Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Что еще вы не знали о друидах?

Загадочные мудрецы, жившие во времена кельтов, умели делать точные предсказания, предпочитали жить в лесу и даже составили свой собственный гороскоп. Что еще вы не знали о друидах? Читайте в нашей статье.

В наши дни существует большое разнообразие гороскопов. Воспользовавшись интернетом, вы без труда сможете определить, какому цветку вы соответствуете, какой планете, какому времени года и так далее. Оказывается, существует и еще один гороскоп, который гораздо древнее, чем можно себе вообразить. Это гороскоп друидов – он насчитывает более двух тысяч лет. Впервые гороскоп друидов, или иными словами – галльский гороскоп, упоминается в записях христианских монахов, которым зачем-то понадобилось фиксировать хронику язычников. Так что вопреки расхожему мнению, друиды это вовсе не мифические существа, а вполне реально существовавшие люди, жрецы кельтских племен.

Друиды, как и их «коллеги» шаманы и колдуны из разных стран, совершали магические обряды, жертвоприношения и занимались предсказанием будущего. Земные люди верили мудрецам безоговорочно. Для того чтобы получить почетное звание друида, человек должен был провести двадцать лет в полном одиночестве в лесу – так что неудивительно, что молодых друидов среди кельтов не наблюдалось.

Лес колдуны считали святым местом, где открывается условный портал для общения с неземными существами. С деревьями жрецы обходились как с живыми существами, наделяя их душой и даже характером. Они утверждали, что каждое дерево, как и человек, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. Каждое требует определенных условий жизни. Было у друидов и свое излюбленное растение – омела. Оно использовалось и во врачевании, и в предсказаниях, и в управленческих делах, и в обрядах жертвоприношения, поэтому к сбору омелы готовились заранее. Жрецы верили, что снадобья из омелы нейтрализуют любой известный яд. Любовь к этому волшебному растению, кстати, сохранилась и до наших дней, венками из листьев омелы европейцы украшают свои дома на Рождество.

Кельты в свое время занимали колоссальную по размерам территорию, по большому счету – всю современную и хорошо знакомую туристам западную Европу. Именно они заложили фундамент западноевропейской цивилизации. Как у всяких уважающих себя язычников каждое отдельное их поселение нуждалось в собственном жреце, способном разговаривать с богами без особых затруднений. Но помимо общения с высшими силами, друиды так же обязаны были фиксировать героические подвиги кельтов, желательно в стихотворной форме, поэтому брали в друиды только поэтов – иначе ничего бы не получилось. В те далекие времена «должность» друида считалась крайне почетной. За советом к жрецам обращались как мелкие правители, так и короли. Они так же были освобождены от воинской службы и уплаты налогов.

Правда, например, у ирландцев друиды быстро утратили поэтические способности и превратились в аналог современных деревенских знахарей, зато галлы – предки нынешних французов – к своим жрецам относились куда более трепетно, возводя своих мудрых старцев практически в разряд полубогов (ну или по крайней мере небесных посланников). Вспомните хотя бы знаменитые истории про Астерикса и Обеликса – предки французов к своим «волшебникам» относились крайне почтительно. У галлов даже существовали праздники, посвященные друидам – Самайне и Белтайне. Под руководством жрецов участие в празднованиях принимали жители всех ближайших поселений. Считалось, что в дни этих праздников грань между мирами истончалась, и в гости могли прийти посланцы других миров.

Что же касается непосредственно гороскопа, то вдохновение для его создания друиды черпали опять-таки из деревьев. Согласно их науке, дата рождения каждого человека связана с определенным растением. Большое значение друиды при этом придавали зимнему и летнему противостоянию Солнца, весеннему и летнему равноденствию. Собственно, положение Солнца относительно Земли и служит основой их гороскопа. В соответствии с ним, судьба человека, его будущее, характер и способности зависят от удаления Солнца от Земли в день его рождения. Поэтому каждый знак гороскопа друидов имеет два периода действия.

Друиды верили: чтобы изменить свою судьбу к лучшему, нужно наладить связь со своим деревом: общаться с ним при помощи прикосновений. Считалось, что в лихое время человек должен пойти в лес или сад, найти дерево, соответствующее дате рождения, и поговорить с ним, прислониться к его стволу и физически представить себе, как энергия дерева перетекает в его тело. После чего полагалось поклониться дереву, поблагодарить его и напоследок украсить ленточкой.

Века добавили друидам много мифологии и тайн, так как же отделить факты от фантазий?

Несмотря на их популярность в некоторых фэнтезийных играх или среди некоторых языческих движений нового времени, сегодня мы многого не знаем о друидах, древнем социальном классе, который часто ассоциируется с мистикой и магией. Это связано с тем, что о них осталось мало свидетельств, что позволило последующим поколениям придумать и добавить новые подробности об этих загадочных людях.

Друиды были священническим социальным классом среди древних кельтских народов, живших в Ирландии, Британии и Галлии (регион, охватывающий современную Францию и большую часть Западной Европы).

Хотя друидизм, вероятно, очень древний, мы не знаем, когда он возник, и даже происхождение слова “друид” неясно. Его первое употребление встречается в латинских и греческих текстах, несмотря на то, что оно имеет кельтские корни. Существует распространенное мнение, основанное на ранних этимологиях, что оно происходит от doire, ирландско-кельтского слова, обозначающего дуб, который ассоциировался со знанием и мудростью. Однако более поздние этимологии склоняются к тому, что оно означает “сильный видящий” или “сильное видение”.

Большая часть информации о друидах получена от сторонних культур, особенно от римлян. Это первая проблема, с которой мы сталкиваемся при изучении их истории – нет возможности узнать правду о них.

Согласно Юлию Цезарю, который вторгся в Галлию в 50-х годах до н.э., друиды “занимались священными делами, проводили общественные и частные жертвоприношения и толковали все вопросы религии”. Они пользовались большим уважением среди кельтов, которые обращались к ним за наставлениями по всем юридическим и духовным вопросам, как общественным, так и частным. От них не требовалось заниматься ручным трудом или служить в армии, и они были свободны от уплаты налогов. Их основная роль, как предполагает Цезарь, заключалась в том, чтобы служить посредниками между духовным миром и повседневной жизнью, но они также отвечали за человеческие жертвоприношения.

Этот аспект практики друидов, по мнению Цезаря, был важной частью их роли в обществе. Он описал, как тех, кого выбрали для церемониального убийства, помещали в большие плетеные чучела – плетеных людей – где их сжигали в качестве жертвоприношения. Описание Цезарем друидов остается одним из самых важных рассказов об этих жрецах, но оно в значительной степени основано на слухах и считается анахронизмом, поскольку опирается на работы более ранних авторов, таких как Посидоний.

Другие комментаторы, такие как греческий историк Диодор Сикул, также упоминали об использовании друидами жертвоприношений, но скорее как способ предсказания будущего, чем для умиротворения богов. Друиды, писал он, “готовят человеческую жертву, вонзая кинжал в ее грудь; наблюдая за тем, как конвульсируют его конечности при падении и как хлещет кровь, они могут прочесть будущее”.

Несмотря на ужасающие и будоражащие воображение подробности этих рассказов, среди историков существуют значительные сомнения в том, в какой степени человеческие жертвоприношения действительно практиковались среди кельтов.

Во-первых, хотя жертвоприношения, безусловно, были характерной чертой их религиозной практики, жертвами чаще всего становились животные, а не люди. Во-вторых, идея о том, что эти таинственные жрецы практиковали столь дикие ритуалы, могла также служить полезной пропагандой для римлян-завоевателей, которые опасались их политического влияния на кельтские общины.

Действительно, существуют некоторые археологические свидетельства того, что кельты железного века могли практиковать ритуальные убийства, но, вероятно, если они и имели место, то были менее распространены, чем принято считать, хотя даже это далеко не окончательно.

Цезарь считал, что Британия была центром друидизма и что люди со всей Галлии отправлялись туда, чтобы стать друидами, но это опять же не бесспорно.

Сегодня люди часто связывают Стоунхендж с друидами, однако неизвестно, имели ли друиды какое-либо отношение к строительству этого древнего памятника, поскольку первые упоминания о них в исторических записях датируются примерно 2000 лет назад. Более того, в письменных текстах тех лет нет никаких ссылок, связывающих друидов с каменными кругами или подобными памятниками, и уж тем более со Стоунхенджем. Вместо этого, по преданию, их обряды проходили в лесных рощах.

Как и римляне, друиды были политеистами, поклоняясь пантеону богов и меньших божественных сущностей. Однако возрожденцы 19 века и современные язычники/неодруиды объединили друидизм с более христианскими идеями, переквалифицировав их в монотеистов, верящих в единую творческую силу, стоящую над всеми остальными. Такие утверждения основаны на романтизированных идеях, которые в значительной степени оторваны от исторической реальности. Свидетельства, на которые ссылаются такие сторонники, были созданы в 18 и 19 веках, а не в классический период. Именно эти источники связывают друидизм со Стоунхенджем.

По мере распространения христианства в Европе, друиды все дальше уходили в безвестность. К VIII веку н.э. их численность, по-видимому, сократилась до небольшого присутствия в Ирландии. На протяжении веков образ друида превратился из священника в мага или целителя в средневековом фольклоре и литературе.

Несмотря на современные возрождения и подражания их воображаемым практикам, историческая реальность, стоящая за друидами, остается неизвестной и не поддается проверке. Мы не знаем, кем они были на самом деле и можно ли вообще говорить о “друидах” как о коллективной группе, а не как об общем термине, охватывающем всех – от жрецов и бардов до философов и учителей. Археологические данные также вызывают споры, поскольку у нас до сих пор нет ни одного артефакта, который был бы однозначно связан с их таинственными путями.

Для одних эти пробелы являются благодатной почвой для интерпретации и адаптации, но для других они остаются дразнящим напоминанием о том, как мало мы знаем на самом деле.

Слово «друид» использовали еще античные авторы. Цезарь в «Записках о галльской войне» писал о жрецах галлов, называя их druides, что является множественным числом от druid. В кельтских языках существуют слова drui и dryw, происходящие от одного корня и означающие «знание о дубе» или, возможно, «истинные, великие знания». Но так или иначе уже само слово «друид» отсылает нас к культу деревьев, который был основой и религии, и магической практики этих магов-жрецов.

