Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Чистилище – это символ надежды

Как известно, в католической традиции существует идея Чистилища. Это такое загробное место, где души людей, недостаточно плохих для ада, но все же слишком грешных, чтобы вознестись в рай, терпят адские мучения. Но не вечно, а какое-то время, чтобы окончательно очиститься.

Помните, как шекспировский Гамлет беседует с призраком своего отца? Тот не только рассказывает, как и кем он был убит, но и сетует, что смерть настигла его внезапно, без покаяния и причастия. А значит, теперь он должен томиться в адском огне, пока не искупит земные грехи…

С именем святого Патрика связано множество легенд. Одна из самых известных гласит примерно следующее: он был сильно опечален тем, что ирландцы не слишком внимательно слушают его проповеди и не желают принимать христианство. Патрик усердно молился, просил помощи – и ему явился Христос. По велению Господа святой посохом очертил в некоем месте большой круг. И вот внутри того круга разверзлась земля, образовался глубокий колодец… Каждый, кто захочет в него спуститься, не должен нести другого покаяния и не попадет в другое чистилище за свои грехи. Однако большинство людей не вернется оттуда.

История о Чистилище святого Патрика оказалась удивительно созвучной еще дохристианским мифам разных стран о героях, которые спускались в преисподнюю. В Ирландии и других кельтских землях есть даже сказания о земных королях, которые на время менялись местами с королями потустороннего мира.

Великий испанский драматург Кальдерон, которого часто ставят наравне с Шекспиром, даже написал об открытии хода в страшные недра свою известнейшую драму «Чистилище святого Патрика». Создатель самого древнего из ныне существующих глобусов Мартин Бехайм отметил на нем тот самый вход в Чистилище – наравне со столицами крупных государств. То есть, «некое место» из легенды очень быстро стало совершенно реальным и конкретным – остров на озере Лох Дерг, о котором и повествуется в книге Дильшат Харман.

Что же могли увидеть в Чистилище те, кто там оказался при жизни? Автор книги приводит ряд захватывающих историй, в том числе «Видение Тнугдала», записанное сперва на латыни, а потом переведенное на 15 языков. Возможно, именно оно повлияло на Данте, когда тот писал свою «Божественную комедию».

Герой этого повествования, будучи весьма грешен, однажды упал, будто мертвый и его едва не похоронили, но все же сочли еще живым. А он в это время вместе со своим ангелом-хранителем странствовал по Чистилищу. Вот он видит ледяное болото, где сидит страшная железная птица, пожирающая души и извергающая их обратно. Все мужчины и женщины, побывав во чреве птицы, зачинают жуткий плод.

Многие мучения достались и самому Тнугдалу. И даже добравшись до тех сфер, где обитают уже почти достойные души, он видит одного из славных королей Ирландии, который за супружескую неверность и неправедный суд три часа в сутки обречен стоять в огне. Зато остальное время он проводит в отдыхе и благополучии.

А вот рыцарь Овейн спускался как раз в Чистилище святого Патрика, где его вначале встретили ангелы в обличье монахов, а потом налетела ревущая стая демонов. Он тоже увидел страдающие души – грешников пожирали драконы, кусали змеи и жабы, их пригвождали к земле... Самого Овейна демоны столкнули в адскую бездну, но воззвав ко Христу, он выбрался оттуда. Потом ему пришлось переходить тонкий мост над горящей серной рекой. Но Овейн был не так уж грешен, поэтому в итоге мост стал широким и надежным.

Традиция паломничества к Чистилищу святого Патрика зародилась в далекие времена и сохранилась до наших дней. Паломники шли к озеру Лох Дерг через леса, болота, скалы – непременно босиком. Переправившись на остров, они спускались в окруженную оградой расщелину среди скал. И оставались там много часов, непрерывно молясь. Легенда гласила, что всякого, кто задремал во мраке и прервал молитву, тут же утаскивали демоны.

Сложность пути и самого паломничества соотносилась с темой упомянутого выше моста-испытания. В некоторых преданиях он был не только узким, но и покрытым острейшими железными шипами. Только смирение могло помочь преодолеть его. А в старинном романе «Рыцарь телеги» Ланселоту вообще надо было преодолеть мост-меч, идти или ползти прямо по лезвию.

Сейчас паломникам можно пользоваться транспортом, чтобы попасть к озеру. Но потом все равно надлежит снять обувь и обойти остров босиком. А потом всю ночь творить молитву под открытым небом. И так три дня. При этом – строгий пост, есть в первые сутки на острове вообще нельзя. На второй день дают чашку чая и ломоть хлеба. Туристов здесь не особо любят – на острове нет даже сувенирной лавки. Зато для ирландцев, живут они на родине или в любой другой стране, паломничество на Лох Дерг – важнейший обычай. Сравнимо с ним только восхождение на гору Святого Патрика, тоже босиком и в ночи – навстречу рассвету.

При этом сейчас на острове того самого входа в Чистилище нет. Он был замурован по разным свидетельствам довольно давно. Нет даже точных сведений, где была эта пещера. Средневековый роман «Фортунатус и его сыновья» рассказывает, что знатный путешественник Фортунатус, оказавшись на острове, узнал, что здесь есть путь в Чистилище и захотел спуститься. Вход был уже снабжен дверью и находился за алтарем церкви здешнего монастыря. Аббат дал гостю ключ, Фортунатус со слугой отправились в пещеру. И пропали! В монастыре царило смятение, пока некий старик не отважился спуститься следом, взяв клубок ниток, чтобы найти выход. Он нашел Фортунатуса и слугу почти без сознания, смог вывести их на свет. После этого аббат велел замуровать вход.

Другая версия гласит, что в Чистилище пробрался некий скептик и написал потом памфлет – мол, нет там ничего, пещера как пещера, от прочих подобных не отличается. После этого вход был замурован по распоряжению самого Папы Римского. Где он был, сейчас точно не известно. Возможно, не только был, но и остается – под одним из зданий на острове.

Существует множество недоразумений, связанных с доктриной о Чистилище. Некоторые люди думают, будто Церковь учит, что оно является вторым шансом попасть на небеса, который получают покойные души, направляющиеся в ад. Другие люди представляют, будто католики считают Чистилище необходимым, чтобы души дополнили благодать Христа своими собственными добрыми делами. Почти все, кто неправильно понимают это учение, считают, что оно было неизвестно во времена Христа, что оно не упоминается в Писании и вкралось в Церковь в более поздние века из-за влияния суеверий.

Так что же такое Чистилище? Слово «чистилище» происходит от латинского purgatio, что означает «очищение». Подвергнуться «purgation» значит быть очищенным. Как золото очищается от шлаков в процессе переработки, так и мы, по учению Святого Писания, должны быть очищены от всего греховного или нечистого.

Короче говоря, Бог не успокоится, пока мы не будем полностью благословленны и счастливы. Если этот процесс не закончен в момент нашей смерти, тогда Бог завершает его в Чистилище. Вот почему Чистилище – это не «второй шанс». 

Господь никогда не обещал нам безболезненного существования. Скорее, Он пообещал радостное, в котором ничего, даже боль и смерть, не будет пережито без пользы, но все будет искуплено и преобразуется во славу. Что примечательно в христианской жизни, это не то, что в ней отсутствуют страдания, но что Христос дает нам благодать терпеть страдание к жизни и даже к радости.

Что значит «боль к жизни»? Противоположность осуждению к смерти. В крещении (и исповеди) вину за грех прощают, и дружба с Богом восстанавливается по благодати Христа. Но тот факт, что грех прощен, не означает, что грех перестает оказывать влияние на нас и на окружающих нас людей.

Прощение Бога не означает, что все вредные привычки магически исправлены, все долги выплачены, и люди, которым мы причиняем боль, внезапно восстанавливаются до совершенного физического, эмоционального и духовного здоровья только потому, что мы стали верующими. Другими словами, если вы сломаете чье-то окно и раскаетесь, вас, безусловно, простят. Но вы все равно должны заплатить за окно и что-то сделать с вашим диким нравом.

Вот почему раскаявшиеся убийцы остаются в тюрьме, раскаявшиеся блудники все равно должны иметь дело с последствиями болезней, передаваемых половым путём, и раскаявшиеся наркоманы должны продолжать бороться с их тягой к наркотику. Прощенный грех продолжает оказывать влияние как на грешника, так и на тех, против кого он согрешил.

Разница в том, что с помощью благодати наша борьба со грехом приводит нас к освобождению от него. Страдания в процессе освящения порождают не угрызения совести, а покаяние, а не вину, но радость освобождения. 

Какой смысл освящения и чистилища, если вы в целом хороший человек? Разве Бог любви не примет нас такими, какие мы есть?

Мы часто слышим «Он (она) в целом хороший человек». Что мы подразумеваем под этим? Предположите, что кто-то говорит: «Эйнштейн был в основном хорошим ученым» или «Бах был в основном хорошим музыкантом». Не кажется ли это вам довольно слабым описанием? Это неудивительно: ведь когда мы говорим, что кто-то «в целом хороший», мы действительно говорим «несмотря на его посредственность, у него есть хорошие качества». Вот почему никто не говорит, что Бах или Эйнштейн были «в целом» хорошими. Мы признаем, что эти люди были намного больше – они были особенными. Каждый из нас тоже особенный.

Как говорит К.С. Льюис, «самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли». Таким образом, недостаточно сказать, что Бог принимает нас такими, какие мы есть (хотя Он, конечно, делает это). Мы должны признать, что Он принимает нас с определенной целью, а именно, чтобы сделать нас участниками Его славы. Он намеревается превратить нас в существ, которые полностью живут жизнью Бога. 

Для того, чтобы это произошло, должно произойти изменение, а не только нашего адреса с земного на небесный, но и наших сердец от «хорошего» до «святого». Мы не должны просто идти на небеса, мы должны стать небесными, чтобы войти на небеса, как и Христос.

Каждый день мы боремся с реальностью греха в нашей жизни. Мы делаем то, от чего нам становится стыдно и за что мы упрекаем самих себя. Каждый день мы изо всех сил пытаемся преодолеть, не только греховные поступки, но и греховные привычки. Но каждый день Бог принимает нас, любит нас и дает нам милость стать немного более похожим на Иисуса, чем мы были прежде, если только мы покаемся. 

Мы испытываем это каждый день, когда мы грешим и раскаиваемся. Идеал, конечно, состоит в том, чтобы не иметь ни больших, ни малых ран для души. Но также важно признать, что не каждый грех означает, что человек – это чудовище зла, которое полностью отвергло Бога, и не всякая нечистота в душе означает, что человек, который умирает нечистым, связан с адом.

Многие люди идут в свои могилы, борясь с грехом. Чистилище напоминает нам, что их борьба не будет бесполезной, они будут «крепко укрепляться через Святой Дух во внутреннем человеке» и неизбежно восторжествуют, находя подлинную радость, которую они всегда искали, если не в этой жизни, то в будущей.

Это согласуется с советом Иоанна молиться за тех, кто борется с грехом. В конце концов, борьба со грехом – довольно хороший знак того, что человек всё ещё ищет благодати Бога и не разорвал с Ним отношения! Именно поэтому Церковь молится за тех, кто умер, не закончив свой процесс становления святыми. Чистилище – это символ надежды!

Что означает для нас Чистилище сегодня? Это означает, что всегда означало: надежду! Благую весть, давно провозглашенную Иисусом.

Чистилище – это уверенность, что в конечном итоге не будет ничего, что могло бы заглушить отражение славы Божьей в зеркале нашей души. Мы, которые так долго были пленниками греха, в конечном итоге полностью освободимся от него. 

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни.  Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (01.03.2021)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz