Ра́бство – система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено до XX века, в некоторых арабских и африканских странах существует до сих пор.
Рабство существовало с доисторических времён в различных цивилизациях, в большинстве случаев принимая те или иные институциональные формы. В настоящее время рабство запрещено во всех странах (последней отменила рабство Мавритания в 1981 году).
Существует мнение, что в современном мире есть явления, неотличимые от рабства. К таковым могут относить: крепостное право, закрытое содержание домашней прислуги, детей-солдат, торговлю людьми и насильственный брак. В соответствии с таким подходом, в современном мире на рабском положении находится, по разным оценкам, от 20 до 36 миллионов человек.
В современных условиях это социальное явление, характеризующееся тотальным ограничением прав человека (лица или группы лиц), его свободы, личной неприкосновенности, принуждением к подневольному труду, к выполнению работы, не ограниченной по времени или неопределённой по характеру, к сексуальной несвободе, а также эксплуатации лица в качестве объекта права собственности (путём продажи, сдачи внаём и др.).
Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращённые в собственность господина, стали рабами.
С точки зрения философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права – res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный брак без разрешения господина, продолжительность брачной связи – если она дозволена – зависит от произвола рабовладельца, которому принадлежат также и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб может стать предметом всевозможных торговых сделок.
Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства – медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.
Раб не является субъектом права как личность. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином – законное право последнего, а кем-то другим – рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности. Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.
На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война, сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Институт рабства возникал у разных народов одновременно с развитием классового общества, то есть по мере перехода от собирательства и охоты к сельскому хозяйству и скотоводству. Охотники-собиратели побеждённых в плен не брали, поскольку в этом не было экономического смысла. У современных охотников-собирателей, таких как аборигены Австралии или североамериканские индейцы рабства не наблюдалось.
У любой элиты в любую историческую эпоху существует стереотипное оправдание рабства: раб – человек простой, наивный, не способный к самостоятельной жизни.
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств – Древняя Греция и Рим. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. В Древнем Китае понятие си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н.э. В новое время рабство существовало в США и Бразилии, в незначительной степени – в Европе.
Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера. Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н.э. В библейских источниках рабство описано было после потопа (Быт. 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. 12:5, 14:14).
Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. В этой системе рабы составляли особый класс, из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс – рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам.
Положение рабов постепенно изменялось к лучшему. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом – рабов). Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни,забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина.
Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Всё это подрывало институт рабства. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез.
На рабском труде африканцев держалась экономика юного Ирака вплоть до восстания зинджей. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и тяжёлые условия их существования позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как Восстание зинджей (869–883 годов). В результате восстания зинджам удалось установить свой контроль над всем Нижним Ираком. В результате колоссального напряжения сил аббасидским халифам всё-таки удалось это восстание подавить.
Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция. За счёт рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек.
Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVI веке, после начала эпохи великих географических открытий. В ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев.
Основным перевозчиком рабов была Британская Империя. На конец XVII века четверть кораблей Британии перевозили рабов. Крупнейшими пунктами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль.
В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая трансатлантическая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века. Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли в Америку.
В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.
27 декабря 1512 года испанское правительство запретило использовать в колониях американских индейцев как рабов, однако одновременно разрешило ввозить в Новый Свет рабов из Африки. Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов. Во-первых, негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в 1,5-2 раза дороже здорового взрослого белого.
Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента в середине XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки.
Всего в Британскую Америку и позднее в США было ввезено около 13 миллионов африканских рабов. В среднем из 3-5 захваченных рабов на плантацию доставлялся лишь один, остальные погибали во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей, в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней.
Выгоды от плантаций хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов в Южных штатах США побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в подчинённом положении. Рабы находились фактически в полной власти своих хозяев. В 1801 году рабство было отменено в Сан-Доминго в результате Гаитянской революции – единственного в истории успешного восстания рабов.
В США возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к сецессии южных штатов и гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. В первое время после войны, под влиянием недоверия к южанам, правительство Соединённых Штатов вызвало негров к деятельному участию в выборах и в управлении. Но вскоре оказалось, что управление, составленное из менее культурных элементов, привело к отягощению южных штатов долгами и к разного рода злоупотреблениям.
С прекращением военного положения на Юге и возвращением полноправия белым в усмиренных штатах, они получили возможность к более полному осуществлению самоуправления, которым и воспользовались, прежде всего, для отстранения негров от участия в законодательной, судебной и административной деятельности (см.законы Джима Кроу).
Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии, где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в 1850 ввоза рабов. В 1866 были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений; в 1871 объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В 1885 освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в 1888 последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции, низвергнувшей императора дона Педру II.
В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807-1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи. В США рабство было отменено лишь в 1865 году. В публицистической литературе того времени в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России. Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае – в 1910 году. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания, – в 1981 году.
В современном мире торговля людьми занимает третье место в мире по доходности, после торговли наркотиками и оружием. Количество людей, находящихся в различных формах рабства, оценивалось в 2016 году в 45,8 миллионов человек.
Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон – обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labour).
Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос. На современных аукционах в Ливии стоимость раба начинается со 100 американских долларов за голову.
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Ангола, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма. После интервенции, рабство расцвело и в Ливии. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.
Так, в Мавритании потомки порабощённых много поколений назад чернокожих составляют касту рабов, которыми владеют арабы. Рабство передаётся по наследству: дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей. Количество рабов в стране оценивается в 600000 человек, что составляет 20% населения, это наивысший процент в мире.
В Индии по сей день существуют целые касты, поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.
В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий. Здесь культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства.
Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое. Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки – Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе. Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.
Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. Такая новая рабовладельческая система – присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость.
В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т.н. белым маврам – арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев – харатинов. Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 5–10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.
Ной, самый праведный из всех допотопных людей, сделал своего внука Ханаана рабом за то, что Хам (сын Ноя и отец Ханаана) зашёл к пьяному обнажённому отцу, увидел его наготу и рассказал об этом братьям, проявив таким образом неуважение к отцу. Авраам, библейский праведник, согласно Ветхому Завету, имел множество рабов, большинство из них он приобрел после того, как отдал свою жену фараону Египта.
В Древней Греции рабство было развито очень сильно. Больше всего несвободных трудяг угнетали в Спарте. Причем рабами здесь были не негры и чужестранцы, а такие же эллины-греки, но побежденные спартанцами. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом. Все илоты были собственностью государства, а оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование». Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать матерные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.
Самым пышным праздником в Древнем Риме был фестиваль в честь бога земледелия Сатурна. В этот день рабы получали много свобод. Они сами готовили еду, но обедали за праздничным столом вместе с хозяевами. По некоторым данным, хозяева даже накрывали им на стол. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.
Слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребёнка». Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребёнка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, непригодных ни для какой другой работы, но отличавшихся верностью дому.
Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды.
Римский император Нерон сочетался браком со своим рабом Скорусом на публичной церемонии.
Из своей экспедиции в Америку Христофор Колумб привез в Европу табак, картофель, помидоры, кукурузу, золото, рабов, и… сифилис.
Знаменитый древнегреческий философ Диоген Синопский тоже был рабом. Он направлялся к своим ученикам по морю, его корабль захватили пираты и привезли всех на невольничий рынок на Крите. Когда Диоген увидел среди покупателей состоятельного человека (Ксениада), он сумел уговорить купить его. Когда тот спросил, что он умеет делать, Диоген ответил: «Я умею делать хороших людей». Узнав, что ему предстоит воспитывать трех сыновей хозяина, он потребовал, чтобы Ксениад во всем его слушался: «Если ты покупаешь себе кормчего, который поведет твой корабль, чтобы он не столкнулся с рифами и не сел на мели, ты ведь его слушаешься? И врача ты будешь слушаться. А я поведу тебя и твоих сыновей через рифы и мели жизни, и буду врачевать душу».
Молодых красивых девушек продавали явно не для работы на плантации. Девственница стояла обнаженной и любой из потенциальных покупателей мог шлепать ее по ягодицам. При этом у «качественного товара» должно было заколыхаться все тело. Это свидетельствовало о том, что девушка не занималась тяжелой физической работой, была изнеженной и уготованной для удовлетворения хозяина. Подобный эпизод описывается в романе «Вся королевская рать».
Интересная система рабства была у ацтеков. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём бедняки иногда продавали в рабство и себя.
В 18 веке, Санкт-Доминик (Гаити) была самой богатой колонией Французской империи, ее называли «Жемчужиной Антильских островов.» Разбогатела Гаити в основном за счет вывоза рабов. В 1801 году бывший раб Туссен Лувертюр во главе полмиллиона гаитянских рабов поднял восстание против французских колонизаторов. После предательства Лувертюр умер во французской тюрьме. После смерти вождя революции его помощник, генерал Жан-Жак Дессалин, провозгласил себя Первым Императором Гаити Гаити и приказал убить большинство белых на острове.
В Древнем Риме отпущенный на волю раб становился гражданином, но полной свободы не обретал. Вольноотпущенник должен был бесплатно служить своему бывшему хозяину, который теперь назывался патроном, некоторое количество времени в неделю, голосовать за него на выборах, сопровождать в общественных местах и завещать часть своего имущества. Если эти условия не выполнялись, вольноотпущенника могли отозвать обратно в рабство. А вот его дети рождались уже полностью свободными гражданами.
Известный портрет Линкольна в полный рост – фотомонтаж. От президента на нём только голова, а всё остальное, включая интерьер кабинета, скопировано с портрета бывшего вице-президента Джона Колдвелла Кэлхуна. По иронии судьбы, Кэлхун был ярым сторонником рабовладельческой политики и образования Конфедерации южных штатов. Сделавший коллаж художник проявил внимание к деталям: на портрете Кэлхуна левая рука лежит на документах о свободной торговле и суверенитете, а та же рука Линкольна – на конституции и прокламации об освобождении рабов.
В канадской провинции Альберта находятся Большое Невольничье озеро, Малое Невольничье озеро и Невольничья река, хотя никакого рабства и плантаций в этой местности не было. Все эти названия произошли от проживавшего здесь индейского племени слейви, но изменились из-за путаницы с английским словом «slave», что означает «раб».
Среди других видов социальных отношений среди муравьёв существует и так называемое «рабовладельчество». Оно заключается в том, что муравьи похищают куколок из другого муравейника и воспитывают из них особей, которые, в свою очередь, затем выращивают расплод чужого вида. Причём если многие виды муравьёв могут заботиться о потомстве и без «рабов», то некоторые виды, например, муравьи-амазонки, умеют только добывать чужих куколок и не способны даже самостоятельно питаться.
В 1822 году Американское колонизационное общество приступило к реализации плана освобождения чёрных рабов и возвращения их в Африку. Для этого были куплены земли на западном берегу Африки, и в 1847 году переселенцы провозгласили новое государство – Либерию. Его конституция и законы были переняты у США, однако «американо-либерийцы» не стремились интегрировать в своё общество коренных негров этих земель. Они считали их людьми второго сорта, а общественная модель государства была по сути такой же, как в рабовладельческих южных штатах США до Гражданской войны. Ещё несколько десятков лет коренные жители не имели гражданства Либерии и права голоса.
Одним из первых законных рабовладельцев в истории Америки стал черный фермер, выращивающий табак, Энтони Джонсон. Причем он сам успел побывать рабом. Он родился в Анголе и был продан арабским купцам. В 1621 году он прибыл в штат Вирджиния, США, и был продан белому фермеру, выращивающему табак. В 1635 году они с женой получили свободу и немного земли в придачу. Он купил 4 белых рабов и одного черного.
В 1850-х, если раб хотел сбежать, ему ставили психиатрический диагноз «драпетомания». В качестве лечения прописывали порку или отрезание больших пальцев ног, чтобы сделать побег невозможным. Причиной «болезни» врач, придумавший диагноз, считал слишком мягкое и фамильярное отношение хозяев к рабу.
Существует всеобщее заблуждение, что рабство – явление прошлых веков. Несмотря на это, в 1940-х годах рабская сила использовалась при производстве баллистической ракеты V-2, а вот древние Египтяне использовали наемных рабочих для строительства пирамид.
Сейчас в мире больше рабов, чем когда-либо было. По подсчетам, около 27 миллионов человек живут в рабстве, из них 15 миллионов сосредоточено в Индии.
Джаз появился благодаря тому, что «Черные кодексы» запрещали рабам играть на барабанах. Новый Орлеан был единственным местом, где порядки были не настолько строгие, и рабы могли собираться по воскресеньям, чтобы попеть, потанцевать и послушать музыку.
Рабство в арабских странах началось задолго до создания США, оно длилось 14 веков, намного дольше, чем работорговля в Атлантике и Европе. Оно началось в 7 веке и продолжалось в той или иной форме до 1960-х годов. Законы шариата позволяли рабство, но запрещали использовать в качестве рабов мусульман.
Коренные американцы были рабовладельцами даже после закона, запрещающего рабство, вышедшего в 1833 году, из-за суверенитета племенных земель. Некоторые индейские племена, в частности чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы, также известные как «Пять цивилизованных племен», предпринимали попытки ассимилироваться с белым населением. Для этого они ввели официальное образование, перешли в христианство и даже стали рабовладельцами. Чикасо и чокто владели рабами аж до 1866 года, несмотря на то, что по окончанию Гражданской войны (1865 год) другие племена отказались от рабства.
К тому времени как в Бразилии запретили рабство, из Африки вывезли 4,9 миллионов рабов. Сегодня в Бразилии проживает самое большое количество людей с африканскими корнями (после Нигерии).
В 16-18 веках более миллиона белых рабов из Европы было продано османам пиратами, действующими в Северной Африке.
В 1930-х годах у 26 бывших рабов взяли интервью, в которых они совершенно спокойно рассказывали о тех днях, когда рабство в США было разрешено. Большинство из них было детьми, когда отменили рабство, или родилось во время Гражданской войны.
Мы, верующие люди, говорим: христианство – это свобода. А неверующие говорят на это: ваша Церковь лишает вас свободной воли, делает выбор за вас, пугает вас адом и превращает в рабов.
Вроде бы, вполне логичная и обоснованная претензия. Но только на первый взгляд, от которого ускользает такое базовое понятие в христианском вероучении, как – грех. Потому что в рабов нас превращают наши грехи и страсти. И чтобы в этом убедиться, совсем необязательно быть верующим. Это знает любой человек, например, пытавшийся бросить курить.
Ну ведь простая, казалось бы вещь – решил, что это вредно, захотел бросить – брось. Ум принял решение, воля его исполнила. Казалось бы – чего проще. Но это лишь теоретически. А на практике оказывается, что бросить курить удается совсем немногим даже из тех, кто абсолютно точно знает, что курение убивает его, и хотел бы избавиться от этой вредной привычки. Остальные же, продолжают курить всю оставшуюся жизнь, осознавая, что каждая выкуренная сигарета делает ее все короче и короче.
Разве это не рабство – делать то, что считаешь недолжным, неправильным? Служить собственному греху, зная, что это грех, ненавидя его, но все же продолжая совершать этот грех снова и снова – вот где настоящее рабство.
Святитель Феофан Затворник писал, что посмертные испытания духовного состояния души – мытарства – возможно, будут заключаться вовсе не в насильственном истязании грешников. Бесы могут просто представить душе в красочном и привлекательном виде те виды греха, к которым душа приобрела в земной жизни страстное влечение. И бедная душа сама, по собственному влечению останется на этом мытарстве, вместо того, чтобы идти к Богу. Чему ты раб, на том и застрянешь.
Христианство же уничтожает это рабство, указывает человеку, как снова сделать свою волю свободной от страстей и дает силы не грешить там, где ты сам хотел бы остаться чистым.
Это и есть – свобода верующего человека.
|