![](/_pu/10/s44406186.jpg)
Джокер – персонаж Вселенной DC Comics, самый главный враг Бэтмена. Он гениален, невероятно хитёр, невосприимчив к боли и страха и абсолютно безумен. Но такой образ Джокера был далеко не всегда ...
Изначально данного персонажа придумали для того, чтоб Бэтмен противостояла кто-либо оригинальный, а не просто обычная мафия или бандиты.
Персонаж был создан Бобом Кейном, Биллом Фингер и Джерри Робинсоном, впервые появившись в 1 выпуске серии комиксов «Бэтмен» в марте 1940 года. Конечно, всем известны общие факты о джокере – его безумие, маниакальность клоуна, странную любовь / ненависть к Темному рыцарю. Однако прошлое человека с белой кожей и зелёными волосами покрыто мраком, ведь даже он сам не всегда знает, какая из версий истории его жизни – правда, а какая – продукт больного разума.
Первым появлением Джокера в кино стал фильм «Бэтмен» 1966-го года, он не был настолько злым и сильным, а его образ вызывал скорее смех и улыбку.
Своего "Бэтмена" в 1989 году также снял культовый режиссер и мультипликатор Тем Бертон. Злодей в роли Джека Николсона Выступал в роли своеобразного философа и увлекающегося искусством психопата.
В "Темном рыцаре" 2008 года Кристофера Нолана в злого клоуна перевоплотился Хит Леджер.
И вот недавно состоялась премьера психологического триллера "Джокер" с Хоакин Феникс в главной роли. Это первый сольный фильм о заклятых врагах Бэтмена. В фильме Филлипса Джокер – обычный человек, которому однажды надоело подставлять другую щёку. Униженные, но решивший дать отпор. Он носит маску знакомого всем персонажа, но при этом свободен от образов из вторых экранизаций. Картина получила большое количество положительных отзывов критиков.
«Режиссера Тодда Филлипса и его соавтора Скотта Сильвера интересуют умственные, моральные, эмоциональные и физические особенности человека, ставшего Джокером – отмечает Empire. – Это история для всех нас, чтоб мы НЕ забывали о том, как становятся злодеями».
По некоторым данным, при работе над «Джокером» создатели вдохновлялись в том числе комиксом Алана Мура и художника Брайана Болланда «Бэтмен: Убийственная шутка», появившемся в 1988 году и являющийся главным комиксом о джокере, проливающих свет на тайну его происхождения и демонстрирующий всю глубину психического расстройства этого персонажа.
Характер:
Анонимус. То есть полный и настоящий аноним, человек без прошлого, однажды вынырнувший, как чертик из табакерки, и ставший королем преступного мира в городе. Единственное, что про него известно: первоначально был преступником по имени Красный Колпак, но был схвачен Бэтменом и после купания в кислоте получил свой фирменный облик, о чём невозбранно можно прочесть в комиксах «Человек под Красным колпаком» аж 1951 года и «Убийственная шутка» 1988. В последней утверждается, что ещё раньше Джокер был унылым задротом, пытающимся быть смешным, но необходимость в денежке толкнула его на первое преступление. Хотя, возможно, это были просто глюки, отражающие лишь одну из многих фантазий сабжа на тему своего прошлого…
Трикстер. От мозга костей и до последнего миллиметра зеленых волос – воплощенный аватар Локи, причем с каждым поколением – все лучше. В его распорядке дня и наполеоновских планах нет ни одного действия, которое не совершалось бы ради сакраментальных и вечных. При этом главная цель Джокера – не просто затравить врага и поиметь с этого, его триумф наступает, когда жертва сама осознает юмор ситуации и хохочет вместе с развлекающим ее актером, пока ее перепиливает пополам циркулярная пила, прятавшаяся под самым ее носом. Именно в этом и кроется причина постоянных фейлов Джокера – лицевые мускулы у Бэтса улыбку выдают с трудом и громким скрипом. Также, если дело, даже самое прибыльное и простое, по какой-либо причине перестает ему доставлять удовольствие, что, впрочем, бывает нечасто: чувство юмора у Джокера обширное и изворотливое.
Гений. Причем всерьез, без дураков и сумасшедших изобретателей вундервафель. IQ Джокера настолько велик, что им можно забивать сваи. Чего стоят одни только его свободные перемещения по Аркхэму, в котором камеры охраняются чуть лучше, чем в «Черном дельфине», охранники при малейшей попытке побега стреляют на поражение, а в самих камерах только одно отверстие, оно же единственный предмет обстановки – бронированная дверь. При этом большинство преступлений он, как самый настоящий пахан, осуществляет не на воле, а из-за уютных стен Аркхэма. Круто рубит в органической химии, может замаскировать любое оружие под невинный предмет, а при необходимости – наоборот, воспользоваться этим самым невинным предметом как оружием. Также Джокер – едва ли не единственный персонаж цикла о Бэтмене, честолюбие которого не ограничивается ограблением очередного корована. Впрочем, их он тоже грабит – ради веселья.
Джентльмен. Обаяние Джокера настолько велико, что он ухитрился совратить собственного лечащего врача. Получилась Харли Квинн – пиратская локализация Робина, фапабельная деваха с безумными навыками бойца джиу-джитсу, снайпера, цирковой акробатки и восторженной поклонницы в одном флаконе. Кто-то заикнётся про гибристофилию, но…
Психолог. Без комментариев, эту сторону Джокера проще раскусить, просто самому посмотрев или почитав разнообразных «Бэтменов».
И многое, многое другое. Неудивительно, что с такой-то харизмой он очень быстро стал чуть ли не эталоном злодея и объектом восторженного благоговения всего комиксочитающего и мультикосмотрящего мирового населения. Однако стоит указать, что ИРЛ в местах отдыха людей психически нездоровых, и сидя на лечении подобающими таблеточками, нашему приятелю давно бы стало лучше.
Джокер – один из самых загадочных персонажей массовой культуры. История происхождения его была неясна вплоть до выхода фильма Тодда Филлипса, да и в нем все не так однозначно.
Каждый поп-культурный феномен сопровождает множество поклонников, преданных персонажам фанатов, готовых положить голову в спорах о каноне, этой священной корове любого фан-сообщества. Официальный канон не подвергается сомнению, это единственно верный вариант развития событий или мифологии. Однако у комиксов с каноном специфические отношения: за всю его уже почти 100-летнюю историю фанаты вынуждены были сталкиваться с разными реинкарнациями героев и по-разному отвечать на спорные вопросы о том, сражался ли Капитан Америка с нацистами во время Второй мировой и прикончил ли Бэтмен Джокера в «Убийственной шутке».
Джокер после своего появления в комиксах весной 1940-го долго обходился без истории становления, обычно присущей всем героям и злодеям. Его канон сводился к внешности: зеленые волосы, фиолетовый костюм, демоническая улыбка на загримированном лице. Все это было запечатлено еще в самом первом появлении Джокера в золотом веке комиксов.
Грант Моррисон, автор одной из лучших историй о Бэтмене и Джокере «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле», в своей книге о героях комиксов «Супербоги» пишет: «Изувеченная морда Джокера была лицом смерти, гримом, что тает на посмертной маске фон Ашенбаха в «Смерти в Венеции» Висконти; осклабившимся черепом, замаскированным густым слоем косметики. Порочный и пагубный, протопанк, протогот, он был худощавым, бледным, сгорбленным психопатом. Он был Джонни Роттеном, Стирпайком, обдолбанным в Берлине Боуи или Джоэлом Греем в «Кабаре».
Комиксовый Джокер позаимствовал внешность у Гуинплена из «Человека, который смеется» Виктора Гюго, превращенного на потребу публике в вечно улыбающегося уродца. Трудно представить, что DC удалось избежать суда по авторским правам, ведь Джокер – копия Гуинплена Конрада Фейдта в экранизации, осуществленной немецким экспрессионистом Паулем Лени. Однако нельзя рассматривать историю персонажа в отрыве от Бэтмена; без Темного рыцаря Джокер тает в воздухе как улыбка Чеширского кота.
Бэтмен появился в комиксах издательства DC в 1939-м, через год после Супермена, став полной противоположностью всемогущего инопланетного пришельца с золотым сердцем. Брюс Уэйн, наследник многомиллионной империи, вырос глубоко травмированным человеком, став в нежном возрасте свидетелем смерти родителей от руки гангстера. Супермен – символ надежды Америки и ее светлого будущего, Бэтмен – его оборотная сторона, рожденная трешевой эстетикой дешевых бульварных романов. Супермен всегда на виду, Бэтмен действует в ночи, в темных закоулках Готэм-сити; вампир-герой, Дракула на службе американского народа. Человек из стали сражается с политиками и глобальной несправедливостью, детектив ведет рукопашную борьбу с бандитами, до которых не добирается коррумпированная полиция.
Джокер встречает читателя страшной улыбкой, а через несколько страниц она оборачивается голосом из радио, который наглым образом прерывает передачу угрозой убить миллионера и украсть его бриллиант. Слушатели не принимают ее за чистую монету, в 1938 году они пережили радиопостановку «Война миров» Орсона Уэллса: «Это ж как тот парень, который недавно всех напугал россказнями про Марс! Не обращай внимания, дорогая!»
Обыватель не подозревает, что на свет рождается один из величайших преступников мировой поп-культуры. Джокер проводит большую часть своего дебюта с кислым лицом, пока планирует убийства, но приходит в восторг, когда ему удается осуществить планы и оставить полиции обещанный труп, обезображенный неестественной улыбкой.
Героя делает злодей, и уже в первом столкновении с Джокером Бэтмен, выбираясь из ледяной реки, признается: «Наконец-то я встретил врага, способного дать мне достойный отпор». Джокер был идеальным европейским противовесом американской решительности. Бэтмен прыгал по крышам небоскребов, Джокер отпускал остроты и колкости на дне Готэма. Бэтмен со своим умением мыслить как преступник был крутым, но холодный и расчетливый убийца Джокер еще круче.
«Идеальная симметрия, как Иисус и Дьявол, Холмс и Мориарти, Том и Джерри» – пишет Моррисон.
В середине 1950-х психиатр Фредрик Вертхэм опубликовал труд под названием «Соблазнение невинных: Влияние комиксов на современную молодежь», в котором заявил, что книжки с картинками наносят непоправимый вред юному поколению.
«Кого мы хотим воспитать? Безграмотное поколение, которое наполовину будет штурмовиками, а наполовину пушечным мясом? Тогда комиксы идеально подходят» – говорил Вертхэм на слушании сената США по подростковой преступности, ошибочно считая, будто изображение насилия склоняет детей на сторону криминала.
«Соблазнение невинных» встревожило американских родителей, и в попытке успокоить их правительство приняло «Кодекс комиксов», запрещавший издавать комиксы о нечисти вроде вампиров и зомби, изображать секс или извращения, а также чрезмерное насилие.
Комиксовый кодекс прожил дольше киношного кодекса Хейса и нанес существенный удар по Джокеру. Уже не расчетливый и мрачный гений преступного мира, но трикстер, сошедший с игральной карты, – таким сделали Джокера новые комиксы, таким его сыграл Цезарь Ромеро в сериале «Бэтмен» (1966–1968). Клоун, с истеричным смехом грабящий банки и рассекающий по Готэму на дурацком Джокермобиле, стер образ человека с жуткой улыбкой Гуинплена. Когда в 1964-м DC пытались воскресить комиксы о Бэтмене, новый главред настолько ненавидел Джокера, что практически вывел его из игры и со страниц.
Воскресили Джокера уже в начале 1970-х, в серебряный век комиксов. Новая эра требовала новых идей, и вместо клоуна появился импульсивный убийца с психическими отклонениями. Многие считают Джокера социопатом, но его одержимость Бэтменом рушит это предположение, – социопаты не очень-то способны на планирование и длительную фокусировку. Поведение социопата аффективно, Джокер же зачастую действует по продуманному алгоритму.
Диагноз поставить трудно: продумывая персонажа, авторы не вооружались международной классификацией болезней. В 1975-м Джокеру выделили собственную серию комиксов, но отсутствие Бэтмена и регулярный арест протагониста в финале каждого выпуска оттолкнули читателей. Тогда героя вернули в компанию летучей мыши.
Середина 1980-х ознаменовала начало «мрачного века» комиксов. В 1986-м были опубликованы сразу два издания DC, которым предстояло стать культовыми: «Хранители» Алана Мура и «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера, деконструкция супергеройского жанра, с одной стороны, и постаревший Бэтмен – с другой. Злодеям в это время было трудно: им приходилось изо всех сил гнаться за героями, ставшими иллюстрацией к выражению «не все так однозначно».
Джокер стал настоящим садистом, выбившим мозги помощнику Бэтмена Робину и прострелившему позвоночник дочери комиссара Гордона Барбаре (затем Джокер раздел истекающую кровью женщину и сделал несколько снимков). Последние события описаны в комиксе Мура «Убийственная шутка» (1988), который по праву считается одним из лучших в жанре.
Джокер Алана Мура – трагический герой. Он уходит с химзавода, ищет карьеры в стендапе, но шутки не клеятся, а кормить семью надо. Он соглашается на предложение бандитов ограбить свое бывшее место работы, проникает на завод, но видит Бэтмена и падает в чан с химикатами, откуда выбирается уже преобразившимся безумцем.
Мур обработал историю возникновения Джокера, опубликованную еще в 1951 году, добавив ей глубины. В финале Джокер и Бэтмен вдвоем смеются над анекдотом про двух сумасшедших, сбегающих из психбольницы. Грант Моррисон считает, что после этого Бэтмен убивает Джокера (фанаты не согласны).
Художник «Шутки» Брайан Болланд в послесловии к изданию пишет: «Я сам никогда бы не взялся раскрывать историю происхождения Джокера. Думаю, что эта предыстория – одна из многих, гнездящихся в его безумной голове».
Поймав Джокера, Бэтмен исправно сдает его в лечебницу Аркхэм, обитель многих врагов альтер эго Брюса Уэйна, обладателей разнообразных психических заболеваний. Частично этот аспект влияет на общую атмосферу историй о Бэтмене: они несколько мрачнее историй Marvel, хотя в той вселенной тоже есть психиатрическая больница; впрочем, институт Рэйвенкрофта не так популярен в поп-культуре.
В комиксе Моррисона «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» (1989) Джокер вызывает Бэтмена в место своего заключения, чтобы сыграть с ним в игру, а заодно доказать, что его заклятый враг точно так же безумен, как и он. Джокер Моррисона обладает «суперразумностью», усиленным восприятием ощущений, что напрочь отключало его собственную личность, предоставляя разуму выбирать, кем ему удобнее быть в тот или иной момент.
«Бэтмен» Тима Бёртона, вышедший в конце 1980-х, повлиял на изображение Джокера в комиксах – налет безумия соскребли, нанесли слой шутовства и трикстерства.
90-е подарили комиксовому Джокеру подружку, Харли Квинн, ранее известную как врач-психиатр Харлин Квинзель. Новая и относительно романтическая жизнь превратила Джокера и Харли в Панча и Джуди комиксов, постепенно трансформировавшихся в прирожденных убийц.
В новом веке Джокер временно обзавелся внешностью Хита Леджера («Джокер» Брайана Азарелло, 2008), а затем и вовсе остался без лица (серия «Смерть в семье» 2012–2013 годов), атаковав всех близких друзей Бэтмена и существенно ослабив его как героя.
В самом Бэтмене немало безумия: на фоне всемогущего Супермена с его лазерами из глаз и способностью сворачивать горы миллионер, переодетый в костюм летучей мыши, чтобы анонимно вершить добро, смотрится сумасшедшим.
Джокер и Бэтмен меняются местами в недавно вышедшем на русском языке комиксе «Белый рыцарь» Шона Мерфи. Джокер в футболке с логотипом Бэтмена в драке орет: «Ты скачешь по городу в маске не ради справедливости, а потому что жаждешь контроля. Твоя миссия по спасению города – жалкая попытка собрать по кусочкам свою расколотую душу. Но ты настолько туп, что не понимаешь: твой план не работает! Преступления стали для тебя терапией, а Готэм – твоей жертвой».
Бэтмен все сильнее впечатывает кулаки в соперника, а затем запихивает ему в глотку горсть таблеток. Через пару страниц Джокер в камере составит судебный иск против Бэтмена, а в Готэме начнутся демонстрации в его защиту. Действия Бэтмена, записанные на видео, опубликуют в Сети, его подвергнут остракизму. Полиции ничего не останется, как арестовать Темного Рыцаря, пока новый, абсолютно здоровый и удивительно положительный Джокер уходит в политику.
История становления Джокера, рассказанная Тоддом Филлипсом, уже вошла в историю кино как первый супергеройский (точнее, суперзлодейский) комикс с главным призом одного из важнейших кинофестивалей мира. Но проблема в том, что без своего антагониста любой Джокер – лишь еще один сумасшедший. За этим персонажем всегда маячит тень угрюмого Бэтмена. Потому что Джокер – его улыбка.
Для фильмов по комиксам «Джокер» – важный этап. Перед нами редкий случай, когда произведение полностью оторвали от жанра: по вселенной DC Comics сняли не супергеройский фильм, даже не боевик или фантастику. Это всё равно что снять по «Властелину колец» не фэнтези. Конечно, Тодд Филлипс не первый, кто снял по комиксам серьёзное кино. «Джокер» не революция в жанре, а закономерная вершина эволюции, итог многолетнего переосмысления комиксов и их персонажей.
Как и всё новое, «Джокер» основан на лучшем из старого. Из одних фильмов прошлого он заимствует атмосферу, из других – идеи, а с третьими затевает спор. Этот фильм интересно разбирать не на отсылки и пасхалки, а на сходства и параллели, источники вдохновения, осознанные или нет. Вот из чего состоит «Джокер» – по признанию его создателей и по нашим собственным выводам, – и вот с чем стоит ознакомиться, чтобы лучше его понять.
Свой главный источник вдохновения Тодд Филлипс указал сам: фильмы, снятые в эпоху «Нового Голливуда» (конец 1960-х – начало 1980-х). В особенности две работы Мартина Скорсезе – «Таксист» и «Король комедии», от которых «Джокер» унаследовал ещё и актёра Роберта де Ниро.
«Таксист» — это история про Тревиса Бикла, простого парня из Нью-Йорка в исполнении Де Ниро, которого очень многое бесит. Бесят уличные хамы и политики. Бесят неудачи. Бесит, что симпатичная ему девушка работает проституткой. В итоге он срывается и устраивает бойню в борделе – за что его тоже провозглашают народным героем-мстителем.
В отличие от Джокера, Тревис каким-то чудом уходит от ответственности. Впрочем, финал «Таксиста» выглядит так странно, что впору считать его предсмертным видением, фантазией убийцы, размечтавшегося о признании. Так и многие сцены «Джокера» лишь фантазии главного героя, и не всегда понятно, что здесь вообще реальность.
Связь «Джокера» с «Таксистом» очень заметна. Сцены, в которых Артур играет с пистолетом, его пугающе неадекватное поведение, его попытки заискивать перед популярным кандидатом на выборах, которого он в душе ненавидит, – всё это делает его очень похожим на Тревиса. Правда, Тревис был, как ни странно, ещё более жесток и неадекватен. Его-то не доводили до ручки издевательствами и побоями.
«Король комедии» похож на «Джокера» ещё сильней. Тут Де Ниро играет, по сути, такого же Артура Флека – начинающего комика-неудачника Папкина, который хочет пробиться на популярное телешоу. И если Джокера туда приглашают добровольно, то герой «Короля комедии» добивается этого, захватив в заложники ведущего. Папкин заставляет-таки выпустить его в эфир, угрожая убийством, и добивается у публики успеха. Сам Де Ниро отметил, насколько иронично, что в новом фильме он играет ведущего. Правда, Джокер, в отличие от Папкина, действительно не смешной.
Кроме того, с этими и другими фильмами Скорсезе «Джокера» роднит атмосфера неонуарного города. Готэм всегда был мрачным, но здесь он очень похож на конкретный город – Нью-Йорк, каким его показывает Скорсезе. Здесь преобладают тёмные переулки, кирпичные стены с пожарными лестницами и дешёвые доходные дома, где полно проституток и наркоманов.
В отличие от Бэтмена, у Джокера нет устоявшейся истории происхождения. Разные комиксы и фильмы описывают её по-разному. А поскольку злодей чокнут, как мартовский заяц, любую версию можно списать на его расшалившееся воображение. Он может быть и мафиози Джеком Напьером, как в фильме Бёртона, и дворецким Альфредом, решившим развлечь хозяина, и домушником Красным Колпаком, и, уж конечно, неудавшимся комиком.
Последняя предыстория – из комикса Алана Мура «Убийственная шутка». Это, пожалуй, самая известная версия и к тому же убедительная. В этом графическом романе есть сцена, где Джокер предаётся воспоминаниям о былой жизни. В прошлом он жил в нищете, безуспешно пытаясь сделать карьеру стендап-комика и прокормить больную жену. Ради денег он согласился вступить в банду Красного Колпака и совершить ограбление. Но супруга умерла, лишив его цели, а подоспевший Бэтмен сорвал ограбление. Убегая, горе-грабитель упал в чан с кислотой и превратился в знакомого нам безумного клоуна. Вот так один неудачный день может сделать из обычного человека суперзлодея, заключает Джокер.
Уберите комиксную условность насчёт кислоты (она превратит вас не в остроумного циника-анархиста, а в изуродованный труп, не повторяйте это дома!), замените жену на мать, а ограбление на серию убийств, – и получится довольно похоже. Различий много (взять хоть то, что в итоге случилось с мамой Артура!), но их можно при желании списать на повредившуюся психику героя. Конечно, «Джокер» не экранизация «Убийственной шутки» или даже её фрагмента, но с этим комиксом сценаристы явно ознакомились.
Алан Мур подарил «Джокеру» не только пару фактов предыстории. Он, похоже, повлиял и на его философию – правда, от противного.
Мы уже видели историю, в которой чудак в странном костюме становится символом сопротивления неправедным властям. Он убивает обнаглевших «хозяев жизни», распускающих руки на улицах. Он влезает в телеэфир, чтобы высказать всё, что думает о сложившихся порядках. Бунтари надевают его маски, отправляясь на борьбу, а сам герой становится жертвой, мучеником революции. Да, в прошлый раз его звали просто V.
Однако «Джокер» не просто не копия «Вендетты» – он её деконструкция и прямая идейная противоположность. Намеренно или нет, у Филлипса получилось полемизирующее произведение, причём не столько с комиксом, где V довольно неоднозначен, сколько с экранизацией.
В «Вендетте» бунт против старых порядков – это подвиг благородных героев. Заглавный персонаж гениально хитёр, талантлив и нечеловечески живуч, он сознательно становится символом революции и приносит себя в жертву ради её успеха. Тысячи людей надевают его маски и стройными рядами идут на мирную акцию протеста.
В «Джокере» же мы видим хаос, погромы и грабежи. Душевнобольной убийца случайно превращается в символ бунта, о котором и не помышлял. Бунтари, хулиганы и даже уголовники надевают его маски забавы ради, чтобы под ними избивать, грабить и убивать богачей. Революция «снизу» вряд ли будет цивилизованной, утверждает «Джокер». Возможно, её «герои» покажутся вам немногим лучше противных рож из телевизора.
У создателей комиксного Джокера тоже было немало источников вдохновения, один из которых – чёрно-белый фильм 1928 года по роману Виктора Гюго «Человек, который смеётся». Его главный герой Гуинплен с детства изуродован – у него на лице навечно застыла широченная улыбка, вовсе не отражающая его настроения. Несмотря на свою зловещую внешность, Гуинплен – милейшей души человек, которого терзает жестокое общество.
Этим фильмом, по собственному признанию, вдохновлялся и Тодд Филлипс, но совершенно иначе. Придумывая Джокера для комиксов, Боб Кейн с коллегами позаимствовали у Гуинплена только жуткую улыбку и бледную кожу. Но под ними скрывался циничный и расчётливый злодей, который получил эти уродства по собственной вине.
Филлипс же отказался от внешнего уродства, но превратил Джокера в современного Гуинплена. Он тоже смеётся совсем не потому, что ему весело, – у него детская травма и психическое заболевание, из-за которых он не может сдерживать смех при сильном волнении. Общество отнеслось к нему не лучше, чем к Гуинплену. Только на месте жестокого короля и злого шута – богач Томас Уэйн и телеведущий Франклин, выставивший Артура на посмешище.
И, конечно, никакого хэппи-энда ждать не стоит – в этом «Джокер» даже ближе к исходному роману Гюго, чем экранизация. Если Гуинплен в конце обнаруживает, что он потерянный сын английского пэра, то для Артура надежда на нечто подобное оборачивается жестоким разочарованием.
Джокеров в кино и комиксах было много разных, но ни на одного из них герой Хоакина Феникса по-настоящему не похож. Он не остроумный маньяк, не гангстер, который любит подурачиться, не чудовище, жаждущее хаоса, и уж точно не импозантный пижон, по которому сохнет гимнастка-арлекинка. Трудно поверить, что перед нами предыстория кого-то из них. Пожалуй, есть лишь один Джокер, которым Артур мог бы со временем стать, – тот, что из фильма «Тёмный рыцарь».
Да, герой Хита Леджера куда более циничен, изобретателен и лихо обращается с оружием. Но ведь и Артур обрёл уверенность в себе только под самый конец фильма, – а уж умению хорошо стрелять и водить он как-нибудь научится за кадром. В остальном же они довольно похожи. Оба явно психически больны и не жалеют ни себя, ни других. Оба ненавидят лицемерное общество и оправдывают этим свои преступления. Оба ходят с сальными волосами и потёкшим гримом (напомним, комиксному Джокеру грим не требуется вообще). И оба совершенно не смешные.
Во многом именно «Тёмный рыцарь» позволил Джокеру настолько выделиться среди галереи врагов Бэтмена. Его и раньше порой показывали страшным и зловещим, но именно в фильме Нолана ручку «клоун» выкрутили на ноль, а ручку «безумный» – на максимум. Блестящая игра Хита Леджера, а потом его внезапная гибель и посмертный «Оскар» добавили этому образу ореол мрачного величия. С тех пор Джокера начали воспринимать серьёзно. Даже, пожалуй, слишком.
Именно это изменившееся восприятие сделало возможным фильм «Джокер». Трудно представить, чтобы Тодд Филлипс задумал серьёзную драму, например, о страданиях неудавшегося составителя кроссвордов Эдварда Нигмы. Джокер – другое дело. Это теперь такой же въевшийся в культуру образ злодея, как Дракула или мистер Хайд. Он может быть как смешным, так и могильно серьёзным. И посмотреть, как он получил эти шрамы, действительно интересно. Даже если эта версия обречена быть одной из многих.
|