Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Царство мертвых

Глубоко-глубоко под землей раскинулось пространное нескончаемое пространство, мрачное и темное, вселяющее ужас. Царство постоянной тьмы, полумрака и уныния, край несчастий, плача и стенаний.

Царствовал там суровый бог Гадес, со своей женой Персефоной. Всегда мрачный и молчаливый, он был самым страшным из всех богов, ибо не знал, что такое жалость.

Кто однажды оказывался в его власти, за кем закрывались прочные, кованные из железа ворота царства Аида, тот уже никогда больше не видел солнечного света. Живые и мертвые боялись даже произнести имя этого бога. Люди отворачивали лицо, принося ему в дар зверей черного цвета. Но жестокий бог оставался глух к их молитвам, жертвы не делали его мягче.

В преисподнюю выходят несколько мрачных пропастей, по которым текут подземные реки. К их берегам приходят души всех умерших, ставшие легкими бесплoтными тенями. Лишь немногие люди вступают в царство мертвых в том же обличье, в каком они были в царстве живых.

Провожает души умерших в страну печалей посланец богов Гермес, он же подводит их к трону судей преисподней.

Широкие ворота в царство теней открыты днем и ночью, войти в них может каждый. Но нет обратного пути тому, кто однажды сделал это. Выход из преисподней без устали сторожит чудовищный трехглавый пес Цербер, на шее и спине которого движутся змеи. Его непрерывный лай вызывает у всех несказанный ужас.

Рядом с входом располагаются Скорбь, Нужда, Болезни, Страх, Голод и другие существа, которые время от времени выходят на свет и портят жизнь людям. Там же и обитель Смерти, однако, сама она постоянно бродит по земле и так занята, что в своем доме почти не появляется.

В середине ада течет Лета, река забвения. Души мертвых обязаны пить из нее, чтоб распроститься со всем, что сопровождало их на Земле. Только после этого, они абсолютно относятся к царству мертвых.

Через воды хмурого Ахеронта, возит души строгий и необщительный старик Харон. С каждого он спрашивает огромную плату за перевоз, поэтому, в губы умерших вкладывали монету, чтобы они могли заплатить Харону.

Когда к его лодке приходят души людей, чьи тела не были преданы погребению, он грубо гонит их прочь и не перевозит до тех пор, пока на земле родные не похоронят хотя бы их кости.

Люди верят, что погребение умерших должно свершаться по определенному обряду, сопровождающемуся принесением жертв. Без этого души мертвых не обретут покоя.

За рекой Ахеронт, по асфоделовому лугу, бродит бессчетное множество теней тех, кто при жизни не был ни добрым, ни злым. Души тех, кто жил честно и праведно, поселялись в раю – Элизиуме, где они проводили свои дни в блаженстве.

Злые и несправедливые были осуждены на пребывание в самой отдаленной и ужасной части подземного царства – в Тартаре, где получали за свои неправедные деяния справедливую кару, соразмерную их грехам.

Первоначально в Тартаре томились в заключении титаны, и находились эти места в таком же отдалении от плоскости земли, как сама земля – от неба.

В начале, сам бог Аид, судил души умерших и устанавливал, где какой из них обитать. Позднее этим стали заниматься трое судей – Минос, Эак и Радаманф.

Самый знаменитый из них – Эак, сын Зевса – в земной жизни был мудрым и справедливым царем. Каждый умерший должен был, предстать перед этими тремя судьями преисподней и правдиво поведать им о своей жизни.

После того, как судьи выслушают и взвесят его добрые и злые поступки, Минос выносит приговор и объявляет, где будет обитать его душа.

Аи́д или Га́дес (у римлян – Плуто́н) – в древнегреческой мифологии – бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.

Аид – старший из трех сыновей Кроноса и Реи. Его братьями были Зевс и Посейдон. По одной из легенд, Аиду подземное царство досталось по жребию. который они бросили между собой. Иначе и не могло быть. Кто в здравом уме согласится управлять мертвыми? Это потом и отложило свою печать на на характер Аида. Он у него был, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.

В мифах Древней Греции миф о царстве мертвых относят, как одному из самых древних. Уже во времена Гомера, а он жил в VIII веке до новой эры, у греков была уже твердая концепция восприятия "Царства Мертвых". Они вместо того, чтобы говорить "умереть", говорили "уйти в дом Аида." Этот дом им представлялся неприступной крепостью а самого Аида видели ключником огромных железных ворот. Именно поэтому они называли Аида ещё прозвищем "пиларт", т.е. ключник.

Огромный дом Аида находился по среди серых равнин подземного мира окутанных холодным липким туманом. За охрану отвечал жуткий пес. Интересно. что в более древних мифах пес не имел имени и у него была одна голова. В последствии, как вы уже догадались, у Цербера появились еще две головы и он стал грозою всех мертвых душ в "Царстве мертвых". Кербер встречал всех виляя хвостом, но готов был разорвать каждого, кто осмелится выйти обратно.

Во владениях Аида не росла пшеница и другие культурные растения. Пейзаж украшали плакучии ивы и серебристые тополя, абсолютно бесполезные и грустные деревья. При этом при всем в подземном мире Аида не было травы и ярких луговых цветов. Вoкруг были заросли асфодели – цветка смерти. Разросшиеся корни цветка сорняка высасывали из истощенной земли последние соки.

По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь.

Картина конечно не изобилует подробностями. Все дело в том, что в мрачный мир мертвых можно было войти, но вот вырваться не представлялось возможным. Цербер хорошо знал свои обязанности. На памяти рассказчиков мифов выйти обратно к живым людям смогли только Сизиф и Протесилай. Живых же, побывавших у Аида и вернувшихся назад, было всего трое: Геракл, Орфей и Тесей.

Рассказы о загробном мире были сильно противоречивыми и неясными... Все начиналось с того, что свидетели терялись и не могли точно назвать, где находится вход подземный мир Аида. Одни уверяли, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Солнце, совершив свой дневной путь. Другие же, напротив, утверждали, что туда не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь.

Больше было сведений о топографии царства мертвых.Было известно что царство девять раз опоясывает река Стикс. через эту реку души умерших перевозил лодочник Харон. Кружа по царству мертвых, Стикс сливался с полноводным Коцитом, затем, получившийся единый поток, впадает в реку забвения-Лету. Но на этом гидроресурсы царства Аида не заканчиваются. Существует еще огненный Флегетон, в котором плавают души отцеубийц. Он впадает в реку Ахерон. который в свою очередь вливается в Коцит.

Чтобы попасть в царство Аида, надо было терпеливо дожидаться лодки, которой управлял демон Харон – безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое следовало оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых – попадались и такие – Харон беспощадно отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.

Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, кажется установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Кербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.

Человечество привыкло искать исчезнувшие древние государства. Очень долгое время искали Атлантиду. Теперь исследователи ищут местонахождение таинственного царства Аида.

Древние греки считали, что это царство находится под землей. Это царство представляет собой огромное количество пещер и рек. Вторгаться в царство непосвященному не рекомендуется Духи охраняют это место и карают того, кто нарушит границы их владений. Греческая мифология гласит, что царство было окружено воротами, а ключ принадлежал самому Аиду.

Итак, где же находилось это царство? Если следовать логике, царство Аида должно было находиться на территории древней Греции. Но греки утверждают, что никогда не видели этого места. Воссоздать перемещение в царство Аида попытались в Софиевском парке в городе Умани. В Софиевском парке есть небольшое озеро или река, которую можно пересечь на лодке. Лодкой управляет простой мужчина с неадекватным поведением. Он может накричать на тех, кто находится в лодке. Может перевернуть лодку, и все окажутся в воде. Река мелкая, утонуть там не получится. А мужчина в точности воспроизводит действия демона, описанного в греческой мифологии. Лодка проходит через грот на некоторое время там становится темно. Этот грот и есть вход в царство мертвых.

Похожее место, описанное в греческой мифологии, найдено на керченском полуострове. Полуостров напичкан катакомбами. Более всего по описанию подходит остров Кара-Даг. Этот горно-вулканический массив расположен на крымском полуострове и омывается водами Черного моря. Здесь есть гроты, которые могут служить вратами в подземное царство.

Таинственным является уединенный остров Змеиный. Издревле здесь оставляли жертвоприношения. Людям не разрешалось селиться на этом острове, чтобы не беспокоить души мертвых. Люди оставались ночевать на корабле. Недавно здесь было найдено русло древней реки.

Поиски таинственного государства Аида велись и в Альпах. Немецкие ученые нашли несколько мумий в тех местах. Изучив легенды местных народов, ученые стали искать царство мертвых в Альпах. Согласно легендам, получившим доступ в параллельное царство, грозит смерть. С тех пор, как были найдены мумии, группа ученых, открывшая их, стала гибнуть. Поговаривают, еще во времена Гитлера немцы интересовались исчезнувшими цивилизациями для того, чтобы получить ключ к мировому господству.

Не исключено, что подземное царство будет найдено еще где-то на Земном шаре. В своих поисках ученые опираются на древнегреческую мифологию и на описания древних людей. Поиски будут продолжаться до тех пор, пока ученый совет в мире не решит, что таинственное место, наконец-то, найдено.

Многие любители мифов Древней Греции считают их достаточно полными, объемными и, что главное, логически связанными. Однако это не совсем так – в религиозных представлениях эллинов, отражением которых эти мифы и являются, было немало забавных парадоксов и явной путаницы. Об одной из таких явных несостыковок мы и хотим рассказать в данной статье.

Мифология и религиозные представления древних греков на много веков пережили и самих обитателей Эллады, и их религию. Действительно, сложно найти хотя бы одного европейца, американца или россиянина, который вообще ничего бы не знал о Зевсе, Геракле, Тезее или первом греческом чартерном рейсе на Кавказ (то есть походе аргонавтов за Золотым Руном). Но самое интересное заключается в том, что эти религиозные представления до сих пор оказывают влияние на мировосприятие современного человека, к какой бы религии (или направлению атеизма) он не принадлежал.

Возьмем, например, христиан – в своей массе они до сих пор представляют себе не самый приятный филиал загробного мира таким, каким его видели греки. В русском и некоторых других языках он даже называется так же, как его называли эллины – ад. Вы наверняка знаете, что это слово происходит от имени хозяина царства мертвых Аида. Хотя, скорее, не имени, а прозвища – "аидос" означает "невидимый". По-настоящему этого бога звали Гадес, однако это слово древние греки опасались произносить вслух – а вдруг услышит, да и явится!

Но дело скорее даже в заимствовании не названия как такового, а визуального образа ада. В массовом сознании он представляется как место, находящееся под поверхностью Земли (и это несмотря на то, что в Библии об этом нет ни слова). В этом аду, так же, как и в греческом, царит полная темнота (недаром эллины называли ту часть подземного мира, где находятся души умерших, Эребом, то есть "мраком"), а "местные жители" данного места, то есть черти, своим внешним обликом напоминают ламий, эмпуз и прочую древнегреческую нечисть.

В тоже время у самих эллинов, судя по всему, не было четкого представления о том, как выглядит царство Аида и что, собственно говоря, там происходит. Потому что, если судить по мифам, в этом царстве-государстве творилась редкостная путаница. Взять хотя бы представление о том, что в Эребе постоянно заседал суд из трех басилевсов (то есть царей), которые при жизни почитались как самые честные люди Греции.

Напомним, что звали их Минос, Радамант и Эак. Они судили души людей по их земным поступкам и определяли их дальнейшую судьбу: плохих отправляли в Тартар, к мятежным титанам, хороших – на Острова Блаженства (Элизиум), в компанию к душам героев и лояльным титанам, а тем, кто "ни рыба, ни мясо", давали вечную прописку в Эребе вплоть до дальнейших распоряжений со стороны богов. И вот что интересно – многие поколения людей читают об этом суде, но мало кто задумывается о том, что, если внимательно изучить другие детали представлений о греческой загробной жизни, то проведение данного мероприятия оказывается абсолютно невозможным.

Но почему же? Да потому, что душа каждого умершего человека перед тем, как попасть в Эреб, должна была пройти мимо Белого утеса и попить воды из реки Леты. В результате она начисто теряла память обо всем, что происходило с человеком в этом мире. И делалось это вовсе не из сострадания. Аид, конечно же, самый добрый из античных богов, однако милосердием совсем не отличался – вспомните миф о похищении Персефоны, где ему было совершенно наплевать и на терзания Деметры, и на то, что из-за этого люди остались без урожая.

Душа теряла память исключительно из-за того, чтобы не нарушился мировой порядок. Еще бы, ведь мало кто из людей отправлялся в Эреб, полностью завершив свои земные дела – всегда оставалось что-то недоделанное. В результате сохранившая память тень всегда стремилась вернуться – ничто не лишает покоя так, как начатое, но неоконченное дело. Но возвращение теней нарушило бы естественный ход вещей, установленный Зевсом после победы над его отцом Кроносом. Поэтому для исключения таких возможных сбоев души умерших и лишали памяти о земной жизни.

Однако эта весьма разумная мера, тем не менее, делала суд Миноса, Эака и Радаманта совершенно бессмысленным. В самом деле, любое судебное разбирательство основано на показаниях истца, ответчика и свидетелей. Однако как их получить, если первый, второй и третьи, напившись из Леты и коснувшись Утеса, напрочь забыли все, что с ними было? Кстати, судьи ведь тоже формально являлись не богами или демонами, а тенями умерших басилевсов. Так каким же образом они помнили законы, по которым судили? Ведь и они, по идее, должны были перед попаданием в Эреб пройти все процедуры по очищению памяти.

Что и говорить, ситуация парадоксальная. Хотя технически эта накладка, конечно же, могла быть разрешена – у древних греков был один ритуал, при помощи которого можно было вернуть тени ее память, хотя и ненадолго. Для этого нужно было напоить ее кровью жертвенного животного (как правило, коровы), произведя при этом некоторые другие процедуры. Интересно, что именно этот обряд впоследствии лег в основу средневековой легенды о вампирах – неприкаянных мертвецах-кровососах, которые на самом деле пили кровь не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы вспомнить, кто они такие.

Однако вернемся в Элладу – хотя этот обряд в основном выполняли не в Эребе, а на Земле, и занимались этим жрецы богини колдовства Гекаты (например, для того, чтобы выяснить у тени жертвы кто ее убил), однако теоретически подобное было возможно и в подземном царстве – ведь жертвенных коров у Аиды было много. И хотя нам сложно представить, сколько литров крови должны были выпить все участники суда над одной лишь единственной тенью, однако, еще раз повторим, в мифах нет свидетельств того, что технически эта процедура была невозможна.

Трудность заключалась в другом – согласно верованиям эллинов, при рождении каждого человека богини Мойры пряли для него нить судьбы и вытаскивали черепок, где был написан его жребий. И изменить это предначертание ни один смертный не мог. Да что смертный – против судьбы бессильными оказывались даже боги. Вспомните миф о страдания басилевса Эдипа: боги весьма симпатизировали ему, однако предотвратить выпавшие на его долю несчастья все-таки не могли.

Если исходить из этого, возникает вопрос: за что же Минос Радамант и Эак наказывали или награждали тень умершего? Ведь все, что он сотворил в земной жизни, было предначертано судьбой, которую он не мог изменить. Справедливо ли было винить в преступлениях именно его? Конечно же, нет – уместнее было бы назначить награду или наказание Мойрам. Ведь это они вытащили человеку такой несчастливый (или счастливый) жребий!

Совершенно очевидно, что этот парадокс, в отличие от первого, не может быть разрешен даже технически – у греков не было ритуалов, способных переносить ответственность за содеянное с судьбы на человека. Однако из этого обстоятельства мы можем сделать один интересный вывод: похоже, идея загробного суда исходно была чужда религии эллинов. Об этом дополнительно свидетельствует и то, что в большинстве случаев людей, поступающих плохо, боги наказывали еще при жизни, и причем очень жестоко (вспомните хотя бы историю с детьми Ниобы, убитыми Аполлоном и Артемидой за богохульные речи их матери).

А как же мифы о Тантале, Сизифе и Иксиконе, спросите вы? На них опираться нельзя, поскольку исходно все эти персонажи не были людьми – во многих мифах они фигурируют как нелояльные олимпийцам титаны. Поэтому их наказание является отзвуком мифа о борьбе богов с их старшими братьями (титаномахии), а сами Тантал, Сизиф и Иксикон являются "коллегами" Прометея, пошедшего против воли богов. Да и в исходном варианте местом наказания был не Эреб, а Тартар, обитель мятежных титанов.

Как видите, приходится признать, что изначально греки вовсе не верили в загробный суд. Однако позже эта идея пришла в верования эллинов из какой-то другой религии. Некоторые исследователи считают, что таковой являлось христианство – мол, то, что судей было трое, является отражением понятия о триединстве христианского Бога. Однако вряд ли это так: Минос, Радамант и Эак упоминаются и в поэмах Гомера, и в трагедиях Эсхила и Еврипида, созданных задолго до появления христианства. Да и число "три" на самом деле является результатом обобщения: в каких-то вариантах мифа судей двое, а в каких-то – вообще один.

Скорее всего, идея загробного суда пришла в религию обитателей Эллады из соседнего Египта, с которым греки всегда поддерживали тесные торговые и культурные связи. То есть деятельность трех судей является отражением мифа о посмертном суде Осириса. Однако, как мы помним, у египтян парадоксальных ситуаций не возникало: душа умершего не теряла память, да и вмешательство судьбы в людские дела не было столь сильным, как у греков.

Эллины же, сотворив Миноса, Эака и Радаманта по образу и подобию египетского Владыки мертвых, совершенно не позаботились о том, чтобы сгладить все острые углы, неизбежно возникающие при культурном заимствовании. В итоге "модернизированное" царство мертвых превратилось в театр абсурда, который уже много веков озадачивает исследователей. А также дотошных любителей мифов и легенд Древней Греции.

И вот что интересно – а как сами эллины относились к подобным несостыковкам? Увы, вряд ли когда-нибудь мы сможем это узнать – история, к сожалению, не сохранила нужных источников…

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (08.12.2022)
Просмотров: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz