Звук есть всего лишь колебания воздуха, даже если эти колебания вызваны дрожанием скрипичной струны. Но наш мозг каким-то непостижимым образом превращает их в музыку Моцарта, от которой возникает чувство светлой радости или на глаза наворачиваются слезы. Мозг как-то соединяет физический мир с нашей абсолютно идеальной нефизической психикой. Однако ни одного научного факта, который бы демонстрировал этот процесс, неизвестно.
Да, нейрофизиологи проводят эксперименты, в ходе которых пытаются найти ту зону в мозге, которая реагирует на конкретный стимул, например фотографию бабушки или Мэрилин Монро. Но это, увы, ничего не дает нам для понимания механизма эмоционально-психологического восприятия человеком родной бабушки или знаменитой актрисы. Приходится признать, что между явлениями нейрофизиологии и психологией существует информационный разрыв, и, похоже, закрыть его будет так же сложно, как постичь загадки Вселенной.
Если мы, люди, имеем развитую психику, сознание, интеллект, то все это должно иметь какое-то эволюционное значение. Иначе естественный отбор просто не позволил бы развиться всем этим феноменам. У Homo sapiens есть мозг, масса которого составляет около 2% общей массы тела, но это невероятно энергоемкий орган, забирающий примерно четверть всей потребляемой организмом энергии. Зачем нам такое сложное и прожорливое устройство? Ведь очевидно, что в животном мире есть немало существ, которые не обладают развитой психикой, а при этом прекрасно приспособлены и пережили уже не одну геологическую эпоху. Взять, к примеру, иглокожих. Морскую звезду можно разрубить пополам, и из частей вырастет две морские звезды. Мы о таком могли бы только мечтать – это же почти бессмертие. А насекомые решают проблему приспособления иначе: они очень быстро меняют поколения, эффективно манипулируя своим геномом. Отдельная особь может жить всего несколько часов, зато все новые и новые организмы позволяют популяции в целом прекрасно приспосабливаться к изменившимся условиям.
Для человека подобное невозможно. Наш организм значительно сложнее организма мухи или мотылька, он растет и развивается долгие годы, и это слишком ценный ресурс, чтобы «транжирить» его так, как делают насекомые. Конечно, смена поколений тоже играет в жизни человечества определенную эволюционную роль – для этого и существует механизм старения, но наша сила как популяции в другом. Преимущество, которое необходимо нашему долго растущему и долго живущему телу, – это умение очень быстро адаптироваться. Человек может мгновенно оценить изменившуюся ситуацию и придумать, как к ней приспособиться, оставаясь при этом живым и здоровым. Всё это удается нам именно благодаря сознанию.
По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «мозг – величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное». Это означает, что важнейшее свойство человеческого сознания – умение создавать и хранить внутри себя картину окружающего мира. Польза от этого умения колоссальная. Встречаясь с каким-то явлением или проблемой, мы не должны решать или осмысливать их с нуля – нам достаточно лишь сопоставить новую информацию с тем представлением о мире, которое у нас уже сложилось.
История развития человека от практически нулевой психики в младенчестве до многообразного опыта зрелой личности – это постоянное накопление адаптационной информации, дополнение и исправление индивидуальной картины мира. А деятельность человеческого сознания есть не что иное, как непрекращающаяся фильтрация новой информации через приобретенный опыт. Надо сказать, что русское слово «сознание» очень удачно отражает суть явления: сознание – это жизнь «со знанием». Для этого эволюция наделила человека уникальным вычислительным ресурсом – мозгом, который позволяет непрерывно сопоставлять новую реальность с ранее полученным опытом.
Есть ли у нашего сознания недостатки? Разумеется, и главный из них – неполнота и неточность любой персональной картины мира. Если, например, мужчине встречается блондинка, то, опираясь на личный опыт, он может решить, что блондинки слишком легкомысленны или меркантильны, и отказаться от серьезных отношений. Но, может быть, все дело лишь в том, что ему лично когда-то не повезло с конкретной блондинкой, а потому его опыт носит нетипичный характер. Такое происходит сплошь и рядом, причем порой накопление фактов, противоречащих индивидуальной картине мира, может привести к тому, что психологи называют когнитивным диссонансом. В момент диссонанса прежняя картина мира рушится, и на ее месте возникает новая, что тоже является частью нашего адаптивного механизма.
Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и создает нам иллюзию (но это только иллюзия!), будто пропускает через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Сознание – эволюционно очень новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные – отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос. К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными – будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем.
При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно – сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы – нет. Хрестоматийный пример – периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне.
Даже если допустить, что это всего лишь красивая легенда, она неплохо иллюстрирует то, что каждый из нас знает из личного опыта. Решение, которое долго не давалось, порой вдруг приходит как бы ниоткуда. Иногда – из царства сна. Однако работу бессознательного мы не только не можем увидеть, но даже не можем гарантировать его подключение. Этот архаический инструмент усилиям нашей воли, как уже сказано, не подчиняется.
С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены – что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.
В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» – это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль – она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим – анализ непосредственной реальности.
Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека – умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи – система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью – это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.
Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес – и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды – это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.
С работой сознания связана и другая эволюционная задача. Оно не только помогает отдельному человеку быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, но и работает на выживание человечества в целом. У всех нас есть своя внутренняя картина мира, в какой-то степени отражающая реальность. Но у кого-то она обязательно будет более адекватной, и мы удивляемся, как этот человек – назовем его гением – понял то, чего не смогли понять другие. Чем больше тех, кто увидит ситуацию наиболее адекватно, тем больше шансов выжить у общности в целом. Поэтому разнообразие человеческих сознаний – это тоже очень важно с точки зрения эволюционного процесса.
Две системы – система адаптации и система самоанализа адаптационных действий – формируют в совокупности человеческую личность. Высокоразвитой личностью можно считать человека, у которого обе системы работают в наибольшей гармонии. Он быстро схватывает суть явлений, четко их осознает, мыслит ярко, чувствует всеобъемлюще. Про восприятие таких людей часто говорят: «Надо же, как точно он сказал! Я бы так не смог!» Личность похожа на идеальный гастрономический продукт, в котором всего ровно столько, сколько надо, и бессознательного, и адаптивности, и самоанализа. Требуется ли для подобной интеграции избыточное количество информации? Совсем нет. Для высокой скорости адаптации нужна ключевая информация, которая позволяет сделать правильный вывод и совершить правильный поступок.
При этом личность должна точно соответствовать месту и времени. Многие выдающиеся личности, вероятно, не получили бы такой репутации, окажись они в иной социально-культурной среде. Более того, даже в одном человеке при определенных условиях сосуществует несколько личностей. Это может быть, например, связано с так называемыми измененными состояниями сознания.
Нормативным, биологически значимым для человека считается состояние, когда все ресурсы психики обращены во внешнюю среду. Надо быть всегда начеку, постоянно анализировать входящую информацию. Но когда фокус внимания частично или полностью переключается на внутренние состояния, это и называется состоянием измененным. В этом случае может меняться и личность. Все знают, что пьяный человек способен на такие поступки, о которых даже подумать бы не мог в нормальном (трезвом) состоянии. Да и о глупом поведении влюбленных все осведомлены не понаслышке.
Американский психолог Роберт Фишер предложил концепцию «портов», согласно которой наше сознание похоже на капитана дальнего плавания, который путешествует по миру, и в каждом порту у него есть женщина. Но ни одна из них ничего не знает о других. Так и наше сознание. В разных состояниях оно способно продуцировать разные личностные свойства, но эти личности друг с другом зачастую совершенно не знакомы.
Сознание как процесс – энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Это энергия, несущая во внутренний мир человека свет, силу и контроль, дающая возможность замечать внутреннее: телесные ощущения, внутренние импульсы и желания, течение образов и мыслей, – а на этой основе возможность управлять собой и своей деятельностью.
Осознанное – освещенное светом сознания. Осознанное движение руки – движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение – не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили. Неосознанное – то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.
Сознание как результат, или сознание в широком смысле слова – это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание – доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание – менее доступная область. Бессознательное – область его внутреннего мира, в силу тех или иных причин недоступная для внутреннего видения, понимания и осознавания.
Сознание в узком смысле (в типологии жизненных миров) – это орган внутреннего выбора, инструмент ориентировки человека в ценностях сложного внутреннего мира (Сложный внутренний мир – понятие из Типологии жизненных миров (Ф.Е.Василюк)). От сознания (в узком смысле) следует отличать психику – орган, инструмент ориентировки в трудном внешнем мире, и волю – то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.
Жизнь сознания имеет три особенности: 1) жизнь здорового сознания течет без скачков и перерывов, у нас нет нескольких раздробленных сознаний; 2) наше ясное сознание узко, в один момент времени мы можем созерцать только один предмет; 3) сознание может произвольно выбирать направление своего внимания.
Элементы сознания – ощущения, чувствования и представления. Поле сознания – содержание индивидуального сознания в определенный момент, в соответствии с актуальными побудителями его активности. В связи с этим говорят о полевом поведении, при котором важную роль играет ориентация индивидуума на ситуативно значимые объекты, отличающиеся от ориентации на цель деятельности. Это видимое внутренним взором пространство жизненного мира. В поле сознания может двигаться внимание (луч или круг внимания). Та область, которая в принципе доступна для внимания по всей траектории его возможного движения, и есть область сознательного. То, куда внимание не может быть обращено, не достает – подсознательное и бессознательное. Центр сознания – точка зрения, которая дает ценностную окраску вещам, событиям и явлениям, определяют восприятие и переживание реальности. Центр Удовольствия, Пользы, Бедности, Изобилия…
У сознания могут быть разные состояния. Состояния – не части сознания, а его характеристики. Сознание само не может менять состояния, хотя используется в этой работе.
В клиническое практике различают две основные формы расстройства сознания: выключение и помрачение сознания. Когда снижается энергия сознания, притушается его свет, говорится о постепенном выключении сознания. Оглушение, сопор и кома – три возрастающие ступени выключения сознания. А вот помрачение сознания – это переход активного сознания в искаженные формы жизни, где на смену адеквату приходят галлюцинации и бред. Мягкая форма помрачения сознания называется делирий, более серьезный вариант – онейроид, внезапная наплыв (и уход) помрачения называется сумеречным расстройством, тяжелая спутанность сознания называется аменцией.
Сознание формируется извне, через усвоение человеком общественной практики, которая благодаря психической деятельности трансформируется в сознательное, субъективно-идеальное. Психическое развитие детей, живущих в условиях строгой изоляции или в среде животных, не достигает уровня сознания.
Что такое сознание? Да, собственно, всё. Это мелодия, застрявшая в голове, сладость шоколадки, пульсирующая боль от зубной боли, дикая любовь, знание того, что все чувства когда-нибудь гаснут. Происхождение и природа этих переживаний, иногда называемых квалиа, были загадкой с самых первых дней античности и до настоящего времени. Многие современные философы, анализирующие разум, в том числе и Дэниел Деннетт из Университета Тафтса, считают существование сознания настолько вопиющим оскорблением для бессмысленной вселенной из материи и пустоты, что объявляют его иллюзией. То есть, они либо отрицают существование квалиа, либо утверждают, что науке никогда этого не понять.
Если бы это утверждение было истинным, нам не о чем было бы говорить. Все, что нужно было бы объяснить Криштофу Коху, написавшему это эссе, это почему вы, я и все остальные твердо уверены в том, что чувства у нас все-таки есть. Однако убеждение в том, что боль – это иллюзия, эту боль не преуменьшит. А значит, должно быть другое решение проблемы тела и разума.
Ловушки сознания, которые мешают вам жить
Современная жизнь требует от нас постоянных решений, иногда в условиях стресса. Мы редко анализируем свое поведение и не пытаемся понять – почему мы сделали тот или иной выбор? Не являются ли наши суждения предвзятыми? Предлагаем вам список из наиболее распространенных случаев искажения восприятия, влияющих на наше поведение.
Избирательное восприятие
Благодаря этой ошибке восприятия люди склонны игнорировать и забывать информацию, противоречащую их мнениям или ожиданиям. Например, вы курильщик и любитель футбола. Вы склонны проигнорировать рекламный ролик, осуждающий курение, но обязательно обратите внимание на анонс футбольного матча. Все потому, что в вашем сознании существует положительные образы и курения, и футбола, и вам неинтересен ролик, говорящий плохо о хорошем. Эта ошибка хорошо иллюстрирует наше восприятие мира и то, как наше сознание фильтрует внешние сообщения.
Эффект привязки
В суждениях о каком-либо предмете мы часто полагаемся на первые полученные нами сведения, неважно, истинные или нет. При принятии решения первичная информация имеет определяющее значение. Например, вы заинтересованы в покупке автомобиля и спрашиваете продавца о цене. Сперва он говорит вам, что машина стоит 30000$, но, когда вы приходите в салон спустя неделю, он сообщает, что готов снизить цену до 20000$. Помня о первоначальной цене, вы считаете, что покупаете машину с большой экономией, хотя та самая первоначальная цена была взята продавцом с потолка. Еще один пример. Какова высота самого высокого дерева на Земле – выше или ниже 400 метров? В этом случае вы также получили якорь, и ваше суждение будет обусловлено им. Ответы людей, не привязанные к якорю, будут совершенно иными.
Ошибка доступности
Люди переоценивают значимость информации, которой они обладают. Некоторые считают, что терроризм представляет наибольшую угрозу для общества, поскольку они постоянно видят репортажи о терактах по телевизору. Однако сами телевизоры частенько падают и уносят в 55 раз больше жизней, чем атаки террористов. Гораздо более высоки шансы погибнуть от падающего кокоса, от рогов коровы или от рук полицейского, получающего зарплату за то, чтобы он охранял вас от террористов – вероятность больше в 130 раз. Люди составляют мнение, основываясь не на фактах и статистике, а на новостях и рассказах других людей. Чья-то смерть вследствие теракта гораздо страшнее и, как следствие, интереснее, чем от упавшего кокоса. Кокосы не приносят рейтинга телеканалам.
Эффект подражания
Мы верим чему-то потому, что верят все вокруг, и следуем за общим мнением, не рассуждая. Множество важных решений мы принимаем, стремясь быть частью большинства. Политики и рекламщики стараются убедить нас проголосовать за кандидата всего лишь на основании его якобы высокого рейтинга, или купить товар, рекомендованный мифическими «86% женщин». Еще одна негативная сторона этой ошибки – «групповое мышление», когда решение принимается при молчаливой поддержке большинства, а хорошая идея, которую мог бы предложить кто-то из промолчавших, тонет.
Ошибка защиты выбора
Человек склонен до последнего защищать уже принятое решение только на том основании, что раз оно принято, оно верно. Допустим, вы купили компьютер с операционной системой известного производителя. Вы игнорируете недостатки вашей операционной системы и заостряете ваше внимание на минусах операционной системы компании-конкурента, но не наоборот, поскольку это может указать на неверно принятое вами решение. Ваша собака прекрасна, потому что это ваша собака, а ее недостатки очевидны для всех, кроме вас.
Предвзятость подтверждения
Мы охотнее обращаем внимание на информацию, подтверждающую то, что мы и так уже знаем, или истолковываем поступающую информацию так, чтобы она не противоречила имеющейся. Допустим, ваш знакомый считает, что сладости вредны. Среди огромного поля информации по этому вопросу он будет сфокусирован на том, что подтвердит его мнение. Он скорее кликнет на видео, иллюстрирующее вред употребления сахара, чем наберет в поисковике «положительные эффекты повышения уровня глюкозы в крови» или «почему съесть упаковку мороженого – это хорошо». Предвзятость подтверждения – один из самых опасных типов ошибок, искажающих научные исследования. При проведении экспериментов его нужно всячески избегать.
Ошибка страуса
Это осознанное или подсознательное решение игнорировать негативную информацию о чем-либо. Иногда мы склонны обращать внимания только на положительные аспекты какого-либо явления. Человек, столкнувшийся с проблемой, иногда склонен игнорировать ее, надеясь, что она решится сама собой. Курильщик знает, что его привычка вредна, но большинство из них считает, что с ними ничего не случится либо что они успеют остановиться прежде чем произойдет что-то серьезное. Чтобы избежать негативной информации, мы просто перестаем ею интересоваться. Эта ошибка также серьезно искажает результаты научных экспериментов и может привести к плачевным последствиям.
Суждение по результату
Мы склонны оценивать эффективность сделанного выбора в первую очередь по результатам, которые он нам дал. После того как решение принято, человек редко анализирует условия, в которых оно принималось и претворялось в жизнь, а обращает внимание только на его положительный или отрицательный эффект. Представим себе руководителя, которому необходимо принять определенное решение. Сотрудники и анализ ситуации предлагают ему одно решение, но внутренний голос толкает его к другому. Если в итоге второе решение оказывается верным, значит ли это, что в принципе не стоит полагаться на мнение сотрудников и анализ данных? Это и называется суждением по результату. Один раз вы оказались правы, но это могло быть просто удачей. В долгосрочной перспективе суждение по результату ведет к негативным последствиям.
Сверхсамоуверенность
Иногда мы становимся чрезмерно самоуверенными и начинаем принимать решения, основываясь не на фактах, а только на своем мнении – только потому, что до сих пор оказывались правы. Допустим, биржевой трейдер вкладывает средства в пять разных фондов, и все они приносят доход. Это поднимает самоуверенность трейдера до таких высот, что он начинает считать все свои решения безошибочными. Это весьма опасно, поскольку главным фактором при принятии решений становится личное мнение. То, что брошенная монета пять раз упала решкой вверх, никак не влияет на пятидесятипроцентную вероятность падения орлом в следующий раз.
Ошибка выжившего
Эта ошибка возникает, когда мы судим о чем-либо по немногим сохранившимся свидетельствам. Существует множество статей, озаглавленных «5 вещей, которые по утрам делают миллионеры». Значит ли это, что если повторять эти действия каждое утро, можно стать миллионером? Нет. Есть множество людей, выполняющих те же действия в то же время, но не ставших миллионерами, и множество людей, выполнявших эти действия, и ставших миллионерами. Статья же создает иллюзию, что существует только вторая группа. Еще один пример. Говорят, что древние здания строились гениальными инженерами, раз уж они сохранились до наших дней. Это умозаключение не учитывает соотношение между количеством изначально построенных зданий и количеством сохранившихся.
Ошибка слепого пятна
Люди, знающие о логических ошибках и старающиеся их избежать, часто считают, что у них это получается лучше, чем у среднего человека. Однако это не всегда так. Например, студент сделал подарок преподавателю, и получил высшую оценку на экзамене. Если спросить, повлиял ли подарок на итоговую оценку студента, преподаватель твердо ответит «нет». Но если спросить, влияют ли подарки студентов на других преподавателей, в большинстве случаев ответ будет положительным. В этом и заключается ошибка слепого пятна – мы не всегда можем объективно оценивать свои действия. Каждый из нас подвержен искажениям восприятия.
Надеемся, что эта статья поможет вам хотя бы иногда избегать таких ошибок.
|