Правда, информации об этом культе сохранилось мало. Больше интересных сведений можно найти в древнеирландских сагах, а вот о магии континентальных друидов сведений почти нет. И это неудивительно. Как сообщает Юлий Цезарь, друиды запрещали римлянам записывать их стихи, легенды и тем более заклинания, так как не хотели, чтобы наделенные магической силой слова узнали непосвященные.

Из разнообразных источников известно, что храмов у друидов не было, а для совершения магических обрядов использовали священные леса и рощи, а также источники. Так, известны названия священной дубовой рощи галатов (одного из кельтских племен) Друнеметон (Drunemeton) и священного леса Неметодур (Nemetodurum), существовавшего когда-то в пригороде современного Парижа. Названия эти, несомненно, связаны со священными местами силы – неметами.

О магических же обрядах, которые свершались друидами в священных рощах, известно мало, но некоторые сведения дошли до нашего времени благодаря «Запискам» Юлия Цезаря и трудам Диодора Сицилийского, Плиния и других античных авторов.

Так, у каждого друида было свое дерево, с которым устанавливалась колдовская связь. Дерево давало друиду сверхъестественные силы, помогало делать предсказания. Чтобы увидеть грядущее, он под чтение заклинаний погружался в особый транс, похожий на гипнотический сон. После того как маг просыпался, он сообщал о важных событиях, которые ждут людей его племени в будущем.

Так, друиды сообщали кандидатуры будущих вождей и царей. О подобном магическом предсказании повествуется в древнеирландской саге об избрании нового короля Тары.

Среди обладающих магической силой растений, которые почитали друиды, чаще всего упоминается омела. Этот древовидный кустарник-паразит, вырастающий на ветвях кленов, тополей, дубов, считался священным, в языке галлов он назывался словом, означавшим «та, что исцеляет все». Более всего ценилась именно омела, выросшая на ветвях дуба.

В древнеримских источниках описывается ритуал срезания омелы с редкого каменного дуба. Это делал друид, облаченный в белые одежды, золотым серповидным ножом. После чтения заклинаний жрец босиком влезал на дуб и, срезав омелу, заворачивал ее в белую ткань. Чтобы поблагодарить дерево за его дар, у подножия дуба приносили в жертву двух молодых быков.

«Друиды, – писал Плиний, – ибо так зовутся их волшебники, ничего не считают столь священным, как омелу и дерево, на котором она растет, всегда представляя этим деревом дуб. Однако они избирают дубовые рощи только ради этого дерева и никогда не проводят ни одного обряда, если у них нет дубовой ветви… На самом деле они полагают, что все растущее на дубе было послано с небес и является доказательством того, что это дерево было избрано самим богом.

Однако омелу редко можно найти на дубе, и если они находят, то срывают ее с должными религиозными обрядами, по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день потому, что Луна уже оказывает значительное влияние, хотя не достигает еще и половины своего пути. Они называют омелу словом, означающим на их языке „всеисцеляющая“».

С помощью разных растений друиды не только лечили болезни, они могли сделать особое зелье забвения, выпив которое человек забывал то, что хотел друид. Были зелья, дарующие волшебный сон или наделяющие человека большой силой.

Хотя друиды активно использовали растения и изготовленные из них зелья, но основная их магическая сила заключалась в заклинаниях. Кельтские жрецы воздействовали на реальность с помощью слова, доступного только непосвященным. И, судя по сагам и легендам, сила магического слова друидов была почти безграничной. Они властвовали над всеми стихиями.

Так же как древние библейские пророки, друиды могли призывать воду, ударив об землю посохом. Причем это была не простая чистая вода, а обладающая целебной силой, способной не только излечивать раны, но и исцелять бесплодие. Подобная история рассказывается в саге о рождении Коналл Кернаха, старшего или молочного (в разных версиях) брата Кухулина.

Могли друиды управлять и ветрами, причем упоминается магический «Ветер друидов», поднимавший такую бурю, что воды океана выплескивались на сушу. Этим жрецам была подвластна и магия огня, напоминанием о силе которой служат ритуальные костры главных праздников Колеса года.

Магия слова применялась очень широко: заклинания предваряли начало любого важного дела, в обязательном порядке использовались для зачарованного оружия или как проклятия, насылаемые на врагов.

В записках древнеримского историка Плиния описан интересный обряд «длуи фулла» (dlui fulla): друид читал заклинания над пучком соломы, затем бросал его в лицо человека, и тот становился безумным. Упоминания этого обряда встречаются и в некоторых ирландских сагах. Кстати, это очень яркий пример симпатической магии в сочетании с внушением и самовнушением. Уверенный в силе магического слова человек действительно становился безумным.

С помощью заклинания «фетх фиада» друид мог сделаться невидимым или скрыть за пеленой тумана другого человека. А использовав заклинание «фитх-фатх», друид мог сам превратиться в другого человека или любое существо.

Считалось, что друиды могут словом заморозить человека до смерти или вызвать любую другую болезнь. Особым видом вредоносных заклинаний были насмешки, или, как их называли римские авторы, сатиры. Сочиненное стихотворное заклинание с оттенком насмешки или издевательства могло по желанию друида покрыть лицо жертвы пятнами, прыщами или убить ее.

Лучше всего искусством насмешки, стихотворных заклинаний и волшебных песен владели филиды, или барды, – певцы и поэты, владевшие магией слова. Так, по легенде, филид Неде сочинил на короля Кайера сатиру, в результате чего на лице правителя вскочили три волдыря. Владели филиды и техникой установления связи с потусторонним миром, и искусством прорицания, за что их уважали и часто боялись даже короли и вожди.

И именно филиды, всегда отличавшиеся высоким уровнем образования, с распространением христианства становились первыми монахами и настоятелями монастырей, потому что новая религия привлекала новым знанием, новым словом. А молитвы воспринимались как такие же заклинания.

Друиды, несмотря на их могущество в древности, сошли с исторической арены значительно раньше, чем филиды. С утверждением христианства эти мастера слова еще долго оставались хранителями традиций, мифов и кельтской магии. Как считает Миранда Олдхаус-Грин, последние филиды исчезли только в XVII веке.

Ирландские саги, которые дают нам интересную информацию о магии друидов, были записаны уже после распространения христианства на латыни теми самыми монахами ирландского происхождения, что когда-то были филидами. А в древности саги существовали только в устной традиции.

Тем не менее письменность у кельтов имелась, но она была особого рода: магическое огамическое письмо было для кельтов тем же, чем руны – для скандинавов. Оно не использовалось не только в повседневной жизни, но и для записи мифов и историй о богах. Предназначались магические знаки исключительно для составления заклинаний и волшебных формул.

В древнеирландском трактате о письменности изобретателем огама назван владыка магии Огмий, который в то же время считался богом красноречия. Эти тайные письмена встречаются в виде черточек и насечек на камнях, смысл которых был известен только друидам, и знание это исчезло вместе с ними. Хотя значение символов огама известно, но большинство надписей написаны на тайном языке, и расшифровать их почти не представляется возможным.

Предосторожности друидов вполне объяснимы: письменность была связана с более могущественной и опасной магией, чем устная речь, и потому использовалась только в исключительных случаях. С помощью знаков огама, нанесенных на деревянные палочки, можно было также гадать, предсказывать судьбу и т. д. Набор таких палочек иногда называли Оракулом дерева, да и сами знаки напоминали ветви деревьев.

Для магии друидов были характерны разные виды мантики и дивинаций: прорицаний, видений, общения с духами и призраками. Для такого рода волшебства требовалось особое состояние транса, которое иногда достигалось поеданием кровавого сырого мяса. Разумеется, само мясо не обладает галлюциногенными свойствами, поэтому такой ритуал сопровождался чтением заклинаний и дыхательными практиками.

Известно особое дыхание, которое практиковали друиды. Оно называлось «дыхание смерти» и предполагало ритмичные вдохи и выдохи на каждые пять ударов сердца. Ну и, естественно, чтение заклинаний.

Такое жутковатое название эта дыхательная практика получила потому, что использовали ее для некромантии, то есть вызова духов умерших и контакта с ними. Обучая своих учеников, друиды приводили их на кладбище, где те ложились на могилу и с помощью «дыхания смерти» устанавливали контакт с умершими.

Друиды никогда не воевали оружием, их сила была в слове. Возможно, поэтому они не смогли или не захотели противостоять христианским священникам, также владевшим священным словом. Не исключено, что исчезновению друидов способствовала замкнутость этой группы магов, охранявших свои тайны, поэтому, опасаясь передать магические знания недостойным, они унесли их с собой на Тир на Ног – небесный остров вечной юности.

Друиды – это тема, окружённая ореолом мистики и древних тайн. Первые упоминания о них возникли в кельтских обществах, преимущественно на территории современных Британии и Франции. Они были почитаемыми членами общества, занимавшимися магией, лечением и судебным разбирательством. Исходя из древних записей, друиды владели знаниями о природе, звёздах и лечебных травах. Их часто считали посредниками между людьми и богами, что давало им особое положение. Большую роль они играли и в образовании, передавая свои знания следующим поколениям.

Интересно, что исторические факты о друидах дошли до нас через записи римских и греческих авторов, так как сами кельты письменностью не пользовались. Эти источники описывают друидов как мудрых старцев, проводивших различные религиозные обряды. В частности, они были известны своими жертвоприношениями, иногда даже человеческими, что, однако, вызывает споры среди современных исследователей. Принадлежность к друидам считалась большой честью и предполагала долгий путь обучения.

В практиках друидов значительную роль играла астрология и наблюдение за звёздами. Это знание позволяло им определять лучшее время для посева сельскохозяйственных культур и устраивать праздники в соответствии с лунным календарём. Также их знания в области растений и лекарственных трав использовались для излечения болезней и создания зелий. Друиды верили в перерождение души, что существенно влияло на их философию и обряды.

Друидов можно считать первыми экологами, так как они почитали природу и учили жить в гармонии с окружающим миром. Их уважение к деревьям, особенно к дубу, известно далеко за пределами их общин. Считалось, что именно в дубовых лесах пребывают духи предков и богов, поэтому друиды часто проводили свои ритуалы именно там. Это приводит к мысли о том, что они были не только духовными наставниками, но и хранителями природы.

Интерес к друидам не угасает и в наши дни. Во многом благодаря популяризации кельтской культуры и религии, а также интереса к языческим традициям. Современные неоязыческие движения, такие как друидизм, пытаются возродить древние обряды и взгляды друидов, приспосабливая их к современной жизни. Участники этих движений собираются вместе, чтобы отпраздновать солнцестояния и равноденствия, следуя древним традициям.

Одной из главных задач современных друидов является защита окружающей среды. Это в корне соответствует древним учениям о гармонии с природой. Они считают, что каждое живое существо имеет душу, и человек должен уважительно относиться как к животным, так и к растениям. Таким образом, возвращение к традициям друидов видится многими как путь к устойчивому развитию и экологической сознательности.

Рассматривая друидов через призму современности, нельзя не отметить, как многое из их знаний и учений актуально по сей день. Их стремление к познанию мира, уважение к природе и активная жизненная позиция являются примером для современного человека. Возможно, именно в этом кроется секрет непреходящего интереса к друидам и их учению.

Вопросы о том, насколько точно современные восприятия отражают древнюю действительность, остаются открытыми. Но безусловно, друиды оставили яркий след в истории кельтской культуры, став важной частью её наследия. Их вклад в изучение природы, астрономию, философию и религию продолжает вдохновлять учёных, исследователей и обычных людей.

Спустя столетия, друиды продолжают покорять воображение людей своими знаниями и властью. Они напоминают нам о временах, когда человек был единым целым с природой, стремясь к знанию и гармонии. Возможно, в современном мире, полном технологий и стремления к прогрессу, именно эти идеи помогут нам найти путь к лучшему будущему.

Но самое важное, что друиды учат нас уважению к жизни во всех её проявлениях. Возможно, сегодня, как никогда, важно вспомнить и принять к сердцу этот урок. Урок, который поможет нам построить мир, где человек и природа существуют в гармонии и взаимопонимании.

Большинство исторических источников, которыми мы располагаем, были написаны недруидами. Кельтское жречество в конечном итоге стало побежденным народом в 60 году нашей эры, когда римский губернатор Англии Светоний напал на их сердце – остров Англси – надеясь, что все выжившие вымрут. И его план по большей части удался, за исключением нескольких скрытых священных мест. Интересно, что сегодня ученые и археологи в Британии заявляют, что не существует реальных физических «доказательств» фактического существования друидов. Поэтому для получения информации мы полагаемся исключительно на некельтских писателей.

Зная это, трудно поверить, что какие-либо рассказы о друидах точны на 100%. Так как именно завоеватели писали свою историю. Юлий Цезарь, Цицерон и Страбон – одни из самых известных римлян, записавших свои наблюдения и мнения о друидах. Большая часть того, что мы знаем, взята из их сочинений, а также из исторических исследований, основанных на археологических свидетельствах.

Кельтское слово «Друид», в грубом переводе, означает «знающий дуб». Нельзя отрицать, что они были людьми магии. Но они также занимали и другие почетные должности: учителя, доктора, священники, судьи и помощники королей. Они были высокообразованными, и для получения статуса послушников требовалось до 19 лет. Они жили на Британских островах и в Галлии, но нельзя исключать, что они жили где-нибудь, где жили кельты. Некоторые ученые указали на сходство слов «Друид» и «Дриада» , термина, обозначающего дух дерева в греческой мифологии.

Юлий Цезарь впервые написал о кельтском жречестве около 40-50 гг. до н.э. Таким образом, первые письменные свидетельства о друидах появились 2400 лет назад и 1200 лет назад, когда они подверглись нападению и были заменены христианством. Историки полагают, что друиды появились еще до появления кельтского жречества, но когда именно зародился друидизм, остается только догадываться.

Друидская теология снова остается загадкой. Из писаний Цезаря мы знаем, что жрецы и жрицы преподавали свои гимны тайно. И было запрещено их записывать. Друиды не вели никаких записей. Вполне вероятно, что друиды верили в ту или иную форму реинкарнации, поскольку Цезарь, Сицилий и Лукан (римский поэт) упоминают друидскую веру в реинкарнацию в разных формах. Некоторые связывали это с пифагорейской теорией метемпсихоза, согласно которой душа может обитать как в теле человека, так и в теле животного, в то время как другие понимали, что это больше похоже на миграцию души.

Древние друиды верили в многобожие, поскольку их веру в нескольких богов и богинь соблюдали римляне. И они, конечно, верили в гадание и магию.

Хотя классицисты подробно писали о знаниях друидов в области науки, астрономии, естественной философии и ценностей/морали, мы не знаем точно, какие системы они имели или чему учили. Мы знаем, что они знали достаточно астрономии/астрологии, чтобы создать календарь, имели свои собственные мифы о мире природы и достаточно материала, чтобы их послушники могли учиться в школе почти двадцать лет! Но, к сожалению, без письменных записей все, что мы можем сделать, это строить обоснованные предположения.

