Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Что заставляет человека есть себе подобных?

Каннибализм (или антропофагия) – поедание людьми человеческой плоти. Если в древние времена основной причиной людоедства был голод, то в наши дни это страшное психическое расстройство. По словам психиатров, от встречи с каннибалом никто не застрахован.

В 2016 году учёные из Алтайского государственного университета выпустили исследование о каннибалах. В работе сказано, что у большинства каннибалов было сложное детство, они подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. Нередко причиной каннибализма становится психическое заболевание, чаще всего – шизофрения. Шизофреники-людоеды очень агрессивны. «Страдания, которые каннибал перенёс в детстве, позволяют ему причинять страдания другим людям; пытаясь самоутвердиться, он начинает убивать и расчленять людей, питаться человеческой плотью», – пишут авторы исследования.

Есть более извращённое «направление» каннибализма – это людоеды, которые хотят съесть свою жертву из-за сексуальных фантазий. Каннибала мучает болезненная страсть и желание обладания другим. Каннибалы утверждают, что, поедая свою жертву, они делают её частью себя, тем самым сохраняя её для себя. Как сказано в исследовании, самым ярким примером сексуального каннибализма стали преступления самого известного российского маньяка Андрея Чикатило.

В исследовании перечислены некоторые признаки каннибалов:
1. IQ ниже среднего – 65-80.
2. Не может иметь университетского образования.
3. Нестандартные сексуальные увлечения (извращение, фетишизм).
4. Агрессивен внутри своей семьи, в обществе ведёт себя сдержанно.
5. Замкнут.
6. Внешне каннибал может выглядеть счастливым семьянином.
7. Может соблазнять жертву, играть с ней, легко входит в доверие.
8. У каннибала заранее сформирован определённый образ жертвы (возрастные ограничения, половая принадлежность и т.д.).
9. Возвращается на место преступления, чтобы следить за работой полиции.

По внешним признакам распознать в убийце жестокого человека крайне сложно. Вылечить каннибала невозможно – добровольно он никогда не обратится за помощью, потому что не считает, что делает что-то не так. Состояние больного можно поддерживать успокоительными, содержанием в изоляции, но от тяги к людоедству, если она уже возникла, избавиться не получится. Если такие люди окажутся на свободе после отбывания наказания, то они будут продолжать свои зверства.

А почему на определённой стадии развития все народы на всех континентах практиковали людоедство? Что заставляло наших предков есть себе подобных? Часто говорят о голоде, о трудностях, связанных с добычей пищи, а человечинка всегда под рукой и в избытке. Но на самом деле причина в другом. Каким бы жутким это ни казалось, но поедание себе подобных связано с зарождением духовности и религиозных чувств у первобытного дикаря.

Есть несколько видов каннибализма, между которыми различий больше, чем сходства. Первый – пищевой, он связан именно с голодом. Как это ни прискорбно, он был всегда и всегда будет. Здесь уместно вспомнить недавнее выступление Даниила Гранина в бундестаге по поводу 70-летия снятия блокады Ленинграда. Он рассказывал, как мать, у которой умер один ребёнок, скармливала его другому, чтобы выжил хотя бы он. Подобные случаи каннибализма бывают всегда, когда наступает массовый голод или когда группа людей оказывается отрезанной от мира. Так было в 1930-е годы, когда в СССР свирепствовал голодомор, так было в фашистских концлагерях, так было в Эфиопии в 1980-е. И так было в голодные времена, связанные с неурожаем и войнами, которые без счёту случались в Европе, Африке и на всех остальных континентах. Исключений из этого правила нет, и неважно, белые это люди или чёрные, дикие или цивилизованные. Вот история крушения фрегата «Медуза» в 1816 году близ Африки. 140 человек, среди них было немало негров, высадились на плот. Их 13 дней мотало по океану, и за это время началась чуть ли не оргия каннибалов. Зачинщиками её были европейцы, а не африканцы.

В 1846 году во время золотой лихорадки в США караван примерно из 100 человек отправился через всю страну в Калифорнию. Застряв зимой в горах, они дошли до каннибализма. Спасшихся судили за убийство и людоедство, но оправдали. Судьи решили, что страдания и голод, которые они пережили, снимают с них всю вину. В 1972-м в Андах уругвайский самолёт потерпел крушение, выжившие 72 дня питались погибшими. В итоге спаслись 16 человек.

Все такие случаи близки к криминальному каннибализму, которым обычно страдают психически больные люди. Голод и мучения тоже лишают людей разума, иначе вряд ли бы они стали питаться человечиной. У Чикатило и иных знаменитых каннибалов страсть к поеданию себе подобных была связана с сексом, они получали удовлетворение не гастрономическое, а скорее эротическое. Поскольку секс лежит в самой основе нашей психики, эти расстройства очень тяжёлые. Поэтому шизофреники-каннибалы, которых отпускают после принудительного лечения, часто продолжают своё чёрное дело. Тут показательна история каннибала из Ротенбурга Армина Майвеса и его любовника-мазохиста, случившаяся в 2001 году. По просьбе последнего он кастрировал друга, и они вместе съели гениталии. Потом он его убил и доел в одиночку. Сейчас знаменитый каннибал занялся политикой, возглавляет тюремную ячейку партии зелёных.

Древние и дикие племена, которыми нас любят пугать, обычно практиковали другой каннибализм – ритуальный. Это такие обряды, порой тяжёлые, неприятные, но обязательные к исполнению. Не сделаешь – и охота будет неудачной, и война проигранной. Так видели реальность дикари. Каннибализм обычно связывали с культом мёртвых и обрядами взросления – превращением юношей в мужчин, а девочек – в женщин.

Вот пример такого, но уже современного каннибализма у индейцев яноама в Южной Америке. Они сжигают умерших, а пепел смешивают с банановой кашей и едят. Зачем? Вот их объяснение: «Те, кто съел пепел храбрых воинов, наследуют их качества». Так же объясняли каннибализм почти все дикие племена. Многие ели печень, мозг, сердце, определённые мышцы, но не тело целиком. Некоторые племена ели не только почивших близких, но и убитых врагов. Но все делали это, чтобы унаследовать что-то полезное и хорошее. Учёные называют эти ритуалы симпатической или гомеопатической магией и объясняют законом подобия: потребляя кого-то, ты ему в чём-то уподобляешься.

В обеих Америках, Африке, Австралии, на островах Тихого океана и кое-где в Азии учёные реально наблюдали такой каннибализм ещё в XX веке. В Европе, к счастью, его следы сохранились только в мифах и сказках. Например, Зевс съедает свою жену Метиду, чтобы заполучить её ум и хитрость. Во время игры он просит её сделаться маленькой-маленькой, Метида выполняет желание, и муженёк её проглатывает. Не напоминает ли вам это Кота в сапогах? Он тоже попросил людоеда превратиться в мышку, чтобы его съесть.

Более явный ритуальный каннибализм сохранился в сказке про Красную Шапочку. Но не в той, которую мы знаем благодаря Шарлю Перро, а в изначальной народной сказке, которую он переделал. Когда девочка приходит к бабушке, волк предлагает ей жаркое и красное вино. Вы, наверное, уже догадались, что еда приготовлена из плоти бабушки, а вино – её кровь. Учёные считают, что здесь отражён ритуал взросления – превращение девушки в женщину, в процессе которого она должна стать умной, как бабушка. Подобных обычаев взросления сохранилось очень много у архаичных народов. Конечно, со временем ритуал становился всё более гуманным. Помните, яноама уже ели не плоть, а пепел? Кое-где мясо человека заменяли какой-то отвратительной пищей, проглотить которую было большим испытанием. Но главное – люди по мере развития отходили от чистого каннибализма, заменяя его символическими блюдами. Это неизбежная линия развития человечества. А вот пищевой каннибализм – вечен!

