Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Дерево познания добра и зла

Многие христиане считают, что дерево познания добра и зла существовало лишь во времена Адама и Евы. Но это не так. Каждому из нас приходится сталкиваться с его плодами. Это дерево и сейчас представляет для нас такой же соблазн, как и для первых людей.

В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было.

Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном «школьном богословии». Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю.

Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло.

Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.

Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?

Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.

Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.

Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!

Вторая похоть – это похоть очей. «Оно приятно для глаз…» – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.

Третья похоть, – следующий соблазн, похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание».

История с Деревом Познания Добра и Зла является, безусловно, одной из наиболее чарующих в истории Сотворения мира. Мы ощущаем, что тайна Сотворения человека скрыта именно здесь, и что никаким объяснениям, сколь бы глубоки и важны они ни были, эту тайну не исчерпать. Каждый шаг, продвигающий нас в понимании этой истории, важен, хоть дорога и далека.

Одним из важных вопросов во всей истории с Деревом Познания Добра и Зла является следующий: продвинулся ли Адам, стал ли он совершеннее, попробовав плод с Дерева Познания Добра и Зла, или же это действие повлекло за собой понижение уровня, деградацию человека? Проблема здесь в следующем: с одной стороны, нам интуитивно ясно, что человек, познавший Добро и Зло (т.е. понимающий, что Добро и Зло в корне переплетены друг с другом), по своему уровню находится выше, чем тот, кто не познал этой связи и по простоте душевной считает, что мир можно разложить по полочкам на черное и белое. С другой стороны, возможно ли в принципе, чтобы в результате нарушения указания Бога, т.е. в результате греха (!), человек продвинулся? Ведь казалось бы, результатом греха может быть только падение.

Это противоречие мы можем попробовать разрешить следующим образом. Когда человек съел плод с Дерева Познания Добра и Зла, то он одновременно совершил подъем на более высокий уровень, и, в то же время, был обречен на падение. Действительно, Бог изначально хотел дать человеку возможность достичь определенного уровня в познании Добра и Зла. Но этот уровень, согласно исходному плану, должен был опираться на достигнутое человеком ранее умение соблюдать то, что Бог человеку приказал, даже если человек не понимает смысла этого приказа. Преждевременно обретенный уровень продвинул человека, но в то же время и искривил его.

Безусловно, жажда познания есть неотделимая сущность человека, центр жизни Homo Cognoscens. Адам стремится к познанию, и это совершенно естественно с его стороны. Проблема же состоит в том, что для Адама жажда познания затмила все остальное, а потому (как всякая правильная идея, которая, будучи абсолютизирована, разрушает все вокруг) она привела мир Сада Эденского к крушению. Адам хотел осуществить познание Добра и Зла, не дожидаясь, пока, как это было предусмотрено Богом, он сможет научить себя всей душой повиноваться Божественному слову.

Запрет вкушения плода от Дерева Познания Добра и Зла отнюдь не имел своей целью принципиально воспрепятствовать этому Познанию, но нужен был лишь на время – для того, чтобы научить человека соблюдать ограничения, – а умение ограничить себя есть, на самом деле, более высокий уровень власти над миром. Ведь настоящая власть заключается не только в том, чтобы уметь брать, но и в том, чтобы, когда нужно, суметь сдержать себя и не брать. Власть над собой является необходимой ступенью в обретении власти над миром. Только достигнув этого более высокого уровня власти, человек мог бы и далее продвигаться в деле Познания Добра и Зла.

В связи с этим, мы можем совершенно по-иному взглянуть на изгнание из Сада; и рассмотреть его как помощь Бога Адаму в его исправлении, а отнюдь не как наказание. Действительно, в чем причина того, что Бог изгнал Адама из Сада?

Изгнание – это вообще не наказание, а исправление содеянного человеком. Если бы человек следовал Божественному плану, то он с самого начала поднимался бы на самую высокую гору, хотя и делал бы это постепенно. Но, поторопившись и взобравшись на первую попавшуюся ему на дороге вершину, человек вынудил Всевышнего направить его дальше по другой дороге, которая включает в себя спуск с первой горы, поскольку это необходимо для того, чтобы подняться затем на вершину более значительную. И высота этой второй горы превышает высоту первой потому, что на ней человек приобретает познание Добра и Зла, сохраняя свою власть над миром. А это и есть тот самый “Грядущий мир”, который человечество обретет “в Конце Дней”.

Адам не смог решить поставленную перед ним задачу. Поскольку Адам Первый и Адам Второй, они же Homo Dominens и Homo Cognoscens, они же Природная и Метафизическая компоненты в душе человека, они же это два разных вида добра, – борются между собой за власть над человеком, – то задача Адама состояла в том, чтобы, сохранив свою “природную” компоненту, развить “метафизическую” в процессе познания. Тем, что Адам сорвал плод невовремя и съел его, он продвинулся на пути познания, но потерял свою способность властвовать над миром. Когда Адам попытался слишком быстро поднять свой уровень Богоподобности в одном аспекте, он потерял его в другом.

Образно говоря, человек должен был “шагать двумя ногами”, попеременно продвигая вперед сначала одну, а затем другую свою компоненту. И когда он попытался очень сильно продвинуть вперед лишь одну из них, то это было подобно тому, как для ускорения движения шагнуть слишком далеко вперед только одной ногой и потерять равновесие. Следствием подобной поспешности всегда бывает падение.

Уговаривая Женщину съесть от Дерева Познания, Змей аргументирует это так: “Но знает Бог, что в день, когда вы съедите от него, откроются глаза ваши, и будете подобны Божественным, знающим добро и зло” (Бытие 3:5). Т.е. Змей говорит, что, съев плод, человек становится Богоподобным, приближается ко Всевышнему, знающему добро и зло. И Змей имел успех, потому что он сказал чистую правду. Он не обманул, потому что зло, пытаясь соблазнить, не применяет грубую ложь. Оно действует по-другому – а именно, говорит лишь часть правды, выдавая это за полную правду. А когда человек видит элемент правды, он стремится к нему, не зная, что на самом деле он имеет дело только с частью правды.

И действительно, когда человек вкусил от Дерева Познания Добра и Зла, он приобрел Божественное качество. Змей всего лишь не упомянул о том, что позже человек тоже получил бы это качество, притом в синтезе со своим другим качеством – властью над миром. Устремившись же к частичной правде немедленно, человек это другое качество потерял.

Итак, настоящая ложь выдает частичные элементы правды за полную, “уравновешенную” правду. Это классический путь, на котором зло для своих целей использует элементы добра.

Человек создан внутренне противоречивым, а Сад – это то место, где такой двойственный человек доводится до совершенства. Противоречие между двумя сторонами в человеке сконцентрировалось на Дереве Познания. Адам метафизический, целью которого является продвижение своей личности, безусловно, стремился вкусить плод Дерева Познания Добра и Зла. Но, оставаясь при этом человеком природным, он должен был развивать свою власть над миром тем, чтобы ограничивать себя и не брать плод с Дерева Познания. В этом противоречии и проходило развитие человека.

И, как это обычно бывает, катастрофа произошла из-за того, что одна из аспектов-идей-ценностей – сама по себе, безусловно, положительная – была абсолютизирована, стала в центр всего и пренебрегла всеми остальными идеями.

Вкусив не вовремя плод Познания Добра и Зла, Адам не смог сохранить равновесие между двумя своими сторонами. Он хотел познавать – на деле даже в ущерб власти, важнейшим элементом которой является умение не брать. Он ринулся познавать все, что видел вокруг себя, – а должен был уметь ограничить себя в этом. Поскольку Адам не смог удержать себя, чтобы не брать плод с Дерева Познания, то он не выдержал экзамена на власть. И поэтому власть его была уменьшена, что выразилось в изгнании из Сада.

Суть Изгнания состоит в разрыве познания и реализации. В Саду Адам должен был “обрабатывать мир”, т.е. работать, но сама эта работа была в основе своей чисто духовной, работой познания; материальное тут же реализовывалось само как автоматический результат познания. После изгнания ситуация изменилась. Адам должен был “работать в поте лица” (Бытие 3:19), а Ева получила срок беременности (Бытие 3:16). И то, и другое является, по сути, одним и тем же изменением: оно является разрывом между познанием и реализацией.

Только в Саду познание и реализация были неразрывны; и, будучи изгнанным, человек утерял возможность властвовать над миром с помощью чисто духовных действий. Теперь ему приходится не только прилагать духовные усилия, но также и работать в мире физическом.

Бог был вынужден отобрать у человека эту возможность, потому что Адам приобрел новое качество в отношении добра и зла, а этот уровень предусматривает, в качестве необходимого элемента, сострадание к познаваемому. Когда познаваемое становится как бы частью самого человека, то он обязательно “чувствует за объект своего познания”, сочувствует, сострадает ему, проникается им.

Настоящее, глубокое познание – не является холодным чисто интеллектуальным актом, оно требует обязательного вовлечения в процесс познания эмоций, переживания, глубокой вовлеченности, интенции, личного экзистенциального опыта. Несомненно, что связь этого уровня между субъектом и объектом познания является более высоким уровнем духовного развития. Вначале Адам приобретал это качество по отношению к растениям, затем к животным, затем к своей жене, – и развитие мира шло нормально. Но, съев Плод Дерева Познания, Адам получил эту связь также и со злом. И теперь, ощущая в себе “сочувствие” ко злу, “вовлеченность во зло”, – человек мог бы увлечься и разрушить мир.

Что, в принципе, могло бы быть противоядием против этого? Непоколебимое желание (и умение) человека – не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне – соблюдать запреты, поставленные Всевышним. Если бы Адам научился на таком уровне соблюдать запреты, то его “сочувствие ко злу”, понимание зла не могли бы привести к разрушению мира. Но именно этого умения не приобрел человек! Он взял на себя более высокий уровень сострадания и понимания, не находясь еще на достаточно высоком уровне соблюдения запретов. Поэтому Всевышнему потребовалось ограничить власть человека над миром, т.е. изгнать его из Сада.

Знал ли Бог, что именно выберет Адам? Да, безусловно, Он знал; но, в то же время, человек был свободен выбрать. Если бы Адам не съел плод Дерева Познания преждевременно, то мир развивался бы совершенно по другому, более совершенному пути, и эта возможность действительно существовала.

Знал ли Бог, что человек все же нарушит его приказ? Да, Он знал об этом. Но принудил ли Бог человека к этому, хотел ли Он именно такого развития событий? Отнюдь нет. Бог предложил человеку два варианта, а не навязал ему один из них. Адам мог свободно выбирать между ними – хотя Бог и знал заранее, что именно Адам выберет.

Итак, совершенно неверным будет сказать, что Богом планировалось грехопадение Адама, или что это грехопадение было неизбежным. Бог хочет продвижения, а не падения человека; но чтобы это продвижение имело ценность, человек должен ощущать ответственность за свои поступки, а для этого падение должно быть одной из жизненных возможностей. И порой действия человека приводят к тому, что осуществляется именно эта возможность…

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (09.01.2022)
Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz