотность популяции может влиять на жизнь грызунов. Экспериментатор создал прекрасные условия для полноценного существования и размножения мышей.
Была построена большая конструкция 2х2 м и высотой в 1,5 м. Внутри нее всегда поддерживалась максимально комфортная для мышей температура (+20°C). Мыши не испытывали недостатка в корме и воде. Кроме этого, для мышей были сделаны гнезда для взращивания потомства. Автор эксперимента следил за тем, чтобы загон содержался в постоянной чистоте. Особое внимание уделялось безопасности мышей. Их регулярно осматривали ветеринары, чтобы исключить появление какой-либо эпидемии.
Интересно, что в загоне могли одновременно пить воду более 6140 мышей, а питаться до 9500. При этом проблемы с «жильем» у грызунов могли возникнуть только в том случае, если бы их количество превысило 3840 особей. Однако такого никогда не было. Максимальное число мышей не превышало 2200 особей.
В самом начале эксперимента Вселенная-25 внутрь загона поместили 4 пары здоровых мышей, которые весьма быстро привыкли к новой обстановке и начали активно размножаться. Этот период освоения Джон обозначил фазой A.
Фаза B началась с того момента, когда в «мышином государстве» начало появляться потомство. В это время численность грызунов удваивалась каждые 55 дней. Однако через 10 месяцев ситуация изменилась – наступила фаза C.
Начиная с 315 дня проведения эксперимента Вселенная-25, темп рождения мышей существенно снизился: количество грызунов удваивалось уже каждые 145 дней.
К этому времени в загоне проживало порядка 600 особей, среди которых сформировалась иерархия и некая социальная жизнь. При этом ме́ста становилось все меньше.
Появилась категория «отверженных», которых выгоняли в центр загона, после чего они превращались в жертв. Эти мыши часто подвергались агрессии, по причине чего у них были искусаны хвосты, а тело покрывали окровавленные раны.
Когда самцы становились изгоями мышиного общества, они ломались психологически, старались избегать конфликтных ситуаций и даже не стремились заботиться о своих беременных самках. При этом периодически они могли нападать на таких же «отверженных» грызунов.
Беременные самки становились более нервными, поскольку из-за пассивности самцов им приходилось самостоятельно защищаться от возможных атак. В результате самки начинали драться со своими обидчиками, заступаясь за детенышей. Интересен факт, что такая агрессия нередко была направлена и к своему потомству.
Во время эксперимента Вселенная-25 было зафиксировано множество случаев, когда самки загрызали своих мышат, после чего занимали верхние гнезда. Они утрачивали интерес к размножению и начинали вести аскетический образ жизни. Как следствие, рождаемость резко упала, а смертность молодых мышей существенно возросла.
После этого в эксперименте началась последняя фаза D – стадия смерти. Ее особенностью стало рождение новой категории мышей, получившей название «красивые».
К последнему виду относились самцы, которые были совершенно не похожи на своих прародителей. Они не дрались за территорию, вели спокойный образ жизни и совершенно не интересовались самками. «Красивые» только питались, ухаживали за собой и не стремились выполнять какие-либо социальные функции. Такое прозвище эта категория мышей получила вследствие того, что в отличие от своих сородичей, они не имели на своем теле никаких ран или выдранных клоков шерсти.
Кэлхун вместе со своими коллегами поражался тому, что происходило в загоне. «Красивые» наряду с самками-одиночками не желали спариваться, предпочитая жить на верхних этажах «мышиного царства». В конечном счете, их начало становиться все больше и больше.
Средний возраст мыши в завершающей фазе развития составил 776 дней, что на 200 дней превышало высшую границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка равнялась 100%, а количество беременных самок со временем снизилось до 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение.
Интересен факт, что, несмотря на то, что в загоне по-прежнему было изобилие корма и воды, в мышином обществе процветал каннибализм. Самки не хотели заботиться о потомстве, а просто убивали его. Все это приводило к тотальному вымиранию. На 1780 день после старта эксперимента умерла последняя мышь.
Предвидя такой печальный исход, Кэлхун провел ряд экспериментов на 3 фазе смерти. Из загона взяли несколько небольших групп мышей и поместили их в другое место, где были все условия для полноценной жизни. Говоря простым языком, «красивым» и самкам-одиночкам создали точно такие условия, как и для первых 4 пар мышей.
На удивление ученых, эти грызуны по-прежнему отказывались размножаться и выполнять какие-либо социальные роли. Вследствие того, что самки не производили потомства, все мыши умерли от старости. Такие же результаты были замечены во всех переселенных группах. Абсолютно все мыши вымерли, имея идеальные условия для размножения и нормальной жизни.
После окончания эксперимента Кэлхун сформулировал собственную теорию двух смертей. Первую из них он назвал смерть духа. Когда молодняк не смог заполнить свою нишу в социальной иерархии, это привело к серьезному конфликту между взрослыми и молодыми мышами. При этом уровень необоснованной агрессии значительно увеличился.
В связи с перенаселением «мышиного рая» и повышению степени физического контакта, недавно родившиеся грызуны были сосредоточены исключительно на самых простых вещах. При изобилии мира и средств к существованию, мышей интересовали только еда, сон и уход за собой. В итоге грызуны, сломленные психологически, не были заинтересованы в борьбе за территорию, ухаживанием за самками и защите потомства.
Подобное поведение мышей экспериментатор назвал «первой смертью» или «смертью духа». По мнению Кэлхуна такая смерть в конечном счете приводит к буквальной кончине грызунов. То есть все особи обрекаются на неминуемую гибель, в каких бы комфортных условиях они ни находились.
Как-то раз у Джона поинтересовались о причинах возникновения «красивых» мышей. Проведя прямую аналогию с людьми, он ответил, что для любого человека вполне нормально жить в напряженной среде, наполненной разными трудностями и переживаниями. Мыши, отказавшиеся от борьбы за выживание, превратились в эгоцентричных «красавцев», способных только есть, спать и следить за своим внешним видом.
Кэлхун провел параллели со многими современными представителями сильного пола, выполняющими какую-либо рутинную работу и не имеющими в себе «стержня». Такие мужчины уже умерли духом, что выражается в потере оригинальности и неспособности выдерживать давление со стороны социума. В результате, подобных мужчин вскоре ожидает «вторая смерть», но на этот раз уже физическая.
Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25»? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…
Почему для подобных экспериментов используются в основном грызуны, спросите вы? Все очень просто. Во-первых, у них, согласно последним исследованиям, порядка 98% из известных генов совпадают с человеческими.
А значит, биологические процессы мышей и людей схожи. Кроме того, получить большую популяцию грызунов легко и дешево: они быстро плодятся, их жизненный цикл короток, следовательно, результат эксперимента можно увидеть достаточно быстро.
Цели Национальный институт преследовал вполне практические. Например, понять критическую плотность населения, при которой в социуме начнет расти агрессия и возникнет стихийный бунт. Это важно, когда рассчитываешь оптимальную площадь, на которой содержатся заключенные, или плотность больных в клиниках.
Вообще, тема «лишних людей» в годы послевоенного бэби-бума волновала многих, подпитывая интерес к апокалиптическим пророчествам гибели человечества в результате перенаселенности Земли. Впрочем, вопрос «а не слишком ли много нас на этой маленькой планете?» до сих пор нет-нет да и всплывает в научном и общественном дискурсе.
Население Земли стремительно увеличивается, опустошая природные закрома планеты не хуже, чем грызуны амбары. И это несмотря на то, что за пределами «золотого миллиарда» условия для существования большинства людей далеко не идеальны. А что будет, если все же создать такие идеальные условия и всем дать все, устроив своего рода коммунизм? Вот это и решил проверить на мышах Кэлхун. В эпоху холодной войны эксперименты с «коммунистическим раем» носили еще и явно пропагандистский характер, поэтому времени и средств Джону предоставили ровно столько, сколько он попросил.
Последнее исследование – «Вселенная-25» – принесло ученому такую славу, что с ним выразил желание лично познакомиться папа римский. Фотографии, где наместник Бога на Земле пожимает руку создателю «мышиного рая», с удовольствием тиражировала пресса 70-х годов.
Завершающий эксперимент, как следует из названия, был 25-м по счету. Так же, как и все предыдущие, он закончился для «мышиной вселенной» апокалипсисом.
Чтобы описать произошедшую катастрофу, ученый даже ввел специальный термин – «поведенческая воронка» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Кроме того, Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей.
«Первая смерть» – это деградация естественных поведенческих паттернов: отказ от участия в социальной иерархии, от размножения, от защиты территории и потомства. За «психологическим надломом» потенциально активной части сообщества неминуемо следует «вторая смерть» – физическое вымирание всей популяции.
Здесь, пожалуй, уместно будет провести параллель с другими исследованиями социального отчаянья среди 45–54-летних американцев, которое представляется симптомом распада современной системы капитализма.
Складывается впечатление, что эксперименты 60–70 годов с кэлхуновскими мышами были пророческими. Посмотрите, что происходит с «цивилизованным» обществом потребления. На фоне старения населения и отрицательной демографии большинство развитых стран сталкиваются с феноменом «сексуальной рецессии» – потерей молодежью интереса к интимным отношениям.
Данные исследований говорят о том, что 23% американцев в возрасте от 18 до 29 лет в течение последнего года не имели ни одного полового контакта. Хуже всего с инстинктом размножения дела обстоят у японцев. В Стране восходящего солнца девственниками являются 43% не состоящих в браке граждан.
Возможно, история «мышиного рая» поможет нам понять, что же не так пошло с «золотым миллиардом». Но действительно ли «цивилизованное» человечество желает знать горькую правду о себе?
Интересно, что за последующие 48 лет ни у кого не возникло желания проверить полученные Кэлхуном результаты и повторить опыт на другой технологической и научной базе.
Условия проведения эксперимента «Вселенная-25» впоследствии неоднократно критиковались. Критики находили в исследовании много уязвимых мест. Начиная от сомнительного качества биологического материала и заканчивая «закрытым» пространством, оторванным от естественной природной среды.
В пример приводились завезенные в Австралию кролики, которые в открытой экосистеме не просто не вымерли, а расплодились в невероятных количествах.
Кэлхуну указывали на то, что он создал скорее не «рай», а продвинутую высокотехнологичную тюрьму с неограниченными возможностями потребления. Впрочем, этот упрек в конечном счете скорее свидетельствует в пользу Кэлхуэна.
Его «райский» бак был сделан из, как бы сейчас сказали, неэкологичных материалов. Хотя еще в 1785 году итальянский ученый Ф. Гардини провел ряд опытов, доказавших отрицательное воздействие на живое материалов, экранирующих естественные электрические поля. Но разве не в такою же искусственную среду помещено сегодня население городов, обитающее в «райских баках» квартир и офисов, сделанных из пластмассы, нержавейки, стекла, бетона? Очевидно, что современная городская цивилизация является не менее искусственной, ограничивающей и во многом демотивирующей средой.
Сегодня одновременно набирают большую популярность идеи гарантированного «базового дохода» и «общества контроля», возможности которого существенно расширили новые цифровые и информационные технологии. Не приведут ли они человечество к тому же итогу, что и «райская тюрьма» мышей Кэлхуна? Только ли одни плюсы несет нам рост потребления и продолжительности жизни, развитие робототехники, медицины и биотехнологий?
Эксперимент с «мышиной вселенной» показал, что изолированная среда, где нет вирусов, где тепло и хорошо кормят, меняет коллективное сознание не в лучшую сторону. Неплохо бы помнить об этом, усиливая искусственные ограничения и изоляцию под предлогом борьбы с эпидемией. Потому что у любого искажения естественных поведенческих паттернов, каким бы благовидным ни был предлог, есть своя и, как правило, фатальная цена.
Несмотря на то, что своей цели Кэлхун не достиг (то есть в его мышином раю не возникла прогнозируемая им изначально проблема перенаселения) результаты его эксперимента приняли на вооружение многие западные архитекторы при планировании жилого пространства мегаполисов. Об этом упоминают в своей монографии британские ученые Эдмунд Рамсен и Джон Адамс, опубликованной в 2008 году («Побег из лаборатории: эксперимент Джона Б. Кэлхауна на грызунах и их культурное влияние»).
Исследователи также отметили, что вопреки распространенному пессимистичному взгляду на эксперимент, не все нарушения поведения у мышей были отрицательными. Отдельные особи даже проявляли в условиях перенаселения определенный креатив. «Некоторые крысы действительно отреагировали на стресс перенаселения с помощью изобретательности. Это заставило Калхуна поверить в то, что человечеству потребуется творческая реакция на стресс, чтобы адаптироваться к новому миру мегаполиса, и был разочарован тем, что это послание не было широко воспринято», – писали ученые.
Остаётся надеяться, что разум для того и дан человеку, чтобы он стремился в рай и не забрёл ненароком в ад.
|