Главными ингредиентами мексиканского супа посоле являются специальным образом обработанная кукуруза и мясо. У ацтеков и других местных племён этот суп был ритуальным, а мясо в нём – человеческим. После испанского завоевания и запрета каннибализма индейцы заменили его свининой из-за довольно схожего вкуса.

Европейцы открыли острова Фиджи в 17 веке, но до второй половины 19 века не основывали здесь колонии. Одной из причин этого было широкое распространение среди аборигенов практики каннибализма. Ритуальным приветствием простого человека к вождю было «Съешь меня!».

Вопреки распространённому мнению и известной песне Высоцкого, аборигены не ели капитана Кука. Джеймс Кук погиб в ходе случайной стычки с гавайцами, миф о каннибализме которых мог возникнуть из неверного толкования религиозного обряда. Тело убитого Кука было выпотрошено, оставшаяся плоть сожжена, а кости тщательно вычищены, чтобы служить объектами религиозного поклонения.

Будучи студентом Сорбонны, японец Иссэй Сагава в 1981 году убил свою однокурсницу и в течение двух дней поедал разные части её тела. Однако избавиться от трупа незамеченным ему не удалось. Его арестовали, но признали невменяемым при психиатрическом обследовании, вследствие чего Сагаву было решено депортировать в Японию для размещения в психбольнице. Так как срок содержания не был оговорен, всего через 15 месяцев Сагава выписался оттуда и с тех пор ведёт обычную жизнь и пользуется определённой известностью – его приглашают на съёмки в фильмах и даже вести ресторанные обозрения.

В 19 веке жители России мало что знали о США, а о нравах американцев имели искажённые представления. Когда в 1853 году Министерство народного просвещения направило Иосифа Гамеля в Америку для ознакомления с состоянием науки, Николай I утвердил эту командировку с указанием: «Обязать его секретным предписанием отнюдь не сметь в Америке употреблять в пищу человеческое мясо».

В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию – и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу, которого звали Ричард Паркер. Захватив арабский город Маарат в 1098 году, умирающие от голода крестоносцы стали есть умерших мусульман. По сей день во многих ближневосточных языках крестоносцы называются каннибалами.

В 2001 году в немецком Ротенбурге Армин Майвес поместил в интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 30 лет, желающего умереть и быть съеденным. На одно из объявлений откликнулся Бернд Брандес. Он, по своему собственному согласию, был убит и частично съеден Майвесом, позже приговорённым к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» группы Rammstein.

В последние годы время от времени общественность потрясают сообщения об актах людоедства (каннибализма, антропофагии). Чаще всего это криминальное людоедство, то есть связанное с совершением преступлений, как правило, убийств, с последующим поеданием частей тела жертвы, выпиванием ее крови и т.д. Существует, конечно, и некриминальное людоедство, например когда съедается ампутированная хирургом нога. Криминальный каннибализм чаще связан с сексуальными преступлениями, т.е. совершается на сексуальной почве и в связи с сексуальными переживаниями.

В современный период криминальный каннибализм впервые привлек к себе серьезное внимание в связи с преступлениями небезызвестного Чикатило, который в течение 15 лет убил 53 человека (женщин, девочек и мальчиков) на сексуальной почве и был разоблачен в 1990 году. Он был жалкой личностью, жизненным и сексуальным неудачником, пассивным гомосексуалистом и импотентом, но становился грозным и неумолимым убийцей, когда получал власть над жертвой. Он жил в каком-то своем мире, в своей измененной реальности, куда не было доступа никому и которая делилась на обычную жизнь дома, на работе и на те часы, когда он завлекал и убивал жертву. Убив, он расчленял ее, кромсал, вырезал куски тела, как правило, связанные с сексуальной жизнью, и часто поедал их: у мальчиков он съедал содержимое мошонки.

Можно по-разному объяснить людоедство Чикатило, но здесь в основном нужно иметь в виду следующее: 1) поедание интимных частей тела женщины на символическом уровне имело смысл обладания ею, поскольку в реальной жизни он, импотент, не мог этого сделать; 2) съедение половых органов мальчиков могло происходить ради того, чтобы приобрести их мужскую половую силу, которой ему остро не хватало. Если бы он смог убить взрослого мужчину, то, по-видимому, проделал бы то же самое. Таким образом, каннибализм Чикатило имел сугубо сексуальный смысл и был порожден его жалкими и неудачными попытками обрести биологический мужской статус, утвердить себя в межполовых отношениях, хотя бы на психологическом уровне, тем самым обеспечивая самоприятие. Последнее было для него чрезвычайно важно, поскольку постоянные неудачи в сфере названных отношений наносили ему весьма болезненную психотравму. Он и вообще считал себя неудачником в жизни, человеком, гонимым судьбой. Поэтому в беседах со мной он много говорил на эту тему, подробно перечисляя все нанесенные ему обиды и оскорбления, особенно со стороны женщин и связанные с сексуальными провалами.

Вера в то, что поедание соответствующих частей тела человека ведет к тому, что каннибал приобретает те желаемые способности, которыми обладала жертва, сохранилась от древнего человека в коллективном бессознательном и проявляет себя в поступках и современных людей. Это явление хорошо известно этнологам.

В настоящее время известны следующие виды причин каннибализма как явления в целом.

1. Каннибализм по причинам острого голода, что в современных условиях имеет место достаточно редко и обычно в экстремальных обстоятельствах, чаще в группах, отрезанных от остального мира (например, в тайге, после кораблекрушения и т.д.). Гораздо больше случаев людоедства при массовом голоде, как это имело место в СССР в начале 30-х годов и в Эфиопии в конце 70-х – начале 80-х годах.

2. Каннибализм, который можно назвать символическим, или ритуальным, и истоки которого лежат в глубокой древности. Установлено, что первобытный человек поедал других людей не только из-за голода и гастрономических побуждений, но и для того чтобы приобрести силу, ум, мужество и иные важные качества, которыми, как ему представлялось, обладала жертва. Тогда люди верили (современные дикари верят и сейчас), что вместилищем этих завидных качеств являются отдельные части человеческого тела.

Людоедство было и частью первобытной религии, например фиджийцев, у которых боги считаются большими охотниками до человеческого мяса. Мифологическая и символическая стороны каннибализма представляются достаточно сложными. М.Элиаде отмечает, что на первобытной стадии культуры мы встречаемся с ритуальным каннибализмом, который в конечном счете является духовно обусловленным поведением «хорошего» дикаря. Самая величайшая забота каннибала, в сущности, выглядит метафизической – никогда не забывать того, что произошло в «незапамятные времена». Исследования показали, что, убивая и поедая свиней во время торжеств и первые плоды урожая корнеплодов, человек, по мнению М.Элиаде, поедает божественную плоть точно так же, как и во времена празднеств каннибалов. Принесение в жертву свиньи, «охота за черепами» и каннибализм символически означают то же самое, что и сбор урожая. Съедобное растение не предоставлено природой. Оно является продуктом убийства, потому что именно таким образом оно было сотворено в начале времен. «Охота за черепами», человеческие жертвоприношения, каннибализм – все это было принято человеком, чтобы обеспечить жизнь растениям. Каннибализм является типом поведения, свойственного данной культуре и основанного на религиозном видении мира. Прежде чем осуждать каннибализм, мы всегда должны помнить, что он был заложен божествами. Они положили ему начало, чтобы человек смог на себя взять ответственность за космос, чтобы поставить его в положение смотрителя за продолжением растительной жизни. Следовательно, каннибализм имел отношение к ответственности религиозного характера.

Все эти мысли представляются более чем спорными и уж во всяком случае недоказанными. Совершенно неверно, конечно, что съедобное растение не предоставлено природой, если же об этом имеются мифологические данные, автору следовало указать на них. Но если даже такие растения и не предоставлены природой и они являются продуктом убийства, то все-таки непонятно, почему из-за этого следует поедать себе подобных – это никак не следует из текстов М.Элиаде. Тем более неясно, как каннибализм обеспечивает жизнь растений, если следовать этому автору. Между тем изыскания этнологов свидетельствуют о том, что человеческие жертвоприношения ради урожая или иных благ иногда действительно сопровождались каннибализмом.

Но, как можно полагать, здесь существуют иной смысл и иной механизм, чем те, которые проанализировал М.Элиаде. Возможно, это есть совместная трапеза с богами (богом), что делало их психологически ближе и доступнее, а значит, более реальной была бы их помощь в произрастании растений, приумножении скота и т.д. Возможно, что, поедая людей во время ритуальных жертвоприношений, древний человек одновременно элементарно удовлетворял свой голод. Это представляется обоснованием потому, что необходимость в любом жертвоприношении дикаря была бы излишней, если бы людям не грозила голодная смерть. Поиск пропитания – актуальнейшая его забота.

Если боги, как, например, у фиджийцев, считались большими охотниками до человеческой плоти, то каннибализм позволял довольно близко приблизиться к ним, приобретя новое могущество. Боги были особенно активны в начале времен, и этот период весьма свят для первобытного человека; постоянно возвращаясь к нему, такой человек в нем черпает свою силу. По названной причине людоедство тоже было весьма возможно. Вместе с тем несомненно, что каннибализм, как отмечает М.Элиаде, является типом поведения, свойственным данной культуре и основанным на религиозном (точнее, дорелигиозном) видении мира. Между тем хотелось бы уточнить, что под культурой следовало понимать не только религиозное, духовное и нравственное развитие, но и состояние производительных сил.

Не следует думать, что такие дикие представления имели и имеют место только среди первобытных народов. Дело в том, что подобные взгляды сохраняются в общечеловеческой невспоминаемой памяти и по механизмам коллективного бессознательного (соответствующая теория создана К.Г.Юнгом) возвращаются к людям, живущим не только в странах так называемого третьего мира, но и во вполне цивилизованных. В этом убеждает анализ уголовных дел о серийных сексуальных убийствах.

3. Символический каннибализм тесно переплетается с той разновидностью этого явления в целом, которую можно назвать ритуальным, когда человека приносят в жертву божеству или каким-то тайным могущественным силам в целях их умилостивления, обретения желаемых благ, но при этом отдельные части тела съедаются самими убийцами, чтобы овладеть качествами и способностями съеденного. Поскольку дикарь отдавал часть тела жертвы божеству, а другую поглощал сам, он, как уже отмечалось выше, тем самым создавал с божеством общую трапезу, то есть психологически максимально приближался к нему, а это сулило ему большие выгоды.

Представляется, что наличие ритуальной мотивации у современных людоедов ни в коем случае не следует игнорировать. Дело в том, что в нашей стране получили, к сожалению, опасное распространение самые варварские верования, не имеющие ничего общего с цивилизованной религией. Поэтому отнюдь не исключается людоедство и на столь мистической почве. Увлечение лиц, подозреваемых в соответствующих преступлениях, древними тайными учениями может служить признаком, указывающим на наличие названного мотива.

4. Каннибализм лиц, которые убивают и поедают других людей, угощают знакомых человеческим мясом или продают его, однако в их действиях не обнаруживаются мотивы, свойственные людоедам из первых трех групп. Представляется, что людоедство представителей этого типа порождается бессознательным ощущением себя как биологического существа, не принадлежащего человеческому роду, полностью находящегося за пределами этого рода, не связанного с ним ни социально, ни психологически, ни биологически, ни тем более нравственно. Акты людоедства могут сопровождаться у них эротическими, садистскими или мистическими фантазиями, которые можно наблюдать и у представителей первых трех групп.

Среди этой группы людоедов можно выделить тех, которые путем поедания других людей утверждают себя в глазах малой антиобщественной группы, показывая себя сверхчеловеком. Каннибализм может выступать и в качестве способа самоутверждения, когда человек стремится доказать самому себе, что он способен преодолеть все запреты и нормы, поступая только так, как он сам желает.

5. В глубокой древности, на стадии перехода от животных к человеку, каннибализм вообще был распространенным явлением, и человеческое тело употреблялось в пищу, как животные и растения. Это была наиболее дикая эра, когда человек еще не полностью выделил себя из животного мира и тем более из числа себе подобных, что, по-видимому, надолго сохранилось у наиболее архаичных племен. Многие первобытные люди даже считали, что отдельные животные не только превосходят их своей физической силой, но и умнее, хитрее, изворотливее их. Думаю, что не выделение себя из животного мира, не ощущение себя личностью, тем более автономной, является главной причиной людоедства в так называемые доисторические времена.

Вечно современный миф об утерянном рае, о благородном дикаре, прекраснейшей земле и великолепных пейзажах, идеальном государстве (например, доколумбовой эпохи) и т.д. совершенно игнорирует то обстоятельство, что все эти прежде якобы существовавшие «блага» и «красоты» почти во всех случаях в значительном числе были связаны с каннибалами и каннибализмом. Но дело в том, что и у дикарей-каннибалов в свою очередь есть собственные представления об утраченном рае, об изначальном безмерном счастье, когда человек был бессмертен и напрямую общался с богом (богами), ему не нужно было работать, поскольку его «просто» кормила природа или сказочные сельскохозяйственные орудия, работавшие наподобие автоматов.

Казалось бы, можно подумать, что его ничегонеделание в те блаженные времена выражалось и в том, что он не выращивал злаки, не охотился и не разводил домашний скот: ему достаточно было пойти войной на другое племя или захватить зазевавшегося соседа, чтобы обеспечить себе превосходный обед или ужин. Во всяком случае, несмотря на всю его омерзительность и опасность, каннибализм глубоко внедрился в человеческое сознание, и хотя со времени его широкого распространения цивилизация достигла несомненных успехов, он время от времени и в разных формах вновь проявляет себя. Но, конечно, не следует преувеличивать масштабы этого явления и связывать его только с трудными социально-экономическими явлениями или падением нравственности. Это было бы примитивизацией: как было показано выше, причины и механизмы рассматриваемого явления носят довольно сложный и неоднозначный характер. Однако встречающиеся отдельные акты каннибализма производят оглушительное впечатление, а те люди, которые непосредственно сталкиваются с ними, обычно приходят в шоковое состояние.

Можно предположить, что каннибализм, но в совершенно иной форме (ее можно назвать психологической), приняло и христианство. Так, во время Тайной вечери Христос установил таинство евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих с Христом – причащения Его тела и крови как истинного агнца. Во время вечери «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26:26-28). Разумеется, причащение Его тела и крови, несмотря на все различия в понимании евхаристии разными ветвями христианства, всегда носит символический характер.

Другой, не менее серьезной, гипотезой является предположение, что таинство евхаристии представляет собой пережиток древнего тотемического обычая богоедства (геофагии), при котором участники мистерий поедали мясо священного животного и пили его кровь. Позже для подобных жертвоприношений стали употреблять изображения животных и богов. Дж.Дж.Фрэзер отмечал, что «обычай умерщвлять бога в лице животного возник на очень ранней стадии человеческой культуры. Разрывание на части и пожирание живьем, например, быков и телят, было, по-видимому, типичной чертой дионисийского культа. Если принять во внимание обычай изображать бога в виде быка и вообще придавать ему черты сходства с этим животным, веру в то, что в форме быка он представал перед верующими на священных обрядах, а также предание о том, что он был разорван на части в обличье быка, то нам придется признать, что, разрывая на части и пожирая быка на празднике Диониса, участники культа верили, что убивают бога, едят его плоть и пьют его кровь». Дж.Дж.Фрэзер приводит многочисленные примеры поедания бога из жизни первобытных племен.

Умерщвления представителя бога (по Дж.Дж.Фрэзеру) оставили заметный след, например, в кондонских жертвенных обрядах. Так, по полям рассеивали пепел зарезанного мариа; кровью юноши-брахмана окропляли посевы и поле; плоть убитого нага помещали на хранение в хлебные закрома; кровью девушки из племени сиу орошали семена. Отождествление жертвы с хлебом, то есть представление о ней как о воплощении или духе хлеба, дает себя знать в условиях, которые прилагали к тому, чтобы установить физическое соответствие между духом и природным объектом, служащим его воплощением или представителем. Мексиканцы, к примеру, приносили детей в жертву молодым всходам, а стариков – спелым колосьям.

Итак, существует две версии о происхождении евхаристии, которая на символическом уровне порождена людоедством. Какая из них более верна, или обе верны и не противоречат друг другу, не предшествовал ли «простой» каннибализм евхаристии, то есть антропофагия теофагии? Возможно, что в разных районах мира сама жизнь решала этот вопрос по-разному, но, скорее всего, первое предшествовало второму, но не наоборот, или они существовали одновременно, что наиболее вероятно.

Медицинское людоедство тоже исходит из идеи, что мертвое тело сохраняет все достоинства умершего человека. Например, здоровье. Правда, европейцы при этом никого не убивали. Просто ели трупы казненных или убитых (только не тех, кто умер от кровопотери, – медики тех лет верили, что вместе с кровью из тела утекает душа). Торговля трупами, а еще лучше – мумиями (особенно египетскими) начиная с XVI века становится в Европе доходным бизнесом. А главное – легальным. Впрочем, труп – продукт скоропортящийся. Как и его целебные свойства. Три-четыре дня – и все, души как не бывало. Так что употреблять его надо «свеженьким». И вообще выбирать тех, кто помоложе. Этим и руководствовались эскулапы в 1492 году, когда отпаивали умирающего папу Иннокентия VIII кровью, только что взятой у трех мальчиков. Все трое, к несчастью, умерли. Но и папа, к счастью, тоже. Что заставило главного идеолога медицинского каннибализма, знаменитого швейцарского алхимика Парацельса сделать «уточнение»: «Полезнее всего плоть и кровь казненных преступников».

Торговля трупами, а еще лучше – мумиями (особенно египетскими) начиная с XVI века становится в Европе доходным бизнесом. А главное – легальным И это, увы, не связано с соображениями гуманности (если о ней вообще уместно здесь говорить) – мол, достать труп казненного человека проще и убивать никого не надо. По мнению культуролога Анны Бергман, автора книги о медицинском каннибализме «Бездыханный пациент», это связано с христианскими ритуалами казни. Инквизиторы, кстати, для того и пытали людей, дабы те «очищались» от грехов. Логика простая: пытки – аналог Христовых мук. Поэтому тела таких «очищенных» ценились особо. Но самое ценное – кровь (душа казненного). Так что, когда кому-то отрубали голову (любая казнь, даже если она совершалась не инквизицией, уже рассматривалась как пытка), тут же к палачу прибегали люди с бутылями. Это эпилептики. Считалось, что причина эпилепсии – «утечка души» из тела. Кровь казненного возвратит им душу. И это не какие-то Темные века – это 1858 год (конкретно – город Геттинген в Германии)! В это время уже изобретен электромагнитный телеграф. Фарадей открыл свой принцип электромагнитной индукции, а в Англии запущена первая железная дорога.

Но малой кровью дело в буквальном смысле не ограничивалось. Самое ценное, как ни ужасно, – трупы. Врачи достают их через палачей, простой люд ворует по ночам из могил. Особенно ценится подкожный жир. Немецкий энциклопедический словарь книготорговца Цедлера 1739 года описывает множество рецептов того, как в домашних условиях приготовить из него целебную мазь. Еще более ценен порошок из мумий. Желательно, конечно, египетских, но таковых на всех не напасешься, поэтому аптекари не брезгуют сушить трупы бродяг, жертв эпидемий и даже мертворожденных детей. Немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своем каталоге «настоящие египетские мумии» вплоть до 1912 года! Использование порошка из перетертых частей мумифицированных тел – не удел свихнувшихся оккультных служителей, а обыденная жизнь знати. Стоит ли удивляться, что известный историк медицины Ричард Сагг считает, что каннибализм цвел куда более пышным цветом не в диких племенах, а в «цивилизованной» Европе.

7 стран, в которых практикуют каннибализм

В путеводителях предупреждают о многих опасностях, которые могут поджидать путешественников в той или иной стране. Но никто не предупреждает о каннибализме. Сюрприз! Каннибализм все еще практикуют в некоторых племенах, например, в Индии, Камбодже и в западной Африке. И вот 7 стран, в которых племена все еще не прочь полакомиться людьми.

Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея

Племя короваи является одним из последних на Земле, которое регулярно питается человечиной. Они живут вдоль реки, и бывали случаи, когда те забивали случайных туристов. А еще теплые мозги знахари считали настоящим деликатесом. Почему они едят людей? Когда кто-то в племени умирает без какой-либо видимой причины (болезни или старости), они считают это проделками черной магии и, дабы уберечь других от беды, должны съесть человека.

Интересный факт: В 1961 году Майкл Рокфеллер (сын губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера) исчез во время сбора артефактов о племени. Его тело так и не было найдено.

Индия

Северная индийская индуистская секта агхори ест добровольцев, которые завещают свои внутренности. Тем не менее в 2005 году индийские телевизионщики провели расследование и узнали, что те едят также разлагающиеся трупы из Ганга (местная традиция), а также крадут органы из крематориев. Почему они едят людей? Агхори считают, что это предотвращает старение организма.

Интересный факт: Они делают действительно хорошие ювелирные украшения из человеческой кости и черепов.

Фиджи

Ранее известный как «Остров каннибалов». До сих пор местные жители не могут навести порядок, и все еще находятся те, кто ест человечину, однако не всю, а только вражеских племен. Почему они едят людей? Это ритуал мести.

Интересный факт: фиджийские людоеды вовсе не животные – они едят столовыми приборами и коллекционируют редкие вещи, оставшиеся от жертв. В музее археологии и антропологии Пенсильванского университета вы можете найти примеры таких коллекций.

Бразилия

Племя вари ело благочестивых и религиозных мертвецов до 1960 года, а после некие государственные миссионеры вырезали почти все племя. Тем не менее уровень бедности в трущобах Олинды с 1994 года запредельно высокий, и все еще случаются всплески каннибализма. Почему они едят людей? Бедность и голод.

Интересный факт: В 2012 году появились сведения исследователей, которые опрашивали местных жителей, и те утверждали, что слышат голоса, которые говорят им убить того или иного человека.

Западная Африка

Общество активных людоедов Leopard начиная с прошлого века ело людей. Вплоть до 80-х в окрестностях Сьерра-Леоне, Либерии и Кот-д'Ивуар находили останки людей. Племя обычно одето в шкуры леопардов и вооружено их клыками. Почему они едят людей? Племя считает, что поедание людей делает их сильнее и быстрее.

Интересный факт: У них есть последователи – сообщество Human Alligator, которое занимается подобным.

Камбоджа

Журналист Нил Дэвис сообщал, что каннибализм в этих регионах набрал обороты во время войн в Юго-Восточной Азии (в 1960-х и 1970-х). Ныне изредка наблюдаются проявления каннибализма. Почему они едят людей? У камбоджийских войск был ритуал – есть печень врага.

Интересный факт: Множество людей в городах и селах находились под контролем организации «Красные кхмеры», которая строго контролировала всю еду в округе и искусственно создала голод в стране.

Конго

Известны случаи людоедства в Конго, и последние были зафиксированы не так давно – в 2012 году. Своего максимума они достигли во время гражданской конголезской войны (с 1998 по 2002 гг.). Почему они едят людей? Во время войны повстанческие группировки считали, что врагов нужно съедать, особенно сердце, которое готовили с использованием особенных трав.

Интересный факт: Конголезцы и ныне верят, что человеческое сердце дает особенную силу, а если есть людей, то это будет отпугивать врагов.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (31.10.2017)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [290]
Общество [295]
Технологии [281]
Загадки Вселенной [329]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz