Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Американская мечта

Выковал этот термин Джеймс Т. Адамс в книге «Эпос Америки» (1931), где определил ее как «мечту о земле, на которой жизнь будет становиться лучше, полнее и богаче для всех, предоставляя возможности каждому, соответственно его способностям и достижениям.

Это мечта о социальном порядке, при котором каждый мужчина и женщина смогут достичь то, на что они способны от природы, и будут признаны другими за то, кем они являются, безотносительно от случайных обстоятельств рождения или положения в обществе».

Происхождение этой концепции коренится в Декларации независимости с ее признанием всеобщего равенства и права на стремление к счастью. Достижение мечты невозможно без свободы, без социальной и географической мобильности, без равноправия.

Оксфордский словарь английского языка определяет «американскую мечту» как «идеал, согласно которому равенство возможностей предоставляется каждому американцу, позволяя достичь самые высокие цели и упования». Звучит очень идеалистично, не так ли?

Советская пропаганда вдалбливала долгие годы, что американцы бездуховные материалисты, а духовными являемся только мы, советские люди, строящие коммунизм. И вот рухнул коммунизм, разобрали на идеологический металлолом «железный занавес», а репутация американцев в головах многих наших соотечественников во многом не изменилась.

У американцев существует мнение, что все люди разделяют базовые ценности и потребности: семья и работа, желание иметь свой дом и быть хозяином своей судьбы. В известной мере это верно, и «американская мечта» представляется мечтой универсальной, так как ее составляющие: дом, семья, достаток и успешная карьера воплощают стремления многих людей.

Кстати, в понятие «американской мечты» входит и стремление «reachforthestars», то есть стремиться к звездам, а это включает не только перечисленный нами набор, который в советские времена клеймили как обывательский, но также благородные устремления, вроде того, как помогать голодающим и больным в странах третьего мира, бороться за оздоровление окружающей среды, спасать полярных медведей или китов, да мало ли еще что?

Неслучайно все красавицы-претендентки на посты Мисс-Мира, Вселенной, Млечного пути и т.п. обязательным образом демонстрируют, помимо особых талантов, еще и благородство устремлений и активную деятельность во благо какой-то группы людей или природы. В перечень морального поведения, которое ценят американцы, левые и правые, республиканцы и демократы, входит волонтерская работа и филантропическая деятельность.

Американцы привычно сочувствуют людям, лишенным преимуществ и привилегий и добивающимся успеха, благодаря своим собственным талантам, силе, упорству и другим качествам.

Сказка о Золушке, создание Шарля Перро, стала интернациональным мифом. Она глубоко укоренилась в американском сознании, соединившись по существу с американской мечтой, реализующейся во множестве ипостасей. Не об этом ли история огромного числа американских миллионеров, предпринимателей, кинозвезд, людей, выбившихся на гребень успеха?

Само собою что и Голливуд не остался в стороне. Вспомним такие фильмы, как «Sabrina», «Rocky», «SlumdogMillionaire», «CharlieandtheChocolateFactory», «Cinderfella», «Oliver», «FirstLove», «LegallyBlond». История боксера Рокки – та же история Золушки, если абстрагироваться от размера мускулов и половых различий. Как и талантливый индийский мальчик из трущоб, и бедняжка Оливер Твист, и героиня Дины Дурбин из старого фильма «Первая любовь». Всеми любимые героини Джейн Остин и другая Джейн из романа Шарлотты Бронте – английские Золушки 19 века. Любой, обладающий добрым сердцем и трудолюбием, и умеющий добиться успеха, вопреки неблагоприятным обстоятельствам и низкой точки старта, – это Золушка, в какие бы одежды она ни рядилась и как бы ни пряталась за хитросплетениями сюжета.

У американцев есть выражение «Fromragstoriches», то есть из лохмотьев к богатству, или, как мы говорим по-русски, «из грязи в князи» (хотя в данном случае это выражение несет негативную нагрузку). Начать с Бенджамена Франклина, который был вынужден оставить школу в десятилетнем возрасте (не было денег на обучение). Сын бедных родителей-иммигрантов, Эндрю Карнеги, начавший с телеграфиста, стал «стальным магнатом» Америки и построил сотни публичных библиотек на свои средства.

Современных Золушек, выбившихся в принцессы, не перечесть. Тут и Ралф Лорен, урожденный Лившиц, младший из четверых детей. Отец был маляром, и мальчиком Ралф подрабатывал в универмаге. Работая клерком в компании BrooksBrothers, он задумался, не пора ли сменить скучные узкие темные галстуки на более широкие ярких расцветок. Эта идея стала отправной точкой его карьеры.

Владелец компании StarbucksГовард Шульц вырос в доме для бедных. Благодаря тому, что Говард хорошо играл в футбол, его приняли в UniversityofNorthernMichigan, а после окончания он стал работать в компании Xerox. Сейчас компания Starbucks – более 16000 кафетериев по всему миру. А вот Стивена Спилберга не приняли (дважды!) в Университет Южной Калифорнии, что не помешало ему позднее получить там почетную степень.

Знаменитая американская телезвезда Опра Уинфри родилась в бедной семье в штате Миссисипи. Жертва сексуальных домогательств трех членов семьи, она в 14 лет родила ребенка, который вскоре умер. Позднее она получила стипендию на обучение в университете и в 19 лет стала первой телевизионной корреспонденткой афро-американкой. Были моменты, когда у нее не было крова над головой, а сейчас ее состояние оценивается почти в 3 млрд. долларов. А как вам история Шахид Хана, иммигранта из Пакистана? Когда-то он работал посудомойщиком за $1.20 в час, посещая Университет Иллинойса, а теперь – владелец Flex-n-Gate, одной из самых больших американских частных компаний.

Многие кинозвезды Америки – самого скромного происхождения. Начиная с Чарли Чаплина, который в детстве оказался в лондонском работном доме для нищих, и кончая Томом Крузом, выросшим в бедной семье, Деми Мур, у которой мать была алкоголичкой, и Сильвестра Сталлоне, которого выгнали из квартиры и он вынужден был ночевать на автобусной станции.

Американская мечта означает не просто достичь благосостояния, но и щедро делиться с нуждающимися. Богатейшие люди США: Билл Гейтс и Уоррен Баффет, Джордж Сорос и Майкл Блумберг, основатель компании Facebook Марк Зукерберг и многие другие – тому пример.

Многие американские миллионеры и миллиардеры считают, что оставлять большую часть своего состояния детям – это их заведомо портить. Детям надо самим находить свою дорогу в жизни и добиваться успеха самостоятельно. В конце концов, в наши дни дети китайских иммигрантов, чьи матери трудятся в прачечных и маникюрных салонах, поступают в самые престижные школы и колледжи. Не благодаря связям и деньгам, а благодаря своему трудолюбию и способностям.

Возможно, чья-то мечта – это не миллиардерское состояние, а свой дом и новая машина, роль в театре или изданная книга – что ж, Америка – страна возможностей, и ограничивают их только наши притязания, таланты, усердие, смекалка. Не получилось – пеняйте на себя. Время от времени поборники социального равенства начинают сетовать, что американская мечта умерла, так как достижение ее все менее доступно для бедняка (имеется в виду чаще всего покупка собственного дома). Напомним: «Каждому воздастся по его вере».

Можно с уверенностью сказать, что почти каждый американец по крайней мере слышал об американской мечте. В течение многих лет политики восхваляли её в своих речах или предостерегали народ, что она будет поставлена под угрозу, если будет избран их оппонент. Популярные авторы песен, от Нила Даймонда до Тани Такер воспевали стремление к этой самой мечте. Сотни книг пестрят словами «американская мечта» на своих обложках; и некоторые из них являются руководством к тому, как же её достичь.

Не может быть большего комплимента для американского гражданина, чем сказать, что он или она достигли американской мечты. Учитывая тот факт, что американцы настолько влюблены в американскую мечту, ещё более странным становится тот факт, что мало кто может прийти к конкретному согласию и определению этого термина.

Для некоторых – это вера в то, что каждый, кто живёт в этой стране, даже нищий иммигрант, житель трущоб или ребенок фермера – имеет потенциал, чтобы стать богатым и процветать. Для других – это убеждение, что каждый человек, живущий в США имеет возможность добиться своих (пусть даже самых невероятных) целей. Для других, таких как исполнитель народных песен и социальный активист Вуди Гатри, самой известной композицией которого является песня «Это ваша земля» (которая и по сей день исполняется школьниками по всей стране) или лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг – американская мечта означает, что каждому гражданину страны гарантируется равенство, свобода и право быть услышанным.

Но не все считают, что американская мечта является положительным аспектом общества. Некоторые говорят, что она превратилась в принуждение и навязчивую идею копить имущество и собственность, что может привести народ к гибели. Например, профессор Гарвардского бизнес университета Джон А. Квелч пишет, что политические лидеры виновны в «определении американской мечты материальными терминами, в поощрении американцев жить не по средствам в своём стремлении к цели». Другие противники отмечают, что этническое и экономическое неравенство в Америке сохраняется, делая из американской мечты не больше, чем жестокий миф.

Комик, писатель и общественный критик Джордж Карлин однажды сказал: «Это называется американской мечтой, потому вы должны быть во сне, чтобы в это поверить» («Dream» в переводе с английского означает как мечту, так и сон).

Историку Джеймсу Траслоу Адамсу часто приписывают главную роль в популяризации идеи американской мечты. В 1931 году, в своём трактате «Эпос Америки» Адамс написал «что это мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче для всех, предоставляя возможности каждому, соответствуя его способностям или достижениям».

Но понятие американской мечты, какой её определил Адамс, на самом деле существовало задолго до него. В 1630 году Джон Уинтроп выступил с проповедью «город на холме», обращаясь к пуританским колонистам, когда они отплывали в штат Массачусетс. Хотя Уинтроп никогда не использовал слово «мечта», он красноречиво и подробно описал своё видение общества, в котором каждый будет иметь возможность процветать, пока все будут работать вместе и следовать библейским учениям.

Постепенно, эта мечта о возможностях развилась в умах колонистов как право, данное Богом. В Декларации независимости в 1776 году, Томас Джефферсон утверждал, что каждый, живущий в Америке (по крайней мере, тот, кто не был порабощённым колонистом), имел право на «свободную жизнь и стремление к счастью».

Пока Америка развивалась и росла на протяжении всего 19-го века, так же росло и понятие о том, что она отличается от других стран: это была земля невероятных возможностей, где всё могло быть достигнуто, если человек имел смелость мечтать о великом.

Алексис де Токвиль, француз, который посетил новую нацию в 1830-е годы, назвал эту веру «очарованием ожидаемого успеха». Американский трансценденталист философ Генри Дэвид Торо, в своей книге «Уолден» (1854 года) дал следующую формулировку: «Если человек уверенно движется к своей мечте и стремится жить той жизнью, которую он себе представляет, то успех придёт к нему и в реальности.»

Словосочетание «американская мечта» постепенно стало появляться в газетных статьях и книгах с середины 1800-х годов, часто ссылаясь на отважных первопроходцев, которые отправлялись на запад в погоне за удачей; или на европейских иммигрантов, которые прибывали в порты США в поисках лучшей работы и жилья.

К началу 20-го века термин «американская мечта» стал использоваться как определение экономического процветания – «из грязи да в князи». В 1916 году, Шервуд Андерсон в своём романе «Сын Винди МакФерсон» описал своего героя как «американского мультимиллионера, человека, находящегося в своей высшей точке финансового процветания, того, кто понял, что такое американская мечта».

Теперь давайте выясним как американцы видели своё дальнейшее развитие в 20-м веке.

В 1931 году Джеймс Траслоу Адамс написал книгу об истории Соединённых Штатов. Он передумал (или его отговорили) называть её «американская мечта» так как считал, что сама «мечта» находилась теперь в серьёзной опасности. Земли, которые когда-то являлись страной великих возможностей, теперь погрязли в Великую депрессию. Депрессия разрушила судьбы огромного количества миллионеров, забрала у людей дома и работу, заставила их жить в лагерях для бездомных и просить мелочь на улицах. Мало кто верил словам президента Герберта Гувера, что процветание – не за горами.

Преемник Гувера – Франклин Д. Рузвельт, однако, создал ряд социальных программ, чтобы помочь бедным, и был более успешен, убеждая американцев, что они многое могут улучшить в своей жизни. В январе 1941 года, выступая с речью в Конгрессе, Рузвельт сформулировал своё видение новой американской мечты, поддерживаемой правительством США. Эта «мечта» включала в себя полную занятость трудоспособного населения, помощь правительства пожилым людям и тем, кто не в состоянии работать и более широкое использование плодов научно-технического прогресса для постоянного повышения уровня жизни.

Это видение безграничного процветания снова начали искать после окончания Второй мировой войны. Благодаря экономике, укрепившейся из-за огромного количества военных расходов, победоносные Соединённые Штаты оказались самой богатой и самой мощной страной на планете.

В 1950 году американцы, которые составляли лишь 6% населения земного шара, производили и потребляли одну треть своих товаров и услуг. Фабрики интенсивно выпускали продукцию для удовлетворения потребностей растущего населения, заработная плата росла, а богатые работники со своими большими семьями переезжали в просторные новые дома в пригородах.

Многие американцы, имея статус среднего класса считали, что если достаточно много трудиться, то жизнь будет становиться лучше и лучше для них и для их потомства. Надо отметить, что некоторые социальные критики считали эту мечту чрезмерно материалистической, духовно пустой и интеллектуально-разрушительной. Другие критики указывали на то, что Америка далеко не всегда являлась страной больших возможностей для всех, особенно для тех, кто принадлежал к расовым и этническим меньшинствам.

В то время как многие американцы упивались процветанием страны после Второй мировой войны, другие были не столь оптимистичными. В 1955 году, Слоан Уилсон в своём романе «Человек в сером фланелевом костюме» (по которому впоследствии был снят фильм с Грегори Пеком в главной роли) изобразил эмоционально-травмированного военного ветерана, который стал бизнесменом и довёл себя до отчаяния, пытаясь поддерживать жизнь своей семьи, живущей в пригороде.

Но многие другие писатели упорно защищали устремления населения среднего класса. «Очевидно, что мы не можем собраться и покинуть пригороды, даже если бы мы захотели, хотя большинство не хотят» – написал газетный обозреватель Рут Миллет в 1960 году. «Какой смысл заставлять нас чувствовать себя виноватыми за то, что мы хотим следовать американской мечте и пытаемся дать нашим детям то, что родители обычно хотят дать – более лёгкую жизнь, лучшие возможности для получения образования и немного более высокий уровень защиты».

Но достаточно скоро, всплеск рождаемости в пригородах подверг сомнению родительские мечты. В то же время афроамериканцы, которым долгое время отказывали в правах и возможностях (которые белые американцы воспринимали как должное) – резко начали требовать справедливости.

В 1964 году, лидер защитников гражданских прав Мартин Лютер Кинг-младший выступил с речью под названием «Американская мечта» в Университете Дрю Нью-Джерси. Он сказал, что мечта Америки ещё не осуществилась из-за расовой дискриминации, нищеты и насилия. Он сказал, что вместо того, чтобы накапливать больше материальных средств, мечты американцев должны быть направлены на равенство людей, давая равные права меньшинствам. Он отметил, что необходимо восстанавливать разрушающиеся части городов и искоренять голод в стране.

В 1970-х годах, когда экономика США перестала развиваться, уровень инфляции поднялся, а страну разрывали на части расовые беспорядки и разногласия, относительно вьетнамской войны – призыв Мартина Лютера Кинга пересмотреть свои амбиции казался пророческим.

В 1974 году французский историк Ингрид Карландер появилась на заголовках американских газет, опубликовав книгу под названием «Les Americaines», в которой она смело заявила, что американская мечта — мертва. К концу десятилетия американцы погрязли в длинных очередях за бензином, боясь не справиться с ипотечными кредитами на загородные дома своей мечты, понимая, что Ингрид, вероятно, была права. Этот страх и разочарование заставило американскую мечту трансформироваться в очередной раз.

В 1980 году озабоченность американцев проблемой «мечты» помогла избрать в президенты США Рональда Рейгана, который обещал её восстановить. Рейган сам был воплощением американской мечты – выходец из скромной семейной фермы в штате Иллинойс. Рейган заявил, что Америка по-прежнему является местом, где каждый может расти настолько высоко и далеко, насколько позволяют его способности.

Формулой восстановления американской мечты Рейгана являлось сокращение налогов, которое как он утверждал, будет стимулировать экономический рост. Он также был настроен на сокращение государственных социальных программ, которых он считал обескураженными от самостоятельности.

Экономика в конечном счёте возродилась и рост благосостояния населения помог Рейгану легко выиграть повторно на выборах 1984 года. Но критики выказывают сомнение в том, что снижение налогов действительно возродило мечту для большинства американцев, допуская мнение, что это произошло только для привилегированного меньшинства.

Бюджетные данные Конгресса подтверждают сомнения критиков. В период с 1979 по 2005 год, доход 99% семей в США вырос на 21% после уплаты налогов, что составляет менее 1% в год, а это не является достаточным, чтобы справляться с инфляцией. Но в тот же период, доход после уплаты налогов самых богатых американцев вырос на 225%. В 1979 году доход одного процента богатейших людей Америки был в восемь раз больше, чем доход семьи среднего класса, а в 2005 году – в 21 раз больше.

Тем не менее, дискуссия о том, как возродить американскую мечту продолжается. Консерваторы призывают к снижению налогов, в то время как либералы выступают за повышение налогов для богатых, чтобы оплачивать социальные программы, чтобы помочь поднять остальных. Между тем, третья группа утверждает, что решать проблемы должны все в равной степени и что американцы должны переосмыслить то, что на самом деле означает американская мечта.

В 2008 году в своём эссе, профессор Гарвардского университета Джон Квелч предостерёг, что «очень многие американцы выражали свои мечты лишь через приобретение каких-либо вещей». Он настоятельно призывал их понять мечту, как свободу следовать карьерным амбициям, воспитывать детей и самое главное – быть хорошими гражданами общества.

Это, в некотором смысле, является возвращением к определению американской мечты Джеймсом Траслоу Адамсом в 1931 году: «это общественный порядок, в котором каждый мужчина и каждая женщина должны быть в состоянии достичь максимального роста, на который они врождённо способны и быть признанными такими, какими они являются, независимо от происхождения или статуса».

Представьте: вы снова ребенок и хотите начать продавать лимонад рядом с домом. Итак, вы установили свой маленький киоск, картонку с названием, написанным восковым мелком и принялись за дело.

В первый день за лимонадом пришел один человек. На следующий их уже было двое. На третий день – трое. На четвертый день лимонад купили четверо, а уже через месяц вы обслуживаете десятки клиентов, и спрос только растет.

Ваши дела становятся все лучше и лучше. Мало того, что вся округа хочет попробовать ваш сладкий лимонад из свежевыжатого сока, так еще и цены на лимоны, кажется, только падают. Сначала вы могли купить 5 лимонов за доллар. На следующей неделе за ту же сумму вы получили уже 8 лимонов. Через неделю – все 12. И так далее. За несколько месяцев вы буквально стали выкачивать деньги из своего лимонадного бизнеса.

Разумеется, новости о вашем чудесном лимонаде тут же облетели всю округу. И вот уже другие дети повсюду ставят киоски с лимонадом. Но это ни на что не влияет, ведь спрос все растет. Так что вы радостно приветствуете этих детей и говорите им: «Это место возможностей, тут каждый может продавать лимонад и получать деньги». Тем временем, как по волшебству, все больше и больше людей приходит за лимонадом каждый день, а цена на лимоны все падает и падает.

И каждый из вас начинает кое-что понимать: в этом месте невозможно не зарабатывать. Единственный способ не получать деньги – быть либо ленивым, либо абсолютно некомпетентным. Возможности, которые предоставляет вам ваше лимонадное предприятие, ограничены только тем временем и усилиями, которые вы сами хотите в него вкладывать. Нет ничего невозможного, и единственное, что мешает вашим мечтам о лимонадном богатстве претвориться в жизнь – вы сами.

Неудивительно, что вокруг вашего успеха начинает складываться целая культура. И вот уже рассказывают сказки о тех особенных детях, которые продавали много-много лимонада, и об остальных, у которых так не получалось. Тот ребенок настоящий гений, он продает лимонад по 20 часов в сутки! А вот тот – жалкий неудачник, он и в пустыне холодную воду не продаст, не говоря уж о том, что он сам выпивает половину того, что собирался продать.

Дети начинают видеть жизнь в очень простом свете: люди получают то, что заслуживают. Или наоборот: люди заслуживают все, чего они добились. А если они хотят большего, то что ж, надо было либо быть умнее, либо больше вкалывать.

Время идет, и новости об этом волшебном лимонадном районе, который, кстати, уже обслуживает тысячи посетителей ежедневно, расходятся все дальше и дальше. Из дальних районов приходят автобусы с детьми, которые тоже хотят попытать счастья в лимонадном деле. Они выполняют самую грязную работу: выжимают из лимонов сок и выкидывают мусор. Ведь они знают: в этом месте безграничных возможностей свой бизнес и большой доход – лишь вопрос времени.

Так продолжается месяцами, и дети начинают понимать кое-что еще: их район особенный. Как будто сам Бог выбрал его. В конце концов, раз столько детей приехало только за тем, чтобы продавать здесь лимонад, что-то особенное должно быть в этом месте. Дети здесь намного богаче, чем где-либо еще, но они и работают вдвое больше чем другие. Должно быть, это действительно исключительное место.

Но в какой-то момент все начинает меняться. Сначала вы слышите, что японские дети выяснили, как производить вдвое больше лимонада, тратя при этом в два раза меньше. Затем появляются слухи о том, что бедные китайские дети, наводнившие район, сбивают вам цены и уводят покупателей.

Но затем самые успешные из торговцев лимонадом пошли дальше и выкупили киоски менее предприимчивых детей. Так, вместо сотен независимых торговцев, мы получили около десятка невероятно богатых детей, контролирующих большую часть лимонадного рынка. И, чтобы сократить расходы и приносить прибыль для инвесторов, они решают платить своим работникам меньше. Но вместо того, чтобы объявить это, они велели им работать больше. В конце концов, люди заслуживают то, что они заработали, ведь так?

Вначале этот процесс медленный. Но затем наступает неизбежная реальность: дети получают меньше, чем раньше, несмотря на то, что работают усерднее и дольше чем когда-либо.

Но наши представления отличаются от реальности. Даже сильно похудевшие люди кажутся себе толстыми и непривлекательными. А те, над кем в детстве издевались, вырастают неприметными личностями, которые постоянно сомневаются в способности окружающих принять их.

С культурой то же самое. С экономической точки зрения действительность киосков с лимонадом изменилась, и перспективы уже далеко не такие радужные. Но представления детей не изменились, и культура вокруг этого явления осталась прежней.

Начинают искать виноватого. Ведь убеждения не могут быть ложными, должен быть кто-то, кто все портит.

Образованные дети, те, которые потратили время и деньги на получение образования в сферах производства лимонада и уличной торговли, смотрели на детей без диплома как на недалеких жалких простачков, которые сами стали виной своих неудач. Работящие дети, которые начали свое дело с нуля, смотрели на более удачливых детей, которые присвоили их первые предприятия, и обвиняли их в наглости и неготовности к неудачам. Вскоре район начал уничтожать сам себя. Появились линии фронта. Зарождались фракции. Фракции политические, самоотверженные, бросающиеся в крайности и противоречащие сами себе. Но высокомерие, которое всегда стояло за этим, осталось. Весь мир изменился, а высокомерие осталось.

С самого начала американцы считали себя особенными. И во многих смыслах США были своего рода историческим исключением из правил. За всю мировую историю никогда больше группке относительно неплохо образованных и предприимчивых людей не доставался целый континент, малозаселенный и богатый ресурсами, окруженный двумя безбрежными океанами, которые защищали его от всевозможных захватчиков.

Да, на протяжении своей трехсотлетней США были тем самым киоском с лимонадом, к которому магическим образом приходило все больше и больше покупателей. Тогда как целые цивилизации в Европе и Азии набирали могущество, достигали его апогея и затем исчезали, американцы никогда не сталкивались с такими ограничивающими факторами. Экономические перспективы и развитие казались данными богом: они были столь постоянны, что целые поколения людей не знали жизни без них.

Стремительное превращение США в сверхдержаву произошло из-за стечения четырех уникальных обстоятельств, которые принесли громадную пользу:
1. Необъятные просторы. С самого появления США постоянно находились в стадии расширения. Потребовалось столетие, чтобы страна протянулась «от моря до сверкающего моря». В 20 веке к США добавились территории в Карибском море и Тихом океане, самые значимые – Гавайи и Аляска. Дешевая и плодородная земля всегда приносила обильный урожай. А природные ресурсы казались бесконечными, с огромными запасами нефти, угля, леса, драгоценных металлов, не все из которых еще успели открыть.
2. Неограниченная дешевая рабочая сила. На протяжении всей своей истории большая часть Соединенных Штатов была довольно малонаселенной. Для отцов-основателей это было серьезной проблемой. Они считали: для создания здоровой самодостаточной экономики необходим постоянный поток иммигрантов со всего мира. Для этого отцы-основатели создали демократическую систему, дающую возможности предпринимательству и привлекающую талантливых людей. Это породило бесконечный приток работящих людей, которые дешево просили за свой труд, который не уменьшается и по сей день. Это еще не говоря о том небольшом явлении, которое имело место одно время и называлось «рабство».
3. Постоянные нововведения. Возможно, лучшее в американской системе – поощрение изобретательности и новаторства. Если у вас появилась свежайшая, величайшая идея, то скорее всего именно здесь, а не где-либо еще, вам воздадут должное. В связи с этим, многие технические изобретения последних нескольких столетий – детища блистательных умов иммигрантов, привлеченных США.
4. Географическая изоляция. Цивилизации в Европе и Азии были захватывались, отвоевывались, вновь захватывались и снова отвоевывались и так раз за разом, пока история не стирала со своих страниц целые культуры и народы. Каждый раз разрушение отбрасывало людей назад, вынуждая их к переосмыслению своих ценностей во время восстановления. Но не США. Это было просто слишком далеко. В смысле, вот вы Наполеон, и на кой черт вам нанимать недешевые корабли и отправлять их в плавание на долгие недели, если можно захватить Италию, скажем, завтра?

В результате в США развилось ощущение изолированности от мира. За исключением Перл Харбор, они были совершенно недосягаемы для всего остального мира.

Американцы воспринимают это как само собой разумеющееся. Но на этот эффект нельзя чересчур сильно полагаться. Буквально несколько десятилетий назад почти все европейские страны боялись надвигающегося захвата с востока.

Американская мечта родилась именно в результате этого сочетания удачи, изобилия природных ресурсов, безграничных просторов и созидательной изобретательности людей со всего мира.

Американская мечта проста: она заключается в непоколебимом убеждении в том, что каждый – я, вы, ваши друзья, ваши соседи, бабуля Верна – может прийти к поразительному успеху. Все, что требуется, – достаточно усердно работать, быть изобретательным и настойчивым. Все остальное не имеет значения. Ни какая-либо сила извне, ни череда неудач. Все, что нужно, – мужественно и очень старательно работать. И любой сможет заработать себе на большой безвкусный особняк с гаражом на 3 автомобиля…

В стране с постоянным притоком покупателей лимонада, бесконечным увеличением земельных владений, бесконечным поступлением новых работников и бесконечным развитием такое утверждение было вполне справедливо.

До недавнего времени…

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (03.05.2020)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz