![](/_pu/10/s47805315.jpg)
Фразеологизмы – универсальные выражения. С их помощью можно передать свои мысли, чувства, показать собственное отношение и отношение других. Например, сказать: «А Васька слушает, да ест». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. И отметим, какое отношение выражает это.
Кот-Васька – это образ человека, которому всё равно, что о нем думают, говорят. Люди такого типа будут продолжать делать по-своему. Как ему нравится и как ему хочется, невзирая на какое-либо мнение.
А в образе незадачливого повара просматривается тип человека, который не способен на кардинальные меры. Ему хочется всё уладит мирным путем, по-хорошему, спокойно.
Но с наглецами так нельзя, это бесполезно. Одними уговорами, увещаниями не обойтись. Иногда надо быть жестче, настойчивее и не обходиться одним только бесполезным сотрясением воздуха в виде пустых слов.
Итак, значение выражение «А Васька слушает, да ест» – делать так, как хочется, а на мнение других просто «забить».
Выражения с аналогичным смыслом:
• Мели Емеля, твоя неделя.
• Собака лает, ветер относит.
С детства нам внушают, что любой конфликт можно разрешить словами, не пуская в ход кулаки. И это правильно, однако если к этому прислушиваются обе противоборствующие стороны. Иначе ситуация рискует идти по сценарию «А Васька слушает да ест».
Старомодные, на первый взгляд, басни И.А. Крылова не раз доказывали свою актуальность в современной действительности. В качестве одного из таких примеров можно привести смешную в книге, но приобретающую жёсткость в реальности фразу «А Васька слушает да ест» из басни «Кот и повар». Работнику кухни, видимо, тоже когда-то кто-то объяснил, что насилие – плохо, а разумное убеждение – хорошо. Вот и читал повар коту Ваське лекцию на бессмертную тему «… воровать грешно, мама, наверно, познакомила вас в детстве с такой доктриной…», а Васька внимательно слушал, что не помешало ему совмещать это с доеданием курицы.
Обычно эту фразу употребляют тогда, когда становится очевидным, что никакие доводы, даже самые убедительные и апеллирующие к совести, не способствуют тому, чтобы человек не то чтобы раскаялся, а хотя бы прекратил производить преступные действия. Также это выражение призывает к решительным мерам вследствие провала словесных увещеваний.
Для точного определения этого выражения обратимся к словарю устойчивых оборотов под редакцией Розе Т. В. В нем имеется толкование фразы: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма в этом словаре – «один человек упрекает, а другой не обращает на упреки внимания».
Как же образовался такой оборот? Об этом вы узнаете далее. Фразеологизмы образовываются по-разному. Некоторые из них являются чьими-то высказываниями, другие – народными изречениями. Есть выражения, которые являются цитатами из произведений художественной литературы. Среди них можно отметить фразу: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма, как мы уже отметили, – игнорировать то, что говорят, и продолжать делать свои дела, не замечая чьего-то недовольства.
Пришло выражение в нашу речь из произведения И. А. Крылова – басни «Кот и повар». Что представляет собой это стихотворение, в связи с чем рассматриваемая нами фраза приобрела такое значение? Об этом вы узнаете, ознакомившись с содержанием этой истории и ее анализом.
В этом кратком иносказательном и нравоучительном стихотворении автор рассказывает следующую историю. Один повар, грамотей, отошел с поварни в кабак. В тот день он отмечал тризну по куме, так как был набожным человеком. Стеречь еду от мышей он оставил своего кота.
А когда повар вернулся в свой дом, что же он увидел? На полу лежат остатки пирога, а его кот Васька в углу за бочонком, ворча и мурлыча, ест курицу. Повар начинает ругать животное, называет его обжорой и злодеем. Он пытается воззвать к его совести, мол, тебе должно быть стыдно не только перед стенами, но и перед людьми. В то же время кот продолжает доедать курицу.
Повар и далее высказывает свое недоумение, обиду и злость на животное. Он говорит, что тот был до этого честным и смиренным, был примером, а сейчас он позорит самого себя. Теперь все будут называть кота плутом и вором и не пустят не то что в поварню, но даже во двор, – продолжает высказываться повар. Сравнивает Ваську с волком в овчарне, порчей, чумой, язвой и никак не может закончить свое возмущение и нравоучение. А кот тем временем слушал и ел, пока не съел все жаркое.
Свою басню Крылов заканчивает основными мыслями. Он пишет, что вместо длинных пустых речей в таких ситуациях нужно употребить власть.
Своим произведением автор показал, что в некоторых случаях нужны действия, а не слова. Нельзя быть мягкотелым с теми, кто ведет себя грубо. Не нужно быть наглым но не надо быть и наивным, доверчивым и бесхребетным поваром, – вот что хотел сказать нам автор своим произведением.
Благодаря этой басне в копилку богатств русского языка вошло выражение: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма связано с поведением главного персонажа произведения. Он не обращает внимания на своего хозяина и продолжает свое дело – доедает курицу. Так и появился этот фразеологизм.
Мы узнали толкование и этимологию выражения: «А Васька слушает, да ест». Фразеологизм появился еще в 1812 году. Несмотря на это, он все еще актуален. Его можно встретить в литературе, СМИ, услышать в обыденной речи. Это выражение направлено к людям, которым нет дела до других, наглым, невоспитанным. Ведь оно означает игнорирование чужих слов, продолжение действий, наносящих кому-то вред.
В басне отражены события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Попирая заключенные договоры, французский император захватил герцогство Вюртембергское, увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше, вступил в невыгодные для России сделки с Австрией и Пруссией. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не имели на Наполеона никакого влияния.
Соль басни – в бессмысленных и пустых нравоучениях, обращенных Поваром-ритором, под которым подразумевался Александр I, к зарвавшемуся Коту (Наполеон). Дополнительную ироническую окраску придает басне характеристика Повара – красноречивого, жеманного и щеголяющего благородством.
Другое толкование басни принадлежит литературоведу Марку Альтшуллеру (статья "Крылов и вольтерьянство"), который увидел в басне критику идеи просвещенной монархии и руссоистской идеи "общественного договора" ("равноправность и взаимные обязательства власти и народа"). По его мнению, в басне выражена мысль: "Правитель должен сам решать, что и когда он должен делать, чтобы добиться порядка".
Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).
Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.
Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.
|