Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Так называемые крылатые фразы часто встречаются в художественной литературе, мы слышим их в беседах и рассуждениях разных людей, однако далеко не всегда догадываемся этих выражений, не говоря уж об истории их происхождения. В этой статье мы попытаемся выяснить, что значит “бойтесь данайцев, дары приносящих” и откуда пришел к нам этот замысловатый фразеологизм.

Еще со школьной скамьи мы начинаем знакомиться с легендами и мифами народов мира. Персонажи этих рассказов помогают детям получить общее представление о добре и зле, сложности выбора и необходимости принятия важных жизненных решений. Они могут выступать примером для подражания или показывать то, как не стоит поступать во избежание серьезных последствий.

Множество интересных и глубоких по смыслу фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции. Наверняка каждый из нас хоть сколько-нибудь слышал об истории падения древнего города Троя, отображенной в произведении Гомера “Илиада”, и, конечно же, в творении Вергилия “Энеида”, которому мы, собственно, и обязаны поговоркой о дарах данайцев.

Данайцами называли древних греков, которые по преданию вели долгую, изнуряющую войну с троянцами. Греки безуспешно пытались повергнуть Трою, осаждая стены города долгих десять лет. Однако все попытки были тщетны. Тогда хитрому и предприимчивому вождю данайцев, Одиссею, пришла идея о том, как обманным путем одержать победу над упорными троянцами. Эллины построили огромных размеров деревянного коня, в котором нашлось место самым отважным воинам, и сделали вид, будто они прекращают осаду, оставляя на берегу лишь щедрое подношения для богини Афины.

Счастливые от того, что враг сдался, жители Трои решили завладеть исполинским конем и поставить его в центре города в качестве трофея. Увидев безумие своего народа, один из жрецов по имени Лаокоонт воскликнул: “Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!”. Но не был услышан ни он, ни пророчица Кассандра, предрекавшая беды беспечным троянцам. В ночи, когда Троя погрузилась во мрак, а жители ее крепко уснули, греческие воины выбрались из деревянного коня, расправившись со стражей, открыли городские ворота и призвали вернувшуюся к тому времени армию. Так и пала жертвой доверчивости и безрассудства великая Троя.

Для современного общества крылатое выражение “бойтесь данайцев, дары приносящих” не менее показательно и актуально, ведь каждый день мы так или иначе встречаемся с человеческими пороками и злыми умыслами. Исходя из древнего значения, этот фразеологизм имеет для нас, жителей XXI века, следующие значения:
• описывает случаи, когда подарок или хорошее дело скрывает истинные злые намерения человека;
• выступает символом коварства, изобретательности и хитрости, направленных на причинение вреда или получение выгоды обманным путем;
• может характеризовать человека, склонного к лести, лицемерию и лжи.

Эти слова являются своего рода призывом к осторожности, бдительности и дальновидности, как и сама легенда о падении легендарного города Троя. История о данайских дарах, конечно же, не побуждает нас стать параноиками и проверять всех и вся на наличие подноготной, однако дает нам повод задуматься о том, что далеко не вся добродетель может быть вызвана добрыми намерениями. Иногда дары и услуги обязывают нас к решениям или действиям, от которых мы несем колоссальные убытки или потери.

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою. Троянская война оказалась трудной и затяжной. Она описана в эпической поэме "Илиада" древнегреческого поэта Гомера (8 в. до н.э.). Причем история о троянском коне в "Илиаде" не упоминается, так как это произведение заказчивает описание войны до ее завершения – последние эпизоды связаны с гибелью Гектора. История о троянском коне упоминается в других древнегреческих источниках.

После длительной и безуспешной осады, греки (данайцы) прибегли к хитрости: они, по совету Одиссея, соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают, оставив свои намерения. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы».

Троянский жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!). Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов греков. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшееся на кораблях войско данайцев и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

С тех пор выражение дары данайцев стало символом коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести.

Все события троянской войны описаны римским поэтом Вергилием в «Энеиде» и в «Иллиаде» Гомера. Основываются как на исторических фактах, так и на мифах и былинных сказаниях, так, что история с дарами данайцев скорее поучительная историческая притча, чем научно доказанный факт. Но, тем не менее, выражение «Бойтесь данайцев, дары приносящих» («Timeo Danaos et dona ferentes»), стало латинской поговоркой, а от римлян перешло и в другие языки.

К этой же истории относится и выражение троянский конь, примерно с тем же значением.

Легенда о троянском коне общеизвестна и живуча как никакая другая. Троянский конь когда-то был тем подарком, коварной хитростью греков, чтобы погубить Трою. А ведь предупреждали, что бесплатный сыр только в мышеловке. И Лаокоон предупреждал, и Кассандра. Но боги на Олимпе хитры и коварны. Кассандру прославили городской сумасшедшей, а Лаокоона – великим грешником и неслухом.

Лаокоон (Лаокоонт) в греческой мифологии троянский прорицатель. Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и многие от подарка не хотели отказываться, но потом решили, что дарёному коню в зубы не смотрят и решили ввести его в город. Лаокоон яростно возражал против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков.

Лаокоон, троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков. Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания. Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал: Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes – «Что бы это ни было, я боюсь данайцев [т.е. греков], даже когда они приносят дары».

Лаокоон, метнув копьё в деревянного коня, пошёл к морю, чтобы принести на берегу моря жертву Посейдону. Решил не грешить перед богами больше. И так уж согрешил, когда женился без их благословения. И сыновей взял с собой. Вдруг по недвижной поверхности вод направляются к троянскому, берегу от Тенедоса две огромные змеи. Шипящую пасть и шею держит каждая над водою, огромными кольцами извиваются огромные их туловища по вспененной поверхности вод. Быстро доплыли они до берега. С пламенными, кровью налитыми глазами, извиваясь, бросились они на берег. Побледнели тут от страха троянцы и разбежались.

Змеи устремились прямо на Лаокоона, близ которого стояли оба сына его. Обвили они малюток и страшно стали кусать им члены. Обвились они своими чешуйчатыми кольцами и около отца, с оружием прибежавшего на помощь; дважды обвили они грудь, дважды шею Лаокоона, и обе высоко подняли над головою его свои полные крови и яда пасти. Как вопит убежавший от алтаря жертвенный вол, пораженный уже жертвенным ножом, так вопит Лаокоон-страдалец и тщетно пытается освободиться от страшных объятий. Бездыханными оставили чудовища свои жертвы у алтаря, поспешили к храму Афины и скрылись под ее щитом.

Когда-то Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Лаокоон нарушил запрет и, больше того, сошёлся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом. Аполлон хоть и красавцем был, и женщин любил, и на флейте играл божественно, но неслухов непокорных не терпел. И наказывал смертных, как богам положено – жестоко. Полные страха, смотрели троянцы на это ужасное зрелище и увидели в нем кару гневной Афины Лаокоону за то, что преступным копьем осквернил он дар, посвященный богине.

Узрев гибель Лаокоона, все они закричали: "В город тащить коня! В акрополе, в храме Афины поставить, да смягчит гнев свой оскорбленная богиня!" И вот троянцы проламывают стены – ворота были слишком узки – и, нетерпеливые, тащат деревянное чудовище в город. Отроки и девы провожают его священными песнями и радуются, когда удастся им руками коснуться каната, на котором столько горя влекли себе в город троянские мужи. Четырежды останавливался конь в проломе, четырежды потрясалось в утробе его оружие ахейцев, не заметили этого троянцы, в ослеплении своем не обратили на это внимания, и с двойным усердием продолжали они тащить роковой дар данайцев и повлекли его, наконец, в акрополь.

Одна Кассандра прозрела опасность и открыла свои горе возвещавшие уста. Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания. Она сама его об этом просила и обещала быть его женой. Внимание Стреловержца царевне льстило. Однако и себе цену она знала, а потому довольно долго водила влюбленного бога за нос. Но настал день, когда тот потребовал прямого ответа. А Кассандра обманула Аполлона, не согласилась быть его супругой. А так как богу неприлично брать обратно свои дары, разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.

Так-то вот: от любви до ненависти один шаг. Как знать, что именно увидела внезапно прозревшая Кассандра.. Быть может, скорую измену своего не слишком надежного поклонника или судьбу, еще более незавидную, чем та, что в итоге ей выпала.

Так или иначе, но жених получил решительный отказ. «Один лишь поцелуи, холодный, мирный». Поэтому троянцы не поверили городской сумасшедшей. Более того Кассандра своей смертью не умерла. Её убили. Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Иногда знаешь правду, а лучше бы помолчать.

Со школьной скамьи все знают: Троянская война началась из-за женщины. При этом большинство полагает, что женщина эта – Елена Прекрасная. Но если заглянуть в глубь веков, откроется, что спровоцировала многолетний конфликт старшая сестра названной особы – Клитемнестра... Она-то позже и убила Кассандру. Всё вопросы решали просто: пришёл, увидел, убил.

Пропустим история похождений Менелая. Клитемнестре нужно было отомстить второму мужу Агамемнону за убийство первого. Первый план нашей героини осуществлен не был – Агамемнон уцелел. Более того – вернулся в зените воинской славы. Да не один, а с трофеем в виде прекрасной Кассандры. О, боги, нет предела вашим жестоким фантазиям!

Подобного поворота событий Клитемнестра уже вынести не смогла. Мстительница пришла к тому, с чего могла начать много лет назад, – к остро наточенному кинжалу. Ночью старшая сестра Елены убила Агамемнона и Кассандру. Теперь она могла себе это позволить, потому как за время отсутствия мужа успела обзавестись заступником, а по совместительству любовником – Эгистом. Последний, кстати, был давним соперником Агамемнона в борьбе за власть в Микенах.

Но за все в жизни приходится платить. Всего семь лет после смерти супруга наша героиня делила ложе и власть с Эгистом. На восьмом году парочка пала жертвой Ореста – сына Клитемнестры и Агамемнона. Юноша отомстил за смерть горячо любимого родителя. Так хитроумный план мести вернулся к Клитемнестре разящим бумерангом. Клитемнестра проиграла во всем. Она даже не обрела посмертной славы – теперь ее вспоминают лишь как сестру Елены.

С тех пор прошла не одна тысяча лет, но в разное время можно было услышать эти слова. Причем не только в личной переписке и художественной литературе, но и в развлекательных фильмах. Так, в популярном голливудском боевике "Скала" герой Шона Коннери произносит эту самую фразу в ответ на предложение сотрудников ФСБ. Что же он этим хотел сказать? То же, что и другие, когда говорят: "Бойся данайцев, дары приносящих". Смысл этой фразы для современного человека заключен в следующем. Сегодня такие дары – это синоним коварства, вероломства и обмана. Чаще всего выражение употребляют, когда хотят уберечься от ложных подарков, несущих только несчастья и беды новому владельцу. Довольно часто фразу произносят не полностью, говоря только о самих дарах или же данайцах, ведь и так понятно, что имелось в виду.

Хотя миф о взятии Трои был рассказан Вергилием и Гомером в назидание потомкам, подобная история повторялась раз за разом. Причем "троянского коня" не раз дарили даже самым высокопоставленным чиновникам. Так, чтобы организовать прослушивание Американского посольства, одному из его сотрудников был подарен великолепный деревянный орел. С его помощью КГБ целых 6 лет беспрепятственно получал информацию, так сказать, из первых рук, пока случайно во время уборки не нашли жучок внутри него. А дело было в середине 20 века.

И это далеко не единственный случай, когда в подарок были преподнесены коварные дары данайцев. Сколько раз неугодные члены королевских семей получали отравленную одежду и еду, которая их убивала медленно и незаметно. С появлением разведок и контрразведок выражение "Бойся данайцев, дары приносящих" стало еще более актуальным. Все дружественные подарки весьма тщательно проверялись, но это, как показала история, не всегда спасало.

А вот кому троянский конь знаком не только по легендам, так это активным пользователям компьютеров. А дело в том, что часто пользователям предлагается загрузить на свой жесткий диск интересный файл (чаще всего видео или игру), а вместе с ним загружается еще и вирусная программа. Правда, очень похоже на подарок данайцев? В итоге злоумышленник получает доступ к интересующей его информации или использует программу для рассылки спама. Сам же владелец может ни о чем не подозревать.

Подарок вполне может трансмугировать в смертный приговор, продиктованный местью, стоит только вспомнить отравленный дар Медеи, дочери Креонта (хотя любая месть переплетена с архаической платой). Последний дар любви Изоры, казалось бы, позволяет Сальери обрести искомый творческий дар, но только отравив соперника, счастливого двойника.

Порой вырванная фраза из контекста приобретает совсем иной смысл, особенно с течением времени. А выражение "Бойтесь данайцев, дары приносящих" (латынь: Timeo Danaos et dona ferentes) все так же напоминает о коварстве людей.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (06.03.2022)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [349]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz