Первая проститутки работали не за деньги, а за еду – именно такие отношения существовали во времена первобытнообщинного строя. Как считают многочисленные исследования, такой принцип отношений способствовал дальнейшему развитию человека как биологического вида, да и всего человеческого общества в целом. Теперь уже самок получал не самый сильный самец, а тот, кто ее обеспечивал, приносил ей еду. Беспорядочные половые связи отошли в прошлое, уступив место «сексу за еду». Человек разумный переходит от полигамных отношений к моногамии. Ученые называют это прообразом семьи, семейных отношений.
Совсем до недавнего времени (а именно до 19 века) для народов Сибири была характерна так называемая гостеприимная, или патриархальная проституция. Постоялец, снимавший квартиру на ночь, мог снять ее вместе с женой или дочерью хозяина в придачу, естественно, за большую плату.
У древних народов секс часто воспринимался как божественный дар, как единение с божеством. Особенно это относится к Индии, где подобный подход привел к появлению такого замечательного произведения, как «Камасутра». В храмах проститутки могли быть и жрицами, и пророчицами. В старом варианте священного писания проститутки упоминаются, как блудницы: к примеру, женщина Раав, которая жила в Иерихоне во ІІ тысячелетии до новой эры. Известно, что древние евреи кидали в таких женщин камни: смерть проституток была долгой и мучительной. В Новом Завете наиболее актуальной стала тема раскаяния: так, Иисус защитил блудницу, сказав ее палачам, что кто без греха, тот пусть первый бросит камень. В Библии в связи с темой проституции упоминаются также Содом и Гоморра и Вавилон.
Впрочем, не все было так плохо: в древней Греции жриц любви взяло под свою опеку государство. При правлении Солона в Афинах начали открываться бордели, которые назывались диктерионами. Солон был первым правителем, который догадался, что от проституток государство также может получать прибыль: ввел специальный налог на проституцию. В те времена дома терпимости располагались подальше от центра города, на окраине, или возле гавани. К проституткам ходили в основном три категории мужского населения: неженатые, купцы и моряки. Примечательно то, что уже тогда были и мужчины-проститутки, которые пользовались спросом у состоятельных жительниц города. Было, конечно место и для нетрадиционных отношений.
Как в наше время есть vip-проститутки, так и во времена древней Греции и Рима были гетеры. Гетеры были очень образованны, умны, имели влиятельные связи в тогдашнем обществе. Так, история оставила нам имя Аспасии, которая была хозяйкой борделя в Милете, но это не помешало ей стать женой знаменитого Перикла. Было, конечно, и низшее сословие проституток: так называемые поллаки. Поллаки в большинстве своем состояли из рабынь.
Очень интересен порядок «записи в проститутки» в древнем Риме. Жрицей любви здесь могла стать любая женщина, многие занимались этим просто из-за скуки или острых ощущений. Публичный дом назывался лупанаром. Во времена Империи разврат достиг своего максимума – в проститутки шли жены высокопоставленных людей, всадников, и даже жена императора Клавдия, Мессалина, по ночам подрабатывала проституткой в одном из лупанаров под псевдонимом Лизиски. Итак, если женщина хотела работать проституткой, она приходила к магистратам города и озвучивала это свое желание (ну чем не прием на официальную работу), и будущей проститутке выдавали специальную лицензию – licentia stupri, в переводе на русский это означает «разрешение, лицензию на глупость». После этого проститутка лишалась своих имущественных и гражданских прав, на улице они должны быть одеты только в желтую одежду, а носить должны красную обувь.
После распада Римской империи в Европе укоренилось христианство, но занятия женщинами проституцией никуда не исчезло. Бордели времен раннего христианства имели внешние отличия: решетки, рисунки на стенах, а также фонарь красного цвета, который был размещен над дверью. Нельзя было заниматься проституцией больным и беременным женщинам, тем которые замужем, а также существовал ценз по возрасту. Конец пятнадцатого века был поистине черным, как для проституток, так и для тех, кто пользовался их услугами: в Европу пришел сифилис, поэтому дома терпимости стали рассадниками заразы. С 18 века с этим начали активно бороться, ввели реестр проституток, за жрицами любви надзирала полиция и врачи. Были и строгие наказания со стороны властей, и гонения, но все безрезультатно – проституция как явление оказалась неистребимой.
Проституция как явление и феномен изучалась различными врачами и исследователями уже очень давно, в течение нескольких веков собирались и обрабатывались материалы, данные, статистика, в разных странах за большой период времени, и результатом этих трудов стал ряд весьма однозначных выводов, которые сделаны о главном объекте данного исследования – женщине-проститутке. Составлен характеристический портрет и образ типичной представительницы данной профессии, и изучая его, со всей определённостью становится ясно – данное явление является серьёзной и тяжкой болезнью, поразившей общество уже немало веков назад. И для того, чтобы в этом не осталось никаких сомнений, рассмотрим этот самый получившийся типичный портрет и образ и те черты, которые в той или иной степени присущи подавляющему большинству проституток (имена приводятся из оригинальных источников без перевода):
1. Нравственное помешательство (moral insanity). Семейные чувства. Уже Тарновская указала на аналогию, существующую между нравственно помешанными и проститутками, а более точное исследование многих индивидуальных случаев привело к заключению, что нравственное помешательство настолько частое явление среди последних, что обусловливает даже между ними преобладающий тип. Доказательством этого является, с одной стороны, отсутствие у врожденных проституток самых естественных чувств, как, например, привязанности к родителям и сестрам, а с другой – их преждевременная испорченность, ревность и беспощадная мстительность. Carlier говорит, что «проститутки обыкновенно не знают и не хотят знать, что сталось с их родителями». «При расспросах проституток насчет их семейств начинаешь сомневаться, – пишет Maxime du Camp, – имеешь ли дело с человеческими существами».
2. Материнская любовь. Другим признаком нравственного помешательства врожденных проституток, до сих пор еще не получившим своей надлежащей оценки, является в основном полное отсутствие у них материнских чувств, что низводит их на одну линию с врожденными преступниками. Вот случай, сообщенный Legrain‘oM, где мать, типичная проститутка, оставляла своих детей на произвол судьбы для того, чтобы принимать участие в оргиях и подыскивать себе любовников. Между всеми известными случаями дурного обращения и даже убийства матерями своих собственных детей проститутки занимают всегда первое место!
3. Преступность. Подобно нравственному помешательству, с проституцией тесно связана и преступность, которая в сущности есть только, так сказать, видоизменение и квинтэссенция moral insanity. Чаще всего между проститутками распространено воровство и соучастие в нем. Faucher говорит по этому поводу следующее: «Между домами терпимости самого низшего пошиба в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле и Глазго нет ни одного, который не был бы в то же время притоном воров и разбойников. В Лондоне связи проституток с ворами – общее правило за весьма немногими исключениями. Их можно всегда видеть вместе целыми толпами в кабаках и харчевнях. Женщины эти посвящены во все воровские предприятия своих приятелей мужчин и нередко принимают участие в кражах их, имея всегда свою часть в добыче».
4. Алкоголизм. Проституткам свойственна такая же страсть к спиртным напиткам, как и преступникам, и соответственно этому у них наблюдается очень часто ослабление и даже полное отсутствие сухожильных рефлексов как следствие алкоголизма. Из 60 проституток, находившихся под наблюдением Gurrieri и Fornasari, 12 происходили от родителей-пьяниц, 11 были сами алкоголичками и много курили. Тарновская из 29 проституток, называемых ею «impudiques», родители которых были алкоголиками в 68%, наблюдала пьяниц в 62%, а из тех, которых она называет «hysteriques», оказывалось подверженных алкоголизму 66%, так что невольно является вопрос: не зависят ли наблюдавшиеся у них нервные расстройства скорее от алкоголизма, чем от истерии.
5. Жадность. У проституток наблюдаются только самые легкие формы преступности; некоторые преступные страсти их, коренящиеся в глубине женской натуры, почти никогда не служат у них мотивами преступлений только лишь потому, что могут быть легко удовлетворены, и преступление становится поэтому совершенно излишним. Сюда принадлежит, например, ненасытная жадность, наблюдаемая обыкновенно у наиболее интеллигентных врожденных проституток. Parent-Duchatelet нашел среди 600 проституток, отбывавших тюремное наказание, 12 ростовщиц «высшего» и 20 – «низшего порядка». Проститутки смотрят всегда на своих гостей как на известные суммы денег.
6. Чувство стыдливости. Отсутствие чувства стыдливости является одной из самых характерных черт врожденных проституток. Некоторые авторы, в том числе Parent-Duchatelet, отрицают или по крайней мере уменьшают значение этого факта, указывая на то, что проститутки, принимая у себя гостя, завешивают обыкновенно иконы и никогда не отдаются мужчинам в присутствии посторонних. Но, по нашему мнению, здесь дело сводится к распространенному среди них суеверию или к симуляции. Если принять во внимание, что между ними встречаются матери, которые имеют сношения в присутствии собственных дочерей со своими любовниками или отдают их последним, если вспомнить, что многие из этих женщин показывают себя за деньги в «живых картинах» трибадов и содомистов (Parent-Duchatelet. Op. cit.), то станет ясным, что нежелание отдаваться мужчинам в присутствии посторонних есть не более как симуляция с их стороны. Известны жалобы одной проститутки, негодовавшей и удивлявшейся, что ее арестовали за оскорбление общественной благопристойности, когда она ровно ничего такого не сделала, если не считать, что отдалась в публичном месте 10 солдатам последовательно одному после другого и каждый раз в присутствии всех остальных.
7. Нравственное помешательство (moral insanity) и врожденная склонность к проституции. Врожденная проститутка не способна к материнской любви и привязанности к родным; она думает только об удовлетворении своих низменных инстинктов; это преступница, хотя преступления ее принадлежат обыкновенно к разряду легких, и в ней типично выражены черты так называемого нравственного помешательства (moral insanity). Самым патогномонистическим признаком его служит отсутствие у нее стыдливости. Вся сила этического развития женщины была всегда направлена, стало быть, к тому, чтобы создать и укрепить в ней это чувство: поэтому крайняя степень нравственного вырождения, «moral insanity», должна выражаться именно потерей стыдливости, подобно тому как у мужчин она сказывается утратой чувства, наиболее культивированного цивилизацией, как, например, уважения к чужой жизни. Следствием и венцом подобного отсутствия стыдливости является та легкость, с какою женщины соглашаются взяться за профессию, приносящую им одно только всеобщее презрение и отвращение.
8. Привязанность к животным. Проститутки, как и нравственно помешанные, отличаются особенной привязанностью к животным, которая так резко противоречит их обычному равнодушию к окружающим людям. Maxime du Camp говорит, что данное содержащимся в St.-Lazar‘ской больнице проституткам разрешение держать около себя животных пришлось отменить потому, что они грозили превратить больницу в зверинец. Известно, что маркиза Pompadour имела у себя в доме целую коллекцию собак, обезьян, попугаев и редких птиц и, умирая, завещала в своем духовном завещании одну собаку и попугая Buffon‘y. Она платила огромные деньги знаменитым художникам и ваятелям за изображения любимых животных. Привязанность к животным является у подобных женщин вполне эгоистическим чувством, так как животные подчинены всецело воле человека и им не нужно приносить никаких жертв, между тем как любовь к человеку – это ego-альтруистическое чувство, которое требует бесчисленных жертв для любимого существа и полного подчинения своих личных эгоистических интересов его желаниям.
9. Любовь. Любовниками проституток являются обыкновенно их же сутенеры, к которым влечет их особенная страсть. Сутенер – это почти всегда субъект со зверским характером, с наклонностью к насилиям, становящийся паразитом своей любовницы, которую он в благодарность за ее любовь немилосердно колотит. Сутенеры, особенно проституток низшего пошиба, находятся постоянно в тесных сношениях с ворами и другими негодяями. О сутенерах говорит уже Restif de la Bretonne следующее: «Проститутки не могут обходиться без защитников; в своих выборах они обыкновенно останавливаются на самых испорченных, но сильных мужчинах, которых все боятся и в которых они видят опору и защиту против всякого нападения на них. Проститутка, раз выбравшая себе подобного защитника, не может уже развязаться с ним в течение всей своей жизни: она должна доставлять ему средства, дающие ему возможность жить, ничего не делая, проводить все время в кутежах и играх».
10. Лакомство, обжорство, пьянство. Проститутки отличаются большею частью прожорливостью, и, по словам Parent-Duchatelet, они очень необыкновенные лакомки. «Лакомство и прожорливость проституток, – говорит он, – удивительны. Некоторые из них едят целый день и в общем съедают такую массу, что этим можно было бы смело накормить трех или четырех женщин одного с ними возраста. К этим излишествам они приучаются в простых заведениях или хороших ресторанах, в которые ведут их, смотря по их пошибу, их поклонники». Так как у проституток в общем так мало развиты ум и половое чувство, то весьма понятно, что у них с особенной силой дает себя знать голод – самый сильный инстинкт их живой натуры. В этом отношении они напоминают детей в том возрасте, когда еще не начиналось их духовное и половое развитие и когда вся жизнь их сводится исключительно к удовлетворению потребностей желудка. Известно, что и у идиотов умственная тупость связана обыкновенно с большей или меньшей прожорливостью.
11. Страсть к играм. Страсть к играм у проституток в общем не так развита, как у преступников. Тем не менее, в публичных домах картежная (и другие азартные) игры являются одним из главных развлечений их обитательниц.
12. Тщеславие. Характерным является тщеславие проституток, наблюдающееся у них во всех видах и выступающее тем сильнее, чем испорченнее субъекты. Древнегреческие гетеры постоянно мечтали о том, чтобы связать свое имя с какой-нибудь комедией. Поэтому среди них особенным вниманием пользовались драматические писатели, которым содержание метресс обходилось далеко не так дорого, как прочим смертным.
13. Бездельничанье. Любимейшим удовольствием проститутки является бездельничанье. Скука ей незнакома, и она проводит целые дни, лежа на постели или кушетке, не двигаясь с места, не шевеля ни одним пальцем и не чувствуя при этом никакой тягости от подобной инертности, которая для всякой нормальной женщины несноснее самого тяжелого труда. Зато все проститутки смертельно ненавидят всякий труд, и это отвращение к нему и является главным мотивом их падения и проституции; сюда присоединяется еще, кроме того, их жадность ко всякого рода развлечениям, кутежам и оргиям, каковая черта у них общая с настоящими преступниками. Точно так же и Parent-Duchatelet полагает, что лень является одной из главных причин проституции: многие молодые девушки, не желая трудиться и стремясь вести жизнь, полную удовольствий и развлечений, не хотят, однако, искать службы или какой-нибудь работы и часто теряют даже, благодаря своей склонности к такого рода жизни, ту службу, которую они занимали раньше. Лень проституток вошла даже в поговорку. Они проводят целые дни в dolce far mente, и в те часы, когда они не заняты своим печальным ремеслом, они предаются абсолютному бездельничанью. Проститутки более или менее высокого пошиба встают обыкновенно очень поздно, купаются, поют, едят, танцуют, валяются на постели или диване и, если погода хорошая, идут гулять. Другие сидят в кофейнях или перед дверьми своей квартиры, едят, пьют и болтают в компании окружающих их субъектов. Работой, именно: вышиванием, шитьем или деланием цветов – занимаются только весьма немногие из них, именно те, которые несколько обучены этому; еще меньше среди них встречается таких, которые проводили бы время в чтении или занимались бы музыкой.
14. Ветреность, легкомыслие, нерасчетливость. Проститутки, которых Тарновская причисляет к категории «insouciables», отличаются, по ее словам, «необыкновенной подвижностью, болтливостью и таким живым темпераментом, что при самом ничтожном поводе они переходят от смеха к плачу и наоборот. Главнейшей чертой характера их является полная неспособность сосредоточиваться на чем-нибудь и отсутствие выдержки во всех их начинаниях». «Трудно представить себе, – замечает Parent, – ветреность и поверхностность проституток: почти невозможно заставить их сосредоточиться на чем-нибудь и следить за ходом мыслей; малейший пустяк отвлекает их внимание». Du Camp справедливо полагает, что «в каждой проститутке прежде всего бросается в глаза ее апатия и равнодушие ко всему окружающему, а затем ее ветреность и непостоянство мислей». Совершенно права была, по его мнению, та из них, которая охарактеризовала себя словами: «Je suis papillon». Легкомысленность и непостоянство этих падших созданий обусловливаются у них слабостью высшей черты психического развития человека, именно внимания, которое бывает нарушено при всех формах вырождения. Такой легкомысленности соответствует и полная нерасчетливость проституток. В жизни очень часто встречаешь кокеток, которым удалось собрать известное состояние благодаря своей ловкости и уму и которые растрачивают его на всевозможные пустяки, совершенно не думая о том, как непродолжителен источник их доходов – красота. Публичные женщины низшего разбора еще менее задумываются о своей тяжелой будущности. Вот почему так редки даже среди наиболее ловких и счастливых из них случаи наживы и обеспечения на старости лет.
15. Лживость. Проститутки, подобно преступникам, обнаруживают неотразимую склонность ко лжи даже в тех случаях, где для этого у них нет ни основания, ни цели. Carlier усматривает в этой черте характера их профессиональный признак. Д-р de Sanctis на основании наблюдения 28 проституток констатирует у них удивительную аналогию с истеро-эпилептическими больными в том отношении, что они так же систематически лгут, как эти последние, и что ложь вырабатывается у них в прочную, не основанную на необходимости привычку (mendacium systematicum). Равным образом и Тарновская нашла у проституток органическое тяготение ко лжи преимущественно у тех, у которых имеются налицо признаки истерии (категория «hysteriques»), которые, стало быть, – как она объясняет, – бессознательно стремятся выражать свои мысли и чувства только приблизительно, неточно. С другой стороны, лживость проституток отчасти объясняется их социальным положением, равно как и сознанием ими того взгляда, какой существует на них в обществе. Им приходится постоянно в жизни бояться чего-нибудь: родитель ской власти, полиции, суда – и таким образом в них постепенно вырабатывается привычка лгать при самых обыденных обстоятельствах.
Следует отметить, что эта профессия на самом деле одна из самых древних. Так, по утверждению Геродота, Фараон Хеопс разорившись от двадцатилетних колоссальных затрат на постройку своей пирамиды, заставил собственную дочь заниматься проституцией, и на вырученные средства все-таки достроил пирамиду. Языческая история многих народов обильна фактами этого греха. Жрецы умело использовали половые инстинкты людей в своих интересах, развращали народ, способствуя распространению проституции. Эта религиозная разновидность проституции заключалась в принесении в жертву целомудренности девушки.
К примеру, в Древнем Вавилоне по установлению жрецов каждая вавилонянка была обязана однажды в своей жизни провести определенное время в храме Мелитты и Венеры, отдаваясь за деньги каждому желающему иностранцу, которые толпами теснились на этом религиозном базаре разврата. Еще большее распространение получила проституция в Риме. Даже историю его возникновения мифология связывает с падшей женщиной вскормившей легендарных основателей «Вечного Рима» – Ромула и Рема. По утверждению Тацита, в период существования Римской империи там нельзя было найти почти ни одной честной девушки.
Во время падения Римской империи, распространение христианства оказало заметное влияние на изменение нравов Европы. Апостолы, проповедуя учение Иисуса, призывали к целомудренности половых отношений. Они и их последователи повели непримиримую борьбу с половой распущенностью, внебрачными связями, и конечно, с проституцией. Однако при всей враждебности первых христиан к половому влечению как источнику низменной чувственности, несмотря на аскетизм, проповедуемый и приводимый ими в жизнь, им удалось преодолеть только одну форму проституции, именно ту, которая под видом религиозных культов пышно цвела в эпоху язычества, и ютилась вокруг храмов различных «божеств». Во всех же других её формах проституция продолжала по-прежнему существовать, и уже первые христианские императоры вынуждены были относиться к ней терпимо.
Мусульманам-шиитам разрешены временные браки, когда муж и жена заранее обговаривают срок их союза. Женщина в таком браке имеет права и обязанности обычной жены, а родившиеся дети являются законными. Критики называют институт временного брака завуалированной легальной проституцией. Признавая наличие проблемы, их оппоненты отмечают, что такая проституция противоречит религиозным нормам, так как после завершения хоть обычного, хоть временного брака женщина обязана выждать идду – период в 4 месяца и 10 дней до следующего замужества.
С 2005 по 2010 год в Праге работал публичный дом «Big Sister» (по аналогии с реалити-шоу «Big Brother»), который был нашпигован камерами и зарабатывал на прямых трансляциях всех происходящих внутри событий в Интернете. Услуги проституток в нём были бесплатны, с клиентов-мужчин взималась только единоразовая плата за вход в размере примерно 20$, и в эту сумму входил DVD с записью своих похождений. А если в клуб приходила пара, ей вместе с диском выдавалось и небольшое вознаграждение.
Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Но для фестиваля название фильма перевели как «Quand passent les cigognes», что значит «Когда прилетают аисты». Дело в том, что буквальный перевод «Les grues volent» из-за многозначности каждого слова означал бы также «Проститутки воруют».
По закону штата Техас любой человек может отстаивать свою собственность с использованием оружия в ночное время суток. Руководствуясь им, присяжные оправдали Эзекиля Гилберта, которому грозило пожизненное заключение за убийство проститутки. Гилберт отдал 150$ сутенёру и привёл женщину в дом, а когда та отказалась от секса, сначала не выпускал её, а затем выстрелил из пистолета ей в шею.
В центре индонезийского острова Ява на горе Кемукус расположен храм, который до недавнего времени активно посещали паломники-мусульмане. Знаменит он весьма странным для такой консервативной религии обычаем – по местным поверьям, если на этом холме ночью заняться сексом с незнакомцем или незнакомкой, тебя ждёт удача в бизнесе. В самые людные дни сюда стекалось до 8000 паломников, а вокруг ритуала сложилась соответствующая инфраструктура из сдачи комнат в аренду, развлекательных заведений и услуг проституток. Лишь в 2014 году местные власти запретили подобную практику.
Англичанка Милли Купер, рождённая в 1915 году и позже эмигрировавшая в США, стала зарабатывать проституцией с середины 1940-х. После накопления капитала она стала хозяйкой борделя, но в возрасте 64 года вдобавок к этому решила вернуться к собственной практике, чем занимается и по сей день. Милли Купер относится к проституткам элитного класса, зарабатывая за один сеанс 1250 $, а возраст её клиентов разнится от 29 до 92 лет.
В ходе советско-китайского вооружённого конфликта на Китайско-восточной железной дороге 1929 года советским снарядом была случайно убита проститутка в японском публичном доме. Консульство Японии предъявило советскому командующему Блюхеру иск на 22500 иен. Эта сумма была подсчитана исходя из того, сколько лет могла бы прожить эта проститутка, сколько обслужить клиентов за это время и какой доход принести бюджету Японии. Блюхер иск отклонил.
Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.
Пингвины Адели строят гнёзда для кладки яиц из гальки. Когда соседние пары отвлекаются, эти пингвины не стесняются воровать их камни. А некоторые самки ради камней занимаются проституцией, хотя имеют постоянного партнёра. Они находят одиноких самцов, которые тоже делают гнёзда в надежде завести свою семью, позволяют им спариться с ними и после этого уносят один или несколько камней в своё гнездо.
В Древнем Риме существовали бронзовые монеты спинтрии, на которых были изображены эротические сюжеты – как правило, люди в различных позах в момент полового акта. Популярная версия гласит, что они использовались для оплаты услуг проституток в лупанариях, однако прямых доказательств этому не найдено. По другой гипотезе, спинтрии были игровыми жетонами наподобие современных фишек в казино.
Древнегреческие проститутки рекламировались с помощью специальных набоек на каблуках своих сандалий, оставляющих на земле призыв «Следуй за мной».
Сложенная в фигу ладонь в арабских странах означает сексуальное оскорбление, в Португалии и Бразилии является жестом защиты, а в Германии – приглашением проститутки.
Греческая богиня Афродита, согласно мифологии, была самой настоящей куртизанкой. Именно поэтому во многих священных храмах, например, в Пафосе, обязательно должна была присутствовать группа своеобразных сакральных проституток.
Впервые налог на занятие проституцией ввели примерно 600 лет до н.э. Тогда же появились первые бордели (диктерионы): здания, на входе которых стояли голые девушки для привлечения клиентов.
В древних Афинах в обществе проституток присутствовал высший слой – гетеры. Они отличались умом и необычайной красотой. Одна из таких гетер стала женой самому Периклу, сделав его дом интеллектуальным центром.
Русский судебник 1589 года выплачивал компенсацию проституткам, если их публично оскорбили.
В 1649 году началось массовое преследование проституток. А при Анне Иоанновне (1728 год) слово «проститутка» и его синонимы в принципе объявили нецензурным.
В средневековой Европе у путан были свои богатые покровители. При этом проститутки могли даже иметь мужей, однако сами мужья всегда стояли на более низких ступенях, нежели клиенты.
Многие не знают, но японские гейши – отнюдь не проститутки. В Японии у проституток на кимоно узлы завязывались спереди, чтобы их можно было часто развязывать. Что касается гейш, на их одеяниях узлы были сзади, и развязать их можно было только с посторонней помощью.
В древнем Риме женщины, которые решили заняться проституцией, обращались к правительству, чтобы там им выдали соответствующую лицензию. Но со временем за этим документом стали приходить дочери представителей властей, из-за чего император Тиберий издал указ, запрещающий детям благородных дочерей заниматься проституцией.
Проституция в СССР: интересные факты
Многие считают, что в СССР проституции не существовало – однако это не так. Она была, просто находилась в подполье, разной степени глубины в разные годы существования Союза. По сути, ситуация с проституцией была чем-то похожа на ситуацию с фарцовщиками – люди удовлетворяли те же самые потребности, что и в странах «загнивающего Запада», просто более сложными, дорогими и небезопасными путями.
Еще в далёком 1956 году советский Уголовный розыск располагал весьма любопытным документом, который составили оперативные работники 9-го отдела, и в котором содержались сведения о 600 проститутках, работающих в Ленинграде (это только те, кого удалось вычислить в ходе «оперативных мероприятий»). Выяснилось, что проститутки находят клиентов на вокзалах, в городских скверах, а также в дорогих ресторанах и кафе.
По материалам исследования ленинградских оперативников, сам процесс работы проституток практически не отличался от такого же в других странах – девушки приглашали клиентов к себе домой либо в специальный притон – чаще всего он располагался в квартире какой-нибудь старенькой бабушки, которая тоже имела с этого доход. Еще можно было устроить секс в машине такси (шофёр был в курсе и уходил на время встречи), или даже просто в тихом подъезде, на лестнице или в глухом дворе (которых в Ленинграде было множество).
Стоимость услуг «ночных бабочек» в пятидесятые годы составляла от 25 до 100 рублей, что в пересчете на послереформенные деньги (после 1961 года) равнялось от 2,5 до 10 рублей. Бутылка водки в СССР (до войны в Афганистане) стоила 2,87, хороший обед в столовой – около рубля, так что сами считайте, мало это или много).
Самое интересное во всей этой истории то, что в отличие от фарцовщиков (которым по советским законам давали реальные тюремные сроки за «спекуляцию»), проституток де юре как бы и не существовало, и не существовало особой статьи именно за занятие проституцией. Вместо этого проституток привлекали за всяческие «сопутствующие нарушения» – вроде пьянства, шумного поведения, мелкого хулиганства и прочего такого. В общем, ситуация тут не сильно отличалась от других сфер жизни в СССР – руководствовались принципом «жопа есть, а слова нет». Облавы на проституток с последующим их привлечением по «сопутствующим» статьям проводили не только милиционеры, но и всяческие «добровольные дружинники», комсомольские отряды и «бригады содействия милиции». Нередко забавные сценки попадания проституток в милицию можно встретить в советском кино перестроечного времени.
Интересный этап в жизни советских проституток начался примерно в начале 1970-х годов. Согласно исследованиям криминологов, примерно в эти годы появился класс так называемых «элитных проституток», которые работали с иностранцами за валюту. Как и в случае с фарцовщиками, в этом бизнесе была задействована целая инфраструктура, включающая в себя руководство гостиниц, предоставляющее места для встреч, управляющих ресторанами (по чьей протекции выдавалась бронь на столики) и т.д., разумеется все задействованные лица получали часть дохода проститутки.
Примерно в те же годы в КГБ смекнули, что неплохо бы воспользоваться этой ситуацией, после чего многие «элитные проститутки», обслуживающие иностранцев, стали работать на КГБ. Задания были самым разными – могли поручить, например, выведать у клиента ту или иную информацию, проследить за кем-то, сделать фотокопии тех или иных лиц или документов и так далее. Ну, либо просто собрать компромат на то или иное лицо.
Связка «проститутки-КГБ» особенно плотно работала во времена немногочисленных международных мероприятий, проводимых в СССР, например Олимпиады в 1980 году. Во время Олимпиады завербованные проститутки работали в московских гостиницах «Россия», «Метрополь», «Интурист», «Белград», а еще например в киевской гостинице «Русь» – из Киева к Олимпиаде вывезли всех проституток, оставив только валютных, обеспечив им доступ в закрытую для обычных граждан «режимную» гостиницу.
Немного об иерархии в этом бизнесе. Она появилась именно в советские годы и не сильно отличается от существующей сейчас. Верхнее звено – это, как уже было сказано, «элитные валютчицы», работающие при дорогих гостиницах. Более низкий ранг – обычные рублевые проститутки, чаще всего находящие клиентов в ресторанах, кафе и т.д. и приводящие их к себе домой либо в притон. В отличие от «валютчик», у этих дам занятие проституцией нередко было дополнительным доходом.
Самой «низшей кастой» считались обычные уличные, вокзальные либо дорожные проститутки, так называемые «плечевые» (обслуживающие дальнобойщиков и просто водителей). В «низшей касте» был наиболее высокий уровень ЗППП, а также нередко можно было попасть на криминал – на «клофелинщиц» либо наводчиц воров.
В конце восьмидесятых годов, с началом перестройки, проститутки стали действовать более смело и открыто, нередко вызывая зависть простых советских граждан и даже милиции. Вот что вспоминают про те годы на одном из форумов в рунете: «В 1983-1989 один удар с валютной стоил $50, ночь стоила 200-300... Но то были путаны высший пилотаж (почитайте интердевочку). Девки были экстра-класса, с высшем образованием, со знанием языков, и все стояли на учете спецотдела (залетных не брали)».
А вот воспоминания уже не про «валютную элиту», а про дам попроще: «Часто приходили не с пустыми руками к таким женщинам. Тогда деньги у работяги были не только на тупой секс, но и на весёлую обстановку. Это в нынешнее время у работяги есть только желание кинуть пару палок и все, дальше деньги жим-жим, надо еще и на еду на каждый день оставить. Времена другие нынче – раньше и работа была у всех, и денежки водились свободные.»
Примерно в ту же эпоху, с началом политики гласности, многие журналы стали публиковать множество материалов про то, что раньше было под запретом, появилось в том числе и множество забавных материалов про проституток.
9 проституток, изменивших мир
Доминика Нихофф
Выросшая в детском доме, Доминика в 17 лет сама определила свою будущую судьбу, уйдя работать в бордель. Там она стала любовницей, а позднее женой владельца публичного дома. После его смерти она взяла бразды правления в свои собственные руки, сделав дело очень прибыльным. Нихофф часто выступала в различных ТВ-шоу за права коллег и за легализацию этого древнейшего бизнеса.
Мата Хари
Голландская танцовщица и куртизанка Маргарета Гертруда Зелле вписала себя на страницы истории под именем Мата Хари как самая известная шпионка Первой мировой войны. Оказавшись в бедности, девушка сочинила себе легенду, согласно которой она была экзотической принцессой, и выступала с восточными танцами, граничащими со стриптизом. Завоевав громкую славу, Мата Хари становилась любовницей самых влиятельных лиц Европы. С началом войны французская сторона заподозрила её в двойном шпионаже в пользу Германии и вынесла ей смертный приговор.
Фрина
Удачно совмещала работу жрицы любви и натурщицы. Позировала для множества древних скульпторов и художников, поэтому её изображения дошли до наших дней. Была привлечена к суду за позирование для статуи Афродиты – общественность посчитала это кощунством и богохульством. По легенде, от тюрьмы её спас один из любовников, который на суде сдёрнул с Фрины всю одежду и доказал, что такая красота не может быть виновной. Присяжные сняли с девушки все обвинения.
Мари Жанна Дюбарри
Одна из самых известных куртизанок Франции и фаворитка Людовика XV, мадам Дюбарри прожила жизнь, достойную книжного романа. Долгое время она работала проституткой, пока к ней не зашёл скучающий король. Он влюбился, выдал замуж за одного из своих придворных, тем самым приблизив к себе. Счастье закончилось вместе со смертью венценосного любовника – её арестовало новое правительство, а в 1793 её жизнь окончилась на гильотине во время революционного террора.
Кора Перл
Променяла мирную жизнь дочери композитора на славу лучшей проститутки Лондона. На этом титуле она не остановилась, переплыв через Ла-Манш и покорив французскую публику. Её вклад в историю не ограничился карьерой проститутки – мисс Перл стала автором мемуаров, которые были переведены на многие языки и пользовались популярностью по всему миру.
Лулу Уайт
Деятельность этой куртизанки послужила источником вдохновения для Луи Армстронга. Начав с проституции, Лулу Уайт открыла в Новом Орлеане свой собственный бордель, который прославился своими услугами и музыкантами. Представители золотой эпохи джаза не сдерживали своих творческих порывов в стенах её публичного дома, через его порог прошло немало известных джаз-музыкантов.
Нелл Гвин
Усердие, талант и проституция принесли британке Нелл Гвин мировую славу, а её сыну – титул герцога. Девушка попала в театр, торгуя апельсинами и, обладая яркой внешностью и копной огненных волос, мгновенно запомнилась зрителям. Ей начали давать маленькие роли и, благодаря кротости и старанию, она дослужилась до главных ролей. Привлекательную актрису заметил король Англии Карл Второй, который и одарил её всяческими благами.
Таис
Известная афинская гетера, находившаяся под покровительством Александра Македонского. Позднее она вышла замуж за египетского царя Птолемея I Сотера. Её обвиняют в том, что она сожгла дворец Ксеркса, при этом причины такого поступка разнятся от мести всей Персии до пьяного дебоша.
Аспазия
Эта проститутка была самой высокооплачиваемой во всех Афинах. Так как её собственный публичный дом был одним из самых больших и популярных, к ней заглядывали известные клиенты. Один из них – Перикл, основатель философской школы – не смог не влюбиться в красивую и образованную жрицу любви. Вскоре он ушёл от своей жены, и их с Аспазией дом стал центром притяжения для древнегреческих философов. Кроме того, она уговорила Перикла развязать победоносную войну, которая сохранила целостность всего государства. В честь этой выдающейся гетеры в 1895 году был назван целый астероид.
|