
Однозначных рецептов в жизни нет. Поэтому и путь к своей цели у каждого свой, собственный, и средства борьбы на этом пути свои. Иногда можно услышать: «Цель оправдывает средства». А если подумать: можно дойти до светлой цели, коснуться идеала чистоты грязными руками?
Видимо, поэтому нас привлекают произведения, где герои решают подобные проблемы. Видимо, поэтому и через пять веков кажется современником шекспировский Гамлет. Его личность интересна и близка, понятна и таинственная. Он и сегодня жив человек! Можно соглашаться с его поступками и мыслями, можно осуждать и вовсе не воспринимать их, но о них хочется рассуждать. Поражает путь Гамлета к Истине, его страх перед возможной ошибкой – не за себя, а за другого человека, даже врага.
Не отвергая возможности появления Призрака и разговора с ним, герой проверяет его версию, как слова любого человека. Хоть бы Клавдий был ему трижды неприятный – на человека нельзя возводить клевету, Впечатляет при этом его изобретательность, талант психолога и режиссера ситуации, когда дает задание актерам разыграть эпизод отравления своего отца, чтобы быть уверенным в своем праве наказывать.
Показное безумие Гамлета – тоже своеобразная «ловушка», что заставляет других героев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символическое: у Шекспира сумасшедшие и шуты – носители справедливости, самые мудрые.
Правда, не очень размышляя, можно заколоть Полония – лицемерного министра, полагая, что за ковром сам Клавдий, Гамлет даже нисколько не жалеет, что убил человека, да еще и отца своей возлюбленной.
Наверное, он так спокойно воспринимает свою ошибку, а потом так сдержанно переживает смерть Офелии, потому что уже сделал для себя трудный выбор: «Быть или не быть?»
Мы чувствуем, насколько трудно для Гамлета сделать этот выбор. Не потому, что он не верит в собственные силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить. Потому, что он знает: защищая Добро, ему надо становиться жестоким и беспощадным. Гамлету жутко: а если то светлое, за что он борется, исчезнет в нем самом под натиском той жестокости безвозвратно? Его короткий жизненный путь – гуманного, талантливого юноши, философа, мечтателя, который готов был творить и строить – стал дорогой воина с мечом в руке, что потерял все: отца, мать, друзей, любимую, даже сама жизнь. Все, кроме чести, достоинства и веры.
Гамлет не хотел быть воином – ему пришлось стать им. Он не успел создать доброе и прекрасное – он ценой своей жизни расчистил для него место, сохранив добро в собственной душе.
Доброта проявляется в виде действий. Например, когда мы кому-то помогаем в преодолении страданий, то мы проявляем доброту. Однако, доброта это еще внутреннее чувство. Точнее, это в большей степени внутреннее чувство.
Часто люди путают доброту со слабостью или с чем-то другим. Например, некоторые считают, что если человек добрый, то он всегда уступит, всегда поможет. Могут начать этим пользоваться в своих интересах. А добрый человек не может отказать, начиная страдать. Это не хорошо, это только приносит страдания добрым людям и развращает тех, кто этим пользуется. Т.е. от доброты появляется вред. Поэтому важно разбираться, что же такое доброта, любовь.
Доброта не существует в отрыве от других аспектов человека. Например, как сознание, сочувствие, чувство долга, ответственность, любовь. В каждую секунду есть баланс между этими и другими аспектами.
Иногда они вступают в противоречие между друг другом. И это нормально т.к. ситуации бывают разные.
Занимаясь самопознанием, мы обнаруживаем, что внутренняя доброта может проявляться по-разному внешне. И это самое главное открытие, которое каждый из нас должен сделать. Необходимо научиться разделять внутреннюю эмоцию и внешнее действие.
Тогда многое становится на свои места, особенно если мы исследуем темы своего рождения, своего долга. Не будем вдаваться в подробности нашего долга, но у нас в жизни много ролей и у каждой роли есть свои обязанности, которые важно выполнять.
Гармонизируя разные аспекты жизни важно понимать, что внутренне доброта, любовь всегда должна оставаться и являться главным направлением, на которых базируются все остальные аспекты жизни. А внешнее проявление, внешние действия должны быть такими, как того требует ситуация, как того требует наш долг!
Т.е. внешне доброта может проявляться по-разному, например как строгость и жесткость. Тот, кто привык считать, что доброта всегда добрая, будет неприятно удивлен и может называть доброго человека злым.
Очень важно, что когда мы идем по пути саморазвития, мы руководствовались бы принципом доброты, который может звучать следующим образом: «Мы не должны причинять вред ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если такой возможности нет, то мы должны поступать так, как велит наш долг».
Понятие полярностей подразумевает то, что каждая черта, каждое качество личности обладает своей противоположностью. Каждый человек – это бесконечное сочетание полярностей т.к какое бы качество в себе не обнаружил человек, по отношению к нему всегда есть полярное.
Одна из полярностей не может быть реализована в полной мере без другой. Т.е полярности – это две составляющие единого целого.
Если вернуться к природе человека, то каждая осознаваемая часть – это одна сторона, одна полярность. Вторая же часто нами не осознается и остается непризнанной.
Здоровое функционирование личности – это способность осознавать эти полярности и свободно двигаться между ними.
Обе эти части нужны. Например, если вы добрый, отзывчивый человек и с вами произошла ситуация, где жестко нарушают ваши границы, то здесь адекватной реакцией будет проявить свою злость для того, чтобы отстоять свои границы.
Личность не может полно и глубоко проявить свою доброту, не признавая свою злость. Часто человек признает в себе только одно качество, игнорируя второе.
Изначально мы в контакте со своими переживаниями. Однако, в течение жизни некоторые части человека могут не одобрятся его окружением. Для того, чтобы избежать конфликтов, остаться принятым окружением, человек отторгает некоторые части себя, способные привести к конфликту с окружением. Уклонение от внешних конфликтов приводит к внутренним конфликтам человека, что нарушает его целостность.
Каким образом? Чем больше человек игнорирует свои чувства, свои качества, тем больше неуправляемыми они становятся. Не признаваемые качества человека, отвергаемый «дьявол» неожиданно возникает везде, к большому замешательству и неудобству «ангела». Т.е подавленные, неосознаваемые качества личности заявляют о себе самым неожиданным способом. Хуже того, отказ от «дьявола» отбирает у «ангела» все его возможности.
Для того, чтобы человеку разобраться в своих полярных качествах и восстановить свою целостность, гибкость в поведении, необходимо признать существование как одной, так и второй полярности. Нужно побыть и в одной, и во второй роли, прожить их.
Признание человеком существования обоих черт дает ему возможность быть более гибким в своем отношении с миром. От этого становится возможным увидеть преимущество двух полюсов и не тратить энергию на подавление одного из них, а направить ее наилучшим образом на удовлетворение актуальной потребности.
Нужно ли человеку быть жестоким? У каждого свое мнение на этот счет. Понятно, что никто из нас не хочет видеть вокруг себя жестоких людей, которых мы небезосновательно боимся, или во всяком случае опасаемся. Нам гораздо комфортнее находиться рядом с безобидными, уступчивыми, добрыми и отзывчивыми людьми, которые бы не вызывали у вас никакого опасения. Это желание понятно, оно отвечает нашим потребностям в безопасности. Но давайте подумаем над тем – насколько безопасно быть в этом мире слишком добрым, отзывчивым, мягким, уступчивым и абсолютно безобидным человеком? Или хотя бы казаться таким?
Пожалуй, что не самый лучший вариант для нас. Во всяком случае, нам не всегда нужно такими быть. Потому что такого человека многие будут обижать, использовать и самоутверждаться за его счет. А вот жестких и тем более жестоких людей, как правило, боятся, и поэтому уважают, а значит и считаются с ними.
Мир часто бывает жесток и беспощаден к тем, кто не понимает его законов. И чтобы не стать его жертвой – нужно тоже уметь быть жестоким. Поэтому в этой статье мы поговорим с вами о том, как развить в себе жесткость, ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы постоять за себя и отстоять свои интересы в этой жизни.
Мир может быть очень жесток, особенно к слабым людям. А раз мир может быть жесток, то и человек в нем тоже должен быть жестоким – когда это необходимо. Жестокость считается проявлением слабости и трусости, но давайте подумаем получше – разве это действительно так? Разве жестокий человек, умеющий подчинять себе волю других людей кажется слабым? А является ли он таковым?
Как правило, нет. Хотя из-за слабости и страха человек действительно может совершать жестокие поступки для запугивания других людей, подавляя таким образом свой страх за счет их страха, но даже в этом случае благодаря своим агрессивным действиям человек добивается результата, а не бездействует и не бежит от опасности. Поэтому жестокость человеку нужна, особенно в таких ситуациях, когда от ее наличия или отсутствия зависит жизнь человека. Ему нужно быть жестоким для того, чтобы противостоять жестокости.
Если вы нашли эту статью, значит, с жизнью вы уже познакомились, – с той ее стороной, которая по головке не гладит, а очень сильно и больно жалит. Поэтому для чего вам становиться жестоким – вы сами хорошо знаете. Хотим лишь сказать, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы с ее помощью совершать насилие над другими людьми, а для того, чтобы от этого насилия уберечься.
Итак, чтобы стать жестоким человеком вам, дорогие друзья, для начала необходимо пересмотреть все свое мировоззрение. Доброта и жестокость – это две стороны одной медали. Вы должны это понять и принять, и перестать считать жестокость чем-то таким, чего в нашей жизни быть не должно. Поэтому, чтобы быть жестоким – нужно стать практичным. Что это значит?
Это значит, что морально-нравственные нормы должны вами восприниматься лишь с точки зрения ваших интересов. Проще говоря, быть добрым нужно тогда – когда вам это выгодно. А когда вам это не выгодно – забудьте о доброте, порядочности, чести, честности и так далее. Жестокость – это прежде всего хладнокровная практичность, при которой человек может перешагнуть через кого угодно, ради себя и своих интересов.
Поэтому развитие жестокости требует от человека развития хладнокровности и безразличия к остальным людям, при которых человек в состоянии контролировать свои эмоции. Бешеным садистом, диким психопатом, наводящим ужас на людей – быть не нужно. Хотя это тоже проявление жестокости. Но со звериным характером вы далеко не уйдете, вас или в клетку посадят, более уравновешенные, но не менее сильные люди, или другие дикие психопаты прибьют.
Лучше быть хладнокровным и расчётливым циником, тихо и эффективно убирающим со своего пути всех, кто его преграждает. Такой человек является жестоким преимущественно за счет своей расчётливости и отсутствия всяких моральных тормозов. Он не плохой и не хороший, он живет так, как ему выгодно жить. Чтобы стать таким человеком, необходимо полностью пересмотреть свое мировоззрение, и сделать для себя нормой то, к чему вы сейчас относитесь со страхом и ненавистью. Надо принять в свой внутренний мир жестокие и безнравственные поступки, поняв их смысл.
Не надо никогда ни за что осуждать других людей и их поступки – надо просто пытаться понять то, чего вы боитесь и что вы ненавидите. Забудьте о том, что есть в этом мире что-то хорошее или плохое – старайтесь во всем увидеть смысл, даже в самых диких и безнравственных поступках людей. И конечно же, во всем ищите собственную выгоду. Тот, кто придумал этот мир и нас с вами – знал, что делал. Он сотворил нас такими, какими мы должны быть, по крайней мере в этом мире.
Хотим мы того или нет, а жестокость и насилие были, есть и будут частью нашей жизни. Мы сейчас не станем рассказывать вам о причинах жестокости, ибо не это нас сейчас интересует, а лучше дадим вам понять, какие мысли протекают в голове жестокого, но контролирующего свои мысли и поступки человека. Пропустив эти мысли через свою голову и развив их – вы почувствуете, как становитесь жестоким, но в то же время, вполне себе социальным человеком.
Логика здесь очень простая – человек является хищником, который видит, или по крайней мере должен видеть жертву во всем живом на этой планете, в том числе и в других людях. Не знаем, замечали ли вы, как многие люди, в зависимости от их возможностей, могут вредить друг другу, причинять друг другу боль, стараться друг друга унизить, оскорбить, подавить и так далее. Вот, спрашивается, откуда все это в человеке? Почему мы можем быть такими плохими и опасными друг для друга?
Ответ прост – мы хищники. Мы охотимся друг на друга всю свою историю. Посмотрите, сколько войн было в истории человечества, посмотрите, в каком количестве и как жестоко люди друг друга могут уничтожать. Люди не могут жить без насилия, хотя и пытаются. Поэтому нам и законы нужны, и суровое наказание за их нарушение и тому подобные вещи. Не могут многие люди без палки быть людьми, не могут.
Из этого следует вывод, что для того, чтобы стать жестоким человеком – нужно стать охотником, хищником. Нужно уметь применять насилие к другим, когда это требуется. Вам нужно искать жертву и придумывать способы, чтобы ее поймать и победить. Это прописано в вашей крови – эти мысли блуждают в вашей голове, но вы их не слышите. А вот жестокий человек – слышит эти мысли и использует их в своей жизни.
Если вы живете по принципу – я никого не трогаю и меня пусть никто не трогает, то это означает, что вы жертва, а не хищник. Вас рано или поздно съедят, если вы не измените своего отношения к жизни. Вам нужно начать жить по-новому – нужно начать искать тех, кого можно тронуть, и трогать их. То есть вам нужно начать учиться охотиться на тех, чьи интересы идут вразрез с вашими интересами, и на тех, за счет кого вы можете добиться определенного успеха в жизни. Вы понимаете?
Мы с вами все равно должны учитывать то, что жестокость людей является неотъемлемой частью их жизни, поэтому нам необходимо не отгораживаться от нее, а учиться жить с ней и по мере необходимости проявлять ее. И поэтому последний способ, позволяющий стать жестоким, о котором мы хотим рассказать вам в этой статье, дорогие друзья, очень прост – берите пример с тех, кто поступает жестоко, но не дико, а скорее цинично и эффективно, добиваясь с помощью жестокости своих целей.
Изучите поведение этих людей, постарайтесь понять его истоки, его смысл, особенности, цели. И затем, подумайте над тем, с помощью каких действий вы можете это поведение перенять и воспроизвести в тех ситуациях, когда вам это будет необходимо.
Вы ведь можете, скажем, не помогать людям, когда вам это не нужно, не выгодно и противно, не так ли? Вы также можете научиться беспощадно уничтожать своих врагов самыми разными способами, пользуясь всеми доступными вам средствами. Нужно только отказаться от того шаблонного поведения, которого вы сейчас неосознанно придерживаетесь, и начать формировать новый, более правильный шаблон, за счет подражания тем, кто ведет себя более практично.
Жестокость требует от человека не только определенного понимания жизни, но и решительности. Вам нужно самому начать выбирать нужную вам модель поведения. Когда-то ведь вы научились у кого-то – быть не жестоким человеком, не так ли? Кто-то же на своем примере показал вам, как надо и как не надо поступать в этой жизни, кто-то же сделал вас таким, какой вы сейчас есть, внушив вам определенные установки? Ну так учитесь теперь у других людей тому, как быть жестоким – берите пример с тех, кто, как вы считаете, разбирается в жизни лучше вас. Изучайте поведение и мышление этих людей – учитесь смотреть на мир их глазами. И тогда вы тоже станете жестоким человеком – оправданно жестоким.
Также имейте в виду, что жестокий человек может побеждать других людей самыми разными способами. Для него цель всегда оправдывает любые средства. Среди различных способов достижения целей особое место занимает умение манипулировать людьми, благодаря которому многие коварные правители приходили к власти и устанавливали для всех свои жесткие и даже жестокие законы и правила. Манипуляция – это мощнейшее оружие в руках любого человека. Это оружие, как локального, так и массового поражения.
Если вы являетесь физически и морально слабым человеком, если вам нужно сильное оружие, чтобы защищать себя и отстаивать свои интересы, тогда вам нужно научиться манипулировать людьми – этот навык даст вам большую силу. Хорошие манипуляторы способны переиграть, перехитрить и в конечном счете победить любого человека. Осваивайте навыки манипуляции людьми и они помогут вам справиться с любыми врагами, соперниками, конкурентами.
Друзья, не забывайте о том, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы целенаправленно вредить другим людям, а для того, чтобы не позволять им вредить нам. А также для того, чтобы они не мешали нам добиваться своих целей и не вставали у нас на пути. Когда ничто другое не помогает в таких случаях, можно прибегнуть к грамотной жестокости.
В фильме "Одержимость" (Whiplash, "Из-под палки") руководитель джазового коллектива жестоко обращается со своим учеником-барабанщиком, чтобы подвигнуть того на достижение высокого уровня мастерства игры на ударных. Через психологический стресс он пытается раскрыть талант, дать шанс достичь настоящего величия.
Такая тактика может вызвать у нас отвращение. Однако немецкий философ Фридрих Ницше считал, что мы испытываем к такой жестокости незаслуженно большое отвращение.
С точки зрения Ницше, учитель жесток с учеником ради его же, ученика, блага. Люди могут быть жестоки и по отношению к себе самим, чтобы стать такими, какими им хочется стать.
Ницше считал, что переживание жестокости может помочь выработать мужество, силу духа, стойкость и способность к творчеству.
Готовы ли мы к тому, чтобы вырабатывать хорошие качества у себя и у других с помощью страдания?
Вероятно, нет. Нам уже известны потенциально ужасные последствия переживания опыта жестокости со стороны других, в том числе – для физического и душевного здоровья, и мы все больше признаем преимущества отношения к себе самому с сочувствием.
И сама идея того, что мы обязаны страдать, чтобы развиваться, вызывает все больше вопросов. Позитивные события в жизни – влюбленность, рождение детей, достижение заветной цели – вполне могут вести к развитию личности.
Обучение через жестокость провоцирует злоупотребление властью и эгоистичный садизм.
Жизнь бывает жестокой, правда бывает жестокой. Но мы можем сделать выбор: не быть жестокими самим.
|