
На Руси среди известных выражений встречаются заимствованные из других языков. В этой статье мы рассмотрим крылатую фразу «А король-то голый». Эта идиома обозначает лживых людей, которые страстно убеждают окружающих, что ложь это правда. Человек, который выдает себя за статусного и богатого человека, но не являющегося таковым на самом деле называют – «Голым королем».
Это выражение пришло в наш обиход из сказки Ганса Христиана Андерсена. Очень давно два шарлатана, прикинувшись ткачами, подрядились сшить одному королю платье, которое могли видеть только умные люди и только из окружения короля. Эти плуты якобы изготовили и вручили глупому королю «пустоту» получив за это «реальное бабло»..
Но король и его придворные притворились, что видят это прекрасное платье, ведь по другому их засмеяли бы, так как оказались бы глупцами.
Двое портных надели на короля это платье, и король пошел гулять нагишом по своим владениям и по двору, а все подлизы восхищались его новой и безупречной одеждой. Но один мальчишка остановил это дивное представление. Он ничего не подозревая, что здесь творится, увидев своего короля, засмеялся и крикнул толпе: А король-то голый!
Этой истории уже более 100 лет, но выражение – А король-то голый! – осталось в устах народа. Оно употребляется, когда кто-то выдает за правду то, чего нет на самом деле, быть может из страха или от зависти. Детская сказка со взрослой моралью. Между прочим, читают сказки и покупают игрушки детям именно взрослые.
Главные герои сказки Андерсена «Новое платье короля» – король и два мошенника. Этот король отличался от прочих королей тем, что очень любил разные наряды. Он тратил на них все свои деньги, и каждый час переодевался в новое платье. Однажды два мошенника решили обмануть короля. Они рассказали ему, что могут изготовить ткань, обладающую волшебными свойствами. Для тех, кто глуп или находится не на своем месте, эта ткань будет невидима. Король захотел иметь платье из такой ткани, чтобы выявить в своем королевстве глупых и никчемных чиновников. Обманщики, получив деньги и шелковые нити, стали делать вид, что ткут волшебную ткань. Они поставили ткацкий станок и притворялись, что работают на нем. Королю очень хотелось посмотреть на новую ткань, но он боялся, что она будет для него невидимой. Тогда он послал к двум ткачам первого министра. Естественно, что первый министр ничего не увидел, но, побоявшись прослыть глупцом и лишиться своей должности, притворился, что видит ткань и сообщил королю, что она выглядит замечательно. Позже король послал еще одного министра посмотреть на ткань, и тот тоже солгал королю, что видел волшебную ткань. Когда настала очередь короля, он понял, что не видит ткани, но сделал вид, что отлично ее видит. В королевстве распространился слух о чудесной ткани, из которой будет сшито новое платье короля. Вскоре ткачи-ловкачи сообщили, что платье готово. Они предложили королю раздеться и сделали вид, что надевают на него платье. А король делал вид, что рассматривает новое платье в зеркале. Все придворные, боясь показаться глупцами или лишиться должности, тоже делали вид, что они видят новое платье короля. Когда началось уличное шествие, все люди старались показать, как им нравится наряд короля. И вдруг какой-то мальчик громко крикнул, что король – голый. И тогда люди стали передавать друг другу слова мальчика. Они словно очнулись от какого-то наваждения и осознали, что видят перед собой голого короля. Король тоже понял, что на нем нет никакого волшебного платья, но поскольку он был королем, то довел церемонию до конца.
Таково краткое содержание сказки. Главная мысль сказки Андерсена «Новое платье короля» заключается в том, что человека можно ввести в заблуждение, используя его слабости. Мошенники-ткачи отлично понимали, что никто из придворных не захочет, чтобы его посчитали глупцом или лишили должности, поэтому все будут притворяться, что волшебная ткань существует на самом деле. Люди часто боятся показаться глупыми и необразованными, или не соответствующими своему положению и из-за этого попадают в смешное положение.
Сказка «Новое платье короля» принадлежит перу известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена и является довольно известной. Интересно, что сюжет для своего произведения Андерсен черпал из более ранних творений других авторов: тема человеческих слабостей всегда была актуальна. Так, похожая история встречается в голландском фольклоре, а сам писатель ориентировался на новеллу Хуана Мануэля.
Сюжет рассказа довольно незамысловат. Королю требуется новый наряд, и он для его шитья нанимает двух мошенников-авантюристов. которые обещают сшить платье из столь незаметной ткани, что только умные люди могут ее увидеть. Выждав какое-то время за неработающим ткацким станком, портные торжественно вручают королю платье, невидимое для дураков. Никто не видит этот наряд, но все боятся в этом признаться, так как это бы означало, что они глупцы. Только маленький мальчик не стесняется, в отличие от остальных, выкрикнуть небезызвестную фразу, ставшую сакраментальной: «А король-то голый»! Это выражение стало афоризмом, употребляющимся в самых различных ситуациях, где требуется подчеркнуть, что дела обстоят вовсе не так, как нам преподносят.
Сказка в весьма простой и доступной форме высмеивает человеческие слабости, как и в фильме «Страшные сказки»: гордыню, тщеславие, боязнь идти против толпы под воздействием группового давления. Последний феномен носит специальное название-конформизм или конформность. Известный немецкий социолог Эрих Фромм определял его как защитную форму поведения. Таким образом человек испытывает чувство причастности к определенной социальной группе и общности, не испытывает тревогу и стыд, но при этом теряет часть своей индивидуальной личности.
Какие же моменты могут определять конформное поведение? Многое зависит от личности человека. Люди с низкой самооценкой, которым легко навязать чужое мнение, будут склонны к конформизму. Степень развития интеллекта, в том числе и эмоционального, способность к внушаемости и повышенная тревожность так же определяют подобное поведение. Играет роль и разновидность социума, в котором разворачиваются определенные события, и уровень его значимости для человека, а также какое положение он в нем занимает. Бывают и какие-то факультативные ситуации, в котором человек вынужден принимать приспособительную позицию.
Сказка Андерсена весьма сильно похожа на старинное испанское произведение. Оно похоже настолько, что возникает вопрос, а не позаимствовал ли эту идею Андерсен в старинной литературе?
Эта сказка увидела свет в сборнике, который вышел в 1857 году. В предисловии к этой детской книге известный писатель подчеркнул, что, по его мнению. сказки – это самое лучшее из написанного им. Он выразил сожаление,что критики в упор не замечают подобных книг и добавил, что если читателям не понравится его работа, то он отказывается писать сказки вообще.
Как ни странно этот сборник прекрасно разбирался с прилавков простым людом. Даже более того, одно из произведений в сборнике, а именно «Новое платье короля», стали зачитывать со сцены. Даже критики скрипя зубами признали огромный успех этой сказки. А выражение «голый король» до сих пор используют в нашей стране.
Любопытно, что огромное влияние накладывает культура народа, к которому относится индивид. Так, в западных странах культивируется идея индивидуализма и свободомыслия, и конформизм имеет скорее негативный контекст как синоним бесхарактерности, мягкотелости и раболепия, в то время как в культурах Востока, где очень чутко и трепетно относятся к личных границам и пространству других людей, гибкость по отношению к позиции большинства интерпретируется как вежливость, тактичность и уважение, как общечеловеческая ценность, к которой должно стремиться общество.
Противоположностью конформизма является вовсе не нон-конформизм, как можно подумать. Нон-конформизм – это по сути тот же конформизм, только здесь давление группы идет на подчинение ценности негативизма и отрицания. Более того, учёные подчеркивают, что обе формы поведения присущи социальным группам с низким культурно-психологическим развитием.
Многие исследователи противопоставляют конформности такой социально-психологический термин, как коллективизм. Суть его заключается в том, что человек определяет свою личность через призму коллективности, самостоятельно определяя, какие ценности, мысли, взгляды определенного социума ему подходят, а от каких он предпочтет воздержаться. Таким образом индивид не теряет связи с коллективом, не встает в оппозицию по отношению к нему и не теряет свое индивидуальное Я в угоду другим.
Данный подход представляется наиболее рациональным и отвечающим требованиям здравого смысла. Небольшая сказка датского автора пробудила важные вопросы подчинения общественного мнения и смелости противостоять давлению. Так, благодаря развитому самосознанию маленького ребенка мошенников разоблачили, а короля с его гордостью и тщеславием выставили на посмешище.
Гордыня – распространенный человеческий порок, который может доводить вплоть до того, что человек становится жертвой хитрых аферистов. Это было и будет актуально во все времена.
А был ли голым король? Другими словами, уловили ли мы смысл знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсона, или воспринимаем её тупо «в лоб»? Есть, конечно, специалисты, лингвисты, снисходительно усмехнувшиеся сейчас тому, что уж они, элита интеллектуального мира, знают, что в сказке содержится недоступный простому обывателю философский смысл зависимости толпы от коллективного мнения и даже осмеяна подверженность общества конформизму.
Не обязательно быть специалистом во всём, чтобы верно судить о важном, если обладаешь верным знанием основ и дружишь с логикой? Дальновидный читатель уже по одному заголовку может догадаться, что нам есть что сообщить новенького даже специалистам.
С точки зрения официальной истории смысл сказки кургуз и, скажем честно, примитивен. Человек – раб общественного мнения и личной выгоды. Он готов очевидность принести в жертву своим сиюминутным интересам. Чего, собственно и требует от него вся современная система знаний и общественного устройства, чей фундамент – власть денег.
К слову, сама сказка – верхушка айсберга народного творчества, покоящаяся на обширной теме того смутного времени распада Всемирной империи, когда власть денег сменила власть рода самозванцам в угоду и на горе народу. Народ, правда, и тогда это проспал, да и по сей день довольствуется наличием подножного корма.
Если рассмотреть причину появления сказки с точки зрения реальной хронологии – действие происходит во времена победы Ренессанса в Европе. То есть, с экономической точки зрения, во времена освоения новыми «королями» богатств Империи, доставшихся им территориально. Новые богатые стали активно потреблять имеющееся. Те, кто преуспел в этом быстрее других, подошли и к исчерпанию быстрее. А необходимость кормить оголодавшее население привело к возникновению современного типа войн, когда вопросы прокорма совмещались с планами поправить собственные дела за счёт оставшегося у неповоротливого соседа. Ничего сложного. Впрочем, ничего и разумного.
Короче говоря, смысл сказки – прост, как правда. Никакой король на людях голым не ходил, даже в сказке. Помните, в школе рассказывали про эзопов язык? Нет? Впрочем, не так важно. Древнее значение слова «голый» в значении «голодный», то есть «нищий» в то время в Европе ещё хорошо помнили. Мальчик сообщил, что король – нищий. Этого новым платьем не прикроешь.
Современное значение слова применили и выставили ситуацию обнищания Европы курьёзом демонстрации нового платья только для того, чтобы избежать прямого понимания ситуации, изложенной в советском анекдоте на аналогичную тему. На призыв: «Догоним и перегоним Америку!» дальновидный строитель коммунизма отвечал: «Нет! Догоним, но перегонять не будем!» – «Почему?» – «Чтобы никому не был виден наш голый зад!»
«А король-то голый!» – и мы смеемся, вспоминая сказку Андерсена, и думаем о наказанном тщеславии. Не все так просто. Оказывается, «голый король» может быть более сложным символом. Думаем, что многие это знают, но не задумываются об этом в первую очередь.
|