Вечность – философское понятие, имеющее несколько определений.
Оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова вечность существа абсолютного.
Под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечность мирa, которая иногда (например, у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания.
Вечность есть интервал времени, который содержит в себе любой конечный интервал времени. Вечность – продолжительность не имеющая цикла.
В порядке развития человеческой мысли ни одно из этих понятий вечности не может быть признано первоначальным. Все они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна была прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан.
С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокрушающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие её действию.
Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о вечности, как о признаке трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов.
Вечность, согласно каббале, – это духовное свойство, основанное на любви к ближнему и бескорыстной отдаче. Душа, находясь в материальной оболочке нашего мира, ощущает своё существование временным, поскольку эгоизм, отдалённый от Творца, способен выдержать лишь ограниченное число ударов, а затем умирает.
Обретая духовные, альтруистические свойства, человек становится способным к неограниченному во времени развитию и получению бесконечно растущего наслаждения, потому что наслаждение не ради себя не ограничено размерами собственных желаний. При этом суть человека облачается в желание доставить наслаждение Творцу и становится такой же вечной, как сам Творец. И таким образом удостаивается свободы от ангела смерти.
Бааль Сулам в своей статье «Сущность религии и её цель» так определяет переход из временного мира в вечный: человек, постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств находится в слиянии с Творцом, и вместе с Ним выходит из своего узкого мира, полного страданий и камней преткновения, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.
Вечность – философская категория, изначально имевшая значение «жизненный век», временное бытие в смысле жизненного существования, в отличие от «хроноса», как абстрактного количественного времени.
В древнегреческой философии у досократиков термин «эон» сохраняет гомеровское значение «жизненного века», но постепенно начинает обретать новые черты. К временам Платона уже достаточно широко распространилось понимание «вечности» как бесконечного бытия мироздания во времени. Как отмечается в «Анонимных пролегоменах к платоновской философии», датируемых концом V – началом VI веков н.э., «открыл он (Платон) также, что такое вечность; до него вечностью считали безграничность времени, он же показал, что безграничность времени – это одно, а вечность – совсем другое».
Платон развил наметившееся еще у Парменида противопоставление «вечности» и «времени». В «Тимее» время создается Демиургом как «подвижное отображение вечности»; «время» характеризует бытие чувственно воспринимаемого мира, не обладающего истинным, стабильным бытием, а постоянно находящегося в состоянии становления, тогда как «вечность» характеризует неизменное, истинное бытие мира эйдосов.
Парменидо-платоновское противопоставление времени и вечности получает дальнейшее развитие у Плотина и неоплатоников, через Аврелия Августина и других «отцов церкви» проникает в христианскую теологию, становясь одним из важных положений христианской религиозной философии.
У неоплатоника Боэция (480-524) вечность выступает в качестве референта времени: «вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще; вечность есть мера пребывания, а время – мера движения».
Фома Аквинский (1225-1274), основоположник философии католицизма, вводит промежуточную меру между временем и вечностью – век, относя ее к вещам, «субстанциальное бытие которых неизменяемо», но имеющим «изменение привходящего порядка». Так обстоит дело с небесными телами.
Квазивременное толкование вечности как особого способа бытия идеальных сущностей, при котором явно временные черты вечности как жизни и движения /Плотин/ снимаются тем, что все этапы этой жизни и все возникающие при движении состояния предполагаются данными единомоментно, вобрало в себя черты раннемифологических представлений о безвременном бытии мира, при котором все, что было, есть и будет, в равной мере актуально существует, но только не все в одинаковой степени доступно чувственному восприятию.
В отличие от теологического и объективно-идеалистического толкования вечности как особого, истинного, т.е. не подверженного разрушению и каким бы то ни было изменениям, бытия идеальных сущностей, в материалистической философии вечность является атрибутом материального мира и представляет собой временную конкретизацию материалистического положения о несотворенности и неуничтожимости материи.
Серьезным недостатком материалистического понимания вечности как временной характеристики мироздания до последнего времени оставалась интерпретация вечности как бесконечного нагромождения миллиардов, триллионов и т.д. лет.
Подобное сведение вечности к «дурной бесконечности» обусловлено господством ньютоновских представлений, будто длительность сама по себе течет равномерно и поэтому имеет внутренне присущую ей метрику, которая выявляется при помощи таких равномерных и строго периодических процессов, используемых для измерения времени, как вращательные движения Земли, колебания физических маятников и др. В этом случае время оказывается единым для всего мироздания и любых его областей и уровней организации равномерно текущим потоком, что позволяет сводить вечность бытия материального мира к бесконечности количества универсальных для всего мироздания единиц этого потока.
Однако равномерность не является уникальным свойством длительности самой по себе, а представляет собой соотносительное свойство сравниваемых между собой материальных процессов. В реальной действительности существует неограниченное множество классов соравномерных процессов, с каждым из которых связан специфический тип равномерного времени. Сведение вечности бытия материального мира к дурной бесконечности количества единиц физического времени представляет собой недопустимую абсолютизацию одного из множества типов времени.
В соответствии с иерархической многоуровневостью структурной организации материального мира иерархической многоуровневостью обладает и временная организация материальных процессов. На каждом иерархическом уровне время и дискретно, и непрерывно. Дело в том, что элементарные акты материальных процессов каждого иерархического уровня материального мира возникают в результате интеграции процессов более низких, более фундаментальных уровней, в силу чего на каждом уровне существуют свои «бесконечно малые» интервалы длительности, необходимые для становления элементарных актов основных материальных процессов. В пределах этих «бесконечно малых» интервалов длительности еще нет материальных процессов данного иерархического уровня и поэтому они эквивалентны бездлительным «точкам» временной оси координат.
Но вместе с тем интервалы длительности, «бесконечно малые» для данного иерархического уровня, с позиции более фундаментальных иерархических уровней оказываются весьма значительными, а по отношению к некоторым объектам и процессам и «бесконечно большими». Поэтому иерархически организованный материальный мир существует как бы во вложенных друг в друга несоизмеримых между собой «бездлительных мгновениях».
Можно предположить, что времена разных иерархических уровней соотносятся между собой как бесконечные множества, имеющие разные мощности. Категория вечности характеризует собой мощность предельно высокого уровня организации материального мира, фиксируемого в понятии «мироздание в целом». В силу того, что материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, при всех количественных и качественных изменениях любых конкретных материальных образований мироздание в целом пребывает в самотождественном самому себе состоянии и на этом предельно высоком уровне вечность смыкается с «бездлительным мгновением».
Библейское понимание вечности формулировалось Церковью в контексте космологии, главным образом в рамках критики оригенизма. Вопрос стоял о выборе между античной концепцией вечного космоса, связанной с цикличным пониманием времени, и библейским линейным видением истории, получившей начало благодаря творящему действию Бога.
Античная картина мироздания дуалистична, она предполагает 2 совечных первоначала: мир умопостигаемый (платонический), т.е. безличный мир идей; и мир материи – низшая, но тем не менее столь же вечная реальность. В своей сущности умопостигаемый мир статичен, каждый из его элементов (идей) неизменен. Но на уровне материи осуществляется движение – бесконечное вращение и самоповторение, что, однако, есть лишь выражение вечности и безусловной необходимости космоса.
Вселенная с точки зрения античной философии может менять форму, но при этом в своей умопостигаемой сущности ее бытие неизменно и бесконечно во времени. Этот динамизм круговорота исключает саму постановку вопроса о происхождении или начале существования мира и стирает проведенное в Священном Писании радикальное различие между безначальным Богом и Его вечностью, с одной стороны, и имевшим начало и существующим во времени миром – с другой.
Отцы и учители Церкви, начиная с апологетов раннехристианских, опровергали любые формы дуализма (платонический, гностический, манихейский). Они настаивали, что мир – и умопостигаемый, и материальный – не самобытен, он имеет начало и своим существованием обязан благой воле Создателя, вызвавшего его из небытия (из не-сущего, из ничего) творящим «Да будет!» (Быт 1). Поэтому вечным и бессмертным в собственном смысле этих слов может быть назван только Бог.
Прочие существа могут обладать бессмертием исключительно в силу своей причастности к Нему. Тем не менее раннехристианские авторы еще недостаточно четко выражали разницу между внутренним бытием Бога и Его Откровением во вне, что нередко приводило к смешению категорий Божественной природы и Божественной воли, онтологического и космологического аспектов. Тайна Пресвятой Троицы рассматривалась в трудах отцов Церкви II-III веков преимущественно в домостроительном аспекте – в связи с творческим замыслом Бога о мире, безотносительно к Его бытию в Самом Себе.
В понимании отцов Церкви вечность не есть временная бесконечность или длительность без начала и конца, которую можно представлять в виде некой неоконченной линии, при этом рассматривая историю мира как отрезок этой линии, ограниченный началом творения, с одной стороны, и концом света – с другой. Вечность есть обладание всей полнотой бытия.
По природе этой беспредельной жизнью может обладать только Бог, Который абсолютно не зависит от условий времени как формы изменчивого существования. Бог сосредоточивает в Себе всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится», Он «всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, есть; ибо слова был и будет означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сущий – всегда.
К Богу не приложимы понятия «раньше», «теперь», «после» и т.п. И прежде начала мира, и в конце его лежит одна Божественная вечность «как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве». Для Бога в равной мере открыты и реальны прошлое, настоящее и будущее: «...пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5).
Понятие вечности, т. о., в строгом смысле применимо только к Богу. Вечность есть свойство Его бытия, коренным образом отличное от времени – одного из необходимых условий изменчивого мира. Вечность по отношению ко времени трансцендентна. И хотя вследствие своей ограниченности мы вынуждены сопоставлять вечность со временем, онтологически это совершенно несводимые реальности.
Священное Писание именует вечным не только Бога, но и невидимый ангельский мир (ср.: 2 Кор 4. 18) с некоторой степенью условности. Тварная вечность, имеющая начало, принципиально отлична от вечности безначальной, Божественной.
Творение есть переход от вечных Божественных предначертаний к их актуализации во времени. При этом идея творящего выступления вовне исключает пантеистическое смешение Бога и мира, поскольку речь идет не об эманации (истечении) Божественной сущности, но о творении из ничего.
Тварный мир получает собственную природу, радикально отличную от вызывающих ее из небытия Божественных энергий. Осуществление этой сотворенной природы происходит в энергиях Творца, которые, не сливаясь с миром, пронизывают его и тем самым удерживают от уничтожения.
Важную роль в преодолении стереотипов античного понимания вечности сыграло акцентирование внимания в контексте христианской космологии на первом библейском стихе: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1).
Данный текст свидетельствует, что Бог творит мир не в вечности и, следовательно, мир не совечен Богу, и не во времени, ибо Бог существует вне времени и не зависит от него, но именно «в начале», т. е. в некой внезапности, в мгновении, которое еще не время, а лишь точка, с которой оно начинается, но уже и не вечность, а скорее грань вечности и времени.
Время имеет начало и конец. Согласно Божественному Откровению, по окончании земной истории, когда наступит «тот неизмеримый и непротяженный предел времени», «последняя и крайняя вершина, после которой не остается ничего», мир переступит черту, за к-рой времени уже не будет (Откр 10. 6). «Тогда же... произойдет разложение всего на элементы, и при преложении целого соизменится и человеческое из тленного и землистого в бесстрастное и вечное». За пределами седмичного времени начнется символический восьмой день и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к Божественной вечности.
Наверное, трудно сразу понять, что такое вечность. Ведь мы живем во времени и часто видим, как что-то начинается, а затем заканчивается, стало быть, не является вечным. Но есть Господь Бог, Который несравнимо выше нашего тварного мира, не зависит от времени, Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца. Он пожелал, чтобы и созданные Им разумные существа были также причастны вечности. Кстати, в нашем мире как некий образ вечности встречается то, что не имеет ни начала, ни конца – круг, а в христианстве он и является символом вечности.
Вместе с тем необходимо различать вечность, которая принадлежит одному только Богу, и вечность, даруемую тварным существам. Бог был всегда и Его бытие не имеет начала, а поскольку Бог выше времени, то Его бытие не закончится никогда. То есть Его вечность – нетварная, принадлежащая только Ему одному. А вечность, даруемая тварным существам, иного порядка: все тварное имеет начало, когда-то ничего тварного не было, в этом смысле мы не вечны, а точнее, не безначальны.
Конечно, существа духовного мира – ангелы, и души людей уже не исчезнут, но только по дару Творца, а не по собственной самодостаточности. Иными словами, Бог вложил в духовную природу тварных существ (ангелов и душ людей) дар бессмертия, поэтому бытие духовно-тварного мира, однажды начавшись, уже не закончится.
В откровении Иоанна Богослова о конечных судьбах мира земного говорится, что со Вторым Пришествием Христа и наступлением Его благодатного вечного Царства времени уже не будет (Откр.10:6). Жизнь будущего века – это тайна, которую мы не можем сейчас постичь полностью. Но мы можем знать, что именно в вечности бытие тварных существ раскроется в полноте своего призвания. Вечность – это не бесконечная длительность времени, а некое новое бытие, не стесненное земными, пространственно-временными рамками.
Чтобы это понять, заметим, что предначатие этой вечности уже наступает для людей, покинувших мир земной, и мы знаем, что, например, святые способны являть свою помощь людям по их молитве в любой точке мира, и что сколько бы людей одновременно ни молились святому, он слышит искреннюю просьбу каждого, что было бы невозможно в условиях земной ограниченности. Однако постичь вечность более непосредственно мы сможем только вступив в нее. Дай Бог, чтобы в вечности каждого из нас ожидала благая участь.
|