Да. Спорным является тот факт, что были фактическими людьми, совершившими убийство. Но три разных автора отметили, что: «В религиозных делах друиды были верховными, поскольку только они «знали богов и божеств небес». Они руководили и организовывали все обряды. И участвовал в «публичных и частных жертвоприношениях», и «ни одно жертвоприношение не было полным без вмешательства друида».

Из этих рассказов мы также знаем, что друиды также совершали гадания по трупам, чтобы предсказывать будущие события. Интересно отметить, что археологи полагают, что болотные мумии во многом связаны с жертвоприношениями друидов. Еще более интересно то, что в эпизоде NOVA под названием «Призраки убитых королей» о болотных мумиях, принесенных в жертву, были люди богатые и знатные. Их выводы были основаны на содержимом желудка, одежде и украшениях. Если все это верно, это означает, что даже короли не отвергали власть друидов и становились жертвами, добровольно или принудительно, если их земли не приносили устойчивого урожая или люди страдали иным образом.

Легенда о Плетеном человеке основана на сообщениях Цезаря о жертвоприношениях, принесенных друидами, которые построили гигантскую человеческую фигуру из веток, а затем набили ее живыми существами (включая людей) и сожгли дотла. Плиний даже зашел так далеко, что заявил, что друиды были каннибалами, поедавшими плоть своих врагов. Но помните, о чем мы говорили раньше? Победители написали историю друидов, и многие из этих утверждений, возможно, были просто антидруидской пропагандой, поскольку у нас нет археологических доказательств, подтверждающих их. А еще давайте вспомним, что многие древние культуры так или иначе участвовали в жертвоприношениях. Не только кельты!

Женщины-друиды, которых обычно называют, могли выполнять и выполняли те же роли, что и их коллеги-мужчины. На самом деле многие женщины-друиды были воинами и стратегами. Единственное, в чем они существенно отличались от кельтских жрецов, – это использование гадания. Обычно женщины-друиды в большей степени выполняли роль прорицателей, чем друиды, когда дело касалось функций оракула.

Друидские гадательные практики были хорошо известны своими пророчествами, сновидениями, предсказаниями, предзнаменованиями, чтением лопаток домашнего скота, бросанием жребия (бросание группы палок, костей или камней и чтение узора) и гаданием.

Говорят, что британская кельтская королева Боудикка произошла от друидов и, возможно, сама считалась друидом. Скатах, женщина-воин в ирландской мифологии, некоторые считают, что она также была друидом.

Вероятно, самая известная нео-друидская организация называется Орденом Бардов, Оватов и Друидов. Она была основана в Великобритании в 1960-х годах и сегодня насчитывает более двадцати тысяч членов. Они являются международными и существуют более чем на шести языках и имеют более 200 личных групп по всему миру. Если вы хотите узнать больше о нео-друидской практике и членстве в ОБОД, посетите их сайт! Существует также Сеть Друидов, которая не является орденом друидов. Но он стремится объединить нео-друидов по всему миру и распространить информацию о нео-друидизме.

Древние друиды значили много для разных людей. Как мы уже говорили, они были учителями, врачами, советниками, священниками, стратегами, прорицателями и многими другими! Изучите все, от астрологии до травничества и кельтских форм гадания (например, огама), и вы познакомитесь с древними друидами.

Друидов почитали и превозносили выше королей, считая их избранниками богов. Воспоминания Юлия Цезаря так же подтверждают неоспоримый статус друидов. В своих записях о "Галльской войне" он описывает их как людей почитаемых, к которым обращаются по многим вопросам, а молодежь стремиться попасть к ним в ученики. Друиды выносят вердикт по все частным и общественны делам, будь то наследство или споры за территорию. Так же они выносят приговоры и если кто-то не подчиниться их словам, то будет навсегда отлучен от жертвоприношений, означающие, что сами боги отвернуться от человека. Так же слава друидов заключается в их магических способностях, способные управлять стихиями, лечить болезни и залечивать раны, а в некоторых случаях на короткий промежуток времени воскресить павших воинов.

Так почему они настолько могущественны? Где источник их силы? Одна из историй рассказывает о тайном острове" в северном море", где друиды обучались своему "ремеслу". По совместительству этот остров является прародиной всех кельтов и носит название Авалон. Поговаривают, что он существует до сих пор и представляет собой оплот оставшимся друидам, которые проживают там, изучая мир и великую силу богов. По другой версии у друидов есть наставницы "дриады" богини лесов. И именно они наделяют достойных великой силой.

Какого бы не было происхождения силы, но знания друиды хранить умели. Они не оставляли записей. Все знания передавались ученику, которого так же тщательно избирали. Будущий ученик должен был иметь особую метку, которую могли разглядеть лишь высшие друиды, а после, так сказать, зачисления на "курсы друидства" ученику предстояло 20 лет тяжелого обучения, сутки напролет запоминая на слух знания, что ему передавал учитель. Знания-сила. Даже друиды в столь далекое время понимали это.

Помимо Юлия Цезаря много римских авторов, или если их можно назвать историки, описывают друидов как ярых поклонников кровавых жертвоприношений. Которые "ложили" на алтарь пленников с преступниками и иногда простых соплеменников. В описании ежегодного съезда друидов "карнутская ассамблея" говорится чуть ли не о массовых убийствах, после которых тела сжигали. Правда, римляне приукрашивали действия друидов, все таки они были враги в войне и негативный образ помогал римским легионерам представить отставших в развитие варваров, которых необходимо спасти и наставить на путь истинный. Чаще всего богам преподносились трофеи. Добытые в бою драгоценности закапывали в священных рощах либо топили в озерах, олицетворявших одного из богов.

После завоевания Ремлянами Галлии настала эпоха конца друидам в Европе. Священные рощи были вырублены, святилища и места силы разрушены. Друиды нашли временное пристанище в горах Шотландии. Однако после того, как туда направились саксы, мудрецам пришлось перебраться в Ирландию. За время странствий и поиска нового дома, после гонений христианства, пытавшихся искоренить язычество в Европе, друиды утратили часть своего величия. Что-то погибло вместе с мудрецами, которые не успели передать ученикам все что знали. Другая часть силы погибла вместе со священными рощами и богами, которым мудрецы поклонялись всю жизнь.

Некоторую скудную информацию можно получить из упоминаний, встречающихся в текстах других античных авторов. Друидами были как мужчины, так и женщины, которые предсказывали будущее по результатам ритуальных жертвоприношений, включавших и животных, и людей. Календари также находились в ведении друидов.

На вопрос о происхождении жреческого сословия друидов трудно дать однозначный ответ. Хотя археологи утверждали, что в некоторых захоронениях содержатся останки друидов, а отдельные предметы являются элементами их системы верований, ни одно из таких утверждений не выглядит убедительно, за исключением календаря из Колиньи в Восточной Галлии, обнаруженного по чистой случайности в 1897 году. Это большая бронзовая пластина размером 5 на 3,5 фута, с выгравированным распорядком лунных месяцев и особыми отметками для удачных и неудачных дней. Однако составители календаря пользовались римскими цифрами, поэтому он мог сформироваться под влиянием латинского образа мысли.

Наиболее ранним автором, писавшим о друидах, является греческий географ Посейдоний, живший около 100 года до н. э.; более поздние авторы часто ссылаются на него. В общем и целом, ранняя история друидов находится в области вымыслов и догадок. Даже если сословие друидов зародилось за несколько столетий до Посейдония, остается огромный пробел продолжительностью примерно 1000 лет между их появлением и последней фазой строительства Стоунхенджа.

Отсутствие связи подтверждается археологическими находками эпохи друидов как на территории самого Стоунхенджа, так и в других местах Британии. После сооружения внутреннего кольца сарсенов и «синих камней» всякая деятельность в Стоунхендже практически прекратилась, а от эпохи друидов осталось лишь несколько керамических черепков, возможно, попавших туда по чистой случайности. Каменные круги не играли никакой роли в религии друидов, которые пользовались деревянными храмами или священными рощами для отправления своих обрядов. В сущности, само слово «друид» может происходить от существительного dru, или «дуб».

Что же случилось с друидами? Большинство современных трудов на эту тему заканчивается описанием рокового побоища, устроенного римлянами на острове Англси неподалеку от северо-западного побережья Уэльса. В 61 году н. э. римляне завершали завоевание Уэльса, но, подступив к Менайским проливам, они столкнулись с ужасным врагом. Эта сцена была описана римским историком Тацитом: «На морском побережье (Англси) собралась плотная масса вооруженных мужчин. Среди них с пылающими факелами в руках бегали женщины в траурных тогах, с растрепанными волосами, точно фурии, а повсюду вокруг стояли друиды, воздымавшие руки к небесам и призывавшие ужасные проклятья на головы врагов».

Римский генерал Павлиний убедил своих воинов наступать несмотря ни на что, и они пересекли пролив, устроив бриттам ужасное побоище на острове Англси.

Друидизм был поставлен вне закона римскими императорами, для которых была особенно неприемлема практика человеческих жертвоприношений и использование религии в антиримских целях высокопоставленными жрецами друидов. Однако история друидов на этом не закончилась. Даже в Галлии встречаются более поздние упоминания о жрицах друидов, хотя эпоха организованного жречества, по всей видимости, действительно подошла к концу.

Ситуация была иной за пределами Римской империи, в Шотландии и Ирландии. В ирландских преданиях, а также в жизнеописаниях ирландских, шотландских и некоторых валлийских святых есть упоминания о друидах. Как правило, это неодобрительный отзывы, что не удивительно для христианской литературы. Но есть некоторые удивительные исключения. В жизнеописании св. Буэно (валлийского святого VI века) говорится о том, что он был встречен у небесных врат св. Петром, апостолами и какими-то друидами. В Ирландии св. Бригитта, жившая примерно в то же время, воспитывалась в семье друидов.

Однако по мере распространения христианства друидические верования постепенно угасали. Друиды, сначала выступавшие в роли мрачных злодеев, впоследствии стали едва ли не анекдотическими персонажами – предположительно, после того, как в них перестали видеть угрозу укреплению церковной власти.

Возрождение друидических верований в XVIII веке, поощряемое такими знатоками древностей, как Уильям Стакли, а также валлийскими националистами, стремившимися восстановить чувство национальной гордости, произошло лишь после долгого перерыва в истории друидов. В лондонской газете «Морнинг кроникл» есть статья об удивительном собрании людей, называвших себя «валлийскими бардами», которое произошло 23 сентября (день осеннего равноденствия) 1792 года на холме Примроуз-хилл: «После проведения всех необходимых церемоний был образован круг из камней, в середине которого находился маэн гор-седд (тронный камень), или алтарь, где лежал обнаженный меч. В конце ритуала барды торжественно вложили его в ножны».

К сожалению, эта романтическая церемония почти полностью была плодом воображения ее создателей. Валлийская бардовская традиция поэтов, певцов и арфистов вполне реальна, и ее современное возрождение многим обязано культу друидов, но она не имеет ничего общего с алтарными камнями, мечами, жертвоприношениями или каменными кругами. Нынешние друиды утверждают, что у них есть религиозное право доступа в Стоунхендж, но, несмотря на их желание выглядеть наследниками нерушимой религиозной традиции, они на самом деле представляют собой наследников романтических фантазеров XVIII-XIX веков.

Кельтский календарь несколько отличался от современного. В нем было 62 месяца, некоторые из них повторялись по несколько раз. Времен года в календаре было 4. Их смена отмечалась специальными праздниками. Самым главным кельтским праздником был праздник смерти Самон, когда на свет возвращались все умершие. Это был аналог современного Хэллоуина, почитаемого на Западе. Весна наступала после Имболка, которым заканчивался февраль. Лето встречали празднованием Бэлтейна. За праздником Луинесе следовал сбор урожая и наступление осени. За строгим соблюдением всех этих праздников, от которых завесила жизнь общины, следили жрецы – друиды.

Именно друиды были допущены к пользованию тайных знаний о природе вещей и устройстве мира, в том числе и календаря. Отбор в это общество друидов был суровым. Претенденты должны были проходить обучение на протяжении 16 лет. Только после этого они допускались к исполнению обрядов. За время обучения претендент должен пройти несколько ступеней, каждая давалась по достижению определенного опыта.

Достигшие первой ступени назывались оватами. Они должны были продемонстрировать знания в астрономии, поэтическом искусстве и медицине. Следующей ступенью было выучивание наизусть нескольких тысяч поэтический строк. Таких оватов называли бардами. Они получали право странствовать и транслировать остальным свои поэтические познания, а также сочинять новые баллады. Барды, показавшие свой талант и блеснувшие на поэтическом поприще, посвящались в настоящих друидов. После инициации им разрешалось самостотельно проводить религиозные службы. Далее следовала иерархическая лестница из шести ступеней, ведущая от низшего друидского чина к высшему.

В Англии и Ирландии были свои верховные друиды. Большой объем знаний и закрытость этого общества давали повод считать друидов магами и волшебниками. На самом деле, говоря современным языком, друиды попросту получали хорошее образование и могли свободно дискутировать на любые темы, «предсказывать» погоду и астрономические события. Помимо религиозных служб на плечи друидов ложилось и проведение ритуальных жертвоприношений. Самым распространенным и жестоким способом приносить людей в жертву ненасытным богам было сожжение заживо внутри большого плетеного чучела. Иногда сжигали несколько десятков человек одновременно. Это должно было разжалобить богов и избавить народ от их гнева.

Друиды были наделены большой властью. Они могли в прямом смысле вершить судьбы. Иногда друиды давали людям имена. Известен случай, когда герой ирландских сказаний по имени Сентанта взял по настоянию друида неблагозвучное имя Кухулин, что означало «пес Куланна». Молодого человека обвинили в убийстве пса известного в селении кузнеца. Кузнец пожаловался, что теперь некому будет охранять двор и настоял на том, чтобы обидчик взял себе щенка той же породы, что и убитая им собака и воспитал из него сторожевого пса, а пока щенок растет молодой человек должен сам по ночам охранять кузницу от непрошенных гостей. Кроме этого Сентанта должен был взять себе имя Кухулин – «пес Куланна», потому как будет работать вместо собаки кузнеца. Юноша отказался, но друид, присутствовавший на суде, настоял на смене имени, пообещав, что юноша войдет с этим именем в историю. Так и вышло и жизнь и приключения Сентанта стали сюжетом песен бардов.

Друды вообще славились точными предсказаниями. Считалось, что они могут по полету птицы или бегу животного определить грядущее событие или точно рассказать будущую судьбу человека. Неудивительно, что интерес к друидам не угасает до сих пор. В современной Англии существует целое сообщество неоязычников, которые чтут древние традиции, ходят в специальных одеждах и даже проводят некоторые обряды, аналогичные древним, правда без человеческих жертвоприношений.

В заключение, образ друидов, от древних мудрецов до современных экологов, напоминает нам о необходимости заботиться о нашем мире. Принимая во внимание их учения, мы можем внести свой вклад в защиту и сохранение природы для будущих поколений. Давайте почерпнем вдохновение из их мудрости и стремимся к жизни, наполненной уважением к окружающему миру. Это позволит нам не только сохранить, но и обогатить наше наследие для тех, кто придёт после нас.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (11.06.2024)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz